Как мелодически обыграть аккорд

Содержание
  1. Практическое применение ладов, гамм и прочих звукорядов
  2. Зачем вообще нужны эти лады?
  3. Пример 1 (самый простой вариант, стандарт):
  4. Пример 2:
  5. Пример 3 (джазовый):
  6. Пример 4 (металлистский):
  7. Пример 5:
  8. Пример 6 (красиво звучит):
  9. Пример 7 (просто гамма):
  10. Пример 8 (3 вида гамм):
  11. Натуральная гамма
  12. Гармоническая гамма
  13. Мелодическая
  14. Пример 9:
  15. Уменьшенный лад
  16. Увеличенный лад
  17. Как обыграть аккорд интересно
  18. Как пользоваться полученным звукорядом
  19. Как мелодически обыграть аккорд
  20. Solar гитарное соло + легкий разбор.
  21. «Тест на владение ладом» или «Шпионское соло»))
  22. Анализ соло на Isn’t she lovely
  23. Импровизация на Oleo. Часть 3. Обыгрываем каждый аккорд
  24. Импровизация на Rhythm Change. Часть 2. Упрощение гармонии
  25. Импровизация на Rhythm Change. Часть 1. Блюзовые гаммы
  26. Мелодический минор. Часть 3. Работа с фразами
  27. Мелодический минор. Часть 2. Секвенции
  28. Мелодический минор. Урок 1. «Волшебные формулы»
  29. Упражнение на 1000 000 долларов! В стиле Freestyle
  30. Пример соло на Sleep Walk ( by Jerry Bergonzi). Заказ для студента.
  31. Как обыгрывать гармонию “Donna Lee“. Часть 2
  32. Как обыгрывать гармонию “Donna Lee“ Часть 1
  33. «Аккорды меняются быстро! Что делать. )))» Подсказки по импровизации.
  34. Импровизация на «Sunny» Советы начинающим.
  35. Backdoor II-V progression
  36. Джазовый блюз в До миноре (minor blues in Cm)
  37. Blues for Alice. «Паркеровский» блюз в Фа мажоре.
  38. Джазовый double time Blues in F

Практическое применение ладов, гамм и прочих звукорядов

Зачем вообще нужны эти лады?

На них строится импровизация соло песен на гитаре и других музыкальных инструментах.
Для этого используется не весь звукоряд лада, а его часть (весь сложно).
Речь о ионийском, дорийском и т. д. ладах, гармоническом, пентатониках.

Соло можно также строить на арпеджио трезвучий, опевании аккордовых тонов, пентатонике.

Пример 1 (самый простой вариант, стандарт):

Аккорды тональности Ля-минор Am Dm E Am можно обыграть так:
Всё обыгрывать натуральным Ля-минором, а аккорд Е — гармоническим Ля-минором.

Читайте также:  Чем гитара фолк отличается от дредноута

Т. е. так: на все аккорды, кроме Е, играем ля-си-до-ре-ми-фа-соль,
а на E — ля-си-до-ре-ми-фа-соль#.

Пример 2:

Каждый аккорд мелодии Am F C E обыгрываем отдельным ладом

  • Am — эолийским с тоникой Ля (ля-минорный лад);
  • F — лидийским от Фа;
  • С — ионийским от До (до-мажорный лад);
  • E — фригийским от Ми.

Лады см. на риске справа >>>

Пример 3 (джазовый):

Каждый аккорд мелодии Am F C E7 обыгрываем отдельным ладом

  • Am — дорийским от Ля;
  • F — лидийским от Фа;
  • С — лидийским от До;
  • E7 — миксолидийским от Ми.

Использование в джазовом стиле поверх минорных аккордов дорийского лада, мажорных лидийского, а доминанты миксолидийского — это своего рода стандарты.

Пример 4 (металлистский):

В металле нередко по всем аккордам песни ложится фригийский лад.

Т. е. поверх А5 F5 G5 А5 (см. табулатуру аккордов; об аккордах-пятерках, power chords) можно играть Ля-фригийский лад (с тоникой Ля A-Hb-C-D-E-F-G).

Еще вариант — по каждому аккорду играть свой (А, F, G) фригийский лад.

Пример 5:

Многие современные произведения пишутся квинтами А5 G5 А5 G5 F5 G5 A5.
Пятерки, как известно не относятся ни к мажорным, ни к минорным аккордам. В них нет медианты (3 ступени), только тоника и доминанта.

Однако, например, G5 A5 H5 похоже на G A Hm, если H (Си) — тоника (минорная).

Т. е. нужно проверять к чему тяготеет каждый аккорд, к мажору или к минору.

Пример 6 (красиво звучит):

Записываем музыку из двух аккордов Am F. Играем поверх первого
ля-дорийский (А B C D E F# G),

второго
фа-лидийский (F G A H C D E).

Пример 7 (просто гамма):

Обратите внимание на то, что соло популярной, любимой многими песни «Ой-йо» группы «Чайф» строится в рамках простой гаммы
(до-ре-ми-фа-соль-ля-си).

Гамма:

Если играть гамму с ноты «До» (6 струна, 8 лад), то это тональность «До-мажор».
Если с ноты «Ля» (4 струна, 5 лад), то это тональность «Ля-минор», параллельная тональности «До-мажор». Ноты те же.

Пентатоника тональностей «До-мажор» и «Ля-минор» (их ноты совпадают) — второй бокс:

Пентатоники рассматривались в уроках № 8 и 9

а вот табы соло: Ноты (6 шт.) соло в рамках гаммы и 4 из них входят в пентатонику:

  • 2 струна: 8 лад — G;
  • 3 струна: 7, 9, 10 лады — D, E, F;
  • 4 струна: 9, 10 лады — H, C.

Пример 8 (3 вида гамм):

Натуральная гамма

  • т т пт т т т пт — мажорная
  • т пт т т пт т т — минорная

Гармоническая гамма

Мажорная гамма понижается на полутон в VI ступени.

  • В до мажоре это ля-бемоль.
  • В соль мажоре — ми-бемоль.
  • В фа-мажоре – ре-бемоль.

Минорная гамма повышается на полутон в VII ступени.

Мелодическая

Мажорная гамма понижается на полутон в VI и VII ступенях только при нисходящем движении.

  • В до мажоре это си-бемоль и ля-бемоль.
  • В соль мажоре отменяется фа-диез и ми-бемоль.
  • В фа-мажоре ми-бемоль и ре-бемоль.

При восходящем не отличается от натуральной.

Минорная гамма повышаются на полутон в VI и VII ступенях только при движении вверх.

При нисходящем не отличается от натуральной.

Пример 9:

Уменьшенный лад

Чередование интервалов тон-полутон.

Увеличенный лад

Между звуками тон.


Есть вопросы? Задайте

Источник

Как обыграть аккорд интересно

Здравствуйте, уважаемые читатели. Давайте посмотрим как обыграть аккорд интересно с использованием арпеджио двух взаимозаменяемых аккордов. Дело в том, что замены аккордов, о которых мы писали в последнее время можно расценивать как способ по-новому обыгрывать аккорд. То есть мы, например можем играть ноты трезвучия одного аккорда на другой. Например, на до-мажор трезвучие ми-минора — ведь эти два аккорда практически одинаковы по звуковому составу. Или на ля-минор семь играть ноты септаккорда (или арпеджио) фа-мэйдж (или большого мажорного септаккорда).

Таким образом, возможность использовать ноты сразу двух арпеджио дает нам много больше простора для обыгрывания аккордов. Да, а если мы просто используем гамму аккорда, как нам её лучше использовать? Во-первых важен метр — или внутренняя пульсация, то есть аккорд обычно звучит как часть гармонии, выполняет в ней свою функцию и звучит в определенном размере, например четыре четверти. Гамма тоже должна звучать ровно в четком ритме, нужно считать про себя, чтобы когда вы хотите звучали восьмые ноты, шестнадцатые. Во-вторых, есть устойчивые и неустойчивые звуки, устойчивые — это главные звуки звучащего аккорда. Главные звуки аккорда — это первая, третья, пятая ступени лада (к которому относится аккорд), когда звучит септаккорд то к списку устойчивых прибавится еще и седьмая ступень.

Остальные ноты гаммы — неустойчивые и они добавляются к основным нотам аккорда. Но мы сейчас говорим о том, как гамму играть. Когда играете ноты гаммы, неустойчивые используйте аккуратно — они выполняют роль проходящих, для добавления к звучащим в аккорде нотам новой какой-то окраски. Проходящие нужно стараться разрешать в устойчивые. Поэтому старайтесь заканчивать ваши музыкальные фразы на 1-ой, 3-ей или 5-ой ступенях.

Да, в третьих при игре старайтесь и синкопам уделять внимание — это больше к метру относится. В статье что такое синкопа мы рассматривали и виды синкоп и о метре говорили немного.

Итак, давайте для интереса попробуем использовать тот подход, который мы выше в самом начале описали. Вот есть септаккорд D7.

рис. 1

А вот такое будет его арпеджио:

рис. 2

Теперь надо найти какую-нибудь замену нашему доминантсептаккорду D7. Для этого используем принцип описанный нами в статье про аккорд G7. Сначала заменим D7 на Adim вот так:

рис. 3

Затем, помня об особенности уменьшенных аккордов заменяем Adim на Cdim — оба эти созвучия имеют абсолютно одинаковый звуковой состав. И на этот раз уже полученный Cdim заменим на доминантсептаккорд F7 вот так:

рис. 4

Таким образом, вместо D7 можем брать F7. Мы можем заменять эти два аккорда (так как они имеют близкое звучание), а также играть арпеджио одного на другой. То есть фактически вот эту последовательность нот (просто звуковой состав F7 или арпеджио)

рис. 5

можно играть на аккорд D7. Более того давайте объединим оба арпеджио в одну последовательность, получив необычно звучащую гамму звуков, которой также можно пользоваться при обыгрывании доминантсептаккорда D7:

рис. 6

Вот на рисунке 6 изображена наша интересная гамма, она кажется необычной, но если присмотреться, это гамма гармонического ля-минора только с пропущенной нотой до, и её мы с легкостью можем играть на малый мажорный септаккорд D7.

Как пользоваться полученным звукорядом

Теперь — зачем же нам эта последовательность из двух арпеджио как не для того чтобы использовать в импровизации? Как это делать? Нужно выделить в ней аккордовые звуки, то есть звуки того созвучия, которые мы хотим обыграть ей. У наc это Ре-семь, поэтому посмотрим на его примере:

рис. 7

На рисунке мы обвели красным нужные нам устойчивые ступени. Теперь это позволит нам правильно играть эту последовательность на аккорд. Правила использования устойчивых ступеней и неустойчивых мы описывали уже здесь. Но если вкратце все не обведённые ступени выполняют роль неустойчивых и их используют для добавления новых красок, в вашу мелодию, на устойчивые же звуки заканчивают фразы, на них делают акценты. Но давайте послушаем как это на примере блюзовой последовательности: G7 | C7 | G7 D7| G7 и так далее. Мы, изображенный на рисунке 7 звукоряд будем играть на аккорд D7 из блюза, а также на C7 его транспонированную версию — то есть все те же ноты, но сдвинутые на тон вниз: пример использования.

Источник

Как мелодически обыграть аккорд

Друзья, этот материал взят из пособия в помощь изучающим импровизацию и джазовые стандарты.

Основной концепт этих видео, дать некий банк идей для работы с конкретным джазовым стандартом. В данном материале это стандарт Blue Bossa.
Первое видео посвящено тому что я называю мелодическо-гармоническим каркасом для стандарта.

Solar гитарное соло + легкий разбор.

Небольшой обзор-разбор композиции Solar ( Miles Davis ), а также пример моего соло в трио.

«Тест на владение ладом» или «Шпионское соло»))

Я уже как-то ранее упоминал, что хорошим тестом на владение ладом, является способность импровизировать в его пределах достаточно долго без заметных повторений. С мелодическим минором в свое время я разобрался, и пришло время уменьшенной гаммы.

Уменьшенный лад имеет очень характерную краску. Ее звучание я бы «обозвал» как нечто «шпионское», «вкрадчивое» «напряженное» и «потустороннее»

Анализ соло на Isn’t she lovely

Друзья по заказу трудящихся выкладываю видео анализом импровизации Isn’t she lovely
Решил много не «наваливать теории», а просто проанализировать уже сыгранное мной соло, насколько это возможно было это сделать.

Импровизация на Oleo. Часть 3. Обыгрываем каждый аккорд

Заключительный из трех уроков, посвященных импровизации на Rhythm Oleo

Импровизация на Rhythm Change. Часть 2. Упрощение гармонии

Второй из трех уроков, посвященных импровизации на Rhythm Change

Импровизация на Rhythm Change. Часть 1. Блюзовые гаммы

Первый из трех уроков, посвященных импровизации на Rhythm Change

Мелодический минор. Часть 3. Работа с фразами

Это третье( последнее) видео посвященное теме мелодического минора. В нем речь идет о работе с фразами.

Мелодический минор. Часть 2. Секвенции

Это вторая часть серии мелодический минор. В ней я демонстрирую, как можно применять мелодический минор на примере последовательности из четырех аккордов Gm7-Eb7-Am7b5-D7 используя уже известные формулы, данные в первой части. Так же я объясняю, что полезного дает игра секвенций в этом ладу.

Мелодический минор. Урок 1. «Волшебные формулы»

Это первый урок из трех, посвященный мелодическому минору. В первом уроке я объясняю и демонстрирую формулы для использования мелодического минора на разные аккорды.
А также даю ряд рекомендаций с чего начать и на что обратить внимание.

Упражнение на 1000 000 долларов! В стиле Freestyle

Шикарное упражнение на развите слуха , на осмысленность в импровизации.Освежает, развивает! Просто Бомба!) Пробовать всем.

Пример соло на Sleep Walk ( by Jerry Bergonzi). Заказ для студента.

В этом материале я выложил пример несложного соло на композицию Jerry Bergonzi Sleep Walk. Записал это соло по заказу одного студента. Ноты и минусовка прилагаются.

Как обыгрывать гармонию “Donna Lee“. Часть 2

В этом видео показаны некоторые подходы к обыгрыванию гармонии «Donna Lee».

Как обыгрывать гармонию “Donna Lee“ Часть 1

Рад сегодня поделится с Вами свежим роликом от Игоря Бойко. В нем речь идет об обыгрывании аккордовой последовательности песни Donna Lee с помощью арпеджио септаккордов.

«Аккорды меняются быстро! Что делать. )))» Подсказки по импровизации.

Урок на тему, которая, думаю, актуальна для тех, кто практикуется в обыгрывании стандартных джазовых аккордовых последовательностей. А также это видео — частичный ответ на вопрос — комментарий одного пользователя.

Импровизация с использованием
трезвучий на последовательность:

Импровизация на «Sunny» Советы начинающим.

В этом видео я даю подсказки по импровизации на аккордовую последовательность песни SUNNY. Урок нацелен больше на гитаристов начального и среднего уровня.

Backdoor II-V progression

Друзья, в этом видео я объясняю и показываю, что из себя представляет последовательность backdoor II-V и как можно использовать ее при обыгрывании доминантового септаккорда в последовательности V-Imaj.

Джазовый блюз в До миноре (minor blues in Cm)

Небольшое видео посвященное минорному джазовому блюзу. Надеюсь эти скромные советы будут Вам полезны.

Blues for Alice. «Паркеровский» блюз в Фа мажоре.

В этом видео речь идет о одном из вариантов Parker blues, композиции Blues for Alice. В видео звучат некоторые советы по импровизации на эту аккордовую последовательность.

Джазовый double time Blues in F

Снова немного внимания джазовому блюзу. А именно бибоповскому подходу к блюзу. В данном видео речь пойдет о double time blues in F.

Источник

Оцените статью