Как хлопать ритм ноты

Основы игры на фортепиано + Ноты для детей с расшифровкой

Музыка — временное и вместе с тем вечное искусство. Как и в любом творчестве, в музыке есть свои правила. Сольфеджио — это дисциплина, объединяющая музыкальную грамотность, развития музыкального слуха и голоса.

Как читать ноты

Ноты — это своеобразный алфавит. Они обозначают длительность и высоту звука.

Нот всего семь и располагаются они в следующей последовательности: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Как быстро выучить ноты?

Существует также международный музыкальный алфавит, где ноты обозначаются латинскими буквами. Расшифровка нот:

Как читать ноты для фортепиано? Чтобы научиться читать ноты нужно также познакомиться с нотным станом.

Нотный стан представляет собой пять линий и четыре промежутка. Ноты располагаются как на самих линиях, так и на промежутках. Существуют ноты в скрипичном ключе и ноты в басовом ключе.

Скрипичный ключ использую для написания всех нот, начиная с первой октавы, то есть высоких. На нотном стане в скрипичном ключе снизу вверх на линиях располагаются ноты: ми-соль-си-ре-фа, а на промежутках: фа-ля-до-ми.

Басовый ключ — это нижний регистр. Также как и в скрипичном ключе, ноты басового ключа на нотном стане читаются снизу вверх, только имеют другое значение. Ноты басового ключа на линиях: соль-си-ре-фа-ля, в промежутках: ля-до-ми-соль.

Оба знака следует писать вначале нотного стана слева.

Если мы изучаем нотную грамоту для начинающих для фортепиано, то нужно запомнить, что часто ключи объединяют в систему во время написания нот для инструмента.

Вы также можете встретить знаки — диез и бемоль.

Диез — повышение на полтона. Так, например, если необходимо повысить ноту «ми» на полтона, то необходимо написать — ми диез, а если понизить, то ми бемоль.

Бемоль — понижает звук на полтона.

Бекар — знак, который отменяет диез и бемоль.

Пишутся бемоль и диез на линиях или в промежутках, но соотносятся с теми нотами, которые находятся на соответсвующих линиях или промежутках.

Что значит звуковысотность?

Звуковысотность означает = каждая нота обладает высотой. Высокие звуки — тонкие и звонкие, низкие — грубые и яркие.

Музыкальные звуки всегда расположены в определенном порядке — это система, в которой звуки идут последовательно от самого низкого до самого высокого , или наоборот. Каждая ступень звукоряда обозначается римской цифрой.

Соответствие нот по цифрам:

Звукоряд разделен на октавы — интервалы, в которые входят 7 нот: до-ре-ми-фа-соль-ля-си. То есть интервал между одноименными нотами.

Лучше эти интервалы видны на фортепиано. Есть восемь октав на фортепиано — семь полных и две неполные. Сколько же существует этих интервалов?:

  • субконтроктава (только ля-си);
  • контроктава;
  • большая октава;
  • малая октава;
  • 1-ая окт.;
  • 2-ая окт.;
  • 3-я окт.;
  • 4-ая окт.;
  • 5-ая окт. (только до).

Все октавы на инструменте находятся в порядке указанном выше слева направо. Чтобы быстрее выучить расположение нот на клавишах фортепиано, начинающие музыканты подписывают их. Начинайте с 1-ой октавы, так как она чаще используется при игре.

Продолжительность нот

Длительность ноты, другими словами, как долго мы слышим её.

Ноты представляют собой круг, пустой или закрашенный, штили и хвостики. До третей линии нотного стана (до «си») линии у нот принято писать наверх, начиная с си, штили пишутся вниз.

  1. Целая нота:самая долгая нота, обозначается кружочком. Счёт происходит на: 1и 2и 3и 4и.
  2. Половинная нота: кружочек с линией справа. На 1/2 быстрее целой: 1и 2и.
  3. Четвертная нота: черный круг с палочкой, 1/4 целой. Считается: 1и.
  4. Восьмая нота: черный круг с палочкой и хвостиком. В 1/2 четвертной. Считается: 1и/или.
  5. Шестнадцатая нота: черный круг с палочкой и удвоенным хвостиком. Счёт: или.
  6. Тридцать вторая нота: практически не употребляется, так как при игре на музыкальных инструментах не слышна.

Целая нота состоит из: 2 половинных, 4 четвертых, 8 восьмушек и 16 шестнадцатых.

Для каждой ноты, есть пауза, равная ей по длительности.

Громкость

Уровень громкости музыки — её динамический оттенок.

При воспроизведении одного музыкального сочинения или даже небольшого фрагмента могут использоваться сразу несколько динамических оттенков.

Существует постоянная громкость:

  • Фортиссимо (ff) — самая высокая громкость;
  • форте (f) — громко;
  • меццо форте(mf) — средняя громкость;
  • меццо пиано (mp) — слабая громкость;
  • пиано (p) — тихо;
  • пианиссимо (pp) — тихонечко.

То, насколько громко играют произведения зачастую зависит от его темпа. Марш будет звучать громко и быстро, а романс — медленно и приглушенно.

Тембр

Тембр — отличительный знак. Как у каждого человека есть свой уникальный тембр, так у каждого инструмента есть свои особенности звучания. Это то, что придает ему особенное звучание.

Тембр зависит от материала, из которого сделан инструмент и его размеров. Разница тембров влияет на инструментовку сочинений.

Легкие ноты для фортепиано

В музыке есть еще одно важное понятие — лад. Это система устойчивых и неустойчивых звуков, объединенных тоникой.

Есть две распространенных образца:

Мажор — это лад , устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие . Строится так: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.

Минорный лад строится в следующем порядке: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.

При обозначении тональности имя лада прибавляется к названию тоники: ре-мажор, ми-минор.

Белые и черные клавиши на фортепиано — это ноты.

Популярные произведения, которые можно сыграть на фортепиано для начинающих

«Песня капитана Врунгеля»

Песня из мультфильма 1981 года «Приключения капитана Врунгеля» стала культовой. Музыка написана Георгием Фитчем, слова Е. Череповецким. Песня исполняется подвижно, но это не помешает юным музыкантам быстро освоить её.

«Антошка»

Веселая и задорная песня про Антошку, написанная Шаинским на слова Юрия Энтина, хорошо подходит начинающим пианистам для отработки техники перехода из скрипичного ключа в басовый.

«Песенка зайца и волка на карнавале»

Всем хорошо известная песня «Расскажи, Снегурочка, где была…» из «Ну, погоди!» довольна легкая для исполнения. К тому же написана она в одной из самых простых тональностей ре-мажор, поэтому играть её легко, а известный мотив помогает запоминать ноты.

«Настоящий друг»

Тимка и Димка настоящие друзья, чью дружбу не разлить водой. Все песня построена на нескольких повторяющихся аккордах, которые звучат как переливы. Поэтому ноты быстро запоминаются даже для детей.

«Кабы не было зимы»

Эта песня хоть и ни сколько не уступает по своей известности предыдущим, но на порядок сложнее в исполнении. Простой и знакомый с детства мотив на слова Энтина скрывает за собой три нотных стана, на которых расположились два скрипичных и басовый ключ.

«Три поросенка»

Мелодия написанная Френком Черчиллем должна исполняться весело и задорно. Очень часто используется прием Staccato, это значит, что пальцы должны отскакивать от клавиш фортепиано. Хорошая практика для отработки этой техники для начинающих.

Музыка из кинофильма «Амели»

Кинофильм «Амели» во многом запомнили благодаря чудесной мелодии Яна Тьерсена. Мелодия исполняется тихо и умеренно, при этом композитор использовал красивые сочетания аккордов, которые просты для заучивания.

Полезное видео по теме:

Источник

Урок 4 — Ритм: как отсчитывать размер

В этом уроке вы познакомитесь с тем, что составляет основу любой музыки — с ритмом. Здесь вы узнаете, как читать различные ноты и паузы, поймете, как отсчитывать ритм и определять музыкальные размеры,познакомитесь с таким понятиями, как темп и динамика.

Если теория музыки для вас внове, то вам следует начинать чтение книги именно отсюда.

Как считать ноты

  • Что такое ритм, размер, темп и длительность
  • Как отсчитывать и прохлопывать ноты
  • Лиги и длительности с точками
  • Как соединять и считать ноты

Практически каждый из нас когда-нибудь учился музыке: либо в музыкальной школе, либо частным образом у преподавателя, либо на уроках музыки в начальной школе. В любом случае на каком-то этапе каждого из нас просили простучать какой-нибудь ритм, например хлопая по столу или в ладоши.

Возможно, в те времена урок музыки казался вам бессмысленным занятием или, напротив, отличным времяпрепровождением, когда можно вволю подурачиться и заодно свести счеты с одноклассниками. Но вы все-таки запомнили, что отсчет размера — это именно то, с чего начинается музыкальную подготовку. И правильно! Без четкого ритма в музыке не будет порядка, мы не сможем танцевать и качать головой в такт. Хотя все остальные составляющие музыки (строй, мелодия, гармония и т.д.) тоже весьма важны, без ритма у вас никогда не получится настоящей песни.

Так что с ритма мы и начнем нашу книгу. Не волнуйтесь. Для того чтобы придерживаться ритма, не нужно быть ходячим метрономом. Все, что вас окружает, живет в собственном ритме: от поющих птиц до едущих автомобилей и плачущих младенцев, и вы сами — не исключение.

В музыке ритм — это последовательность сильных и слабых долей. Основной элемент, к которому вы всегда стремитесь в музыке, — это ритм, как в песнях. К счастью, нотная запись позволяет без труда разбирать музыку других композиторов и отсчитывать именно тот ритм, который они хотели передать, сочиняя свои произведения.

Знакомьтесь: ритм.

Ритм — это биение времени. Хороший пример — тиканье часов. В течение минуты секундная стрелка тикает 60 раз, и каждое «тик-так» — это один удар в ритме. Ускорив или замедлив секундную стрелку, вы измените темп счета. Ноты в музыкальной записи говорят вам о том, сколько каких нот нужно играть на каждый счет.

Подведем итог.

  • Ритм — последовательность сильных и слабых долей в музыке; временная организация музыкальных звуков и их сочетаний.
  • Размер — счет, последовательность повторяющихся ударов, которые разбивают время на равные промежутки, называемые долями.
  • Темп — скорость метронома или, выражаясь научно, метрических счетных единиц.
  • Нота — знак, сообщающий исполнителю о том, как долго и с какой частотой следует играть звук заданной высоты в заданном размере.

При слове «нота» вы, скорее всего, представляете себе звук. Ноты в музыке нужны для того, чтобы объяснить, в течение какого времени следует играть на инструменте звук заданной высоты. Длительность нот определяет ритм музыкального произведения — будет оно исполняться быстро и бодро, медленно и печально или как-то по-другому.

Нота и длительность

Если представить себе музыку как язык, то ноты будут чем-то вроде букв алфавита — они являются основными элементами при построении музыкального произведения. Понять, как длительности нот соотносятся друг с другом в нотной записи, важнее, чем уяснить высоту обозначаемых ими звуков, поскольку при изменении длительности получится совершенно другое музыкальное произведение. Вообще-то, когда музыканты говорят об исполнении пьесы в стиле Баха, Бетховена или Филиппа Гласса, то, как правило, они подразумевают использование ритмической структуры и темповых характеристик музыки конкретного композитора, а не склонность к каким-то специальным последовательностям аккордов или мелодическим ходам.

Вводная часть

Как вы, возможно, помните из уроков музыки в школе, ноты бывают разные и каждая обладает собственной длительностью. Прежде чем подробно рассматривать ноты разных типов, предлагаем вам взглянуть на рис. 2.1, где показано большинство типов нот, которые вы встретите в записи музыки: они изображены таким образом, что общая длительность нот в каждом ряду одинакова. Длительность половины равна половине длительности целой ноты, четверть составляет одну четвертую от длительности целой ноты и т.д. Все ярусы «нотного дерева» по длительности равны между собой.

Вот еще один способ представить себе ноты. Вообразите, что целая нота — это пирог (очень просто — ведь нота почти такая же круглая). Чтобы разделить пирог на четверти, разрежьте его на четыре равные части. Разрезав пирог на восемь частей, мы получим «восьмушки» и т.д.
В зависимости от размера, в котором написана пьеса, число счетов, приходящееся на каждую ноту, может меняться. В самом простом размере, четыре четверти (4/4), который так и называется — простой, или четырехчастный тактовый размер, на целую долю приходится четыре счета, на половинную — два, а четверть соответствует одному счету. На одну восьмую в размере 4/4 приходится половина счета, а на одну шестнадцатую — четверть счета.

Часто четверть соответствует одному счету. Если спеть строчку «Баю-баюш- ки-баю», то на каждый слог будет приходиться по одному удару метронома (можете хлопать в такт), а каждый удар будет соответствовать четвертной доле.

Как выглядят ноты

Нота состоит из трех элементов: основания (головки), штиля и хвоста (флажка) — см. рис. 2.2. Основание есть у каждой ноты — это ее круглая часть. Штиль — это вертикальная линия, присоединенная к основанию. Хвост — это загнутая линия, присоединенная к концу штиля.

Кстати, штиль может быть направлен как вверх, так и вниз, в зависимости от того, где на нотном стане расположена нота. (Длительность ноты не зависит от того, куда смотрит штиль, а о нотных станах мы подробнее поговорим в главе 7.) Хвостиками обладают только ноты, длительность которых не превышает восьмой доли. У четвертей и половинных долей есть штили, но нет хвостиков. А у целых нот нет ни штилей, ни хвостиков. Вместо того чтобы пририсовывать хвостики к каждой ноте, их обычно соединяют перекладиной (ребром), которая является еще одним, более экономным вариантом записи. Например, на рис. 2.3 показано, как две восьмые ноты могут изображаться с хвостами, и могут соединяться ребром.

На рис. 2.4 показано четыре шестнадцатых ноты: с хвостиками; сгруппированные в две пары и соединенные двойными ребрами; записанные вместе под одной двойной перекладиной. Не важно, как они записаны — при игре они будут звучать одинаково.

Аналогично, восемь тридцать вторых долей можно записать любым из способов, показанных на рис. 2.5. Обратите внимание: у тридцать вторых долей по три хвостика (и три ребра).

Перекладины (ребра) используются вместо рисования отдельных хвостиков к каждой ноте только для того, чтобы привести в порядок нотную запись, которая иначе выглядела бы крайне запутано.

Как определять и держать ритм

Если нужно научиться держать ритм, весьма кстати будут ритмические палочки (музыкальный инструмент, представляющий собой пару толстых твердых деревянных цилиндров). Впрочем, сгодятся и обычные барабанные палочки. Если у вас нет и их, хлопайте в ладоши, бейте в тамтам или стучите по крышке рабочего стола — эффект будет тот же самый.
Крайне важно научиться слышать ритм в собственной голове, это пригодится, когда вы будете играть музыку по нотам или участвовать в джем-сейшене с другими музыкантами. Единственный способ этого достичь — учиться, учиться, учиться. Соблюдение ритма — это умение, которое вам придется освоить, если вы хотите преуспеть в обучении музыке.

Проще всего научиться держать ритм, купив себе метроном. Стоит он дешево, и даже самый захудалый прибор прослужит вам много лет. Прелесть метронома в том, что вы можете задавать широкий диапазон темпов, от очень-очень медленных до очень-очень быстрых, совпадающих по частоте со взмахами крыльев колибри. Если вы пользуетесь метрономом для занятий, особенно если читаете ноты с листа, то можете выставить удобный темп, а затем постепенно увеличить его до темпа, предусмотренного композитором для исполнения произведения, после того, как разберетесь с темпо-ритмом пьесы.

Целые доли.

Целая доля — это большая нота, «мать» всех нот, о чем и свидетельствует ее название. Она длится дольше всех остальных нот. На рис. 2.6 показано, как она выглядит. Неправда ли, в целой ноте есть нечто умиротворяющее? Она подобна целому бублику, или круглой бусине, или просто букве «о». Когда в пьесе попадается цела нота, это также весьма приятно, особенно если пьесу исполняет начинающий музыкант, потому что целая доля длится целых четыре счета. На протяжении целых четырех четвертей вам не нужно ничего делать: просто держать одну-единственную ноту. И все!

При отсчете ритма вы считаете ноты до последней ноты в такте. В размере 4/4 это означает, что считать нужно только до четырех, независимо от того, сколько целых долей вам попадется. Так что, если увидите строку из целых долей, вроде той, что изображена на рис. 2.7, то можете отсчитывать так:

ХЛОП два три четыре ХЛОП два три четыре ХЛОП два три четыре.

«ХЛОП» означает, что нужно хлопнуть в ладоши, а «два три четыре» вы проговариваете вслух, пока длится нота, а длится она четыре счета.

Утомившемуся музыканту повезло, если попадается двойная целая доля. Не то чтобы такие ноты встречались очень часто, но если вы с ней все-таки столкнетесь, то выглядит она так, как показано на рис. 2.8.

Двойную целую долю нужно держать в течение восьми счетов:

ХЛОП два три четыре пять шесть семь восемь.

Еще один способ изобразить ноту, которая длится восемь ударов, — залиговать две целые ноты. Лиги описаны далее в данной главе.

Половинные доли

Материал, изложенный далее, вы наверняка легко освоите, если разобрались с тем, что мы рассказывали в предыдущем разделе, посвященном целой ноте. Половинная доля длится в два раза короче целой ноты. Половинные ноты выглядят так, как показано на рис. 2.9
Отсчитываются половинные доли, изображенные на рис. 2.9, примерно так: ХЛОП два ХЛОП два ХЛОП два.
Опять-таки, поскольку самая длинная нота из тех, что показаны на рис. 2.9, — это половинная доля, вы будете считать только до двух.
Иногда вам может встретиться целая нота, за которой следуют две «половинки», как показано на рис. 2.10.

В таком случае вы будете считать так:
ХЛОП два три четыре ХЛОП два ХЛОП два.

Четвертные доли

Разделив целую долю (которая длится четыре счета) на четыре, вы получите четвертную долю, длящуюся на протяжении одного счета. Четверти выглядят так же, как половины, но основание ноты полностью заштриховывается (рис. 2.11).
Четыре четверти отсчитываются так:
ХЛОП х л о п х л о п х л о п .
Поскольку в данном случае четвертная доля — самая длинная, считать придется всего до одного.
Предположим, что мы заменили одну из четвертей целой нотой, а одну — половиной, как показано на рис. 2.12.

В этом случае считать нужно так:
ХЛОП два три четыре ХЛОП ХЛОП ХЛОП два.

Восьмые доли — и так далее

Вот с этого момента нотная запись начинает выглядеть несколько устрашающе. Обычно одного или двух скоплений «восьмушек» в нотной записи пьесы не достаточно для того, чтобы отпугнуть среднестатистического новичка, но, когда вы открываете страни- пу. кишащую восьмыми, шестнадцатыми или тридцать вторыми долями, то сразу понимаете, что вас ждет масса работы. Почему? Потому что эти ноты надо играть быстро.
Восьмая доля выглядит так, как показано на рис. 2.13.

Как вы наверняка догадались, восьмая доля соответствует половине четверти. Восемь dосьмых нот длятся столько же, сколько одна целая нота, т.е. восьмая доля длится половину счета (в простом размере 4/4).
Как можно отсчитать половину удара? Очень просто. Топайте ногой на каждый счет хлопайте в ладоши два раза с равными промежутками каждый раз, когда топаете:
ХЛОП-ХЛОП ХЛОП-ХЛОП ХЛОП-ХЛОП ХЛОП-ХЛОП.

Или можете считать так:
РАЗ-и ДВА-и ТРИ -и ЧЕТЫРЕ-и.

Числа — это четыре счета, а «и » соответствует половине счета.

Еще один способ лучше представить себе восьмые доли — воспользоваться метрономом. Просто считайте, что каждый удар — это не четверть, а восьмая доля. Это означает, что четверть теперь будет длиться два удара, половина — четыре, а целая нота — восемь ударов. Все абсолютно логично!

Если у вас есть пьеса с шестнадцатыми долями, то каждая шестнадцатая доля может равняться одному удару метронома, восьмая — двум, четверть — четырем, половина — восьми, а целая — шестнадцати ударам.

Шестнадцатая доля длится в четыре раза короче четверти, т.е. в шестнадцать раз короче целой ноты. Шестнадцатая нота выглядит так, как показано на рис. 2.14.

Раз уж мы заговорили о шестнадцатых, нельзя обойти молчанием и тридцать вторые доли, показанные на рис. 2.15.

Если у вас есть пьеса с тридцать вторыми долями, то каждая тридцать вторая доля будет соответствовать одному удару метронома, шестнадцатая — двум, восьмая — четырем, четверть — восьми, половина — шестнадцати, а целая нота — тридцати двум узарам.

Вам будет приятно узнать, что с тридцать вторыми долями вы будете сталкиваться не очень часто. Правда, есть еще шестьдесят четвертые.

Ноты с точками и лиги>

Иногда композитору хочется, чтобы какая-то нота звучала подольше. Есть два способа увеличивать длительность ноты в записи: добавление точек и лиги <лигатуры).

Ноты с точками

Иногда вам будут встречаться ноты, за которыми следуют маленькие точки. Такая точка означает, что нота удлиняется на половину своей изначальной длительности. Наиболее распространенное применение точек — точки после половинных долей, которые, соответственно, длятся три счета вместо двух, как показано на рис. 2.16.

Менее распространены целые ноты с точками, но и они встречаются в музыкальных произведениях. Целая нота с точкой означает, что ее длительность увеличивается с четырех до шести ударов метронома.

Если за нотой следуют две точки, то ее первоначальная длительность увеличивается на три четверти: к половине длительности, которую обозначает первая точка, добавляется еще четвертая часть. Половина с двумя точками будет длиться два удара плюс один удар плюс половина счета, т.е. три с половиной счета. В большинстве современных произведений такая запись встречается редко, но если вы вдруг наткнетесь на нее, будете знать, что она обозначает. Рихард Вагнер очень любил ноты с тремя точками.

Залигованные ноты

Еще один способ увеличения длительности ноты — лигование с другой нотой, как показано на рис. 2.17.

Мы рассматриваем лиги, которые соединяют ноты одинаковой высоты, образуя одну длинную ноту вместо двух отдельных. Таким образом четверть, залигованная с другой четвертью, равняется одной половинной доле, длящейся два счета: ХЛОП-два!

Не путайте лиги, о которых мы говорим здесь, с лигами, обозначающими знак легато. Знак легато выглядит примерно так же, но соединяет две ноты разной высоты (о лигах этого типа вы узнаете из главы 6).

А теперь все вместе

Вам редко придется работать с произведениями, полностью состоящими из нот одного типа: в каждой пьесе вам предстоит сталкиваться с разными длительностями.

Пять упражнений, показанных на рис. 2.18-2.21, предназначены как раз для того, чтобы помочь вам усвоить ритм и научиться автоматически определять про себя длительность ноты. Каждое упражнение содержит пять групп (или тактов) по четыре счета.

В этих упражнениях мы предлагаем вам хлопать на ХЛОП и считать доли вслух.

Когда увидите обозначение ХЛОП-ХЛОП (через дефис), нужно xлопать по два раза на каждый счет (иными словами, на один обычный удар будет приходиться два удара), а если встретите обозначение ХЛОП ХЛОП ХЛОП ХЛОП, то на каждый счет следует хлопать четырежды (четыре хлопка на один обычный удар).

Начинайте считать и вступайте после четвертого счета.

Источник

Оцените статью