Конспект открытого урока на тему «Мелизмы; работа над мелкой техникой в классе специального фортепиано»
Методическая разработка открытого урока
учителя по классу фортепиано Хвостовой Марии Валерьевны
с учащейся 3 класса фортепианного отделения Анной Божовской
Тема: Мелизмы; работа над мелкой техникой в классе специального фортепиано с учащейся третьего года обучения
Тип урока: комбинированный (усвоение новых знаний, применение на практике, моделирование концертной ситуации).
Музыкальный материал: Подготовительное упражнение и гамма до-мажор в противоположном движении; Г. Гендель «Шалость»; Г. Горелова «Король с королевой», А. Лемуан «Этюд».
Цель урока: Освоить новые приемы работы над мелкой техникой и научиться применять полученные знания на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 292.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка открытого урока
учителя по классу фортепиано Хвостовой Марии Валерьевны
с учащейся 3 класса фортепианного отделения Анной Божовской
Тема: Мелизмы; работа над мелкой техникой в классе специального фортепиано с учащейся третьего года обучения
Тип урока: комбинированный (усвоение новых знаний, применение на практике, моделирование концертной ситуации).
Музыкальный материал: Подготовительное упражнение и гамма до-мажор в противоположном движении; Г. Гендель «Шалость»; Г. Горелова «Король с королевой», А. Лемуан «Этюд».
Цель урока: Освоить новые приемы работы над мелкой техникой и научиться применять полученные знания на практике.
— Расширить багаж знаний и музыкальных впечатлений учащейся
— Научить грамотно читать обозначения в нотном тексте
— Освоить новые приемы игры на инструменте
— Продолжить изучение музыкальной терминологии
— Научить применять полученные знания на практике
— Развитие музыкально-образного мышления, расширение кругозора
— Стимулирование самостоятельного мышления
— Развитие мелодического слуха
— Развитие чувства ритма
— Активизация внимания, слухового контроля
— Повышение уровня познавательной мотивации
— Воспитание навыков самоконтроля
-Воспитание интереса к изучаемому материалу
— Воспитание усидчивости, силы воли, умения преодолевать трудности
Методы работы на уроке:
- Словесные (беседа, диалог, объяснение)
- Наглядные (показ, сравнение)
- Практические (самостоятельное исполнение учащимся)
- Организационная часть – 1 минута
- Подготовительное упражнение и гамма до-мажор в противоположном движении – 2 минуты
- Проверка домашнего задания – 10 минут
- Теоретическая часть – 7 минут
- Применение теории на практике – 7 минут
- Работа над мелкой техникой – 13 минут
- Заключительная часть – 5 минут
Организационная часть включает в себя приветствие, подготовку рабочего места, сообщение цели и хода урока.
Основной рабочий инструмент пианиста – пальцы – тоже нуждается в настройке, разогреве мышц с целью более активного включения в работу. Для этого мы используем придуманное нами упражнение : любая гамма (в данном случае, до мажор) исполняется отдельными руками на одну октаву с повторением каждого звука и объединением их по парам. Исполняется на крещендо при движении вверх, на димминуэндо – при движении вниз. Данное упражнение позволяет активизировать кончики пальцев, настроиться на применение различных видов прикосновения (движение «сели – встали» на слигованных нотах) и правильные игровые движения (комбинирование опоры и освобождения руки, что особенно пригодится при работе над мелизмами), активизиировать слуховой и умственный контроль, закрепить аппликатуру в гаммах. Исполнение гаммы до-мажор в противоположном движении способствует правильным игровым движениям в обеих руках, настройке на правильную координацию рук, разогреву рук.
Проверка домашнего задания состоит из двух этапов. Сначала педагог ведет себя как сторонний наблюдатель, позволяя учащейся самостоятельно сконцентрироваться на задаче и попробовать исполнить программу целиком без сбоев (Гендель «Шалость», Горелова «Король с королевой», Лемуан «Этюд»). Таким образом, происходит моделирование на уроке концертной ситуации. После прослушивания переходим ко второму этапу проверки домашнего задания: проверке самоконтроля учащейся. Педагог дает возможность учащейся самостоятельно выделить удавшиеся и неудавшиеся элементы собственного исполнения, выделить хорошее и плохое. Только после этого педагог подвергает своей критике игру учащейся и делает соответствующие выводы о формировании дальнейшего режима самостоятельной работы.
Затем следует теоретическая часть – объяснение нового материала:
«Мелизмы – это музыкальный термин, объединяющий различные виды музыкальных украшений. Само слово происходит от греческого «мелисмо» — украшение. Мелизмы различаются по длительности звучания, по фигурации и сложности исполнения. Основными мелизмами принято считать форшлаг (короткий и длинный), мордент, группетто, трель, арпеджиато.
Музыкальные обозначения вообще в некотором роде шифр, свод обозначений. И мелизмы в нотном тексте представляют собой некое подобие аббревиатур, требующих расшифровки. Как считаешь, зачем обозначать украшения знаками, почему не выписать все ноты полностью? (Предполагаемый ответ: для экономии времени).
Далее педагог демонстрирует каждый вид украшений в нотном тексте и на клавиатуре (Приложение 1):
- Форшлаг. Слово переводится как «удар перед нотой». Может состоять из одного звука, а может из нескольких. Короткий форшлаг (с перечеркнутой ноткой) употребляется значительно чаще, чем длинный. Короткий исполняется так (педагог демонстрирует на инструменте) , а длинный – вот так (педагог демонстрирует на инструменте) , занимает чаще всего половину длительности основной ноты. Длинный мы играем в основном в произведениях эпохи барокко. Из тех, с кем ты уже знакома, это Гендель и Бах.
- Мордент. Обозначается одним из четырех знаков. Морденты бывают одиночными или двойными, перечеркнутыми или неперечеркнутыми. Состоит из основной ноты и вспомогательной сверху или снизу (педагог демонстрирует четыре вида мордента на рисунке и на инструменте) . Взгляни внимательно, в твоих произведениях нигде не встречается мордент? (учащаяся ищет в нотах, предполагаемый ответ: 1 и 3 части пьесы Гореловой «Король с королевой») Какой это мордент, одиночный или двойной, перечеркнутый или неперечеркнутый? (Предполагаемый ответ: двойной неперечеркнутый мордент) .
- Группетто. Группа нот, тоже опевание основного звука, но в другом виде: верхний вспомогательный, основной, нижний вспомогательный, основной (педагог демонстрирует на инструменте) . Обозначается таким знаком (педагог демонстрирует рисунки) , как перевернутая буква «S». Ты помнишь, что обозначал перечеркнутый мордент. Предположи, как будет исполняться перечеркнутое группетто? (Предполагаемый ответ: с нижнего вспомогательного звука) .
- Трель. Это чередование двух соседних нот, напоминает трели соловья. Обозначается буквами «tr» над нотой (педагог демонстрирует на инструменте) . Кстати, аппликатура, как ты любишь: рекомендуется играть трели не соседними пальцами, а через один: вторым и четвертым, например, или первым и третьим, если нужен более сильный звук.
- Арпеджиато – это разложенный аккорд, то есть каждый звук присоединяется друг к другу постепенно (педагог демонстрирует на инструменте) , обозначается таким знаком (педагог демонстрирует рисунок) . В любом аккорде какой звук должен быть самым сочным? (Предполагаемый ответ: верхний звук) . Туда же стремится и арпеджированный аккорд, к верхнему звуку.
Как ты думаешь, зачем в музыке мелизмы? (Предполагаемый ответ: украсить основную мелодию, показать виртуозность исполнителя, добавить красок, сделать мелодию более проникновенной, разнообразить музыку) . Я тебе это продемонстрирую на примере произведения П.И. Чайковского из Детского альбома «Песня жаворонка». Ты это произведение уже слышала, когда мы играли весь альбом, но я напомню (педагог демонстрирует первое предложение пьесы на инструменте, Приложение 2 ) . Видишь, здесь практически вся мелодическая линия состоит из мордентов. Музыка соответствует названию, похоже на пение жаворонка? Иногда я слышу от учеников о том, что «выкинуть» бы эти мелизмы из пьес, все равно они большой роли не играют. Это я и сделаю! Сыграю ту же самую пьесу, но без мордентов (педагог демонстрирует видоизмененное произведение на инструменте) . Теперь похоже на пение жаворонка? Самое главное, что тебе нужно запомнить: в музыке ничего не делается только ради того, чтобы показать, как быстро умеют бегать пальцы пианиста. Любой прием подчинен музыкальному смыслу, передаче образа.
А в вокальной музыке встречаются мелизмы? Песни каких народов напоминают эти мотивы? (Педагог демонстрирует голосом мелизмы; предполагаемый ответ: восточные и горские народы). »
После объяснения материала следует применение теории на практике . В произведении «Шалость» есть два составных мелизма (мордент + группетто и мордент + перечеркнутый мордент), а в пьесе «Король с королевой» – два двойных мордента. Работа над ними проводится следующими приемами:
- Дробление на элементы
- Исполнение на задержанном звуке
- Детальное разучивание одной рукой
- Исполнение с хлопками левой руки
- Дирижирование
- Игра «с конца»
- Постепенное наращивание темпа
- Игра с остановкой после основного звука
- Игра с динамическими изменениями
- Исполнение в готовом виде
Пианистический аппарат настроен на работу над мелкой техникой . Поэтому педагог переходит к работе над другими ее видами, которые встречаются в этюде.
Анализируя собственное исполнение, учащаяся пришла к выводу, что наибольшую сложность для нее представляют эпизоды, где встречаются собранные в пассаж фигурации, репетиции, исполнение мелких длительностей на пиано, гаммообразные пассажи, а также нарушается координация при различающейся динамике в левой и правой руках. Следует детальная отработка неудавшихся эпизодов, игра следующими приемами:
- Исполнение в медленном темпе, плотным звуком
- Игра «марширующими» пальцами
- Исполнение пассажей с остановками
- Исполнение пассажей «с конца»
- Замедление и укрепление пальцев при подходе к трудным местам
- Исполнение нон-легато
- Искажение ритмического рисунка
- Дробление более длинных длительностей
Заключительная часть урока включает в себя подведение итогов, оценку и отметку за проделанную дома и в классе работу, записывание в дневник и объяснение домашнего задания.
Источник
Как исполнять мелизмы фортепиано
Что такое мелизмы в музыке
Музыка – это искусство красоты звука. В большинстве музыкальных произведений над аккомпанементом преобладает мелодия. Выразительность мелодической линии, плавность или скачкообразность, тембр – все это задает настроение и образ сочинению. Мелизмы помогают обогатить мелодию, сделать ее ярче, рельефнее и изящнее. Что такое мелизмы и орнаментика? Откуда появились эти термины? Какие бывают знаки для обозначения мелизмов и как расшифровываются? Об этом вы узнаете на данной странице.
Что такое орнаментика и мелизмы?
Термин «орнаментика» произошел от латинского слова ornamentum. На русский язык слово переводится, как украшение. В музыкальной практике к орнаментике относят разнообразные способы, позволяющие украсить мелодию при помощи вспомогательных тонов. Дополнительные фигуры имеют название орнаментирование, к ним относятся:
- фигурации – способ фактурной обработки музыкального материала, вариационный метод развития;
- фиоритуры (пер. цветение) – виртуозные пассажи мелкими длительностями;
- пассажи – гаммобразное движение;
- тираты – скорый по исполнению гаммобразный пассаж. Термин больше характерен для вокального искусства, хотя нередко встречается и в профессиональной инструментальной музыке.
Мелизмы – это музыкальный термин, объединяющий небольшие музыкальные украшения. Встречается данное обозначение как в вокальной, так и инструментальной музыке. Мелизмы различаются по длительности звучания, по сложности исполнения.
Основными мелизмами, используемыми в классической музыке принято считать:
- короткий форшлаг;
- долгий форшлаг;
- мордент;
- группетто;
- трель;
- арпеджио.
Музыка имеет своеобразный язык, поэтому неудивительно, что мелизмы представляют своего рода аббревиатуры, требующие расшифровки. Подобная необходимость в создании специальных знаков появилась исключительно для экономии времени. Рассмотрим каждый из мелизмов по отдельности.
Форшлаг: обозначения, как играть
С немецкого языка переводится как удар перед нотой. Данное мелодическое украшение может состоять из одного или нескольких звуков. Форшлаг предшествует одному из звуков мелодии. Важно учитывать, что в отношении ритма мелизм входит в счет длительности, к которой присоединен. Обычно обозначение представляет собой маленькую по размерам ноту или ноты, которые выставляются сверху перед нотой мелодии или аккорда. По длительности различают два вида: короткий и длинный. В отличие от короткого, длительность длинного форшлага практически всегда занимает половину или треть основной ноты. Встречается крайне редко. Посмотрите на картинку и послушайте, звучание короткого форшлага и звучание длинного форшлага.
Правила игры форшлага:
- Играйте ноту форшлага быстро.
- Правильно выбирайте аппликатуру. Желательно использовать соседние пальцы.
- Движение должно быть плавным, скользящим.
- Упор необходимо делать на основную ноту.
Мордент: обозначения, как играть
Морденты подразделяются на одиночные или двойные. При этом они могут быть перечёркнутыми или простыми. Обозначается как острая волнистая линия.
Простой одиночный мордент представляет собой опевание основного звука сверху. При этом длительность дробится. Послушайте, как звучит данное украшение.
Перечеркнутый одиночный мордент – это опевание основного звука снизу.
Двойной мордент в два раза длиннее, чем одиночный. При этом он должен исполняться за счет основной ноты, то есть не должен заниматься по времени больше, чем указанная длительность. Послушайте как звучит перечеркнутый и простой двойные морденты.
Группетто: обозначения, как играть
Группетто расшифровывается как группа нот, состоящая из поступенного опевания основного звука. Так если знак группетто стоит над нотой «до», то расшифровываться он будет, как «ре», «до», «си», «до». Где ре и си будут являться вводными тонами. Исполняется данная фигура в пределах основной длительности.
Послушайте как звучит группетто:
Трель: обозначение, как играть
По технике исполнения трель является одним из самых виртуозных и сложных приемов. Представляет собой скорое чередование соседних нот, напоминающее соловьиные трели. Обозначается, как сочетание букв «tr» над основной нотой. Послушайте как звучит данное украшение:
Играть трель необходимо следующим образом:
- Не нужно торопится, когда играете последовательность нот в трели в первый раз.
- Переносите вес с одного пальца на другой;
- Следите за ровностью звучания;
- Играйте медленно, пока не почувствуете свободу в движении;
- Постепенно ускоряйте темп, пока не приведете его к необходимой скорости.
Важно, чтобы трель была ровной и не нарушала общий метроритм в композиции.
Арпеджио: обозначение, как играть
Данный прием характерен прежде всего для исполнения аккордов, реже для интервалов. Наиболее часто используется для таких инструментов как фортепиано, арфа, гитара или струнной группы инструментов. Обозначается фигурной вертикальной линией вдоль всего аккорда. Звуки при этом играются снизу вверх в быстром последовательном движении. Послушайте как звучит аккорд, исполненный приемом арпеджио.
Как научиться играть арпеджио:
- Подберите удобную аппликатуру;
- Медленно играйте последовательность звука аккорда;
- Соблюдайте ровность ритма;
- Постепенно скорость можно увеличивать;
- Следите, чтобы плечи не поднимались, так как это свидетельствует о зажимах.
- Движения должны быть быстрыми и ловкими.
Важно, чтобы во время исполнения не зажималась рука. Кисть должна быть свободной, необходимо стремится к верхнему звуку аккорда.
История орнаментики
Когда зародилась музыка, тогда и появилось желание сделать мотив разнообразнее при помощи интересных оборотов. Постепенно, когда утвердилась нотная грамота, когда музыкальное искусство канонизировалось, тогда и начался отсчет в истории орнаментики. Дело в том, что многие из оборотов стали не только частью импровизации, но и определенными символами, которые часто выписывались композиторами.
Использование мелизмов как в инструментальной, так и вокальной музыке приобрело особую популярность в эпоху барокко. Музыка в период с XVI-XVIII века была наполнена изящными украшениями. Во многих произведениях Баха можно встретить морденты и трели.
В те времена преобладал жанр «концерта». К особенностям жанра следует отнести момент состязания, в сольной каденции исполнитель должен был продемонстрировать не только виртуозность и блестящее владение инструментом, но и индивидуальный музыкальный стиль. Уместное применение мелизмов помогало добавить музыке живости, характера, а также показывало способность музыканта к искусной импровизации.
В вокальной музыке, особенно в итальянской опере орнаментике придавалось сильное значение. Певцы обязательно должны были владеть приемами, помогающими с легкостью петь фиоритуры.
Бесчисленное количество орнаментальных и изысканных произведений можно встретить в эпоху Рококо. Обилие мелизмов преобладает в творчестве французских клавесинистов Франсуа Куперена и Жана Филиппа Рамо.
В музыке романтизма мелизматика также нашла активное применение. В фортепианных миниатюрах Ференца Листа , Фредерика Шопена мелизмы помогали расцветить мелодию, сделать ее более проникновенной и трогательной.
В современной музыке также можно услышать мелизмы. Так в джазе и блюзе, музыканты часто используют форшлаги и трели. Эти украшения особенно характерны для импровизаций.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Источник