- Урок 20. Как написать партию ударных. Барабаны в Guitar Pro
- Что такое слабые и сильные доли?
- Самая простая партия барабанов
- Пишем партию ударных в Guitar Pro
- Как прописывать партии ударных в Guitar Pro
- Барабаны для гитары
- Барабаны для гитары. Общая информация
- Как пользоваться статьей
- Барабанные ритмы в размере 4/4
- Подходящие варианты боя и перебора
- Способы игры >Гитара – ударный инструмент? Руководство по перкуссивной игре на акустической гитаре
- Основные удары на перкуссивной гитаре
- Бас-бочка
- Рабочий барабан
- Хай-хэт
- Варианты строя перкуссивной гитары
- Практика на перкуссивной акустической гитаре
- Рифф для перкуссивной гитары
- Еще один рифф для перкуссивной гитары
Урок 20. Как написать партию ударных. Барабаны в Guitar Pro
Для более качественной отработки гитарных песен и развития чувства ритма, рекомендую пробовать играть их под партию ударных.
Многие советуют метроном, но его монотонное щелканье вводит в уныние и депрессию уже через пару минут. Партия ударных воспринимается человеческим ухом гораздо лучше, т.к. в ней сильные и слабые доли различаются.
Что такое слабые и сильные доли?
Под музыку размером 4\4 пожно посчитать «раз два три четыре».
Так вот, счет раз — самая сильная доля.
Счет три — тоже довольно сильная.
Счета два и четыре — слабые.
Самая простая партия барабанов
Принято на сильную долю играть тихий барабан, а на слабую долю — громкий барабан. Это нужно для того, чтобы создать некий вакуум, тишину именно на сильной доле. Сильная доля наиболее цепляет слушателя (даже без его ведома), и на ней нужна затягивающая тишина, чтобы еще лучше зацепить и вштырить 🙂
Проще говоря: на счета «раз» и «три» играем бас-бочку, на счета «два» и «четыре» играем рабочий барабан.
Это самая простая барабанная партия. На ней основаны все остальные партии ударных.
В эту партию ударных можно добавлять еще удары, можно смещать их вправо-влево, можно увеличивать или уменьшать интервалы между ударами.
Или, например, сыграть два раза один и тот же барабан. И т.д. и т.п.
Т.е. вариантов масса, пробуйте!
Пишем партию ударных в Guitar Pro
Особого смысла расписывать это текстом нет, смотрите видео, там подробно рассказано, как написать партию ударных в Guitar Pro.
Источник
Как прописывать партии ударных в Guitar Pro
Как прописывать партии ударных в Guitar Pro? Очень просто, и об этом — в данной статье.
Начнём с того, что такое — Guitar Pro?
Guitar Pro — самый известный (и по совместительству самый удобный) нотный редактор в мире, предназначенный музыкантам, которые хотят научиться играть на гитаре и/или бас-гитаре. Это уникальная компьютерная программа, с помощью которой можно создавать свою собственную музыку, но мы поговорим именно об ударных партиях.
Лично я как бывший барабанщик и пользователь данной программы с почти 7-летним стажем рекомендую создавать барабаны в Guitar Pro 5, а редактировать, улучшать их в Guitar Pro 6. Почему? Всё дело в том, что в 5-ой версии очень удобно писать драм-рисунок с нуля, тогда как в 6-ой для ударных немного неудобная табулатура именно в визуальном плане. Зато в последней явное преимущество в выборе звучания, тогда как в 5-ой примитивный midi-звук.
Итак, вы пишете музыку. Допустим, знаете ноты и аккорды как гитарист. Но относительно перкуссионной составляющей, ритма композиции — без барабанов не обойтись.
С чего же начать?
Открываем Guitar Pro 5 и в меню кликаем на «ударные». Видим перед собой цифры и рядом название ударного инструмента. Это могут быть бочка, тарелки, бонги, оркестровые штучки вроде треугольника и так далее.
Переходим в нотный стан с тактами и на табулатуре пробуем восьмыми нотами набрать комбинацию «36-46-40-46», в которой, согласно меню ударных, «36» это бочка, «46» — хай-хэт, а «40» — малый барабан.
В меню программы выбираем «Играть» и слушаем. На слух это будет похоже на пресловутое танцевальное «туц-туц», когда двойная тарелка чередуется с бочкой и основным барабаном.
Вы можете увеличить темп со 120 ударов в минуту (по умолчанию) до 130, 150, прослушать заново и почувствовать разницу. Стало «стучать» быстрее, энергичнее, интенсивнее. И если в голове есть мелодии, которые могут лечь на такой ритм, можно перейти к дорожке «гитара» или «синтезатор» и по нотам что-то набросать. Именно так я делаю сам.
Можно видоизменять, усложнять рисунок ударных. Например, при втором стуке бочки её восьмую ноту можно заменить на две шестнадцатых ноты.
В дальнейшем вы чисто механически будете прописывать самые разнообразные темпы и ритмы (даже будете знать наизусть цифру каждого инструмента), с нуля, безо всяких готовых плагинов других программ, которые отбивают у музыкантов способность сочинять именно из ничего. Ведь сейчас в музыкальной индустрии как? Открыл крутейшую Cubase или Pro Tools, вставил готовый сэмпл, накрутил-наворотил его и это уже хит. Но это путь к деградации и однообразию, когда уже ничего нового не выдумывается, а крутится одно и то же, но на новый лад, с другим звучанием и «свистелками».
В Guitar Pro 6 готовый рисунок ударных можно подкорректировать изменением звучания — можно подставить ударные с реверберацией, а можно с компрессором. Результат будет очевиден. Можно и заново прописать барабаны, как я уже писал выше, но в данной версии это менее удобно.
В конечном итоге записанная вами дорожка ударных в этой же программе без проблем экспортируется в файлы midi и wav. Миди-файл можно проиграть в аудиоплеере так, а можно открыть при помощи других программ (например, Fruity Loops) и поменять звучание инструментов. Я иногда так делаю. А файл wav можно оставить как есть, либо запросто перегнать в mp3 или в любой другой, более удобный для вас формат.
Вообще, существует множество подобных нотных редакторов (и весьма неплохих) — например, MuseScore, TuxGuitar, но я уже привык к Guitar Pro.
Напоследок я хочу отметить, что в любой переносной музыкальной станции, будь то Cubase, Sonar, FL Studio, LMMS, MAGIX или ещё какая-то, можно прописать партии ударных. Но лично для меня наиболее приемлемой в этом плане программой является Guitar Pro. Я выбираю её — из-за простоты интерфейса, отсутствия нагромождающих «примочек» и, самое главное, за сочинение строго по нотам, а там уже как подскажет на слух фантазия. Поэтому в домашних условиях, когда ничего более подходящего нет (например, студии с настоящей ударной установкой), я рекомендую для сочинения ударных партий программу Guitar Pro. Это и проще, и гораздо дешевле. И не менее профессионально ввиду наличия встроенного метронома и кучи других полезных вещей.
Источник
Барабаны для гитары
Барабаны для гитары. Общая информация
Можно бесконечно долго тренироваться играть под метроном и научиться попадать в него очень хорошо и четко. Однако между метрономом и игрой под настоящего барабанщика есть огромная разница. Метроном монотонен, в то время как барабаны находится в постоянном движении и динамике. Настоящий барабанщик играет различными рисунками, держит динамику, и даже время от времени может пропускать доли. Привыкший играть под всегда стабильный метроном человек может просто потеряться во всем этом. Для того чтобы ориентироваться в барабанной игре, гитаристу стоит играть под специальные барабаны для гитары – табулатуры с партиями.
В данной статье мы приготовили для вас ряд самых популярных и часто используемых ритмов в самых простых размерах. Здесь мы подробно расскажем про каждый из них, разберем примеры, виды переборов и боев, а также песни, которые играются в этих рисунках.
Как пользоваться статьей
Внутри данной статьи три больших блока, посвященных различным ритмическим размерам. Это самые популярные варианты – четыре четверти, три четверти, и шаффл, используемый в блюзе. В каждом из блоков приведены примеры барабанных ритмов, а также подходящие варианта боев и переборов под них.
Ритмы даны в варианте аудио примеров, и их можно включить онлайн с любого устройства. Кроме этого, каждый из них имеется в нескольких темпах – от совсем медленного до очень быстрого. Таким образом, вы сможете постепенно наращивать скорость и учиться играть быстрые партии под быстрые барабаны.
Барабанные ритмы в размере 4/4
Четыре четверти – самый стандартный размер ритма барабанов для гитары. Он состоит из четырех ударов метронома, акцент в которых выставляется на первый и третий удары – так называемые сильные доли. Разумеется, существует масса вариаций, однако основа всегда состоит именно в этом. Счет идет по порядку от одного до четырех – «раз – два – три – четыре».
Подходящие варианты боя и перебора
Здесь подойдут любые классические штрихи – бой шестерка , восьмерка, четверка, и так далее. Переборы точно так же – любые, которые можно поместить в счет «раз-два-три-четыре», с акцентами на сильную долю.
Источник
Способы игры >Гитара – ударный инструмент? Руководство по перкуссивной игре на акустической гитаре
Перкуссивная игра на акустической гитаре популярна уже очень давно.
Неудивительно, ведь гитара — это, по сути, барабан с натянутыми на него струнами. (На корпус банджо — родственника гитары — даже натягивают барабанный пластик.)
В восьмидесятые годы, благодаря Майклу Хеджесу (Michael Hedges) и другим гитаристам, усилился интерес к перкуссивному звучанию прогрессивной акустической гитары в альтернативных строях.
Неважно, в каком стиле вы играете на акустической гитаре — хлопки, легкие удары и удары посильнее и другие виды «рукоприкладства» всегда разнообразят вашу игру и сделают ваше выступление значительно интереснее.
Сегодня вы узнаете, как воспользоваться дополнительными возможностями акустической гитары в области перкуссивного звучания. Я покажу вам, как удары по корпусу гитары могут украсить риффы и грувы самых разных типов, исполняемые традиционным способом.
В свое время я увлекся этой техникой по двум причинам. Во-первых, мои родители запретили мне играть на ударных из-за того, что этот инструмент производит слишком много шума (можно сказать, что в душе я — барабанщик).
Во-вторых, когда я только начал карьеру гитариста, я не мог позволить себе нанять сессионных музыкантов, а то, что я извлекал из акустической гитары традиционным путем, меня не удовлетворяло. Поэтому я начал развиваться в сторону перкуссивного звукоизвлечения на гитаре, играя на ней как на барабане, чтобы звучание напоминало нечто вроде ритм-секции. Можно сказать, что я создал собственную «карманную группу».
Если мне кажется, что какая-либо композиция требует более детальной ритмической пульсации, я просто начинаю барабанить по корпусу гитары пальцами, а уже потом прибавляю к этому струны. Причем чаще всего я играю в альтернативном строе.
Конечно, это касается далеко не каждой песни, да и я никогда не стремился достичь каких-то особенных высот в этой области. Моя цель — передать ощущение игры целой группы. В процессе написания музыки я стремлюсь встраивать в свою игру абсолютно разные типы звучания. Конечно, такая техника не заменит живого барабанщика, но те приемы, которые я покажу вам, могут значительно обогатить ваш ритмический грув. Достигнуть такого результата стандартным способом игры не получится.
Основные удары на перкуссивной гитаре
Начнем с краткого экскурса в детали барабанной установки и поговорим о том, как добиться чего-то подобного на гитаре. Основные составные части установки — это бас-бочка, рабочий барабан и хай-хэт. Они-то и понадобятся нам в первую очередь. Затем мы коснемся вариантов строя, которые могут значительно облегчить перкуссивную технику игры. И в завершение разберем несколько музыкальных примеров для наглядности.
Бас-бочка
Наиболее близкое к бас-бочке звучание достигается ударом по трем нижним струнам вытянутым средним пальцем звукоизвлекающей руки прямо у бриджа (см. Фото А ). Если вы планируете пользоваться этим приемом на выступлении, предварительно посвятите техника в ваши планы, чтобы он добавил чуть больше низких частот. Тогда эффект будет еще реалистичнее.
При записи полезно объединить прямой сигнал от гитарного звукоснимателя с сигналом от микрофона, потому что микрофон сможет уловить больше низких частот. Иногда я использую также сэмплы бас-бочки, чтобы еще уплотнить грув. (Я же вам говорил, что хотел стать барабанщиком!)
Еще один полезный совет: если вы играете линию баса на нижних струнах, ее можно объединить с симуляцией бас-бочки, извлекая ноты тем же средним пальцем. Так ваш виртуальный басист и барабанщик будут всегда работать слаженно.
Рабочий барабан
Эффекта рабочего барабана на акустической гитаре можно добиться несколькими способами. Все они предполагают удар по корпусу гитары, за счет чего вы получите звук выше, чем тот, о котором мы говорили только что в разделе «бас-бочка». Ударять можно по разным местам корпуса.
Я обычно выбираю места в зависимости от того, что конкретно моей руке приходится играть в данный момент. Рабочий барабан у меня чаще всего располагается в верхнем углу корпуса. Я ударяю по этому месту средним пальцем звукоизвлекающей руки (см. Фото B ).
Естественно, можно пользоваться и другими пальцами. Выберите наиболее удобный для вас вариант.
То, как вы ударяете, тоже влияет на звучание. Например, если вы бьете внутренней стороной фаланги, вы получаете довольно звонкий звук. Если вы бьете подушечкой пальца, удар будет более мягким. Второй вариант более предпочтителен для записи или усиления на выступлении, когда следует сглаживать все резкие места.
На записи я иногда прибегаю к любым подручным средствам, дающим эффект приглушения. Это может быть салфетка, приложенная к корпусу (наподобие того, как барабанщик кладет полотенце на рабочий барабан, чтобы приглушить его, а соло-гитарист наматывает носок перед верхним порожком, чтобы подавить вибрацию струн при записи соло). Если вам претит сама идея прикладывания чего-либо к вашей дорогостоящей или просто любимой гитаре, возьмите для этих целей инструмент похуже.
Если у вашей гитары нет катавея (выреза в корпусе у грифа), в качестве рабочего барабана лучше использовать противоположный угол корпуса (под грифом). До него можно легко дотянуться левой рукой, если ваша правая рука временно занята.
Это напоминает игру на конго и требует некоторой находчивости, ведь любой грув предполагает определенные ограничения. Может случиться так, что именно для того грува, который вы сейчас играете, лучше всего подходит высота звука, достигаемая ударом по другому месту корпуса, поэтому нужно исходить из конкретной ситуации. Удар по обечайке (любой рукой) дает более высокий звук, сходный с тем, что получается при ударе по конго около обода. Я часто делаю так, когда хочу получить звук, похожий на удар барабанной палочкой о другую палочку.
Еще один интересный вариант — удар пальцами левой руки по задней стороне грифа. Он похож на то, что получается, когда барабанная палочка отскакивает от рабочего барабана ( Фото C ).
Этот звук малозаметен, но для грува он может иметь решающее значение. Убить двух зайцев одним выстрелом можно, извлекая ударом натуральный флажолет на одной или нескольких струнах в тот момент, когда требуется звучание рабочего барабана.
В размере 4/4 это обычно вторая и четвертая доли. Так вы объедините гармоническую и ритмическую партии. Если ваша цель — звучать как несколько инструментов, вам придется искать эффективные способы. Без этого никуда.
Хай-хэт
Звучание открытого или закрытого хай-хэта можно получить, проводя рукой по струнам с обмоткой. Если вам хочется произвести также и визуальный эффект, вы можете изобразить скрэтч по винилу. Просто представьте себе, что вы ди-джей (так делает, например, Том Морелло (Tom Morello)).
Варианты строя перкуссивной гитары
Мы поговорили о ритме. Теперь перейдем к тому, как струны могут облегчить вам жизнь.
Лучше всего задействовать как можно больше струн. Для этого я часто прибегаю к альтернативным строям. Мой любимый строй — DADGAD.
Иногда я опускаю шестую струну до ноты С (от шестой струны к первой: C A D G A D) или третью струну до ноты F#. Это дает нам открытый аккорд D, если мы играем боем по открытым струнам (строй open D, от шестой струны к первой: D A D F# A D).
Ясно, что струны в первую очередь отвечают за гармонии, но они могут помогать также и в аранжировке, ну и конечно, создавать особую атмосферу перкуссивного звучания. В такой ситуации я иногда кладу гитару на колени струнами вверх, наподобие добро.
Конечно, это влияет на движения левой руки, потому что зажимать струны приходится с верхней стороны грифа, наподобие игры на пианино.
Играя так, я извлекаю педальные тона на открытых верхних струнах и зажимаю баррэ пауэр-аккордов большим пальцем левой руки на двух или трех нижних струнах (см. Фото D ). Также я пользуюсь средним пальцем левой руки, чтобы симулировать звучание рабочего барабана (см. выше). Это дает эффект игры на ударной установке.
Но это еще не все. Многие гитаристы не уделяют должного внимания важному фактору — собственному голосу. Его можно использовать как седьмую струну. Преимущество в том, что эта «струна» абсолютно независима и никак не связана с гитарой.
Звучание открытых струн не меняется, а мелодии голосом могут свободно двигаться. Кроме того, так вы можете донести смысл композиции до слушателя, выразив его словами. Это переносит вас в сферу написания песен. В общем-то, это и есть главная причина, по которой я играю.
Многие гитаристы не так уверены в собственных возможностях в области пения. В этом случае можно попробовать, например, свистеть. Благодаря Эндрю Берду (Andrew Bird) и другим музыкантам, эта практика вновь набирает популярность. Попробуйте также просто мычать или играть на губной гармошке, используя специальный держатель для губной гармошки, в стиле Боба Дилана (Bob Dylan). Все, что поможет вам выразить то, что творится в вашей голове, имеет право на существование.
Практика на перкуссивной акустической гитаре
Как же все это работает на практике?
Рифф для перкуссивной гитары
На РИС. 1a вы видите двухтактный рифф из моей композиции “1000 Miles”. Он исполняется в строе CADGAD. Этот строй мне очень нравится, ведь он значительно увеличивает диапазон между шестой и первой струнами.
Такой рифф в стиле R&B — отличный пример перкуссивной техники игры на акустической гитаре.
Благодаря относительно медленному темпу, вы можете отработать новые для себя приемы. Линии баса и бас-бочки в данном случае объединены в одно и извлекаются большим пальцем (вам придется также сделать пару быстрых хаммер-онов). Символом «Х» в табулатуре обозначены удары по «рабочему барабану». Они приходятся на вторую и четвертую доли. В это время басовые ноты продолжают звучать.
РИС. 1b базируется на груве из баса и барабанов и показывает нам мелодические фразы в верхнем регистре на высоких струнах. В данном случае мы играем на «рабочем барабане» обеими руками. Особенно это касается третьей доли второго такта, где я пользуюсь временно свободной левой рукой в этих целях (эти места обозначены на табулатуре символом «Х»). А правой рукой я ударяю по открытой первой струне.
Обратите внимание на комбинацию из хаммер-она и двойного пулл-оффа на первой струне в конце первого такта. Это нужно для того, чтобы получить трель в стиле Джимми Пейджа (Jimmy Page) (а ля “Dancing Days”).
Исследуя эти возможности, вы откроете для себя много нового и научитесь комбинировать мелодию с ритмическим грувом. Подобный рифф станет отличным аккомпанементом для вокала или другого инструмента. Также это может быть основой целой секции какой-либо композиции, например, куплета.
Еще один рифф для перкуссивной гитары
РИС. 2 представляет собой отрывок из моей композиции “Springtime”. Он исполняется в строе DADGAD с каподастром на втором ладу. Гитара при этом лежит на коленях струнами вверх. Играя первые два пауэр-аккорда на трех нижних струнах, я пользуюсь техникой игры на «бас-бочке», о которой мы говорили выше. Затем я играю боем, проводя ногтями звукоизвлекающей руки по струнам и продолжая линию «бас-бочки».
Здесь мы также встречаем технику «рабочего барабана» (эти места обозначены символом «Х» на верхних линиях табулатуры) и натуральных флажолетов (N.H.) на двенадцатом ладу (вообще, это четырнадцатый лад, ведь мы играем с каподастром). Флажолеты я извлекаю быстрыми ударами вытянутым средним пальцем правой руки по струнам прямо над порожком лада.
Это не так просто записать в виде табулатуры, поэтому обязательно посмотрите видео внизу. Потренировавшись немного, вы заметите, что ничего сложного в этом нет. Важно создать плотный грув, на фоне которого можно петь или играть на губной гармошке. (В данном случае я делаю и то, и другое.)
Как только вы начнете пользоваться возможностями гитары как «ударного инструмента», вы обнаружите много других, «внешних», способов. Тамбурины, специальные приспособления для игры ногами и другие не менее интересные вещи всегда могут помочь вам реализовать ваши музыкальные идеи. Я думаю, не стоит игнорировать их. Особенно если пользоваться ими с умом.
В этой статье я постарался как можно проще рассказать о своем подходе, чтобы другие музыканты тоже смогли обогатить свой арсенал этими приемами и научились играть на перкуссивной акустической гитаре, как на барабане.
Если Вам понравился этот урок, подписывайтесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить не менее интересные уроки гитары.
Я обожаю Ваши уроки! Уже пол года занимаюсь по урокам гитаршколы, и у меня значительный прогресс. Клево, что уроки постоянно разной тематики, а не зациклены на чем то одном.
О перкуссивной гитаре (кстати не знала, как это правильно называется) узнала совсем недавно и хотела попробовать. И тут как нельзя кстати ваш подробный урок. Часа 4 просидела над ним, здорово!
Источник