Как это работает как делают гитары

Строение гитары. Детальный разбор схемы строения акустической и классической гитары

Строение гитары. Общая информация

В гитарном искусстве исполнители часто орудуют не только музыкальными терминами, но и обозначениями частей инструмента. Для того, чтобы понять многие моменты, необходимо знать строение гитары хотя бы в общих чертах. А если дело касается смены струн, регулировки отдельных компонентов или ремонта, то следует углубиться в эту тему дальше и больше. При объяснении большинства исполнительских технических моментов постоянно используется гитарная терминология. Без её знания, что называется, как без рук – играть можно, но в процессе придётся многое навёрстывать. Поэтому каждый регулярно занимающийся гитарист должен освоить первоначальные термины и обозначения.

Схема строения гитары

На предложенном рисунке показано строение гитары и обозначены её главные элементы. Хорошо, если у вас есть под рукой инструмент и вы можете найти их и на собственном примере. Информация по частям лучше усваивается, если знать для чего предназначена каждая деталь. Рассмотрим подробнее.

Корпус

Корпус – основная часть любой гитары. Он состоит из множества элементов, речь о которых пойдёт ниже. От строения и материала корпуса зависит мощность и тембр звука. Также от сборки зависит мобильность и прочность инструмента.

Читайте также:  Ноты для аккомпанемента баян

Нижняя дека

Она же задняя дека – это оборотная сторона гитары. Чаще всего полнота звучания зависит от дерева, из которого она сделана. Одна из несущих частей. Если рассматривать строение классической гитары, то для концертного исполнения «back» изготавливают из махагони, так как он обеспечивает наилучшие характеристики звука.

Верхняя дека

Наиболее важный элемент. Именно она является связующим звеном между извлечением звука из струны и передачи её колебаний в воздушную среду. Наиболее качественно изготавливать «Top» из цельного куска древесины. На классиках применяют кедр, альпийскую ель. На более дешёвых инструментах (в т.ч. акустических) применяют фанеру. Тембр и качество звука по большей части зависит именно от Топа.

Вырез (катавей)

Элемент, который в основном присутствует на эстрадных гитарах. Необходим прежде всего тем, кто любит исполнять соло на крайних ладах (дальше 12) и позволяет дотянуться до необходимых верхних нот.

Подставка (бридж)

Чаще деревянная пластина, которая придаёт жёсткости конструкции всего корпуса и позволяет оказывать сопротивление натянутой струне.

Канты

Располагаются по краям верхней деки и оказывают для неё защиту от внешних факторов. Создают небольшую дополнительную прочность для корпуса. Также придают и эстетический эффект за счёт своего оформления.

Стреплок

Пластиковая или металлическая «пуговица», которая устанавливается специально для закрепления ремня. Может быть одна или две.

Обечайка

Это часть, которая соединяет верхнюю и нижнюю деку. Является резонаторным проводником от ведущей верхней деки в нижнюю и обеспечивает формирование объёма звучания. В ширину примерно 10 см. Изготавливаются из того же материала, что и нижняя дека.

Нижний порожек

Ещё его называют «косточкой» (делается из пластика или из кости). Пластинка, которая имеет под собой подкладки для регулировки струн. Оказывает небольшое воздействие на саундовые свойства.

Розетка

Узорная окантовка вокруг голосника. На классических инструментах мастер может изобразить очень интересный рисунок. На акустиках сделана плотнее и оберегает часть под струнами от внешнего воздействия.

Резонаторное отверстие

Важный элемент для появления звука. Благодаря голоснику, гитара резонирует и высвобождает звуковые колебания из глубины корпуса. Если его закрыть, то получится глухое и очень тихое звучание, похожее на бубнёж.

Колышки для крепления струн

Также носят названия пины. Белые продолговатые куски пластика, которые имеют в сечении пазы для приложения туда струны. Пин вместе со струной опускается в отверстие подставки и надёжно «запечатывается».

Накладка (гольпеадор)

Пластиковая фигурная накладка, которая устанавливается на верхнюю деку чуть ниже розетки. Используется во фламенко-гитарах и эстрадных – основная цель сберечь деку от случайных ударов медиатором и от перкуссионных ударов пальцами и ладонью.

Гриф гитары — вторая основная часть, на которой происходит натяжение струн, регулировка строя и собственно, игра левой рукой.

Накладка на гриф

Накладка на гриф – деревянное покрытие, которое занимает «рабочую» часть грифа.

Ладовые порожки

Металлические пластинки, отделяющие один лад от другого. Показывают длину, которую нужно зажимать, чтобы получить ту или иную высоту звука.

Голова грифа

Часть, которая содержит механизм для наматывания и настройки струн. Также часто используется для помещения логотипа фирмы.

Накладка на голову грифа

Изготавливается из того же материала, что и корпус. Плотная деревянная пластинка, которая покрывает голову грифа. Она укрепляет его и закрывает место соединения головы и «шеи».

Гребень головы

Элемент «Головы», который используют только как дизайнерское решение в эстетических целях. Различного рода мелкие детали создают отличия в инструментах разных производителей.

Колковая механика

Состоит из взаимосвязанных шестерёнок, которые закреплены металлическими пластинками с двух сторон грифа. Струны продеваются в продолговатые валики и наматываются с помощью ручек. У классических гитар открытый, у акустических – закрытый.

Валики колковой механики на классической гитаре

В отличие от акустических механизмов – открыты «наружу».

Пятка

Деталь, которая соединяет гриф и корпус. Может быть приклеена или прикручена на шурупы. Чаще всего располагается на границе 12 и 14 ладов.

Накладка на пятку

Деревянное покрытие, создающее дополнительное соединение самой пятки грифа с обечайкой.

Струны

Металлические или нейлоновые – составляют главный элемент для создания звука.

Верхний порожек

Ещё называется «нулевым». Пластмассовая или костная пластиночка, служащая для установки струн в и фиксировании их в одном положении. Легко снимается и при необходимости подтачивается.

Маркеры ладов

Точки, которые служат для быстрого ориентирования по основным ладам – 5,7, 12 и т.д. Маркеры, расположенные на плоскости самого грифа, больше используются для украшения инструмента. Чаще всего в этих местах делают вставки из перламутра или твердого пластика.

Внутренняя часть

Электрические элементы используются в определённых типах гитар и могут быть установлены отдельно по желанию.

Система пружин

Занимает важную часть в строении гитары. От их качества зависит её прочность и расположение резонаторов. Колеблющаяся струна передаёт свою энергию в саму конструкцию. Звуковые волны проходят по узловым точкам от нижнего порожка. У пружины важная задача – распределить колебания так, чтобы на выходе получился нужный тембр и верное интонирование. Кроме того, веерная система пружин поддерживает всю конструкцию и обеспечивает её прочность.

Анкерный стержень

Расположен внутри грифа. Состоит из стали. Оберегает гриф от прогибания от силы натяжения струн. Регулировка анкера производится, когда необходимо изменить угол положения грифа (в случае нестроя, или звенят гитарные лады ). У классических инструментов его нет.

Гайка для регулировки анкера

В электрогитарах располагается в основном в районе первого лада прямо за нулевым порожком. У акустик находится либо, как и у электро, либо внутри голосника, примерно в районе 20 лада.

Предусилитель

Есть на электроакустических гитарах. Задача – обработка сигнала, который идёт со звукоснимателя. Питается от батареек. Обладает эквалайзером для настройки тона. Часто обладает встроенным тюнером.

Звукосниматель

Так называемый «подпорожковый» звукосниматель – Under Saddle Transducer. Это небольшой проводок, обеспечивающий качество звучания. Обрабатывает дековые вибрации, преобразуя их в электрический сигнал, и передаёт их на преамп (см. выше).

Разъем типа «Джек»

Гнездо, вмонтированное в корпус гитары для подключения ее к внешним колонкам или усилителю. В основном разъемы типа «Джек» используют диаметром 6,3 мм.

Источник

Как делается акустическая гитара

Акустические гитары в современном мире — самые популярные музыкальные инструменты. Гитары, сделанные профессиональными мастерами высоко ценятся музыкантами. На изготовление шедевров гитары уходит, порой, до 2-3 месяцев кропотливой работы мастера. Кроме гитар, сделанных вручную, большую популярность обретает фабричная гитара, т.к. имеет гораздо дешевую цену, но уступает по качеству.

Так, как же делается акустическая гитара?

Сорт древесины и части гитары

На звучание любого типа гитар (даже на электрические и особенно на акустические) влияет большое количество факторов – форма и размер инструмента, вес, крепление пружин и т.д. Но, конечно же, самое главное в любой гитаре – это материал, дерево, ведь именно от него во многом зависит качество звучания.

Опытные музыканты сразу могут заметить разницу между звучанием гитар из разного дерева. Однако гитары не делаются целиком из одного сорта дерева. Для разных частей гитары (гриф, дека, подкладки, пружины) необходимы разные свойства, характеристики древесины. Поэтому изготовление гитары начинается с выбора нужных сортов дерева.

Верхняя дека обычно изготавливается из кедра или ели (иногда сосна). Кедр имеет мягкое приятное звучание, а ель обладает звонкостью и резкостью.

В акустических гитарах наиболее часто применяют сорт ели под названием «ель ситхинская» (обычная ель), которая произрастает в США и в Европе. Цены на нее умеренные, т.к. эта порода не является редкой. На более дорогих гитарах можно увидеть верхнюю деку, сделанную из «немецкой ели» (или «ель Энгельмана»), которая произрастает в Канаде и на Альпах. Этот сорт древесины, в отличие от обычной ели, немного мягче, поэтому и звучание не такое резкое. Цвет у немецкой ели имеет бело-молочный оттенок. Хорошо отличить эти два сорта можно по старым инструментам, потому-что немецкая ель с годами становится лишь слегка желтоватой, а обычная ель приобретает золотистый цвет. На акустических гитарах стоимостью более 3000$, в очень редких случаях, можно встретить еще один сорт под названием «красная ель». Эта разновидность довольно дорогая и достаточно редкая, обладающая звонким, но более глубоким звуком, в отличие от обычной ситхинской ели. Именно этот сорт в гитаростроении когда-то считался стандартом, но в нынешнее время основную массу гитар все же делают из ситхинской ели. Звук гитары из ели имеет свойство улучшаться с возрастом, становиться глубже и насыщеннее, как хорошее вино.

В классических гитарах чаще всего используют кедр для верхней деки из-за очень мягкого звучания. К сожалению, кедр не имеет свойства ели улучшать звук со временем.

Корпусы самых дорогих гитар делаются полностью из красного кедра или красного дерева коа , инструменты, сделанные из этих пород обладают очень приятным звуком, однако из-за дороговизны такие гитары очень редкие. Поэтому сегодня ель и кедр можно считать самыми популярными породами дерева для изготовления верхней деки.

Задняя дека и обечайка тоже играют важную роль в формировании звука. Они обычно делаются из одной породы дерева.

Чаще всего задняя дека сделана из тропического красного дерева махогани . Это очень распространённая порода, придающая звуку гитары ровность, мягкость, сбалансированность и чёткость. Отлично прослушивается каждая нота, особенно на высоких частотах. Красное дерево придётся по душе любителям соло и переборов.

Более дорогая порода задней деки — палисандр . Это очень красивый сорт (внешний вид) — тёмно-коричневое дерево со светлыми кофейными прожилками. Звучит палисандр тоже прекрасно — глубокий, вязкий звук. Палисандр преображает звучание низких частот. Эта порода придётся по душе любителям глубокого, насыщенного звука, а также ритмовикам.

Иногда в задних деках можно встретить другие породы дерева: клён, орех, коа, бубинга и др. Все они так или иначе будут похожи с красным деревом или палисандром.

Не обязательно части гитары должны быть из одного сорта дерева, зачастую мастера используют несколько пород, чтобы получить нужные характеристики звука от разных сортов.

Хоть гриф и накладка сверху грифа не имеют особого влияния на звук гитары, от сорта породы дерева зависит удобство для руки музыканта. Несмотря на лакировочное покрытие, очень сильно ощущается разница между породами. К тому же, разные типы деревьев имеют разную степень упругости, что необходимо для фингерстайл гитаристов или блюз-рок музыкантов, которые любят сгибать гриф для подтяжки звуков (бэнд) или необычного вибрато.

Грифы и накладки в большинстве своем делают из красного дерева либо из клена. Клён, все же, используют чуть реже. Это относительно недорогие и достаточно твердые породы. Более дорогие гитары делаются из палисандра. Самые дорогие делают из чёрного дерева «Эбони» (эбеновое дерево).

Изготовление корпуса

Для изготовления верхней и нижней дек , существует несколько технологий. Первая — вырезание деки целиком и вторая — метод «открытой книги» . В первом методе мастеру нужна точность в работе, т.к. форма должна быть идеально симметричной. Во втором методе мастер вырезает только половину деки, а затем делит лист дерева вдоль толщины, как бы «раскрывая книгу», получая две симметричные стороны. Без специального оборудования проделать такое очень сложно, т.к. нужно добиться одинаковой толщины обеих получившихся половинок. Поэтому, после склеивания двух частей, мастера полируют деку, чтобы толщина была одинаковой.

Чтобы сделать «фирменный» изгиб обечайки гитары, мастера используют специальные фиксаторы для сгибания полоски дерева а также нагревательные приборы. Метод состоит в том, чтобы намочить дерево, затем нагреть и придавать формы с помощью фиксаторов. Это очень сложная и долгая работа. Поэтому некоторые мастера используют специальные станки, которые сразу нагревают и придают форму полоске дерева.

Пружины внутри гитары изготавливаются мастером вручную и отдельно каждую. В зависимости от типа гитары и её функционала, существуют разные способы крепления пружин. Одна из распространённых — «веерная конструкция». Но даже в это конструкции есть множество подтипов.

Обязательно на концах пружин должны быть срезы, которые выполняются мастером с помощью стамески. Эти срезы позволяют пружинам изгибаться при вибрации деки, а не ломаться. Есть разные виды срезов.

Изготовление грифа

Это тоже очень сложный процесс. Сам гриф должен выдерживать механическую нагрузку струн и рук музыканта, поэтому зачастую в гриф вкладывают стержень, именуемый «анкерным стержнем».

Кроме укрепления грифа, анкер имеет функцию изменять прогиб грифа. Через долгое время, гриф, из-за воздействия струн, всё же прогибается. Подкрутив анкер в нужную сторону, можно «выпрямить» гриф обратно.

Поверх грифа с анкером клеится накладка , на которую устанавливаются металлические порожки (лады). Каждый лад крепится с помощью клея и молоточка и шлифуется до идеально ровного состояния с накладкой и грифом, чтобы пальцы музыканта не царапались. Профессиональные мастера зачастую украшают накладку с помощью рисунков и перламутра.

Голова грифа делается отдельно от самого грифа. В ней вырезаются отверстия для крепления струн и колков, украшение на верхушке, а затем голова крепится к грифу.

Источник

Оцените статью