Как красиво закончить ноту

Денис Бережной

Школа пения
и аккомпанемента на гитаре

Как завершить песню красиво

— Денис Николаевич, а почему в исполнении произведения большое значение имеет окончание?
— Очень просто, Саша. Потому что все ждут только его.

Памятка ученикам о том, какой аккорд лучше сыграть в конце песни, чтобы достичь общего благозвучия и эффекта «жирной точки» или восклицательного знака в финале.

  1. Как правило, за исключением особых случаев, финальным аккордом должна звучать тоника тональности. Если песня написана в нескольких тональностях, последним аккордом играем тонику заключительной части.
  2. Самым высоким звуком аккорда должен быть его основной тон.
  3. Самым низким звуком аккорда должен быть его основной бас.
  4. Басы ниже основного, если таковые имеются, хоть и составляют звуки аккорда, допустимо разве что зацепить случайно, потому что смотрите пункт 3.

Правой рукой эти аккорды можно играть приёмами арпеджиато, или тремоло, или ударом, или одновременным щипком в зависимости от характера песни.

Арпеджиато — плавное соскальзывание руки по струнам, когда звуки аккорда берутся последовательно один за другим. Особенно эффектно этот приём звучит в финале произведения, о чём я постоянно напоминаю ученикам. Вы можете прекрасно петь, играть, чувствовать зал в процессе, но вялое, невнятное, затянутое или, наоборот, поспешное окончание и — всё испорчено. Напротив, вы можете неидеально исполнить само произведение, но если красиво и громко закончите, все проснутся и начнут хлопать.
Миша Скуратов хорошо понял это правило, и как-то во время исполнения им не самой любимой песни слышу ritenuto (замедление) и знакомое «брум» на тонике уже после первого куплета.
— Миша, что такое?
— Ну… Всё.
— Пой дальше.
После припева такая же «эффектная» кода.
В общем, сколько в песне было частей, столько раз Миша заканчивал произведение. Уже всем всё было понятно, но не менее смешно.

Обозначения: Горизонтальные линии — струны; вертикальные линии — ладовые порожки; O — основной бас; X — струну не играем; арабские цифры — пальцы левой руки.

Читайте также:  Ледниковый период ноты для фортепиано

Минорные тональности

В тональности Am играем аккорд Am на 5-м ладу:

В тональности Dm играем аккорд Dm на 10-м ладу:

В тональности Em играем или обычный аккорд Em в открытой позиции, или вот такой на 12-м ладу:

Особенного эффекта на этом аккорде можно достичь, сыграв натуральные флажолеты. Строго говоря, натуральные или искусственные флажолеты как ещё один интересный приём в окончаниях песен можно играть на любом приведённом здесь аккорде. Но на Em, не отвлекаясь от пения, сделать это, пожалуй, легче всего.

В тональности Bm (Hm) играем аккорд Bm (Hm) на 7-м ладу:

Мажорные тональности

В тональности C играем аккорд C на 8-м ладу:

В тональности G играем аккорд G в открытой позиции, но иногда лучше такой на 3-м ладу:

В тональности D играем аккорд D на 10-м ладу:

В тональности A играем аккорд A на 5-м ладу:

В тональности F играем обычный аккорд F на 1-м ладу или его упрощённый вариант с малым баррэ:

В тональности E играем или обычный аккорд E в открытой позиции, или вот такой на 12-м ладу:

Надо ли всегда заканчивать именно так? Нет. Иногда хочется не звенеть наверху, а наоборот выделить глубину низов. Тогда играем простые аккорды первых ладов, подчёркивая, акцентируя основной тон — в Am и A это 5-я и 3-я струна; в Dm и D — 4-я и 2-я; в C — 5-я и 2-я; в Em и E — 6-я, 4-я и 1-я и т. д. Это можно сделать, например, щипком-скобкой — одновременным щипком баса вниз, верхней струны вверх.

Ещё о важности окончаний. Из воспоминаний певца Ю. Богатикова и директора-организатора А. С. Чернышёва о совместных концертах с А. Пугачёвой: «Вот выходил Богатиков. Жиденькие аплодисменты. Уходил — гром аплодисментов. Выходила Алка [Пугачёва]. Большие аплодисменты были. А уходила — никак. Потому что, хоть она и может что угодно делать с публикой, это ясно, но была стиснута фонограммой. А тогда фонограммы писали на затихание, на затихание… А для успеха, для народа затихание — это труба. Там надо точку такую, как гвоздь забить».

Видеоиллюстрация: Пример окончания в тональности Am. В коде также можно увидеть приведённые здесь на странице аккорды D и Dm на 10-м ладу.

Я живу (Д. Бережной – Ю. Арабов)

Уроки пения? Вокала? Или уроки игры на гитаре? Почему важно учиться петь и аккомпанировать на гитаре одновременно. Кто и где обучает этому. Как не ошибиться в выборе преподавателя. Плюсы и минусы обучения в музыкальной школе. Как не попасть в сети видеошкол. Видео-уроки, персональные уроки или дистанционные уроки по скайпу онлайн — что лучше? Ответы здесь: Школа пения и аккомпанемента на гитаре Смотрите также: Гитара + Вокал. Учимся по Skype; О «правильных» схемах аккордов; Схемы аккордов для левшей; Как научиться петь и аккомпанировать на гитаре одновременно; Коллекция гитарных боёв; Схемы гитарных боёв; Таблицы тональностей для подбора и транспонирования песен; Универсальная таблица аккордов. Построение и аппликатуры; Универсальные схемы расположения ступеней тональностей на грифе гитары; Расположение нот на грифе гитары; «Постановка голоса» Электронное учебное пособие для самоподготовки студентов; Табулатуры, аккорды, ноты и видеоразборы на заказ; Устройство гитары. Интерактивное приложение; Мотивация без криков и оценок; Из опыта работы с одарёнными учащимися; О некоторых особенностях и отличиях школы; Смешные случаи и курьёзы из моей музыкальной и педагогической практики

Источник

Как красиво закончить ноту

Учим ноты вместе: несколько способов запоминания нотных знаков. Современные программы

Музыка относится к временному искусству, так как она существует только во время исполнения. Но есть то, что позволяет запечатлеть музыкальный фрагмент или произведение в вечности, это ноты. Умение быстро читать нотный текст для настоящего музыканта, это все равно, что читать книгу. Научиться нотной грамоте может каждый желающий, главное постоянно тренироваться и совершенствоваться. Мы постараемся помочь вам получить столь полезное знание.

Какие существуют музыкальные знаки и как они называются?

Ноты – это музыкальные знаки, точно отображающие высоту звука и его длительность. Можно считать, что это буквы музыки.

В настоящее время существует семь основных звуковых обозначений, располагающихся в данной последовательности:

Упражнение №1

Быстро проговаривайте названия от до до си вверх и вниз, старайтесь не путать их между собой и точно соблюдайте последовательность.

Когда вы запомните основные названия, тогда можно переходить к другому уровню. Как уже говорилось ранее, ноты — это буквы. Существует международный музыкальный алфавит, в котором всем знакомые до, ре, ми, фа, соль, ля, си отображаются латинскими буквами.

Вот как они располагаются на клавиатуре.

Упражнение №2

Играйте на клавиатуре соответствующие звуки, проговаривая их обозначения. Вначале движение должно быть последовательно вверх, затем последовательно вниз. Повторяйте несколько раз, пока не запомните идеально. Далее усложняйте задачу, проговаривайте и играйте звуки через один. Например, до, ми, ре, фа и т.д.

Чтобы было проще соотносить ноты на клавиатуре, можете приклеить разноцветные стикеры в радужной палитре на клавиши. Тогда клавиатура будет выглядеть следующим образом:

Перейдем к изучению непосредственно нотной записи. Для начала необходимо усвоить, что фортепианная клавиатура имеет девять октав, две из них неполные и семь полных. Они располагаются в подобном порядке:

К неполным относятся субконтроктава и 5-ая. В субконтроктаву входит две ноты, а именно ля и си, а в пятую одна – до.

Все начинающие музыканты начинают запоминать нотацию сначала в первой октаве, так как она наиболее часто используется при игре на инструменте. Давайте последуем их примеру и выучим вначале запись в первой октаве, но для начала постигнем все основы музыкального текста.

Основы записи: из чего состоит музыкальный текст

Ноты располагаются на специальном стане. Он представляет собой пять линеек.

Открывает запись специальный ключ. Данный музыкальный элемент является ориентиром, направленным на показ высоты. На сегодняшний день существует несколько видов ключей. Рассмотрим каждый подробно.

Основные ключи

Наиболее распространенными являются скрипичный и басовый ключи.

Скрипичный ключ является основным элементом музыкального языка. Данная система отталкивается от ноты соль. Наиболее удобен для записи в первой, второй октаве.

Басовый ключ также относится к основным музыкальным элементам. Система отталкивается от ноты фа. Наиболее удобен для осуществления записи в малой и большой октавах.

В случае с фортепиано, их нередко объединяют в систему. Выглядит это так:

К более сложным относятся альтовый и теноровый ключи, поэтому в данной статье мы не будем заострять на них внимание.

Расположение нотных знаков соответственно ключу.

Рассмотрим расположение нот в скрипичном ключе:

  1. До располагается на первой добавочной линейке.
  2. Ре под первой линейкой.
  3. Ми на первой линии.
  4. Фа между 1 и 2.
  5. Соль на 2.
  6. Ля между 2 и 3.
  7. Си на 3.
  8. До 2 между 3 и 4.

Вначале играйте в строгом порядке, проговаривая названия в слух. Визуально запоминайте расположение. Потом попытайтесь сыграть простой нотный пример 1.

Играйте вдумчиво, не торопитесь. Ответьте, какой ноты не хватает в данном примере. Проверить ответ можно в конце страницы .

Теперь рассмотрим, как располагаются ноты в басовом ключе:

  • До между 2 и 3.
  • Ре на 3.
  • Ми между 3 и 4.
  • Фа на 4
  • Соль между 4 и 5
  • Ля на 5
  • Си над 5.
  • До на первой верхней добавочной линии.

Точно также играйте в соответствии с их порядком. Помните, что в данном случае играть необходимо не в первой октаве, а в малой.

Если обозначения освоены, то можете попробовать сыграть предложенный нами пример №2.

При игре не торопитесь. Ответьте на вопрос, какой ноты не хватает. (Ответ в конце страницы)

Важно научиться не путать нотацию скрипичного и басового ключей. Чтобы было легче запоминать, мы подготовили специальную таблицу, ускоряющую процесс.

Название ноты Скрипичный ключ Басовый ключ Расположение на клавиатуре
До (C)
Ре (D)
Ми (E)
Фа (F)
Соль (G)
Ля (A)
Си (H)

Процесс запоминания является достаточно длительным, поэтому необходимо уделять изучению, как можно больше времени. После того, как начальные знания будут иметь практически автоматический характер можно начинать изучение нот в более высоких или низких октавах.

Давайте рассмотрим звукоряд от самой низкой до самой высокой ноты.

Не пытайтесь объять необъятное сразу. Учите по частям, постоянно закрепляя изученный материал. После изучения теории всегда переключайтесь на практику, чем больше вы играете несложных нотных примеров, тем быстрее вы начнете отличать ноты в разных ключах, регистрах.

При игре на фортепиано можно заметить, что инструмент имеет белые и черные клавиши. Тёмные клавиши являются, либо повышением, либо понижением основных тонов, поэтому для обозначения используются специальные знаки.

Диезы обозначаются на нотном письме #, а бемоли — . Первые знаки повышают ноту на полтона, а вторые соответственно понижают. Пишутся они рядом с основным тоном. Данная тема интересна, но требует более детального обсуждения.

Какие современные программы помогают быстрее выучить нотацию?

На сегодняшний день отличной помощью в освоении музыкальных основ являются компьютерные технологии. Рассмотрим наиболее эффективные и удобные приложения.

GNU Solfege является современной программой, устанавливаемой на компьютер. Программа включает в собственный арсенал множество тренажеров, направленных на улучшение слуха, ритма, а также увеличения скорости чтения нот.

Абсолютный слух представляет собой приложение для смартфона, работающего на платформе Android.

К преимуществам данной программы можно отнести наличие огромного количества упражнений, направленных на всестороннее развитие музыканта. К одному из таких упражнений относится именно «Чтение нот». Человек может сам выбирать охват нот, необходимый ключ и т.д. Не может не радовать достаточно красочный интерфейс. Достаточно интересно тренировать собственные знания в данном приложении. Тем более, когда оно находится в телефоне, можно заниматься вне зависимости от места и времени.

Изучение нотной грамоты – это только первые шаги в удивительный мир музыки, поэтому не останавливайтесь на этом этапе. Открывайте для себя новые и интересные теоретические основы и постигайте правила музыки.

Ответы: В примере №1 не хватало ноты си, в примере №2 не хватало ноты ля.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Источник

Оцените статью