Как качественно записать пианино

Запись акустического фортепиано

С самого начала следует отметить, что каждый звукорежиссер применяет свою технологию записи фортепиано. Это, в первую очередь, объясняется тем, что каждая студия отличается своими акустическими характеристиками и музыкальными инструментами.

В данной статье будут рассмотрены все самые важные моменты в записи акустического фортепиано и рояля.

Перед записью необходимо определиться с музыкальным стилем, в котором будет записываться инструмент. Разобравшись с этим вопросом, вы сможете правильно выбрать помещение и понять, какого звучания нужно добиться от инструмента.

Если в ваши намерения входит запись композиции, например, в стиле рок, которая, как известно, отличается жестким и резким звучанием, вам стоит предварительно подготовить и настроить инструмент, а не надеяться на последующую обработку эффектами.

То же самое касается и записи классических или джазовых композиций. Для получения мягкого и плотного звучания, свойственного им, также требуется предварительная настройка инструмента. Следует отметить, что соответствующая настройка инструмента должна быть сделана профессионалом, не пытайтесь настроить фортепиано самостоятельно.

Для получения действительно качественного результата необходимо ориентироваться и на соответствие того или иного инструмента какому-либо музыкальному стилю.

Мягкий тон, присущий классической музыке, вы сможете без проблем получить, воспользовавшись инструментом одной модели, в то время как поп и рок отличаются более ярким звуком и инструменты, обладающие подобным звучанием, лучше сочтутся с остальными компонентами микса.

При записи следует обращать внимание и на размер инструмента. Большой рояль, например, обладает способностью воспроизводить очень глубокие басовые ноты, тогда как инструменты меньших размеров воспроизводят басовые ноты, которые теряют низкочастотную энергию и наполняются высокочастотными гармониками, не всегда имеющими прямую связь с основными частотами.

Читайте также:  Гитара классическая с вырезом valencia vc104cbk

Следует отметить, что этот фактор может затруднить настройку басовых нот в небольшом по размеру инструменте.

В записи живого инструмента очень важен выбор микрофона. Ясное и светлое звучание можно получить, используя конденсаторные микрофоны, как с большой, так и с малой мембраной. Их можно применять для записи рок- и поп-композиций.

В тоже время отличные результаты дают и динамические микрофоны, например те же Shure SM-57/58 и Sennheiser MD 421.

Нужно всегда грамотно выбирать направленность микрофона и выбирать её нужно, учитывая музыкальный стиль, в котором будет записываться инструмент.

Ненаправленные микрофоны – оптимальный вариант для записи классических и джазовых композиций, поскольку в этом случае записывается не только сам инструмент, но и акустика помещения.

Записывая джаз, следует помнить, что где бы ни происходила запись, она делается вживую. Во время записи джазовые исполнители часто не используют наушники, они стараются сделать свою партию максимально естественной.

Микрофон должен быть расположен на таком расстоянии, при котором был бы слышен только инструмент, а не музыкант. Следует удалить микрофон от клавиш, чтобы застраховать его от случайных ударов музыкантом.

Для записи подчёркивающей акустику помещения оптимальной считается стереопара или стереомикрофон, но можно также поэкспериментировать и с совмещением микрофонов различных типов.

Существуют некоторые эмпирические правила, знание которых поможет вам найти правильные места для микрофонов во время записи.

Самое первое, что вам нужно знать, это то, что высокие частоты обычно распространяются по прямым линиям, а низкие обладают способностью огибать преграды, которые попадаются им на пути. Именно поэтому звук позади инструмента такой унылый даже при открытой крышке.

С передней же стороны крышка затрагивает дисперсию высоких частот и отражает звук в аудиторию. Наиболее эффективное отражение происходит вдоль линии молоточков, поэтому, если вы хотите захватить самый яркий звук, помещайте микрофон на этой линии.

Немаловажное значение для правильного размещения микрофонов имеет понимание законов вертикального рассеивания звука.

Высоте, на которой устанавливаются микрофоны, тоже должно быть уделено внимание. Самый яркий звук вы сможете захватить, поместив микрофон на достаточной высоте и так, чтобы в зоне его «видимости» были высокие струны.

Однако старайтесь не переусердствовать с высотой, иначе вы рискуете получить высокочастотное затенение, спровоцированное открытой крышкой. Достаточно легко понять, что самые ясные высокие частоты можно получить из зоны, которая расположена чуть ниже открытой крышки.

Также стоит отметить, что, если микрофон поместить чересчур близко к полу, это усилит отражения между полом и корпусом и придаст тембру инструмента неприятный характер.

Несмотря на важность знания принципов вертикального рассеивания звука, для проведения качественной записи стоит принять во внимание, что вначале необходимо найти правильные места для расположения микрофонов в горизонтальной плоскости, а потом уже уделять внимание поиску нужной высоты.

Влияние крышки рояля на звук

Качество записи зависит и от такого фактора, как закрытая или открытая крышка рояля. В большинстве случаев ее оставляют полностью открытой, так как при абсолютно закрытом корпусе высокие частоты уменьшаются намного сильнее, чем низкие. В результате получается приглушенное, матовое звучание.

Во время записи камерной музыки частично открытая крышка может улучшить общий баланс инструментов. При этом тонко смягчается общий тембр рояля, но, как и при полностью открытой крышке фронтальные расположения захватывают наибольшее число высоких частот.

При отсутствующей крышке внешние микрофоны не смогут поймать высокие частоты, которые уходят вверх и в результате притупляется звук, идущий с фронтальной стороны инструмента.

Удаление крышки также негативно влияет на резонансные качества рояля и уменьшает мощь басовых нот. Хотя, с другой стороны, это придает звучанию вокруг инструмента большую однородность.

Грамотно поместив микрофоны, вы вообще можете обойтись без обработки, по крайней мере, без эквализации, которая лишь добавит в запись лишний шум, который может испортить джазовые и особенно классические композиции. Его легко можно будет заметить в паузах и при негромких пассажах.

Что касается компрессии, то аккуратная, умеренная компрессия пойдет на пользу даже в случае с классическими композициями. Однако с ней нельзя перебарщивать, ведь она способна заметно усилить даже самый слабый шум и нарушить естественную динамику.

Если вам требуется звучание а-ля «Honkey-Tonk», можно не расстраивать сам инструмент, а просто воспользоваться такими интересными эффектами, как хорус или гармонайзер.

Источник

«Как сделать запись электронного фортепиано качественно» — мини-курс

Как записать свою игру на фортепиано

Есть определенная проблема при записи Вашей игры на фортепиано — она получается УЖАСНОГО качества!

Вы уже знаете, что для качественной записи нужно использовать компьютерную запись звука. Но как всё это организовать?

В этом мини-курсе Вы научитесь:

— Вести съемку фортепиано сверху разными способами
— Записывать звук Вашего инструмента (электронного пианино или синтезатора) с помощью компьютера
— Исправлять неправильно сыгранные ноты через программу и перезаписывать звук, будто Вы сами сыграли правильно
— Накладывать хороший звук, записанный через компьютер, на видеозапись Вашей игры на фортепиано
— Записывать миди-данные с Вашего электронного инструмента
— Проигрывать миди-дорожку, записанную на компьютер, через Ваш электронный инструмент и делать запись получившегося звука
— Находить в интернете и скачивать минусовки для импровизаций на фортепиано
— Играть под минусовки (организация процесса игры)
— Записывать свои импровизации под минусовку качественно
— Оформлять получившуюся запись в виде mp3, wav-файлов или в виде видеозаписи
— Загружать свои видео на Ютуб и оформлять эти видео так, чтобы они быстро набирали просмотры.

Худшее, что можно сделать — это не воспользоваться этим курсом и продолжать записывать Ваши видео или аудио-выступления с помощью микрофона… Качественная запись Вашего выступления наберет в 3 раза больше просмотров и в 5 раз больше лайков, чем обычная запись на видеокамеру!

Минимальные затраты на качественную запись звука с Вашего инструмента составят от 0 рублей!

Скорее всего, у Вас уже есть всё необходимое для записи звука:

1. Компьютер
2. USB-кабель от принтера (для подключения электронного пианино по миди-каналу)
3. Выход на наушники или линейный выход на Вашем электронном инструменте
4. Микрофонный вход или линейный вход на Вашем компьютере
5. Шнур с 2-мя мини-джеками для подключения. (стоимость в магазине до 100 руб)
6. Программное обеспечение для записи звука можно установить условно бесплатно или (на Ваш риск) скачать на торрентах.

Источник

Как записывать и сводить чистый звук на цифровом фортепиано? +полезный лайфхак.

Если при игре на цифровом фортепиано или синтезаторе звук записывать сразу, на видео может быть слышно постукивание клавиш.

Да и вообще: то банкетка скрипит, то дверью хлопнул кто-то, и акустика в комнате часто оставляет желать лучшего. Такое себе искусство, нервы одни))

Как записать звук чисто? Пишите отдельно! + так можно записывать звук, даже играя в наушниках.

Почти все современные цифровые инструменты имеют выход на внешний накопитель. (простым языком — значит, можно вставить «флешку»).

В инструкции к каждому ф-но есть правила: какие флешки подходят, как их отформатировать под инструмент и т.п. ( если инструкцию потеряли — в интернете по поиску есть документы на любой инструмент, введите например «ПИАНИНО УРАЛ-200 инструкция» (не реклама)).

  • Флешку подготовили, подключили, нажали запись. Телефон (ну или на что будете видео писать), тоже активировали.
  • Внимание, важный лайфхак, если нужно записывать видео в наушниках. (вдруг вы работаете ночью, или ребёнок спит):

Возьмите 2-3 чётких аккорда на инструменте (необязательно громких, просто чётких) — это будет ваш ориентир при сведении звука в программе. Объясню ниже, это что-то вроде имитации «кинохлопушки».

  • Затем начинаем запись.
  • Переносим аудиофайл с флешки и видеофайл с телефона на компьютер.
  • Откройте любой видеоредактор. Добавьте видео и аудио в программу.

Видеоредакторов много, я например работаю в Kdenlive, а раньше работала в VideoPad — он тоже бесплатный и для цели «свести звук, наложить картинку» отлично подходит. Но Kdenlive мне нравится больше, а вы можете выбрать любой другой.

  • Создайте проект с одной видео- и двумя аудиодорожками.

Видео с телефона перетаскиваете на первую видеодорожку: оно автоматически займет две «строки» — видео и аудио.
Аудиофайл вставьте дорожкой ниже. (Смотрите фото. В других редакторах может немного отличаться процесс создания дорожек, но главный принцип всегда одинаковый)

Источник

Большое руководство по записи рояля. 1 часть

В короткой статье «4 способа записать рояль» я обещал написать подробное руководство о звуке рояля. Вот оно.

В этом тексте и в следующих частях:

• Какой тип микрофона взять?

• Какие микрофоны ставят топовые звукорежиссеры?

• Какие рояли бывают и какой записывать?

• Распространение звука по горизонтали

• Что делать с крышкой?

• Распространение звука по вертикали

• Прямой звук против отраженного

• Запись с помощью стереопары

• Где поставить рояль?

• Передвигаем микрофоны ближе

• Словарь жаргонных словечек

• Ставим микрофоны под крышку рояля

• На какую высоту поднимать микрофоны?

• Стереопары под крышкой

Когда я смотрю на библиотеки звуков с сотнями сэмплов, мне начинает казаться, что запись акустических инструментов вот-вот уйдет в прошлое. Но не уходит, потому что не всех устраивает звучание сэмплов, а кому-то чужой звук не позволяет сделать правильный микс.

Запись рояля — большая проблема для звукорежиссеров, выросших в домашних и маленьких студиях и для тех, кто занимается электронной музыкой. Размер инструмента и сложное звукообразование предъявляют жесткие требования к микрофонам и другому звуковому оборудованию, но это только часть проблемы. Для начала, мало у кого есть доступ к хорошему инструменту на длительное время, чтобы получить достаточный опыт записи. Десятки, если не сотни статей в Интернете предлагают «правильные» методы записи и использования микрофонов, но многие из них совершенно не совместимы с тем звуком, который вы ждете.

Я попробую развенчать некоторые убеждения, которые не помогут вам получить нужный звук, и собрать воедино микрофонные техники, которые предлагают разные звукорежиссеры. Вы же сами решите, чем пользоваться, а что выбросить за ненадобностью.

Какой тип микрофона использовать?

Одни микрофоны выигрывают по сравнению с другими при записи рояля из-за самой природы фортепианного звука. Очевидно, что у рояля очень широкий спектр звуков. Он начинает звучать от 26 Гц внизу и простирается гораздо дальше 20 кГц, которые слышит человеческое ухо. Это ставит под сомнение использование большинства динамических микрофонов, потому что их сравнительно тяжелые мембраны просто не могут воспринять быстрые движения частичек воздуха верхнего частотного диапазона в отличие от более легких мембран конденсаторных или ленточных микрофонов. По той же причине динамические микрофоны скрадывают очень короткие переходные процессы в атаках звука, поэтому можете прятать свои SM57 куда подальше, если вы не ставите перед собой цель вместо фортепианного звука записать спецэффект.

Обилие звуков в низком регистре также заставляет обратить внимание на диаграмму направленности. Частотная характеристика большинства кардиодных микрофонов имеет бОльший спад на низких частот, чем у ненаправленных мкрофонов. Это одна из причин, почему микрофоны с круговой диаграммой направленности часто используются для записи рояля. Кардиоидные микрофоны также создают некоторые дополнительны е искажения, когда вы их ставите очень близко к струнам.

Размеры инструмента — еще одна причина, по которой многие звукорежиссеры предпочитают ненаправленные микрофоны в том случае, если ставят их очень близко. Кардиоидные микрофоны даже с очень широкой диаграммой направленностью фокусируются на той части инструмента, на которую они «смотрят», из-за этого какая-то часть инструмента звучит более активно, чем соседние. Обычно звукорежиссеры решают эту проблему, используя пару одинаковых кардиодных микрофонов, тем самым расширяя совокупную зону эффективного съема звука микрофонами.

Передача звука микрофоном вне его осевой чувствительности очень важна для записи рояля независимо от техники постановки микрофонов, которую вы используете. Потому что размер инструмента настолько велик, что по оси чувствительности приходит только маленькая часть звуков из тех, которые вам нужны. Особенно важно это в том случае, когда вы используете микрофонные стереосистемы, в которых микрофоны установлены не параллельно друг другу. Потому что звук, приходящий к системе спереди, будет смещен от оси чувствительности обоих микрофонов как минимум на 45 градусов. И обычно так бывает, что перед микрофонной системой оказываются струны среднего звукового диапазона рояля, которые очень важны в любой музыке (если вы устанавливаете микрофоны близко внутри рояля), либо середина звуковой сцены, когда вы ставите микрофоны в классическом положении вдали от рояля, чтобы поймать еще и акустику зала.

Еще одна беда — бюджетные микрфоны с большой мембраной, они очень плохо обходятся с высокими частотами. Производителю намного легче сделать микрофон с хорошими характеристиками вне оси чувствительности, если мембрана будет маленькой. Ненаправленные микрофоны и «восьмерки» в этом смысле показывают куда лучший результат. Если вы будете ставить микрофон близко к струнам, то, независимо от модели, которую вы выбрали, убедитесь, что этот микрофон может выдержать высокое звуковое давление. Потому что рояль издавает очень громкие звуки, особенно во время коротких атак. Но их может быть достаточно, чтобы повредить микрофон.

Теперь, держа в голове все, что я рассказал, давайте посмотрим, чем пользуются топовые звукорежиссеры. И увидим, как они ополчаются против теории. Совершенно удивительно, что, несмотря на все, что я написал о внеосевой чувствительности, они чаще всего выбирают конденсаторные микрофоны с широкой мембраной.

Эл Шмидт (у которого дофига «Грэмми») очень любит ставить Neumann M149 под крышку рояля.

Джон Келли в разговоре о работе с Kate Bush заявил, что он фанат Neumann U87.

AKG C414 часто всплывает во множестве интервью. В одном из них Крис Кимси рассказывал, что использовал C414 во время записи “Statt me up” Роллингов.

У названных микрофонов есть несколько важных общих черт. Во-первых, они с переключаемой диаграммой направленности, и обычно в описанных ситуациях переключатель находится в положении «круг». Во-вторых, это достаточно дорогие микрофоны и, как и следует ожидать, у них замечательный низ и добротное звучание вне осевой чувствительности, особенно если их использовать в режиме «кружков».

Микрофоны с маленькими мембранами используются не реже. Эд Черни, который работал с Билли Джоэлом и Элтоном Джоном — только один из многих, кто ставит Brüel & Kjaer 4000-х серий на своих записях. Изначально B&K делали измерительные микрофоны, и они смогли сделать микрофон с ровной частотной характеристикой вдоль оси и вне оси чувствительности. Эд Черни и Джей Ньюлэнд (больше всего известный записями Норы Джонс) выбрали кардиоидный 4011s и 4007s соответственно, и используют их одновременно в стереопаре XY, которую ставят под крышкой рояля. А Ричард Кинг, звукорежиссер академических записей в Sony, выказал предпочтение круговым 4009s и ставит их недалеко от рояля. Конечно, звукорежиссеры используют не только B&K. Часто используется Neumann KM84, среди его поклонников — Тони Висконти, продюсер Дэвида Боуи.

Очевидно, нет простых ответов, когда речь заходит о выборе микрофона для записи рояля, особенно из-за того, что определенный микрофон подходит только для определенной техники, и я буду неоднократно к этому возвращаться.

Один из способов записи рояля заключается в том, чтобы получить не только звук самого инструмента, но и акустику зала или другого помещения, где рояль находится, делая звук настолько естественным, насколько возможно. В наши дни этот подход используется для записи классической музыки. Цель таких записей — создать звук самого лучшего места в зале для слушателя, который сидит дома. В этих записях гораздо больше реверберации, чем в других стилях музыки. Надо понимать, что вы не можете уменьшить количество реверберации зала после записи, и это накладывает некоторые ограничения во время записи и сведения и предъявляет повышенные требования к мастерству звукорежиссера.

Альтернативный путь —сделать такой звук, который похож на то, что слышит пианист. В этом случае микрофоны ставятся ближе к инструменту, чтобы передать те вещи, которые происходят со звуком внутри рояля. В результате будет меньше реверберации помещения, что не только позволяет делать запись в не самых лучших в плане звука комнатах и залах, но и дает больше возможностей для того, чтобы усадить рояль в микс во время сведения с помощью приборыов обработки звука. Оба подхода имеют право на существование, но надо понимать, зачем вы это делаете.

Для классических записей основной подход такой. Вы берете свою любимую стереопару и таскаете ее по всему залу, ища то самое место, где получится идеальный звук. В этом месте будет правильный баланс всех регистров инструмента, нужное количество реверберации, хорошая стереокартинка и приятное звучание самого инструмента.

Самая большая трудность в достижении всего этого в том, что разные частоты, излучаемые струнами и декой вниз в пол и вверх в крышку рояля ведут себя совершенно по-разному. Это означает, что звук рояля меняется невероятно сильно при каждом перемещении микрофона. Поначалу вам будет казаться, что установить микрофоны можно только наудачу, и хорошо еще, если вам повезет. Но со временем вы приноровитесь.

Какой рояль записывать?

Давайте немного отойдем от способов записи и поговорим о самих роялях, потому что от выбора инструмента звук микса зависит в не меньшей степени, чем от способов записи. У таких концертных роялей, как #Steinway или #Bösendorfer, сочный и глубокий тембр, он ассоциируются с классикой. Для поп-музыки хорошо подходят более яркие инструменты, потому что их звук лучше сочетается с другими инструментами в насыщенной аранжировке. Здесь вне конкуренции #Kawai и #Yamaha.

Кстати, именно рояль Kawai мы будем записывать 20-го декабря на мастер-классе. В шоу-руме компании в нашем распоряжении будет около десятка инструментов, не часто у вас будет такой выбор.

Размер рояля имеет значение, особенно для излучения низких звуков. Из 3-метровых инструментов исполнитель извлекает невероятно глубокие и мощные низкие звуки. Чем меньше инструмент, тем меньше остается энергии низких звуков. В звучании начинают преобладать высокочастотные гармоники, причем это не обертоны, то есть они не находятся в целочисленных соотношениях с основным тоном. Из-за этого различать высоту низких звуков больших роялей легче, чем их маленьких родственников. Высокий регистр тоже страдает у маленьких инструментов.

Распространение звука по горизонтали

К счастью, есть эмпирические правила, которые помогут в поиске правильной позиции микрофонов. Прежде всего осознайте, что высокие частоты имеют свойство распространяться вперед, в то время как низкие частоты имеют обыкновение огибать препятствия. Первый вывод, который следует из этого: звук позади рояля (даже при полностью открытой крышке) всегда тусклый и непригоден для записи. Вдобавок шумы от механизма педалей очень хорошо распространяются назад, так чтоможете даже не пробовать ставить микрофоны позади рояля. Это глупо.

С противоположной стороны высокие частоты распространяются совершенно иначе благодаря крышке, которая направляет высокочастотные звуки в сторону слушателей. Грубо говоря, это наиболее заметно напротив линии молоточков и демпферов. Поэтому микрофоны, установленные вдоль этой линии, дают наиболее яркий звук. Чем дальше к противоположному краю рояля, тем меньше высоких звуков, и сам звук становится тусклым и теряет то, что принято называть «воздухом». Похожий эффект получается, если ставить микрофоны со стороны клавиатуры, из-за спины пианиста.

Источник

Оцените статью