Как мне взять ноту ми

Как мне взять ноту «ми»?

Олег Каравайчук — яркий композитор и виртуозный пианист, написавший музыку к десяткам фильмов, среди которых — «Короткие встречи», «Долгие проводы», «Чужие письма», «Монолог», «Два капитана», «Поднятая целина», «Городской романс», «Женитьба» и многие другие. Выставка посвящена памяти этого талантливого человека, скончавшегося в июне 2016 года.

Олег Каравайчук — композитор, соединивший в своём творчестве минимализм и цитатность. Сочинять музыку к фильмам он начал ещё в середине 1950-х годов и активно работал вплоть до начала 2000-х. Многие кинокартины, в создании которых он принимал участие, своим успехом обязаны именно звуковому оформлению. Сольные концерты Каравайчука нередко представляли собой провокационные перформансы-импровизации. Экспозиция «Как мне взять ноту «ми»?» — это тотальная аудиовизуальная инсталляция, своеобразный постмодернистский коллаж, выступающий оммажем композитору-экспериментатору. В выставочном пространстве можно увидеть отрывки из таких фильмов, как «Два капитана», «У крутого яра», «Я люблю тебя, жизнь», «После свадьбы», «Городской романс», «Долгие проводы», «Облака», «Дикие лебеди» и другие. Звучащие со всех сторон композиции удивительным образом складываются в «чудовищной красоты гармонию», как говорил Каравайчук. На открытии выставки, которое состоится 27 августа в 19:00 в Государственном центре современного искусства, пройдёт премьерный показ фильма «Олег и редкие искусства» Андреса Дюке, посвящённого жизни и творчеству Каравайчука, его месту в искусстве. Голос композитора в картине звучит словно с другой планеты, из иной реальности.

Читайте также:  Звезда по имени солнце бой для укулеле

Источник

Афиша выставки Как мне взять ноту «ми»? в Москве

Посвящение культовому композитору-постмодернисту Олегу Каравайчуку.

Композитор, пианист и мастер импровизаций Олег Каравайчук (1927-2016) написал музыку более чем к 150 фильмам, с легкостью смешивал свои сочинения с мелодиями классиков, а главное вел себя как настоящий гений — скандально и провокативно. Жил фриковатым отшельником, сочинял на ходу, играл лежа, стоя, в наволочке на голове и танцуя со шваброй, неожиданно отказывался от выступлений и не упускал повода покапризничать. Экспозицию в ГЦСИ составили из десяти проекций, где крутятся фрагменты кинокартин, оформленных музыкой Каравайчука.

Фотография обложки Афиша выставки Как мне взять ноту «ми»? в Москве: автор: Станислав Левшин, источник: Фонд Олега Каравайчука.

Отзывы о «Как мне взять ноту «ми»?»

Читайте про другие
события

Другие выставки / видео

«Разрезая стены»

Игорь Поносов оживляет телом скучный городской ландшафт.

«Георгий Данелия. Бумажный кинематограф»

Ироничные зарисовки к «Мимино» и «Кин-дза-дза».

Источник

Открытие выставки «Как мне взять ноту «ми»?»

27 августа состоится открытие выставки, посвященной памяти гениального композитора и пианиста Олега Каравайчука

Отечественный композитор Олег Каравайчук виртуозно объединял минималистический формат и классические вариации в своем творчестве. С середины 50-х годов прошлого века и до 2000 года Каравайчук сочинял музыку для кинематографа. Выставка «Как мне взять ноту «ми»?» пройдет с 27 августа по 4 сентября.

Пианист написал музыку к таким известным российским фильмам, как «Я люблю тебя, жизнь», «Два капитана», «Городской романс», «Дикие лебеди» и другим. Олег Каравайчук обладал редкой, особенно для современной музыки узнаваемой манерой игры. На своих концертах композитор приводил слушателей в восторг инструментальным исполнением и эстетическим визуальным удовольствием от творческого процесса.

В июне 2016 года Олега Каравайчука не стало. Выставка «Как мне взять ноту «ми»?» содержит в себе самые яркие, эмоциональные и жизненные моменты талантливого пианиста. Экспозиция призвана показать своеобразный микс всей творческой жизни Каравайчука. Здесь можно будет увидеть отрывки из фильмов, к которым написал музыку выдающийся пианист, а его композиции будут сопровождать публику на протяжении всего открытия.

Помимо аудио-визуальных впечатлений, на открытии состоится премьера фильма «Олег и редкие искусства» режиссера Андреса Дюке. Кинокартина посвящена творческому пути и вкладу Олега Каравайчука в российскую музыкальную историю.

После открытия выставка будет работать в следующем режиме:
28 августа – 4 сентября Вт, Ср, Сб, Вс 12:00-20:00 и Чт, Пт 12:00-21:00

Источник

Как читать и считать ноты – подробная инструкция + фото

Открывая сборник нот, неподготовленный человек вряд ли что-то поймет. В то время как профессиональный музыкант, глядя в ноты может услышать музыку, даже без помощи инструмента.

Дело в навыке. Научиться читать ноты и другие музыкальные знаки можно также, как вы когда-то научились читать буквы, складывая их в слова и предложения. Но для этого нужно овладеть знаниями, которыми я поделюсь с вами в этой статье.

Эволюция нотной записи

Чтобы лучше понять, как читать и считать ноты, нам придется обратиться к истокам и узнать, как формировалась нотная запись.

Как и любую другую информацию, в древние времена музыку передавали из уст в уста. Конечно, люди очень давно осознали потребность в сохранении музыки и перенесении ее на более надежный носитель. Эти попытки систематизировать и записать музыку предпринимались в различные времена. И, надо сказать, что способы были весьма разнообразны.

Истоками современной системы нотной записи стала работа древнегреческого теоретика музыки Алипия (III или IV в. н. э.). Он составил список символов (в основном это были греческие буквы), и подробно описал их значения. Символ обозначал звук определенной высоты. Эта система получила широкое распространение. В интерпретации римлян, буквы греческого алфавита были заменены на латинские: A, B, C, D, E, F, G. Именно они и по сей день широко применяются в музыкальной практике.

В средние века появилась невменная нотация. С позднелатинского «невма» — знак, намек.

Использовалась такая запись в религиозной католической музыке. Над текстом псалмов подписывались эти самые знаки или их комбинации. Они показывали направление движения мелодии: вверх или вниз, мелодические обороты или ноты, повторяющиеся на одной высоте. Но, точную высоту звука невмы не отражали. Эта система была хорошим подспорьем, подсказкой для певцов — напоминала ранее разученную мелодию.

Потребность более подробной записи сохранялась, поскольку в церковной традиции использовалось множество различных песнопений. И певцам было очень трудно удержать весь этот объем в голове.

Поиски решения продолжались. Очень важно было придумать, как же обозначать конкретную высоту звука, а не только направление движения. Сначала попробовали рядом с каждой невмой писать букву, которая соответствует определенному звуку. Но от этой идеи быстро отказались. Более рациональным стало решение ввести линию для одного звука. Она обозначала звук fa и стала ориентиром, от которого вверх и вниз стали считать все остальные звуки.

После, для еще большего удобства ввели еще одну параллельную линию сверху для звука do.

Этим нововведением мы обязаны итальянскому монаху, выдающемуся педагогу Гвидо Аретинскому. Именно он, в XI в. предложил ввести параллельные линии для более точного определения высоты звука. В течение своей педагогической деятельности он постоянно совершенствовал свою систему. Ему нужно было найти способ быстро разучивать с певцами незнакомые песнопения. Это привело к настоящей реформе в области нотной записи.

Сложившаяся система Гвидо Аретинского представляла собой четыре параллельных линии, расположенных друг под другом. Невмы стали изображать на самих линиях и между ними.

Каждая невма в этой системе имела определенную высоту. Это прямой прообраз современного нотного стана. Отличие только в том, что сейчас параллельных линий пять, а вместо невм – ноты.

Не интересно 10

Кому принадлежат названия нот

Создание системы нотной записи – не единственное достижение Гвидо Аретинского. Ему также принадлежат названия нот, которыми мы пользуемся и по сей день: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

В те времена был очень популярен гимн, посвященный Святому Иоанну. Мотив его был хорошо известен певцам и имел очень интересную структуру: каждая строка гимна начиналась на тон выше предыдущей. Начальные слог каждой строки и стал названием ноты, с которой она начиналась.

Итак, звукоряд Гвидо Аретинского состоял из шести нот, последовательно восходящих и отстоящих друг от друга на один тон: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. Эта система просуществовала достаточно долго и была действительно очень удобной и понятной. Но, время шло и ей предстояло претерпеть еще множество изменений, прежде чем получить современный вид.

Первые изменения коснулись слога «Ut». Он оказался не удобен для пения, поскольку заканчивается на согласную. Поэтому в XVII веке музыковед Джованни Баттиста Дони заменил «Ut» на привычное нам «Do». Мнения относительно создания этого звука разделились: одни считают, что слог «Do» это первые буквы его фамилии, а другие уверяют, что этот слог происходит от слова DOMINUS что означает – Господь.
Название ноты «Si» также принадлежит ему. Он взял первые буквы словосочетания «Sancte Iohanne» (Святой Иоанн) из последней строчки гимна.

Существует также версия, что названия нот имеют другие корни:

Это красивая легенда, и она вполне могла бы иметь право на существование.

Звукоряд, интервал, октавы

Итак, постепенно количество нот дошло до семи: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Названиями этих нот мы и пользуемся до сих пор.

Ноты располагаются в определенной последовательности по возрастанию высоты, то есть каждая следующая нота выше предыдущей.

Если мы хотим научиться бегло читать ноты, необходимо научиться пользоваться интервалами.

Отношение между двумя звуками, взятыми одновременно или последовательно, называется интервалом . Одновременное звучание образует гармонический интервал, последовательное – мелодический.

Интервал имеет основание и вершину. Расстояние между ними можно посчитать ступенями или количеством тоно́в. Названия интервалов происходят от латинских порядковых числительных. Например, расстояние от основания до вершины в две ступени называется секундой, а в пять ступеней – квинтой. Также, каждый интервал обозначается арабской цифрой:

  • Прима (prima — первая)
  • Секунда (secunda — вторая)
  • Терция (tertia — третья)
  • Кварта (quarta — четвертая)
  • Квинта (quinta — пятая)
  • Секста (sexta — шестая)
  • Септима (septima — седьмая)
  • Октава (octava — восьмая)

Прима — это интервал, который имеет больше формальный характер, поскольку отражает расстояние между одной и той же нотой. Сами понимаете, что фактического расстояния там нет или оно равно 0. Но, тем не менее интервал существует и мы должны о нем знать.

Секунда — это интервал, где расстояние от основания до вершины включительно, составляет две ступени.

Терция интервал, в котором разница между двумя звуками составляет 3 ступени.

Кварта 4 ступени

Квинта 5 ступеней

Секста 6 ступеней

Септима 7 ступеней

Октава 8 ступеней

Источник

Олег Каравайчук. Как мне взять ноту ми?

До 04.09.2016 в Государственном Центре Современного Искусства – ГЦСИ.

ГЦСИ совместно с Фондом Олега Каравайчука представляет проект, посвященный памяти выдающегося композитора, пианиста-виртуоза, классика современного искусства – Олега Николаевича Каравайчука (1927 – 2016) «Как мне взять ноту «ми»?». Проект приурочен к Году российского кино.

Олег Каравайчук, написавший музыку к более 150-ти кинолентам, среди которых такие знаковые фильмы, как «Короткие встречи» и «Долгие проводы» Киры Муратовой, «Чужие письма» и «Монолог» Ильи Авербаха, оказал влияние на многих композиторов и музыкантов современности.

Его карьера пианиста началась с семи лет, когда он участвовал в концерте для Иосифа Сталина. Спустя несколько лет на экзаменационном выступлении в консерватории будущий композитор выдал собственное сочинение за произведение Баха.

Музыкальные композиции Каравайчука соединяли в себе минимализм и цитатность, в основе этого органичного слияния была бесконечная импровизация. Фильмография Каравайчука охватывает огромный временной период — с середины 1950-х годов до начала 2000-х. Ценность многих из этих фильмов определяется именно музыкой, превращающей традиционное кино в экспериментальное художественное произведение.

Олег Каравайчук был легендарной личностью, работал с молодыми художниками, «переписывал» историю мирового кинематографа, сочиняя новую музыку к культовым фильмам западноевропейских режиссеров. Его сольные концерты превращались в провокативные перформансы.

Выставка задумана кураторами Ириной Горловой и Кариной Караевой как тотальная мультивидеоинсталляция, оммаж творчеству Олега Каравайчука, в основе которого импровизированный уникальный постмодернистский коллаж с виртуозным использованием музыкальных цитат разных эпох.

Экспозиция, в которой, как говорил о своих композициях Каравайчук, «абсолютно разные сочинения соединены в единые чудовищные красоты гармонию», состоит из опоясывающих выставочный зал 10 проекций с фрагментами российских фильмов, в которых звучит музыка Олега Каравайчука.

Карина Караева, куратор программ кино и видеоарта ГЦСИ, куратор выставки «Как мне взять ноту «ми»?:

«Он был очень жизнелюбивым, жизнерадостным человеком. Испытывая инфантильную эйфорию от жизни, он сочетал ее с пониманием того, что новая реальность разрушает человечество.

На выставке мы показываем фильм о нем. Я была вторым режиссером и могу сказать, что фильм выстраивался сложно, с естественными для фигуры Олега Николаевича творческими «кровоподтеками».

Общение, бесконечные диалоги и монологи Олега Николаевича, его речь будто с другой планеты, будто об иной реальности, стала частью фильма. Блуждая по Эрмитажу и размышляя об истории России, о ее горе и месте художника, Олег Николаевич выглядит разочарованным.

Однако даже это разочарование в конечном счете оборачивается для него радостью творчества, радостью столкновения с Богом. Этот фильм стал последним свидетельством его долгого гениального пути, озаренного вечным сопротивлением официальной культуре и позицией аутсайдера как единственной миссии современного художника».

Информация (на 28.08.2016):

Государственный Центр Современного Искусства – ГЦСИ

Адрес: улица Зоологическая дом 13 строение 2 (ближайшие станции метро «Баррикадная», «Краснопресненская»)

Часы работы: вторника, среда, суббота и воскресенье с 12:00 до 20:00, в четверг и пятницу с 12:00 до 21:00. Выходной день понедельник.

Стоимость билетов на выставку: взрослые – 200 рублей, льготные категории – 100 рублей.

Источник

Оцените статью