- 10 лучших советов о том, как правильно заниматься на гитаре
- 10 фишек как повысить эффективность занятий на гитаре
- №1 Температура в помещении для занятия на гитаре
- №2 Чувство сытости во время занятия на гитаре
- №3 Правильное питьё перед занятием на гитаре
- №4 Удобная одежда для занятия на гитаре
- №5 Занятие на гитаре по таймеру
- №6 Занятие на гитаре перед зеркалом
- №7 Запись занятия на видеокамеру
- №8 Запись занятия на диктофон
- №9 Учебный репертуар по силам
- №10 Гитара — якорь хорошего настроения
- Добавить комментарий Отменить ответ
- Гитара по-взрослому для самоучек
10 лучших советов о том, как правильно заниматься на гитаре
Здравствуйте, уважаемые гитаристы! Как эффективно заниматься на гитаре? Как при этом не тратить кучу времени впустую? Ведь время в нашей современной жизни — архи-полезный ресурс.
Обо всём этом я расскажу вам в данной статье. Это мой личный опыт, поэтому он 100%-но работает.
Итак, в общей сложности дам вам 10 советов:
- Учите любую песню/соло/произведение по кусочкам. Это позволит быстрее его выучить, а также сведет к минимуму страх перед сложностями изучаемой композиции.
- Учите то, что вам «по-зубам» и лишь постепенно увеличивайте сложность того, что учите. Обычно бывает так: гитарист бросается в пучину архи-сложного произведения, через несколько дней понимает, что у него ничего не получается и опускает руки.
- Играйте всё под метроном. Пожалуй, это один из самых главных советов. Грош-цена вашей технике, если вы не укладываетесь в темп изучаемой композиции. Можно играть бесконечно быстро, но коряво и ужастно, а можно играть медленно, но ровно и красиво.
- Устали — не играйте. Если вы пахали «как вол» весь день, голова забита бог знает чем и у вас только одно желание — поспать, в таком случае лучше не садится за инструмент. Это может привести только лишь к неправильной ассоциации — музыка-мука. Лучше сначала отдохнуть, потом брать в руки гитару.
- Устали без всякой причины — найдите в себе силы взять первый аккорд, сыграть первую ноту своего любимого произведения. И вы не успеете глазом моргнуть, как пролетит несколько часов сверхинтенсивных и полезных занятий. Главное — начать, главное — вступить в бой
- Учите то, что нравится. Не слушайте никаких авторитетов, больше всего сил у вас будет на изучение тех песен и произведений, которые вам нравятся
- Сложное произведение — уменьшайте темп и лишь постепенно его наращивайте (метроном в помощь). На высоком темпе сложно прочувствовать ритмическую структуру и саму соль произведения и песни.
- Не получается какой-то кусок произведения — ради бога не играйте всё произведение от начала до конца. Сосредоточьтесь на этом сложном куске, замедлите в нем темп. Это позволит сэкономить кучу времени.
- Смотреть на сильных гитаристов — полезно, но ещё более полезно играть на гитаре. Не зацикливайтесь на просмотре сотен гигабайт видео. Работайте в первую очередь над собой и своей техникой.
- На беритесь за 100 дел сразу и за прокачку кучи навыков за 1 раз. Пример плана одного занятия: для разминки сыграть 1-2-3-4-упражнение, сыграть упражнение на легато, выучить 4 такта такого-то произведения. Как видите — вполне посильное задание. Такое задание должно быть у вас на каждый день.
А на этом пока всё, уважаемые гитаристы. Понравились ли вам мои советы? Если да — жду ваших комментариев и лайков.
Это будет для меня большой мотивацией к тому, чтобы продолжить публиковать полезные советы.
Источник
10 фишек как повысить эффективность занятий на гитаре
У самоучки на гитаре нет преподавателя, который вовремя заметит ошибку или поправит положение рук. Начинающему гитаристу приходится самому искать способы как организовать свои занятия и оценить прогресс обучения.
Чтобы резко повысить продуктивность занятий на гитаре без преподавателя, самоучке нужно позаботиться о трёх факторах:
- Оптимальное физическое состояние.
- Возможность наблюдать за собой со стороны.
- Систематизация занятий.
Дело в том, что гитарист, во-первых, физически не может посмотреть на себя со стороны. Во-вторых, в процессе занятия на гитаре внимание новичка полностью приковано к попаданию в ноты. Всего остального он просто не замечает. Навык слушать своё собственное исполнение вырабатывается гораздо позже.
На всё это накладывается масса отвлекающих факторов. Например, чувство голода, борьба со сном, затёкшая спина, размышления на отвлечённые темы и многое другое.
Другими словами, чтобы эффективно заниматься на гитаре самому, надо сделать два логичных шага:
- Устранить всё, с чем мы не можем совладать без педагога.
- Упростить анализ того, что мы можем оценить самостоятельно.
Например, педагог может постоянно бодрить полусонного после сытного обеда ученика. В одиночку этот же ученик потратит все силы только на борьбу с варёным состоянием. В первом случае будет хоть какой-то прогресс. Во втором о результатах самого урока говорить, естественно, не приходится. Значит, самоучке надо изменить или расписание занятий, или рацион питания. То есть просто исключить фактор, который мешает заниматься на гитаре самостоятельно.
Другой пример. В отсутствие преподавателя ученик не может сам уследить сразу за всеми ошибками на уроке. Но он может анализировать видео или аудио запись занятия после урока. Значит надо организовать регулярную запись занятий на гитаре доступными и не отнимающими много времени способами.
Обсудим эти факторы по порядку.
№1 Температура в помещении для занятия на гитаре
Есть много занятий, проводить которые рекомендуется в слегка прохладном помещении, особенно мужчинам. Это позволяет сохранять концентрацию и ясность ума. Однако к игре на гитаре такой подход, к сожалению, мало применим.
Очевидно, что холод не способствует лёгкой работе пальцев и общей раскрепощённости тела. То есть в помещении для занятий гитарой должно быть не душно, но тепло. Плечи гитариста не должны цепенеть от холода. Но и пальцам при этом нужна оптимальная температура. Они не должны ни мёрзнуть, ни потеть.
Дополнительно попробуйте перед началом урока опускать руки в тёплую воду. Помимо более лёгкого разогрева мышц это помогает снять лишний стресс и не пачкать гриф гитары. К тому же такой приём может стать своеобразным ритуалом, создающим настрой на нужный лад.
№2 Чувство сытости во время занятия на гитаре
Очень трудно заниматься на гитаре, когда голоден или наоборот обожрался. Физиология всегда берёт верх над попытками сконцентрироваться на ровности ритма или качестве звука.
Естественно, единого совета, что, сколько и когда именно есть перед занятием гитарой, быть не может. У каждого организма, очевидно, есть свои особенности, степень нагрузки, режим дня, состояние здоровья и т.п. Поэтому составлять режим и рацион питания каждому гитаристу придётся самому.
Поесть нужно такую пищу и так, чтобы не было чувства голода. Обратите на это особое внимание. Если ориентироваться на наличие чувства сытости, то очень легко проскочить нужную границу. Оно легко переходит в чувство тяжести или сонливости. Поэтому перестать есть нужно в тот момент, когда пропало именно острое чувство голода. Или, как говорят французы, вставать из-за стола нужно с лёгким чувством голода.
Что касается состава пищи, то здесь также всё индивидуально. Для кого-то это банан или йогурт, а для кого-то — кусочек шоколада или наоборот мяса. В любом случае это должно быть то, что позволит полноценно заниматься, не думая о желудке.
№3 Правильное питьё перед занятием на гитаре
Вода жизненно необходима для работы организма в целом и нервной системы в частности. Нас больше интересует последнее. Ведь занятия на гитаре требуют длительной концентрации внимания и одновременного напряжения нескольких органов чувств. Гитарист постоянно использует слух, зрение и осязание. Не говоря уже о чувстве прекрасного.
Как и с едой, время и объём питья определяется индивидуально. Однако всего за несколько уроков вы легко почувствуете разницу в своём состоянии при том или ином количестве выпитой воды.
№4 Удобная одежда для занятия на гитаре
Длительное нахождение в одной специфической позе во время занятий на гитаре мешает правильному кровотоку. У классических гитаристов нога одновременно приподнята на подставке снизу и придавлена обечайкой сверху. Любители вестерна или электрогитары чаще всего часами сидят нога на ногу. Это тоже не способствует здоровой работе кровеносных сосудов. После длинного урока у многих на руке остаётся след от угла деки и обечайки гитары.
Очевидно, что одежда не должна дополнительно стеснять кровообращение. И при этом желательно, чтобы она защищала тело от давления самого инструмента. Узкая, короткая одежда с впивающимися швами — не лучший друг гитариста.
№5 Занятие на гитаре по таймеру
Отсечь от занятия на гитаре всё неважное и отвлекающее поможет простой таймер. Чем жёстче вы следите за временем занятия, тем выше для вас важность происходящего. Как только включается таймер, выключается всё остальное. Потому что нет ничего, что не могло бы подождать полчаса.
Таймер для занятий на гитаре
Чтобы стало понятнее, можно сравнить педагога с подробным планом незнакомой для вас местности. Тогда таймер — это примерный план этой же местности, в котором много каких подробностей не хватает. Но идти с ним по неизвестному маршруту несравнимо легче, чем вообще без карты.
Почему я применил такую аналогию? Потому что без педагога сложно определить, чего уже хватит, а какому упражнению уделить больше внимания. Но с таймером вы точно поработаете над всеми упражнениями и пьесами. Разумеется, это не индивидуальная программа обучения игре на гитаре, составленная преподавателем лично для вас. Однако за неделю, месяц или год такие планомерные занятия на гитаре дадут совершенно определённый результат.
№6 Занятие на гитаре перед зеркалом
Использовать зеркала во время самостоятельных занятий на гитаре можно сразу несколькими способами для разных целей. Во-первых, естественно, общий план для контроля за положением тела, инструмента и рук в целом. В отсутствие педагога вполне достаточно вести такое наблюдение «краем глаза». Главное — сделать его стойкой привычкой.
Во-вторых, полезно использовать небольшое зеркало напротив левой руки. Таким образом можно контролировать правильное положение кисти и быстро запоминать разные паттерны. Например, аппликатуру и последовательность аккордов. При этом не требуется перегибаться через гриф гитары, как это происходит у большинства новичков.
То, что наблюдение происходит в перевёрнутом отражённом виде, не играет особой роли. Мозг очень быстро адаптируется к этой особенности.
В-третьих, также отдельно можно наблюдать за работой правой кисти. Многие начинающие гитаристы ошибочно полагают, что главная рука — левая. Разумеется, речь о тех, кто вообще об этом задумывается. На первый взгляд так и есть, ведь именно левая рука отвечает за правильное попадание в ноты. Однако в других статьях мы уже неоднократно обсуждали, что попасть в ритм гораздо важнее, чем не сфальшивить. А за это отвечает в первую очередь правая рука. Равно, как и за красоту извлекаемого из гитары звука. Поэтому и внимание ей следует уделить соответствующее.
Важно не просто видеть отражение правой кисти. Нужно поместить зеркало таким образом, чтобы без усилий видеть положение и движение каждого пальца.
Обратите внимание, что сами зеркала можно использовать все вместе. Однако вряд ли у вас получится одновременно следить за всем сразу. Поэтому рекомендую вам отдельно выстроить систему «зеркального» наблюдения с учётом этого обстоятельства, а не просто поставить и начать пытаться смотреть. Навык со временем придёт, но его, как и любой другой, надо развивать. В конце концов, вы научитесь наблюдать за своим занятием на гитаре со всех сторон без педагога, не «свернув башку».
№7 Запись занятия на видеокамеру
В зеркало вы наблюдаете за собой непосредственно во время игры на гитаре. При этом вы держите во внимании ещё несколько факторов. Например, следите за ритмом, аппликатурой и качеством звука. При таких затратах внимания, к бабке не ходи, вы что-то непременно упускаете. Здесь на помощь и приходит видеозапись.
С другой стороны, сама по себе видеозапись не заставляет вас внимательно следить за всеми мелочами. Более того, возможность позже спокойно пересмотреть всё несколько раз вообще расслабляет.
То есть это не аналогичная зеркалу система на выбор, кому как больше нравится. Это отдельное средство самоконтроля, с которым вы не упустите то, что могло ускользнуть без видеозаписи.
Несколько слов о применении разных вариантов видеозаписи. Как и в случае с зеркалами, можно использовать общий план, но с другой целью. В зеркало получится максимум смотреть краем глаза за общей осанкой и положением гитары. На видео же очень полезно понаблюдать ещё и за своим лицом во время занятия. Изменение выражения лица и направления взгляда подробно расскажут вам, где вы витали на самом деле.
Также полезно дотошно посчитать все моменты простоя и оценить, где и сколько вы теряете времени.
Разумеется, на видео можно записать для детального разбора и различные крупные планы. Чаще всего это анализ работы рук.
Дополнительно хочу отметить важную специфику именно записи на видеокамеру. У большинства начинающих гитаристов она удивительным образом создаёт эффект присутствия зрителей или выступления на сцене. Казалось бы, в комнате нет никого, и видео никуда не транслируется. Но бездушная железка заставляет новичка волноваться и сбиваться. Со временем это пройдёт, а вы получите заряд так называемой сценической стабильности. Это будет большим подспорьем в процессе самостоятельного обучения игре на гитаре.
Не забывайте, что это всё километры чисто технической видеозаписи, а не съёмка студийного ролика. Поэтому достаточно самой простой видеокамеры. Главное, чтобы на записи можно было оценить именно то, что нуждается в оценке на данном периоде вашего обучения.
№8 Запись занятия на диктофон
Профессиональные гитаристы, которым не нужны ни зеркала, ни видеокамеры, регулярно анализируют свою игру на аудиозаписи. Для них это просто один из этапов работы над произведением. Таким образом музыкант выявляет недочёты, улучшает нюансы или просто выбирает лучший вариант звучания пьесы.
Что касается новичка, то речь идёт даже не о нюансах, а об общем качестве звука. Среди стандартных проблем любого начинающего гитариста есть этот список.
- Отрывистое звучание каждой ноты.
- Глушение нот раньше времени.
- Дребезг струн.
- Одинаковое звучание сильных и слабых долей.
- Отсутствие разделения на голоса.
Услышать эти проблемы во время игры, да ещё в отсутствие преподавателя, новичку практически не дано. Понимание красивого звука и навык слушать самого себя приходят со временем в результате длительных усилий. Формированию таких навыков как нельзя лучше способствует регулярный анализ аудиозаписей собственного исполнения музыки.
Если вы уже понимаете, на что надо обращать внимание, то можно просто слушать свои записи. Что делать, если такого понимания пока нет? Можно сравнивать свои записи с исполнением этих же произведений другими музыкантами. В современных условиях это не проблема. Проблема, скорее, наоборот, в том, что таких записей очень много. А значит гораздо проще наткнуться на запись исполнения с таким же низким уровнем мастерства. То есть вы рискуете по неопытности ошибочно принять другое плохое исполнение за образец.
Чтобы сократить подобные риски, желательно подобрать учебный репертуар соответствующим образом. То есть включить в него произведения, запись которых можно найти в исполнении, например, самого автора.
Обратите внимание, что я говорю о записи не всего занятия, как на видео. Речь идёт именно о записи какого-то более-менее разученного произведения. Почему не взять для этих целей фрагмент видеозаписи? Потому что даже самый простой диктофон в смартфоне с близкого расстояния даст большее качество, чем встроенный микрофон в видеокамере, снимающей общий план. А нам для анализа качества звука нужна относительно качественная запись этого самого звука.
№9 Учебный репертуар по силам
На мой взгляд, подбор репертуара сложнее, чем позволяет технический уровень — это самая частая и главная ошибка начинающих гитаристов, особенно самоучек. Освоить произведение «не по зубам» проблематично даже под чутким наблюдением преподавателя. В зависимости от сложности, разучивание одной пьесы фактически превращается в обучение игре на гитаре. Только по долгому, мучительному и неправильному пути. В итоге ученик постоянно норовит бросить это безрезультатное обучение. А через полгода оказывается, что он так и не может сыграть практически ничего.
Как не забросить гитару
Без педагога же такой подход закончится заброшенной гитарой просто гарантированно. Чтобы не выбрасывать бессмысленно драгоценное время собственной жизни, составьте свой учебный репертуар и план обучения хотя бы на первое время. Это, безусловно, требует определённых усилий и опыта и без ошибок здесь не обойдётся. Однако это гораздо продуктивнее, чем бесполезные попытки обучения без всякой системы. А наработка такого опыта сильно пригодится на продвинутых этапах дальнейшего обучения игре на гитаре.
№10 Гитара — якорь хорошего настроения
Желание научиться играть на гитаре может теплиться в душе долгие годы. Но для многих окончательное решение реализовать его приходит вовсе не когда наконец появилось свободное время. Наоборот, большинство взрослых начинающих гитаристов выкраивают время для занятий из битком забитого графика ежедневной суеты. Потому что им просто необходима отдушина от изматывающей работы, самодурства начальников, ежедневных пробок и орущих детей.
Логичный шаг — превратить гитару из способа просто отдышаться от беготни в настоящий якорь хорошего настроения. Гитара — это целый мир, который позволяет отвлечься от всего и окунуться в прекрасное. Сделайте из подготовки к занятию на гитаре свой личный ритуал. Добейтесь того, чтобы одна мысль о гитаре придавала вам бодрости в любое время дня.
Добавить комментарий Отменить ответ
Гитара по-взрослому для самоучек
С 2016 года я самостоятельно учусь играть на гитаре. Это стало моей страстью. На моём сайте для таких же самоучек я с удовольствием делюсь тем, чему уже сумел научиться.
Источник