Как находить минорные ноты

Как находить минорные ноты

Вспомним, что в мелодическом — при движении вверх повышается шестая и седьмая ступени, зато при движении вниз эти повышения отменяются, и играется (или поётся) фактически натуральный минор.

Что даёт повышение VI и VII ступеней? С одной стороны, более направленное движение к тонике, с другой стороны, это движение смягчается.

Зачем тогда отменять эти повышения (альтерацию) при движении вниз? Тут всё очень просто: если мы будем играть гамму сверху вниз, то при возвращении на повышенную седьмую ступень нам снова захочется вернуться к тонике, при том, что это уже не нужно (мы, преодолев напряжение, уже завоевали эту вершину (тонику) и спускаемся вниз, где можно отдохнуть).

И ещё: мы просто не должны забывать, что находимся в миноре, а эти две подружки (повышенные шестая и седьмая ступени) как-то добавляют весёлости. Этой весёлости в первый раз может быть и в самый раз, но во второй – уже лишнего.

Звучание мелодического минора полностью оправдывает своё название: он действительно звучит как-то по-особому мелодично, мягко, лирично и тепло. Такой лад часто встречается в романсах и песнях (например, о природе или в колыбельных).

В качестве примера напомним вам песню «Подмосковные вечера» (музыка В. Соловьева-Седого, стихи М. Матусовского), где мелодический минор с повышенными ступенями звучит в тот момент, когда певец рассказывает о своих лирических чувствах (Если б знали вы, как мне дороги…):

Проверка:

  1. Определить лад и вид, проставить ступени.

Си минор натуральный

  • Определить лад и вид, исправить ошибки.

    Ля минор гармонический

  • Урок №9 (ТЕМА №1.9.Строение и обращение интервалов) >>

    Тестовое занятие

    Ваша заявка принята!
    Спасибо за обращение, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

    Заходите в наши аккаунты в социальных сетях

    Источник

    Как играть минорную гамму на гитаре

    Минорная гамма (или эолийский лад по определению системы натуральных диатонических ладов) состоит из 7 звуков. Её формула по ступеням: 1, 2, b3, 4, 5, b6, b7.

    Относительно звукоряда мажорного лада 3, 6 и 7 ступени понижены. Интервалы между ступенями гаммы: тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон.

    Полтона только между 2 и 3, 5 и 6 ступенями. 8-ая ступень в формуле – это тоника (1 ступень) на октаву выше.

    Построим гамму от ноты ля:

    Получается: Ля (1) – Си (2) – До (b3) – Ре (4) – Ми (5) – Фа (b6) – Соль (b7) – Ля (8)

    Теперь давайте рассмотрим, как играется минорная гамма на гитаре от Ля в позициях (боксах) на грифе с привязкой к основным аппликатурам минорного аккорда.

    Для тех, кто только начал учиться играть на гитаре рекомендуем урок «Гамма Ля минор на первых трёх ладах».

    Минорная гамма в позициях

    1 позиция

    От 1 ступени (на шестой струне):

    Точки на схематическом изображении грифа – звуки гаммы с обозначением ступеней.

    И в этой же позиции (от тоники) аппликатура минорного аккорда на баррэ:

    В гитарной сетке цифрами обозначены звуки аккорда (1 – основной тон, 3 – малая терция и 5 – квинта).

    Сыграем Ля-минорную гамму, согласно расположению звуков в указанной выше аппликатуре. В восходящем и нисходящем движении:

    Табы и ноты 1 позиции (первая ступень Ля на 5 ладу шестой струны):

    Обратите внимание, возле каждого звука указано, каким пальцем левой руки прижимать его на грифе: 1 – указательный, 2 – средний, 3 – безымянный, 4 – мизинец.

    2 позиция

    Табулатура Ля-минорной гаммы во 2-ой позиции:

    3 позиция

    4 позиция

    5 позиция

    Как играть гамму в разных тональностях

    Сыграв ля-минорную гамму во всех позициях, рассмотренных выше, можно использовать боксы и для других тональностей. То есть строить и играть гамму от других звуков.

    В таблице все тональности натурального минора. Первая колонка название гаммы. Далее её звуки по ступеням. И последняя колонка – ключевые знаки альтерации для каждой минорной тональности (указываются в нотной записи после ключа). Например, ми минор: 1 диез – F# (фа-диез); до минор: три бемоля – Bb (си-бемоль), Eb (ми-бемоль), Ab (ля-бемоль) и т.д.

    Гамма 1 2 b3 4 5 b6 b7 8 Знаки в тональностях
    Ля минор A B C D E F G A
    Ми минор E F# G A B C D E 1 диез
    Си минор B C# D E F# G A B 2 диеза
    Фа-диез минор F# G# A B C# D E F# 3 диеза
    До-диез минор C# D# E F# G# A B C# 4 диеза
    Соль-диез минор G# A# B C# D# E F# G# 5 диезов
    Ре-диез минор

    (энгармонически равная ми-бемоль минор)

    D# E# F# G# A# B C# D# 6 диезов
    Ми-бемоль минор

    (энгармонически равная ре-диез минор)

    Eb F Gb Ab Bb Cb Db Eb 6 бемолей
    Си-бемоль минор Bb C Db Eb F Gb Ab Bb 5 бемолей
    Фа минор F G Ab Bb C Db Eb F 4 бемоля
    До минор C D Eb F G Ab Bb C 3 бемоля
    Соль минор G A Bb C D Eb F G 2 бемоля
    Ре минор D E F G A Bb C D 1 бемоль

    Допустим, нам нужна До-минорная гамма на гитаре. Чтобы её сыграть:
    1. Находим в таблице эту тональность. Запоминаем или выписываем отдельно её звуки по ступеням. Также принимаем во внимание знаки альтерации: для До минора – ноты си, ми и ля понижаются на полтона.

    2. Определяемся, в какой позиции хотим сыграть. Для начала возьмём 1-ую позицию – от тоники. В гитарной сетке первая ступень на 6 струне. В гамме – это нота До: на 8 ладу шестой струны. Далее смотрим по гитарной сетке следующую ноту (ступень) на шестой струне. Вторая ступень – по гамме Ре: на 10 ладу шестой струны. Затем b3 (третья пониженная) – это ми-бемоль: 11 лад на 6-ой струне.

    Если другая позиция, аналогично: смотрим первый звук в сетке – какая ступень, находим на грифе расположение на шестой струне. Например, 5 позиция в до миноре: от b7 ступени – это нота си-бемоль (Bb) на 6 ладу 6-ой струны.

    4. Находим звуки гаммы на следующей струне, согласно расположению, указанному в гитарной сетке. И таким образом разбираем полностью бокс (от 6-ой до 1-ой струны).

    5. Играем гамму в позиции под метроном в медленном темпе. Можно использовать и гитарную минусовку с аккомпанементом на одном тоническом аккорде (для до минора, соответственно, это аккорд Cm, или Cm7).

    Советы по изучению

    1. По ходу изучения позиций, запоминайте, каким пальцем левой руки какая нота берётся на грифе.
    2. Изучая гитарные сетки позиций, запоминайте расположение ступеней гаммы на грифе. Сначала можно сфокусировать внимание на ступенях минорного аккорда: где в позиции расположены – 1, b3 и 5 ступени. Если эта задача покажется сложной – ограничиться запоминанием тоники: на каких струнах в боксе 1 ступень минорной гаммы.
    3. Проигрывание гаммы в позициях включите в ежедневные занятия на гитаре. От тональности к тональности можно переходить последовательно, по мере изучения: сначала ля минор, потом ми минор, си минор и т.д. Или же работать над тональностью, в которой играется произведение, изучаемое вами в данный момент, или рифф, соло.
    4. В тональностях отдельные позиции повторяются через октаву. Например, в ля миноре 1 позиция от тоники (Ля) на 5 ладу и на 17 ладу. Играйте повторяющиеся аппликатуры. Это поможет быстрей изучить расположение звуков гаммы на всех ладах грифа.
    5. Запоминайте позиции по аккордам. Можно сыграть аккорд и потом гамму. Например, ля минор: баррэ Am на 5 ладу и звукоряд от тоники.

    Успешного изучения минорной гаммы на гитаре!

    Источник

    Минорная гамма

    Минорная гамма или минорный лад — один из самых популярных ладов в современной музыке. Минор имеет широкий диапазон создаваемых образов от меланхолии и светлой грусти до максимально мрачного звучания.

    Одна из особенностей минора, состоит в том, что в натуральном виде этот лад не относиться к ладам тональной музыке и максимально близок эолийскому ладу. В тональной же музыке наиболее часто употребляется гармонический минор, который отличается от натурального повышенной 7 ступенью.

    Поэтому натуральный минор обладает пасторальным, мягким, народным звучанием и часто используется в современной музыке для создания песен без трагического оттенка.

    Гармонический минор за счет наличия в нем интервала увеличенной секунды может иметь восточный оттенок звучания, что очень часто используется современными рок музыкантами.

    Существует несколько способов построить минорные лады.

    В сравнении с мажорным ладом

    Если Вы умеете строить мажорный лад, то для получения минора Вы можете сделать следующее

    а) Для получения минора расположенного на той же тонике вам нужно понизить 3, 6, 7 ступени

    Например, возьмем натуральный до мажор

    теперь понизим (то есть спустимся на полтона без изменения названия ноты) 3 ( ми), 6 ( ля) и 7 (си) ступени лада:

    получили до минор натуральный.

    б) Так как минор и мажор состоят из одних и тех же звуков, то записав мажорный лад от VI ступени получим также натуральный минор. Такие лады называются параллельными.

    Так как в до мажоре VI ступень это нота ля, то получим следующие звуки:

    Еще один вариант — это использовать готовую схему лада. Для натурального минора это

    И последний вариант это сочетание тетрахордов.

    Нижний тетрахорд в миноре всегда неизменен и называется минорным или эолийским:

    в сочетании с фригийским он дает натуральный минор

    в сочетании с увеличенным тетрахордом получится гармонический минор

    в сочетании с мажорным получим мелодический минор

    Мелодический минор имеет неопределенное звучание и часто используется в джазе и даже иногда может называться джазовым ладом. В классической музыке, как правило, в нисходящем движении заменяется на натуральный минор.

    Более простая схема разновидностей минорной гаммы

    Натуральный минор 1-2-3b-4-5-6b-7b

    Мелодический минор 1-2-3b-4-5-6-7

    Как видите, построение минорной гаммы не представляет труда.

    Источник

    Читайте также:  Upward to the moon ноты
    Оцените статью