- Первые шаги начинающего вокалиста в вопросах и ответах. Часть 1
- Как петь чисто и попадать в ноты? 4 лайфхака для полных новичков 😮
- Четыре лайфхака от Жанны Серопян
- I. Поем распевки
- II. Поем в двух наушниках
- III. Поем в одном наушнике
- IV. Поем без наушников
- Как научиться петь в домашних условиях, без помощи учителя по вокалу?
Первые шаги начинающего вокалиста в вопросах и ответах. Часть 1
Но сначала небольшое лирическое отступление.
В этот раз я решил построить повествование в форме вопросов и ответов. К сожалению, начав писать, я понял, что вопросов может быть достаточно много и коротко ответить не получается, поэтому пост будет разбит на несколько (как минимум – две) частей.
Естественно, если будут какие-то еще вопросы – задавайте в коментах, постараюсь ответить сразу или, если вопросов наберется много, включу в очередной пост.
Вопрос: Ну хорошо, допустим, действительно, петь можно научиться. Что делать дальше?
Ответ: Ответ, как водится, поражает своей глубиной – нужно начать учиться. И, в первую очередь, решить для себя – готовы ли вы тратить на это определенное количество времени, усилий и, к сожалению, денег в течение достаточно длинного срока. Потому что, к несчастью, человек пока не умеет, как Нео в Матрице, загрузить в себя программу кунг-фу за 20 секунд и немедленно побежать спасть мир. А если вы внимательно читали предыдущий пост, то должны были понять, что пение в значительной своей части – это вопрос правильной техники, наличие определенного психическо-мышечного навыка (весьма непростого, к тому же, это вам не тройной тулуп крутить) и обучение этому навыку придется вести по старинке – путём многократных тренировок и повторений. И наиболее эффективно процесс обучения будет идти, если «тренировка» будет проводиться под руководством и присмотром вменяемого педагога.
Хотя, конечно, бывают и исключения. Многие научились петь сами, но это, как правило, не благодаря, а вопреки.
Вопрос: Я правда хочу научиться петь, но мне все-таки кажется, что слуха у меня нет совсем, и обучение будет пустой (и демотивирующей) тратой времени и сил
Ответ: Ну так давайте проверим – это очень просто. Всегда есть вероятность, что вы попали в тот небольшой процент людей без музыкального слуха вообще. Итак, включите динамики или наушники погромче. Зайдите в гугл и вбейте в поиск Пианино онлайн. В качестве альтернативы может поставить любое виртуальное пианино на свой смартфон/планшет. Открыли? Выберите любую клавишу (например, ноту До – C4 – она прямо посередине). Нажмите её и сразу после — нажмите на соседнюю черную клавишу справа (это будет до диез – C4 #) – пум-бум. Слышите, что звуки разные? Теперь нажмите два раза одну и ту же клавишу. Слышите, что звук один и тот же? Если ответ «да» на оба эти вопроса – поздравляю, слух у вас есть.
Возможно, неразвитый, возможно, кривой, скорее всего – несинхронизированный с голосом, но, определенно, есть.
Вопрос: Кустарщина какая-то. Вот в музыкальной школе меня проверяли – играли две ноты и спрашивали, какая выше – какая ниже, а еще играли ноту и просили её спеть, а еще хлопали в ладоши и просили повторить в ритм. Вердикт: слуха нет.
Ответ: Сначала мини-флэшбек – в пять лет меня так «зарезал» папа. Но я точно помню, что я просто не понимал, что такое «выше», а то такое «ниже». К счастью, он ошибся.
Теперь, собственно, ответ. В музыкальной школе задача преподавателей на вступительном экзамене не стоит в том, чтобы определить, есть ли у вас слух или нет. Их задача – набрать группу из определенного количества детей с примерно одинаковым начальным уровнем подготовки. Как и в обычной, не музыкальной, школе, преподавателям нужно, чтобы ребенок уже что-то умел на базовом уровне. Вы знаете хотя бы одного психически здорового ребенка, который, не умея читать до школы, не научился хоть как-то читать к третьем классу? Я таких не знаю. Когда говорят, «у ребенка нет слуха» или «у ребенка нет чувства ритма» это в большинстве случаев означает «у ребенка недостаточный для нашего класса уровень начального развития слуха/ритма», а вовсе не «у ребенка отсутствует музыкальный слух и путь в музыку ему закрыт».
Вопрос: А что, без преподавателя совсем никак нельзя? Я стесняюсь/сильно занят/финансово ограничен/хочу сначала попробовать свои силы.
Ответ: Ну, вообще говоря, начать можно и без преподавателя. Просто занятия с преподавателем гораздо более эффективны («ученик поёт ушами своего учителя»), но даже занимаясь с педагогом, вам придется достаточно много практиковаться самостоятельно, поэтому, почему бы не начать с простого самостоятельного занятия по интонированию?
Итак, первая задача, которую вам предстоит решить – она самая сложная, но, к счастью, самая «саморешаемая». Это – умение петь «в ноты» («интонировать») в принципе. Помните, я писал, что музыка – это определенные звуки в определенной последовательности? Вот вам и надо, сначала научиться петь только определенные звуки, а конкретнее – только звуки определенной высоты, а еще конкретнее – те звуки, которые входят в наиболее распространенную сегодня музыкальную систему (ну, которая до-ре-ми-фа-соля-ли-си) в пределах вашего вокального диапазона (т.е. того диапазона высот, который вы, в принципе, способны петь) — и их всего 12-18.
Хорошая новость состоит в том, что задача анализа высоты издаваемого вами звука уже давно алгоритмизирована, и сегодня существует огромное количество программ, которые покажут вам, какую ноту вы поёте на самом деле. Другими словами, «ушами учителя» в данном случае будет микрофон вашего смартфона/компьютера + программа.
Какими конкретно программами пользоваться – без разницы, по большому счету. Я пользовался – для компьютера – SingingTutorApp (поищите в гугле), для андроида – Voice Training Learn to Sing. Обе программы очень простые, но на английском языке, если с этим проблемы – поищите аналоги, ну или спросите у пикабу.
Как заниматься (на примере SingingTutorApp):
Сначала определите комфортный для вас вокальный диапазон. Для этого запускаем программу и поём слог «ма» сначала низко, т.е. толсто, а потом высоко, т.е. тонко. Не нужно надрываться – ширина диапазона, в данном случае, роли не играет, петь нужно комфортно и избегать напряжения и в низах, и в верхах. Запомните буковки и циферки, которые программа показывает – это названия нот (в английской нотации ноты пишутся латинскими буквам – A, B, C, D, E, F, G – для ли, си, до, ре, ми, фа, соль соответственно) и их октава.
Теперь выставляете ползунки так, чтобы программа выдавала только звуки из вашего диапазона – и вперед. На начальном уровне лучше настроить программу так, чтобы она играла звук все время, пока вы нажимаете на кнопку (галка Play while button pressed).
Нажимаете кнопку Play, программа играет ноту, вы поёте слог «ма» (не громко! не напрягаясь!), стараясь, чтобы звук был максимально «похожим» на эталон — это очень субъективное ощущение, его нужно наработать.
В процессе пения программа будет показывать ту ноту, которую вы поёте на самом деле и, соответственно, нужно корректировать голосом и петь выше или ниже, пока нота не позеленеет.
Не торопитесь, постарайтесь при этом прислушиваться к своим ощущениям. Что вы чувствуете, когда ноты совпадают (резонируют)? Как это чувство отличается от того, что вы ощущаете, когда ноты не совпадают? На что «похожа» нота, которая сейчас играет? Как вы её себе представляете мысленно? Чем она отличается от других нот? И не стесняйтесь того, что поёте преимущественно мимо — это нормально!
Это самокопание крайне важно! Пока у вас не развилось чувство интонации, ваш мозг должен искать, за что же ему зацепиться при анализе. Ведь он слышит, что звук, который играет в ушах и звук, который издаете вы – вообще говоря, разные. Но при этом, в зависимости от каких-то ваших действий связками и мышцами гортани, они становятся очень похожими, практически одинаковыми. Значит, у них есть что-то, что их объединяет (ответ – основная несущая частота) и ваш мозг учится идентифицировать, выделять это самое общее. А еще он запоминает, какие действия приводят к тому, чтобы это общее появилось (т.е. вы спели «в ноту»).
Занимайтесь ежедневно, по 10-20 минут или пока не устанете. Не мешайте мозгу и имейте терпение – через какое-то время (может пройти до нескольких месяцев – не пугайтесь!) вы вдруг начнете «узнавать» ноты, у нот появится, грубо говоря, окраска, или форма, или шершавость, и ваш голос начнет выдавать ноты все ближе и ближе к эталону. Сначала это произойдет для каких-то отдельных нот, потом количество «успехов» будет расти и расти и, наконец, вы начнёте практически сразу попадать в нужную ноту.
В процессе занятий не стесняйтесь экспериментировать. Что, если диапазон расширить? Или, наоборот, сузить? А что, если петь не «ма», а, например, «лё»? Или «йэ»? Может, для каких-то гласных ваш процент «попаданий» больше, чем для других? Или для каких-то нот? А почему? А если петь сначала один слог, а потом – другой? Что меняется?
Главное при этом фокусироваться не на интонации, а на своих ощущениях, эмоциях, и пытаться их запомнить и воспроизвести при пении очередной ноты – и интонация придёт сама собой.
Вопрос (последний на сегодня по очереди, но не по значению): Я начал заниматься и у меня болит в горле. Это нормально?
Это НЕ НОРМАЛЬНО и довольно даже плохо, но случается часто, особенно с начинающими певцами. В процессе всех ваших вокальных упражнений вы должны понять и уяснить одну критическую вещь – связки нам даются один раз и на всю жизнь! И орган этот – достаточно нежный, поэтому берегите их.
Конечно, как и любая другая мышца, нераспетые (т.е. не разогретые предварительными упражнениями) связки могут устать с непривычки и ныть, но любые болевые ощущения – однозначный сигнал немедленно прекратить занятие и сделать перерыв, пока болевые ощущения не исчезнут. Нельзя заниматься на травмированных мышцах!
Более того, если в процессе занятий это ощущение возвращается, значит вы делаете что-то неправильно – скорее всего, слишком сильно напрягаетесь когда поёте верхние ноты.
Помните – упражнение на интонацию не требует громкого звука, можно петь даже вполголоса!
Источник
Как петь чисто и попадать в ноты? 4 лайфхака для полных новичков 😮
Сегодня я решила рассказать вам о нескольких вокальных лайфхаках, которые сделают ваше пение чистым (то есть, вы станете ГОРАЗДО лучше попадать в ноты)
Начинающие певцы часто не попадают в ноты, а многие — даже не слышат, что не попали)))
У меня самой были подобные проблемы, когда я только начинала заниматься пением. Мне никто так и не подсказал какой-то действенный рецепт — и нашла решение я только когда сама начала обучать.
Теперь делюсь этим с читателями «Яндекс.Дзена».
Смотрите в видеоформате: 👇👇👇
Четыре лайфхака от Жанны Серопян
I. Поем распевки
Голос человека — это инструмент. Чтобы лучше им овладеть, нужно постоянно тренироваться. Я советую вам прорабатывать все технические моменты не на песнях, а во время распевок.
Распевки для вокалиста важнее песен. Тем более, если у вас есть проблема с чистотой пения. Распевки нужно исполнять на опоре, с хорошей артикуляцией и с подключением резонаторов (про все это мы рассказываем на первом этапе обучения)
II. Поем в двух наушниках
Петь во время тренировок надо под оригинал песни, а не под минус.
Оригинал — это песня с голосом солиста, минус — только звучание инструментов, без голоса певца.
Пение под минус — это последний этап подготовки вокалиста. А до этого просто наденьте наушники и слушайте оригинальную композицию.
Лайфхак: вам даже не обязательно себя слышать на этом этапе. Ориентируйтесь на внутренний слух. Он естественным образом подстроит ваш голос под песню.
III. Поем в одном наушнике
На втором этапе можно снять один наушник. Так вы сможете себя услышать. Петь нужно все еще под оригинал.
Здесь можно использовать схему 3:1. Три раза пойте в наушниках, а один раз – без одного наушника. Повторяйте несколько раз.
IV. Поем без наушников
Когда вы почувствуйте, что ваше пение стало более чистым и вы попадаете в ноты, можно снять наушники и попробовать спеть без них. Включите оригинальную песню и пойте под колонки.
А еще — запишите себя на видео. Это лучший способ оценить со стороны свое пение.
Лайфхак: если у вас не получается попасть в ноты при исполнении определенной песни, не отчаивайтесь. Может быть любимая песня не подходит вам по диапазону. Просто выберите другую композицию, посоветовавшись с педагогом.
Часто именно из-за выбора неудачной песни вокалист не может спеть чисто. В конец концов, бывают более сложные и менее сложные партии. Так что найдите ту композицию, которая вам подходит по диапазону и технике.
Желаю вам удачи! Пойте только те песни, которые доставляют вам радость. Старайтесь получать удовольствие от каждого занятия вокалом!
Источник
Как научиться петь в домашних условиях, без помощи учителя по вокалу?
Голос , определенно, есть у всех. Но не каждому от рождения дано петь красиво и по нотам. Вокал — это такой же навык, как катание на коньках. В начале не обойдется без «падений», зато позже все пойдет как по маслу. Главное — запустить «стартовый механизм».
Хочется научиться петь , а возможности посещать учителя по вокалу нет? Интернет-уроки так и не объясняют, с чего начинать, а все ресурсы советуют начинать с упражнений по дыханию, а к «вокальной составляющей» так и не переходят? Тогда эта статья для вас!
Главная ошибка в том, что стремление и желание научиться петь у ученика, буквально, убивают скучной теорией. Да, она важна, но не в том количестве, которым «закармливают» любого ученика музыкальной школы. Процесс должен доставлять удовольствие, и не отбивать желание научиться. И так, с чего же начать?
Основа любой песни — ноты . Если вы совершенно не умеете в них попадать — возьмите музыкальный инструмент, который имеется в наличии, и аккомпанируйте. Если инструмента нет — прекрасно поможет виртуальное пианино . Если сразу не получается — не беда. На все требуется время и практика. Пение гаммы не только помогает научиться попадать в ноты, но и » разогревает » голос.
Не спешите петь песни любимых исполнителей на свой лад, для обучения нужно найти более простые в исполнении, переходя от легких песен к более сложному исполнению. Подберите исполнителя, чей голос напоминает ваш , это поможет в дальнейшем.
Когда вы полностью попадаете в нужную ноту — ваш голос и голос исполнителя » резонируют «. Ощущается как слияние двух голосов в единое целое, с легкой вибрацией. Пример из личного опыта: когда я училась петь, то выжимала из одной песни, буквально, все доступное. Пела ее до момента, пока исполнение не становилось идеальным.
Когда вы мало-мальски научились петь, как раз стоит задуматься о дыхании и опоре . Здесь нам пригодятся интернет-уроки, коих великое множество.
Одни песни даются лучше, другие хуже. Дело в том, что у каждого исполнителя имеется свой » певческий голос «, с определенным диапазоном звучания. Для определения диапазона певческих голосов нам поможет, опять же, интернет. Конечно, точно поможет определить ваш тип голоса только учитель, но самостоятельно попытаться определить стоит, для того чтобы развиваться в правильном направлении. Все просто: открываете виртуальное пианино , и начинаете петь гамму. Затем берете ноты выше и ниже. Крайние ноты ограничивают ваш диапазон . Сверьте свои ноты с голосовыми диапазонами, и определите, какой тип голоса вам соответствует. На данном этапе можно искать исполнителей с таким же голосом, и учиться петь с помощью них.
Далеко не все имеют музыкальное образование и разбираются в названиях вокальных приемов. Видеоуроки, опять же, не дают понятного объяснения, как научиться их выполнять. Но это не беда, главное — желание. Включите песню, в которой исполнитель делает прием, который вам нравится. Пытайтесь его повторить . Конечно, с первого раза не получится, но старание всегда приносит свои плоды. Попробуйте представить, как данный музыкальный прием производится, попробуйте объяснить принцип его работы , опираясь на собственные ощущения , и исходя из них же, попробуйте воспроизвести.
В заключение хочется добавить, что главное в вокале — эксперименты . Со временем обучения слух разовьется достаточно для того, чтобы слышать малейшие изменения в вокале исполнителя. Попробуйте их повторить, понять механизм их действия, смешивайте » головной » и » грудной » звук, добавляйте в вокал опору и дыхание , и петь вы будете даже лучше тех, с помощью чьих песен научились.
1) Записывайте на диктофон все, что вы поете. Если у вас сохранится пара старых записей — вы будете приятно удивлены, услышав разницу.
2) Если вы чувствуете, что голос стал хуже, стал более сиплый или «скрипучий» — стоит сделать перерыв , или даже возобновить занятия через день-другой.
3) Не стоит заниматься вокалом сразу, как проснулись. Петь можно спустя 2 часа после пробуждения.
4) Не забывайте про воду , она помогает при пении. Желательно не пить молоко, соки и алкогольные напитки во время занятий. Также не стоит курить во время обучения, так как это сильно сушит связки, и голос «утомится» куда быстрее.
5) Не нужно петь строго с исполнителем, используйте минусовки , или подыгрывайте самостоятельно. Вы можете привыкнуть к исполнению со «вторым голосом», и результат одиночного пения может быть не самым лучшим. Иногда бывает, что человек слишком часто аккомпанирует себе на инструментах, и в итоге, не может спеть в полную силу без них. Все должно быть в меру.
6) Смотрите концертные видео, наблюдайте за поведением вокалиста , буквально за тем, как он стоит и открывает рот. Это важно.
7) Учиться петь лучше всего стоя , так создается меньше давления на диафрагму.
8) Пробуйте петь на разных языках . Известно, что акустика при произношении английских слов отличается от русского языка, поэтому, многим он дается куда легче для исполнения.
Источник