Как находить минорные ноты
Вспомним, что в мелодическом — при движении вверх повышается шестая и седьмая ступени, зато при движении вниз эти повышения отменяются, и играется (или поётся) фактически натуральный минор.
Что даёт повышение VI и VII ступеней? С одной стороны, более направленное движение к тонике, с другой стороны, это движение смягчается.
Зачем тогда отменять эти повышения (альтерацию) при движении вниз? Тут всё очень просто: если мы будем играть гамму сверху вниз, то при возвращении на повышенную седьмую ступень нам снова захочется вернуться к тонике, при том, что это уже не нужно (мы, преодолев напряжение, уже завоевали эту вершину (тонику) и спускаемся вниз, где можно отдохнуть).
И ещё: мы просто не должны забывать, что находимся в миноре, а эти две подружки (повышенные шестая и седьмая ступени) как-то добавляют весёлости. Этой весёлости в первый раз может быть и в самый раз, но во второй – уже лишнего.
Звучание мелодического минора полностью оправдывает своё название: он действительно звучит как-то по-особому мелодично, мягко, лирично и тепло. Такой лад часто встречается в романсах и песнях (например, о природе или в колыбельных).
В качестве примера напомним вам песню «Подмосковные вечера» (музыка В. Соловьева-Седого, стихи М. Матусовского), где мелодический минор с повышенными ступенями звучит в тот момент, когда певец рассказывает о своих лирических чувствах (Если б знали вы, как мне дороги…):
Проверка:
- Определить лад и вид, проставить ступени.
Си минор натуральный
Ля минор гармонический
Урок №9 (ТЕМА №1.9.Строение и обращение интервалов) >>
Тестовое занятие
Ваша заявка принята!
Спасибо за обращение, мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Заходите в наши аккаунты в социальных сетях
Источник
Как играть минорную гамму на гитаре
Минорная гамма (или эолийский лад по определению системы натуральных диатонических ладов) состоит из 7 звуков. Её формула по ступеням: 1, 2, b3, 4, 5, b6, b7.
Относительно звукоряда мажорного лада 3, 6 и 7 ступени понижены. Интервалы между ступенями гаммы: тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон.
Полтона только между 2 и 3, 5 и 6 ступенями. 8-ая ступень в формуле – это тоника (1 ступень) на октаву выше.
Построим гамму от ноты ля:
Получается: Ля (1) – Си (2) – До (b3) – Ре (4) – Ми (5) – Фа (b6) – Соль (b7) – Ля (8)
Теперь давайте рассмотрим, как играется минорная гамма на гитаре от Ля в позициях (боксах) на грифе с привязкой к основным аппликатурам минорного аккорда.
Для тех, кто только начал учиться играть на гитаре рекомендуем урок «Гамма Ля минор на первых трёх ладах».
Минорная гамма в позициях
1 позиция
От 1 ступени (на шестой струне):
Точки на схематическом изображении грифа – звуки гаммы с обозначением ступеней.
И в этой же позиции (от тоники) аппликатура минорного аккорда на баррэ:
В гитарной сетке цифрами обозначены звуки аккорда (1 – основной тон, 3 – малая терция и 5 – квинта).
Сыграем Ля-минорную гамму, согласно расположению звуков в указанной выше аппликатуре. В восходящем и нисходящем движении:
Табы и ноты 1 позиции (первая ступень Ля на 5 ладу шестой струны):
Обратите внимание, возле каждого звука указано, каким пальцем левой руки прижимать его на грифе: 1 – указательный, 2 – средний, 3 – безымянный, 4 – мизинец.
2 позиция
Табулатура Ля-минорной гаммы во 2-ой позиции:
3 позиция
4 позиция
5 позиция
Как играть гамму в разных тональностях
Сыграв ля-минорную гамму во всех позициях, рассмотренных выше, можно использовать боксы и для других тональностей. То есть строить и играть гамму от других звуков.
В таблице все тональности натурального минора. Первая колонка название гаммы. Далее её звуки по ступеням. И последняя колонка – ключевые знаки альтерации для каждой минорной тональности (указываются в нотной записи после ключа). Например, ми минор: 1 диез – F# (фа-диез); до минор: три бемоля – Bb (си-бемоль), Eb (ми-бемоль), Ab (ля-бемоль) и т.д.
Гамма | 1 | 2 | b3 | 4 | 5 | b6 | b7 | 8 | Знаки в тональностях |
Ля минор | A | B | C | D | E | F | G | A | – |
Ми минор | E | F# | G | A | B | C | D | E | 1 диез |
Си минор | B | C# | D | E | F# | G | A | B | 2 диеза |
Фа-диез минор | F# | G# | A | B | C# | D | E | F# | 3 диеза |
До-диез минор | C# | D# | E | F# | G# | A | B | C# | 4 диеза |
Соль-диез минор | G# | A# | B | C# | D# | E | F# | G# | 5 диезов |
Ре-диез минор (энгармонически равная ми-бемоль минор) | D# | E# | F# | G# | A# | B | C# | D# | 6 диезов |
Ми-бемоль минор (энгармонически равная ре-диез минор) | Eb | F | Gb | Ab | Bb | Cb | Db | Eb | 6 бемолей |
Си-бемоль минор | Bb | C | Db | Eb | F | Gb | Ab | Bb | 5 бемолей |
Фа минор | F | G | Ab | Bb | C | Db | Eb | F | 4 бемоля |
До минор | C | D | Eb | F | G | Ab | Bb | C | 3 бемоля |
Соль минор | G | A | Bb | C | D | Eb | F | G | 2 бемоля |
Ре минор | D | E | F | G | A | Bb | C | D | 1 бемоль |
Допустим, нам нужна До-минорная гамма на гитаре. Чтобы её сыграть:
1. Находим в таблице эту тональность. Запоминаем или выписываем отдельно её звуки по ступеням. Также принимаем во внимание знаки альтерации: для До минора – ноты си, ми и ля понижаются на полтона.
2. Определяемся, в какой позиции хотим сыграть. Для начала возьмём 1-ую позицию – от тоники. В гитарной сетке первая ступень на 6 струне. В гамме – это нота До: на 8 ладу шестой струны. Далее смотрим по гитарной сетке следующую ноту (ступень) на шестой струне. Вторая ступень – по гамме Ре: на 10 ладу шестой струны. Затем b3 (третья пониженная) – это ми-бемоль: 11 лад на 6-ой струне.
Если другая позиция, аналогично: смотрим первый звук в сетке – какая ступень, находим на грифе расположение на шестой струне. Например, 5 позиция в до миноре: от b7 ступени – это нота си-бемоль (Bb) на 6 ладу 6-ой струны.
4. Находим звуки гаммы на следующей струне, согласно расположению, указанному в гитарной сетке. И таким образом разбираем полностью бокс (от 6-ой до 1-ой струны).
5. Играем гамму в позиции под метроном в медленном темпе. Можно использовать и гитарную минусовку с аккомпанементом на одном тоническом аккорде (для до минора, соответственно, это аккорд Cm, или Cm7).
Советы по изучению
- По ходу изучения позиций, запоминайте, каким пальцем левой руки какая нота берётся на грифе.
- Изучая гитарные сетки позиций, запоминайте расположение ступеней гаммы на грифе. Сначала можно сфокусировать внимание на ступенях минорного аккорда: где в позиции расположены – 1, b3 и 5 ступени. Если эта задача покажется сложной – ограничиться запоминанием тоники: на каких струнах в боксе 1 ступень минорной гаммы.
- Проигрывание гаммы в позициях включите в ежедневные занятия на гитаре. От тональности к тональности можно переходить последовательно, по мере изучения: сначала ля минор, потом ми минор, си минор и т.д. Или же работать над тональностью, в которой играется произведение, изучаемое вами в данный момент, или рифф, соло.
- В тональностях отдельные позиции повторяются через октаву. Например, в ля миноре 1 позиция от тоники (Ля) на 5 ладу и на 17 ладу. Играйте повторяющиеся аппликатуры. Это поможет быстрей изучить расположение звуков гаммы на всех ладах грифа.
- Запоминайте позиции по аккордам. Можно сыграть аккорд и потом гамму. Например, ля минор: баррэ Am на 5 ладу и звукоряд от тоники.
Успешного изучения минорной гаммы на гитаре!
Источник
Минорная гамма
Минорная гамма или минорный лад — один из самых популярных ладов в современной музыке. Минор имеет широкий диапазон создаваемых образов от меланхолии и светлой грусти до максимально мрачного звучания.
Одна из особенностей минора, состоит в том, что в натуральном виде этот лад не относиться к ладам тональной музыке и максимально близок эолийскому ладу. В тональной же музыке наиболее часто употребляется гармонический минор, который отличается от натурального повышенной 7 ступенью.
Поэтому натуральный минор обладает пасторальным, мягким, народным звучанием и часто используется в современной музыке для создания песен без трагического оттенка.
Гармонический минор за счет наличия в нем интервала увеличенной секунды может иметь восточный оттенок звучания, что очень часто используется современными рок музыкантами.
Существует несколько способов построить минорные лады.
В сравнении с мажорным ладом
Если Вы умеете строить мажорный лад, то для получения минора Вы можете сделать следующее
а) Для получения минора расположенного на той же тонике вам нужно понизить 3, 6, 7 ступени
Например, возьмем натуральный до мажор
теперь понизим (то есть спустимся на полтона без изменения названия ноты) 3 ( ми), 6 ( ля) и 7 (си) ступени лада:
получили до минор натуральный.
б) Так как минор и мажор состоят из одних и тех же звуков, то записав мажорный лад от VI ступени получим также натуральный минор. Такие лады называются параллельными.
Так как в до мажоре VI ступень это нота ля, то получим следующие звуки:
Еще один вариант — это использовать готовую схему лада. Для натурального минора это
И последний вариант это сочетание тетрахордов.
Нижний тетрахорд в миноре всегда неизменен и называется минорным или эолийским:
в сочетании с фригийским он дает натуральный минор
в сочетании с увеличенным тетрахордом получится гармонический минор
в сочетании с мажорным получим мелодический минор
Мелодический минор имеет неопределенное звучание и часто используется в джазе и даже иногда может называться джазовым ладом. В классической музыке, как правило, в нисходящем движении заменяется на натуральный минор.
Более простая схема разновидностей минорной гаммы
Натуральный минор 1-2-3b-4-5-6b-7b
Мелодический минор 1-2-3b-4-5-6-7
Как видите, построение минорной гаммы не представляет труда.
Источник