Как держать штуку для гитары

Как играть медиатором на гитаре?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Имеется большое количество музыкальных инструментов, из которых звуки извлекают самыми разнообразными предметами: деревянными палочками, молоточками, смычками, наперстками и так далее. А вот при игре на акустической и электрической гитарах используются специальные пластинки сердцевидной либо треугольной формы, называемые «медиаторами». Эти небольшие предметы вспомогательного аксессуара для звукоизвлечения начали свою историю еще в древности при игре на многих музыкальных струнных инструментах в самых разных точках земного шара. Но особую популярность медиатор получил с появлением электрогитар, что объясняется тем, что более эффектного способа игры на них, кроме как медиатором, просто не существует.

Как держать?

В более древние времена медиатор называли «плектром», а представлял он собой костяную пластинку. Ее использовали для игры на лире, цитре, кифаре. Позднее стали использовать плектр для извлечения звуков из лютни, виуэлы (прародительницы современной гитары) и мандолины. К концу XVIII века на многих струнных инструментах, в том числе и гитаре, основной стала игра пальцами. Надо сказать, что название «плектр» сохранилось до сих пор. В среде рок-гитаристов прижилось название медиатора словом «пик».

Современный медиатор имеет вид небольшой пластинки, форма которой может сильно отличаться. Сейчас основным материалом для изготовления данного гитарного аксессуара является пластик и металл, а изначально плектры создавались из рогов, костей животных, плотной кожи. Редко, но ещё встречаются в продаже комплекты медиаторов из панцирей черепах, считающиеся среди гитаристов особо ценными.

Чтобы звук струн при игре медиатором был качественным, а сам он надёжно и удобно располагался в руке, его необходимо научиться правильно держать. Конечно, у большинства гитаристов есть свой особенный хват, но нужно знать, что есть оптимальные способы постановки правой руки при медиаторной технике игры на гитаре, а также рекомендуемые правила удержания медиатора пальцами. Это особенно важно на начальном уровне игры, когда гитарист только учится пользоваться инструментом и дополнительными аксессуарами к нему.

Плектр в виде треугольника берут, согнув ладонь правой руки так, будто надо удерживать кружку за ручку. Пластина ложится на боковую поверхность указательного пальца центром прямо на границу последней и предпоследней фаланг, а сверху она прижимается большим пальцем. Острый (рабочий) конец медиатора при этом развернут на внутреннюю сторону ладони примерно под углом 90 градусов к продольной линии кисти. Что касается остальных пальцев, то их при взятии и окончательной фиксации медиатора лучше распрямить настолько, чтобы не происходило касания ими струн.

Кисть правой руки важно не напрягать – она должна оставаться подвижной. Это позволяет играть длительное время, не уставая. Однако не стоит и слишком расслаблять руку, иначе медиатор будет выпадать или сдвигаться. Баланс можно найти при постоянной тренировке. Со временем удержание медиатора становится упругим, но и мягким при этом, что позволяет выполнять даже самые сложные пассажи на гитаре.

Удержание медиатора при игре на акустической гитаре мало чем отличается от описанного выше. Важно, чтобы медиатор не слишком выступал, но при этом хорошо цеплял струны. Такой способ удержания плектра применять можно и на классической гитаре, но лучше этого не делать – нейлоновые струны будут недолго терпеть такое надругательство над собой: очень быстро придут в негодность ввиду быстрого истирания.

Надо учитывать, что при игре на гитаре медиатором должно работать исключительно запястье. Вся остальная часть руки остается в покое, чтобы не уставать. Для правильного положения необходимо положить запястье (тыльную часть) на корпус инструмента над струнами. При этом медиатор должен легко дотягиваться до каждой из шести струн. Как правило, плоскость плектра удерживается под некоторым углом по отношению к струнам, чтобы избежать удара об его острие. Играют не остриём, а рёбрами пластины: удар по струне вниз совершается за счёт внешнего ребра медиатора, а удар снизу вверх – внутренним ребром (ближним к гитаристу).

В таком положении можно играть длительное время и использовать разнообразные техники. Желательно выработать привычку и держать руку именно в таком положении, чтобы избежать быстрой утомляемости руки и кисти, ошибок, лишнего шума.

При игре на бас-гитаре плектр можно держать точно так же, как и на других видах гитары. Единственное отличие – запястье нужно удерживать почти неподвижно над струнами.

Как научиться игре перебором?

Как только рука привыкает брать медиатор правильно, можно приступать к упражнениям по различным техникам игры. Для этого важно найти спокойное место, где не будет ничего отвлекать. Следует понимать, что с первого раза играть медиатором на гитаре получится довольно неуклюже. Понадобится большое количество упражнений и повторений, чтобы довести все до автоматизма. На это нужно настроиться, не волнуясь насчёт своих способностей раньше времени.

Прежде чем учиться играть на гитаре перебором (арпеджио), сначала нужно научиться удобно брать в руку плектр, надёжно фиксировать запястье и тренировать звукоизвлечение на отдельных струнах. Ударять надо по четыре раза медиатором медленно вниз, а чуть позже при хорошем результате – переменным штрихом (вниз-вверх). Эти действия необходимо повторять на каждой струне, начиная с нижней. Данное упражнение следует повторять до тех пор, пока все будет выполняться автоматически и без ошибок. В итоге нужно научиться играть перебором, то есть ровно и без остановок играть по одному разу на каждой струне, поочередно и плавно переходя с одной на другую. Постепенно следует увеличивать скорость, а для удобства можно воспользоваться метрономом.

После успешного закрепления этого этапа, можно подключать левую руку. Теперь можно сосредоточиться на самой мелодии, но при этом обращать внимание на правильном извлечение звуков. Еще одно упражнение – удар медиатором не по каждой струне, а через одну. Это позволяет мышечно запомнить расположение той или иной струны, что со временем поможет руке легко их находить даже с закрытыми глазами.

После освоения поочередного зацепа струн можно переходить к более сложной технике. Чтобы перебор вышел красивым, придется выучить сложные комбинации подцепов – здесь окажут помощь ранее изученные чередования струн. Постепенно надо увеличивать не только скорость, но и расстояние. При этом начинать стоит с простых аккордов.

Перебирать струны медиатором можно точно так же, как и пальцами, учитывая при этом, что медиатор всего один. Поэтому надо постоянно поддерживать более высокую скорость и точную координацию.

Игру с использованием переборов требуется осваивать методом переменного штриха. Получается, что последующий удар по струне должен выполняться в другую сторону. Нельзя все время цеплять струну только вниз или только вверх. Например, если первая струна извлекалась ударом вниз, значит, следующая будет извлекаться ударом снизу вверх, далее снова вниз, потом – вверх. Начинать игру следует с удара по струне вниз.

При игре перебором движения необходимо совершать исключительно кистью. Амплитуда должна быть небольшой, а рука ощущать свободу. В идеале ее следует опереть на корпус гитары, чтобы достичь оптимального расслабления. Важно добиваться, чтобы звук получался ровным и четким, без каких-либо сбоев или пауз.

Перебор отдельных струн с помощью медиатора считается более сложным по сравнению с боем. При такой технике не получится при игре не обращать внимание на свою правую кисть. Постоянно надо наблюдать, в каком положении она находится и что делают пальцы. Пластина не должна отклоняться вбок или становиться параллельной линиям струн, не говоря уж о выскальзывании её из пальцев.

Чтобы увеличить скорость перебора плектром, можно изучить особую технику. Она заключается в том, что первая струна цепляется снизу-вверх, а следующая – сверху-вниз. Далее такая очередность соблюдается на всех струнах. При этом совершается меньше движений, а скорость игры возрастает.

Техника игры боем

Бой медиатором по струнам гитары имеет великое множество вариантов. Для начинающих подойдут самые простые удары вверх и вниз. Постепенно следует наращивать скорость, совершать бой в темпе только вниз или только вверх. При этом надо осторожно переносить руку на рабочую струну так, чтобы запястье совершало движения в виде полукруга. Используемые упражнения надо закреплять до тех пор, пока звук не будет чистым, без лишнего шума, без непроизвольного глушения, без выпадания медиатора из руки.

Бой с использованием медиатора почти не имеет отличий от боя пальцами. Исключение заключается лишь в том, что плектр движется вверх-вниз без дополнительных «помощников» (нет разделения на удары большого и других пальцев правой руки). Все штрихи, которые известны, можно легко воспроизвести при помощи пластины. При этом самое важное – это правильно ее удерживать.

Стоит стараться, чтобы удары по струнам получались максимально естественными. Не должно возникать ощущение, что струны с медиатором дерутся или на пути пластины возникает препятствие. В таком случае следует брать аксессуар как можно ближе к краю, чтобы выступающая часть была совсем небольшой. А также не следует удерживать медиатор параллельно струнам.

Среди боя есть особый тип под названием «даунстроук». Он отличается тем, что совершать удары надо только вниз. Такая техника требует выставления акцентов в виде более сильных ударов по струнам. Это позволит поддерживать ритм и лучше почувствовать мелодию.

При игре боем стоит учесть, что вести удар надо не от плеча, а от кисти. Необходимо стараться, чтобы лишних движений было как можно меньше. Кроме того, следует подобрать адекватную силу удара. При правильной игре предплечье должно оставаться без движения. Отрабатывать эти навыки лучше сразу на песнях.

Техники игры боем совершаются пальцами либо ладонью с несколько большим напряжением. Сначала медиатор может зацеплять лишние струны или снижать скорость, но с практикой это проходит. При ведении руки вниз желательно немного приподнимать кончик пластины, чтобы он двигался по струнам под углом. Когда кисть будет идти вверх – острие медиатора должно сменить свое положение на противоположное. Должно получиться движение в виде волны, извлекающей гармоничные звуки.

Детальнее о том, как играть медиатором на гитаре, смотрите в видео ниже.

Источник

Все, что нужно знать о медиаторах для гитары

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Любой гитарист время от времени использует такое приспособление, как медиатор. Это пластина, которая предлагается в самых разных вариациях в зависимости от формы, материала изготовления и размера. У плектра есть свои особенности и назначение, о которых можно узнать дальше. Если вы хотите ознакомиться с основными характеристиками изделия, вам предлагается полезная информация, а также рекомендации по выбору.

Что это такое и зачем нужны?

Медиаторы для гитары предназначены облегчить игру на струнном инструменте. К тому же данное изделие подходит для бас, электро- и акустической гитары. Основная задача приспособления заключается в использовании его вместо пальцев, при этом оно может выглядеть по-разному, но эффект всегда один – колебание струн.

Стоит отметить, что плектр не выходит из моды никогда, его используют культовые музыканты всех времен. К тому же разновидности приспособления позволяют каждому подобрать то, что отвечает его личным требованиям и пожеланиям.

Обзор видов

На рынке предлагается несколько типов медиаторов, каждый из которых имеет свои особенности и характеристики, а также отличается от аналогов, поэтому полезно ознакомиться с ними детально.

По форме

Классическим считается Standard (каплевидный) с округлыми краями. Плектры, которые напоминают слезинку, носят название Jazz, у них острый кончик и прямые края. С круглой окантовкой изготавливаются изделия Teardrop. Также можно найти приспособление, напоминающее равносторонний треугольник, поэтому и название соответствующее – Triangle. Наверняка некоторые видели медиатор, который чем-то похож на акулий плавник, откуда и походит наименование Sharkfin, играть можно любой стороной, включая ребристую.

На палец

Заменой ногтям служат медиаторы коготь, который необходимо надеть на палец (Thumbpick). С помощью такого изделия можно играть аккорды, если требуется плавный переход с четким звучанием. Зачастую такие медиаторы используют музыканты, выступающие в жанре кантри, либо играют на банджо.

Нестандартные

Конечно, в специализированных магазинах можно найти гитарные медиаторы причудливых форм и необычных параметров, которые любят собирать коллекционеры и профессиональные музыканты. К тому же для изготовления приспособления нет строгих шаблонов и правил, поэтому оно может быть разным. Вот почему при должном поиске можно подобрать плектр в виде сердечка, гусиного пера, монетки или рыбы. Также есть самодельные приспособления, которые больше выступают в качестве ювелирного аксессуара.

Что касается выбора, все зависит от личного пожелания, а также типа инструмента – электрогитара, бас-гитара, акустика и т. д.

Материалы

Для изготовления плектра используются самые разные материалы, которые влияют на прочность и долговечность изделия. У каждого компонента есть свои особенности и преимущества, от них и зависит конечное звучание инструмента. В большинстве случаев в качестве материала используется пластик, так как он доступен и прост в применении. К основным достоинствам таких изделий можно отнести низкую стоимость, при этом они могут деформироваться при нагрузке, так как довольно хрупкие, поэтому гитаристы нередко сталкиваются с поломками.

Особым видом пластика является целлулоид, который обладает повышенной прочностью, поэтому цена медиатора из него может быть больше. Технология изготовления сложная, однако, музыканты любят использовать это изделие из-за эффекта «винтажного» звука.

Лексан знают не все, это имитация стекла, поэтому и звучание получается соответствующим. У таких плектр высокая прочность, при этом они вовсе не гнутся, но быстро расходуются, так как из-за интенсивного применения стираются. Если речь идет о тонких медиаторах, лучшим материалом для их изготовления будет нейлон, который мягкий и эластичный, но он также быстро изнашивается.

Что касается фирменных материалов, которые используют ведущие производители аксессуаров для музыкальных инструментов, они запатентованы. Например, компоненты Tortex и Ultex являются пластиком с улучшенными свойствами, поэтому изделие из него гораздо прочнее. Следует отметить, что текстура первого многим напоминает черепаший панцирь, а вот Ultex глянцевый.

Материал под названием «Дерлин» пользуется большим спросом, это полимер, у которого главной особенностью является повышенная прочность. Изделие будет давать четкий и яркий звук, поэтому медиаторы из него пользуются большим спросом. Для изготовления плектры применяется бычья кость, которая прочная, негибкая и прослужит очень долго, единственным недостатком является цена, но это может стать потрясающим подарком профессиональному музыканту.

Нержавеющая сталь нередко используется для изготовления стойких к износу медиаторов. Звук будет звонким и четким, но струны несколько страдают, поэтому железный аксессуар необходимо применять аккуратно.

Изделие из серебра выглядит презентабельно и стильно, поэтому зачастую его выбирают как подарок. Что касается характеристик, они такие же, как у металлических агрегатов.

Размеры

Этот параметр является одним из самых важных при выборе музыкального аксессуара, от него зависит звучание и срок службы. Медиаторы выпускаются в разных формах и размерах, поэтому каждый может подобрать что-то индивидуально. Отличия изделия заключаются в их толщине. Маленькие медиаторы не всегда удобно держать в руке, так как они могут выпасть во время интенсивной игры на гитаре, к тому же рука нередко потеет, и аксессуар начинает скользить. Что касается плектр побольше, они практичнее, но все зависит от личных предпочтений.

Следует отметить форму Jazz III, которую называют одной из самых комфортабельных. Это классические медиаторы, которые хорошо ложатся в руку, они прочные и устойчивые к истиранию, поэтому способны прослужить достаточно долго. Таким плектром можно играть в любом жанре, мелодия станет более насыщенной, а это важно.

Теперь следует отметить отличия агрегатов по толщине. Самые тонкие предназначены для мелодии, где используется много аккордов, либо речь идет про ритм партию, где понадобится плотный аксессуар. Такие медиаторы эластичные и гибкие, поэтому они предназначены для скоростной игры, свипа и т. п. Стандартный размер медиатора, который считается средним, дарит плотное звучание, поэтому пользуется наибольшим спросом среди музыкантов. У таких аксессуаров оптимальное равновесие жесткости с мягкостью, поэтому сольные партии и плотный ритм будут потрясающими, в чем можно убедиться на собственном опыте.

Самые толстые агрегаты предназначены для «грубой» игры и тяжелой музыки, особенно если на гитаре установлены струны большого калибра. С помощью такого приспособления можно раскачать слушателей, получить полное звучание и отличную динамику. Если вы играете на бас-гитаре или просто хотите контролировать инструмент, можете смело рассмотреть данную позицию.

Популярные марки

Сегодня на рынке предлагается широкий ассортимент не только музыкальных инструментов, но различных аксессуаров к ним, их выпускают ведущие торговые марки, которые успели заслужить доверие и признание своих потребителей. Вашему вниманию предлагается перечень ведущих брендов медиаторов, в ассортименте которых можно найти отличные изделия.

  • Первым в список можно включить Wegen Picks, который использует редкие материалы для изготовления плектр и гарантирует длительный срок службы. Главная особенность медиаторов заключается в их назначении – они подходят для соло-партий из-за отсутствия гибкости.

  • Дальше нельзя не отметить лучшие в своей категории изделия от Ultex, которые доступны абсолютно каждому. Если вам нравится черепаший звук, можно смело рассматривать продукцию, выпускаемую под этой торговой маркой.

  • Медиаторы от Metallica можно назвать культовыми, они есть в арсенале многих музыкантов, что подтверждает их качество и надежность.

  • Возможно, вы видели аксессуар, на котором изображена черепаха, это линейка компании Dunlop Tortex Standard, которая дарит яркий звук, прослужит достаточно долго и будет практичной.

  • В качестве основного материала для изготовления бренд DAddario DuraGrip выпускает аксессуар из дюралина, благодаря чему звучание будет четким и звонким.

Важным преимуществом можно назвать универсальность, ведь изделие можно использовать на любом струнном инструменте.

  • В списке популярных производителей приспособлений для игры на музыкальном инструменте попал Fender 551 Shape Classic Celluloid. Они отличаются практичностью и удобством хвата, продукция изготовлена из целлулоида.

  • Если вы поклонник джаза, стоит обратить внимание на нейлоновые изделия Dunlop Nylon Jazz. Основание острое, а профиль уменьшен, но вы получите истинное удовольствие от игры.

  • Особенной конструкцией обладают медиаторы Dava Control Picks, при помощи которых можно создавать как ритмическую, так и мелодичную музыку.

  • Акриловые плектры Gravity Picks плавно контактируют со струнами, пассажи будут яркими, а это радует.

  • Для традиционной гитары следует рассматривать линейку Dunlop Nylon Standard, которая гарантирует теплый тон и прослужит вам долго.

  • Слегка скошенное и заостренное основание сделано у медиаторов Ernie Ball Prodigy, которые изготавливаются из дюрали. В ассортименте есть модели для поклонников шред-музыки.

  • Заменитель слоновой кости применяет компания Graph Tech TUSQ, поэтому у медиаторов широкий диапазон звука, что стало визитной карточкой продукции. Как видите, из таких плектр можно составить подарочный набор, если вы отправляетесь на праздник к музыканту.

Советы по выбору

Конечно, при таком широком разнообразии непросто решить, какой вариант подойдет лично вам. Поэтому следует учитывать ряд критериев и рекомендации специалистов, чтобы покупка была не только выгодной, но практичной и полезной. Подбирать медиатор новичку необходимо по инструкции, изначально определившись с тем, для какой гитары предназначен аксессуар.

Если вы играете на классическом инструменте, лучше выбрать изделие стандартной формы, с которым можно будет экспериментировать со звучанием. Специалисты отмечают, что модели из синтетических материалов практически никогда не подводят, поэтому следует рассматривать именно их. Но что если вы уже опытный гитарист, при этом еще ни разу не пробовали пользоваться плектрами, для вас есть также несколько интересных советов.

Нельзя утверждать, что есть уникальный медиатор, который подходит под любой струнный инструмент, поэтому важно учитывать, на чем именно вы играете.

Начать можно с акустической гитары, которая отлично проявит себя с тонким плектром. Что касается диапазона, толстый будет не лучшим решением, достаточно либо самого тонкого, либо среднего по размеру аксессуара. Если у вас есть возможность, подержите медиатор в руке, чтобы понять, насколько вам удобно им пользоваться.

Если же речь идет про электрогитару, в которой струны натянуты не так сильно, лучшим выбором будет твердый плектр любого производителя, толщина может быть средней или максимальной. Для бас-гитаристов идеальным решением будет крупный и толстый медиатор той формы, которая позволит лучше контролировать инструмент. Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что акустика отлично проявит себя с мягким плектром, ведь игра должна быть разборчивой, певучей и слаженной, а вот для инструментов с толстыми натянутыми струнами следует брать более прочные аксессуары, которые не гнутся.

Как держать?

Этот вопрос возникает абсолютно у каждого, кто еще ни разу не держал в руках медиатор, но абсолютно уверен, что без него невозможно обойтись. Главное правило, которому следуют все музыканты, заключается в том, что изделие нельзя зажимать слишком крепко, так как кисть будет напрягаться, и вы быстро устанете. К тому же в таком положении сыграть в быстром темпе практически не получится, поэтому, если вы ежедневно тренируетесь, всегда помните об этом аспекте.

Медиатор следует положить на указательный палец руки и накрыть фалангу большим пальцем. Меньший угол плектра должен смотреть на гитару, не стоит вытягивать пальцы или сильно их подгибать. Все приходит с практикой, главное – расслабиться, удерживать аксессуар надежно, но не прилагать больших усилий и наслаждаться игрой.

Важно выбирать медиатор, который позволит вам обеспечить удобную и легкую игру, а также извлечь те звуки, которые вы ожидаете получить от своего инструмента.

Чем можно заменить?

Что же делать, если у вас нет возможности купить медиатор, или вы где-то его потеряли, а через несколько минут вам предстоит выступать перед слушателями? Что ж, в такой ситуации нередко оказывались многие музыканты, поэтому следующие лайфхаки помогут решить проблему. Есть несколько подручных материалов, которые могут выполнить задачу медиатора.

К примеру, если у вас под рукой завалялась сим-карта или кредитка, из них можно вырезать плектр. Также для этого подойдет капроновая крышка, обычная пластиковая бутылка и даже CD диск. Некоторые считают, что можно играть монетой, но это повредит струнам гитары, поэтому лучше использовать что-то пластиковое. Теперь вы знаете гораздо больше информации о плектрах, их разновидностях, познакомились с ведущими торговыми марками, а также сможете самостоятельно подобрать для себя аксессуар.

Источник

Читайте также:  Канон до минор лядова ноты
Оцените статью