Как начать выступать с гитарой

Музыкальная карьера

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Антон Ильяшенко
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 23 июля 1999 г.

П рактическая деятельность любого музыканта можно подразделить на три основных аспекта. Это:

1. Индивидуальные занятия (отработка приёмов игры, разучивание пьес и пассажей, сочинение музыки, совершенствование техники т.д.)
2. Концертная деятельность
3. Запись на студии

Сегодня мы подробно коснёмся второго пункта, то есть концерта, выступлений перед публикой. Что же всё-таки нужно для того, что бы донести свою музыку до слушателя? Как правило, встречаются следующие проблемы — это создание собственного саунда и страх перед публикой на концерте.

Основной проблемой всех концертов всегда являлось то, что на сцене очень трудно достигнуть комфортных условий для игры. То вдруг оказывается, что ваш процессор или комбик, который отлично звучал дома и на репетиции, вместо того жирного звучка, который вам так нравился, выдаёт какой-то отвратительный зуд. То оказывается, что звукосниатели гитары, подобно микрофону, гадко пищат. То на концерте становится совершенно не слышно басиста, и вы теряетесь в форме песни и т.д. и т.д.

Во многом проблемы возникают из-за того, что комбики, особенно с одной динамической головкой, являются точечным источником звука, и дома или в любом другом небольшом помещении их звукового давления вполне хватает, чтобы получить комфортный, богатый и качественный саунд.

На концертной сцене же объем несравненно больше, поэтому усилитель приходится делать громче, динамик не справляется с такой нагрузкой, начинает выдавать больше средних частот и отсюда тот самый знакомый многим гитаристам противный зуд. Тут ещё добавляется и то, что звуковой поток узконаправленный, и шаг влево и вправо означает резкое падение громкости, и, как следствие, гитару на концерте становится неслышно.

Как же со всем этим бороться? Вспомните, когда вы смотрите концертное видео любимых гитаристов, сколько колонок стоит позади каждого музыканта, и не слушайте тех, кто говорит, что мол это «понт», хвастовство — вот дескать какой я богатый, вот сколько у меня оборудования. На самом деле все эти колонки и усилители призваны сделать одно: создать комфортные звуковые условия на концерте, т.е. сделать так, чтобы в любом месте сцены гитару было одинаково хорошо слышно. В наших совковых условиях даже самому богатому гитаристу не грозит выставить на концерт такое количество оборудования, как например Yngwie Malmsteen или Megadeth, но всё же возьмите у друзей более мощный усилитель, договоритесь со звукорежиссёром, чтобы он дал вашу гитару в «прострелы» (акустические системы по бокам сцены) и в напольные мониторы. Используйте на концерте выходы комбика External Speaker, предназначенные для подключения дополнительных колонок. То есть всё вышесказанное можно подытожить следующим образом: на концерте делайте всё возможное для того, чтобы ваша гитара звучала из как можно большего количества динамиков, находящихся в разных местах сцены! Но всегда помните о своих друзьях-музыкантах; не злоупотребляйте громкостью, пусть вся группа на сцене чувствует себя комфортно.

Теперь немного об эффектах. Концертный звук отличается от любого другого повышенным уровнем шума. Это связано и с работой мощных порталов, и с отражённым звуком. Поэтому, если на концерте в гитарном звуке будет много эффектов (реверберации, задержки, хоруса и т.д.), он попросту станет неразборчивым, мутным. Постарайтесь на сцене обойтись минимумом примочек, но договоритесь со звукорежиссёром, чтобы он дал обработку в зал, и получится так, что публика будет слышать красивый, обработанный звук, а вы услышите сухой, но чёткий и разборчивый саунд, который и поможет отлично следить за своим звукоизвлечением.

Не будет лишним и то, если вы и ваша группа сделаете из своей репетиционной базы некоторое подобие концертной сцены, то есть расположите мониторы, комбики, барабаны так, как если бы вы находились на сцене. Не плохо также время от времени приглашать на репетиции друзей и подруг и отыгрывать концертную программу на них, внимательно следя за их реакцией.

Постарайтесь составить песни в такой последовательности, чтобы произвести на публику как можно более сильное впечатление, то есть наиболее выигрышные номера поставьте в начале и в конце программы. Это связано с тем, что на концерте первое впечатление на слушателя производят именно первые песни, а запоминают группу по последним. Тот факт, что вы будете выступать на концерте в привычном расположении инструментов и оборудования придаст вам уверенности.

Теперь о том, как бороться на концерте со страхом. Ну конечно, если вы добились хорошего звука на сцене, половину скованности как рукой снимет, это факт проверен не одним поколением гитаристов.

Может быть, следующий совет покажется несколько не соответствующим духу рок-н-ролла, но это вывод, к которому пришли большинство иностранных да и отечественных музыкантов — не пейте много алкоголя перед выходом на сцену, потому что алкоголь столько же отнимает мастерства сколько добавляет смелости. То же, но только в большей степени, можно сказать и о наркотиках.

Не давайте себе перед концертом зацикливаться на мысли о том, что вам страшно, что у вас холодеют и потеют руки и т.д. Проведите это время в общении с друзьями или выполняя физические упражнения, ну в общем делайте всё, чтобы отвлечься. Самое последнее дело за несколько минут до выхода начинать что-то менять, будь то порядок песен, расположение музыкантов на сцене, тексты и т.п. Не надо нервотрёпки!

Источник

Советы и рекомендации >Советы по поведению на сцене

Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола . Кто из нас не мечтал выступать перед многотысячной толпой зрителей, на большой и шикарной сцене, и чтобы при этом все были в полном восторге. Но на деле все оказывается гораздо сложнее. Во-первых, что бы собрать хоть сотню человек, нужно очень сильно постараться, а во-вторых, если даже вам удастся собрать публику, то вы не сразу почувствуете себя уверенно.

Как вести себя на сцене?

В этой статье я хочу дать вам пару советов о том, как вести себя на сцене, как сделать так, чтобы ваш зритель не скучал. И приступить к этому я предлагаю вам прямо сейчас.

1. Когда вы находитесь на сцене, вы не на секунду не должны забывать что выступаете перед людьми, и собственно говоря, выступаете только для них. Вы должны играть не для себя, а для них.

2. При подготовке концертной программы, старайтесь доводить все до автоматизма. Вы же не хотите забыть слова, ноты или важные движения.

3. Ваш внешний вид должен соответствовать настроению концерта.

4. Помните, что вы должны дать зрителю максимум энергии и чувств. Вы же не захотите платить деньги за сухое и черствое выступление. Всегда ставьте себя на место зрителя.

5. Прочувствуйте настроение зрителя. Вы должны контролировать публику. Если ей стало скучно, вы должны развеселить, если ей весело, вы должны поддержать это веселье.

6. Присматривайтесь к зрителю. Если вы видите, что кто-то скучает, что все ходят не пойми куда, значит вам нужно что-то менять. На репетициях вы должны придумать и “План Б”, и “План В”.

7. Старайтесь выбирать те мероприятия для выступления, где вы будете подходить по формату.

8. Тщательно следите за вашим внешним видом. Вы должны выглядеть на 200%.

9. Старайтесь не зацикливаться на одних и тех же песнях, музыке и прочем. На каждый концерт придумывайте что-то новое. Это поможет избежать того, что публика быстро устанет от вас.

10. И последний совет, которым бы я хотел с вами поделиться. Перед выступлением выбросите из головы все посторонние вещи и наполните её позитивными мыслями об удачном выступлении.

Помните, что зритель все чувствует, и вы ни в коем случае не должны выступать с плохим настроением. Этим вы передадите его всей публике, и сами догадываетесь, к какому результату это приведет.

Когда исполнитель находится на сцене, он должен расслабиться и полностью отдаться публике.Ни в коем случае нельзя волноваться, ведь со стороны это выглядит очень смешно. А еще очень важно контактировать с публикой, чтобы чувствовать её энергию)

Отличные советы! Я хотела бы добавить еще один — выходите на сцену с уже настроенным инструментом, ведь часто бывает, что гитаристы выходят на сцену и начинают настраивать инструменты, теряя время.

Все правильно, советы все хорошие. Но самое главное — это опыт. Поэтому, если с первого раза от волнения половину забыли, то не нужно останавливаться. На сотый раз все эти советы будет исполнить намного проще. И старайтесь обходиться без допинга.

И старайтесь обходиться без допинга. :)))))))))))
Вот с этим сложнее :)))))

Мой первый выход на сцену был подпитан некоторым количеством коньяка, а т.к. я был еще и ведущим, я бегал в каморку в углу сцены после каждого выхода и «накидывал» по 25-50 гр. для снятия волнения… В итоге на моё сольное исполнение я был изрядно пьян, завысил эмоции, во второй, быстрой песне, танцевал как на свадьбе, перепутал слова, но не остановился и не зациклился, выступил — как в первый раз : )… Постоянно просматриваю эти видео и угораю ! Сейчас изредка, для пластичности голосовых связок, могу принять грамм 50-100 коньяка, но лишь в том случае, если это очень серьезное мероприятие — глава администрации с командой, президент на концерте или выступление в Дворце Республики, где тоже «неслабые» зрители, перед которыми стыдно «облажаться»… В своем ДК за годы работы мандраж прошел… Родные стены помогают учиться общению со зрителем .

Источник

99 способов стать крутым гитаристом. Часть 1

Если вы закрываетесь в своей комнате на 8 часов с гитарой и метрономом каждый день, почитывая жестокие книги с теорией и упражнениями, это еще не значит что вам обеспечено полное владение 6-струнным мастерством. Само собой, вы можете высекать быстро и чётко, как стенографистка и знать гармонию как отче наш, но чтобы сочинять музыку, которая трогает сердца, вам понадобится много других навыков. И вовсе не значит, что чтобы играть так же божественно, как Джефф Бек, вам придётся уйти в монастырь с гитарой.

Во-первых просто забудьте об этом. Уровень Джеффа недостижим. Даже не пытайтесь. Что вам стоит делать, так это играть так, чтобы у вас у самого на руках волосы вставали дыбом. Это называется вдохновение. Естественно, если вы хотите стать лучшим, вы должны учиться у лучших. Поэтому мы дадим вам 99 подсказок от настоящих мастеров своего дела, а вы читайте и мотайте на ус. Уж эти парни знают по чём фунт лиха. Надеемся, это чтиво вдохновит вас на новые достижения в игре на гитаре!

1. Каждый раз по-новому!

“На каждом занятии с гитарой важно играть что-то совершенно новое — это ключ к успеху. Играя одно и то же все время, вы застрянете на одном уровне. Изучите новые аккорды, поиграйте в других строях, выучите новые гаммы — каждую неделю играйте что-то новенькое. Не обязательно сразу же применять то что вы выучили на практике, просто дайте своим пальцам непривычную нагрузку, пусть они побывают в местах, куда раньше не добирались, а музыка начнёт сочиняться сама собой.” — Joe Satriani

2. Пой, пой, пой

“Прежде чем играть фразу в вашем соло, пропойте её. Так вы поймёте, круто она звучит или нет. А если вы начинаете петь фразу и вам не хватает воздуха, что же, вы слишком много на себя взяли.” — Ronnie Montrose

3. Бей сильней!

“Вот вам необычный способ прокачать своё чувство ритма и научиться придумывать новые интересные фразы для соло. И вам не придётся играть ни одной ноты при этом! Заглушите струны левой рукой и забудьте о ней на время. Начинайте играть ритм правой рукой вместе с метрономом или барабанами. Как только вы устаёте, начинайте придумывать всякие необычные ритмические рисунки — чередуйте простое со сложным. Представьте, что вы играете барабанное соло и вам нужно при этом сохранять ритм. Постарайтесь продержаться 5 минут, а лучше еще больше.» — Bob Brozman

4. Динамика

“Чтобы научиться хорошо управлять динамикой, включите ваш усилитель погромче, ручка громкости на гитаре на максимум. Теперь играйте арпеджио — сначала очень тихо, потом постепенно увеличивайте громкость путём более сильного звукоизвлечения. Цель — менять громкость при этом не меняя положение правой руки. Многие гитаристы халявят, меняя положение рук для изменения динамики. В результате у них нарабатывается набор ‘как бы легко звучащих’ фишек, которые они могут играть быстро, но эти фишки не звучат, потому что в них нет мощи. Чего вам нужно добиваться, так это постоянно играть громко и тихо, переходя от одного звука к другому максимально плавно.” — Jerry Garcia

5. Маски долой!

“Попробуйте выкинуть из цепочки лишние эффекты. Глядишь, и до музыки доберетесь.” — Bill Kirchen

6. Задайте своему мозгу задачку посложнее

“Старайтесь сделать так, чтобы каждый раз когда вы беретесь за инструмент, вы звучали свежо, не полагайтесь на заученные паттерны. Например, когда я занимаюсь, я часто перевязываю несколько струн резинкой, вынуждая себя смотреть на гриф по-другому. Я могу заниматься только на двух струнах — G и D, или даже G и A .” — Jim Hall

7. Звучание комнаты

“Старая добрая поговорка насчёт записи — чем дальше, тем глубже. Я пользовался этим чертовски много раз, как при записи гитары. так и при записи всей группы целиком. Люди привыкли к близкой подзвучке усилителей, а я размещаю еще один микрофон сзади кабинета и балансирую общее звучание. Также вам не понадобится эквалайзер в студии если инструменты звучат как надо. Вы должны уметь получать правильный звук только при помощи микрофонов и их размещения в комнате.” — Jimmy Page

8. Расслабьтесь!

“Самая важная вещь о которой нужно помнить, когда вы пытаетесь играть быстрее — это расслабиться. Не заставляйте ваши мышцы пытаться сделать то, на что они пока не способны. Занимайтесь полчаса, затем сделайте перерыв. Вы всегда можете продолжить через пару минут. Это особенно важно, когда вы разучиваете всякие сложные паттерны, от которых устают пальцы. Когда я был подростком, я занимался перед телевизором, играя упражнения и гаммы переменным штрихом и особо не обращая внимание на звукоизвлечение. Я думаю именно то, что я не слишком сильно парился, помогало мне оставаться расслабленным, и в то же время я развивал свою технику и выносливость. Важно знать, если вы чувствуете боль — сразу же остановитесь. Никогда не играйте через боль. Вообще никогда. Тендонит — это вам не шутка.” — Steve Lukather

9. Станьте чувствительным

“Если вы устали от вашей электрогитары, возьмите в руки акустику. Есть что-то такое в игре на акустической гитаре, что заставляет вас думать о песнях. А если вы разложите на акустике ваши любимые песни вместе с аккордовыми и мелодическими линиями, вы намного глубже разберетесь в гармонии, контрапунктах и взаимодействии баса с остальными нотами. После этого, вернувшись к электрогитаре, вы сможете играть более вдохновенные соло.” — Buck Dharma

10. Берите выше

“Где бы ни была ваша гитара когда вы сидите и упражняетесь, именно там она должна остаться и когда вы стоите. Я пришёл к этому выводу трудным путём. Много лет назад я разучивал свои соло сидя, потом приходил на репетицию и безбожно лажал, потому что положение моих рук было своем другим когда я стоял. Сейчас многие гитаристы думают, что не круто вешать гитару высоко, но я считаю что ох_нно играть куда круче, просто выглядеть круто и при этом лажать! Zakk Wylde вешает свой Les Paul очень низко, но когда приходит пора играть соло, он ставит ногу на монитор, приподнимая гитару повыше. Да, и, черт возьми, Tom Morello вешает гитару так высоко,что она достает ему до подбородка. Так что, ради убийственной игры — поднимайте свой инструмент!” — Rusty Cooley

11. Расширяйтесь

“Выучите всё, что вы уже знаете во всех возможных тональностях.” — Joe Pass

12. Двигайтесь дальше

“Не ничего святого в гитарном звуке. Вы всегда сможете найти что-то более крутое, чем уже есть у вас — какой нибудь интересный звук или эффект. Пробуйте новое!” — Robin Guthrie

13. Играйте громко

“Начинайте играть громко пока вы молоды, так вы всегда будете на шаг впереди. Если начнете играть тихо, разовьёте кучу плохих привычек. Просто ужасных привычек. Вы посмотрите на этих джазменов, естественно они играют тихо. Это такой трюк, чтобы вы не могли разобрать, что они там делают.”— Nigel Tufnel

14. Правильный слайд

“Играйте со слайдом вместе с вашими любимыми записями, так вы разовьёте правильную интонацию. Я предпочитаю ранние альбомы Ricky Skaggs, там много простых прогрессий с разными грувами в разных тональностях. Не думайте об экзотических аккордах и хитроумных аккордовых заменах. Сосредоточьтесь на прогрессии I-IV-V и научитесь играть на меняющиеся аккорды без беготни по грифу, оставаясь в одной позиции. И не обязательно всегда начинать с аккорда I, двигайтесь на 5 ладов вверх к IV, а потом еще на два до V.”— Will Ray

15. Соревнуйтесь

“Играйте с теми, кто превосходит вас музыкально. Это поможет вам вырасти до их уровня.”— Bill Kirchen

16. Пробка, подарок из Африки

“Если вы нашли слайд, который круто звучит, но он слишком велик для вашей руки, попробуйте срезать к винной пробки пару полосок и приклеить их ко внутренней стороне слайда. Плотно сидящий на руке слайд сразу же скажется на вашей игре в лучшую сторону.” — Chris Mule

17. Копайте глубже

“Ищите талантливых малоизвестных музыкантов в прошлом и настоящем. Самые большие драгоценности находятся на пыльных дорогах далеко от скоростных автобанов этой жизни. Когда вы найдете тех, кого полюбите, узнайте кого любили они.”— Greg V.

18. Цените искусство

“В конечном итоге куда важнее смотреть на живопись, чем слушать как кто-то играет очередные би-боп фразы.”— Jim Hall

19. Буквальное соло

“Думайте о вашем гитарном соло как о параграфе. Вам нужно ясное начало, середина и конец. Смотрите на музыкальные фразы как на предложения, убедитесь, что вы используете пробелы и знаки препинания. Вы же делаете паузы когда общаетесь с другими людьми, не так ли? Если нет — вы зануда и трепло. То же самое будет и с вашими слушателями, если ваше соло играется в одном измерении. Слушатель быстро устанет и потеряет к вам интерес.” — Tom Principato

20. Бенды

“Одно из самых полезных упражнений я нашёл в видеошколе Larry Carlton. Larry играл мажорную гамму в пятой позиции, поднимаясь на октаву вверх, с третьей струны до первой. Затем он брал эту же гамму, но большинство нот играл при помощи бендов. Самое лучшее в этом упражнении — это то, что гамму в обратном порядке тоже надо играть при помощи бендов. Так вы учитесь тянуть струны до нужной ноты, делать пре-бенды и опускать бенды до нужной высоты. Мажорная гамма — отличный вариант для отработки артикуляции и точной интонации ваших бендов, потому что почти все слышат интервалы мажорной гаммы очень хорошо и легко могут понять, где вы не дотянули, а где перетянули. Это непростое упражнение, но очень крутое.” «Потом играйте песни Beatles, стандарты, фольклорные песни, используйте бенды для того чтобы играть мелодии вместо обычных приёмов. Это намного более требовательное упражнение, которе разоьет вас намного быстрее чем средненькое исполнение соло из ‘Little Wing’ Хендрикса, к примеру” —Jim Campilongo

21. Любите себя меньше

“Слушайте больше других музыкантов в группе, больше чем себя.”— Bill Kirchen

22. Тренируйте слух

“Для развития самых основ, сыграйте любую ноту на гитаре, к примеру, А (ля). Теперь возьмите интервал от нее, например, квинту — Е (ми). Теперь попробуйте спеть ноту E, а теперь возьмите ее на гитаре. Оцените, как близко вы попали. Не играйте интервал до того, как вы его споёте. Так вы просто имитируете, а не тренируете слух. Заставьте ваш мозг искать и определять высоту интервала, который вы хотите взять на гитаре. Начните с октав, обычных квинт, мажорных и минорных терций, а затем переходите к более сложным секстам, секундам, пониженным квинтам и т.д.” — Rik Emmett

23. Ошибайтесь!

“Не волнуйтесь, если не всё получается. Лучше пусть в вашей музыке останется чувство и правдивость. В музыке совершенство — не главное, главное — напор, подача и передача эмоций при помощи нот.”— Greg V.

24. Истина где-то рядом!

“Не слушайте тех кто воротит нос от вашей музыки. Это ваше самовыражение. В какой-то момент вы несомненно столкнетесь с дилеммой — изучить правила игры на инструменте чтобы стать мастером или пойти за своей интуицией. Будьте сильным! Все самые важные свершения в искусстве произошли, когда кто-то полностью наплевал на нормы или кардинально переделывал общепринятые вещи. Оставайтесь верным самому себе, путь революционера всегда труден.” — Nels Cline

25. Нежнее, Виктор, нежнее!

“Что на вас так действует, когда вы слышите, как играет ваш любимый гитарист? Я думаю, это связь между эмоциями гитариста и его мышечными усилиями на гитаре. Чтобы лучше понять эту идею, попробуйте играть с разной силой. Сначала попробуйте рифф со всей мощи, со всей яростью, потом его же — нежно, а потом все, что между этими крайностями. А теперь возьмите песню, которую вы хорошо знаете, попробуйте усилить контраст между куплетами и припевами, или просто между разными кусками. Пользуйтесь этим диапазоном, чтобы песня звучала более живо.” — Bob Brozman

26. АУ?

“Попробуйте НЕ БЫТЬ самым громким на сцене.”— Bill Kirchen

27. Криминальное чтиво

“Потратьте в день 15 минут на изучение материалов из гитарных журналов типа Guitar Player. Многие из вещей, которые я усвоил оттуда, остались со мной на всю жизнь!” — Dave Wronski

28. Больше блюза

“Изучайте джазовые соло на 12-тактовый блюзовый квадрат. Многие гитаристы сразу начинают играть длинные би-боп фразы, но чем проще мелодический материал, тем раньше вы начнете развивать в себе чувство фразировки. Взамен вы получите большую свободу при игре соло, потому что у вас будет больший запас самых разнообразных ритмов за пазухой.” — Lenny Breau

29.Короче, Склифосовский

“Помните, что репутация многих великих джазменов построена на восьмитактовых соло. Слишком много гитаристов играют слишком длинные соло.” — Jim Hall

30. Играйте для других

“Записывать свою музыку — это одно, но играть что-то для кого-то другого — совсем другое. Сессионная работа в студии делает вас более критичным к своему уровню. ВЫ не можете играть что попало, поливая нотами. Каждая нота теперь на вес золота и их надо расходовать экономно, если вы не хотите звучать как полный бардак. Вам может казаться, что вы круто звучите на сцене, но, как правило, в студии это полная катастрофа. С другой стороны если вы молодец в студии, вы и на сцене будете играть хорошо.” — Ritchie Blackmore

31. Найди себя

“Хороший способ найти свою индивидуальность — это взять диктофон и запереться с ним в тёмной комнате, чтобы вам никто не мешал, а потом просто начать играть с ритм машиной. Спустя некоторое время, это как колода карт на столе, вы начнёте понимать, откуда пришёл этот рифф, от кого вы взяли тот, а вот два или три риффа ваших. Вот теперь сконцентрируйтесь на них пока не разовьёте своё индивидуальное звучание.” — Carlos Santana

32. Думайте о миксе

“Относитесь к каждому гитарному треку и к каждой песне совершенно по-разному. Например, если я использую для записи трека определенный усилитель и гитару, я обязательно возьму что-то другое, чтобы записать дубль или новую песню.” — Keith Richards

Источник

Читайте также:  Кристе агздга ноты для мужского хора
Оцените статью