Как это сделано бас гитара

Бас-гитара

Электрогитара внесла наибольший вклад в развитие современной популярной музыки. Недалеко от нее ушла бас-гитара, появившаяся примерно в одно время.

Что такое бас-гитара

Бас-гитара — струнный щипковый музыкальный инструмент. Назначение — игра в басовом диапазоне. Обычно инструмент используется в качестве ритм-секции. Некоторые исполнители используют бас в качестве лидирующего инструмента, например, группа Primus.

Устройство бас-гитары

Строение бас-гитары во многом повторяет электрогитару. Инструмент состоит из дек и грифа. На корпусе расположены бридж, седло, регуляторы и звукосниматель. Гриф имеет ладовые порожки. Струны крепятся к колкам на голове, расположенной на конце грифа.

Существует 3 способа крепления грифа к деке:

При сквозном креплении дека и гриф выпиливаются из одного дерева. Модели с болтовым креплением легче настраивать.

Главные отличия конструкции от электрогитары — увеличенный размер корпуса и ширина грифа. Используются толстые струны. Число струн в большинстве моделей — 4. Длина мензуры почти на 2,5 см больше. Стандартное количество ладов — 19-24.

Диапазон звучания

Бас-гитара обладает широким диапазоном звучания. Но из-за ограниченного числа струн получить доступ ко всему диапазону бас-гитары невозможно, поэтому инструмент настраивают под нужный музыкальный жанр.

Стандартный строй — E-A-D-G. Используется во многих жанрах, от джаза до попа и хард рока.

Популярностью пользуются Dropped-строи. Характерная черта Dropped – звучание одной из струн сильно отличается по тону от остальных. Пример: D-A-D-G. Последняя струна настраивается на тон ниже в соль, тон остальных не меняется. В строе C#-G#-C#-F# четвертую струну опускают на 1,5 тона, оставшиеся на 0,5.

Строй 5 струнной модели A-D-G-C-F используют грув и ню-метал группы. По сравнению со стандартным строем звучание опускается на тон ниже.

Для панк-рока характерно использование высоких строев. Пример: F-A#-D#-G# – все струны подняты на половину тона.

История бас-гитары

Исток происхождения бас-гитары — контрабас. Контрабас — массивный музыкальный инструмент, имеющий черты скрипки, виолы и виолончели. Звучание инструмента было очень низким и насыщенным, но большие размеры были значительным недостатком. Трудности с транспортировкой, хранением и вертикальным использованием породили спрос басового инструмента меньшего размера и веса.

В 1912 году компания «Гибсон» выпустила бас-мандолину. Несмотря на то, что уменьшенные габариты стали весить меньше по сравнению с контрабасом, изобретение не получило широко распространения. К 1930м годам выпуск бас-мандолин прекратился.

Первая бас-гитара в современном виде появилась в 30-х годах прошлого века. Автором изобретения стал профессиональный мастер Пол Тутмар из США. Бас-гитара выполнена в схожей форме с электрогитарой. Гриф отличался наличием ладов. Держать инструмент предполагалось как обычную гитару.

В 1950-х годах Фендер и Фуллертон впервые запускают серийный выпуск электрической бас-гитары. Компания «Фендер Электроникс» выпускает модель «Precision Bass», изначально названную «P-Bass». Дизайн отличался наличием синглового звукоснимателя. Внешний вид напоминал электрогитару «Fender Stratocaster».

В 1953 году Монк Монтгомери из группы Лайнела Хэмптона стал первым басистом, поехавшим в тур с басом от Фендера. Считается, что Монтгомери также сделал первую в историю запись с использованием электронного баса на альбоме «Art Farmer Septet».

Еще одни пионеры фендерского инструмента — Рой Джонсон и Шифти Генри. Билл Блэк, игравший с Элвисом Пресли, стал использовать Фендер-пресижн с 1957 года. Новинка привлекла не только бывших игроков контрабаса, но и обычных гитаристов. Например, Пол Маккартни из «The Beatles» изначально был ритм-гитаристом, но позже переключился на бас. Маккартни использовал немецкую модель электроакустической бас-гитары «Hofner 500/1». Специфическая форма заставляет корпус выглядеть как скрипка.

В 1960-х стремительно растет влияние рок музыки. Многие производители, среди которых «Ямаха» и «Тиско», начинают производить электрические басовые гитары. В начале 60-х был выпущен «Fender Jazz Bass», изначально названный «делюкс басом». Конструкция корпуса была призвана упростить игру для музыканта, позволяя играть в положении сидя.

В 1961 году была выпущена шестиструнная бас-гитара «Fender VI». Строй новинки был на октаву ниже классического. Инструмент пришелся по-вкусу Джеку Брюсу из рок-группы «Cream». Позже он сменил его на «EB-31» – модель с компактным размером. «EB-31» отличился наличием мини-хамбэкера на мостике.

В середине 70-х производители инструментов высокого класса начали выпускать пятиструнную версию бас-гитары. Струна «B» была настроена на очень низкий тон. В 1975 году мастер Карл Томпсон получил заказ на 6-струнную бас-гитару. Строй у заказа был следующим: B0-E1-A1-D2-G2-C-3. Позже подобные модели стали называться «расширенным басом». Модель расширенного диапазона обрела популярность среди сессионных басистов. Причина — отсутствие необходимости часто перенастраивать инструмент.

С 80-х масштабных изменений в бас-гитаре не происходило. Улучшалось качество звукоснимателей и материалов, но основа оставалась прежней. Исключение составляют экспериментальные модели, вроде акустического баса, основанного на акустической гитаре.

Разновидности

Виды бас-гитар традиционно различаются положением звукоснимателей. Существуют следующие типы:

  • Пресижн-бас. Расположение звукоснимателей — возле оси корпуса. Они установлены в шахматном порядке, один за другим.
  • Джазовый бас. Звукосниматели этого вида называются синглами. Располагаются далеко друг от друга. Звучание при игре на таком инструменте получается более динамичным и разнообразным.
  • Комбо-бас. Конструкция имеет элементы джазового и пресижн-баса. Один ряд звукоснимателей прикреплен в шахматном порядке, а ниже установлен сингл.
  • Хамбэкер. В роли звукоснимателя выступают 2 катушки. Катушки крепятся к металлической пластине на корпусе. Отличается мощным жирным звуком.

Дополнительно существует разделение на ладовые и безладовые варианты. У безладовых на грифе нет порожков, при зажатии струны прямо касаются поверхности. Такой вариант используется в стилях джаз-фьюжн, фанк, прогрессивный метал. Безладовые модели не относятся к определенному музыкальному строю.

Как выбрать бас-гитару

Новичку рекомендуется начинать с 4 струнной модели. Это самый распространенный тип инструмента, применяющийся во всех популярных жанрах. На гитаре с увеличенным числом струн гриф и расстояние между струнами шире. Обучение на 5 или 6 струнной бас-гитаре займет дольше времени и будет сложнее. Можно начинать с шестиструнной, если человек точно уверен в выбранном стиле игры, который ее требует. Семиструнная бас-гитара — выбор только опытных музыкантов. Также начинающим не рекомендуется приобретать безладовые модели.

Акустические бас-гитары имеют малое распространение. Акустика звучит тихо и не применима при большой аудитории. Гриф обычно более короткий.

Помочь правильно выбрать бас может гитарный мастер в музыкальном магазине. Самостоятельно же стоит проверить инструмент на кривизну грифа. Если при зажатии любого лада струна начинает дребезжать — гриф кривой.

Техники игры на бас-гитаре

Музыканты играют на инструменте сидя и стоя. В положении сидя гитара ставится на колено и придерживается предплечьем руки. При игре стоя инструмент держится на ремне, подвешенном через плечо. Бывшие контрабасисты иногда используют бас-гитару как контрабас, поворачивая корпус вертикально.

На басу применяются практически все техники игры акустической и электрогитары. Основные техники: щипок пальцами, слэп, удар медиатором. Техники различаются сложностью, звучанием и областью применения.

Щипок применяется в большинстве жанров. Звучание мягкое. Игра медиатором широко используется в роке и металле. Звук более резкий и громкий. При слэпе струна ударяется об лады, создавая специфическое звучание. Активно используется в стиле фанк.

Источник

Как это сделано бас гитара

Индивидуальные уроки игры на гитаре – это отличной способ научится исполнять различные стили в музыке.
Переделка акустической гитаре в бас — довольно смелое решение, но раз уж вас это заинтересовало, то акустический бас из обычной гитары можно сделать следующим образом: 1. За основу берём акустическую гитару с плотным звучанием и покрываем деку полиролью для лакированных покрытий; 2. Как известно, бас-гитары имеют утонченный гриф на конце, но можно обойтись и без этого. Если лады создают определенные неудобства, то по желанию, вы можете убрать все лады. А нах их место вклеить верёвочку или белый шнурок; 3. В ближайшем музыкальном магазине приобретаем качественные струны для бас-гитар и порожек; 4. На акустической гитаре имеется 6 колков, как и отверстий под них, поэтому их мы просто снимаем, а на выходе делаем замер по порожку гитары, сперва расточив отверстия надфилем. 5. Завершающим шагом будет установка струн и настройка ладов. Такой вариант, конечно, подойдёт для любителей, а не профессионалов. Выполнив пять простых шага, получаем инструмент, который при надлежащем состоянии издает неплохое звучание. Получить звук возможно по аналогии с акустикой: поставить пьезо датчик.
Если вы читаете эту статью, то вас точно интересует гитара и всё, что с ней связано, поэтому мы предлагаем вам уроки игры для чайников на бас, электро или акустической гитаре. Если сомневаетесь, можете попробовать пробный бесплатный урок.

Как сделать гитару из лопаты?

Да, звучит странно, но до сих пор находятся такие креативные удальцы, которые создают довольно необычные вещи из подручных материалов. Пошаговая инструкция: 1. Сперва берём лопату с крепкой рукояткой; 2. С помощью электрорубанка делаем плоскость для ладов, напильником выводим плоскость для колков, сверлим отверстия для них; 3. Используя фрезу, выводим углубления для задней стороны колков, сооружаем разрезы для ладов; 4. Устанавливаем лады; 5. Фиксируем колки, покрываем прозрачным лаком поверхность для придания гитаре товарного вида; 6. Затем начинаем производить разметку ладов, в клинке проделываем ямку для датчика; 7. Там же просверливаем отверстия под выходное гнездо, струны, резистор/ громкости и т.д., крепим гнездо и резистор; 8. В завершении осторожно спаяем детали, закрепляем бридж, датчик, не забываем про струны, настраиваем высоту бриджа. Великолепное творение перед вами!
Гитара — дорогое удовольствие, и для людей, которые ищут курс обучения на гитаре, желают достичь результатов музыке и хотят попробовать что-то необычное и удивлять окружающих , этот вариант возможно и подойдет :- )

Источник

История бас гитары с 30-х годов до экспансии Fender

С появлением джаз-рока, джазовые музыканты стали использовать электронные инструменты и различные эффекты, исследуя новые «звуковые палитры» не свойственные традиционному джазу. Новые инструменты и эффекты дали возможность также находить новые техники игры. Поскольку джазовые исполнители всегда славились своим звуком и индивидуальностью, этот процесс был для них очень естественным. Один из исследователей джаза писал: «У джазового музыканта есть свой собственный голос. Критерии оценки его звука всегда были основаны не столько на традиционных представлениях о звуке инструмента, сколько на его [звука] эмоциональности». И, одним из инструментов, раскрывшемся в джазовых и джаз-рок группах 70-80хх годов, стала бас гитара, историю которой вы узнаете в этой статье.

Такие музыканты, как Стэнли Кларк и Жако Пасториус за очень короткую историю инструмента вывели игру на бас гитаре на совершенно новый уровень, установив стандарты владения инструментом для многих поколений басистов. Кроме того, поначалу отвергаемая «традиционными» джазовыми составами (с контрабасом), бас гитара заняла достойное место и в джазе благодаря легкости транспортировки и усиления сигнала.

Предпосылки создания нового инструмента

Громкость инструмента — извечная проблема контрабасистов. Без усиления, соревноваться в уровне громкости с барабанщиком, роялем, гитарой и духовой группой очень сложно. Кроме того, басист часто не мог расслышать самого себя из-за того, что все остальные играли так громко. Именно желание решить проблему с громкостью контрабаса мотивировало Лео Фендера и других производителей гитар до него, создать инструмент, соответсвующий требованиям джазового басиста. Идея Лео была в том, чтобы создать электрическую версию контрабаса или басовую версию электрогитары.

Инструмент должен был соответствовать нуждам музыкантов, играющих в небольших танцевальных бэндах на просторах США. Для них было важно удобство транспортировки инструмента при сравнении с контрабасом, большая интонационная точность [насколько нота строит], а также возможность добиться необходимого баланса громкости с набирающей популярность электрогитары.

Можно было бы предположить, что бас гитара получила распространение в группах играющих популярную музыку, но на самом деле, она получила наибольшее распространение среди джазовых групп 50-х годов. Также распространен миф о том, что Лео Фендер изобрел бас гитару. На самом деле он создал дизайн, который стал наиболее успешен и продаваем, по сравнению с конкурентами.

Первые попытки производителей гитар

Задолго до Лео Фендера, еще с XV столетия предпринимались попытки создать инструмент басового регистра, который бы производил чистый, достаточно громкий низ. Эти эксперименты заключались не только в поиске подходящего размера и формы, но и доходили до крепления рупоров, как на старинных граммофонах, в районе бриджа для усиления звука и его направленного распространения.

Одной из попыток создания такого инструмента была Басогитара фирмы Regal (Regal Bassoguitar), представленная в начале 30-х годов. Её прообразом была акустическая гитара, но играли на ней вертикально. Размер инструмента достигал 1,5м в длину без учета четверть-метрового шпиля. Накладка грифа была ровная как на гитаре, а мензура была 42’’ как на контрабасе. Также в этом инструменте была предпринята попытка решить интонационные проблемы контрабаса — на грифе были лады, но они были срезаны заподлицо с поверхностью грифа. Таким образом, это был первый прообраз безладовой бас гитары с разметкой на грифе (Ex.1).

Ex. 1 — Regal Bassoguitar

Позже в конце 30-х годов, Gibson представил свою Electric Bass Guitar — огромную полуакустическую гитару со шпилем для игры вертикально и оборудованную электромагнитным звукоснимателем. К несчастью, единственные усилители в то время были сделаны для гитары и сигнал нового инструмента был искажен из-за неприспособленности усилителя передавать низкие частоты. Gibson производил такие инструменты всего два года с 1938 по 1940 (Ex. 2).

Ex. 2 — Бас гитара фирмы Gibson 1938г.

Множество электро-контрабасов появилось в 30-х годах, и одним из представителей этого семейства был Rickenbacker Electro Bass-Viol созданный Джорджем Биучэмпом (George Beauchamp). Он оборудован металлическим стерженем, который втыкался в крышку усилителя, звукоснимателем с подковообразным магнитом, а также струны были обмотаны фольгой в месте, прямо над звукоснимателем. Этому электро-контрабасу было не суждено завоевать рынок и стать действительно популярным. Однако, Electro Bass-Viol считается первым электрическим басом записанным на пластинку. Его использовали при записи оркестра Mark Allen & His Orchestra в 30-х годах.

Большинство, если не все разработки 30-х годов в области басового гитаростроения основывались либо на дизайне акустической гитары либо на дизайне контрабаса и должны были использоваться в вертикальном положении. Проблема усиления сигнала уже не стояла так остро благодаря использованию звукоснимателей, а проблемы интонирования решались с помощью ладов или по-крайней мере разметки на грифе. Но проблемы размера и транспортировки этих инструментов еще предстояло решить.

Первая бас гитара Audiovox Model 736

В те же 30-е годы Пол Тутмарк (Paul H. Tutmarc) предложил важные инновации в дизайне бас гитары, примерно на 15 лет опередив свое время. В 1936 компания Тутмарка Audiovox Manufacturing выпустила первую в мире бас гитару в том виде, в котором мы знаем ее теперь — Audiovox Model 736. Гитара была сделана из цельного куска дерева, имела 4 струны, гриф с ладами и магнитный звукосниматель. Всего было выпущено около 100 таких гитар, и на сегодняшний день известно только о трех уцелевших, цена за которые может достигать более $20000. В 1947 году сын Пола Бад Тутмарк попытался развить идею своего отца выпустив Serenader Electric String Bass, но потерпел неудачу.

Поскольку между бас гитарой Тутмарка и Фендера не такой уж и большой разрыв, логично задаться вопросом — видел ли Лео Фендер гитары семьи Тутмарков, например в объявлении в газете? Исследователь работы и жизни Лео Фендера Richard R. Smith, автор книги «Fender: The Sound Heard ‘round the World» считает, что Фендер не копировал идею Тутмарка. Форма бас гитары Лео была скопирована с Telecaster и имела большую мензуру, чем бас Тутмарка.

Начало экспансии бас гитар Fender

В 1951 году Лео Фендер запатентовал новый дизайн бас гитары, ставший переломным моментом в истории бас гитары и музыки в целом. Массовое производство бас гитар Лео Фендера решило все насущные проблемы басистов того времени: позволило им быть громче, уменьшило расходы на транспортировку инструмента и позволило играть им с более точной интонацией. Удивительно, но бас гитары Fender стали набирать популярность именно в джазе, хотя по началу многие басисты неохотно принимали его, даже несмотря на все его достоинства.

Журнал DownBeat за июль 1952

Лео Фендер отправил пару своих новых бас гитар бэнд-лидерам популярных в то время оркестров. Один из них отправился в оркестр Lionel Hampton в 1952. Хэмптону настолько понравился новый инструмент, что он настоял чтобы контрабасист Monk Montgomery, брат гитариста Wes Montgomery, играл на нем. Басист Steve Swallow, говорил о Монтгомери как о музыканте, занявшем выдающееся место в истории бас гитары: «Многие годы он был единственным, кто по-настоящему мог раскрыть потенциал инструмента в рок-н-ролле и блюзе». Другим басистом, начавшем играть на бас гитаре был Shifte Henry из Нью-Йорка, который играл в джазовых и джамп бэндах (jump blues — блюз в быстром темпе).

Пока джазовые музыканты с осторожностью относились к новому изобретению, Precision Bass в плотную подобрался к новому стилю музыки — рок-н-роллу. Именно в этом стиле бас гитару стали нещадно эксплуатировать благодаря ее динамическим возможностям — при правильном усилении не составляло труда сравняться с громкостью электрогитары. Бас гитара навсегда изменила баланс сил в ансамбле: в ритм-секции, между духовой группой и другими инструментами.

Чикагский блюзмен Dave Myers, после использования бас гитары в своей группе, де-факто установил стандарт на использование бас гитары в других группах. Этот тренд повлек за собой появление новых малых составов на блюзовой сцене и уход биг-бэндов, из-за нежелания владельцев клубов платить большим составам, когда малые составы могли делать то же самое за меньшие деньги.

После столь быстрого внедрения бас гитары в музыку, она все еще вызывала дилемму среди некоторых контрабасистов. Не смотря на все очевидные достоинства нового инструмента, бас гитаре не хватало экспрессии, присущей контрабасу. Не смотря на «проблемы» звучания инструмента в традиционных джазовых ансамблях, т.е. Только с акустическими инструментами, многие контрабасисты, такие как Рон Картер, например, использовали бас гитару, когда это было нужно. Фактически, множество «традиционных джазовых музыкантов», таких, как Stan Getz, Dizzy Gillespie, Jack DeJohnette были не против ее использования. Постепенно бас гитара стала двигаться в своем собственном направлении с музыкантами, постепенно ее раскрывающими и выводящими на новый уровень уровень.

Бас гитара на студийных записях

В 60-х годах бас гитаристы также плотно обосновались в студиях. Поначалу контрабас дублировался на записи бас гитарой, что создавало тик-так эффект, который нужен был продюсерам. Временами, в записи принимали участие три баса: контрабас, Fender Precision и 6-струнный Danelectro. Понимая популярность Dano bass, Лео Фендер выпустил собственную модель Fender Bass VI в 1961 году.

Примерно до конца 60-х годов на бас гитаре играли преимущественно пальцами или медиатором. До тех пор пока Лари Грэм начал бить по струнам большим пальцем и делать подцеп указательным. Новая перкуссионная техника игры «thumping and plucking» была просто способом заполнить нехватку барабанщика в группе. Ударяя по струне большим пальцем он имитировал бас бочку, а делая подцеп указательным, малый барабан.

Чуть позже Stanley Clarke соединил в свой манере игры стиль Ларри Грэма и уникальный стиль контрабасиста Скота ЛаФаро (Scott LaFaro) став первым в истории великим бас-гитаристом вместе с группой Return to Forever в 1971 году.

Бас гитары других фирм

В этой статье мы рассмотрели историю появления бас гитары от самых ее истоков, экспериментальных моделей, пытавшихся быть громче, легче и интонационно точнее чем контрабас до начала экспансии бас гитар Fender. Конечно же, не только фирма Fender производила бас гитары. Как только новый инструмент стал набирать популярность, производители музыкальных инструментов поймали волну и начали предлагать покупателям свои разработки.

Фирма Höfner выпустила свою модель, напоминающую скрипку в 1955, назвав её просто Höfner 500/1. Позднее эта модель стала широко известной благодаря тому, что её избрал в качестве основного инструмента Пол Маккартни, бас-гитарист группы «Битлз». Не отставала от конкурентов и фирма Gibson. Но, все эти инструменты, как и Fender Precision Bass заслуживают отдельной статьи в рамках этого блога. И когда-нибудь вы обязательно о них прочитаете на страницах сайта!

Источник

Оцените статью