Как можно изменить аккорд g

Содержание
  1. Аккорд G на гитаре
  2. Аппликатура аккорда G
  3. Как ставить (зажимать) аккорд G
  4. Как зажать аккорд G
  5. Упрощение 1
  6. Упрощение 2
  7. Аккорд G на гитаре. Учимся зажимать аккорд Соль в 30 вариациях
  8. Пояснения к аппликатурам
  9. Структура трезвучий G (соль-мажор), Gm (соль-минор)
  10. G и Gm на гитаре
  11. Зажимаем открытый соль-мажор
  12. Зажимаем открытый соль-минор
  13. Соль-мажор с баррэ в третьей позиции
  14. Соль-минор с баррэ в третьей позиции
  15. Мажорное трезвучие на 5 ладу
  16. Минорное трезвучие на 5 ладу
  17. Соль-мажор с малым баррэ в седьмой позиции
  18. Соль-минор на 7 ладу
  19. Соль-мажор c баррэ в десятой позиции
  20. Соль-минор c баррэ в десятой позиции
  21. Популярные вариации аккорда G
  22. G7 (доминантсептаккорд соль)
  23. G6 (мажорное трезвучие соль с большой секстой)
  24. G9 (большой нонаккорд соль)
  25. Gm7 (малый минорный септаккорд соль)
  26. Gm6 (минорное трезвучие соль с большой секстой)
  27. Если не получается взять аккорд G
  28. Упражнение: отработка последовательностей
  29. Последовательности без баррэ
  30. Последовательности с баррэ
  31. Популярные песни
  32. Тональности соль-мажор и соль-минор
  33. Интересные факты
  34. Все вариации аккорда G
  35. Аккорд G на гитаре (Соль мажор): 42 аппликатуры, все позиции
  36. G (соль мажор) в позициях
  37. Открытая позиция
  38. III позиция
  39. V позиция
  40. VII позиция
  41. X позиция
  42. XII позиция
  43. Трезвучие G в аппликатуре на 3-ёх струнах
  44. Аккорды в тональности Соль мажор
  45. Песни в Соль мажоре

Аккорд G на гитаре

В этой статье я расскажу Вам, как ставить и зажимать аккорд G на гитаре для начинающих. Как правило, его учат только после изучения аккордов Am, Dm и E, причем так принято, что его изучают одновременно с аккордом C (о чем я настоятельно рекомендую), потому что они в 90% песнях идут друг после друга (сначала G, потом С). Изучив аккорды Am, Dm, E, C, G, A (шестерка аккордов), Вы сможете играть огромное количество песен на гитаре, поэтому дерзайте!

Читайте также:  Какие бас гитары были у игоря тихомирова

Аккорд G не такой уж и трудный, но все же определенная сноровка здесь нужна — зажимаются 1, 5 и 6 струна, нужна будет какая-никакая растяжка пальцев.

Аппликатура аккорда G

Встречал несколько вариантов аккорда G, но здесь основной вариант для начинающих

Когда я обучался, мне сначала объясняли его так: зажимать нужно только 1 струну на 3 ладу — и все. Это был самый легкий аккорд для меня. НО! Я настоятельно рекомендую не повторять моих ошибок — и зажимать аккорд как положено!

Как ставить (зажимать) аккорд G

Итак, как же ставить аккорд G на гитаре? Ничего сложного, на самом-то деле.

  • безымянный палец ставим на 1 струну 3-его лада;
  • указательный палец ставим на 5 струну 2-ого лада;
  • средний палец ставим на 6 струну 3-ого лада.

Ничего сложного в постановке аккорда G на гитаре нет. Как и всегда, следите за тем, чтобы звучали все струны без дребезжания и прочих сторонних звуков.

Следующие для изучения аккорды:

Источник

Как зажать аккорд G

Как правильно зажать аккорд соль мажор( G) ? Как проще это сделать? Упрощенная версия. Секреты.

Как и предыдущие два — этот аккорд представляет собой стандартное мажорное трезвучие — ноты Соль, СИ и Ре

Любой аккорд можно зажимать множеством способов, какие-то из них лучше подходят к конкретным обстоятельствам, тут я привожу только самые простые! К делу — вот стандартный способ:

  • Струна 1 зажимается мизинцем на 3-ом ладу.
  • Струна 2 зажимается безымянным пальцем на 3-ем ладу.
  • Струны 3 и 4 остаются открытыми.
  • Струна 5 зажимается указательным пальцем на 2-ом ладу.
  • Струна 6 зажимается средним пальцем на 3-ом ладу.

Основной момент как всегда растяжка пальцев -а также заметный поворот кисти влево(по часовой стрелке)

Упрощение 1

По сути своей упрощением не является, так как это просто чуть более простой способ получить тот же аккорд — и играть его без каких-либо ограничений. И потому, что не для всех этот вариант будет проще.

В нем мы не зажимаем вторую струну. первую же можно зажимать как мизинцем, так и безымянным пальцем — каким получится. Остальное остается прежним.

Упрощение 2

Вот это — действительно упрощенная версия. В ней мы не зажимаем и не играем 5 и 6 струны. Зажимаем только первую и вторую — как в оригинальной версии аккорда, но играем только первые 4, например перебором(арпеджио) — важно не задевать 5-ю и 6-ю

Ну а дальше — заниматься, растягивать пальцы и в конце концов и этот аккорд получится!

Источник

Аккорд G на гитаре. Учимся зажимать аккорд Соль в 30 вариациях

Аккорд G является самым сложным из всех, которые играются без баррэ. Для его исполнения вам понадобится определенная сноровка. Обычно аккорд соль-мажор изучается только после освоения простейших созвучий Am, Dm, Em. Поэтому, если вы еще не знакомы с этими аккордами, то лучше начать с них.

Пояснения к аппликатурам

Аппликатура — это схематичное изображение аккорда на грифе гитары. Она может выглядеть по-разному. В нашем случае она будет изображаться следующим образом.

Образец аппликатуры

Желтые кружки обозначают, в каком месте грифа нужно ставить пальцы.

СПРАВКА. Разновидность аппликатуры

В процессе поиска песен в интернете вы можете встретить такую аппликатуру.

В такой разновидности аппликатуры латинские буквы слева обозначают струны. Цифры обозначают лады, на которых нужно зажимать аккорд. Цифра 0 указывает на то, что струна играется открытой. Знак «х» обозначает, что струна не играется. Она должна быть заглушена.

Структура трезвучий G (соль-мажор), Gm (соль-минор)

Мажорное трезвучие (G) состоит из нот соль (G), си (B), ре (D).

Минорное трезвучие (Gm)состоит из нот соль (G), си-бемоль (Bb), ре (D).

Если в любое из этих созвучий добавить ноту фа (F), то получится септаккорд. Септаккорд имеет неустойчивое звучание. Он используется для создания ощущения напряженности в музыкальной композиции.

G и Gm на гитаре

Вы можете сыграть мажорное трезвучие несколькими способами. С опытом вы поймете, что для уверенного исполнения почти всех песен достаточно двух аппликатур в третьей позиции (открытой и с использованием баррэ). С минорным трезвучием все еще проще. Достаточно лишь освоить прием баррэ.

В современной музыке чаще используется мажорное трезвучие соль. Минорное применяется крайне редко в не самых популярных песнях. Это связано с тем, что в тональности соль-минор много диезов, которые очень неудобно играть на фортепиано и гитаре.

Ниже вы найдете аппликатуры всех возможных вариантов сыграть мажорное и минорное трезвучия на гитаре. В качестве подсказки мы расскажем, как удобнее поставить пальцы на гриф.

Зажимаем открытый соль-мажор

Поставьте пальцы следующим образом: указательный на 5 струну, 2 лад, средний — 6, 3 лад, мизинец — 1, 3 лад, безымянный прижмите к среднему. Следите, чтобы он не глушил ваши ноты.

В этой же аппликатуре прижмите 2 струну на 3 ладу свободным пальцем. Мажорное созвучие останется неизменным, но приобретет немного другую окраску.

В своей практике вы можете использовать тот вариант, который вам удобнее.

Зажимаем открытый соль-минор

Аппликатура соль-минор выглядит следующим образом.

Соль-минор в открытой позиции

Минорное трезвучие отличается от мажорного всего одной нотой. Аппликатуры обоих аккордов очень похожи, но из-за удобства исполнения зажимаются по-разному. В открытой позиции соль-минор берется следующим образом: указательный палец — на 5 струне, 1 лад, средний не прижимает ничего, безымянный— на 6 струне, 3 лад, мизинец — на 1, 3 лад.

Соль-мажор с баррэ в третьей позиции

Возьмите баррэ в третьей позиции. Свободные пальцы поставьте так, будто вы хотите взять ми-мажор.

Соль-минор с баррэ в третьей позиции

Зажмите баррэ в третьей позиции. Безымянный палец и мизинец поставьте таким образом, будто вы хотите взять ми-минор.

Мажорное трезвучие на 5 ладу

В этой позиции вы играете только первые 4 струны. Пятая и шестая должны быть заглушены. Поставьте пальцы следующим образом: указательный — на 4 струну, 5 лад, средний — на 3, 7 лад, безымянный — на 1, 7 лад, мизинец — на 2, 8 лад.

Минорное трезвучие на 5 ладу

Играя минорное трезвучие в этой позиции, вы используете только первые 4 струны. Пятая и шестая должны быть заглушены как и в варианте с мажорным трезвучием. Указательным пальцем прижмите 4 струну на 5 ладу, средним — 1 на 6, безымянным — 3 на 7, мизинцем — 2 на 8.

Соль-мажор с малым баррэ в седьмой позиции

Зажмите малое баррэ указательным пальцем в седьмой позиции. Остальные пальцы расположите так, словно вы хотите взять открытый до-мажор.

Убедитесь, что мизинец прижимает 5 струну в правильной точке. С непривычки вы можете поставить палец мимо.

Соль-минор на 7 ладу

Прижмите струны так, как это показано на аппликатуре. Первую и шестую глушите подушечками указательного и большого пальцев.

Соль-мажор c баррэ в десятой позиции

Зажмите баррэ от 5 струны на 10 ладу. Мизинец, безымянный и средний палец расположите на 12 ладу на 2, 3, 4 струнах соответственно.

Соль-минор c баррэ в десятой позиции

Зажмите баррэ от 5 струны на 10 ладу. Средним пальцем прижмите 2 струну на 9 ладу, безымянным пальцем и мизинцем на 12 ладу прижмите 4 и 3 струны.

Популярные вариации аккорда G

Изучение вариаций аккордов позволит вам значительно расширить свой песенный репертуар и играть более сложные композиции. Среди всех вариаций наиболее распространенной является септаккорд. Септаккорды очень любят блюзовые и джазовые гитаристы.

Также вы познакомитесь с нонаккордом и секстаккордами.

G7 (доминантсептаккорд соль)

Прижмите 5 и 6 струны на 2 и 3 ладах средним и безымянным пальцами. Указательным пальцем прижмите 1 струну на 1 ладу.

G6 (мажорное трезвучие соль с большой секстой)

Это самая простая в исполнении вариация аккорда G. Зажмите басовые струны (5 и 6) как при игре мажорного трезвучия. Остальные оставьте открытыми.

G9 (большой нонаккорд соль)

По расположению пальцев этот аккорд похож на аппликатуру до-мажора. Прижимать струны нужно так: 1 на 1 ладу, 3 на 2, 6 на 3.

Gm7 (малый минорный септаккорд соль)

Если вам нужно сыграть минорный септаккорд соль, то используйте аппликатуру с баррэ.

Gm6 (минорное трезвучие соль с большой секстой)

Аппликатура этого созвучия похожа на Gm. Только прижимаются не 1, 2, а 2 и 3 струны.

Если не получается взять аккорд G

Если вы только начали изучать гитару, то у вас может быть проблема с растяжкой пальцев. Из-за этого сыграть G обычным способом будет тяжело. В этом нет ничего страшного, через это проходят все начинающие. Если проблема решается очень медленно, играйте соль-мажор упрощенным способом. Так, как это изображено на аппликатуре ниже. В этом случае процесс вашего обучения не будет замедляться.

Альтернативный вариант соль-мажор

Минорное трезвучие так сыграть не получится, поэтому его аппликатуры придется учить сразу.

Упражнение: отработка последовательностей

Перед тем как начать учить песни с аккордами G, выполните несколько упражнений. Отработайте переход от G к другим созвучиям и обратно.

Последовательности без баррэ

Сыграйте эти последовательности двумя способами. Сначала так, как они записаны, а потом — наоборот.

Последовательности с баррэ

Сложнее всего от соль-мажора в открытой позиции переходить к аккордам с баррэ. Вам нужно полностью отрывать кисть от грифа гитары и быстро ставить пальцы в нужную позицию. Поэтому гитаристы в последовательности F – G играют оба аккорда с баррэ. При переходе к Bm (си-минору) и B (си-мажору) так сделать не получится. Поэтому уделите последовательностям B – G – B и Bm – G – Bm повышенное внимание.

Популярные песни

Как мы уже говорили, аккорд G часто встречается в современной популярной музыке. Ниже приведен список песен, в которых используется это созвучие.

  1. The Beatles – «Strawberry Fields Forever»
  2. Mamas And The Papas – «California Dreaming»
  3. Би-2 и Чичерина – «Мой рок-н-ролл»
  4. Жуки – «Батарейка»
  5. Звери – «Рома, извини»
  6. Бумбокс – «Вахтерам»
  7. Баста – «Медлячок»
  8. 5nizza – «Ты кидал»
  9. Михаил Круг – «Жиган-лимон»
  10. Вика Цыганова – «Любовь и смерть»
  11. Анжелика Варум – «Городок»
  12. Вячеслав Быков – «Любимая моя»
  13. Александр Иванов – «Боже, какой пустяк»
  14. Bob Dylan – «Knockin On Heavens Door»
  15. Cектор газа – «Лирика»
  16. Народная песня – «Самара-городок»
  17. Чиж – «Пуля просвистела»
  18. Земфира – «Прости меня, моя любовь»
  19. Алиса – «Сумерки»
  20. Кино – «Восьмиклассница»
  21. Кино – «Песня без слов»
  22. Король и Шут – «Воспоминания о былой любви»
  23. Машина Времени – «За тех, кто в море»

СОВЕТ. В какой позиции нужно играть

Если песня играется размашистым боем в небыстром темпе, используйте открытые аккорды.

Если песня быстрая с частой сменой позиций, то играйте аккорды с помощью баррэ.

Тональности соль-мажор и соль-минор

Тональность соль-мажор является одной из самых популярных в музыке. Потратьте немного времени на запоминание трезвучий, которые в нее входят, даже если вы не изучаете музыкальную теорию. Это пригодится вам, если нужно будет сыграть незамысловатую последовательность в качестве музыкальной подложки.

Тональность Основные созвучия Дополнительные созвучия
Соль-минор A# D# F Gm Cm D Dm G
Соль-мажор G Am B C D Em Bm E

Интересные факты

  • Аккорд G является единственным, который и в открытой позиции и с баррэ играется от одного и того же лада.
  • Вы можете сыграть мажорное трезвучие G, вообще не используя левую руку. Для этого нужно сыграть открытыми 2, 3 и 4 струны.
  • Среди гитаристов соль-мажор с баррэ также популярен, как и в открытой позиции.
  • Тональность соль-мажор параллельна тональности ми-минор. Это значит, что аккорды, которые сочетаются с ми-минором, будут хорошо звучать и с соль-мажором.

Все вариации аккорда G

От ноты соль с учетом диезов можно построить 30 различных вариаций. Аппликатуры приведены ниже.

Вам не нужно заучивать их все, если только вы не планируете играть в джазовом ансамбле. Для любительского уровня вам будет достаточно выучить открытые позиции и баррэ. Однако обязательно попробуйте сыграть каждую аппликатуру. Рассмотрите этот процесс как упражнение на тренировку растяжки пальцев.

Источник

Аккорд G на гитаре (Соль мажор): 42 аппликатуры, все позиции

Защипните одновременно открытую четвёртую, третью и вторую струну. Послушайте. И вот сейчас в вашем исполнении звучит аккорд G на гитаре. По названию – Соль мажор. Или как читается – «аккорд Ж». Самый что ни на есть мажор. А всё от того, что в строе шестиструнной гитары из 6 струн эти самые три струны являются звуками аккорда G: 4-ая – ре, 3-ая – соль и 2-ая – си.

А вообще аккорд Соль мажор в основном виде строится по интервалам так:

• Соль (G) – основной звук;

• Си (B) – большая терция (б.3) построенная от основного звука соль.

• Ре (D) – малая терция (м.3) от Си, или чистая квинта (ч.5) от соль (основного звука).

В нотах G со схемой по интервалам выглядит так:

Однако при всём том, что всего три звука, аккорд соль мажор на гитаре часто используется в аппликатурах на четырёх, пяти или шести струнах. То есть отдельные звуки аккорда – основной звук, терция или квинта – удваиваются, а иногда и утраиваются.

Например, Соль мажор в открытой позиции: основной звук Соль утраивается – звучит на 6-ой, 3-ей и 1-ой струнах, а большая терция Си удваивается – на 5-ой и 2-ой струне.

Аппликатуры мажора в основном виде на три звука освоим отдельно во второй части статьи.

Далее рассмотрим аккорды G во всех позициях. Различные варианты постановки – аппликатуры с баре и без баре, простые для начинающих и посложней, упрощённые варианты, с открытыми струнами. Для каждого рассматриваемого аккорда – схема (аппликатура), фото (как ставить пальцы) и аудио онлайн (можно послушать, как звучит на акустической гитаре). И дополнительно – аккордовые последовательности и песни в Соль мажоре.

G (соль мажор) в позициях

Итак, какие есть варианты аккорда ж на гитаре во всех позициях – от открытой (нулевой) до 12-го лада.

Для новичков! Схема пальцев левой руки в аккордовых сетках обозначается цифрами: 1 – указательный, 2 – средний, 3 – безымянный, 4 – мизинец и «T» – большой.

Открытая позиция

Основной аккорд G в открытой позиции. И часто используемый в связке с Am, Dm, E и С (на 1-ом, 2-ом и 3-ем ладу с открытыми струнами).

  • Указательным нужно прижать 5-ую струну на 2-ом ладу.
  • На 3-ем ладу: средний – на 6-ой, безымянный – на 1-ой.
  • 4-ая, 3-я и 2-ая звучат открытые (помните, тот самый G «вложенный» в строй гитары).

Вот так он звучит:

Кстати, о звучании. Пробуйте на слух аппликатуры в разных способах звукоизвлечения – разные виды переборов, бой, щипком, просто удар по струнам. Как больше нравится. То есть необязательно, чтобы строго как в аудиопримере.

Второй способ постановки для этого G – с мизинцем:

  • Средний – на 2 лад, 5-ая струна;
  • На 3-ий лад: безымянный – 6-ая, мизинец – 1-ая.
  • Остальные струны звучат открытыми.

Так пальцы располагать на ладах удобно, когда в последовательности, например, переходы на C, F или Em, или когда по гармонии после или перед G открытый G7 (на этих же ладах).

Ещё вариация с ре на 2-ой струне – на четыре пальца. G получается плотней, насыщенней.

Как правильно брать на грифе:

  • внизу, на басовых, аппликатура без изменений: указательный – 5-ая, 2-ой лад; средний – 6-ая, 3-ий лад.
  • а 1-ая струна на 3-ем ладу прижимается мизинцем, и на этом же ладу 2-ая струна – безымянным.

И G/B с этой же постановкой пальцев. С терцией в басу, без 6-ой.

Есть и упрощённые варианты основной аппликатуры Соль мажор. Для тех, кому сложно справиться с основной формой, когда нужно сделать быстрый переход с аккорда на аккорд, или когда требуется немного изменить звучание мажора:

G/D – без 6-ой и 5-ой струны. Самая лёгкая аппликатура аккорда G. Нужно только прижать 1-ую струну на 3-ем ладу безымянным. И всё. Если боем играть – обязательно приглушивайте большим пальцем басовые, чтобы мажор звучал без «левых» звуков в нижнем регистре.

Без 1-ой струны. Пальцы ставить довольно легко: не нужно тянуть безымянный на первую струну. По аппликатуре получается как бы нижняя часть. Без верхнего голоса соль звучание немного отличается от основной формы – более низкое.

Другая разновидность открытого Соль мажора – без терции на 5-ой струне, она вообще не звучит. В нижнем регистре более ясный, благозвучный (менее напряжённый) саунд в отсутствие терции. «Фундамент» этого G – квинта: 6-ая – соль (основной звук), 4-ая – ре (ч.5).

Аппликатура в двух вариантах: 1-ая струна на 3-ем ладу прижимается мизинцем (как указано в сетке) или безымянным (как на фото). Средним нужно прижать 6-ую струну на 3-ем ладу и приглушить подушечкой 5-ую.

С ре на 2-ой, без терции внизу. Как в предыдущей форме глушим пятую. Но на третьем ладу прижимаем не только 1-ую, но и 2-ую струну.

Без 5-ой и 1-ой. Всего на 4-е струны – сравнительно с основной формой не так ярко, но в этом определённо есть своя изюминка. Многие гитаристы используют его в аккомпанементе на электрогитаре с овердрайвом.

III позиция

Баррэ на 3-ем ладу в форме E – стандартная аппликатура для III позиции.

Как ставить с баре Соль мажор:

  • указательным пережать все струны на 3-ем ладу;
  • на 4 и 5 ладах форма E, но средним, безымянным и мизинцем.

Упрощённые варианты G в III позиции – чем заменить форму на баре:

Без басовых – 6-ой и 5-ой. Указательным нужно лишь прижать только 1-ую и 2-ую струны – а не все.

G/D – без 6-ой. Тоже с мини-баррэ – указательный прижимает 1-ую и 2-ую. В аппликатуре форма E сохраняется. В басу звучит ре (квинта соль мажора). Лёгкая, удобная альтернатива обычному баррэ. И по звуковому составу отличий минимум – только 6-ая не звучит.

G без баррэ – без 5-ой и 1-ой. В басу основной звук, на 4-ой, 3-ей и 2-ой струнах – мажорное трезвучие в основном виде. Если играть боем, обязательно приглушивайте 5-ую струну.

Есть два способа взять аккорд:

№1: 6-ая прижимается указательным:

№2: 6-ая прижимается большим пальцем:

Без 1-ой и 2-ой. Из-за отсутствия верхних струн имеет немного хмурый оттенок. В основе – пауэр-аккорд. Но если вам понадобится мажор в нижнем регистре – эта аппликатура в самый раз. И кроме всего прочего – без баре.

Кроме баре G и упрощённых его форм, в III позиции есть красивые аккорды с открытыми струнами:

Пауэр-аккорд + 3-я и 2-ая открытые. Мощно, красиво и легко по аппликатуре.

G/D – с 2-ой открытой. Си в унисон на 3-ей и 2-ой струне даёт своеобразную окраску мажорному аккорду.

G/D – 3-ая и 2-ая не прижимаются, с ре в басу ещё более открытый. Широкое, яркое звучание.

V позиция

В V позиции стандартный G в форме D (ре мажора в «нулевой» позиции). На 4-ёх струнах, без баррэ.

G/D – основная форма, но с баррэ (в басу, на 5-ой – ре).

Аппликатура сложная. Иногда применяется, если требуется именно такое расположение звуков при ведении мелодии, для построения басовой линии в позиции или для более полного звучания (то есть больше задействовано струн).

С 2-ой открытой. Несмотря на то, что всего 4-е звука – яркий, переливчатый. Изюминка, конечно, в открытой си.

Прижимается только 5-ая и 1-ая струна, а посередине – 4, 3 и 2 открытые. Аппликатура простейшая и, скажем так, не совсем обычная для V позиции. Тем не менее, звучит оригинально. По идее, по звуковому составу можно было бы обойтись и без 5-ой – тоже ре, что и на 4-ой. Однако унисон добавляет особый окрас соль мажору.

Ещё несколько разновидностей этой аппликатуры:

G/B – добавляется бас си на 6-ой. Терция вносит определённое напряжение в нижней части аккорда. Можно использовать как проходящий для перехода на какой-нибудь открытый С (до мажор) в этой или соседней позиции.

Добавляется соль на 2-ой. Открытые только 3-я и 4-ая. По звуку уже ближе к основной аппликатуре в позиции (в форме D).

Без 5-ой, на 4-ой основной звук соль. Без квинты: в звуковом составе только основной звук (соль) и большая терция (си). Тоже открытый. Красивый, для перебора.

VII позиция

Баррэ в форме С на 7-ом ладу – обычно он и берётся в этой позиции на гитаре. Довольно распространённый.

Как играть аккорд G в такой аппликатуре:

  • указательным прижать 1-3 струны на 7-ом ладу, но можно 4-е, если так удобней;
  • средний – на 2-ой струне, 8-ой лад;
  • безымянный – 4-ая, 9-ый лад;
  • мизинец – 5-ая, 10 лад.

Если не получается аккорд G в форме C – сложно, неудобно – его можно заменить, причём, в этой же, VII позиции. Разберём упрощённые варианты:

G/B – без 5-ой. Схема баре остаётся, но не нужно тянуть мизинец на 5-ую струну. А в басу терция (си).

G/B – на 1-ой ре. Схожий с предыдущим. Разница лишь в верхнем голосе. Указательным можно прижимать только 3-ю или брать малое баррэ на верхних струнах. Как удобней.

G/D в форме D c 4-ой открытой. В басу квинта. Без баррэ. Постановка пальцев – как если бы вы играли ре мажор в открытой позиции. В основном для звукоизвлечения щипком, перебором.

«Лесенка» с ре на 1-ой струне. Да, это тоже форма C, но с открытой 3-ей. И кстати постановка пальцев абсолютно идентична открытой позиции. Удобно – без баррэ. И красивое звучание.

Как поставить аккорд G «лесенку»:

  • 6-я не звучит;
  • на 10 ладу: безымянный – на 5-ую, мизинец – на 1-ую;
  • средний – на 4-ую, 9-ый лад;
  • 3-ая открытая;
  • указательный – 2-ая, 8-ой лад;

G открытый, на 2-х ладах. По форме напоминает соль из «нулевой» позиции.

Как ставить аппликатуру:

  • на 10-ом ладу: 5-ую – средним, 1-ую – безымянным;
  • на 9-ом ладу: 4-ую – указательным;
  • 2-ая и 3-я открытые.

G/D открытый на шесть струн. Если не смотреть на аппликатуру, а только слушать – есть звуковая иллюзия открытой позиции. А про то, всё это в районе 7-10 лада. Можно попробовать в мелодической связке с другими аппликатурами в позиции. В первую очередь, с открытыми.

Как зажимать аккорд G c ре в басу:

  • на 10-ом ладу: безымянным – 6-ую, мизинцем – 5-ую.
  • указательный на 1-ую струну, 7-ой лад.

Открытый, без 6-ой, на верхних струнах терция (на 2-ой – соль, на 1-ой – си). Тоже как оттенок. Сыграйте какую-нибудь ритм-партию, чередуя закрытую аппликатуру в VII позиции в форме С (лесенку) на баррэ с этой открытой. Создаётся определённый контраст – своеобразная обыгровка: как будто пальцы прыгают из одной позиции в другую.

Аппликатура на одном-единственном ладу – десятом. Только отчасти относится к VII позиции – её «крайние» звуки по ладам. Опять же, такая «авантюра» возможна благодаря G на открытых струнах. Хорош для какого-то отдельного штриха, сбивки, вставки, или в связке для мелодии, обыгровки. И может быть даже как партия второй гитары. В общем, всё во власти вашей музыкальной фантазии… 😉

X позиция

В X позиции G с баррэ в форме A (ля мажор в открытой позиции). Это стандартная аппликатура по системе CAGED – когда формы открытых аккордов повторяются в позициях.

То есть теоретически любой мажорный аккорд можно взять на баррэ в форме A в соответствующей позиции. Но применительно к G на 10-ом ладу использовать такую аппликатуру довольно непросто. Сложность не только в прижимании всех струн, но и в постановке трёх пальцев на 12-ом ладу.

Поэтому в X позиции на основе этой аппликатуры в основном используются упрощённые аккорды Соль мажор. Некоторые из них мы сейчас изучим:

Без 6-ой и 1-ой. Безымянным прижимаются три струны на 12-ом ладу. Самый распространённый вариант. И, конечно, удобней. Без баррэ.

Также можно 4-ую,3-ую и 2-ю струны прижать мизинцем. Как второй вариант постановки.

Есть и несложные аккорды с открытыми струнами в 10-ой позиции:

Без 6-ой и 1-ой, с 3-ей открытой. Красивый, переливчатый мажор. И в аппликатуре легче: на 12-ом ладу прижимается только 4-ая струна безымянным и 2-ая мизинцем.

Без 6-ой, 4-ая и 3-я открытые. Тоже сочный G (типичный для открытого аккорда), с оригинальным оттенком.

Как брать этот соль мажор:

  • На 10-ом ладу: указательным – 5-ую струну, а средним – 1-ую.
  • На 12-ом ладу – мизинцем 2-ую.

G/D с 3-ей открытой, без 5-ой и 6-ой. Похожий на предыдущий (основа на высоких струнах), разница лишь в басе – на 4-ой струне ре.

XII позиция

На 12-ом ладу снова повторяется «родная» форма G из открытой позиции. Но, разумеется, с баррэ.

В сетке она выглядит так (как правильно ставить пальцы):

Такую «аппликатурную конструкцию» в XII позиции не так-то просто и взять; особенно, на акустической гитаре. Да и применяется она не часто. Ради интереса и ознакомления, конечно, можно попробовать взять это баррэ, и может быть даже использовать в какой-нибудь гитарной партии. Но больше на практике «прижились» упрощённые аппликатуры формы G.

Например, несколько аппликатурных вариаций:

G/D – малое баррэ на 4-ёх струнах.

  • Указательным прижать 1-4 струны.
  • Мизинец – на 1-ой струне, 15 лад.

G/B – с терцией в басу. Без 4-ой и 6-ой. Немного мудрённая постановка пальцев, но звучит интересно.

Средним пальцем нужно дополнительно приглушивать 4-ую. Хотя, если она и будет открытая (ре – квинта соль мажора) – мажорный аккорд тоже прозвучит, но немного по-другому.

Трезвучие G в аппликатуре на 3-ёх струнах

Соль мажор в основном виде и его обращения (построение аккорда от терции, квинты) также используется и в трёхструнных аппликатурах. Три звука мажорного трезвучия – на трёх струнах.

Такие аккорды G на гитаре тоже помогут внести разнообразие, мелодические украшения в аккомпанемент. Например, отдельные яркие акценты, переходы между частями песни, инструментальной композиции, как элемент риффа. Причём в разных регистрах – на басовых или верхних струнах.

На 6-ой, 5-ой и 4-ой струнах:

Ну и схема расположения звуков аккорда на всех струнах:

Аккорды в тональности Соль мажор

Самые «родные» к соль мажору аккорды – это те, которые построены на ступенях мажорного лада от звука соль:

  • I – G (соль мажор)
  • ii – Am (ля минор)
  • iii – Bm (си минор)
  • IV – C (до мажор)
  • V – D (ре мажор)
  • vi – Em (ми минор)
  • vii dim – F# dim (фа-диез уменьшённый)

Гамма Соль мажор аккордами:

И, конечно, есть песни в Соль мажоре, в которых звучат «неправильные» аккорды. То есть те, которые не относятся к мажорному ладу. Такие «нарушения» (образно говоря, конечно) вносят особый колорит в гармонию, мотив песни. К примеру, на 3-ей ступени не Bm, а B, на 4-ой ступени не С, а Cm или добавляются альтерированные – Eb, Bb, C# и др.

Чтобы лучше узнать близкое окружение аккорда Соль мажор в гармонии, имеет смысл поиграть популярные последовательности в этой тональности. В любом темпе, любым способом звукоизвлечения:

  • G – C – D – G
  • C – G – D – G
  • G – C – G – D
  • Am – D – G
  • G – C – Am – D
  • C – D – Em – C
  • G – Em – C – D
  • G – G – G – G – C – C – G – G – D – C – G – D (блюзовый, рок-н-рольный квадрат)

Песни в Соль мажоре

Кроме последовательностей, отличный вариант попрактиковаться с аппликатурами и песни в G (соль мажоре). Например:

  • Утро Полины – Nautilus Pompilius
  • Марионетки – Машина времени
  • Весна – В. Цой (акустическая версия)
  • Wish You Were Here – David Gilmour
  • Creep – Radiohead

Наше занятие по изучению аппликатур Соль мажора в позициях подходит к концу. Не пытайтесь сразу же освоить все варианты G. Сначала изучите основные формы. Если тяжело с баррэ – можно начать с упрощённых аппликатур. Но, приём баррэ, безусловно, при этом не отлаживать на потом, не игнорировать, а всё-таки понемногу осваивать. Экспериментируйте с открытыми аккордами (с открытыми струнами) в разных позициях. Они придают аккомпанементу яркие, сочные, искристые оттенки. Помогают избавиться от заезженных аккордовых клише.

Солнечного, оранжевого, радостного вам Соль мажора! Захватывающих музыкальных настроений! И творческих порывов в диалоге с шестиструнной гитарой!

Источник

Оцените статью