Как написать концерт для фортепиано с оркестром

Как написать концерт для фортепиано с оркестром

П.И. Чайковский Концерт для фортепиано с оркестром № 1

Первый концерт для фортепиано с оркестром Петра Ильича Чайковского открыл новую эпоху в русской фортепианной музыке. Это первый образец подобного жанра в отечественной культуре. Не случайно исследователи отмечают, что произведение Чайковского значительно превышает все написанное до него по своему значению.

Историю создания Концерта для фортепиано с оркестром Чайковского, а также интересные факты и музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.

История создания

Практические все лето 1874 года композитор был занят сочинением своей оперы «Кузнец Вакула», успешно завершив ее в августе этого года. В то же время его начинают одолевать мысли о написании фортепианного концерта с использованием народных украинских тем. Он упоминал в своих письмах к Модесту Чайковскому о своих замыслах, указав также на то, что сочинение данного произведения идет с трудом. Несмотря на это, концерт был написан довольно быстро и уже в декабре 1874 года была готова партитура, но только лишь в переложении для двух фортепиано. Оркестрована она была в феврале 1875 года.

К сожалению, не все друзья оценили сразу новое сочинение композитора. Николай Григорьевич Рубинштейн, для которого Чайковский и создавал свое творение, раскритиковал партитуру, заметив, что не нашел ничего положительного в ней с технической и художественной стороны. Это очень задело автора и послужило причиной разногласия между музыкантами. Маэстро строго заявил, что ничего менять в партитуре не будет. Обо всем этом Петр Ильич спустя три года рассказал в одном из писем к Ф. фон Мекк.

Читайте также:  Донна духи женские серджио тачини ноты

Ганс фон Бюлов, которому Чайковский в итоге посвятил свой концерт, был страстным почитателем его творчества. Впервые пианист исполнил произведение в Бостоне 25 октября 1875 года. Спустя некоторое время уже российская публика смогла познакомиться с шедевром Чайковского благодаря Г. Кроссу, который исполнил концерт в Санкт-Петербурге. Оркестром дирижировал Э. Направник. Петр Ильич при этом присутствовал в зале в качестве зрителя. Вот только композитору не понравилось исполнение и он остался крайне недоволен. 31 ноября 1875 года начинающий пианист Сергей Танеев выступил перед московской публикой с Первым концертом. Оркестром дирижировал Н. Рубинштейн, который ранее отказался его исполнять. Эта премьера прошла более удачно и публика очень тепло встретила работу композитора. Чайковский остался весьма доволен этим исполнением.

Н. Рубинштейн смог убедиться в том, что ошибался на счет произведения и уже через несколько дней после премьеры сам включил его в свой репертуар. Так, начиная с 1878 года он успешно представил его в разных городах страны. В 1879 году в Париже Николай Григорьевич и вовсе произвел настоящий фурор, блестяще исполнив сочинение Чайковского.

Интересные факты

  • Примечательно, что первоначально концерт был написан специально для исполнения Н.Г. Рубинштейном. Однако тот назвал партитуру довольно сложной и отказался от нее. В связи с этим Чайковский был вынужден исправить посвящение. Сначала он указал имя своего ученика С. Танеева. Однако потом передумал и вписал немецкого пианиста и ученика знаменитого Ф. Листа, Г. фон Бюлова. Исследователи отмечают, что причина отказа Рубинштейна скорее всего в новаторстве произведения, а никак не сложности партитуры.
  • Всего существует три редакции Первого концерта, но наибольшую популярность получила последняя, которая была сделана уже после смерти композитора. Авторская редакция была исполнена в конце XX века лишь пианистом Лазарем Берманом совместно с симфоническим оркестром Берлинского радио под управлением Ю. Темирканова.
  • Встретив негативные отзывы о своем концерте, Чайковский обратился за советом к своему коллеге Карлу Клиндворту. Тот и посоветовал ему обратить внимание на немецкого пианиста Г. фон Бюлова.
  • После успешной премьеры Концерта в Санкт-Петербурге, Чайковский, находясь под впечатлением, поспешил исправить посвящение и вписал имя С. Танеева. Но внимательно поразмышляв, он все же зачеркнул его и поставил инициалы первого исполнителя – Ганса фон Бюлова.

  • Первый концерт до сих пор входит в обязательную программу финала Международных конкурсов им. Чайковского (с 1958 года).
  • Во время заграничных гастролей, Чайковскому пришлось исполнять Первый концерт (композитор выступал в качестве дирижера), так горячо полюбился он публикой. Даже при открытии «Карнеги Холл» в Нью-Йорке было представлено это произведение под управлением Петра Ильича.
  • Любопытно, что это сочинение звучало и на последнем концерте Чайковского, где он управлял оркестром. Партию фортепиано исполнила американская пианистка Аус дер Оэ. Помимо Первого концерта в программе была представлена его Шестая симфония. Исследователи отмечают, что подобным образом композитор простился не только с русской публикой, но и всеми современниками.


  • С. Танеев назвал сочинение первым русским концертом, что полностью соответствует действительности.
  • Любопытно, что Кюи и Ларош, после первого знакомства с Концертом, написали практически разгромные рецензии. Лишь после исполнения произведения Н. Рубинштейном они кардинально изменили свое мнение. Спустя время критики направили восторженные отзывы композитору.
  • Чайковский не был виртуозным пианистом, поэтому при написании концерта он консультировался по поводу технических подробностей с П. Пабстом.
  • Известный пианист Андрей Гаврилов высказал мысль, что на всей земле не встретишь человека, не знающего начальную тему Концерта. Этот мотив заслуженно можно назвать эмблемой композитора.

Содержание Концерта для фортепиано Чайковского

Музыкальная часть концерта основана на украинских народных мелодиях, как композитор и задумывал с самого начала.

Первая часть открывается интродукцией с блестящей темой. Она не похожа ни на что, особенная, выражающая торжество и мощь в ослепительном сиянии. Ее можно назвать по праву Гимном жизни. Главная партия основана на народном напеве лирников (песня под аккомпанемент лиры). Это не прямая цитата, Чайковский использовал лишь часть напева. Оригинал построен на жалобных интонациях, здесь же тема приобретает скерцозность. Первая часть является наиболее важной и определяет характер всего цикла.

Вторая часть совершенно иная. В ней композитор попытался совместить традиционную медленную часть и скерцо (впоследствии этот прием использовали другие композиторы). В этой части Чайковский использовал французскую народную песню, красивая и плавная начальная мелодия построена на народных интонациях. По свидетельствам Модеста Петровича, они часто в детстве напевали ее.

Финал концерта необычайно яркий, он всегда привлекал особое внимание публики. Здесь композитор использовал украинскую хороводную песню «Выйди, выйди, Иваньку». Даже Бюлов отмечал в своих письмах, что на концертах публика требовала повторить исполнение финала. Оригинально трактует Чайковский форму третьей части, используя рондо-сонату. В конце звучит торжественная кода, построенная на отдельных мотивах, звучащих ранее.

Исследователи отмечают близость концерта к симфонии. С этим действительно не поспоришь, ведь он наделен всеми чертами сонатно-симфонического цикла – это многогранная концепция, принцип контраста, развитые формы, яркие и индивидуальные темы.

Три редакции концерта

Первый концерт Чайковского существует в трех различных редакциях. Отчасти причина их появления была связана с недооценкой новаторских приемов композитора, при написании произведения. Вторую редакцию концерта сделал сам Чайковский. Однако эта версия, как и первая, почему-то не прижились. Спустя время появилась третья редакция, которая возникла уже после смерти композитора. Считается, что принадлежит она пианисту А. Зилоти. Тяжелые аккорды, открывающие концерт, были заменены на более мягкое арпеджио. В финале была вовсе сделана купюра, а также изменены темпы в частях. Любопытно, что именно Зилоти считали одним из лучших исполнителей Первого концерта в 80-90-х годах. Он даже лично просил композитора сделать некоторые изменения, например, сократить финал. Но Чайковский не был уверен в необходимости купюр и в итоге отдал партитуру в печать без каких-либо существенных сокращений и правок. Все «преобразования» начались лишь после кончины автора. Именно новая редакция получила наибольшее распространение и известность.

Пианист Андрей Хотеев в 1998 году совместно с Большим симфоническим оркестром им. Чайковского исполнил и записал на диск все произведения Петра Ильича для фортепиано с оркестром. При этом сочинения были представлены в авторской редакции. Эта запись произвела фурор и стала отправной точкой, после которой вернулись вновь первоначальные варианты концерта, сделанные самим автором. Чуть ранее пианист Джером Ловенталь также решил обратиться с авторской редакции (1989), записав ее на диск совместно с Лондонским симфоническим оркестром.

Первый концерт оказал огромное влияние на творчество других композиторов, а также на развитие всей фортепианной музыки. В настоящее время это произведение является одним из самых популярнейших сочинений Чайковского во всем мире. Оно входит в репертуар многих именитых пианистов, а также является обязательным произведением в международных конкурсах исполнителей. В нем все прекрасно, праздничные и блестящие темы удивительным образом переплетаются с лирическими, задумчивыми. Каждая из них, подобно драгоценному камню, сверкает множеством граней, искусно обработанных гениальным мастером.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

П.И. Чайковский Концерт для фортепиано с оркестром № 1

Источник

Урок музыки в 6-м классе «С.В. Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром»

Разделы: Музыка

Цели урока:

  • на примере музыки Концерта №2 для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова показать неразделимую связь музыки с жизнью: жизнь рождает музыку, и музыка воздействует на жизнь;
  • показать, как великий русский композитор в своей музыке сумел воплотить свою любовь к Родине, свою неразрывную связь с темой России.

Задачи:

  • пробуждать эмоциональный интерес к музыке;
  • развивать умение анализировать произведение;
  • развивать вокально-хоровые навыки;
  • воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине;
  • воспитывать интерес к отечественной музыке.

Материальное обеспечение:

  1. Музыкальный центр
  2. Запись Концерта №2 для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова
  3. Репродукции картин русских художников: Левитан «Над вечным покоем»; Айвазовский «Девятый вал»; Левитан «Хмурый день»; Айвазовский «Черное море»; Левитан «Весна. Большая вода»
  4. Фортепиано
  5. Портрет С.В.Рахманинова

Ход урока:

— Ребята! Пусть песня «О России» будет музыкальным эпиграфом нашего урока.
(исполнение учащимися 1 куплета песни Я.Дубравина «О России» )

-Ребята, а теперь давайте мысленно перенесёмся с вами в прошлое, на 65 лет назад.

1943 год… Беверли-Хилз, штат Калифорния, США. Прекрасная вилла, на втором этаже которой лежит умирающий человек.

Сегодня у него день рождения. Раньше в этот день его дом был наполнен друзьями, весельем, музыкой. А сегодня почти все о нём забыли. Только старый друг (директор фирмы по производству роялей) Ф.Стейнвей прислал ему в подарок роскошный белый рояль. Он сейчас на первом этаже дома, в гостиной, и старик понимает, что уже никогда не дотронется до его белоснежных клавиш.

На его прикроватной тумбочке стоит приёмник, который настроен на Радиоволну Москвы. Каждый час он слушает сообщения Информбюро и дрожащей рукой на карте красными флажками отмечает движение русских войск. Это единственное, что теперь связывает его с Родиной. Там, в России, второй год идёт Великая Отечественная война.

Вдруг через помехи радиоволн он услышал голос диктора: «Внимание! Говорит Москва! Начинаем трансляцию из Колонного Дома Союзов праздничного концерта, посвящённого 70-летию великого русского композитора…»

(звучит запись Концерта №2 для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова)

По лицу умирающего человека потекли слёзы. Там, в далёкой России, его помнят, его музыку знают и любят.

Двадцать шесть лет назад, в 1917 году, ему пришлось покинуть свою страну, но он ни на минуту не забывал свою Родину, её народ, русскую песенность, русскую природу.

-Ребята, о каком композиторе идёт речь?

Конечно, это С.В.Рахманинов (портрет композитора)

-С какими произведениями этого композитора мы уже знакомились на уроках музыки?

(«Вокализ», Третий Концерт для фортепиано с оркестром)

-Сегодня мы поговорим о Втором Концерте для фортепиано с оркестром, ставшим музыкальным шедевром мирового искусства. Это произведение называют гениальной поэмой о Родине!

Это произведение было написано в 1901 году и посвящено врачу Н.В.Далю. В период тяжёлого душевного кризиса, связанного с провалом Первой Симфонии, Даль вернул молодому человеку душевные силы, веру в талант. Посвящение стало благодарностью за помощь, доброе слово в критический момент жизни.

-Ребята, что такое концерт, как жанр музыки?

Да, это соревнование или разговор одного инструмента с оркестром.

Ребята, давайте с вами условимся: партия фортепиано – голос человека, голос самого композитора. Это может быть исповедь автора, его мысли и чувства, его любовь к своей Родине. Партия оркестра – окружающий мир, общество.

Откройте тетради. Запишите тему урока.

Разделите страничку на две части:

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, ОБЩЕСТВО

-Слушая фрагмент 1 части Второго Концерта дайте эмоциональную характеристику Человека и Мира.

Запись концерта, которую вы услышите, уникальна! Она сделана самим Рахманиновым, в котором талант композитора сочетался с великим талантом исполнителя – пианиста.

(слушание фрагмента 1 части)

-Ребята, пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями.

(ответы учащихся записываю на доске)

Теперь давайте, сравним наши характеристики. Они похожи? Они близки по значению?

Да, они почти одинаковы.

-Ребята, есть ли точки образного единения фортепиано

-Конечно, есть. Это любование, созерцание русской природой, умиротворённость, торжественная величавость.

-Есть ли в музыке противоречие, борьба между образами?

-Какие у них взаимоотношения?

( Человек и окружающий мир тесно связаны между собой)

Человек впитывает всё, что происходит вокруг него в обществе и в природе, и сам влияет на эти события.

Поэтому тема жизни Рахманинова слилась воедино с темой России.

Современник Рахманинова, Александр Блок (1880-1921), сказал об этом так:

«В поэтическом ощущении мира нет разрыва между личным и общим; чем более чуток поэт, тем неразрывнее ощущает он своё и не своё.
И всё уже не моё, а наше
И с миром утвердилась связь».

-Ребята, как можно охарактеризовать главную тему 1 части?

(звучит главная тема)

-К какой сфере музыки она относится – она танцевальная, маршевая или песенная?

-Какой характер этой темы?

-Ребята, каким картинам русских художников-пейзажистов будет созвучна интонация вступления? Спокойным, безмятежным или предгрозовым, напряжённым, тревожным?

(показываю ряд репродукций)

-Посмотрите на мелодический рисунок главной темы.

(на доске мелодический рисунок главной темы)

Есть ли в нём скачки? Как располагаются звуки – далеко друг от друга или рядом?

-Какие длительности преобладают?

-О чём всё это говорит?

(о плавности, певучести, песенности голосоведения)

-Попробуем спеть мелодию главной темы.

(напоминаю о певческой посадке)

Показываю по фразам. Сначала поём закрытым ртом. Затем вокализом.

-Ребята, а кто обратил внимание на вступление?

(играю на фортепиано вступление)

-Эта интонация изобразительная или выразительная?

-Что она выражает? Какое состояние?

(напряжение, момент разрастания, приближения, накопление внутренней энергии, силы)

-Ребята, а что изображает интонация вступления?

-Правильно, колокольный звон. Колокола всегда были символом России. Колокольный звон – это и радостное, праздничное начало. Набатный колокол – весть о каком-то несчастье, приближающемся испытании.

-Какое здесь состояние передает интонация вступления?

Удары набатного колокола во вступлении – ощущение приближающихся испытаний, тревоги, взволнованности, напряженности…

Замечательный русский композитор и пианист рубежа 19-20 столетий Николай Метнер писал: «Каждый раз с первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь рост поднимается Россия».

— Откуда такое состояние напряженности?

На этот вопрос отвечает время, в которое был написан этот концерт.

Второй концерт для фортепиано с оркестром написан в 1901 году, на пороге наступающего столетия, накануне революции 1905 года, Первой мировой войны, революции 1917 года. Рахманинов не писал музыки, сюжетно связанной с революцией. Но как любой человек искусства, он не мог не отразить в своей музыке ту обстановку, атмосферу, которые царили в ту пору в российском обществе. В музыке концерта люди услышали биение беспокойного сердца своего современника, живущего заботами и помыслами о судьбе России, предчувствием бурных перемен, радостного возбуждения, весеннего возрождения страны, того, что услышали в строках Блока:

«О, весна без конца и без краю-
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном Щита!»

Поэтому тему вступления можно сравнить с колоколом Надежды и Весны.

Повторное слушание 1 части (запись)

В 1917 году Рахманинов, не найдя себе места в послереволюционной России, навсегда покидает её. Творческое молчание продолжалось десять лет!

Под окном своего дома в Беверли-Хилз, в Америке, он посадил берёзку – частичку своей земли.

Всю оставшуюся жизнь, которую Рахманинов провёл за границей, он страшно тосковал по своей Родине, которую любил всей душой, всем сердцем.

Темой ностальгии, тоски по Родине проникнуты и песни, которые мы знаем.

Исполнение песни «Сторона моя» музыка И.Космачева, слова Л.Дербенева

Источник

Оцените статью