Как говорят дети ноты

Обучение нотной грамоте «Весёлые нотки»

Екатерина Никулина
Обучение нотной грамоте «Весёлые нотки»

Цель: Знакомство с элементами музыкальной грамоты.

Обучение музыкальной грамоте детей старшего дошкольного возраста. Знакомство с нотными знаками, ритмом. Учить проговаривать ритмические рисунки.

Задачи: Развитие музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и певческих навыков.

Игровая форма обучения помогает ребенку легко, без напряжения освоить графическое изображение нот, основные элементы музыкальной грамоты.

Понимание нотной записи способствует более точному интонированию мелодии песен.

Первый этап обучения – знакомство с нотами

Я знакомлю детей с названием и расположением нот на нотном стане, с помощью обучающего видео о нотной грамоте. Рассказываю интересные истории о нотах, Сергеева В. Д. «Где живут ноты», а так же загадываю загадки. Чтобы лучше усваивался материал детьми.

Второй этап обучениязнакомство с длительностями нот.

На этом этапе я знакомлю детей с длительностями нот. Они узнают, что «ти» — это короткая длительность, а «та» длинная. Для наилучшего усвоения материала, привожу примеры в шагах: шаг медленный «та — та…» и шаг быстрый «ти – ти…». Далее, выкладываю с помощью магнитов различные ритмические рисунки, которые дети проговаривают, прохлопывают и проигрывают на музыкальных инструментах.

Для этого я использую игры: «Повтори как я» «Топай — Хлопай».

Третий этап обучения (заключительный) — игра по нотам.

Закрепив знания нотной грамоты, дети легко играют на музыкальных инструментах с помощью моего иллюстративного материала «Музыкальная лесенка».

Каждая клавиша обозначена определённой картинкой и названием:

ДО – домик (дождик). РЕ – репка, МИ-мишка (голова, ФА – фартук, СОЛЬ – солнышко. ЛЯ – лягушка, СИ – сирень.

С помощью карточек: «Лесенка», «Кот учёный», «Спите куклы», «Бубенчики» дети играют на музыкальных инструментах.

«Забавные истории». Пособие для музыкальных руководителей, руководителей кружков по музыке «Забавные истории» Пособие для музыкальных руководителей, руководителей кружков по музыке. Игры-занятия по музыкальной грамоте для детей.

Ученики музыкальной школы у нас в гостях Музыкальное воспитание дошкольников осуществляется не только во время занятий,праздников,развлечений,но и в часы досуга,самостоятельных.

Источник

Обучение детей дошкольного возраста нотной грамоте

Ирина Ершова
Обучение детей дошкольного возраста нотной грамоте

Игре на детских музыкальных инструментах в нашем детском саду уделяется особое внимание, так как детское музицирование способствует развитию музыкальной памяти, внимания, расширяет музыкальное воспитание ребенка.

Почему я решила обучать детей нотам? Используя цветовую или цифровую систему в обучении можно быстро научить ребенка играть на инструменте, но в этих случаях слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребенок играет механически.

Наибольший развивающий эффект обучения достигается при игре по слуху. Но и этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки. Трудности в обучении игре на музыкальных инструментах и натолкнули меня на мысль научить детей играть по нотам.

Изучив литературу, я пришла к выводу – дети быстрее осваивают игру на музыкальном инструменте, зная ноты.

Дети подготовительной группы уже владеют навыками игры на шумовых инструментах, ударных, металлофоне. Когда я предложила организовать в группе оркестр и научить играть по нотам, дети обрадовались.

Обучение нотной грамоте я провожу на музыкальных занятиях и отдельно в кружке, который дети назвали «ФА – СОЛЬ — КА».Разработала перспективный план и поставила цель:

-подобрать материал доступный, интересный и посильный для детей;

— добиваться активности детей в игровых заданиях;

— постоянно поддерживать интерес, используя нетрадиционные методы обучения;

-воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, любовь к музыке.

Последовательность обучения детей старшего дошкольного возраста нотной грамоте:

Первый этап обучения — развитие у детей ритмической пульсации

Вначале я разучиваю с детьми игровые упражнения:

• назови имя хлопками

• назови слово хлопками

• назови предложение хлопками

определи количество слогов в словах (стул – нора – машина – телевизор)

Затем дети по картинкам подбирают слова и самостоятельно проигрывают ритмический рисунок на музыкальных инструментах.

Затем задание усложняется. Дети знакомятся с ударным слогом и выделяют его акцентом.

Знакомство с длительностями. Короткие слоги записываются палочкой (с флажком или хвостиком) и называются восьмая и четвертная.

Так мы перешли к длительностям, интересные стихи, потешки, пособия. карточки, игры помогли детям четко усвоить ритмический рисунок.

1. Спрячь слово в ритмический рисунок (картинки)

2. Определи слово по ритмическому рисунку (Зайка – заинька – зайчонок)

Описание игры: в руках у детей по 1 длительности. Они встают в шеренгу. Ведущий ребенок прохлопывает сложившийся ритмический рисунок.

Дети с нотами в руках меняются местами. Игра повторяется.

4. «Топай – хлопай» — в начале 1 строчки нарисованы ладошки, а на нижней строке – сапожки. Ритм выкладывается

нотками – магнитами. Ребенок воспроизводит ритмический рисунок хлопками и притопами. Здесь же знакомлю детей с паузой (знак молчания).

Второй этап обучения — знакомство с нотами

Используя «музыкальные часы», я познакомила детей с названием нот (где какая живет). Интересные стихи про нотный стан, скрипичный ключ, помогли детям быстро запомнить и узнавать ноты.

1. «Нотки заблудились»

2. «Ноты спрятались в словах»

3. «Назови соседей»

4. «Музыкальные сказки»

5. «Нотное домино»

Третий этап обучения — игра по нотам

Я использую иллюстрированный способ записи нот и обозначение ступеней условными знаками, который позволяет быстро и качественно обучить детей игре на детских музыкальных инструментах и основам нотной грамоты.

На музыкальных инструментах (металлофонах и ксилофонах) приклеила картинки,обозначающие ноты:

ДО – домик (дождик). РЕ – репка, МИ-мишка (голова, ФА – фартук, СОЛЬ – солнышко. ЛЯ – лягушка, СИ – сирень

Дети вначале играют на 1, затем на 2 звуках. Песенки легко можно транспонировать, так как дети быстро ориентируются и находят нужный звук. Вначале обучения запись нот дается в картинках (без линеек, в дальнейшем — на линеечках.

Дети разучивают песню со словами, затем называя ноты и используя звучащие жесты, и только потом переходят к игре на инструменте.

Я считаю, что только осмысленное осознание нотного текста дает возможность успешного развития у детей музыкального слуха, памяти и творческих способностей.

Консультация для педагогов «Развитие элементарного музицирования» Консультация для педагогов. «Развитие элементарного музицирования». Давайте спросим себя: что будет делать ребенок, оказавшись в музыкальном.

Презентация детского сада Детский сад «Улыбка»- это добрые, умные, милые, веселые, шумные, замечательные дети. В нашем детском саду восемь групп, которые посещают.

Источник

Конспект открытого музыкального занятия «Ознакомление дошкольников с нотной грамотой»

Людмила Диканова
Конспект открытого музыкального занятия «Ознакомление дошкольников с нотной грамотой»

Конспект открытого музыкального занятия «Ознакомление дошкольников с нотной грамотой» для детей подготовительной группы. Музыкальный руководитель — Людмила Диканова.

Цель: Воспитание общей культуры воспитанников, коммуникативных способностей, развитие познавательных интересов и речи детей средствами художественной литературы и музыки.

— развитие памяти, внимания;

ознакомление с цветной методикой обучения;

— освоение нотной грамоты;

— пополнение словарного запаса;

— закрепление ранее изученного материала.

Ход занятия:

Звучит музыка. дети заходят в зал и садятся на стульчики

Муз. рук. Здравствуйте, ребята! Мы сегодня с вами продолжим знакомство с нотами. Давайте вспомним, как же называются эти нотки. (Ответы детей)

Семь всего лишь нот на свете.

До, ре, ми, фа, соль, ля, си!

Ты запомни ноты эти

И в тетрадку занеси!

Ребята, а вы хотите подружиться с нотами?

Дружно глазки закрываем,

Тихо музыку включаем.

Вот она звучит, играет,

В мир волшебный приглашает.

Открываем глазки-

Мы очутились в сказке!

А вот и музыкальный дом,

Семь ноток поселилось в нем!

Все ноты живут в домике, чтобы открыть этот домик, обязательно нужен скрипичный ключ. А вот и он-ключ СОЛЬ, нотной азбуки король!

Давайте посмотрим, какие же цвета соответствуют каждой ноте?

Нотка ДО, как красный мак!

Нота РЕ- апельсиновый сад!

Нота МИ-желтый тюльпан!

Нота ФА- зеленый луг!

Нота СОЛЬ- небо голубое вокруг!

Нота ЛЯ- синее море!

Нота СИ- сирени цвет, он, конечно, «фиолет»

Ребята, что напоминают нам эти цвета? (Радугу)

Всеми нотами заведует ключ СОЛЬ- нотной азбуки король.

К нему я подойду и тихонечко спрошу. (Берет в руки короля)

А нельзя ли ребятишкам с нотками бы подружиться?

Король. Чтобы ноты все узнать,

Нужно с ними поиграть!

Нужно выполнить заданья

И исполнить все желанья!

Муз. рук. Ноту первую снимаю

И заданье объявляю:

А ну ка, смелые ребятки,

Нас расставьте по порядку! (Дети выстраивают гамму из кукол-бутылочек)

Вторая нота перед вами,

Угадайте мелодию сами.

Игра «Угадай произведение»

(Дети называют название произведения и композитора)

Третью ноту я снимаю и заданье объявляю: «Музыкальное путешествие«

а вы готовы отправиться в путешествие на паровозике (Ответы детей)

Внимание! Всем по вагонам, наш паровозик отправляется!

Муз. «Паровозик»(Дети двигаются по кругу)

Муз. рук. Перед вами музыкальная полянка, отдохнем немного. Посмотрите, на полянке дерево не простое, а музыкальное, на нем висят музыкальные загадки, отгадаем их, ребятки?

Есть бубенчики на нем, по нему мы громко бьем.

С ним сейчас играть мы будем, дайте в руки звонкий (Бубен)

Ой, звенит она, звенит, всех игрою веселит,

А всего-то три струны ей для музыки нужны.

Что такое? Отгадай-ка! Это наша (балалайка)

Движенья плавные смычка, в них радость и улыбка,

Звучит мечтательный мотив, его названье … (скрипка)

Ну-ка, кнопки нажимай

И тихонько подпевай.

Растяни меха немножко

И сыграй нам на (гармошке)

Со мной в поход легко идти,

Со мною весело в пути,

И я крикун, и я буян,

Я звонкий, круглый (Барабан)

Вот и мы инструменты возьмем,

Да игру свою начнем.

Игра «Веселые музыканты»

Четвертую ноту открываем

И заданье выполняем: Пора, ребята вам исполнить дружно песню нам!

Сначала распоемся «До, ре, ми, фа, соль, ля, си-села кошка на такси»

Кто-то из вас желает выложить ноты по порядку? (дети выполняют задание на фланелеграфе цветными кружочками)

Исполнение песни «Пришла весна» Левиной

Вот пятая нота,и ждет вас новая работа: игра «Какой не хватает ноты?»

(убирается одна нота из звукоряда, ребенок должен отгадать-какой же нотки не хватает)

Перед вами нота шесть,

В ней новое заданье есть: Эстафета «Кто быстрее?» (Дети берут цветные мячи по цветам радуги, под музыку гуляют по залу, с окончанием музыки строятся в свою колонну по порядку, как ноты гаммы)

Последнюю ноту я снимаю и заданье объявляю:

Друг друга за руки возьмем

И станцуем, и споём!

Король. Молодцы, вы выполнили все задания и я думаю, вы крепко подружились с нотами! А на память о нашей встрече я дарю вам раскраски! (дети благодарят, прощаются с королем и нотками)

Муз рук. Ну, а нам пора возвращаться из сказки.

Дружно глазки закрываем,

Тихо музыку включаем.

Вот она звучит, играет

И нас в садик возвращает!

Открыли все глазки,

Вот и кончилась сказка!

Вопросы детям. Где мы были? С кем подружились? Что вы нового узнали? Вам понравилось занятие? А сейчас фото на память!

Конспект открытого занятия «Ознакомление старших дошкольников с устройством трёх миров в якутском народном эпосе «Олонхо» Конспект открытого занятия В старшей группе Цель: 1. Воспитывающая: Воспитывать у детей чувства любви к Родине; чувства гордости ее традициями.

Конспект открытого музыкального занятия «Бумажные приключения» для детей старшей группы Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Рябинушка– детский сад № 9» Конспект открытого музыкального занятия «Бумажные.

Конспект музыкального занятия во второй младшей группе «Ознакомление с музыкальными инструментами» Программное содержание Обучающие задачи: различать тембры музыкальных инструментов; различать характер музыкального произведения, выполнять.

Конспект открытого музыкального занятия посвященного Дню Матери в первой младшей группе «Как Козленок маму искал» Конспект открытого музыкального занятия посвященного Дню Матери в первой младшей группе «Как Козленок маму искал» Оборудование: большой.

Конспект открытого музыкального занятия в первой младшей группе «Колобок-музыкант» Оборудование: игрушки: колобок, снеговичок; столик, ширма в виде домика, барабан, дудочка, колокольчик, деревянные ложки, погремушка. Ход.

Конспект открытого музыкального занятия в средней группе «Что у Осени в корзинке» Конспект открытого музыкального занятия в средней группе «Что у Осени в корзинке» Программное содержание. Использовать разные виды деятельности.

Конспект открытого тематического музыкального занятия «Жаворонки» в средней группе Конспект открытого тематического музыкального занятия в средней группе Цель: Приобщение детей к истокам русской культуры Задачи: Образовательные.

Ознакомление детей дошкольного возраста с охотничьим бытом народа Саха. Конспект открытого занятия в подготовительной группе Тема: Ознакомление детей дошкольного возраста с охотничьим бытом народа Саха. С духом охоты «Байанай». Цель: Развитие физических способностей.

Конспект занятия по ознакомлению с первоначальной грамотой в старшей группе Программное содержание: освоение действий звукового анализа слов. Развитие представлений о гласных звуках. Знакомство со слогообразующей.

Источник

Оцените статью