Как может сломаться пианино

Как может сломаться пианино

Наряду с этим возникают и существуют дефекты чисто эксплуатационные, как результат ограниченной прочности конструк­ционных материалов, неправильного или неумелого обращения с механизмом. К ним относятся:

Поломки гаммерштилей — результат игры с динамической перегрузкой, когда древесина гаммерштилей стареет, теряет прочность или имеет резко выраженное перерезание волокон.
Поломки молоточковых кернов — тонкие керны молоточков старых пианино и роялей часто ломаются у основания фильцевой головки при сильных ударах по струнам или из-за неправильного извлечения механизма из корпуса рояля.
Расклейка гаммерштилей, молоточков, контрфенгеров, шпилерных капсюлей в механизме пианино и молоточков, задних стоек репетиционных фигур в механизме роялей — результат «голодной» склейки, т. е. соединений с чрезмерно малым количеством клея и последующей эксплуатацией сначала в помещении сыром, а затем с повышенной сухостью воздуха; проявляется в стуках и тресках при игре.
Расклейка фильца на молоточках — недоброкачественная приклейка, плохая (несквозная) пришивка сильно пружинящих концов фильца проволокой; как следствие — полный выход из строя узлов с отклеенным фильцем.
Поломки капсюлей шультерных, фигурных, демпферных — неосторожная или неумелая попытка исправлять механизм (сильное нажатие отверткой на тонкие щечки капсюлей приводит к их раскалыванию).
Поломки отростков рояльных шпилеров — результат плохого знания особенностей механизмов двойной репетиции.
Попытка снять клавиши с опорных штифтов клавиатурной рамы вызывает подъем фигур и поломку отростков шпилеров об ауслезерные пупки.
Раскалывание демпферных и ауслезерных пупок — неполное сверление пупок под нарезку винта приводит к тому, что подвин- чивание их при регулировке вызывает раскалывание по ходу волокон.
Поломка шпилерных, демпферных, шультерных пружин, фенгерных проволок, шлейфов — коррозия, сопровождающаяся образованием раковин в металле, а также усталость металла при динамических перегрузках переменного направления.
Западание от потери подвижности осей фигур, шпилеров, шультеров, демпферов — разбухание суконных втулочек в капсюлях от увлажнения, что создает заклинивание осей, прекращение движения деталей. Тот же дефект может произойти от образования окислов на латунных осях, которые образуют корочки на сукне. Есть еще одна причина, вызывающая заклинивание осей,— это низкое качество прядения капсюльного сукна, из которого в результате многократного вращения осей постепенно вытягиваются отдельные волоконца, наматывающиеся на оси и полностью их затормаживающие.
Растрескивание гаммербанков механизмов — результат плохого подбора древесины по слою, низкого ее механического качества. Этот дефект возникает также от чрезмерного завинчивания ослабших шурупов.
Срез головок шурупов и петель ауслезерных винтов при регулировочных работах — коррозия металла от сырости, отчего нарезная часть шурупов заклинивается в древесине.
Нарушение регулировки хода рычагов, стучание шпилеров о деревянное основание шультеров, молоточковых гаммерштилей о рулейстик, незаглушаемое полностью звучание струн — поражение фильца и суконных частей молью. Больше всего поражаются молью шультерные подушки, молоточковый польстер рулейстика, демпферный фильц и головки молотков. Глубокие повреждения молью суконных и фильцевых частей портят внешний вид механизма.
Выход из строя узлов — перетирание и обрыв истлевших бентиков и нитяных петель, соединяющих шультеры и шпилеры с пружинами.
Самовыдвигание латунных осей из капсюлей — неточное сверление отверстий для суконных втулочек в щечках капсюлей; оси идут не горизонтально, а с перекосом. В этом случае при длительной работе ось постепенно вывинчивается в сторону уклона и выходит из капсюля. При значительном выдвигании осей узлы выходят из строя: молоточки и шпилеры сбиваются на сторону, появляются стучащие призвуки. Кроме того, такие оси упираются в соседние фигуры, выводят их из строя и щечки капсюлей раскалываются.

Читайте также:  Ксиаоми поко х3 или нот 9 про

Клавиатуру в основном изготовляют из древесины хвойных пород, так как рычаги клавиш должны быть очень легкими, обладать минимальной инерцией при быстрых движениях. Кроме того, хвойные породы, благодаря прямослойности и равномерности строения волокон меньше подвержены короблению, по сравнению с лиственными. Поэтому основной материал для клавиш — отборная древесина ели чисто тангенциальной распиловки. Но ель имеет невысокую сопротивляемость ударным нагрузкам, легко сминается от давления металлических предметов, раскалывается при вбивании штифтов, ввинчивании шурупов. Поэтому определенные части клавиатуры изготовляют из древесины твердых лиственных пород.

Для отделки клавиатуры применяют облицовочные материалы: слоновую кость, целлулоид, полистироловый пластик, суконные и фильцевые прокладки, металлические штифты, винты. Все эти материалы в процессе многих лет эксплуатации подвергаются износу, поломкам, выводящим клавиатуру из строя или резко ухудшающим игровые свойства всего механизма. Рассмотрим основные дефекты:

Поломка клавиш — возникает всегда посередине клавиш в ослабленном месте, где выбрано гнездо, обеспечивающее свобод­ное качание клавиши на опорном штифте; при сильных ударах гонкие стеночки клавиш по границам отверстия переламываются. Реже бывают переломы клавиш по слою древесины. Это случается в самых малых роялях при короткой клавиатуре и широкой распланировке струнной мензуры. Здесь клавиши басового и край­него дискантового регистров имеют настолько большой перегиб, что в них неизбежно возникает резко выраженное перерезание древесных волокон, ведущее к поломкам в самых слабых местах.
Выработка древесины донышек клавиш — постоянное давление мягкой еловой древесины клавиш на опорные штифты во время длительной работы механизма превращает круглые отверстия на выходе клавиши в овальные. Клавиши с таким износом донышек сдвигаются вдоль длины, точка упора пилота в фигурный выступ также непрерывно перемещается, что грубо нарушает основное условие нормальной работы — игра делается неточной, вязкой.
Отставание белых косточек и черных наклеек полутонов — результат пересыхания клеевой прослойки при резких переменах режимов хранения инструмента, переходе от влажного воздуха к высокой сухости центрального отопления.
Образование трещин на белых косточках клавиш — результат усадки или разбухания древесины, в то время, как наклейки в основном из галалита (казеина) и пластика полистирола, не обладая достаточной эластичностью, прочностью, разрываются.
Истирание до дерева суконных и кожаных прокладок в капсюлях — длительное трение о клавиатурные штифты сопровождается стуками, скрипами поперечной болтанкой во время работы.
Неровная посадка клавиш, стуки при игре — сильная выработка суконных шайб и польстера клавиатурной рамы в результате их повреждения молью.
Провертывание или раскалывание пилотных головок — плохая резьба на пилотной проволоке или мелкое сверление пилотных головок; при завинчивании древесина пилотных головок разрывается по направлению волокон.

Читайте также:  Твист ноты для баяна

Легкое выдергивание опорных штифтов из вагебанка — пересыхание недостаточно выдержанной древесины клавиатурной рамы, дефект неприятный, так как клавиши теряют точно фиксированное положение, нарушается четкость работы механизма.

Источник

Как выбрать фортепиано бу. Скрытые дефекты.

Содержание:

  • Что важно знать перед разборкой пианино
  • Скрытые дефекты и неисправности
    • Трещина чугунной рамы
    • Осмотр дискантового штега
    • Износ молоточного фильца
    • Очень кривые молоточки (неравномерный износ)
    • Сильный люфт клавиатуры, стуки клавиш
    • На что еще можно обратить внимание?
  • Заключение
  • Как выбрать пианино? Скрытые дефекты (видео)

Многие пианино бу имеют неисправности, знать о которых необходимо.

С обнаружением дефектов демонстрируемых в этой статье справится почти любой человек. Главное тут только внимательность. Однако для доступа к некоторым из деталей придется снять механику инструмента или демонтировать крышку, закрывающую клавиши.

Что важно знать перед разборкой пианино?

В некоторых случаях, при неправильной установке могут даже появиться неисправности, которых раньше не было. Могут перестать работать педали, появиться гудение после нажатия и отпускания клавиш и другие неприятные моменты.

Так что крайне желательно чтобы снимал механику и детали пианино опытный человек. Это позволит оставить инструмент в том же состоянии, в каком он был до осмотра.

Тем же, кто решит, на свой страх и риск, действовать самостоятельно рекомендую обязательно посмотреть видео о том, как разобрать и собрать пианино для осмотра.

Впрочем, тем, кто доверит осмотр пианино настройщику, данный материал тоже может быть полезен. Полученная информация позволит Вам, как оценить квалификацию мастера осматривающего инструмент, так и поучаствовать в процессе осмотра уже после того как специалист снимет механизм и детали инструмента.

Ну и не лишним будет напомнить, что снимать механику или клавиатурную крышку имеет смысл, только если все детали, о которых шла речь в статьях «На что обратить внимание«, «Оценка технического состояния» и «Нужен ли настройщик при выборе?» проверены и не имеют неисправностей.

Скрытые дефекты и неисправности

Некоторые, вполне очевидные, дефекты могут быть скрыты от глаз непрофессионала по двум причинам.

Либо для их обнаружения необходимо демонтировать часть деталей пианино, либо человек просто не знает, как должна выглядеть исправная деталь.

Трещина чугунной рамы

Трещина чугунной рамы

Дефект это очень редкий, однако, один из самых неприятных. Пианино с трещиной в раме не подлежит настройке, поэтому проверить эту деталь крайне желательно.


Для полноценного осмотра рамы необходимо снять механизм.

Наиболее подвержены трещинам места рядом с отверстиями шурупов и ребра рамы.

Мне как то встретилось пианино с очень незаметной трещиной за клавишами, будьте внимательны и обязательно используйте фонарик.

Осмотр дискантового штега

Осмотр дискантового штега

Дискантовый штег, это деталь, проходящая по диагонали через всю деку. Слабое место этой детали, это вырез рядом с одним из ребер рамы и самый край этой детали.

Разрушение дискантового штега в этих местах на современных инструментах чаще всего является следствием фабричного брака.

Встречаются как локальные неисправности (разрушение на одной, как правило крайней, струне), так и прогрессирующее разрушение (трещины рядом со штифтами нескольких струн стоящих рядом).


Струны, проходящие в местах разрушения штега, настройке не подлежат.
Как и в предыдущем случае, проверить штег тщательно, можно только сняв механизм.

Износ молоточного фильца

Износ молоточного фильца

По тому насколько глубоки канавки на передней части молоточков можно примерно определить, как сильно эксплуатировалось пианино.

Если в средней части механики канавки настолько глубоки, что струны в них заходят полностью, это говорит о том, что инструмент эксплуатировался активно.

Механику с такой выработкой молотков обязательно необходимо проверить на износ других деталей механики и клавиатуры.

Однако если инструмент поддерживался в форме и время от времени регулировался, он вполне может оказаться рабочим. Молоточки, при желании, можно отшлифовать и канавки исчезнут.

Но для выполнения этой работы у молоточков должен быть ресурс. Чтобы определить есть ресурс или нет, необходимо обратить внимание на дискановую (крайнюю правую) часть механики.

Фильц молоточков дискантового регистра намного тоньше. Если канавки этих молоточков очень глубоки, они могут доходить практически до деревянной части молотка.Если это так, шлифовка молоточков не возможна. Ремонтируются такие механики только полной заменой всех молоточков.

При крайней степени износа, когда молоточки уже потеряли форму и вместо полукруга их рабочая часть выглядит, как плоскость можно говорить о сильном износе.От инструмента с такими молоточками лучше отказаться.

Очень кривые молоточки (неравномерный износ)

Очень кривые молоточки (неравномерный износ)

Однако если такие молоточки не выровнять вовремя, молоточный фильц изнашивается неравномерно и значительно быстрее.

Еще хуже обстоят дела в случаях, когда пианино эксплуатировалось со сломанным (шатающимся) молоточком. При ударе такие молоточки бьют хаотично, в разные места своего хора или даже по соседним хорам.

Износ фильца таких молотков часто бывает криминальным. Определить его можно по сильной деформации формы молотка.

Некоторые настройщики меняют такие молотки, используя в качестве запасных частей детали с других подержанных пианино.

Найти и установить подходящий молоточек в большинстве случаев невозможно, поэтому устанавливаются более или менее похожие по размеру.

В результате и выглядят они не родными и по тембру могут сильно отличаться. Однако очень часто это единственный выход из положения, потому что качественный ремонт подразумевает только полную замену всего комплекта молотков, что в свою очередь тоже очень дорого по сравнению со стоимостью подержанного советского пианино.

Сильный люфт клавиатуры, стуки клавиш

Сильный люфт клавиатуры, стуки клавиш

На исправном, новом, инструменте все клавиши должны двигаться только вниз и вверх. На пианино подержанном практически всегда, в той или иной степени, встречается люфт клавиш.
Чем сильнее боковые люфты и люфты качения клавиш, тем сильнее изношен инструмент.

То есть при прочих равных условиях выбирайте пианино с меньшими люфтами клавиатуры.

Если снять клап (крышку, закрывающую клавиши), можно увидеть шарниры клавиш и по их износу сделать вывод.

Не редки случаи, когда сукно в шарнирах клавиш изнашивается до дерева, а сами клавиши (особенно в среднем регистре) качаются и могут даже стучать друг об друга.

Клавиатура в таком состоянии работает не правильно, регулировка ее не возможна, а соответственно и сами клавиши и детали механики испытывают нагрузку в местах, где ее быть не должно.

Что ведет еще к более быстрому износу даже того ресурса который остался, проблемы с мелким ремонтом на таких механиках тоже возникают чаще.

Если в шарнирах клавиш видны углубления доходящие до дерева или сами клавиши сильно качаются практически задевая друг друга, значит износ слишком велик, от такого пианино лучше отказаться.

На что еще можно обратить внимание?

На что еще можно обратить внимание?

Состояние бентиков

Бентики это небольшие ленточки с петлей на конце. По их состоянию иногда можно оценить как проблемность механики, так и квалификацию тех, кто с механикой работал.
Если на механизме некоторых нот бентики порваны, или заменены на инородные веревки, нитки или другие заменители, от пианино лучше отказаться, у него явно были проблемы, а обслуживал инструмент неквалифицированный человек. Как такое пианино поведет себя дальше иной раз не сможет сказать даже опытный специалист.

Большое количество порванных бентиков часто свидетельствует о том, что в инструменте долгое время находились грызуны.

Состояние польстера и клавиатуры (различия по высоте)

Высота клавиш, это один из самых важных параметров регулировки пианино. На новом инструменте вся клавиатура должна быть абсолютно ровной.
Клавиатура подержанного пианино теряет эту регулировку, но все равно должна оставаться в более или менее ровном состоянии.
Одна или две клавиши, выбивающиеся из всех остальных по высоте, не говорят о серьезных проблемах. Под ними просто может оказаться попавшая под клавишу монетка, скрепка или другой мелкий мусор.

Однако несколько рядом стоящих клавиш с постепенно увеличивающейся высотой, а так же пример когда клавиатура выглядит как неровный забор — могут говорить о проблемах с польстером.
Такой дефект чаще всего возникает, если моль уничтожила часть польстера.

Соответственно такой дефект говорит о том, что моль могла серьезно поработать с механикой инструмента.

Состояние клавиатурных штифтов

Следы сильной ржавчины в верхней части штифтов клавиатуры, говорят о том, что инструмент значительное время находился в условиях с повышенной влажностью.
В принципе инструмент с таким дефектом необходимо осматривать в комплексе и оценивать его состояние еще и по другим параметрам. Но в большинстве случаев следы ржавчины на штифтах клавиатуры это серьезный маркер.
Часто такие инструменты требуют ремонта очень многих деталей и для эконом варианта не подходят.

Заключение

В случаях, когда консультация настройщика в принципе не доступна, конечно, можно попробовать и самостоятельно принять решение о покупке. Информация, представленная на этом сайте, в значительной степени, снизит риск приобретения неисправного пианино, но совсем исключить его она не сможет.

Сэкономить и воспользоваться услугами мастера только на последнем этапе выбора (как я рекомендовал в предыдущих статьях) действительно можно, но относится это только к случаям, когда покупается недорогой инструмент и требования к нему минимальны. То есть исправность основных узлов и стабильный строй.

Тут уже мастер должен осматривать каждый инструмент и оценивать степень износа или серьезности поломок различных деталей. Сравнить их и дать ответ, какой из инструментов будет наиболее подходящим и по стоимости работ и по ресурсу.

При покупке подержанного пианино делать этого не стоит. Слишком много нюансов, о которых такие люди не знают.

Оценивая звук и степень расстроенности пианино, они могут констатировать только то, что инструмент необходимо настроить, но возможно ли его настроить и сколько будет стоить приведение его в порядок, сказать не смогут.

Даже Вы сами, изучив материалы, представленные на этом сайте или ютуб канале «Kazan Piano», сможете намного точнее определить состояние пианино, чем те, кто на инструменте играет профессионально но не знают его устройства.

Приглашать для оценки пианино музыкантов и педагогов можно только при покупке заведомо исправных инструментов. То есть либо пианино прошедших капитальный ремонт в профессиональных мастерских имеющих хорошую репутацию, либо новых инструментов из магазина.

На этом тема непосредственно выбора и оценки технического состояния закончена, темой следующей статьи будет «Лучшее из возможного». На что можно рассчитывать, покупая недорогое подержанное пианино, и какие альтернативы имеет смысл рассмотреть.

Как выбрать пианино? Скрытые дефекты (видео)

Задавайте вопросы в комментариях. Ваши вопросы это новые темы статей и видео.

Источник

Оцените статью