Урок 17. Изменение тональности (транспонирование)
Есть много определений понятия тональность, но понятных я еще не встречал.
Например, википедия говорит, что тональность — это высотное положение мажорного или минорного лада. Вобщем-то, так и есть. Есть мажорная гамма (лад) — набор нот с определенными интервалами между ними. И можно эту гамму начать от любой из 12 нот актавы. От какой начнешь — такая будет тональность. Играем мажорный лад — мажорная тональность. Играем минорный — минорная.
А попроще, общем и целом, тональность — это набор аккордов, которые гармонично звучат друг с другом.
Например, последовательность аккордов Em Am C D звучит гармонично, а последовательность Em Cm# D# C — так себе, херовенько.
Чтобы узнать, в какой тональности песня, нужно посмотреть на ее первый или последний аккорды. Как правило они совпадают. И в большинстве случаев это и есть тональность песни. Например, если песня играется Em Am C D — тональность Em (ми-минор).
Чтобы узнать, как берутся все эти аккорды, посмотрите предыдущие уроки.
Для чего нам менять тональность песни? Для того, чтобы:
- подогнать песню под голос
- избежать игры совсем уж бредовых последовательностей, типа Fm A#m C# D#, привести их к нормальному виду
- вы еще не умеете играть баррэ и хотите перевести песню в ту тональность, в которой его нет
Какие бывают голоса?
Мужские в порядке увеличения высоты: бас, баритон, тенор.
Женские: альт, меццо-сопрано, сопрано.
Бывают ситуации, когда песня не подходит под ваш голос. Т.е. она слишком низкая или слишком высокая. В этом случае ее необходимо транспонировать, т.е. перевести в другую тональность, в которой вам будет удобно ее петь.
Ниже на рисунке показаны все ноты в одной актаве. Их 12 штук. Начинается с ноты E — шестая открытая струна, и заканчивается нотой D#. Заодно поучите расположение нот на шестой струне.
Изменять тональность (делать транспонирование) будем учиться сразу на примере.
Предположим, есть аккорды Em Am C D и они не подходят для вашего голоса. Попробуем транспонировать песню на 5 полутонов вниз. Для этого каждый аккорд транспонируем на 5 полутонов. Буква при аккорде сохраняется, т.е. если был минорный — останется минорный, был мажорный — будет мажорный.
Глядя на схему выше, опускаем Em на 5 полутонов. На 1 полутон — будет D#, на 2 полутона будет D и т.д. На 5 полутонов (ладов) будет Bm.
Точно так же действуем с аккордом Am. На 5 полутонов вниз — получится Em.
C превратится в G, D в А.
Итого, песню из тональности Em c аккордами Em Am C D мы перевели в тональность Bm c аккордами Bm Em G A.
Предположим, что данная тональность нам не подошла под голос. Попробуем другую тональность. Переведем исходные аккорды Em Am C D на 2 полутона (лада) вверх.
Получится F#m Bm D E.
Если опять не подошло, можете попробовать вновь поменять тональность. И так до тех пор, пока не найдете свою.
Практический совет: переводите песню примерно на полактавы, т.е. на 5-7 ладов. далее, если не подходит, то оттуда еще на пару ладов вверх или вниз.
Очень часто в песнях бывают такие аккорды:
Fm A#m C# D#
Это получается из-за того, что некоторые группы настраивают свои гитары на полтона выше или ниже.
Т.е. когда вы видите явно cтрашные аккорды — не пытайтесь их играть. Посмотрите, что будет если транспонировать их на полтона вверх или вниз. В данном случае, если мы опустим песню на 1 лад, то получим простые аккорды Em Am C D
Помимо описанного выше чисто текстового способа изменения тональности, можно транспонировать песни (изменять тональность) вообще не глядя ни на какие схемы и не зная расположения нот на 6 струне. В этом кстати одно из преимуществ гитары над другими инструментами. Можно ничего не зубрить, но все уметь.
Для этого просто возьмите каждый аккорд песни на баррэ и транспонируйте на одинаковое число ладов.
Для примера опять же возьмем наши любимые аккорды Em Am C D (как вы разумеется узнали, это песня группы Кино — Пачка сигарет)
Возьмем каждый аккорд на баррэ и транспонируем, например, на 3 лада вверх. О том, какие аккорды получатся в результате, можно посмотреть в одном из предыдущих уроков.
Получатся аккорды Gm Cm D# F
Для чего еще может понадобиться изменение тональности (транспонирование)?
Например, вы недавно взяли гитару и не умеете играть баррэ.
В этом случае можете перевести песню в тональность Em — в ней баррэ нет. Или например в тональность Am — в ней баррэ только F, и и то не всегда.
Ну вот как-то так. Как видите, ничего сложного в транспонировании нет. Просто нужно уметь считать до 12 — всё! 🙂
Источник
Как изменить тональность нот
Мы стараемся сделать форум не только содержательным, но и удобным для поиска информации.
Давайте вместе будем содержать его в информационной чистоте и порядке!
Это не сложно, необходимо придерживаться лишь нескольких простых правил.
1. Перед тем, как что-то писать на форуме, сформулируйте свои мысли — посмотрите на заголовок темы, которую вы открыли, и если при этом ваши умозаключения не совпадают с названием темы — поищите наиболее подходящую тему или раздел.
2. Старайтесь группировать свои мысли в одно сообщение, не надо писать по одной фразе по принципу «лучше сорок раз по разу, чем один раз сорок раз». При этом, если у вас много мыслей или вопросов разного характера, не задавайте их в одной теме. Поищите для каждой отдельной мысли необходимую тему и напишите там. При этом НЕ ДУБЛИРУЙТЕ одно и тоже сообщение в разных темах!
3. Предварительно пролистайте форум хотя бы «О г л а в л е н и е», поищите там подходящие темы в разделах, и когда вы точно поймете, что подходящей темы или раздела на форуме нет, не бойтесь создать новую! При этом название темы должно бы лаконичным и отражать суть возникшего вопроса. При написании сообщений используйте пунктуацию, если с этим проблема — хотя бы разделяйте фразы абзацами. Пишите так, чтобы было понятно другим.
4. Если вы хотите выразить благодарность человеку, написав при этом что-то вроде «Спасибо тебе Вася за совет. сейчас буду изучать!», и не сообщая какой-либо полезной для других участников информации, воспользуйтесь кнопкой «СПАСИБО» внизу сообщения человека, который вам помог. Таким же образом вы можете выразить свою симпатию какому либо сообщению.
5. Итак, запоминаем некоторые важные моменты:
- – свои контактные данные и немного об себе — пишите в теме по контактам в «курилке»;
- – покупка-продажа частного характера и обсуждение интернет-торговли в своем разделе;
- – модели ваших синтезаторов и оборудования, их достоинства и недостатки обсуждаются в разделе «А какой синтезатор у вас. «;
- – ваше творчество, cover-версии и авторские произведения — в разделе «творчество»;
- – для стилей есть свой отдельный раздел:
- Спрашиваем или выкладываем стили — в темах по стилям (для разных синтезаторов есть свои темы). При этом первая часть (Part 1) темы по стилям для синтезаторов Yamaha уже содержит в себе богатый архив стилей и ссылок, откуда вы запросто можете пополнить свою коллекцию, спрашиваем интересующее вас во второй части темы (Part 2).
Для вопросов по созданию и редактированию стилей также существуют отдельные темы; - – аналогично МИДИ-файлы и их коллекции — в теме по миди;
- – пакеты расширений, тембра, мультипэды, ОТС, совместная работа синтезатора и компьютера, поиск нот, азы музыкальной грамоты и проч. — для этого всего также имеются свои разделы и соответствующие темы;
- – файлы небольшого объема (до 200 кб) со стилями и миди, полезные информационные картинки, а так же небольшие архивы, вы можете смело прикреплять к сообщениям (имя файла должно быть набрано латиницей). ;
- – более весящие файлы (более 200 кб) mp3, wav, архивы, коллекции, картинки не несущие полезной информации и уже имеющиеся в интернете, аудио-видео. размещаем на сторонних хранилищах (яндеск-диск, ютуб, savepic.su), а здесь даем на них ссылки;
- – подписывайте свои ссылки в сообщении, указав что вы там разместили;
- При этом вы должны понимать следующее — УДАЛИВ из своего хранилища ФАЙЛ — его ССЫЛКА становится БЕСПОЛЕЗНОЙ и скорее всего, ваше сообщение будет полностью нами тоже удалено со страниц форума! Ни в коем случае не стоит поступать подобным образом. Старайтесь сохранять материалы, ссылки на которые вы публикуете на форуме;
- – свои аватарки перед загрузкой предварительно делайте небольшими по размеру;
- – избегайте «оверквотинга» (избыточного цитирования) — не надо городить трехэтажные цитаты, со полными сообщениями и вложениями. Также не надо цитировать, если ваш ответ следует прямо за вопросом. Научитесь редактировать чужие цитаты, оставляя только краткую суть цитаты. Используйте цитирование только для связки сообщений, которые разорваны логически;
- – если вы хотите уточнить-спросить-предложить что-либо «не для всех», а кому-то лично, не стоит писать об этом в общей теме, вроде «обращайся ко мне» и давать свои контакты. Там где больше двух — говорят вслух. Или делитесь со всеми этой информацией или пишите в личные сообщения (ЛС) «тет-а-тет»;
- – также, если ваши мысли ушли далеко от тематики форума и вы хотите ими поделиться — «перекурите» в «курилке» 🙂 хоть Минздрав и предупреждает — наша «курилка» вашему здоровью не повредит! У нас также есть группа «вконтакте», интерактивный чат на чатоводе и скайп-группа — там у нас бывает многолюдно! 🙂
6. Не ленитесь поискать нужную вам информацию. Все зависит от вашего желания и стремления. Если у вас нет оных, вам уже никто не поможет! Перед тем как задать вопрос по работе вашего инструмента, изучите «Руководство пользователя» хотя бы первых три-пять страниц — это будет огромным прорывом к познанию неизведанного! 🙂 Используйте встроенный поиск на сайте!
7. Не ругайтесь между собой и нецензурно, не выясняйте на страницах форума отношений — в крайнем случае используйте для этого личные сообщения, да и. Лучше вообще не ругайтесь — мы не для этого здесь собрались. Да и нервные клетки не восстанавливаются! 🙂 Высказывайте свое мнение в вежливой форме! Не нужно «с пеной у рта» доказывать свою правоту, пытаясь унизить несогласного с вами оппонента, тем более, что все мы, по своей человеческой природе, склонны к заблуждениям. Администратор и Модератор — полноправные участники форума, и также могут иметь свою точку зрения на обсуждаемые на форуме темы!
8. Ознакомиться с некоторыми нюансами по работе с сайтом, внести какие-то предложения, пожелания, замечания, а так же, если вы вдруг обнаружили неточности или ошибки — пишите в «Раздел предложений» в соответствующие темы. Мы стараемся для вас и сделаем всё, что в наших силах. Так же, если есть необходимость что-то подправить в ваших сообщениях — обращайтесь к Администратору или Модератору. Злостные нарушители этих несложных «Правил» будут ограничены в действиях на форуме и сайте.
Уважайте себя и других, цените свое и чужое время,
оставайтесь логичными и человечными в своих поступках и действиях.
Будьте доброжелательны и вам ответят тем же!
Источник
Как изменить тональность нот
Ответы: 1. D major 2. As major 3. C major
- Cis minor 2. B minor 3. E minor
Кварто-квинтовый круг
Кварто-квинтовый круг представляет собой специальную схематически изложенную информацию, в которой все тональности располагаются на расстоянии чистой квинты по часовой стрелке, и по чистой кварте против часовой стрелки.
Главные трезвучия в тональности
Начнем с того, что такое мажорное и минорное трезвучие, и как они строятся. Вне зависимости от наклонения трезвучие представляет собой аккорд, состоящий из трех звуков, которые располагаются по терциям. Мажорное трезвучие обозначается как Б 5 3, и состоит из большой терции и малой. Минорное трезвучие обозначается как М 5 3, и состоит из малой и большой терции.
От каждой ноты в тональности можно построить трезвучия.
Главными трезвучиями в тональности называются такие аккорды, которые показывают мажорное это или минорное наклонение. На первой, четвертой и пятой строятся трезвучия, соответствующие ладовому наклонению. То есть в мажоре на данных ступенях строятся мажорные трезвучия, а в миноре соответственно минорные. Главные трезвучия для каждой ступени имеют собственные названия или как их еще называют функции. Так на первой ступени располагается тоника, на четвертой субдоминанта, а на пятой доминанта. Обычно сокращенно они обозначаются T, S и D.
Родственные тональности
Существует такое понятие как тональное родство. Чем больше разница знаков, тем дальше родство. В зависимости от систем различают 3 или 4 степени. Рассмотрим наиболее популярную систему, которая делит тональности на 3 степени родства.
Степень родства
Группа
Разница знаков
Какие тональности
S, D и их параллели
S гарм для мажора
Тонально-сти на б.2 ↑↓ и их параллели
Мажор – м2, м3, б3 ↑↓ и Минор ss гарм. – на б2↓ и одноименный минор
Минор – м2, м3, б3 ↑↓ и
Мажор DD на б2↑ и одноименный мажор
Для мажора ↑ув1, ув2, ув4 и ув5, для минора те же интервалы ↓.
Тритонанта и ее параллель
Первая группа разделяется на 3 категории:
- Это параллельная тональность. Разница в знаках составляет 0. Объединяет эти тональности шесть общих аккордов. Пример: Фа мажор и ре минор.
- 4 тональности. Между основной и конечной тональностью разница один знак. Это тональности субдоминанты и доминанты, а также параллельные к S и D. Пример, для тональности соль мажор: S – до мажор, параллельная S – ля минор, D – ре мажор, параллельная D – си минор.
- Рассматривается только для мажорных тональностей. Разница 4 знака – это гармоническая субдоминанта. Пример для C-dur – субдоминанта гармоническая – это фа минор.
Вторая группа родства делится на 2 подгруппы:
- 4 тональности. Разница в два ключевых знака. Найти эти тональности легко от основной они располагаются на большую секунду выше и ниже + параллели найденных. Пример: основная тональность – ля мажор. Выше и ниже на большую секунду или тон тональности: си минор и соль мажор. Параллели для найденных тональностей: это Ре мажор и ми минор.
- Разница знаков от трех до пяти. Нахождение тональности будет зависеть от того мажорная или минорная тональность.
- Dur: 6 мажорных и 2 минорных: выше и ниже на м2, м3 и б3; ss гармоническая, располагающаяся на б2 ниже, а также одноименный минор. Пример для G-dur: As-dur, B-dur, H-dur, Fis-dur, E-dur, Es-dur и f-moll и g-moll.
- Moll: 6 минорных и 2 мажорные: на малую секунду, малую терцию и б3 выше и ниже; DD на большую секунду выше и одноименный мажор.
Третья группа делится на 2 группы:
- 3 тональности, не имеющие ни одного общего аккорда, разница на 3-5 знаков в противоположном направлении. Для мажора необходимо найти миноры выше на следующие интервалы, а для минора мажоры на ув.1, ув.4 и ув.5 ниже.
- Тритонанта и ее параллель. Находится тритон от исходной тоники, для C-dur – Fis-dur.
В зависимости от степени в гармонии различают множество способов модуляций.
Как изменить тональность в минусовках
Бывает, что тональность либо слишком высокая для голоса, либо слишком низкая. Чтобы музыка красиво звучала необходимо при помощи современных технологий и программ сделать минусовку удобной, то есть транспонировать ее на необходимый интервал ниже или выше. Разберем, как изменить тональность в минусовках или композициях. Работать будем в программе Audacity.
- Открываем программу Audacity
- Кликаем на раздел «Файл». Выбираем «Открыть…»
- Выбираем необходимую аудиозапись
- Сочетанием клавиш CTRL+A выделяем всю дорожку.
- Кликаем на раздел «Эффекты», выбираем «Смена высоты тона…»
- Выставляем число полутонов: при повышении значение выше нуля, при понижении значение меньше нуля. Можно выбрать конкретную тональность.
- Сохраняем полученный результат. Откройте раздел «Файл», выберите «Экспортировать аудио…»
Надеемся, что страница была полезной для прочтения и теперь Вы знаете, что такое тональность, разбираетесь в их видах и можете транспонировать музыкальное произведение при помощи специальной программы. Читайте другие статьи, посвященные музыкальной грамоте, и совершенствуйте собственные знания.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Источник