- Бас гитара: с чего начать?
- Правда ли, что на бас-гитаре легче научиться играть, чем на других видах гитар?
- Кто может научиться играть на бас-гитаре
- Рекомендации начинающим
- Учимся держать инструмент правильно
- Основные приемы
- Как играть на бас гитаре
- Как правильно держать бас-гитару
- Настройка бас-гитары
- Техника игры на бас-гитаре правой рукой
- Пальцами
- При помощи медиатора
- Техника Слэп
- Техника Тэппинг
- Приемы игры левой рукой
- Как правильно зажимать струны для звукоизвлечения
- Глушение струн
- Чередование корневых нот с квинтами
- Как держать ритм
- Советы и рекомендации
- Организация самостоятельных домашних занятий на бас-гитаре
Бас гитара: с чего начать?
Видов гитар очень много, но самыми популярными являются акустическая гитара, классическая гитара, бас-гитара и электрогитара. Мы поговорим о том, что такое бас-гитара, как начать игру на бас-гитаре, для чего нужна бас-гитара, чем отличается бас-гитара от соло гитары, что можно играть на бас-гитаре. На вопрос что лучше бас-гитара или электрогитара ответить очень сложно, поскольку прежде чем выбрать тот или иной инструмент, нужно учитывать свое желание и, конечно же, способности.
Правда ли, что на бас-гитаре легче научиться играть, чем на других видах гитар?
Существует мнение, что освоить бас-гитару гораздо легче, чем другие виды гитар. А если владеете акустической или электрогитарой, то учиться играть на бас-гитаре не нужно. На самом деле это абсолютно неверное мнение. Бас-гитара отличается от других гитар, а путь овладения инструментом не такой уж и простой и достаточно тернист.
Важно сразу же научиться правильно держать инструмент и соблюдать некоторые другие приемы, о которых мы и поговорим.
Кто может научиться играть на бас-гитаре
Осилить бас-гитару и получать от этого удовольствие могут даже те, кто почти не имеет музыкального слуха. Главное – это труд и упорство. Тогда станете настоящим мастером. Но вот вопрос в том, захотят ли такие начинать играть.
Сразу нужно выбросить из головы мысли о том, что если научились играть на акустической или электро- то вам не нужно учиться на бас. Главное набраться терпения и следовать простым рекомендациям, которые позволят не разочароваться сразу же. И помните, что у вас обязательно все получиться.
Рекомендации начинающим
- Первым делом найдите хорошего учителя, который будет вас обучать всем тонкостям игры, для этого не скупитесь, в будущем результат превзойдет все ожидания.
- В начале не делайте акцент на исполнении песен, лучше накапливайте теоретические знания, которые в дальнейшем и воплотите в теоретические умения. Музыкант не столько должен уметь воспроизводить ноты, сколько создавать музыку. Учитесь чувствовать ритм, оттачивайте технику.
- Не зацикливайтесь на одном жанре, даже если другие не воспринимаете. Играйте тяжелую музыку, «джаз». В этом случае учите музыку, а не жанры. Для такого инструмента как бас-гитара жанры могут смешиваться и переплетаться.
- Не ленитесь изучать историю музыки от её возникновения и до современности. Это очень важно, поскольку начало дает основу современной музыке.
- Наберитесь терпения, важно понимать, что освоить инструмент за один день у вас никак не получиться. В начале обучения не играйте быстро, не подражайте профессионалам, помните, что они достигли такого уровня мастерства за годы упорного труда.
- Никогда не отчаивайтесь, верьте в свои силы и у вас обязательно все получиться.
Учимся держать инструмент правильно
Правильно держать бас-гитару – это одно из главных в процессе обучения. Чем правильнее её держите, тем быстрее освоите технику игры. Не игнорируйте, это очень важный момент.
Играют на бас-гитаре в двух положениях: стоя и сидя. Большого различия здесь нет, но есть некоторые моменты. Удобнее играть сидя, но в некоторых ситуациях, например, выступая на сцене, этот вариант не подойдет.
Для игры сидя, выберите стул средней высоты. Разместитесь на стуле таким образом, чтобы ноги были немного раздвинуты. Возьмите инструмент таким образом, чтобы головка грифа находилась на уровне плеча или немного выше, тут уж как вам будет удобнее. В таком положении вам будет удобно играть. Правая рука находится в таком положении, чтобы локоть находился на основании корпуса инструмента.
Для игры в положении стоя вам понадобиться специальный ремень. Его длина должна быть такой, чтобы головка грифа, как и в положении сидя, находилась на уровне плеча. Ваша правая рука не должна быть скованна, она свободно двигается, поскольку нужно играть на всех четырех струнах.
Основные приемы
Есть три типа игры на бас-гитаре, которые мы и представим.
Первый приём – игра «щипком», его официальное название пиццикато. Этот приём используется тогда, когда нужно создавать мягкую музыку, во время легких партий, распространен в джазе. Можно использовать любой палец, только не мизинец. Для создания музыки выполняются щипковые движения.
Следующий приём называется слеп. Он выполняется ударом боковой стороной большого пальца по струнам.
Третий приём предусматривает использование медиатора. Такая техника используется в том случае, если нужно получить более жесткие звуки. Такой приём очень распространен в тяжелой музыке.
Еще одним отличием бас-гитары от других видов является то, что здесь пальцы обозначаются буквами, а не цифрами. В данном случае обозначаются все пальцы, кроме мизинца, который практически не используется в процессе игры.
И помните, что учиться играть на бас-гитаре – это тяжелый труд, который требует немало усилий, терпения. Не отчаивайтесь, если что-нибудь не получается.
Источник
Как играть на бас гитаре
Научившись строить аккорды и играть на бас-гитаре, можно внести в свою жизнь разнообразные музыкальные ритмы. На первый взгляд, обучение кажется сложным, но освоив первоначальные азы, станет понятно, что вложенные силы потрачены не зря.
Как правильно держать бас-гитару
Хорошее исполнение возможно только при правильном положении инструмента. Для надежной фиксации используется специальный ремень, который позволит не отвлекаться во время игры. Неважно, в каком положении находится исполнитель, главное, чтобы инструмент при этом находился на одинаковом уровне.
Внимание! Инструмент должен находиться в промежутке между ключицами и бедром. Если исполнителю удобно, он может расположить гитару в области пупка, как делают многие музыканты.
При этом угол наклона примерно составляет 30-35 градусов, чтобы в процессе кисть руки не сильно сгибалась.
Настройка бас-гитары
Регулировка высоты звучания струн выполняется при помощи колкового механизма. Эталонный строй для басовой гитары с 4 струнами обозначается как: E-A-D-G, первой в этой строке обозначена самая толстая струна.
Для правильной настройки можно использовать флажолет, камертон, тюнер или собственный слух. Самым простым способом является компьютерная программа (тюнер). При подключении можно получить максимально чистый и точный звук.
Техника игры на бас-гитаре правой рукой
Для извлечения звука музыкант может применять несколько способов. Каждый имеет характерные особенности, поэтому подбирается исходя из музыкального стиля. Стоит рассмотреть все способы более подробно.
Пальцами
Использование подушечек пальцев позволяет получить мягкое звучание. Важно, чтобы в процессе игры ногти не цеплялись за струны. Это будет создавать дополнительные помехи, дребезжание и щелчки.
При помощи медиатора
Чистота и яркость звучания достигается при помощи медиатора. Этот инструмент пользуется популярностью у исполнителей тяжелой музыки. Стоимость медиатора невысокая. Приспособления имеют различную толщину, материал изготовления и размер. Применяются для исполнения быстрых партий. Сделать лучший выбор можно только опытным путем.
Техника Слэп
Отличительной особенностью слэпа является резкий удар большим пальцем по струне. Применяется во всех музыкальных направлениях. Издаваемый звук получается отрывистым и необычным.
Техника Тэппинг
Тэппингом называется исполнение на грифе баса двумя руками. Довольно сложная техника, которой владеют виртуозные музыканты. Одна рука зажимает струны, другая – выбивает на грифе лады. При наличии качественного усилителя, научиться тэппингу проще, однако, для достижения высоких результатов понадобится много времени.
Приемы игры левой рукой
Чтобы изменение позиций руки давалось легко, рекомендуется избавиться от лишних движений и воспользоваться слайдами. Замена позиции в процессе воспроизведения открытых струн тоже может помочь. Чтобы научиться играть на бас-гитаре, нужно разобраться в специальных способах исполнения:
- Harmonic. Для извлечения флажолета необходимо легко коснуться левой рукой струн над 5, 7, 12, 17 или 19 ладовым порожком. Звучание воспроизводится правой рукой с одновременным поднятием пальца. Вместо пальцев, может использоваться кончик медиатора.
- Pull-off. Мелодия начинает появляться в момент, когда рука резко убирается со струны: зажать сразу два лада, правой рукой извлечь звук, затем резко снять один палец со струны, а другим продолжить держать ее. Снимая палец, необходимо двигать его поперек грифу.
- Bend. Прием, при котором повышается тон благодаря прижатой движущейся струне.
- Slide. Пальцы скользят в разных направлениях по грифу, прижимая струну.
- Hammer-on. Пальцами левой руки происходит резкий удар на несколько ладов выше, чем те, которые извлекаются правой рукой.
Эти техники стоит отрабатывать для усовершенствования своих навыков в музыкальном искусстве.
Как правильно зажимать струны для звукоизвлечения
Звуковое извлечение происходит при помощи щипков, перебора или медиатора, иногда боя. Выбор техники зависит от музыкального направления. Чтобы научиться хорошо играть на бас-гитаре самостоятельно, необходимо внимательно следить за качеством звукоизвлечения:
- Ногти должны быть короткими, чтобы не цеплять струны в процессе.
- Перебор выполняется двумя пальцами (указательным, средним), соблюдая скорость и ритм.
- Игра должна выполняться на определенном участке без перемещений.
- Подушечки пальцев должны двигаться плавно без резких движений.
Желая увеличить громкость, лучше прибавить ее на усилителе, а не пытаться сильно дергать струны.
Глушение струн
Чистоты звучания можно достичь путем заглушки струн, которая не используется во время игры.
Для этого необходимо:
- расположить большой палец около струны E, чтобы в любой момент ее можно было заглушить;
- во время урока для глушения более одной ноты удобно использовать несколько пальцев;
- играя на высоких струнах, допустимо убирать палец с ноты Ми;
- подавлять вибрирование надо плавным движением, не сильно зажимая.
Заглушка способствует мелодичному звучанию нот без их слияния между собой.
Чередование корневых нот с квинтами
После освоения корневых нот рекомендуется приступать к изучению квинты. Квинта является нотой, расположенной на пять ступеней выше, чем основной тон. Поочередное проигрывание корневых нот и квинты имеют большое значение при аккомпанировании другому музыкальному инструменту.
Для поиска квинты нужно:
- Для перехода на одну квинту вверх понадобится передвинуться выше и на 2 лада вперед.
- Для перехода на одну квинту вниз – опуститься ниже, не меняя лад.
Как держать ритм
Басист должен строго придерживаться ритма. Это признак мастерства. Предназначение баса – создание ритмичности и целостности музыкального произведения. Прорабатывать этот навык стоит после освоения нот, их качественного извлечения.
Полезно! Уровень поддержания ритма проще наблюдать при проигрывании любимых песен. Чтобы быстрее научиться этому навыку, можно использовать метроном для регулярного выполнения упражнений.
Темп метрономом настраивается в зависимости от опыта музыканта.
Советы и рекомендации
Обучиться к игре с нуля помогут несложные упражнения:
- Чтобы занятия приносили удовольствие, лучше слушать и подыгрывать любимым песням.
- Изначально надо тренировать правильную технику, проверять техничность выполняемых упражнений.
- Совместные занятия с опытным педагогом ускоряют обучение.
- К выбору учителя стоит подойти ответственно. Именно от него зависит уровень полученных знаний и владение инструментом.
- Нельзя пренебрегать техникой левой руки. Обе руки должны быть рабочими, задействованы в процессе.
- Уделять занятиям не менее часа в день. Упражняясь несколько раз в неделю, достичь прогресса будет трудно. Со временем движения отработаются до автоматизма, приобретут техничность.
Самостоятельно освоить басовый музыкальный инструмент возможно, проявив настойчивость и трудолюбие. Ежедневная практика способствует оттачиванию технического мастерства, чувству ритма и чистоте звучания при извлечении нот.
Источник
Организация самостоятельных домашних занятий на бас-гитаре
Привет! Не устраивает собственный уровень владения инструментом и хочешь научиться играть лучше? Товарищи по группе оставляют свои инструменты на хранение на репбазе и не занимаются дома, а твоя любимая бас-гитара всегда с тобой, и ты посвящаешь ей каждую минуту своего свободного времени? Тогда эта статья для тебя! Сегодня мы поговорим о том, как правильно подходить к домашним занятиям, чтобы постоянно прогрессировать и быстрее достигать поставленных целей.
Тут просто: нужны бас-гитара, шнур, компьютер и/или комбик. Компьютер я не случайно поставил перед комбарем: без второго зачатую обойтись гораздо проще, чем без первого. Тут и программный метроном, если нет отдельного девайса, и игра под минусы и барабанные лупы, хранение нотного материала, и собственно бас можно подключать напрямую в звуковуху. Заниматься на неподключенном инструменте КРАЙНЕ НЕ РЕКОМЕНДУЮ, особенно новичкам, впоследствии могут проблемы со звукоизвлечением. К вопросу «комбик VS звуковуха», я за комбо, даже самый простенький 15-ваттник. Нужно, чтобы у него были выход на наушники и аудио-вход для внешнего источника. Лучше все-таки разориться и потратить 3-5 тысяч рублей на это дело, а если у вас стесненные жилищные условия — он может в свободное время служить весьма неплохой табуреткой))
Так же важно помнить, что там, где вы играете, вам не должно ничего мешать. Пытаться заниматься рядом с работающим телевизором, или в комнате с ребенком, или на кухне перед ужином — совсем не лучшее решение))
Видеошколы — наше все! Если нет преподавателя, конечно. Да и ним они небесполезны. Ставить руки лучше все-таки с ним. Главная проблема начинающих — они не умеют себя слушать и трезво оценивать свои успехи. Так что — К ПРЕПОДУ! А из школ от себя рекомендую John Patitucci и Jaco Pastorius, максимально просто изложенные основы. Обе есть в сети в свободном доступе, переведенные на русский язык (но потом лучше смотреть в оригинале, для освоения терминологии, пригодится в будущем). Так же смотрите на YouTube короткие уроки от MarloweDK, весьма толковый товарищ.
Нужны ли? На определенном этапе — безусловно. Если нет препода — подсматривайте их в тех же видеоуроках. Разбейте технические приемы, которыми вы постоянно пользуетесь, на группы, и играйте несколько упражнений на каждую группу. К технике надо подходить с умом: можно бездумно гонять гаммы во всех позициях и тональностях полгода, а в итоге не прибавить в реальной игре ни в чем. Те же гаммы нужно играть, постоянно концентрируясь на нескольких вещах: чистоте игры (глушить струны толстые струны большим пальцем правой руки при восходящем движении и пальцами левой при нисходящем), динамике звукоизвлечения правой рукой и постоянном понимании того, что в каждый конкретный момент делает левая рука, иначе ускользнет самое главное — навыки позиционной игры и знание грифа.
Придумывайте свои упражнения, разнообразьте уже имеющиеся в арсенале. Меняйте мелодику и ритмику, чтобы постоянно было интересно их играть, развивайте в себе композиторские навыки. Простые исполнители, без собственной творческой мысли никому не нужны.
Не тратьте много времени и не разбрасывайтесь на то, что вам реально не нужно. Я вот не практически не играю слэпом, мне просто не нравится этот прием, несмотря на его эффектность. И совсем от этого не страдаю, а группы, в которых я играю — тем более))
Наш лучший друг и помощник. 80% занятий дома проходят с ним. Сложные партии мы начинаем играть в медленном темпе, постепенно ускоряя до нужного. Если не получается грувово сыграть в медленных и средних темпах — не получится и в быстром. Полезно «укрупнять» длительности метронома: т.е. дойдя например до темпа 160 восьмушками, переключиться на 80 четвертями. Это хорошо помогает в развитии так называемого «чувства времени».
Это одно из самых важных. Лучше стабильно по 1,5-3 часа в день, чем не заниматься по будням и играть по 5-6 часов в выходные например. Без регулярности не будет постоянного роста. Это касается не только общего, но частных моментов. Если играть каждый день, но отработкой каких-то сложных моментов заниматься только раз в неделю, на быстрый результат рассчитывать не стоит. Ну это очевидно.
Лучше всегда начинать с него. У всех конечно по-разному, кто-то и сходу может «зарядить» шестнадцатыми в темпе 200, но это не особо полезно, можно тупо переиграть руки и потом в таком же темпе бегать по врачам, «ААА, все болит, ничего не помогает!». Простые упражнения типа хроматических гамм, несложные грувы и рисунки, 5-10 минут — и вы готовы к великим свершениям на почве бас-гитаризма! Не спеши, а то успеешь))
Начните с простого. Самые примитивные песенки. Развивайте связку «голова — руки», бас-гитарист должен уметь все играть сходу и ловить гармонию на лету! С гармонией лучше к педагогу по теории, самостоятельно её изучить очень сложно. Дома включайте телек или радио и пробуйте играть под всё, что там крутят, со временем начнет получаться)) Поставьте себе цель снимать один трек в неделю, постепенно увеличивая «дозу»)) Через год, при работе в таком режиме, результаты вас поразят. В хорошем смысле, естественно))
Когда импровизируете — пойте! Придумайте какой-нибудь простенький мотивчик, запомните его и подберите на бас-гитаре. Сыграйте его, одновременно пропевая. Потом пробуйте сходу играть то, что придумывается. Это очень хорошо развивает слух и в дальнейшем поможет лучше сочинять свои партии и запиливать внезапные соляки))
Работа по нотам и разбор чужих партий
Не всем доступно сакральное знание крючочков на нотном стане, можем пожалеть тех, кто не хочет его осваивать. Дико полезно, особенно в совершенно незнакомых стилях музыки. Расширяет горизонты и сознание, покруче любых наркотиков! Металлистам не стоит забывать о существовании такого стиля, как фанк. А строгим джазменам послушать группу Karnivool например, и понять, что тяжелая музыка тоже может быть весьма интересна)
Тоже важны и им надо уделять внимание дома! Какой же вы рокер, если дома еле-еле высекаете, спокойно сидя на диване?)) Отрабатывайте сценические движения, добивайтесь того, чтобы «расколбас» не мешал внятно воспроизводить свои партии. Бас-гитара — инструмент не только души, но и тела. И в свою игру надо правильно уметь двигаться, на невнятно и неритмично подергивающегося «зомби» смотреть не интересно.
Которые без инструмента. Очень полезны на первых порах. Простукивать, пропевать, про себя и вслух, как угодно. Есть простое правило: НЕ МОЖЕШЬ ЧТО-ТО СПЕТЬ — НЕ СМОЖЕШЬ ЭТО СЫГРАТЬ. Это касается и скорости, и ритмики.
На нем не стоит засиживаться очень долго. Бас-гитарист без группы — рыба без воды, быстро теряет свои лучшие качества)) Годы домашней практики не заменят нормальную работу в ансамбле и правильное понимание живого звука со всеми своими приколами и нюансами. Если уж временно осели на диване — не расслабляйтесь, продолжайте поиски!
Источник