Как исправить звук гитары

Содержание
  1. 30 советов по улучшению гитарного звучания
  2. 1. Используйте толстые струны.
  3. 2. Разберитесь с динамиками.
  4. 3. Короткое эхо.
  5. 4. Попробуйте мензуру другой длины.
  6. 5. Cовет от профи: удерживайте контроль.
  7. 6. Соблюдайте «чистоту».
  8. 7. Играйте в акустическом варианте.
  9. 8. Учитывайте последовательность педалей.
  10. 9. Будьте чутким.
  11. 10. Продолжайте учиться.
  12. 11. Используйте дублирование.
  13. 12. Уменьшайте усиление.
  14. 13. Совет от профи: следите за высотой ладов.
  15. 14. Меняйте потенциометры.
  16. 15. Совет от профи: улучшайте играбельность гитары.
  17. 16. Настройте интонацию гитары.
  18. 17. Совет от профи: ощущайте свои руки.
  19. 18. Играйте меньше нот.
  20. 19. Модифицируйте регулятор громкости.
  21. 20. Струны тоже играют роль.
  22. 21. Пробуйте различные кабели.
  23. 22. Совет от профи: изучите звукосниматели.
  24. 23. Подстройте высоту звукоснимателей.
  25. 24. Пружины — куда же без них?
  26. 25. Выбирайте подходящий медиатор.
  27. 26. Используйте два усилителя.
  28. 27. Совет от профи: Научитесь быстро настраивать усилитель.
  29. 28. Используйте две педали перегрузки.
  30. 29. Используйте усилители правильного размера.
  31. 30. Точно настраивайте гитару.
  32. Заключение

30 советов по улучшению гитарного звучания

«Качественный, специфический, узнаваемый звук». Как приятно слышать такие определения, когда дело касается гитарного звучания. И вроде бы где-то в глубине души понимаешь, о чём речь, но «понять умом» не можешь. Многие гитаристы оттачивают своё техническое мастерство, другие используют всякие хитрости для получения того самого «звука». В этой статье мы собрали 30 советов, в т.ч. от профессионалов, которые гарантированно улучшат Ваше звучание и приблизят Вас к тому заветному «качественному и узнаваемому». Вперёд!

1. Используйте толстые струны.

Если Вы хотите получить «жирное» звучание, используйте «жирные» струны. Это придаст плотность и «вес» звучанию, особенно если Вы привыкли играть напористо.

К примеру, Брайан Мэй и Билли Гиббонс из ZZ Top использовали наборы 0.008 толщины — думаю, у Вас не возникает вопросов насчёт качества их «звука». Билли Гиббонс, в частности, использует Dunlop signature 0,007 толщины.

2. Разберитесь с динамиками.

Возможно, Вы не уделяете им достаточно внимания, но вдумайтесь: динамики — это то, откуда непосредственно идёт Ваш звук! И звучат они совершенно по-разному. Параметров, от которых зависит звучание, множество, но вот ключевые моменты, которые стоит запомнить:

  • Вес и тип магнита. Тяжёлые магниты обычно имеют бОльшую мощность. Керамика и альнико (это такой специальный сплав металлов) являются наиболее распространёнными магнитными материалами. Последние, как правило, связаны со звучанием «под старину», звучанием 60-х. Большинство гитарных динамиков имеют керамические магниты, и лишь некоторые, во главе с Celestion Blue, из альнико.
  • Мощность в ваттах. Чем выше цифра мощности ваших динамиков, тем меньше они будут искажать звук при большой громкости. Если мощность достаточна, они будут звучать кристально чисто. Если они не достаточно мощны, они могут дребезжать или вовсе «испоганить» звучание.
  • Эффективность. Иначе называется «чувствительностью» и измеряется в дБ на расстояние в один метр. Эта характеристика ещё в большей степени определяет, как громко звучит динамик, нежели его мощность. Например, Jensen P10R имеет 95 дБ; Celestion G12 65 — 97 дБ и 100 дБ имеют EVM12L. По цифрам и не скажешь, что разница значительна, но с точки зрения восприятия громкости различия поистине ошеломляют.

3. Короткое эхо.

Если Вам довелось играть на акустически плохой площадке, попробуйте добавить очень короткое эхо (типа slapback) на ваш гитарный звук. Такой трюк уплотнит Ваше звучание, и сгладит нежелательные тональные искажения, вносимые акустикой площадки.

4. Попробуйте мензуру другой длины.

Длина мензуры гитары — это расстояние от верхнего порожка (у головки грифа) до 12-го лада, умноженная на 2. Этот параметр влияет на тембр больше, чем вы могли бы подумать. При прочих равных условиях, более короткая, «гибсоновская» стандартная длина мензуры в 24,75 дюймов звучит совершенно иначе, нежели стандартная «фендеровская» в 25,5 дюйма.

Последняя имеет более высокое натяжение струн при той же относительной высоте звучания, что делает более очевидным разделение на ноты. А нужно ли Вам более ясное и резкое звучание, хорошо это или плохо — решать Вам.

5. Cовет от профи: удерживайте контроль.

«Обращайте внимание на правую руку — это очень важно. Если вы держите медиатор так, что высовывается только его маленькая часть — это хороший путь для формирования тембра и более искусного характера звучания. Делая так, вы как бы «прореживаете» звук».

«Если вы хотите получить более «жирную» тональную окраску, вы должны больше высовывать кончик медиатора, и тем самым привносить бОльший импульс в ваши удары по струнам. Больше работы медиатором, нежели приложения силы, обогатит ваше звучание. Это то, чему я уделяю достаточное внимание» — советует Джо Сатриани.

6. Соблюдайте «чистоту».

Слишком большой шум может испортить ясность звучания и тембр. Вот очень общий совет: если вы слышите нежелательный шум от струн, которые ниже тех, на которых вы играете в данный момент, то это дело в звукоизвлекающей руке. И нужно использовать технику глушения ладонью (palm mute) этих струн.

Если шум идёт от высших струн, то дело в руке, зажимающей лады. Используйте свободные пальцы, чтобы приглушить эти струны . Это также может быть особенно полезно, когда вы «тянете» ноту с помощью вибрато.

7. Играйте в акустическом варианте.

Купите хорошую акустику и много играйте на ней.

Она не только фантастически звучат, но и хорошо способствуют развитию пальцев. Вы хорошо ощутите это, когда переключитесь обратно на электрогитару. Вы отметите улучшенную чёткость и звонкость вашей гитары.

8. Учитывайте последовательность педалей.

Последовательность педалей играет большую роль в итоговом звучании. Нельзя сказать, что тут есть правильные или неправильные варианты, но следуя нижеизложенным советам Вы попадёте в список из множества известных гитаристов, которые делают так же.

  • «Вау-эффекты» и эквалайзеры работают лучше, при размещении их перед дисторшном и овердрайвом, в начале сигнальной цепи. Единственным исключением является Fuzz Face или любой фузз в ретро-стиле, который должен быть установлен до «вау». Попробуйте поставить «вау» до и после дисторшна и слушать, как звучат разные варианты. Кроме того, компрессоры, как правило, работают лучше, когда размещаются перед эффектами перегруза.
  • Дисторшн и овердрайв эффекты должны также находиться ближе к началу вашей сигнальной цепи. Рекомендуется ставить вначале более «тяжёлые» искажения, а затем более лёгкие, затем овердрайвы. Стоит знать, что некоторые бутиковые дисторшны, овердрайвы и фуззы работают лучше, когда они находятся первыми в очереди.
  • Эффекты модуляции, такие как хорус, фленджер и фэйзер, как правило, работают лучше после дисторшна. Стоит отметить, что многие аналоговые педали, особенно Univibes и их бесчисленные клоны, часто работают лучше перед дисторшнами. Экспериментируйте.
  • Задержка и эхо эффекты предназначены для повторения того, что было сыграно перед ними, так что логично размещать их в «задней» части сигнальной цепи. Они также хорошо звучат, когда помещаются в петли эффектов вашего усилителя (если они есть в усилителе).
  • Реверберация — это единственный эффект, который традиционно работает лучше всего, когда ставится после эффектов задержки. Таким образом, он должен быть в самом «хвосте». Особенно если вы используете педаль вместо реверберации, встроенной в ваш усилитель.

9. Будьте чутким.

Играть громко — это тоже относительное понятие, нужно научиться чувствовать это. Вот, один совет, просто проделайте следующее:
Включите Ваш усилитель на такую громкость, насколько сможете вытерпеть. Сначала сыграйте ноту так сильно, как только сможете. Потом очень-очень слабо, нежно — насколько сможете. Так Вы сможете ощутить диапазон между двумя нотами, но ещё потребуется время, чтобы сознательно изучить и ощутить его в игре.

10. Продолжайте учиться.

Это не имеет значения, насколько хорошо вы играете — всегда есть к чему стремиться. Хороший учитель или наставник поможет вам увидеть или понять то, что вы не смогли бы сами по себе. Кроме того, всегда можно совершенствовать свою артикуляцию и беглость. А они помогут Вам улучшить такие важные технические приёмы как вибрато, подтяжку, фразировки и так далее — всё это позволит повысить уровень вашего звучания не хуже, чем какая-либо дорогущая бутиковая педаль.

11. Используйте дублирование.

Распространённый студийный трюк для создания количественного эффекта в записанном материале — продублировать его.

Если Вы упорный и скурпулёзный человек, то самый лучший способ сделать это — сыграть ту же самую вещь дважды (или более) и записать несколько дорожек с одной и той же партией.

Более быстрый подход для дублирования дорожки — это добавить сверхкороткую задержку для создания эффекта удвоения (менее 20мс). Другой подобный вариант — добавить незначительное смещение высоты тона для имитации природных различий в двух дублях.

12. Уменьшайте усиление.

Большой перегруз часто вводит гитаристов в заблуждение. Создаётся впечатление, что высокая степень усиления с перегрузом придаёт звучанию тяжёлый, «увесистый» характер.

На самом деле, слишком большое усиление приводит к высокой компрессии, а это значит, что Вас будут слышать не совсем так, как было задумано. Вот почему чистые звуки часто кажутся громче, чем перегруженные. Убавьте усиление (обычно это Gain) и ваша гитара станет более разборчивой и чёткой в общем миксе. Также это утверждение верно и для записи.

13. Совет от профи: следите за высотой ладов.

Саймон Бэмбер, техник по настройке гитар из Waghorn говорит: «Лады изнашиваются со временем, особенно под 2 и 3 струнами. Если присмотритесь, то вы обнаружите, что, если гитарист любит делать бенды, то лады становятся полностью плоскими. Но если вы их периодически выравниваете и полируете, то они будут иметь хорошее состояние, а звучание будет отчётливее. Это, несомненно, помогает сделать ваше звучание более чётким и разборчивым».

14. Меняйте потенциометры.

Если Вы обладатель гитары из нижней или средней ценовой категории, то можете сделать ещё одно улучшение путём замены стандартной проводки и потенциометров. Ключевой момент здесь — это сопротивление потенциометра. И чем они дешевле, тем больше может «плавать» их сопротивление.

Гитара типа «стратокатсер», например, может звучать по-разному с 300k или 200k потенциометрами («правильное» значение 250k). Точно так же, 300k и 500k потенциометры звучат совершенно по-разному в Les Paul или ES-335.

Толщина соединительных проводов не так важна для такой небольшой длины. Но вот вам просто для справки: ещё старинные спецификации Gibson и Fender рекомендуют пролуженые оловом, многожильные провода 22 толщины.

15. Совет от профи: улучшайте играбельность гитары.

Роджер Бакнэлл, основатель гитарной компании Fylde советует:
«Почти всегда можно улучшить играбельность гитары, купленной в магазине. Если вы отдадите её для настройки компетентному мастеру, то потом сразу ощутите насколько проще станет на ней играть. Можете даже поторговаться и выложить не очень огромную сумму, а взамен получите отрегулированный нижний порожек, выровненный и отстроенный гриф и подогнанный уровень ладов. Если же вам попадётся ещё и талантливый мастер, то он сможет очень ощутимо улучшить играбельность. Это автоматически сделает Вашу игру более комфортной, а звучание более качественным».

16. Настройте интонацию гитары.

Это совершенно необходимый пункт для Вашего звучания. Аккорды и отдельные ноты будут звучать звонко по всему грифу. Плохо интонированная гитара будет звучать плохо! Доверьте эту настройку профессионалам, если не сможете сделать это самостоятельно. Но всё же можете попробовать с помощью советов ниже.

  • Сыграйте флажолет на 12 ладу.
  • Сравните высоту его звучания со звучанием ноты сыгранной обычно на 12-м ладу.
  • Если сыгранная обычно нота звучит резче, отрегулируйте нижний порожек, переместив его немного назад. Если сыгранная нота звучит более блекло, чем флажолет, переместите порожек немного вперёд.
  • Повторите эти настройки для каждой струны, пока не добьётесь созвучия в обычном звучании и флажолете.

17. Совет от профи: ощущайте свои руки.

«Гитара, пожалуй, один из лучших инструментов в плане манипулирования звучанием потому, что есть огромное количество вариантов того, как вы можете сыграть одну и ту же ноту. К примеру, это зависит от того, в каком месте грифа Вы играете и в каком месте Вы бьёте по струне. Вы должны быть по настоящему «связаны» с Вашими руками, с тем, что они делают. Если Вы научитесь этому, то заметите те тонкости, которые откроют новый невероятный мир». — советует Джон Петруччи (Dream Theater)

18. Играйте меньше нот.

Да-да, мои маленькие любители сыграть как можно больше нот в секунду.

Просто попробуйте в следующий раз, когда будете играть какое-то блюзовое соло, вместо скоростного «поливания» нотами, сыграйте что-нибудь простое. Одну-две ноты в одном такте. Будьте дисциплинированными и сконцентрируйтесь на чувстве и акценте каждой ноты, как они звучат при изменении аккордов (возможно эти ноты будут входить в состав звучащих аккордов) — это очень важно! Теперь смотрите, как аудитория классно реагирует на это — гораздо лучше, чем на невнятный шквал из 32-х нот. Почему? Потому что так Вы звучите лучше.

19. Модифицируйте регулятор громкости.

Стандартные регуляторы громкости на гитаре могут приводить к эффекту срезания высоких частот, когда вы уменьшаете громкость. Это происходит потому, что в качестве побочного эффекта изменения громкости, они работают как фильтр нижних частот (басы проходят, но высокие частоты срезаются).

Чтобы устранить этот эффект, вы можете сделать следующую модификацию. Это подключение дополнительного конденсатора или резистора с конденсатором, включённых как правило, параллельно к потенциометру. Довольно часто используются 150k резистор с 0.001мФ конденсатором (или 100k / 0.002мФ). В интернете вы можете найти тысячи таких электрических схем подключения.

20. Струны тоже играют роль.

Смесь металлов, использующихся в различных распространенных типах струн, тоже довольно сильно влияют на звучание. Считаются лучшими струны с круглой обмоткой из никелированной стали, такие как Ernie Ball Slinkys, D’Addario XL и др.

В тембральном отношении они находятся в среднем диапазоне. Снаружи они покрыты более дорогим чистым никелем, что придаёт звучанию «старинный» характер. А нержавеющая сталь звучит мощнее и ярче, пока она новая.

Струны с плоской обмоткой имеют более грубоватый, джазовый тембр. Пробуйте различные варианты, чтобы выбрать то, что максимально устроит Вас.

21. Пробуйте различные кабели.

Не секрет, что любой кабель имеет не только определённое сопротивление, но и некоторую ёмкость. Чем выше длина кабеля, тем больше эта ёмкость, особенно это касается дешёвых кабелей. А наличие этой емкости означает, что этот кабель выступает в качестве некоего фильтра — происходит срезание высоких частот. Это не всегда плохо — просто это ещё один из способов регулировать звучание.

Например: если Вы хотите более «яркое» звучание, попробуйте использовать короткий кабель с ёмкостью менее 100 пФ/м. Точно так же, если у вас есть «ярко» звучащая гитара, а Вы хотите немного приглушить её, то попробуйте более длинный кабель с 140пФ/м или выше. Это влияние гораздо менее ощутимо на средних и низких частотах.

22. Совет от профи: изучите звукосниматели.

Это непростая тема, но мы рассмотрим некоторые моменты, которые осветил для нас Том Миллс из Bare Knuckle.

Как магнит в звукоснимателе влияет на звучание?
«Магнит — это основной «двигатель», который приводит в действие катушки звукоснимателя. В хамбакере у вас есть магнитный брусок, расположенный под катушками. Если же это «стратокастер» или «телекастер» (с синглами), то у вас в звукоснимателях будут магнитные стержни, которые находятся в центре. Но по сути они все делают то же самое: изменяют магнитное поле в момент когда гитарные струны начинают вибрировать. Задача звукоснимателя преобразовать эти колебания в переменный ток, который потом попадет в усилитель. Так что магниты играют первую роль в этой цепочке преобразований. Как правило, более мощный магнит выдает не только больше высоких частот, но и также больше низких. Для генерации высоких частот действительно нужно не так уж много энергии, в отличии от низких. Также значительную роль в звучании играет катушка, её обмотка и толщина используемого провода. Так что тут дело не только в магнитах».

Как влияет материал магнита на звучание?
«Возьмём хамбакер с 42 толщиной провода в качестве эталона. С магнитом Альнико II, он будет иметь тёплый, мягкий бас, очень «сладкие» высокие частоты и слегка выраженный средний диапазон. Альнико III, как ни странно, не такой мощный, как Alnico II. Так, его «верхи», как правило, более сдержанные и приглушённые. Вспомните чистое джазовое звучание из 1950-х — это и будет звучание Альнико III.

Переходим к Альнико IV — появляется мощность и выравнивается АЧХ — вы получаете сбалансированный и естественный звук и не с такими завышенными высокими частотами. В среднем диапазоне звучание остаётся довольно ровным. И тогда мы переходим к Альнико V, который имеет наибольшую мощность. Бас и высокие частоты действительно завышаются и звук получается более агрессивными, более «рок-н-ролльным».

Керамика же является гораздо более мощным магнитом (даже чем Альнико V). Низких и высоких частот значительно больше. Много людей думают, что керамические магниты срезают средние частоты, но если точно проанализировать, то окажется, что средние частоты, как правило, остаются. Это просто эффект, контраста с усиленными низкими и высокими частотами. Керамические датчики, как правило, хорошо подойдут гитаристам, которые любят очень быструю и ударную, перкусионную атаку».

Правда ли, что катушки с ручной намоткой звучат лучше?
«Суть в том, вы получаете улучшенные динамические характеристики для катушки. Большинство людей, которые играют со звукоснимателями с ручной намоткой говорят, что они звучат более «открыто». Несложно сделать звучание звукоснимателя ярче, но чтобы сделать его звучание по-настоящему «открытым», нужно сделать так, чтобы он имел хорошие динамические характеристики. Это как раз та характеристика, на которую влияет ручная намотка. Таким образом, звук становится «шире», и вы слышите не только больше высоких частот, но и бОльшую «глубину» во всём частотном диапазоне».

23. Подстройте высоту звукоснимателей.

Подстройка датчиков по высоте тоже играет важное значение. Чем ближе они к струнам, тем громче они будут звучать, но громче не всегда значит лучше.

Хамбакеры
Как правило, хамбакеры должны располагаться как можно ближе, для получения нужной Вам громкости. Для начала, зажмите 1-ю и 6-ю струны на последнем ладу. Используйте их уровень за основу, теперь отрегулируйте высоту хамбакера так, чтобы обе его стороны имели зазоры со струнами в 2.5мм.

Синглы
«Стратокастеры» (их сингловые звукосниматели) для хорошего тонального баланса должны быть подстроены так, чтобы сидеть с высокой стороны немного выше, чем с басовой. Опять же, зажмите 1-ю и 6-ю струны на последнем ладу, затем подстройте расстояния в 2.5мм и 3.5 мм от 1 и 6-й струн соответственно.

Следите за тем, чтобы не появился эффект «волчьих нот» — это когда звукосниматель находится так близко к струнам, что не улавливает их вибрацию.

Баланс
Струны вибрируют более свободно около грифа, нежели у бриджа, что означает: грифовые датчики звучат громче при одинаковой высоте. Поэтому экспериментирование с относительной настройкой высоты может быть необходимым для создания хорошего баланса по громкостям между 2-мя, а то и 3-мя звукоснимателями.

Тим Миллз говорит: «В наши дни, современные производители звукоснимателей стараются учитывать доступное пространство для калибровки, как для бриджевых, так и для грифовых звукоснимателей. Так что эта регулировка высоты между двумя или тремя катушками не такая уж сложная задача».

24. Пружины — куда же без них?

Если Вы обладатель гитары, которая имеет пружины для балансировки её вибрато системы (как у подавляющего большинства «стратокастеров»), то имейте ввиду, что пружины сами по себе могут издавать некий звук.

Сыграйте на неподключенной гитаре (акустически) и вы услышите что-то типа реверберации, которая может в конечном итоге влиять на усиленный впоследствии звук. Во-первых, попробуйте задемпфировать пружины мягкими резиновыми прокладками по центру, между ними. Во-вторых, попробуйте играть на гитаре с убранной задней пластиной. Эрик Джонсон говорит, что такой трюк даёт большее усиление на выходе.

25. Выбирайте подходящий медиатор.

Несмотря на то, что медиатор является одной из самых дешёвых составляющих, он тоже имеет определенное влияние на звучание.

Относительно мягкие материалы, такие как целлулоид придают мягкость звучанию, а жёсткие нейлоновые могут сделать звук более отрывистым и чётким. Очень толстые медиаторы хороши для скоростной игры и точной артикуляции, но проигрывают в плане общей играбельности, так как они могут быть неудобными для аккордовой игры.

Аналогично более острый кончик медиатора будет делать звук более резким. Ради эксперимента можете попробовать металлический медиатор.

26. Используйте два усилителя.

Ещё один интересный приём — в использовании двух усилителей. Один можно настроить для перегруженного звучания, второй оставить на чистом звуке. Теперь можете регулировать их по громкости, смешивая в различных пропорциях в общем «миксе».

27. Совет от профи: Научитесь быстро настраивать усилитель.

Вот, несколько советов от Мэтта Шофилда, британского блюз-исполнителя.
«Наверняка вы обращали внимание, что у любого регулятора есть некоторая «критическая точка». Это тот момент, когда ты регулируешь его и эффекта никакого, а потом в определённый момент — бац! Звук внезапно начинает ощутимо меняться. И ты понимаешь: «ага, вот этот момент, эта точка». Поэтому в самом начале я определяю эти «точки» для каждого из регуляторов.

Это касается почти всех регуляторов — усиление, общая громкость и т.д. Разве что реверберация не так сильно ощущается. Причём это касается не только усилителей, но и педалей.

Такое предварительное «прощупывание» регуляторов позволит вам быть более гибким, а управление сделать более отзывчивым, особенно во время живых выступлений».

28. Используйте две педали перегрузки.

Этот совет хорош для блюз и рок-гитаристов, которые используют хорошие ламповые усилители, особенно Fender-подобные.

Используйте чистый канал на усилителе и подключите к нему две педали, например, два Ibanez Tube Screamer. Установите первый в цепи с высоким коэффициентом усиления и средней громкостью, а второй с низким усилением и высокой громкостью. Включите первый, поиграйте. Теперь второй, снова поиграйте. Как вам громкость?

29. Используйте усилители правильного размера.

Ламповые усилители особенно подвержены этому эффекту — «оптимального рабочего режима».

Зачастую даже качественные усилители Marshall и Fender звучат как-то вяло, безжизненно. Это связано с тем, что они недостаточно «раскачаны», то есть работают не на полной или необходимой мощности.

Джо Перри из Aerosmith, например, использует небольшие усилители, с подключенными микрофонами, даже для стадионных концертов. Джефф Бек делает то же самое. В любом случае, очень хороший вариант — это иметь три усилителя: малый, средний и большой, в зависимости от условий применения. Также альтернативным вариантом может стать моделирующий усилитель.

30. Точно настраивайте гитару.

Это самый простой, но в то же время самый важный шаг для того, чтобы ваш звук попадал в тональность.

Купите качественный тюнер и используйте его — без вариантов.

Заключение

Если Вы возьмёте на заметку хотя бы несколько из вышеприведённых советов, это уже положительно повлияет на качество Вашей игры. Но в конечном итоге, главный фактор, влияющий на качество игры — это сам гитарист, то есть именно Вы. Прислушивайтесь к другим, к себе, будьте критичны, учитесь на своих ошибках и перенимайте положительный опыт других. В этом путь к вершине мастерства.

Источник

Оцените статью