Как держать рок гитару

Как научиться играть рок на гитаре

Начинающие гитаристы в первую очередь хотят научиться играть рок на гитаре. Этот музыкальный стиль полностью раскрывает нюансы исполнения, оттачивает технику новичка, позволяет развить гибкость и скорость пальцев. В наше время создано много музыкальных жанров и стилей. Но популярен — рок во всех проявлениях.

Особенности

Научиться исполнять рок не слишком легко, но возможно. Первое — рекомендуется разобраться с типами партий. Ритм-гитара исполняет основную партию, используя аккорды и баррэ. Подойдет для гитаристов, которые поют, играют одновременно. Разучить партии соло-гитары намного сложнее. Но музыка, которую извлекают из инструмента, оригинальная, запоминающаяся. Украшает композицию.

Для игры соло-партий нужно развить скорость перестановки пальцев обеих рук, ведь гитарист способен быстро перемещать руки по грифу, исполнять сложные переборы. Упражнения, гаммы доступны — существует специальная литература. Ноты знать не помешало бы, но для игры сольных партий используют аккорды, табулатуры. Разобраться с видами записи нот — важный аспект, который новичок должен постигнуть.

Какую гитару выбрать?

В музыкальных магазинах представлен большой выбор акустических и электрогитар. Можно искать подходящий инструмент методом проб, ошибок. Но для экономии времени, денег лучше ознакомиться с видами, брендами. Прежде чем покупать инструмент, нужно точно определиться, какую партию исполнять вы предпочтете.

Читайте также:  Самые низкие ноты басового ключа

Существуют модели известных брендов, которые идеально подходят для разучивания определенного музыкального жанра. Например, для тяжелого рока подойдут электрогитары фирмы Fender. Это известнейший бренд, выпускающий качественные и долговечные инструменты. Бюджетную модель для новичка приобрести просто.

Разной ценовой политикой отличается компания Ibanez. Гитары имеют свой неповторимый строгий дизайн, отлично звучат при игре хардкора и другого тяжелого рока. Другое дело — Epiphone. Инструменты под этим брендом распространены среди блюзовых, джазовых исполнителей. Бренд выпускает широкий ряд моделей, в том числе популярные полуакустические. Единственный недостаток — цена. Обусловлено качеством материалов, звучания. По форме, оформлению гитары можно спутать с инструментами модели Les Paul компании Gibson. Но этот инструмент больше подходит для классического рока, рок-н-ролла как своим звучанием, так и внешним видом.

На заметку! Выбор инструмента — очень серьезный шаг, к которому нужно подходить с умом. Чтобы не отбить желание учиться играть, лучше обратитесь за помощью к специалистам, разбирающимся в гитарах.

Алгоритм подготовки

Подготовка не заканчивается после выбора подходящего инструмента. Если вы абсолютный новичок в этом деле, то есть еще много шагов, которые нужно сделать, прежде чем вы сыграете свою первую партию.

Выбор струн и медиатора

Медиатор — это небольшая пластинка для защипывания струн и игры боем. Различаются по толщине, форме кончика, размеру и материалу, из которого изготовлены. Если вы решили исполнять ритм-партии, то лучше выбрать медиатор со скругленными кончиками, так как при игре звучат несколько струн одновременно. При исполнении гитарного соло подойдут пластинки с заостренным кончиком.

Толщина медиатора бывает от 0,38 мм до 1,5 мм. Тонкие пластинки обеспечивают ровный, мягкий, но тихий звук. Благодаря толстым медиаторам, музыкант контролирует громкость звучания, ноты четкие. Соответственно, он лучше подойдет для исполнения сольных партий.

При выборе струн обратите внимание на следующие критерии:

  • бренд, производитель струн;
  • покрытие;
  • калибр;
  • виды обмоток.

Наиболее популярные производители струн: Elixir, GHS, Ernie Ball, Dean Markley. Они изготавливают качественный продукт, который прослужит долго. Струны не растягиваются и имеют прочную основу. Покрытие бывает никелевое и стальное. Первое покрытие отличается своим мягким звучанием. Единственный недостаток — это то, что они быстро теряют первоначальное звучание, перетираясь об порожки и лады. Стальное покрытие обеспечивает яркое и резкое звучание. Струны с таким покрытием подойдут для металлистов, которые хотят достигнуть жесткого звука.

Калибром называется толщина струн. Бывает от 0,008 мм до 0,013 мм. Чем толще струны, тем звучание будет мощнее и объемнее. На таких струнах сложно играть, и тем более учиться.

Настройка гитары

Способов настройки гитары существует несколько. Профессиональные музыканты способны настроить инструмент по слуху. Для новичка это будет сложная задача. Можно воспользоваться тюнером или специальными компьютерными программами, которые через микрофон могут точно настроить инструмент. Плюс — при настройке есть возможность выбрать нужный строй.

Гитару можно настроить классическим способом. Для начала выставите самую нижнюю струну так, чтобы звучала как «ми» второй октавы. Поможет определить камертон, другой инструмент или абсолютный слух. Вторая струна, зажатая на пятом ладу, должна звучать в унисон с первой открытой. Третья на четвертом ладу — со второй открытой, четвертая на пятом ладу — с открытой третьей и остальные струны по тому же принципу.

Табулатура

Чтобы разучивать популярные мелодии на гитаре, необходимо научиться читать табулатуры — способ записи композиции. Дает меньше информации, чем ноты. Но легче читается. При записи табов используются шесть вертикальных линий, равных количеству струн. Вместо нот, пишутся цифры, которые обозначают лад. На указанном ладу нужно зажимать струну, на которой расположена цифра.

Отличным помощником может стать программа для компьютера Guitar Pro 6. В ней находится целая база гитарных табулатур разных исполнителей, к тому же при желании можно скачать табы со сторонних сайтов, открыть их в программе. Мелодии можно прослушивать, записывать собственные композиции при помощи табов, обозначений.

Изучение тональности

Тональность – это лад, который построен на основе выбранного звука.

На заметку! Новичкам необходимо разучить несколько гамм в разных тональностях. Во-первых, это разовьет гибкость, быстроту пальцев. Во-вторых, вы сможете на слух воспринимать ноты в тональностях.

Знаки во всех тональностях нужно выучить, как таблицу умножения. В дальнейшем это очень поможет в обучении игры на гитаре не только рока, но и любой другой композиции. Существуют две основные тональности — диез, бемоль.

Как держать руки

Для рок-игры можно выделить две основные позиции левой руки на грифе: блюзовая и классическая. При классической игре, большой палец не должен вылезать из-за грифа, остальные четыре пальца участвуют в игре. Они должны находиться практически перпендикулярно грифу. Кисть принимает округлую форму. Такая позиция благоприятна для скоростной техники игры и легато.

При использовании блюзовой позиции участвуют только три пальца, кроме мизинца. Большой палец упирается в верхнюю заднюю часть грифа. Здесь не требуется быстрота игры, но такое положение руки позволяет полностью контролировать гриф и струны.

Ребро ладони правой руки лежит на подставке гитары. Кисть легко глушит струны при быстрой игре.

Приемы игры на гитаре

В любом музыкальном стиле преобладают те или иные приемы игры. Они украшают мелодию, делают ее оригинальной и запоминающейся. Но не следует злоупотреблять приемами, чтобы избежать неблагоприятного мнения о себе как о персоне без вкуса.

Приемы для тяжелого рока

Основной особенностью исполнения рока является глушение струн. Ноты слышатся раздельно и четко. Как правило, этот прием особенно жестко звучит при использовании дисторшна. Часто можно услышать подтяжку струн во время игры, то есть бенд. Рок-музыканты используют этот прием, чтобы повысить звучание до нужной высоты. Искусственные флажолеты дают свойственный для тяжелого рока безумный свист. Чтобы исполнять рок, используйте риффы, тэппинг и другие приемы не ограничиваясь. Для примера попытайтесь разучить непростой рифф Джимми Хендрикса Vodoo Child. Музыкант обыгрывал эту фразу различными приемами, которые позволяли ей звучать каждый раз по-другому.

Приемы для рок-н-ролла

Рок-н-ролл просто играть на гитаре, прослушайте самую рок-н-ролльную песню Билла Хейли Rock Around the Clock. Вы услышите зажигательный ритм, быстрый темп. Он характерен отрывистым, качающим звуком, который заставляет пританцовывать в такт. Для игры рок-н-ролла используются такие приемы, как вибрато, легато, тэппинг, медиаторный флажолет.

Приемы для панк-рока

Чтобы играть в стиле панк-рок, ознакомьтесь со знаменитой песней группы Velvet Underground — The Ostrich, что в переводе означает «Страус». Гитара Лу Рида имела необычный строй, при котором она звучала поистине панково. Этот строй фанаты назвали «страусиный». У панк-роковых композиций риффы звучат отрывисто, резко, исполнение быстрое, не слишком сложное.

Приемы для метала

Если новичок разучит партии композиции Nothing Else Matters группы Metallica, то его с уверенностью можно назвать профессиональным гитаристом. Музыка в стиле метал отличается своей сложностью — необходимо довести технику игры до высокого уровня. Этот жанр подразумевает наличие виртуозных сольных партий, сложность рифов, приемов.

На заметку! Металлисты используют как стандартные (вибрато, легато), так и нестандартные приемы игры (слайд, тэппинг, пул, слэп, флажолеты).

Музыканты на сцене импровизируют, обыгрывая одну и ту же музыкальную фразу или исполняя законченную мелодию.

Советы, рекомендации

Перед началом разомните пальцы, кисти. Некоторые музыканты для разогрева используют бас-гитару. Она усиливает пальцы. Внимательно следите за техникой игры. Важно не быстро играть, а качественно, чтобы четко, громко звучала каждая нота или аккорд.

Если вы не новичок, а исполнять метал так и не получается, то разучите технику игры на классической акустической гитаре. Она немного отличается от электрогитары, но поможет освоить приемы, технику игры для мелодий в стиле метал.

Источник

Как правильно держать гитару?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Для начинающих гитаристов важно правильно выбрать тип посадки с инструментом, ведь от нее зависят и постановка рук, и удобство игры, и успехи новичка в обучении.

Посадка при игре

Нужно уяснить для себя очень важный момент: играть на всех типах гитар, относящихся к акустическим инструментам (классическая, фламенко, дредноут, фолк-вестерн), «по умолчанию» следует сидя. А учатся этому однозначно в одном положении — на стуле.

Имеется несколько вариантов посадки гитариста с инструментом во время занятий или музицирования. Новичку же стоит сначала освоить 2 позиции: классическую и обычную (можно назвать её «фолк»).

Классическая

Именно такой посадке отдают предпочтение музыканты, играющие на классическом инструменте с нейлоновыми струнами. Ей же обучают учащихся музыкальных школ по этому направлению гитары.

Сидеть следует на краешке стула подходящей высоты. Высота стула должна быть такой, чтобы при сидении на нём (ступни ног полностью и равномерно расположены на опорной поверхности) линии бёдер оказались параллельными полу. Не идеально, конечно, параллельными, но с минимальным расхождением угла в большую или меньшую сторону.

Под левую ногу правше необходимо установить подставку высотой от 12 до 20 см, что зависит от предпочтений музыканта, его анатомических особенностей и высоты стула, на котором он сидит.

Левше, решившему заниматься нестандартно, подставка понадобится под правую ногу. Далее текст левшам следует корректировать самостоятельно, так как он рассчитан на читателя-правшу.

Подставка обеспечивает подъём колена гитариста выше и тем самым препятствует непроизвольному смещению корпуса инструмента по бедру вниз. Сохраняется изначально принятое музыкантом положение и удобство игры. Когда подходящих стульев нет, а имеющиеся либо слишком низки, либо высоки, то временно можно обходиться и такими: на низких — без подставки под левую ногу, на высоких – с подставкой (поднять её выше).

Левая нога лишь чуть отводится в левую сторону от оси направления корпуса гитариста вперёд, образуя с осью левого плеча угол немного меньше прямого, а правая нога отводится значительно дальше от оси направления корпуса вперёд — она создаёт с осью правого плеча угол примерно 45 градусов (см. схему ниже).

Корпус гитариста должен быть выпрямленным, не иметь напряжения.

Допускается небольшой наклон вперёд, чтобы удобней фиксировать гитару в районе груди.

Гитара при классической постановке размещается своей выемкой на левое бедро. Нижняя часть корпуса оказывается между ногами, а головка грифа поднимается до уровня плеча. Поверхности дек инструмента в идеале располагаются в вертикальном положении — без наклонов в какую-либо сторону.

Особенности такой посадки заключаются в следующем:

  • гитара удобно и надёжно фиксируется в нескольких точках: в месте расположения правой руки в верхней части корпуса, на бедре левой ноги, в месте соприкосновения с грудью музыканта и частично поддерживается внутренней частью бедра правой ноги, в которую упирается корпус;
  • высокий подъём грифа обеспечивает свободный доступ ко всем ладам для зажатия струн пальцами левой руки, облегчает и без того сложное (неестественное, перевёрнутое) положение её кисти — чем выше гриф, тем меньше градус «перевёрнутости» предплечья и кисти;
  • развёрнутое положение ног не препятствует кровотоку в паховой области человека и ногах, что позволяет заниматься при обучении или музицировать долгое время.

Классическая посадка подходит всем гитаристам, играющим в любых стилях на акустических инструментах.

Женщинам такая посадка тоже подходит для домашних занятий. Если же приходится играть на гитаре в присутствии людей, то заранее нужно будет позаботиться о соответствующей одежде — выбрать брюки, шорты или свободное платье длиной до щиколоток. На концертах женщины чаще всего играют в платьях до пола.

Вариантом для гитаристок при игре может стать следующая посадка: левая нога так же стоит на подставке, а правая отставляется, но не в сторону, а под себя (коленом вниз, ступнёй назад — на носок). В этом случае вполне подойдёт платье или юбка даже средней длины.

Специальный наколенный упор для более удобной игры на гитаре тоже может стать прекрасным дополнением к женской посадке.

Обычная

Музыканты, играющие на акустических гитарах со стальными струнами, садятся с инструментом по-разному, но основные позиции всё же можно выделить.

  • Посадка «нога на ногу». Такую посадку почему-то особенно любят женщины. Мужчинам она нравится, но, скорее всего, они осознают, что мужской половине человечества подобной позой лучше не злоупотреблять, чтобы не навредить здоровью. При этой посадке одна нога закидывается на другую, а на её бедре, которое оказывается приподнятым, довольно удобно располагают гитару выемкой корпуса. Лучше, если перекинуть правую ногу на левую, так как этот вариант позволяет гриф поднять выше. Если перекинута левая нога, то поднять гриф проблематично: бедро правой мешает опустить корпус инструмента, ограничив тем самым подъём грифа.

  • На бедре правой ноги. Этой посадкой пользуются больше всего. Для гитаристов стиля фингерстайл она наряду с позицией «нога на ногу» является основной. Иногда под правую ногу для лучшей фиксации инструмента устанавливают подставку небольшой высоты.

При любой позиции нужно обеспечить удобство и свободу действий обеих рук при игре, не допускать затекания конечностей, напряжения и усталости плеч, шеи и других частей тела.

Постановка правой руки

На первых занятиях одновременно с посадкой начинающих гитаристов учат правилам расположения правой руки на инструменте, а её пальцев — на струнах. Правильная посадка с инструментом неотделима от постановки именно правой руки, так как она является одной из двух основных точек фиксации гитары. Первая точка — это нижняя опора инструмента на бедре ноги, вторая — верхняя опора корпуса предплечьем правой руки.

При любом виде посадки после размещения гитары на бедре выбранной ноги гитарист правой рукой придерживает корпус путём наложения предплечья на его самую выпуклую часть в месте ребра, образованного верхней декой и обечайкой:

Особенно следует отметить следующие моменты в постановке правой руки.

  1. Место соприкосновения предплечья с корпусом гитары— чуть ниже локтевого сгиба. На расстояние влияют размеры инструмента и особенности строения рук. В среднем — ниже локтя на 6-10 см. Но это значение может меняться во время игры, что зависит от характера композиции, применяемых приёмов игры и выполняемых штрихов. Возможно даже перемещение либо полный съём предплечья с инструмента (исполнение искусственных флажолетов, смена тембра звука и так далее).
  2. Вес руки нельзя полностью переносить на точку касания предплечья с гитарой. Рука музыканта должна ощущаться единым целым — от плеча до кончиков пальцев. Если перенести вес руки на корпус инструмента, то возникает так называемый «эффект переломанной руки» (предплечье и кисть отделяются от плеча), а это плохо для исполнителя.
  3. Линия предплечья и кисти с пальцами по той же причине, что и предыдущий пункт (исключение «эффекта переломанной руки»), должна прямой. Распространённой ошибкой для подавляющего большинства начинающих является расположение ладони поперёк струн:

Остаётся только правильно расставить пальцы на струнах. Это нужно сделать так:

  • большой палец ставится на одну из басовых струн (три верхние);
  • указательный — на третью снизу;
  • средний — на вторую снизу;
  • безымянный — на самую тонкую (первую) струну.
  • мизинец остаётся без дела, поэтому просто чуть поднимается над струнами, не касаясь их.

При этом форма кисти должна быть округлой, выгнутой на внешнюю сторону в запястном суставе:

Теперь гитарист готов к игре правой рукой на открытых струнах.

Левую руку в первые дни занятий можно расположить для дополнительной фиксации гитары в районе нижней половины корпуса на обечайке или деке под грифом.

Постановка левой руки

Левую руку можно начинать ставить после того, как правая научится правильно извлекать звуки из струн, играть несколько переборов (арпеджио), а сам будущий гитарист почувствует себя комфортно за инструментом.

Место размещения левой руки на грифе гитары называется позицией, определяемой при игре положением указательного пальца: если он зажимает струну на I ладу, значит, рука находится в первой позиции, если на V ладу, то – в пятой. В том случае, когда в прижатии аккорда либо звуков указательный палец не участвует, то позицией считается тот лад, на котором он мог бы находиться. Все четыре играющие пальцы одновременно могут условно расположиться на четырёх соседних ладах, поэтому отсюда и следует считать условное нахождение указательного пальца (и позиции).

Правила расположения пальцев левой руки можно обозначить следующими пунктами.

  • Большой палец размещается с тыльной стороны грифа строго поперёк него. Вершина пальца находится чуть выше средней продольной оси грифа.
  • Чем ниже позиция руки (по номеру лада), тем дальше отодвигается локоть от корпуса гитариста. Это даст возможность уменьшить угол разворота кисти левой руки.
  • Кисть и играющие пальцы должны находиться с фронта грифа. Пальцы размещаются «над» или «на» струнах.
  • Струны зажимаются серединой подушечек пальцев с торцевой стороны.
  • Последняя фаланга пальца при прижатии струны перпендикулярна плоскости грифа.
  • Кисть имеет округлую форму.

Место прижатия струн — середина лада (между порожками) или ближе к более высокому порожку (со стороны корпуса гитары).

Как держать гитару при бое?

Бой — это определённые ритмические и гармонические рисунки аккомпанемента на гитаре: чередование аккордов в соответствии с тональностью песни и различных приёмов глушения струн и ударов по корпусу, которые дополнительно усиливают эффект, имитируя некоторые ударные инструменты (большой и малый барабаны, тарелки). В большей степени всё перечисленное делает правая рука гитариста.

При выполнении простых видов боя («четвёрка», «шестёрка», «восьмёрка») с заглушками основное умение заключается в чётком держании ритма и точных переходов аккордов. Никаких особых изменений в правилах постановки и удержания гитары не происходит: левая рука зажимает аккорды в разных позициях, правая ударяет в заданном темпе по струнам, глушит их в нужных местах исключительно за счёт расслабленных кистевых движений, не меняя никак своей постановки.

Как играть стоя?

Для игры стоя нужно приобрести специальные ремни, для которых у электрогитар, полуакустических и некоторых моделей акустических гитар с металлическими струнами имеются крепёжные устройства.

На классических гитарах не принято играть стоя, поэтому у них нет крепежа для ремней.

Однако и для таких моделей решили вопрос: в продаже относительно не так давно появились ремни, на концах которых металлические плоские крючки. Этими пластинами ремень цепляется за верхнюю деку в районе резонаторного отверстия с двух сторон (снизу и сверху), а получившаяся петля ремня закидывается за плечо музыканта.

Любые модели ремней регулируются по размеру, поэтому игра становится комфортной даже стоя. Всё остальное — положения рук и грифа гитары — не меняется.

Источник

Оцените статью