- Что можно сделать из старого пианино?
- Какую мебель можно сделать?
- Идеи поделок из клавиш
- Создаём клумбу
- Аквариум и другие варианты переделки
- Настройка пианино
- Какие нужны инструменты для настройки фортепиано?
- Периодичность настройки фортепиано
- Как проходит настройка пианино?
- Каким образом происходит прослушивание струны и с чего необходимо начать
Что можно сделать из старого пианино?
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Бывает так – старое пианино уже не годится для своего настоящего использования, а выбрасывать инструмент (возможно, являющийся фамильной ценностью) жалко. И тогда в ход идут творческие переделки, которые в формате поколенческой любви к хенд-мейду и домашней реставрации будут очень уместны.
Какую мебель можно сделать?
Самый распространённый вариант преображения старого фортепиано в мебель – книжная полка. Во-первых, это красиво, во-вторых, практично, ну и, наконец, обыгрывается единство культурного контекста – соединяются книги и музыка. Хотя удобнее такой вариант проделать с роялем, просто поставив его на один из боков, сняв крышку и организовав в пространстве под крышкой полочки.
Но и пианино вполне вариант: полки снизу и сверху приделываются к основанию, а выступающая часть (крышка над клавишами) остаётся прежней. На неё можно что-то поставить: сувениры, свечи, шкатулку и т. д.; впрочем, это уже даже не полка, а полноценный книжный шкаф.
Какую ещё мебель из старого пианино можно сделать своими руками.
- Бар. Весьма распространённый вариант – стеллаж с ящиками. В нижней части пианино оборудуются ячейки под винные бутылки. Вверху над клавишами можно сделать полку для барных аксессуаров, посуды и т. д. И у самого изголовья оборудуется держатель для бокалов. На верхней части инструмента также можно что-то поставить: табличку с меню, ёмкости, в которые будут собираться винные пробки.
- Рабочий (компьютерный) стол. Идею можно воплотить разными способами, но очевидно, что клавиатура должна быть превращена в столешницу. Особенно эффектно это смотрится на тёмных инструментах.
- Секретер. Более роскошная вариация рабочего стола. Для габаритного корпуса отличный вариант преображения, хотя работа не из лёгких.
Все прочие варианты требуют глобальной переделки, которая уже не оставляет от инструмента даже отдалённо прежнего облика.
Идеи поделок из клавиш
Клавиши от старого инструмента также жаль выбрасывать, особенно если они хранят память о пианино. И клавиатуру можно использовать как декоративное оформление в интерьере.
Примеры декора из клавиш пианино.
- Украшение для торшера. Клавиши могут стать эффектным торшером, если их зафиксировать на его основании.
- Ключница. Несколько декоративных крючков на плоскости зафиксированной на фанере клавиатуры превращают её в изящную музыкальную ключницу.
- Журнальный столик. Можно круглый столик сделать музыкальным, выложив клавиши по кругу, а сердцевину заполнить подходящим белым или чёрным материалом, выровняв плоскость поверхности.
- Интерьерный венок на дверь. Клавиши выкладываются по заготовке в любой последовательности – можно чередовать, можно хаотично.
- Консоль. Верх инструмента убирается, остаётся корпус с клавиатурой. Крышку можно открыть, а на клавиши положить стекло – они окажутся под ним. На стеклянную поверхность можно ставить, что угодно: вазы, подсвечник, статуэтки и т. д.
- Ободок для зеркала. Клавиши фиксируются на любой подходящий клей, если необходимо, подрезаются. Можно так оформить и зеркало в полный рост, и образец размером поменьше.
Наконец, клавиши можно убрать под стекло в раму – только не все, а несколько. Получится памятный настенный декор.
Создаём клумбу
В доме может и не найтись места для пианино, иногда от него потому и избавляются. А вот на даче старый инструмент будет в самый раз, и необязательно в помещении. Пианино можно поставить на террасе или у дома, не очень далеко на участке, превратив его в клумбу. Всё просто: цветам место находится на самом верху, то есть инструмент практически не изменяется, остаётся сохранным.
Примеры удачных клумб из пианино и фортепиано:
- в паре они смотрятся ещё милее, но и одного достаточно, чтобы участок приобрёл более солидный вид;
- возможно, этот инструмент для большей убедительности был предварительно состарен (благо, таких материалов и составов сегодня очень много);
- когда это не просто клумба, но ещё и водопад – невероятное сочетание, определённо, изюминка участка;
- винтажный инструмент обрастает цветами – чем не символ музыки, которая вызывает внутреннее цветение («и в душе распускаются цветы»);
- а здесь совсем дряхлый инструмент, но он достоин остаться «живым» подольше, а ещё его здорово дополняют превратившиеся в клумбу сапожки.
Можно пойти дальше и использовать другие, вышедшие из строя инструменты, для декора дачного участка. Баян, скрипка, гитара могут также стать клумбой или другим садовым аксессуаром, получится настоящий ансамбль.
Аквариум и другие варианты переделки
Одно из самых элегантных решений переделки – аквариум. Основная работа будет происходить в верхней части инструмента, который нужно максимально освободить для обустройства водной ёмкости. Низ пианино, клавиатуру чаще всего оставляют в неизменном виде.
Другие интересные идеи.
- Мебель для кухни. И это не только бар. Можно использовать клавиатуру с крышкой как барную стойку, на которую удобно поставить чашку кофе. Верхнюю поверхность инструмента применяют как плоскость, куда ставят хлебницу, вазы, фруктовницу и другие кухонные предметы, не помещающиеся в других местах.
- Комод для прихожей. А чтобы не казалось, что в прихожей стоит обычное пианино, в верхней части корпуса можно приделать реечную конструкцию с кашпо для цветов. Только надо брать такие цветы, которые не нуждаются в постоянном естественном освещении.
- Ящик хранения для гаража или мастерской. Его можно оснастить разными крючками и креплениями, ящичками, рейлингами, выступами.
- Шкафчик для рукодельницы. Также нужна большая переделка, под клавиатурой можно сделать фиксаторы (условные гвоздики), на которые будут подвешиваться ведёрки или другие подходящие симпатичные ёмкости с разными тканями, нитками, иголками-булавками и т. д. Вверху можно сделать пару полочек, на которых разместить то, что должно быть на виду. На самой верхней поверхности может быть организована плоскость-выставка для готовых работ. Впрочем, преобразование лучше делать авторским: уж рукодельницы наверняка знают, что аппетит приходит во время еды, и идеи оформления возникают уже в процессе.
О том, как можно сделать стол из старого пианино, смотрите в видео ниже.
Источник
Настройка пианино
Фортепиано, ровно как и рояль, — это акустический музыкальный инструмент. Он представляет собой весьма сложный механизм, который был создан несколько веков назад. Примечательно, что с момента его разработки никаких серьёзных изменений в его строении не возникло. Как определить, что фортепиано настроено? Необходимо, чтобы звук был максимально гармоничный, а все ноты соответствовали конкретному строю.
На струны фортепиано систематически оказывают влияния различные внешние факторы. Сюда можно отнести уровень влажности, состояние крепежей инструмента, а также другие условия окружающей среды. К их числу можно отнести деформацию стержня из металла, который соединяется со струной. Более подробную информацию об этом мы раскроем немного позднее.
Вывод: чтобы качественно и грамотно настроить фортепиано, необходимо обладать опытом и даже некоторой интуицией, а также знанием всех выше перечисленных факторов, которые влияют на состояние струн. Именно эти навыки позволят сделать из плохого настройщика хорошего.
Чтобы оперативно и качественно настроить пианино, необходимо использовать особый инструментарий.
Какие нужны инструменты для настройки фортепиано?
Давайте подробнее познакомимся с этими инструментами, разберём их характерные черты, различия и предназначение.
- В первую очередь поговорим о ключе.
Это основополагающий инструмент, который должен быть в руках мастера. С его помощью осуществляется вращение штифта (или, как его называют по-другому, — вирбеля). На эту деталь наматывается струна.
Бытует мнение, что чем большим числом граней обладает этот ключ, тем более простым и эффективным будет процесс настройки пианино. Это обуславливается тем, что точность настройки зависит в том числе и силы, которая воздействует на ключ, а обхватить инструмент с 16-ью гранями куда легче, чем с 4-мя.
Конечно, четырёхгранные ключи имеют много достоинств. Это отличный элемент для проведения ремонтных работ, однако в качестве настроечного он, конечно, уступает «шестнадцатиграннику». Ситуация осложняется также тем, что ключ с 4-мя гранями зачастую оказывается несовместим с некоторыми моделями музыкального инструмента. В частности, это распространяется на пианино с тонкими штифтами. Ярким примером такой модели может служить пианино «Заря», получившее широкую известность и распространение в Советском Союзе.
Ключи с шестью, восемью и шестнадцати гранями принято относить к настроечным. Наиболее привлекательными в этом смысле моделями являются те, что обладают узким отверстием в виде конуса. Такое строение даёт возможность прочно насадить инструмент на любой штифт, невзирая на его текущее состояние.
Теперь поговорим о диаметрах отверстия ключа. Штифты советских музыкальных инструментов обладают диаметром 7 мм, а их европейские «собратья» габаритами в 6,88 мм.
На рынке представлены ключи, в которых головку можно менять. Профессионалы советуют приобретать те инструменты, в которых головка отсоединяется не у основания, а от рукоятки. Это позволит избежать таких неприятных ситуаций, как неконтролируемое раскручивание прямо во время процесса настройки, а также люфт.
Рукоятки ключей имеют разную форму: можно выбрать Т- или Г-образную. Вторая в данном случае считается канонической и наиболее часто используемой, однако некоторые настройщики отдают предпочтение первой. Здесь всё зависит от личных вкусов и удобства.
- Во-вторых, это демпферы, которые могут обладать рукояткой или нет. Данный инструмент применяется для того, чтобы заглушить струны, которые в настоящее время не настраиваются. Он представляет собой резиновые клинья. Их как бы продевают между струн, что позволяет предотвратить их колебания. Эти инструменты можно поместить даже в труднодоступные места, для этого их специально насаживают на проволочную ручку.
- Обратный пинцет. Данный инструмент применяется для того, чтобы заглушить струны высоких регистров, так как данные элементы в этом месте очень короткие, сюда уже не поместятся классические демпферы. Пинцет позволяет максимально аккуратно поработать со струнами, заглушив два соседних элемент либо два крайних в одном хоре, чтобы оставить нужную струну свободной для процедуры настройки.
- Суконная лента. Сюда можно также отнести ленту, использующуюся для темперирования. Этот инструмент также применяется для того, чтобы заглушить струны, которые в данный момент не принимают участие в настройке. По мнению многих настройщиков, лента позволяет провести процедуру намного оперативнее, чем, например, те же клинья.
- Камертон. В данном случае можно отдать предпочтение традиционным камертонам или обратить внимание на инновационные технологии и приложения. Однако эти нововведения были приняты настройщиками далеко не сразу. На сегодняшний день наиболее предпочтительной по-прежнему считается настройка классическими инструментами.
Периодичность настройки фортепиано
Как вы, наверное, уже поняли, настройка этого музыкального инструмента – обязательная и регулярная задача. Даже при покупке совершенно нового фабричного пианино или рояля необходимо будет настроить его два раза в течение первого года использования.
Если вы приобретаете б/у фортепиано, в таком случае тем более необходимо обращаться к специалисту для проведения детальной и качественной настройки.
Как проходит настройка пианино?
К сожалению, научиться настраивать фортепиано сразу после прочтения текстовой инструкции нельзя. В данном случае прежде всего требуется практика и насмотренность. Всё это приходит только с течением времени. Более того, инструкции зачастую могут отличаться или даже противоречить друг другу. У каждого специалиста своя уникальная, неповторимая методика.
Важно понимать, что главная задача настройщика – это организация предельно устойчивого строя с правильными соотношениями высот. Необходимо достичь такого результата, когда струна сохраняет исходный уровень натяжения, даже при мощном нажатии на клавиши пианино. Данное свойство имеет свою неповторимую природу, которая отличается, например, от стабильности строя фортепиано в целом. Эта характеристика может изменяться под воздействием различных внешних факторов. Сюда можно отнести температурные колебания, динамику влажности и так далее. В случае высокой стабильности элемент может быть настроен в корне неверно, что спровоцирует деформацию строя буквально после нескольких нажатий на клавишу.
Стабильность струн обуславливается сразу несколькими факторами. Рассмотрим эти детали подробно. Вообще их можно разделить на 3 составляющие:
- Это неиспользуемая составляющая детали, которая располагается в пространстве между штифтом и аграфом.
- Рабочая составляющая, колебания которой вызывают удары молоточком.
- Нерабочая составляющая, которая располагается ниже. А именно – занимает пространство между двумя штифтами: штеговым и чугунной рамы.
Иногда натяжение струны имеет неравномерный характер. Это происходит в момент наматывания на вирбель ввиду трения в тех местах, где происходят отсечки рабочей составляющей детали. Первоначально натяжение «поражает» первую составляющую, которую мы рассмотрели ниже, потом охватывает и вторую, а затем и третью нерабочую часть. Чтобы предотвратить неравномерное распределение натяжения из-за ударов молоточка, необходимо провести ряд действий.
В данном случае поможет лёгкое перетягивание струны, в момент которого вы будете усиленно нажимать на клавиши. Данная манипуляция обеспечит равномерное распределение натяжение по всей струне в целом.
Также в обязательном порядке берите в рассмотрение упругость вирбеля. Как известно, он вбит в основу вирбельбанка, которое создаётся из дерева. В момент процесса настройки тот отрезок вирбеля, который зафиксирован в вирбельбанке, будет вращаться в более медленном темпе в сравнении с его крайним отрезком, который служит основанием для того, чтобы намотать на него струну. Подобная ситуация носит название винотового искривления.
Именно по этой причине тонкая настройка предполагает отсутствие вращения штифта посредством оказывания давления на эту деталь. Кроме того, чтобы струна была предельно стабильной, необходимо обеспечить грамотное конечное расположение вирбеля. Специалисты советуют устанавливать его таким образом, чтобы к концу процедуры настройки деталь была совсем немного наклонена по направлению вниз. Это нужно для того, чтобы она смогла устойчиво сохранять положение даже при очень сильных и мощных нажатиях на клавиши пианино, что в любом случае спровоцировало бы чересчур сильное струнное напряжение.
При настройке штифт можно подвергать вращению, давить на него, а также создавать изгибы. Причём последний из способов рассматривается как весьма спорный. Однако за рубежом настройщики прибегают к нему довольно часто, ведь он считается крайне точным и эффективным. Процесс осуществляется таким образом: необходимо совсем немного отогнуть вирбель, используя для этого специальный ключ, и совершать удары по клавише, прислушиваясь к струнному биению. Процедура должна выполняться с максимальной аккуратностью, так как в противном случае можно нанести урон креплению. Окончательное положение штифта должно быть таким, чтобы была возможность компенсировать струнное натяжение, даря ей изначальное расположение.
Важная деталь: на всех этапах настройки необходимо тщательно прослушивать струну. Если этого не делать, процесс просто потеряет эффективность и не принесёт должного результата.
Каким образом происходит прослушивание струны и с чего необходимо начать
Важно отметить, что звучание подавляющей части нот музыкального инструмента осуществляется благодаря нескольким струнам. Они при этом настроены в унисон. Причём чем выше нота, тем больше струн задействовано. Для басовых, например, требуется максимум одна или две, в то время как для высоких – по три. Последняя комбинация образует так называемый хор, в котором каждую струну обязательно необходимо отстроить относительно других деталей этого хора, а также в интервалах относительно сторонних хоров.
Рассматриваемый нами музыкальный инструмент обладает 280 струнами. Как бы удивительно это ни прозвучало, произвести идеальную настройку каждой из них невозможно. Это обуславливается тем, что чересчур чистая настройка будет провоцировать дисгармонию в звучании. На помощь в этом случае приходит темперирование. Это процедура, которая подразумевает настройку нот при условии, что она будет производиться немного шире идеального чистого звука. Именно это позволяет достичь предельно гармоничного созвучия при игре.
При настройке пианино вы хотя бы раз замечали, что при работе с двумя струнами, звучащими в унисон, появляется эффект вибрато в том случае, если происходит даже самое незначительное отклонение от чистого звучания. Этот процесс имеет своё особое название, а именно – биение. Чем более низкий темп имеют его интервалы, тем более близким становится звучание по отношению объектов друг к другу.
Старт настройки традиционно приходится на ноту «ля», которая принадлежит 1-ой октаве. Перед настройщиком в данном случае стоит задача отыскать ту струну в хоре, которая обладает наименьшим нерабочим и наибольшим рабочим состояниями. Это обуславливается тем, что вероятность деформации такой детали предельно низкая. Настройка в этом случае производится максимально просто. Как правило, в пианино такая струна занимает позицию первой в хоре.
После того, как была выбрана струна для осуществления процедуры настройки, нужно произвести заглушку других деталей в хоре. Чтобы это сделать, необходимо использовать клинки, мы рассмотрели их в статье выше. Эти инструменты нужно расположить между струнами, заглушку которых требуется осуществить. Для предельного комфорта важно также использовать суконную ленту. Она поможет избежать необходимости регулярно перемещать клинки при настройке конкретного интервала.
После того, как лишние струны были заглушены, свободную необходимо настроить по камертону. Также важно учитывать, что в данном случае требуется исключить биение. А его интервал для «ля» 1-ой октавы относительно камертона должен превышать временной отрезок в десять секунд.
Затем необходимо произвести темперирование интервалов в рамках вышеупомянутой 1-ой октавы. Каждый из них будет иметь свой индивидуальный темп биения. После этого необходимо убрать заглушки и отстроить другие детали, расположенные в центральной октаве, создавая звучание в унисон. При завершении данного этапа важно двигаться в настройке вверх, а затем вниз от центра, прорабатывая по октавам все ноты фортепиано.
Самой распространённой схемой темперации является схема равномерно темперированного строя. Если вы в ремесле настройки новичок, лучше освоить именно его. Также при возможности обязательно ознакомьтесь с кварто-квинтовой темперацией. Однако важно учитывать, что есть множество других разнообразных схем.
Исходя из всего вышеперечисленного следует, что настраивать пианино довольно интересно, однако важно учитывать и другую сторону этой процедуры – сложность, необходимость быть предельно аккуратным, внимательным, подкованным. Осуществить предельно качественную настройку пианино, не повредить ни одну его деталь и создать максимально гармоничное звучание под силу только профессионалам с богатым практическим опытом.
Источник