- Урок 10 — Как зажимать струны на гитаре
- Усилие зажатия
- Как играть правой рукой
- Игра перебором:
- Подготовительное упражнение для Перебора 1
- Перебор 1 «Шестёрка»
- Как дергать струны гитар
- Постановка рук на гитаре. Советы для начинающих гитаристов.
- Вводная информация
- Правильная посадка
- Классическое положение
- Эстрадное положение
- Постановка рук на гитаре
- Постановка правой руки
- Постановка левой руки
- Постановка пальцев рук на гитаре
- Левая рука
- Правая рука
- Советы начинающим гитаристам
Урок 10 — Как зажимать струны на гитаре
Левая рука должна быть расслаблена. На видео показан пример зажатия первой струны на пятом ладу.
Когда будете прижимать струну, большой палец должен находиться с обратной стороны грифа. Частая ошибка: большой палец левой руки цепляется за верхушку грифа.
Прижимая первую струну на пятом ладу, вы указательным пальцем можете задевать вторую. Старайтесь не задевать. Струну нужно прижимать кончиком подушечки указательного пальца. Как только прижали, сразу проверяйте вторую струну, дергая её.
Обращайте внимание на то, в каком месте палец прижимает струну в отношении порожка. Нужно прижимать у края порожка, как показано на видео. Если Вы зайдете за порожек, то струна может звучать тише, может появиться дребезг или даже зазвучит не та нота.
Далее пробуйте прижать вторую струну на том же пятом ладу. Проверяйте вышестоящую третью струну так, как мы это делали, проверяя вторую при зажатой первой струне. Затем проверьте первую. Тут Вы можете подушкой указательного пальца задевать первую струну, этого тоже старайтесь не допускать. Нужно немного приподнять палец и тогда все струны будут звучать как должны.
Усилие зажатия
Теперь нам нужно определить с каким усилием нужно давить, нужно зажимать струну.
Для начала зажмите ту же первую струну на пятом ладу. Зажимайте достаточно сильно и параллельно щипайте (дергайте) первую струну пальцами правой руки так, как мы учили в предыдущем уроке.
Дергайте раз в секунду и начинайте понемногу ослаблять нажатие на струну, как только вы услышите легкую глухоту, тогда и нужно остановиться, добавить немного усилий нажатия и запомнить силу, которую нужно прикладывать для того, чтобы струна звучала.
Тоже самое нужно проделать со всеми струнами, со временем пальцы сами запомнят нужную силу зажатия. Мы сейчас это делаем для того, чтобы у Вас не начались боли в пальцах и не вышли мозоли раньше времени.
Источник
Как играть правой рукой
При игре на гитаре правая рука защипывает струны или ударяет по ним.
Для того, чтобы получить наиболее хороший звук, нужно дёргать струны перпендикулярно, а не под углом.
Cуществует основное правило: никакого сильного напряжения в правой руке.
Если при игре вы почувствуете тяжесть или боль в правой руке, то необходимо устранить ошибки и изменить положение руки на такое, при котором напряжение не накапливается.
Локоть руки кладется на кромку выпуклой части корпуса гитары таким образом, чтобы он полностью распологался за кромкой, а кисть и запястье повисали около струн на расстоянии 5 сантиметров. Кисть должна находиться в положении, как если бы вы держали яблоко, а пальцы лежали на струнах.
Игра перебором:
При игре перебором обычно большой палец извлекает звук на 6, 5 и 4 струне.
3 струну играет указательный палец,
2 — средний,
1 — безымянный.
Мизинец правой руки не используется.
Подготовительное упражнение для Перебора 1
Цель упражнения подготовить мышцы пальцев к игре перебором.
Первый шаг:
Большим пальцем играем 6, 3, 2, 1, 2, 3, 6 струны — эту последовательность играем 4 раза, запоминаем в какой последовательности дергать струны первого перебора.
Второй шаг:
Теперь басовую 6 струну играет большой палец, остальные струны перебора 1 играем указательным пальцем. 6 струна — большой палец, 3, 2, 1, 2, 3 — указательный, 6 струна большой палец. Повторяем эту последовательность — четыре раза, также запоминаем последовательность струн первого перебора.
Третий шаг:
Басовую 6 струну играет большой палец, остальные струны перебора 1 играем средним пальцем руки. 6 струна — большой палец, 3, 2, 1, 2, 3 — средний, 6 струна большой палец. Повторяем эту последовательность — четыре раза, также запоминаем последовательность струн первого перебора.
Четвертый шаг:
Басовую 6 струну играет большой палец, остальные струны перебора 1 играем безымянным пальцем. 6 струна — большой палец, 3, 2, 1, 2, 3 — безымянный, 6 струна большой палец. Повторяем эту последовательность — четыре раза, также запоминаем последовательность струн первого перебора.
Перебор 1 «Шестёрка»
Источник
Как дергать струны гитар
В нотных записях гитарных партий можно встретить обозначения, указывающие направление удара по струне. Следовать ли этим рекомендациям — решать музыканту. Не смотря на то, что наш сайт не является самоучителем игры на гитаре, мы считаем нужным остановиться чуть подробнее на этой теме, чтобы был ясен смысл этих знаков.
Немного теории. Условимся, что левой рукой гитарист зажимает струны, а правой — извлекает звуки. Говорят, что правой рукой (гитарист, скрипач и т.д.) музыкант играет. Именно играет. За эмоциональность игры отвечает именно правая рука музыканта, играющего на струнных инструментах.
Способов извлечения звуков в арсенале гитариста довольно много. Мы говорим в данной статье о тех способах игры, когда правая рука не бьёт по нескольким струнам, а извлекает звуки из вполне определённых струн. Например, игра перебором, либо соло пальцами или медиатором.
В случае игры пальцами, обычно большой палец дёргает струну сверху, а остальные пальцы — снизу. Если нужно сыграть что-то довольно быстрое, то играют указательным и средним пальцами, как бы «бегут» пальцами, дёргая струны снизу. Вариантов много, мы только обратили внимание на то, что чаще всего большой палец дёргает струну сверху, остальные пальцы — снизу. Конечно, бывают исключения.
При игре медиатором, струну дёргают как сверху, так и снизу. Удар сверху сильнее, нота легче акцентируется, поэтому сильные доли играют ударом медиатора сверху. Быстрые партии играют, как правило, чередуя удары сверху и снизу.
Обозначение направления удара по струне
Направления ударов по струнам (сверху или снизу) обозначаются под нотами следующим образом:
- Удар по струне сверху вниз обозначается так:
- Удар по струне снизу вверх обозначается так:
Если группы нот повторяются, либо очень похож ритмический рисунок, то достаточно указать направления ударов медиатором в начале рисунка, а повторы можно опустить. Давайте рассмотрим хороший пример, в котором заодно вспомним и некоторые другие элементы нотного письма. Итак, пример:
На рисунке изображена часть знаменитого произведения «Чардаш» Витторио Монти. При прослушивании, вы услышите более длинный фрагмент, чем изображён на партитуре. Очень уж красивая музыка 🙂
Знаками обозначены удары медиатором сверху вниз. Обратите внимание — на сильных долях (начала и середины тактов) удары именно сверху вниз.
Знаками обозначены удары медиатором снизу вверх. Обратите внимание — удары и в большинстве случаев чередуются. Встречаются 2 удара подряд там, где необходим удар на сильной доле. Посмотрите предпоследний такт: два удара подряд для того, чтобы первая нота последнего такта (сильная доля) была взята ударом (сверху вниз).
11 и 12 такты не содержат знаков и . Почему? Ответ такой: предыдущие два такта содержат такой же ритмический рисунок, а на нём уже показаны направления ударов. В принципе, достаточно было в 9 такте на первом ритмическом рисунке (первые 4 ноты 9-го такта) указать направления ударов. Но мы растянули на 2 такта.
Повторение — мать ученья!
Пользуясь хорошим примером, давайте вспомним и другие элементы нотного письма:
- Размер произведения: две четверти.
- Произведение играется довольно быстро, поэтому автор облегчил нам чтение нот: мы видим обозначения для пальцев левой руки (цифры рядом с нотами). Не стоит слепо следовать советам по расстановке пальцев, но прислушаться надо. По крайней мере понять, что имел ввиду автор.
- Обозначений для пальцев правой руки нет. Почему? Потому, что играем медиатором.
- Знаки альтерации. Есть случайные диезы, а также бемоль при ключе (на ноте «си»). Раз бемоль при ключе, то вместо всех нот «си» следует играть «си-бемоль». Действие случайных знаков альтерации (у нас это диезы) распространяются только на один такт.
- В начале второй строки нотного стана стоит цифра 7. А в начале третьей строки — цифра 12. Это номер такта, с которого начинается строка. Так проще ориентироваться.
- Обратите внимание на репризу — она охватывает собой всю изображённую часть произведения. Значит, следует играть два раза.
Источник
Постановка рук на гитаре. Советы для начинающих гитаристов.
Вводная информация
Обучение игры на гитаре надо начинать не с разучивания аккордов и песен, как считают многие начинающие гитаристы, а именно с постановки рук. Это важнейший аспект гитарной игры, и именно то, как вы усвоили этот материал, и повлияет на ваш дальнейший прогресс. Причина проста – от постановки рук зависит техника. Упражнения для гитары , конечно, тренируют ее, однако такие аспекты как скорость и чистота звукоизвлечения идет рука об руку именно с постановкой рук. Поэтому если вы только хотите начать играть на гитаре – обязательно уделите внимание этой статье, поскольку именно с ее помощью вы сможете гарантировать себе, что в дальнейшем сыграете соло любой сложности быстро и четко. Если же вы уже играете на гитаре – то также поглядите этот материал и удостоверьтесь, что все делаете правильно.
Правильная посадка
Перед тем, как приступить к правилам посадки и положения рук, стоит отметить фундаментальную вещь, относящуюся к теме. Все тело должно быть максимально расслабленно и не напрягаться от совершенных движений. Это касается рук, пальцев и корпуса. Ваше положение не должно болезненно отзываться в частях тела, и вы не должны быстро уставать от него, органы и конечности не затекают и не дубеют.
Все начинается непосредственно с положения тела. В этом плане гитаристы разделились между собой на два лагеря – одни считают единственно правильным классическое положение гитары, вторые – эстрадное. Чем же они отличаются?
Классическое положение
Итак, эта позиция была придумана изначально, и именно таким образом на гитаре исполнялись первые произведения. Выглядит она следующим образом:
Правая – или левая нога, если вы левша – располагается на специальной подставке чуть выше левой (или правой). При этом выемка деки опирается на бедро, соответственно гриф гитары располагается по диагонали. Рука при этом находится напротив розетки и опирается на корпус. Между бедром и самой гитарой иногда ставят специальную подставку, но это не обязательно. Таким образом, достигается максимальный контроль в управлении как рукой на грифе, так и рукой играющей.
Эстрадное положение
Более распространенная позиция, которую использует на данный момент подавляющее большинство гитаристов. Оно гораздо проще, чем классическое – гитара просто лежит на бедре правой или левой ноги – в зависимости от того, какая рука у вас ведущая. В данном случае надо сделать лишь одну ремарку – гриф гитары должен находиться немного под углом вверх и не быть направлен в пол. Это неправильно и дает меньше контроля, а также портит все положение рук и технику игры. За этим поначалу стоит следить и по возможности корректировать.
Постановка рук на гитаре
Постановка правой руки
Как ни странно, однако именно с правой рукой у многих гитаристов возникают проблемы. Скорее всего, дело в том, что постановка левой руки более-менее очевидна, и вырабатывается сама собой, поскольку как-то иначе ее просто не поставишь. А вот на правую обращают внимание реже – играет себе и играет, главное, что удобно. Это в корне неверно.
Итак, правая рука обязательно должна быть расслаблена. Она должна как бы висеть либо прямо напротив розетки, либо немного сбоку от нее. В этом случае предплечье опирается на внешнюю сторону деки – это создает необходимую опору для движения. При этом при игре боем или гитарным перебором в идеале двигаться должна только кисть руки – игра «от плеча» в корне неверная и требует больше сил, чем надо.
Положение руки над розеткой актуальна для потенциальных бас-гитаристов – и если вы собираетесь освоить этот инструмент, то потренируйтесь игре пальцами в таком положении. Начинать стоит со среднего и потом указательного – именно в такой последовательности дергаются струны.
Постановка левой руки
С левой рукой все попроще. Гриф должен опираться на большой палец, а остальные находятся напротив ладов. При этом они всегда должны находиться в полусогнутом состоянии – струны зажимаются подушечками пальцев, за исключением моментов, когда требуется зажать баррэ на гитаре. Старайтесь, чтобы положение левой руки не менялось на протяжении всей игры, и средний палец условно всегда находился напротив большого.
В некоторых ситуациях можно немного обхватить гриф рукой и большим пальцем заглушить одну из басовых струн – чтобы она не звучала и не мешала аккорду. Также можно сделать при игре соло-партии, особенно на верхних струнах – это даст больше контроля при игре.
Постановка пальцев рук на гитаре
Левая рука
Главное, что стоит запомнить в этом вопросе – каждому пальцу – отдельный лад. То есть напротив каждого из разделений грифа должен быть один палец. Запомните это при игре гамм и тренировке на гитаре. Это сильно поможет в разборе правильных позиций соло-партий, а также сочинению своих собственных. Благодаря этому вы сможете правильно делать приемы легато, ставить интервалы и аккорды.
Правая рука
Основной совет в постановке пальцев на гитаре — «всегда быть расслабленным» актуален как никогда. Пальцы при игре ни в коем случае не должны никак напрягаться – они должны наоборот свободно болтаться. Если вы играете медиатором, то не сжимайте его слишком сильно – это придет с опытом игры. Если игнорировать этот аспект, то можете забыть о развитии скорости и мастерства игры быстрых партий – поскольку рука будет уставать гораздо чаще и сильнее.
При игре перебором пальцы все пальцы должны быть в полусогнутом состоянии и быть перпендикулярны большому – образовывать своеобразный крест.
Советы начинающим гитаристам
Следите за руками. Всегда. Особенно – когда дома обучаетесь и делаете упражнения. Ваша главная задача – достигнуть правильной постановки конечностей и тела и дать своим мышцам их запомнить. Это довольно просто, если всегда принимать правильную позу – достаточно нескольких тренировок длинной всего в час-полтора.
Тренируйтесь играть аккорды на гитаре для новичков, соблюдая все правила. Делайте это медленно и ставьте перед собой цель обыграть их правильно и интересно, при возможности делайте это медленно – и обращайте внимание именно на то, в каком положении находитесь вы и ваши конечности.
Источник