Длительность нот
Как правило, чтобы вычислить определенную длительность нот, используют какую-нибудь условную единицу времени. И за такую единицу в музыке обычно берут одну или несколько секунд. При этом ноты на нотном стане будут записываться под разным видом, чтобы показывать нам, какую длительность они имеют. Существует всего несколько основных обозначений нот, показывающих своим видом, сколько секунд они должны звучать в песне или композиции. Каждая такая разновидность нот также имеет и свое название.
Виды нот
1. Целая нота. На нотном стане такая нота обозначается как пустой овальный кружочек. Звучать целая нота должна ровно четыре секунды (если за условную единицу принята одна секунда). Отчитывать время можно в уме или же отстукиванием ритма стопой. В начале знакомства с длительностями нот очень хорошо помогает метроном, так как отсчитывает время вместо вас. Длительность целой ноты всегда необходимо выдерживать до конца счета “раз, два, три, четыре”.
2. Половинная нота. При игре, половинная нота должна звучать в два раза короче, чем целая нота. Поэтому ее длительность ровна только двум условным единицам (двум секундам). При счете в уме это должно звучать, как “раз, два”. Исходя из всего этого, получается, что целая нота включает в себя сумму длительностей двух половинных нот. На нотном стане половинная нота выглядит как пустой кружочек с добавленной к нему вертикальной линией (штиля). Направление штиля вверх или вниз не играет важной роли в исполнении ноты и служит лишь для удобства восприятия.
3. Четвертная нота. Ее длительность в два раза короче, чем у половинной ноты и ровняется всего одной условной единице отсчета (одной секунде). Поэтому выходит, что счет целой ноты в “раз, два, три, четыре” будет равен счету четырех четвертных нот. Четвертная нота в нотной записи имеет вид раскрашенного кружочка с добавлением к нему вертикальной линии (штиля).
4. Восьмая нота. Ее длительность в два раза меньше, чем длительность у четвертной ноты. Поэтому длительность восьмой ноты равна половине одной условной единицы (1/2 секунды), или же можно сказать, что за одну секунду исполняются две восьмые ноты. Также из этого следует, что на счет целой ноты “раз, два, три, четыре” будет приходиться длительность восьми восьмых нот. На нотном стане восьмые ноты похожи на четвертные, за исключением добавленного к штилю хвостика (флажка).
Стоит отметить, что флажки восьмых нот могут быть заменены вязками или ребрами (горизонтальные линии, соединяющие штили нот), в том случае если восьмые ноты в композиции идут друг за другом.
5. Шестнадцатая нота. Ее длительность в два раза меньше, чем длительность восьмых нот, и в четыре раза короче, чем длительность четвертных. Выходит, что за одну условную единицу отсчета (за секунду) необходимо сыграть четыре шестнадцатых ноты, а длительность целой ноты (раз, два, три, четыре) включает в себя шестнадцать шестнадцатых нот. Обозначается шестнадцатая нота на нотоносце также как и восьмая, только с добавлением к штилю двух флажков, а не одного. Также шестнадцатые ноты, как и восьмые, можно объединить в группы, соединив штили нот двумя горизонтальными линиями.
Более короткие длительности нот, чем шестнадцатые (например, тридцать вторые и шестьдесят четвертые), в произведениях используются крайне редко. Записываются они так же, как и шестнадцатые, но соответственно с добавлением к их штилям трех и четырех флажков, или с тремя и четырьмя горизонтальными линиями в случае объединения данных нот в группы.
Музыкальный темп
Также стоит запомнить, что в качестве условной единицы длительности может выступать не только одна секунда, но и несколько, или, наоборот, ½, ¼ секунды и т.д. Зависит это от стиля исполняемого произведения и от темпа, в котором оно должно быть исполнено. В музыке существует несколько основных темпов, имеющие свои особые названия, которые обычно записываются в начале каждой композиции и указывают насколько быстро или медленно композиция должна исполнятся:
- Largo (ларго) – очень медленно;
- Larghetto (ларгетто) – медленно;
- Adagio (адажио) – спокойно;
- Andante (анданте) – умеренно;
- Moderato (модерато) – сдержано, средний темп;
- Allegretto (аллегретто) – чуть медленнее, чем аллегро;
- Allegro (аллегро) – довольно быстро;
- Presto (престо) – быстро;
- Prestissimo (престиссимо) – очень быстро.
Записанные на нотном стане ноты, которые идут друг за другом, играются последовательно.
А записанные ноты, расположенные друг под другом, должны исполняться одновременно.
Источник
Какие существуют длительности нот и виды пауз.
Какие существуют длительности нот и виды пауз?
— Целая длительность (нота) обозначается белым кружочком без штиля (вертикальной палочки) и длиться весь такт. Считаем так: «Раз и два и» или «Раз и два и три и» или «Раз и два и три и четыре и», в зависимости от размера произведения.
— Половинная длительность (нота) обозначается белым кружочком но уже со штилем (вертикальной палочкой) и длиться половину такта не зависимо от размера произведения. Считаем так: «Раз и два и» или «Два и три и» или «Три и четыре и». Это зависит от того на какой счет мы играем половинную ноту.
— Четвертная длительность (нота) обозначается черным кружочком со штилем (вертикальной палочкой). Считаем так: «Раз и» или «Два и» или «Три и» или «Четыре и». Это зависит от того на какой счет мы играем четвертную ноту.
— Восьмая длительность (нота) обозначается так же черным кружочком со штилем(вертикальной палочкой) и одним флажком. Восьмые длительности можно писать с флажком а можно объединять в группы под одно ребро. (смотри схему). Считаем так: «раз» «и» «два» «и» «три» «и» «четыре» «и» (т. е. на каждый счет).
— Шестнадцатая длительность (нота) обозначается черным кружочком со штилем(вертикальной палочкой) и двумя флажками. Шестнадцатые длительности можно писать с двумя флажками а можно объединять в группы под одно ребро. (смотри схему). Считаем так: На счет «раз» мы играем две шестнадцатых, на счет «и» мы тоже играем две шестнадцатых, на счет «два» мы играем две шестнадцатых, на счет «и» играем две шестнадцатых, «три» «и», «четыре» «и» мы считаем также.
Источник
Как написать десять целых нот
Музыкальные звуки записываются при помощи нот. Нотные знаки (ноты) состоят из следующих частей:
1 – флажок; 2 – штиль; 3 — головка
В зависимости от длительности ноты, головка может быть пустой или закрашенной, флажков
может быть несколько, штиль и флажки могут отсутствовать. Расположение головки ноты
относительно линеек нотоносца, определяет высоту звука, а взаимное расположение нот —
порядок их исполнения.
Когда штиль присутствует, он направлен вверх (из правой части головки ноты) или вниз (из левой части, исключая длинную ноту). В большинстве случаев штиль направлен вниз, если головка ноты находится на центральной линии нотоносца или выше ее, в противоположных случаях — вверх. Флажок всегда рисуется справа штиля.
Когда две или более ноты, в обычном виде имеющие флажки (восьмые ноты и короче), встречаются последовательно, флажки могут быть заменены рёбрами (перемычками, вязками). Число вязок равно числу флажков у негруппированных нот. Ноты обычно связываются рёбрами, только если они появляются в одной и той же доле в такте.
Длительности нот
Любой музыкальный звук может быть не только высоким или низким, но также долгим или коротким. И это свойство звука называется длительностью. Длительность ноты не сопоставлена никаким общепринятым длительностям (например, секунда и т. д.), её протяжённость считается только в рамках конкретной композиции, опираясь на её темп, который выбрал автор.
Рассмотри обозначение длительностей нот и пауз в музыке. В таблице приведены аудиопримеры счёта, в которых метроном считает «четвертями».
Метроно́м (греч. μέτρον — мера, νόμος — закон) — прибор, отмечающий короткие промежутки времени равномерными ударами
Если нет метронома, то счёт ведётся ногой. При движении носка вниз (касание пола) считаются цифры (1,2,3,4) при подъёме носка считается «И» .
В аудиопримере метроном обозначает только сильные доли (цифры-1,2,3,4).
Доля — элементарная единица музыкального метра (аналог общепринятой секунды, но её величина может меняться в зависимости от темпа музыкальной композиции). За эту единицу чаще всего принимается 1 четвертная нота
Основных длительностей не так уж и много. Это:
Целая – считается самой долгой длительностью, она представляет собой обычный кружочек или, если хотите, овал, эллипс, пустой внутри – не закрашенный.
Половинная – это длительность, которая ровно в два раза короче, чем целая. Половинная длительность выглядит почти так же как целая, только головка у нее не такая жирная, а еще у нее имеется штиль.
Четвертнáя – это длительность, которая в два раза короче половинной ноты. А если ее сравнивать с целой ноткой, то она будет ее в четыре раза короче (ведь четвертная – это 1/4 часть целой). Четвертная нота – обязательно закрашенная и штиль у нее тоже есть, как и у половинной.
Восьмая –восьмая нота в два раза короче, чем четвертная, в четыре раза короче по сравнению с половинной, и нужно восемь штук восьмых нот, чтобы заполнить время одной целой ноты (потому что восьмая нота – это 1/8 часть целой. От четвертной она отличается наличием флажка. Восьмые часто любят собираться группами по две или по четыре штуки, тогда все хвосты соединяются и образуют одну общую «крышу» (ребро).
Шестнадцатая – в два раза короче восьмой, в четыре раза короче четвертной, а чтобы заполнить целую ноту надо 16 таких нот. По своему написанию, по внешнему виду эта длительность очень похожа на восьмую, только вот флажка два. Шестнадцатые любят собираться в компании по четыре штуки (иногда и по две, конечно), а соединяют их целых два ребра.
Когда «восьмая» или «шестнадцатая» стоят не в чётной группе (по 2 или 4 ноты), то отдельно стоящая восьмая пишут так: , а шестнадцатая так: .
Рассмотрим счёт различных длительностей на основе всем известной мелодии.
Триоли
До этого мы рассматривали длительности, кратные двум. Есть ещё вариант обозначения «дробных» длительностей.
Рассмотрим рисунок (триоли обведены красными квадратами — точнее это восьмые триоли):
Длительность всех нот — восьмые. Метроном ведёт счёт четвертями.
Восьмые триоли это три ровные восьмые в одной четверти.
В этом случае при счёте «И» не считается, так как она попадает между долями и её сложно считать.
Давайте рассмотрим ещё 1 пример. За основу возьмём шестнадцатые. Длительность триоли будет соответствовать двум шестнадцатым или одной восьмой, что одно и то же.
Паузы
Какие нотные знаки нужны для того, чтобы показать тишину в музыкальном произведении?
Молчание вашего голоса или инструмента (во время исполнения произведения) называют паузой. Длительность пауз определяется так же, как и у звуков (нот): она может быть равна целой ноте, половинной, четвертной и т.д. Давайте посмотрим обозначения пауз:
Приводим пример использования пауз (в оригинале этой мелодии пауз нет):
Тот же пример, но уже без пауз:
Верхний вариант из-за пауз звучит отрывисто, нижний звучит более плавно. Постарайтесь это услышать.
Кстати, обратите внимание на то, что с исчезновением пауз, длительность нот увеличилась ровно на длину паузы.
Размер такта
Размер такта (музыкальный размер) — количество долей определенной длительности, образующих такт.
Такты придуманы специально для того, чтобы помочь исполнителям следить за тем, в каком месте пьесы они находятся, и играть в нужном размере. В простом размере именно в тактах можно ощутить истинный ритм пьесы, даже если вы просто просматриваете нотную запись, не играя нот. В простом размере сильной всегда является первая доля каждого такта. Это означает, что, когда вы видите строку наподобие показанной на рисунке ниже, ритм отсчитывается так: РАЗ два три четыре РАЗ два три четыре РАЗ два три четыре.
Размер длительности доли и количество долей могут быть разными. (2,4,6,8,16)
Размер такта | Произношение |
2/4 | Две четверти |
3/4 | Три четверти |
4/4 | Четыре четверти |
6/8 | Шесть восьмых |
12/8 | Двенадцать восьмых |
Музыкальных размеров больше, чем представлено в таблице. Их разнообразие придумано для дирижёров и композиторов, так как смена музыкального размера изменяет не только принцип счёта, но так же и характер музыки и принцип игры на инструменте. В рамках первого этапа обучения нас интересует только счёт музыки и длительности нот, поэтому мы будем рассматривать только 2/4, 3/4 и 4/4. К остальным размерам мы вернёмся на втором этапе обучения.
Рассмотрим примеры счёта в этих музыкальных размерах:
Рисунки в примерах сложны для счёта в слух. Главное чтобы вы поняли, сколько и каких длительностей можно использовать в том или ином размере. Обратите внимание паузы какой длительности используются в тактах. Нужно посчитать и убедиться, что в каждом такте сумма длительностей нот и пауз соответствует музыкальному размеру.
Размер 4/4 (четыре четверти) состоит из четырёх долей, каждая из которых по длительности равна четвертной ноте.
Теперь пример который выглядит сложнее, обратите внимание, что в триолях «и» не считается.
Размер 3/4 (три четверти). состоит из трёх долей, каждая из которых по длительности равна четвертной ноте.
Здесь вы не увидите целых нот, т.к. целая нота не вмещается в один такт.
Размер 2/4 (две четверти). состоит из двух долей, каждая из которых по длительности равна половинной ноте. Здесь так же нет целых нот.
Проверь себя.
- Чем отличается целая нота от четвертной в письме?
Ответ:
Целая нота пишется как овал, а четвертная с закрашенной головкой и штилем.
- Чем отличается целая пауза от половинной паузы в письме?
Ответ:
Целая пауза пишется в виде закрашенного прямоугольника под четвертой линией нотного стана, а половинная — на третьей линии.
- Как отличается запись восьмых нот по отдельности и тогда, когда они стоят по несколько штук?
Ответ:
По отдельности восьмые ноты пишутся как четвертные, но с флажком, пишущимся справа от ноты. Когда же восьмые ноты стоят по несколько штук, рядом друг с другом, то они соединяются одним ребром.
- Как пишутся 8-ая и 16-ая паузы?
- Прохлопайте восьмые длительности со счетом вслух и счетом ногой.
- Что означают цифры в размере композиции?
Ответ:
Верхняя цифра обозначает количество нот в такте, нижняя — длительность этих нот.
- Можно ли использовать другие длительности в такте, кроме тех, которые значатся в размере такта?
Ответ:
- Сколько восьмых в одной четверти?И сколько восьмых триолей в одной четверти? В чем разница счета ногой и вслух восьмых и восьмых триолей?
Ответ:
В четверти помещаются две восьмые ноты. В счете “и” используется при поднятии ноги.
При использовании восьмой триоли в четверти помещаются три равные восьмые ноты. В счете не используют “и”, так как она сбивала бы ровный счет и ее неудобно считать.
- Сколько шестнадцатых нот может быть в одном такте при размере такта 3/4
Ответ:
Источник