Как извлекается звук фортепиано

Фортепиано (фортепьяно)

Популярные в конце XVII века клавесин и клавикорд претерпели ряд принципиальных конструктивных изменений. В результате произошло возникновение нового инструмента – фортепиано, обладающего великолепными техническими возможностями, обширным диапазоном звучания, тембровой выразительностью. В советские годы пианино было почти в каждом доме, игре на нем обучали в музыкальных школах, а умение играть на фортепиано считалось частью хорошего образования.

Что такое фортепиано

Музыкальный струнный ударно-клавишный инструмент – так классифицируется фортепиано. Он появился более трех столетий назад, по прошествии времени не теряет актуальность, используется, как сольно, так и в сопровождении оркестров.

Старинное название фортепиано – клавир. До изобретения инструмента существовали и другие ударно-клавишные струнные виды – клавесин и клавикорд. Объединяет их то, что все они состоят из корпуса и внутреннего ударно-струнного механизма. Клавесины и клавикорды утратили свое значение из-за негромкого затихающего звука, недостаточно динамичного звучания, невозможности менять громкость.

Устройство

В элегантном корпусе инструмента прячется «начинка», отвечающая за звукоизвлечение. На тяжелой чугунной раме располагаются колки. На них натягиваются струны. Под струнами располагаются штеги. Взаимодействуя с резонансной декой, они усиливают струнные колебания, звуки воспроизводятся громко с выразительным тембром.

Фортепьяно имеет клавиатуру из 88 клавиш-полутонов. Под ней располагаются две или три педали. При нажатии правой педали происходит неразрывное звучание «legato». При нажатии средней педали музыкант удерживает избранные демпферы, а левая педаль используется для ослабления звука.

Конструкция фортепиано сложная. Но, благодаря ей, инструмент имеет богатые выразительные возможности и диапазон звучания целого оркестра. Звукоизвлечение происходит, когда пианист ударяет по клавишам. В это время деревянные молоточки, обтянутые войлоком, ударяют по струнам. В нижнем регистре «работает» одна струна, в среднем и верхнем молоточки ударяют сразу по двум или трем.

Читайте также:  Памятник человека с гитарой

Диапазон звучания инструмента семь с четвертью октав от «ля» субконтроктавы до ноты «до» пятой октавы. Наиболее популярны две основные октавы – малая и первая. Контроктава представлена тремя самыми низкими нотами, а пятая – всего одной самой высокой нотой.

Вес пианино внушительный – 250-350 килограммов. Некоторые концертные экземпляры весят около полтонны.

История

Далекий предок фортепиано – монохорд. Этот инструмент использовался в Древней Греции во времена Пифагора. Представлял собой узкий длинный деревянный ящик с натянутой над ним струной. При помощи специальной подставки, которую музыкант передвигал по длине, извлекался звук разной высоты, воспроизводимый молоточками.

Со временем струн стало больше, ящик увеличился в размерах, появилась клавиатура. Нажатием клавиш приводились в движение тангеты – пластинки из металла. Конструкция получила название клавикорд от сочетания латинских слов «clavis» и «chorde», которое означает «клавиша» и «струна». В 17 столетии он был украшением гостиных и музыкальных салонов, являлся роскошью, украшался позолотой, перламутром, драгоценными камнями.

В это же время происходило создание и развитие другого предшественника фортепиано – клавесина. От клавикорда он отличался длиной струн, вследствие чего и имел другую форму, которая позднее перешла к роялю. На струны воздействовали щипковые язычки из птичьих перышек. Звук, извлекаемый таким способом, был мощным, но невыразительным.

В начале 18 века итальянский мастер Бартоломео Кристофори изобрел новый инструмент, в механизм которого заложил все составляющие современного фортепиано: демпфер, молоточек, шультер, шпиллер. Его создание стало началом происхождения пианино.

Первое фортепиано миру представил американский изобретатель Дж. Хаккинс в 1800 году. Через год конструкцию усовершенствовал другой мастер М. Мюллер, добавив к ней педали. Выглядело пианино не так, как сегодня. Фортепиано в том виде, в каком мы привыкли видеть его сегодня, появилось только в 19 веке. В это время он стал популярным и в России. В Петербурге работало несколько десятков мастеров, развивалось фабричное производство.

Разновидности фортепьяно

Пианино и рояль – два вида одного инструмента с разными конструкционными особенностями. Их строение отличается расположением струн. Пианино – разновидность фортепиано, у которой они лежат перпендикулярно клавиатуре, у рояля – в одной плоскости с ней. Поэтому размеры рояля больше, звук громче, насыщеннее.

Отличаются типы инструмента и количеством педалей – у пианино их две, а у более крупного представителя ударных струнно-клавишных – три. В семействе фортепиано эти инструменты называют «младшим» и «старшим» братьями.

Пианино имеет меньшие габариты, является инструментом для домашнего или камерного музицирования, «старший брат» – для концертного. В свою очередь пианино и рояль имеют разновидности, которые отличаются размерами.

Игра на инструменте

Овладение инструментом – сложный, долгий, кропотливый процесс. Поэтому обучение игре на фортепиано начинается с раннего возраста. Среди выдающихся пианистов прошлого века выделяются Артур Рубинштейн, Сергей Рахманинов, Святослав Рихтер. В современной музыкальной культуре место непревзойденного виртуоза занимает Денис Мацуев.

Инструмент позволяет реализовать многогранные задачи в музыке. Он используется для аккомпанемента сольным вокальным исполнителям. Широко распространены концерты для фортепиано с оркестром. Используются рояль или пианино и в камерных ансамблях в сочетании со струнными или духовыми инструментами.

Интересные факты

  1. До 50-х годов прошлого века клавиши фортепьяно изготавливались исключительно из слоновой кости. Позднее их заменили на пластиковые и деревянные.
  2. Японская игрушечная корпорация выпустила мини-пианино шириной всего 25 сантиметров. Это полностью функциональная модель. Она выглядит реалистично, а строение конструктивно правильное, настрой точный. Клавиши пианино всего полсантиметра в ширину.
  3. В советское время фортепиано было признаком самодостаточности, статусности, особого отношения к культуре. Его дарили за заслуги перед государством. Такой подарок после полета в космос получил Юрий Гагарин.
  4. На одном из концертов пианист-виртуоз Денис Мацуев настолько рьяно играл на инструменте, что у рояля сломалась ножка, а сам музыкант повредил палец.
  5. Особое отношение к пианино проявляли техасские ковбои. Даже во время перестрелок, которые часто случались в салунах, пианист продолжал играть, а даже самые отъявленные негодяи не осмеливались стрелять в музыканта.
  6. Рояль «Challen» – самый габаритный концертный инструмент. Весит знаменитый экземпляр более полутоны, длина корпуса составляет 3 метра 30 сантиметров.
  7. В истории аукционов отмечен рояль, проданный за баснословную сумму – 2,1 миллиона долларов. Он принадлежал Джону Леннону.

Фортепиано – универсальный инструмент с беспрецедентной популярностью, открывающий многогранное звучание. Для него написано бессчетное количество произведений, а музыкальная литература по художественному значению и ценности граничит с симфонической. Пианино используется в концертах, написанных для фортепиано, но и находит применение в джазовой музыке, применяется для сопровождения вокальных партий.

Источник

из чего изготавливается пианино? способ извлечения звука из пианино. тембр звука пианино.

широко распространенный музыкальный инструмент, имеющий наибольшее значение в европейской музыке Нового времени. Этот клавишно-струнный молоточковый инструмент существует в двух разновидностях (рояль и пианино) . От главных своих предшественников — клавикорда и клавесина — отличается тем, что звук в нем извлекается ударом молоточка по струнам, в то время как в клавикорде металлический штифт, соединенный с клавишей, касается струны и делит ее на две части — звучащую и пассивную (этим определяется высота звука) , а в клавесине звук извлекается щипком струны с помощью соединенного с клавишей перышка.

Громадное преимущество фортепиано перед его предшественниками заключается в возможности варьировать динамику звучания, т. е. в способности этого инструмента воспроизводить широкий спектр оттенков между «тихо» и «громко» . Самый мощный клавесин давал только ограниченное число динамических градаций, причем внутри каждого уровня громкости оттенки были невозможны. На клавикорде можно было воспроизводить достаточно тонкие оттенки, но число градаций громкости было совсем невелико. Эти инструменты хорошо подходили для существовавших в 16-18 вв. разных типов музыки для клавишных, но в конце 18 в. возникла настоятельная потребность в инструменте, который сочетал бы чувствительность клавикорда, его певучесть с динамическими возможностями клавесина. Уже в конце 17 в. были предприняты попытки создать подобный инструмент, но первое удачное изобретение в данной области относится к 1709. В этом году флорентийский мастер Бартоломео Кристофори (1655-1732) во Флоренции построил «клавесин с тихим и громким звучанием» («cembalo col piano e forte»), в котором молоточки ударяли непосредственно по струнам, чутко откликаясь на прикосновение пальца к клавише. Специальный механизм позволял молоточку после удара по струне быстро возвращаться в исходную позицию, даже если при этом исполнитель продолжал держать палец на клавише. Почти одновременно с Кристофори (соответственно в 1716 × 1717) и, по-видимому, независимо от него, подобные изобретения были сделаны Ж. Мариусом в Париже и К. Г. Шрётером в Дрездене. Немецкий мастер Г. Зильберман усовершенствовал конструкцию Кристофори.

Хотя новые опыты относились к самому началу 18 в. , только в 1780-е годы фортепиано стало вытеснять клавесин и клавикорд в профессиональной музыкальной практике. Так называемое венское фортепиано, созданное, по-видимому, в Аугсбурге ок. 1770 И. Штейном, было затем усовершенствовано в Вене зятем Штейна И. А. Штрейхером после горячего одобрения нового инструмента Моцартом. Сохранив крылообразную форму клавесина, большое венское фортепиано обладало легкой механикой и прозрачным тоном, которые вполне подходили к царившему тогда в салонах стилю рококо. В соответствии с модой на всякие живописные эффекты, венское фортепиано имело особые регистры для извлечения из инструмента звуков, имитировавших фагот, арфу или ударные инструменты популярного тогда «янычарского» оркестра.

Однако легкость венского фортепиано не подходила к более серьезному стилю, которым отличалось творчество авторов зарождавшегося романтизма во главе с Бетховеном; они предпочитали инструмент более звучный и мощный, который и был построен в Лондоне специально для Бетховена под руководством Джона Бродвуда (1732-1812). В большом лондонском фортепиано старая клавесинная рама была заменена более крепкой, способной выдерживать большее натяжение струн и, следовательно, обеспечивающей большую громкость звучания. К этому времени инструмент имел две педали: педаль «forte» («громкая») , которая поднимала демпферы (глушители) и позволяла струнам свободно вибрировать, и педаль «una corda» («тихая») , которая позволяла звучать только одной из струн, соответствовавших данной клавише (в современных фортепиано в этом случае звучат две струны) . Английское фортепиано медленнее венского отвечало на удар по клавише, но давало возможность большей экспрессии.

Развитие современного фортепиано, начатое Б

Источник

Как извлекается звук фортепиано

По-моему в исполнении и в слушании такового очень большую роль играет ещё иллюзия: скажем, два звука, взятые вне контекста произведения, могут звучать одинаково, но в разных контекстах могут восприниматься как обладающие разными громкостью и характером. А иллюзия эта в частности возникает благодаря этому контексту, т.е. тому. что звучало до, звучит вместе и прозвучит после этой ноты.
Кроме того, часто поведение рук пианиста, даже после взятия ноты, т.е. которое по мысли Фейнберга уже никак не влияет на качество взятого звука, в значительной степени имеет своим следствием моделирование (в значении не «воссоздания», а «лепки») состояния психики исполнителя, т.е. в каком-то смысле мы поведением своих рук сами влияем на своё состояние, от которого зависят последующие звуки.

Всё это не отменяет душу, о которой писал Crow, но это—если угодно, частичка механизма влияния души на исполнение. 😆

Ну а как же легенды о Скрябине, который вроде как умел на одной ноте физически крещендо сделать? Мистика, однако 🙂
P.S. Барго, ты, конечно, хотел сказать: «Чем меньше угол»

Коллеги, не могу не вмешаться в интересное обсуждение. Насчет эффекта, очень яркой иллюзии крещендо на одной взятой на рояле ноты, или аккорда, могу подтвердить, что это не только возможно, но и нужно уметь делать (см. поток «Базовые принципы универсального пианизма»). Я это называю «второй волной» звука,связанной с умением расслаблять руки после взятия (это расслабление должно быть полным и при этом визуально незаметным). Вторая волна звука настолько сильна, что возникает ощущение крещендно, видимо из-за того, что идет сразу после первого затухания.
Возникает полная иллюзия влияния на звук после нажатия клавишы. Если руку не освободить после взятия, второй волны не будет. Могу и то, и другое продемонстировать кому угодно, когда угодно, сколько угодно,так как постоянно этим пользуюсь в процессе игры (думаю, что это можно услышать и в записях) и в процессе преподавания.
Конечно, влиять на звук после взятия невозможно. Однако главный вопрос — почему все же возникает эта вторая волна звука, когда после взятия руку освобождаешь, и не возникает, если нет?

Я долго думал об этом и пришел к следующему выводу. Уверен, что другого объяснения не существует, и что оно верно. Дело в том, что мы не отдаем себе в полной мере отчет, насколько тонкие механизмы связаны с бессознательным поведением наших мышц в процессе игры и прикосновения к клавишам.
Думаю, что это тонкие микропроцессы, которые мы не в состоянии до конца проконтролировать в их подробностях, но пользоватья которыми мы вполне можем научится, благодаря тонкости слуха и нашего желания слышать, добиваться определенного звучания, что влияет на микропроцессы в наших мышцах.
Следовательно, я полагаю, что КОГДА МЫ ЗАРАНЕЕ НАСТРОЕНЫ СЛЫШАТЬ ВТОРУЮ ВОЛНУ ЗВУКА И ГОТОВЫ МГНОВЕННО ОСВОБОДИТЬ МЫШЦЫ ПОСЛЕ ВЗЯТИЯ НОТЫ, ВЕРНЕЕ ПОСЛЕ ПРИКОСНОВЕНИЯ ЧЕРЕЗ КЛАВИШУ К СТРУНЕ, ПРЕДВАРЯЮЩЕЕ МЫШЕЧНОЕ МИКРОПОВЕДЕНИЕ НЕЗАМЕТНО(и слава Богу, что незаметно) ОТ НАС МЕНЯЕТСЯ, И ПОЭТОМУ ВЛИЯЕТ НА МОМЕНТ ВЗЯТИЯ, ХОТЯ МЫ НЕ В СОСТОЯНИИ ОТСЛЕДИТЬ ЭТИ МИКРОИЗМЕНЕНИЯ.
Другими словами, установка на слышание второй волны и на релаксацию после взятия незаметно влияет на микротонус мышц за мгновение до взятия, и, соответсвтенно, влияет на звучание после взятия. При этом, подчерну, чтобы это получилось, нужно фиксировать внимание именно на то, что происходит после взятия — то есть на релаксацию и на слышание второй волны, и не обращать внимание на микроповедение мышц до взятия. Именно это приводит к успеху, так как точно распределяет отношение сознательного и бессознательного в процессе игры. То есть настройка на поведение ПОСЛЕ взятия, дает возможность нашим рукам бессознательно выбрать микроповедение ДО взятия.
Такова моя гипотеза, в правильности которой я уверен (насколько это вообще возможно)

Источник

Оцените статью