- Практическое применение ладов, гамм и прочих звукорядов
- Зачем вообще нужны эти лады?
- Пример 1 (самый простой вариант, стандарт):
- Пример 2:
- Пример 3 (джазовый):
- Пример 4 (металлистский):
- Пример 5:
- Пример 6 (красиво звучит):
- Пример 7 (просто гамма):
- Пример 8 (3 вида гамм):
- Натуральная гамма
- Гармоническая гамма
- Мелодическая
- Пример 9:
- Уменьшенный лад
- Увеличенный лад
- Как обыграть аккорд интересно
- Как пользоваться полученным звукорядом
- Как гаммами обыграть аккорд
Практическое применение ладов, гамм и прочих звукорядов
Зачем вообще нужны эти лады?
На них строится импровизация соло песен на гитаре и других музыкальных инструментах.
Для этого используется не весь звукоряд лада, а его часть (весь сложно).
Речь о ионийском, дорийском и т. д. ладах, гармоническом, пентатониках.
Соло можно также строить на арпеджио трезвучий, опевании аккордовых тонов, пентатонике.
Пример 1 (самый простой вариант, стандарт):
Аккорды тональности Ля-минор Am Dm E Am можно обыграть так:
Всё обыгрывать натуральным Ля-минором, а аккорд Е — гармоническим Ля-минором.
Т. е. так: на все аккорды, кроме Е, играем ля-си-до-ре-ми-фа-соль,
а на E — ля-си-до-ре-ми-фа-соль#.
Пример 2:
Каждый аккорд мелодии Am F C E обыгрываем отдельным ладом
- Am — эолийским с тоникой Ля (ля-минорный лад);
- F — лидийским от Фа;
- С — ионийским от До (до-мажорный лад);
- E — фригийским от Ми.
Лады см. на риске справа >>>
Пример 3 (джазовый):
Каждый аккорд мелодии Am F C E7 обыгрываем отдельным ладом
- Am — дорийским от Ля;
- F — лидийским от Фа;
- С — лидийским от До;
- E7 — миксолидийским от Ми.
Использование в джазовом стиле поверх минорных аккордов дорийского лада, мажорных лидийского, а доминанты миксолидийского — это своего рода стандарты.
Пример 4 (металлистский):
В металле нередко по всем аккордам песни ложится фригийский лад.
Т. е. поверх А5 F5 G5 А5 (см. табулатуру аккордов; об аккордах-пятерках, power chords) можно играть Ля-фригийский лад (с тоникой Ля A-Hb-C-D-E-F-G).
Еще вариант — по каждому аккорду играть свой (А, F, G) фригийский лад.
Пример 5:
Многие современные произведения пишутся квинтами А5 G5 А5 G5 F5 G5 A5.
Пятерки, как известно не относятся ни к мажорным, ни к минорным аккордам. В них нет медианты (3 ступени), только тоника и доминанта.
Однако, например, G5 A5 H5 похоже на G A Hm, если H (Си) — тоника (минорная).
Т. е. нужно проверять к чему тяготеет каждый аккорд, к мажору или к минору.
Пример 6 (красиво звучит):
Записываем музыку из двух аккордов Am F. Играем поверх первого
ля-дорийский (А B C D E F# G),
второго
фа-лидийский (F G A H C D E).
Пример 7 (просто гамма):
Обратите внимание на то, что соло популярной, любимой многими песни «Ой-йо» группы «Чайф» строится в рамках простой гаммы
(до-ре-ми-фа-соль-ля-си).
Гамма:
Если играть гамму с ноты «До» (6 струна, 8 лад), то это тональность «До-мажор».
Если с ноты «Ля» (4 струна, 5 лад), то это тональность «Ля-минор», параллельная тональности «До-мажор». Ноты те же.
Пентатоника тональностей «До-мажор» и «Ля-минор» (их ноты совпадают) — второй бокс:
Пентатоники рассматривались в уроках № 8 и 9
а вот табы соло: Ноты (6 шт.) соло в рамках гаммы и 4 из них входят в пентатонику:
- 2 струна: 8 лад — G;
- 3 струна: 7, 9, 10 лады — D, E, F;
- 4 струна: 9, 10 лады — H, C.
Пример 8 (3 вида гамм):
Натуральная гамма
- т т пт т т т пт — мажорная
- т пт т т пт т т — минорная
Гармоническая гамма
Мажорная гамма понижается на полутон в VI ступени.
- В до мажоре это ля-бемоль.
- В соль мажоре — ми-бемоль.
- В фа-мажоре – ре-бемоль.
Минорная гамма повышается на полутон в VII ступени.
Мелодическая
Мажорная гамма понижается на полутон в VI и VII ступенях только при нисходящем движении.
- В до мажоре это си-бемоль и ля-бемоль.
- В соль мажоре отменяется фа-диез и ми-бемоль.
- В фа-мажоре ми-бемоль и ре-бемоль.
При восходящем не отличается от натуральной.
Минорная гамма повышаются на полутон в VI и VII ступенях только при движении вверх.
При нисходящем не отличается от натуральной.
Пример 9:
Уменьшенный лад
Чередование интервалов тон-полутон.
Увеличенный лад
Между звуками тон.
Есть вопросы? Задайте
Источник
Как обыграть аккорд интересно
Здравствуйте, уважаемые читатели. Давайте посмотрим как обыграть аккорд интересно с использованием арпеджио двух взаимозаменяемых аккордов. Дело в том, что замены аккордов, о которых мы писали в последнее время можно расценивать как способ по-новому обыгрывать аккорд. То есть мы, например можем играть ноты трезвучия одного аккорда на другой. Например, на до-мажор трезвучие ми-минора — ведь эти два аккорда практически одинаковы по звуковому составу. Или на ля-минор семь играть ноты септаккорда (или арпеджио) фа-мэйдж (или большого мажорного септаккорда).
Таким образом, возможность использовать ноты сразу двух арпеджио дает нам много больше простора для обыгрывания аккордов. Да, а если мы просто используем гамму аккорда, как нам её лучше использовать? Во-первых важен метр — или внутренняя пульсация, то есть аккорд обычно звучит как часть гармонии, выполняет в ней свою функцию и звучит в определенном размере, например четыре четверти. Гамма тоже должна звучать ровно в четком ритме, нужно считать про себя, чтобы когда вы хотите звучали восьмые ноты, шестнадцатые. Во-вторых, есть устойчивые и неустойчивые звуки, устойчивые — это главные звуки звучащего аккорда. Главные звуки аккорда — это первая, третья, пятая ступени лада (к которому относится аккорд), когда звучит септаккорд то к списку устойчивых прибавится еще и седьмая ступень.
Остальные ноты гаммы — неустойчивые и они добавляются к основным нотам аккорда. Но мы сейчас говорим о том, как гамму играть. Когда играете ноты гаммы, неустойчивые используйте аккуратно — они выполняют роль проходящих, для добавления к звучащим в аккорде нотам новой какой-то окраски. Проходящие нужно стараться разрешать в устойчивые. Поэтому старайтесь заканчивать ваши музыкальные фразы на 1-ой, 3-ей или 5-ой ступенях.
Да, в третьих при игре старайтесь и синкопам уделять внимание — это больше к метру относится. В статье что такое синкопа мы рассматривали и виды синкоп и о метре говорили немного.
Итак, давайте для интереса попробуем использовать тот подход, который мы выше в самом начале описали. Вот есть септаккорд D7.
рис. 1
А вот такое будет его арпеджио:
рис. 2
Теперь надо найти какую-нибудь замену нашему доминантсептаккорду D7. Для этого используем принцип описанный нами в статье про аккорд G7. Сначала заменим D7 на Adim вот так:
рис. 3
Затем, помня об особенности уменьшенных аккордов заменяем Adim на Cdim — оба эти созвучия имеют абсолютно одинаковый звуковой состав. И на этот раз уже полученный Cdim заменим на доминантсептаккорд F7 вот так:
рис. 4
Таким образом, вместо D7 можем брать F7. Мы можем заменять эти два аккорда (так как они имеют близкое звучание), а также играть арпеджио одного на другой. То есть фактически вот эту последовательность нот (просто звуковой состав F7 или арпеджио)
рис. 5
можно играть на аккорд D7. Более того давайте объединим оба арпеджио в одну последовательность, получив необычно звучащую гамму звуков, которой также можно пользоваться при обыгрывании доминантсептаккорда D7:
рис. 6
Вот на рисунке 6 изображена наша интересная гамма, она кажется необычной, но если присмотреться, это гамма гармонического ля-минора только с пропущенной нотой до, и её мы с легкостью можем играть на малый мажорный септаккорд D7.
Как пользоваться полученным звукорядом
Теперь — зачем же нам эта последовательность из двух арпеджио как не для того чтобы использовать в импровизации? Как это делать? Нужно выделить в ней аккордовые звуки, то есть звуки того созвучия, которые мы хотим обыграть ей. У наc это Ре-семь, поэтому посмотрим на его примере:
рис. 7
На рисунке мы обвели красным нужные нам устойчивые ступени. Теперь это позволит нам правильно играть эту последовательность на аккорд. Правила использования устойчивых ступеней и неустойчивых мы описывали уже здесь. Но если вкратце все не обведённые ступени выполняют роль неустойчивых и их используют для добавления новых красок, в вашу мелодию, на устойчивые же звуки заканчивают фразы, на них делают акценты. Но давайте послушаем как это на примере блюзовой последовательности: G7 | C7 | G7 D7| G7 и так далее. Мы, изображенный на рисунке 7 звукоряд будем играть на аккорд D7 из блюза, а также на C7 его транспонированную версию — то есть все те же ноты, но сдвинутые на тон вниз: пример использования.
Источник
Как гаммами обыграть аккорд
Игра гамм септаккордами.
Игра гамм септаккордами выполняет как теоретическую, так и практическую функции. С одной стороны, играя гаммы как упражнения, осваиваются гармонические последовательности аккордов, с другой — эти же упражнения вполне употребимы на практике.
Все приведенные в этом разделе схемы не увязаны к определенным тональностям. Для обыгрывания аккордами любой гаммы важно хорошо представлять ее аппликатурную структуру, уметь играть ее от любой ноты (это определит тональность) и помнить, какие аккорды строятся от каждой ступени. Кроме того, изучая схемы аккордов важно запоминать расположение первой ступени аккорда — это позволит быстро выбирать нужную схему.
На ступенях натуральной мажорной гаммы можно построить следующие септаккорды:
I Δ | IIm7 | IIIm7 | IV Δ | V7 | VIm7 | VIIØ |
Игра натурального мажора септаккордами с движением нижних тонических нот по 6-ой струне:
Игра натурального мажора септаккордами с движением нижних тонических нот по 5-ой струне:
Игра натурального мажора септаккордами с движением нижних тонических нот по 4-ой струне:
Игра натурального мажора септаккордами с движением тонических нот по 3-ей струне:
Ниже приведен пример игры натурального мажора септаккордами с движением нижних тонических нот по 6-ой струне с переходом на 5-ую и 4-ую. Для игры по этой схеме нужно хорошо представлять аппликатуру натурального мажора по схеме 3 ноты на струне. В принципе, переходить на 4-ую струну не обязательно, а можно продолжить игру на пятой струне, однако, находясь в высокой части грифа (за 12-ым ладом), бывает удобней взять аккорд с тоникой на 4-ой, а не на 5-ой струне.
Игра с движением нижних тонических нот по 5-ой струне с переходом на 4-ую и 3-ю:
Игра с движением нижних тонических нот по 6-ой струне с переходом на 5-ую и 4-ую, с расположением нот гаммы в альтернативной аппликатуре:
Игра с движением нижних тонических нот по 5-ой струне с переходом на 4-ую и 3-ю, с расположением нот гаммы в альтернативной аппликатуре:
Следующие примеры демонстрирует игру гаммы натурального мажора септаккордами с движением тонических нот от выских струн к низким. Это наиболее часто используемый способ на практике, а потому он требует тщательной проработки во всех тональностях.
Игра с движением тонических нот по 3-ей струне с переходом на 4-ую:
Игра с движением тонических нот по 4-ой струне с переходом на 5-ую:
Игра с движением тонических нот по 5-ой струне с переходом на 6-ую:
Как видно, на каждой струне играются по четыре септаккорда, а перход на нижнюю струну происходит с пятой ступени гаммы. Эти два правила будут справедливы и далее.
Приведенные выше примеры обыгрывания гамм, следует проработать во всех тональностях с использованием различных вариантов аппликатур аккордов.
Ниже будут приведены варианты игры септаккордами, построенными на ступенях условно-диатонических ладов.
На ступенях гаммы строятся следующие септаккорды:
Im7 | IIØ | III Δ | IVm7 | Vm7 | VI Δ | VII7 |
Игра натурального минора септаккордами с движением нижних тонических нот по 6 струне:
Игра натурального минора септаккордами с движением нижних тонических нот по 5 струне:
Игра натурального минора септаккордами с движением нижних тонических нот по 4 струне:
Игра натурального минора септаккордами с движением тонических нот по 3 струне:
Ниже приведен пример игры натурального минора септаккордами с движением нижних тонических нот по 6 струне с переходом на 5 и 4:
Ниже приведен пример игры натурального минора септаккордами с движением нижних тонических нот по 5 струне с переходом на 4 и 3:
Игра гаммы натурального минора септаккордами с движением тонических нот по 3 струне с переходом на 4:
Игра гаммы натурального минора септаккордами с движением тонических нот по 4 струне с переходом на 5:
Игра гаммы натурального минора септаккордами с движением тонических нот по 5 струне с переходом н
На ступенях гаммы строятся следующие септаккорды:
Im+7 | IIØ | III Δ +5 | IVm7 | V7 | VI Δ | VII° |
Игра гаммы гармонического минора септаккордами с движением нижних тонических нот по 6 струне:
Игра гаммы гармонического минора септаккордами с движением нижних тонических нот по 5 струне:
Игра гаммы гармонического минора септаккордами с движением нижних тонических нот по 4 струне:
Игра гаммы гармонического минора септаккордами с движением тонических нот по 3 струне:
Ниже приведен пример игры гаммы гармонического минора септаккордами с движением нижних тонических нот по 6 струны с переходом на 5 и 4:
Игра гаммы гармонического минора септаккордами с движением нижних тонических нот по 5 струне с переходом на 4 и 3:
Игра гаммы гармонического минора септаккордами с движением тонических нот по 3 струне с переходом на 4:
Игра гаммы гармонического минора септаккордами с движением тонических нот по 4 струне с переходом на 5:
Игра гаммы гармонического минора септаккордами с движением тонических нот по 5 струне с переходом на 6:
На ступенях гаммы строятся следующие септаккорды:
Im Δ | IIm7 | III Δ +5 | IV7 | V7 | VIØ | VII7(-5) |
Игра гаммы мелодического минора септаккордами с движением нижних тонических нот по 6 струне:
Игра гаммы мелодического минора септаккордами с движением нижних тонических нот по 5 струне:
Игра гаммы мелодического минора септаккордами с движением нижних тонических нот по 4 струне:
Игра гаммы мелодического минора септаккордами с движением тонических нот по 3 струне:
Ниже приведен пример игры гаммы мелодического минора септаккордами с движением нижних тонических нот по 6 струне с переходом на 5 и 4:
Игра гаммы мелодического минора септаккордами с движением нижних тонических нот по 5 струне с переходом на 4 и 3:
Игра гаммы мелодического минора септаккордами с движением нижних тонических нот по 3 струне с переходом на 4:
Игра гаммы мелодического минора септаккордами с движением нижних тонических нот по 4 струне с переходом на 5:
Игра гаммы мелодического минора септаккордами с движением нижних тонических нот по 5 струне с переходом на 6:
На ступенях гаммы строятся следующие септаккорды:
I Δ | IIØ | IIIm7 | IVm Δ | V7 | VI° | VII° |
Игра гаммы гармонического мажора септаккордами с движением нижних тонических нот по 6 струне:
Игра гаммы гармонического мажора септаккордами с движением нижних тонических нот по 5 струне:
Игра гаммы гармонического мажора септаккордами с движением нижних тонических нот по 4 струне:
Игра гаммы гармонического мажора септаккордами с движением тонических нот по 3 струне:
Игра гаммы гармонического мажора септаккордами с движением нижних тонических нот по 6 струне с переходом на 5 и 4:
Игра гаммы гармонического мажора септаккордами с движением нижних тонических нот по 5 струне с переходом на 4 и 3:
Игра гаммы гармонического мажора септаккордами с движением нижних тонических нот по 6 струне с переходом на 5 и 4 (альтернативная аппликатура гаммы):
Игра гаммы гармонического мажора септаккордами с движением нижних тонических нот по 5 струне с переходом на 4 и 3 (альтернативная аппликатура гаммы):
Игра гаммы гармонического мажора септаккордами с движением нижних тонических нот по 3 струне с переходом на 4:
Игра гаммы гармонического мажора септаккордами с движением нижних тонических нот по 4 струне с переходом на 5:
Игра гаммы гармонического мажора септаккордами с движением нижних тонических нот по 5 струне с переходом на 6:
На ступенях гаммы строятся следующие септаккорды:
I 7 | IIØ | IIIØ | IVm Δ | Vm7 | VI Δ +5 | VII7 |
Игра гаммы мелодического мажора септаккордами с движением нижних тонических нот по 6 струне:
Игра гаммы мелодического мажора септаккордами с движением нижних тонических нот по 5 струне:
Игра гаммы мелодического мажора септаккордами с движением нижних тонических нот по 4 струне:
Игра гаммы мелодического мажора септаккордами с движением тонических нот по 3 струне:
Игра гаммы мелодического мажора септаккордами с движением нижних тонических нот по 6 струне с переходом на 5 и 4:
Игра гаммы мелодического мажора септаккордами с движением нижних тонических нот по 5 струне с переходом на 4 и 3:
Игра гаммы мелодического мажора септаккордами с движением нижних тонических нот по 6 струне с переходом на 5 и 4 (альтернативная аппликатура гаммы):
Игра гаммы мелодического мажора септаккордами с движением нижних тонических нот по 5 струне с переходом на 4 и 3 (альтернативная аппликатура гаммы):
Игра гаммы мелодического мажора септаккордами с движением тонических нот по 3 струне с переходом на 4:
Игра гаммы мелодического мажора септаккордами с движением тонических нот по 4 струне с переходом на 5:
Игра гаммы мелодического мажора септаккордами с движением тонических нот по 5 струне с переходом на 6:
На ступенях гаммы строятся следующие септаккорды:
I 7 | II7 | IIIØ | #IVØ | Vm Δ | VIm7 | VII Δ +5 |
Игра гаммы лидийско-миксолидийского мажора септаккордами с движением нижних тонических нот по 6 струне:
Игра гаммы лидийско-миксолидийского мажора септаккордами с движением нижних тонических нот по 5 струне:
Игра гаммы лидийско-миксолидийского мажора септаккордами с движением нижних тонических нот по 4 струне:
Игра гаммы лидийско-миксолидийского мажора септаккордами с движением тонических нот по 3 струне:
Игра гаммы лидийско-миксолидийского мажора септаккордами с движением тонических нот по 6 струне с переходом на 5 и 4:
Игра гаммы лидийско-миксолидийского мажора септаккордами с движением тонических нот по 5 струне с переходом на 4 и 3:
Игра гаммы лидийско-миксолидийского мажора септаккордами с движением тонических нот по 6 струне с переходом на 5 и 4 (альтернативная аппликатура гаммы):
Игра гаммы лидийско-миксолидийского мажора септаккордами с движением тонических нот по 5 струне с переходом на 4 и 3 (альтернативная аппликатура гаммы):
Игра гаммы лидийско-миксолидийского мажора септаккордами с движением тонических нот по 3 струне с переходом на 4:
Игра гаммы лидийско-миксолидийского мажора септаккордами с движением тонических нот по 4 струне с переходом на 5:
Игра гаммы лидийско-миксолидийского мажора септаккордами с движением тонических нот по 5 струне с переходом на 6:
На ступенях гаммы строятся следующие септаккорды:
I m7 | II Δ +5 | III7 | IV7 | VØ | VIØ | VIIm Δ |
Игра гаммы дорийско-фригийского минора септаккордами с движением нижних тонических нот по 6 струне:
Игра гаммы дорийско-фригийского минора септаккордами с движением нижних тонических нот по 5 струне:
Игра гаммы дорийско-фригийского минора септаккордами с движением нижних тонических нот по 4 струне:
Игра гаммы дорийско-фригийского минора септаккордами с движением тонических нот по 3 струне:
Игра гаммы дорийско-фригийского минора септаккордами с движением тонических нот по 6 струне с переходом на 5 и 4:
Игра гаммы дорийско-фригийского минора септаккордами с движением тонических нот по 5 струне с переходом на 4 и 3:
Игра гаммы дорийско-фригийского минора септаккордами с движением тонических нот по 3 струне с переходом на 4:
Игра гаммы дорийско-фригийского минора септаккордами с движением тонических нот по 4 струне с переходом на 5:
Игра гаммы дорийско-фригийского минора септаккордами с движением тонических нот по 5 струне с переходом на 6:
Фригийский мажор (Испанский лад)
На ступенях гаммы строятся следующие септаккорды:
I 7 | II Δ | III° | IVm Δ | VØ | VI Δ +5 | VIIm7 |
Игра гаммы фригийского мажора септаккордами с движением нижних тонических нот по 6 струне:
Игра гаммы фригийского мажора септаккордами с движением нижних тонических нот по 5 струне:
Игра гаммы фригийского мажора септаккордами с движением нижних тонических нот по 4 струне:
Игра гаммы фригийского мажора септаккордами с движением тонических нот по 3 струне:
Игра гаммы фригийского мажора септаккордами с движением нижних тонических нот по 6 струне с переходом на 5 и 4:
Игра гаммы фригийского мажора септаккордами с движением нижних тонических нот по 5 струне с переходом на 4 и 3:
Игра гаммы фригийского мажора септаккордами с движением нижних тонических нот по 6 струне с переходом на 5 и 4 (альтернативная аппликатура гаммы):
Игра гаммы фригийского мажора септаккордами с движением нижних тонических нот по 5 струне с переходом на 4 и 3 (альтернативная аппликатура гаммы):
Игра гаммы фригийского мажора септаккордами с движением нижних тонических нот по 3 струне с переходом на 4:
Игра гаммы фригийского мажора септаккордами с движением нижних тонических нот по 4 струне с переходом на 5:
Игра гаммы фригийского мажора септаккордами с движением нижних тонических нот по 5 струне с переходом на 6:
* в настоящее время для упрощения чтения аккордов в их буквенно-цифровом обозначении применяются эти значки, например вместо Cm75 пишут CØ, вместо Сdim пишут C°, вместо Cmaj7 пишут CΔ.
Вы можете внести свой вклад в развитие ресурса:
Номер WebMoney wmr: R691549532957
Источник