Как должна сидеть гитара

Содержание
  1. Постановка позы, рук и пальцев для правильной игры на гитаре
  2. Варианты посадки гитариста
  3. Нога на ногу
  4. Обычная посадка
  5. Классическая посадка с подставкой под ногу
  6. Рекомендации по тому, как держать гитару сидя
  7. Рекомендации как держать гитару стоя
  8. Общие рекомендации по правильной посадке и стойке с гитарой
  9. Работаем над постановкой правой и левой руки
  10. Как правильно зажимать струны
  11. Распространенные проблемы
  12. Сложно ставить аккорды
  13. Не хватает сил зажать аккорд
  14. Пальцы задевают другие струны
  15. Пальцы немеют и не слушаются
  16. Хромает координация правой и левой руки
  17. Как держать гитару сидя. Правильная посадка гитариста
  18. Посадка гитариста, история и физиология
  19. Посадка гитариста.
  20. История и физиология.
  21. Методическое сообщение
  22. МАУ ДО «Детская музыкальная школа №3»
  23. Г. Пермь
  24. 2016 год
  25. Посадка гитариста. История и физиология.
  26. Тема правильной гитарной посадки может показаться узкоспецифической и многократно описанной в методических пособиях. Однако жизнь показывает, что в рамках музыкальной школы идет постоянное развитие возможностей преподавания – на основе самоокупаемости, например, курс аккомпанирующей гитары, обучение подростков, даже взрослых. Приходится сталкиваться с тем, что учащиеся, которые видят перед глазами множество примеров, спрашивают, а порой требуют: «А я хочу сидеть вот так, а почему нельзя?» Действительно, вряд ли можно найти другой инструмент с таким многообразием способов игры, порой доходящих до абсурда.
  27. В многообразии разговоров и споров вокруг посадки гитаристов можно сформулировать два основных вопроса:
  28. Почему настолько отличаются принципы посадки и постановки рук?
  29. И почему педагоги музыкальных школ настаивают на использовании классической посадки для обучения детей?
  30. Франсиско Таррега Андрес Сеговия
  31. Альтернативный вариант посадки, при котором гитара лежит на правом колене, получил настолько широкое распространение, что авторы многочисленных интернет-пособий по обучению игре на гитаре именуют такую посадку «обычной», в отличие от классической, и даже сочувствуют бедным «классикам», которых заставляют сидеть в таком неудобном положении. У этого способа игры также долгая история, началом которой можно считать блюз как стиль, предшествующий и оказавший влияние на все последующие жанры – джаз, рок — и поп-музыку.
  32. Джон Ли Хукер Би Би Кинг
  33. Разумеется, подобная посадка уместна и даже необходима как с точки зрения постановки левой руки («блюзовый хват»), так и для игры с помощью медиатора. Она позволяет играть ритмические партии с сохранением нужной динамики и экспрессии, достаточно удобна для исполнения аккомпанемента, плюсом такой посадки считают то, что нет необходимости в каких-либо дополнительных приспособлениях.
  34. Хотя выглядит это посадка достаточно непринужденной, минусы этого положения в том, что оно гораздо менее устойчивое, чем классическое.
  35. 1. Формирование исполнительских умений
  36. и навыков учащихся детской
  37. музыкальной школы в классе гитары
  38. 2. Школа игры на шестиструнной гитаре под ред.
Читайте также:  Как называется маленькая гитара у которой 4 струны

Постановка позы, рук и пальцев для правильной игры на гитаре

Обучение игре на гитаре обязательно должно начинаться с постановки рук и посадки тела, а не с изучения аккордов. Поняв, как правильно держать гитару, можно научиться издавать чистый звук, увеличить скорость звукоизвлечения и не переживать, что в дальнейшем будут проблемы со спиной и суставами.

Варианты посадки гитариста

Гитара относится к группе силовых струнных инструментов. Музыканту надо прикладывать определенные усилия, поэтому требуется правильная посадка. Она снизит нагрузку на кисти рук, спину и упростит выполнение сложных музыкальных приемов.

Варианты посадки гитаристов:

  • нога на ногу;
  • обычная;
  • классическая, с подставкой под ногу.

Любая поза должна отвечать 2 требованиям: давать свободу движений и устойчивость инструменту. Многократный повтор выбранного положения позволит отработать движения до автоматизма.

Нога на ногу

Рассмотрим варианты позиции нога на ногу. Описание приводится для гитариста-правши. Для левшей положение будет зеркальным.

Одним из самых популярных и часто принимаемых поз является закидывание правой ноги на левую. Таким образом гитара располагается на правой ноге и фиксируется за счет грудной клетки рук и ноги. Можно видоизменить позу, поменяв ноги местами, тогда корпус гитары будет опираться уже на две ноги.

Гитаристы фламенко на уроках игры испанской гитары часто использую следующую позицию: закидывают лодыжку правой ноги на колено левой. В такой позе гитару нужно поставить на левую ногу, а правая выступает дополнительной точкой опоры.

Попробует разные варианты этой позы, чтобы понять, какая из них для вас наиболее комфортная и не сковывает движения.

Посадка «нога на ногу» — гарантирует устойчивость музыкального инструмента, он не будет болтаться в разные стороны.

Обычная посадка

В такой позиции гитара опирается только на одну ногу музыканта и поэтому для надежной фиксации инструмента приходится использовать руку и за счет подъема ноги — корпус гитариста. Для того, чтобы приподнять ногу часто используют специальную поставку.

Классическая посадка с подставкой под ногу

Гитара находиться на левой ноге, под которую устанавливается специальная подставка. Держать гриф надо на уровне глаз. Поза дает полную свободу левой руке, которая сможет передвигаться по грифу. Упор приходится на ноги, правое предплечье и грудную клетку.

Рекомендации по тому, как держать гитару сидя

  • удобство и расслабленность мышц на протяжении всей работы с гитарой;
  • локоть не прижимается к корпусу инструмента, а лишь опирается;
  • руки на гитаре расслабленные;
  • плечи приводят в расслабленное состояние, располагают на одном уровне с тазом, без перекоса;

Подставка под ногу всегда выставляется индивидуально, в зависимости от роста музыканта.

Рекомендации как держать гитару стоя

При игре стоя, не нужно удерживать инструмент руками, для этого предназначены ремни. Перед покупкой необходимо убедиться, что на корпусе инструмента есть стреплоков – крепеж для ремня. Ремни лучше выбирать с дополнительными креплениями: клиперами или заглушками.

Ремень должен иметь настраиваемую длину, изготовлен из плотного текстильного материала или кожи. Не нужно стараться выглядеть как мачо, главное правило – удобство и надежность.

Рекомендуемый уклон грифа – 450, немного выше корпуса инструмента. Ноги держат на ширине локтей. Это самая устойчивая поза, при которой музыкант не упадет, и не будет спотыкаться о предметы на полу.

Общие рекомендации по правильной посадке и стойке с гитарой

Чтобы избежать в будущем профессиональных заболеваний, поза для игры должна быть отработана до автоматизма. Правая нога должна твердо стоять на поверхности пола. Нельзя сидеть в наклонном состоянии, спина всегда ровная, расслабленная. Плечи выравнивают по одной линии.

Для игры используется только твердый стул, в домашних условиях можно использовать табурет, но не диван. Не должно присутствовать никаких прогибов или неестественных изгибов конечностей и спины. Вначале можно использовать зеркало, чтобы наблюдать за правильной посадкой тела. Никаких монотонных и однообразных занятий. Необходимо периодически менять позы. Учитель гитары покажет и расскажет, как правильно занимать разные позиция и как найти для себя наиболее удобную.

Работаем над постановкой правой и левой руки

Чтобы играть правой рукой, ее располагают на верхней части обечайки. Вначале опускают вниз, расслабляют. Указательный, средний, безымянный пальцы при игре сгибают так, чтобы между ними и большим получился крест. Подготовленную руку подносят к струнам. Вес руки должен приходиться на большой палец – это точка опоры. Кисть не должна прыгать, играть необходимо только пальцами.

Левая рука опущена вниз, вдоль туловища. Запястье необходимо практически полностью выровнять, а пальцы слегка согнуть. После фиксации этого положения, руку следует согнуть в локте и поднять. Между запястьем и пальцами будет небольшое расстояние, в которое и помещают гриф.

Игра боем предполагает 3 вариант:

  1. При помощи большого пальца.
  2. Указательным и большим.
  3. Только указательным.

Первый вариант предполагает удары вниз внутренней стороной пальца и внешней при ударах вверх. Во втором случае удары вверх производят указательным пальцем, а нижний бой – внутренней частью большого пальца. Должно получаться что-то похожее на «смахивающие» движения. При игре только указательным, палец сгибают, а сверху кладут большой.

Как правильно зажимать струны

Левая рука должна быть максимально расслабленной. Гриф гитары с обратной стороны поддерживается большим пальцем. Струну прижимают частью между кончиком и подушечкой указательного пальца. Нельзя брать аккорд и при этом задевать порожек грифа, в противном случае звук будет дребезжать и прижимать струны намного тяжелее.

Нельзя начинать обучение с большого количества аккордов. Их разбивают на пары, начинают с первой, добиваются чистого звучания, затем переходят к другой и так далее.

При исполнении произведений в технике баррэ, прижимать струны надо ближе к ладовому порожку. Указательный палец струны зажимает плашмя, а оставшиеся пальцы должны быть свободными, для постановки аккорда. Нельзя указательный палец ставить ребром. Кончик большого пальца должен слегка выступать за гриф, с выравниванием на уровне указательного пальца, для создания противовеса.

Распространенные проблемы

Обучение игре на гитаре – это труд, требующий регулярных тренировок, усидчивости и терпения. Будут возникать проблемы с постановкой аккордов, зажимом струн, координацией пальцев.

В начале обучения будут болеть руки – это нормально. Со временем, мышцы привыкнуть к нагрузке.

Сложно ставить аккорды

Проблема присуща даже опытным гитаристам. Основная причина – длительное отсутствие практики. После перерыва, мышцы должны вспомнить и привыкнуть к позиции и движениям. Кожа на кончиках пальцев опять загрубеет, и все придет в норму.

Не хватает сил зажать аккорд

Отличные результаты дают регулярные занятия на резиновом эспандере, которым рекомендуется тренировать и правую руку.

Пальцы задевают другие струны

Исправить ситуацию можно при помощи коррекции постановки рук. Кончики пальцев всегда должны находиться перпендикулярно грифу. Это позволит избежать задевания остальных струн другими пальцами. Постоянно отслеживайте постановку пальцев и тренируйтесь, со временем мышцы привыкнуть к правильному расположению.

Пальцы немеют и не слушаются

Ничего страшного в этом нет, рукам очень трудно преодолевать напряжение струн. При регулярных тренировках, буквально через неделю онемение и непослушность рук будет постепенно уходить. Не нужно дергать струны, движения должны быть плавными.

Хромает координация правой и левой руки

Проблема характерна для начинающих, которые приступают к игре перебором или осваивают соло. Совет один – играть надо медленнее, обе руки должны работать синхронно. Скорость исполнения набирают постепенно, после отработки медленного темпа.

От того, как правильно держать гитару будет зависеть звучание инструмента и самочувствие музыканта. Поэтому начинать обучение надо начинать именно с постановки позы и рук.

Источник

Как держать гитару сидя. Правильная посадка гитариста

ЦИКЛ ВИДЕОУРОКОВ: РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ ПРИ ИГРЕ НА ЭЛЕКТРОГИТАРЕ. ВИДЕОУРОК: «Как держать гитару сидя. Правильная посадка гитариста»

В этом уроке обсудим такую фундаментальную тему, как правильная посадка с электрогитарой. Разберемся, как ее правильно держать и как положить: на какую ногу, под каким углом по отношению к телу, к горизонту, куда нагнуть повернуть и т.д.

Это основополагающие вещи, и многие играющие люди не знают о них. Из-за этого испытывают ряд проблем. Например, не хватает выносливости, начинаются боли. Человек думает, что посидит подольше, натренируется, и напряжение пройдет. Но, к сожалению, так бывает не всегда. Часто напряжение устраняется корректной посадкой. О том, что такое корректная посадка, мы сейчас разберемся.

Как правильно держать электрогитару рассказываю студентам на первом занятии. То есть человек пришел, мы познакомились. Я обрисовываю концепцию, как у меня строятся занятия. После обсуждения теоретических моментов, непосредственно практика начинается с посадки.

Для правильной посадки с гитарой разбираемся с двумя углами:

1. Угол наклона грифа гитары по отношению к горизонту.

2. Поворот гитары к плечевому поясу.

Угол наклона к горизонту

За горизонт мы принимаем параллельную поверхность. Например, пол. Если гитара расположена параллельно плоскости, градус наклона равен нулю. Угол наклона между грифом и декой определяется балансом. Берется гитара, спину держим ровно, чтобы не было сутулости. Гитару на себя не заваливаем, а чуть прислоняем, чтобы она рогом чуть касалась футболки. Положение баланса достигается за счет корректного расположения инструмента и силы трения рога. При правильном балансе она лежит устойчиво, не падает, даже если покачать ногой. В нормальном положении она не клюет носом. Конкретно на моей гитаре угол составляет 20 градусов к горизонту. На других гитарах развесовка может быть иная. Угол наклона может меняться.

Угол по отношению к плечевому поясу

После того, как найден градус наклона к горизонту, берем руку с медиатором, и ребром ладони касаемся бриджа. Точнее того места, где струны покидают бридж, зона демпфера пересекает все 6 струн. Слегка касаемся предплечьем деки гитары, и у нас здесь в плече начинает накапливаться напряжение. Мышца напряжена, становится жесткой. Чтобы это напряжение убрать, необходимо прижать локоть к себе. Гитара поворачивается естественным образом. Плечевой сустав уходит вперед. Поворачивая гитару по оси до исчезновения напряжения, находим угол по отношению к плечевому поясу. Он может быть больше или меньше, исходя из собственных ощущений комфорта.

Расположение кисти правой руки

Ребро ладони правой руки необходимо расположить на 6 струнах. Это делается не за счет подъема плечевого сустава, а его поворота. Подъем плечевого сустава формирует напряжение и может негативно сказаться на выносливости и игре. Так играть могут не все люди. Кому-то удобно слегка приподнять плечо. Если посмотреть на Гилберта и Петруччи на видео, то заметите перекос. Это не означает, что они 3 часа так сидят с гитарой, но в момент съемок им так было удобно. Кому-то необходимо ровное положение плечевых суставов, но главное понимать механизм и знать, как это правильно делается.

Наша задача перенести ребро ладони в зону демпфера. Для этого расслабьте руку. Левой рукой возьмитесь за правый плечевой сустав, чтобы не дать ему подняться. При подъеме руки сустав слегка уходит вперед. Таким образом рука перенесена в нужную точку не за счет поднятия, а за счет поворота сустава. Рука прижимается к туловищу принимая комфортное положение с электрогитарой.

Плечевой сустав левой руки не оттягивается назад, если правый выходит в перед. Образовавшийся перекос приведет к тому, что рука будет тянуть гриф на себя. Нижележащие струны будут зажаты, а не заглушены. Во избежание напряжения, плечевой пояс находиться в естественном положении. Плечи могут выйти вперед и вниз для увеличения комфорта.

Когда вы научитесь правильно держать электрогитару и извлекать звук, то можете играть, как угодно. Это не скажется на эргономике гитариста, но только в том случае, если первая посадка выполнена правильно. Главное требование — убрать напряжение, которого и так хватает у начинающего гитариста. Гитаристы, привыкшие к неправильной посадке с гитарой, могут годами играть и надеяться, что наработается выносливость, и играть станет комфортно. На самом деле для решения проблемы нужно просто повернуть гитару и поменять угол наклона в плечевом суставе. В каждом случае углы подбираются индивидуально.

Источник

Посадка гитариста, история и физиология

Посадка гитариста.

История и физиология.

Методическое сообщение

МАУ ДО «Детская музыкальная школа №3»

Г. Пермь

2016 год

Посадка гитариста. История и физиология.

Тема правильной гитарной посадки может показаться узкоспецифической и многократно описанной в методических пособиях. Однако жизнь показывает, что в рамках музыкальной школы идет постоянное развитие возможностей преподавания – на основе самоокупаемости, например, курс аккомпанирующей гитары, обучение подростков, даже взрослых. Приходится сталкиваться с тем, что учащиеся, которые видят перед глазами множество примеров, спрашивают, а порой требуют: «А я хочу сидеть вот так, а почему нельзя?» Действительно, вряд ли можно найти другой инструмент с таким многообразием способов игры, порой доходящих до абсурда.

В многообразии разговоров и споров вокруг посадки гитаристов можно сформулировать два основных вопроса:

Почему настолько отличаются принципы посадки и постановки рук?

И почему педагоги музыкальных школ настаивают на использовании классической посадки для обучения детей?

Ответ на первый вопрос заложен в истории развития гитары. Известно, что наибольший вклад в совершенствование конструкции и выразительных возможностей гитары внесли Испания и Италия, причем музыкальная стилистика в культурах этих стран значительно отличалась. Испания – это,

разумеется, фламенко. Экспрессивность игры, особый эмоциональный настрой исполнения и импровизационная манера игры – это неотъемлемые качества игры на гитаре фламенко. Это достигается в том числе техническими особенностями: гитарист фламенко обычно играет ближе к подставке, чем на классической гитаре, используется прием апояндо, в результате чего достигается более яркое и резкое звучание, постоянно чередуется расгеадо (полноценные аккорды) с пассажами и мелодиями. Все это требует характерного положения правой руки и в целом — очень высокого расположения гитары, для достижения этой цели некоторые исполнители используют не только позу нога на ногу, но и подставку под правую ногу.

Любые вопросы музыкального исполнительства неразрывно связаны с мышечными ощущениями, поиском максимальной свободы в игре на инструменте, тем, что обычно скрывается за понятием удобства – одним словом, с вопросами физиологии. Если рассмотреть с этой точки зрения, предположим, посадку гитариста фламенко, наглядно видна асимметрия в области плечевого пояса и неестественно вывернутые суставы в первом варианте; второй вариант посадки также требует значительных мышечных усилий, учитывая, что нельзя прижимать корпус гитары к туловищу.

Также при этой посадке практически неисполнимым становится прием тирандо, а именно он широко используется при игре аккомпанемента, что было очень характерно для итальянской музыкальной культуры, неразрывно связанной с вокальным искусством. По большому счету, то, что мы

привыкли считать классической посадкой гитариста – результат долгой эволюции, целью которой был поиск компромисса, при котором становится возможным исполнение музыки самых различных музыкальных стилей при максимальном удобстве и свободе игрового аппарата.

Сегодня у гитаристов наверняка вызовет улыбку рекомендация Соловьева — автора одной из лучших школ игры на гитаре, изданной в конце прошлого века: «На гитаре можно играть при различных более или менее удобных положениях, например, стоя, сидя, лежа, — или чувствуя себя несколько утомленными, развалившись в кресле; но самая удобная и более всех принятая поза — в сидячем положении». Однако на старинных картинах изображения гитариста, играющего стоя, причем без каких-либо приспособлений – совсем не редкость, как и изящные барышни, играющие полулежа, с подогнутой кистью левой руки и оттопыренным мизинчиком правой. И без подробного анализа видно, что подобные варианты также нельзя считать удобными и физиологичными, да и добиться исполнения каких-либо достаточно сложных технических задач нереально.

Интересны идеи известного испанского гитариста, педагога и композитора Дионисио Агуадо.

Дионисио Агуадо

Изображенный на этом портрете способ игры вряд ли можно назвать удобным, положение гитары крайне неустойчиво, однако постановка левой руки и расположение грифа вполне соответствует современным представлениям. Агуадо, очевидно, осознавал недостатки такой постановки — еще в позапрошлом столетии он работал над конструкцией специальной треноги для жесткого крепления гитары. По его замыслу, гитарист должен был подойти к закрепленной треноге, как к роялю, и играть. Он считал, что необходимость поддерживать гитару во время игры сковывает руки и сдерживает их движения (эта идея дожила до наших дней, шведско-американский гитарист-виртуоз Ингви Мальмстин пользуется подобным приспособлением на своем концерте).

Доподлинно неизвестно, кому пришла в голову идея использовать подставку для левой ноги – тот недостающий элемент, который позволяет добиться устойчивости и удобства в игре на гитаре. Однако, например, Маттео Каркасси, также широко известный исполнитель и композитор, чьи произведения до сих пор активно используются в педагогическом репертуаре, уже демонстрирует гитарную посадку, которая привычна для нас и носит название классической. Правда, в своих методических комментариях он все-таки говорит о трех точках опоры гитары, опуская опору на правую ногу.

Маттео Каркасси

В методике классической посадки наиболее удачно реализовано стремление исключить любое напряжение, которое может быть вызвано неудобством положения гитариста во время игры, и сохранить естественную осанку. Основная цель классической посадки — уравновесить и зафиксировать гитару только благодаря её положению на бедре и весу лежащей на ее корпусе руки. При такой посадке, даже если опустить левую руку, гитара должна устойчиво оставаться на месте. В классическом стиле сидеть принято на краю стула или табуретки. Для того чтобы поднять гитару на нужный уровень и держать под удобным для игры углом, левая нога ставится на подставку или скамеечку. Гитара боковым вырезом ставится на левую ногу, а правая нога отодвигается немного в сторону, чтобы лучше подпереть корпус гитары. Высота подставки подбирается индивидуально, так, чтобы гитара стояла удобно, с небольшим уклоном. Есть точка зрения, что верхняя дека гитары должна находиться в вертикальном положении. Это нужно признать неправильным, так как гитара в таком положении прижата к корпусу и звук становится более глухим. Когда гитара наклонена, то исполнитель касается груди только верхней частью нижней деки, к тому же звук дальше распространяется, поскольку резонаторное отверстие направлено выше горизонтальной линии. Многие гитаристы используют суппорты различных конструкций, это позволяет сделать посадку еще более симметричной и свободной, исполнители, имеющие проблемы с позвоночником, отмечают, что игра с суппортом заметно комфортнее и позволяет дольше заниматься без усталости и неудобств. Конечно, к суппорту тоже нужно привыкать, к тому же это приспособление достаточно

дорогое, некоторые модели нельзя прикрепить к матовым гитарам, только к полированным, да и доступные по цене модели не отличаются хорошим качеством.

А. Дервоед

Гриф гитары должен быть примерно под углом 45 градусов к полу, чтобы голова грифа была примерно на уровне плеча или чуть выше. Корпус тела следует держать прямо, для достижения большей устойчивости его можно немного наклонить.

При такой посадке гитара имеет четыре точки опоры: правая нога, левая нога, предплечье правой руки и грудь. Гриф гитары должен быть устойчив. Таким образом, мы можем освободить левую руку от поддержки гитары за гриф и получить большую свободу в движениях левой руки. Классическая посадка исполнителя позволяет достичь устойчивого положения инструмента, чтобы в процессе игры не отвлекаться на его поддерживание. Ч. Дункан обращает особое внимание, что у «хорошего исполнителя центральное положение инструмента по отношению к туловищу влечет за собой почти идентичное расположение правой и левой кистей, локтей, колен, одинаковые углы, образованные локтями и коленями». Э. Пухоль дает

разъяснения относительно женской посадки. Женщины «отводят правую ногу назад, сгибая ее в колене, и опираются на кончик ступни».

А. Сеговия тоже призывал несколько изменить посадку для женщин. Е. Ларичев поместил в своей Школе иллюстрацию, где показана посадка женщины-гитаристки. Женская посадка долгое время обсуждается гитаристами и отличается меньшей устойчивостью. Поэтому в детских музыкальных школах практикуется мужская посадка даже для девочек.

Франсиско Таррега Андрес Сеговия

Альтернативный вариант посадки, при котором гитара лежит на правом колене, получил настолько широкое распространение, что авторы многочисленных интернет-пособий по обучению игре на гитаре именуют такую посадку «обычной», в отличие от классической, и даже сочувствуют бедным «классикам», которых заставляют сидеть в таком неудобном положении. У этого способа игры также долгая история, началом которой можно считать блюз как стиль, предшествующий и оказавший влияние на все последующие жанры – джаз, рок — и поп-музыку.

Джон Ли Хукер Би Би Кинг

Разумеется, подобная посадка уместна и даже необходима как с точки зрения постановки левой руки («блюзовый хват»), так и для игры с помощью медиатора. Она позволяет играть ритмические партии с сохранением нужной динамики и экспрессии, достаточно удобна для исполнения аккомпанемента, плюсом такой посадки считают то, что нет необходимости в каких-либо дополнительных приспособлениях.

Хотя выглядит это посадка достаточно непринужденной, минусы этого положения в том, что оно гораздо менее устойчивое, чем классическое.

Тут уже только три точки опоры, одна из которых – предплечье правой руки, которое постоянно находится в движении. Грудь тоже нельзя назвать достаточно устойчивой точкой опоры, если только не прижать гитару очень сильно. Гриф находится параллельно полу, и его приходится поддерживать левой рукой. Запястье получается согнутым под 90 градусов, что крайне затрудняет исполнение технически сложных произведений, ограничивает беглость, приводит к зажатию и усталости рук. (Игра стоя здесь не рассматривается как способ, не относящийся к теме данного сообщения, но можно заметить в скобках, что большинство виртуозных соло-гитаристов держат гриф очень высоко, порой почти вертикально).

Тем не менее есть множество исполнителей, которые и при такой посадке достигают великолепных результатов, как быть с этим фактом? Если посмотреть на исполнение, предположим, Томми Эммануэля (и других приверженцев стиля фингерстайл), на нашего Александра Виницкого, можно заметить, что от блюзовой посадки они значительно отошли, расположение грифа ближе скорее к позиции фламенко, а многие используют положение нога на ногу или ставят подставку под правую ногу – такой вариант позволяет добиться большей устойчивости. Во многих гитарных кружках при обучении начинающих стали использовать именно такую посадку.

Томми Эммануэль Александр Виницкий

И все-таки при подобных вариантах гитарной посадки никак не избежать очевидных недостатков – положение плеч исполнителя несимметрично, правое плечо поднято, положение левой руки также нельзя назвать естественным. Но если для взрослых гитаристов с большими руками и соответствующим ростом эти минусы сколько-то сглаживаются, то при обучении детей они становятся просто вопиющими, негативное влияние такой посадки на осанку ребенка совершенно очевидно.

Итак, можно утверждать достаточно категорично: при обучении детей любые варианты посадки, кроме классической, являются абсолютно неприемлемыми. Формирование правильной посадки должно начинаться с первого урока и находиться под постоянным контролем преподавателя. Здесь каждый находит какие-то свои методические приемы. Известно, к примеру, упражнение «воображаемая гитара», когда ребенку предлагается сесть так, как будто он держит в руках гитару, и даже «как будто» поиграть на ней (при этом инстинктивно принимается ровное положение плеч и прямая осанка), а только потом ученик получает в руки инструмент. Не всегда заметные

дефекты посадки и постановки, все искривления и неправильные развороты корпуса становятся очевидными, если посмотреть на ребенка со спины. Контроль за правильностью и свободой посадки, как и вообще вся работа над игровым аппаратом, не ограничивается начальным этапом обучения, новые проблемы и трудности могут возникать как по мере усложнения изучаемого репертуара, так и просто по мере роста ребенка – детский организм может расти, как известно, скачками и не всегда пропорционально, что обязательно влечет за собой изменения как в постановке рук, так и в посадке в целом.

Особое внимание необходимо обращать на организацию домашних занятий – очень часто выясняются совершенно неожиданные причины того, что посадка никак не «устанавливается», ребенку явно неудобно, он долго приспосабливается к инструменту, то правая нога уходит под стул, то постоянно сползает гитара. А оказывается, подставку так и не купили, или ребенок сидит дома на мягком и низком кресле, а то и на кровати или на детском стульчике, или нет пюпитра для нот, а ноты лежат где-то слева на столе, и уже обнаружился разворот корпуса влево. То есть, конечно, правильной работы на уроке совершенно недостаточно, нужен контакт с родителями, их заинтересованность и понимание стоящих перед ребенком задач, понимание важности всех требований педагога. Только осознание того, что обучение искусству музыкального исполнительства – это долгий, трудоемкий, сложнейший процесс, где важна каждая мелочь, где требуется большое терпение, регулярность, организованность, может помочь ребенку добиться результата. И только осознанное и доброжелательное партнерство в этом процессе может принести свои плоды – будут расти знания и умения маленького музыканта, учеба будет приносить радость творчества, а результаты обучения – радовать и учителей, и родителей.

1. Формирование исполнительских умений

и навыков учащихся детской

музыкальной школы в классе гитары

2. Школа игры на шестиструнной гитаре под ред.

Е. Ларичева. — М.: Музыка, 1990

3.ндрес Сеговия. — М.: Музыка, 1981

4.скусство игры на классической гитаре

5.Иванов-кола игры на шестиструнной гитаре. — Пере изд. — М.: Музыка, 1989.

6.кола игры на шестиструнной гитаре

под ред. А. Иванова-Крамского. — М.: Музыка, 1965.

7.амоучитель игры на шестиструнной гитаре. — М.:

Музыка, 1991.- 94с.

8. Твой друг гитара. — Киев: Муз. Украина, 1993.

9. Методика преподавания игры на шестиструнной гитаре. — Киев: Книга, 2003.

10.кола игры на шестиструнной гитаре, ред.

И. Поликарпова. — М.: Сов. композитор, 1981.

Источник

Оцените статью