Как написать си бемоль мажор нотами

Буквенное обозначение нот и тональностей

В музыке есть две системы обозначения высоты звука – буквенная и слоговая. Слоговые обозначения все знают, они привычны на слух – это ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Но есть и другой способ – обозначение звуков с помощью букв латинского алфавита. Причем буквенная система обозначения звуков возникла даже исторически раньше, чем слоговая.

Итак, по буквенной системе музыкальные звуки обозначаются следующими буквами латинского алфавита: ДО – C (цэ), РЕ – D (дэ), МИ – E (э), ФА (эф) – F, СОЛЬ – G (гэ), ЛЯ – A (а), СИ – H (ха) .

Интересно, что во время, когда формировалась буквенная система, музыкальный звукоряд начинался со звука ЛЯ, а не со звука ДО. Именно поэтому, первой букве алфавита A соответствует именно звук ЛЯ, а не ДО. Еще одной особенностью этой старой системы является звук СИ-БЕМОЛЬ в основном звукоряде, он обозначается буквой B. А за нотой СИ, являющейся основной ступенью современного звукоряда, позже была закреплена буква H.

Читайте также:  Bad idea girl in red укулеле

Диезы и бемоли по буквенной системе

Повышенные и пониженные ступени, то есть диезы и бемоли, тоже можно изобразить в буквенной системе звуков. Для того чтобы сказать о диезе, к букве ноты прибавляется суффикс IS (ис). А для бемолей используется другой суффикс – ES (эс).

Например, ДО-ДИЕЗ – CIS (цис), а ДО-БЕМОЛЬ – CES (цес).

Однако из этих правил есть несколько исключений, которые нужно запомнить. Все они касаются обозначения бемольных нот. Звук МИ-БЕМОЛЬ по буквенной системе выглядит как EES, но в практике одна, средняя гласная сокращается и таким образом получается обозначение ES. Точно такая же история возникает со звуком ЛЯ-БЕМОЛЬ, в его обозначении AES сокращается один гласный звук и в результате получается просто AS.

И еще одно исключение из правил связано чисто с историческими причинами. Звук СИ-БЕМОЛЬ принято обозначать как B, а не HES.

Дубль-диезы и дубль-бемоли по буквенной системе

Когда речь идет о двойных понижениях и понижениях, то есть о знаках дубль-диеза и дубль-бемоля, принцип отражения их в буквенной системе очень простой и логичный. Дубль-диез – это два диеза, а значит два суффикса IS – ISIS, дубль-бемоль – это два бемоля и, соответственно, два суффикса ES – ESES. Причем правило с дубль-бемолями касается также и звука СИ-ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ, который обозначается в данном случае по общему правилу – HESES.

Таким образом, с помощью буквенной системы можно обозначить не только основные звуки, но и диезы с бемолями, а также дубль-диезы и дубль-бемоли. Давайте подытожим все эти способы обозначения в таблице:

Таблица буквенных обозначений звуков

Нота Диез Дубль-диез Бемоль Дубль-бемоль
ДО c cis cisis ces ceses
РЕ d dis disis des deses
МИ e eis eisis es eses
ФА f fis fisis fes feses
СОЛЬ g gis gisis ges geses
ЛЯ a ais aisis as ases
СИ h his hisis b heses

Буквенное обозначение тональностей

В названии любой тональности – мажорной или минорной – всегда сообщаются два элемента: это ее основной звук (тоника) и ее ладовое наклонение (мажор или минор). Эта же структура всегда находит отражение и в буквенной системе. Тоника обозначается как обычный звук, только с одной особенностью – для мажорных тональностей тоника записывается с заглавной, большой буквы, а для минорных – наоборот, с малой, строчной буквы.

Для обозначения ладового наклонения используются специальные слова. Для мажора – слово DUR, которое является сокращением от латинского термина DURUS (в переводе значит «твердый»). Для минорных тональностей используется слово MOLL, в переводе с латинского языка этот термин означает «мягкий».

Обозначение октав по буквенной системе

Наблюдательный читатель, быть может, уже с самого начала задался вопросом о том, как же в буквенной системе различить звуки малой октавы и, например, второй, или первой и большой. Оказывается, все предусмотрено, и для обозначения разных октав в буквенной системе есть свои правила. Только многие почему-то о них забывают, а иные и вовсе о том не слышали. Давайте же разбираться.

Здесь все на самом деле довольно просто. Если вы пока плохо знаете названия всех октав, то рекомендуем к изучению материал Расположение звуков на клавиатуре фортепиано, где этот вопрос рассматривается довольно подробно.

Итак, правила следующие:

  1. Звуки большой октавы пишутся заглавными, большими буквами.
  2. Звуки малой октавы пишутся, наоборот, строчными, малыми буквами.
  3. Для обозначений звуков первой, второй, третьей и последующих верхних октав используют малые буквы, к которым прибавляются либо верхние индексы с номером октавы, либо штрихи-черточки, располагаемые сверху над буквой. При этом количество штрихов соответствует номеру октавы (один штрих – первая октава, два штриха – вторая и т.д.).
  4. Для обозначения звуков контроктавы и субконтроктавы используются большие, то есть заглавные буквы, к которым прибавляются либо числа 1 или 2 (1 для контроктавы и 2 для субконтроктавы) в нижнем индексе, либо тоже черточки-штрихи, только, естественно снизу.

На рисунке вы можете посмотреть примеры звука ЛЯ с разным обозначением октав. Кстати этот же октавный принцип имеет точно такое же действие и в слоговой системе обозначения звуков. Поэтому примеров обозначения будет сразу несколько.

Дорогие друзья, если у вас еще остались вопросы по данной или по какой-нибудь другой музыкально-теоретической теме, то напишите их, пожалуйста, в комментариях к данному материалу.

А сейчас для лучшего усвоения урока мы предлагаем вам просмотреть видео по теме и рекомендуем выполнить упражнения, которые там будут предложены.

Источник

Мажорные гаммы, интервалы, устойчивые ступени, опевание (Урок 3)

На этом этапе освоения Самоучителя игры на пианино мы продолжим изучать мажорные гаммы, точнее, оставшихся мажорных гамм, играющихся от белых клавиш. Надеюсь, вы уже достаточно освоились с сольфеджио и фортепианной клавиатурой, так как теперь вам придется подбирать гаммы, которые будут записаны именно в виде нот.

В уроке № 2 вы узнали о До мажорной, Фа мажорной и Соль мажорной гаммах. Осталось выучить еще 4 гаммы: Ре, Ми, Ля и Си мажорные. По сути, все они играются по одинаковой и уже известной вам схеме: Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон – Тон – Полутон. При написании на нотном стане их отличия будут заключаться в том, какие черные клавиши (диезы и бемоли) будут использоваться в той или иной гамме.

Для начала попробуйте, ориентируясь на схему 2 Тон – Полутон – 3 Тон – Полутон и на собственный слух, подобрать гаммы.

Ре-мажор

Ми-мажор

Ля-мажор

Си-мажор

Вам остаётся только выучить гаммы и научиться играть их быстро и ритмично. Практика, практика и ещё раз практика!

Интервалы – это расстояние между двумя нотами, без их знания невозможно впоследствии будет импровизировать.

Напоминаю, что полтона (0,5 тона) – это движение на одну клавишу, тон (1) – движение на 2.

Так интервалы будут выглядеть на нотном стане (с примы по октаву)

В музыкальных школах, играя интервалы, ученикам предлагают определить их на слух. Конечно, в домашних условиях это труднореализуемо, но вы можете, играя интервалы, самостоятельно пробовать запоминать их звучание. Также в музыкальных школах практикуют нотные диктанты и пение, которые необходимы для развития слуха. Преподаватель играет определенные ноты, и ученикам сначала требуется понять, что он сыграл – гамму, устойчивые ступени или опевание (впоследствии вариантов будет намного больше), после этого ученикам нужно определить количество нот в такте и расставить тактовые черты, в самом конце даётся задание транспонировать (то есть из До мажорной гаммы переписать весь диктант в Си мажор, например).

Устойчивые ступени необходимы для построения аккордов. 1-3-5 играемые ноты – так называемые устойчивые. В До мажорной гамме это ноты До – Ми – Соль, в Ре мажорной: Ре – Фа # – Ля.

Опевание – здесь всё просто, необходимо просто пропеть ноты, которые соседствуют с той, что вам дали. Опевания бывают сверху и снизу. В опевании сверху ноты До все будет выглядеть следующим образом: Ре-Си-До; снизу: Си-Ре-До. С нотой Ре опевание сверху будет таким: Ми-До # (пропевать слово диез не нужно) – Ре; снизу: До (#) – Ми – Ре.

К сожалению, это – один из тех случаев, когда пригодилась бы помощь учителя, однако если у вас нет такой возможности, то пусть у вас будут хотя бы общие знания о таких небесполезных вещах. На устойчивые ступени и интервалы обратите особое внимание, потом без них будет не обойтись. Не забывайте играть гаммы, и путь к успеху вам обеспечен!

Ну, а если вы – прилежный ученик и хорошо усвоили материалы урока (после многочасовых упражнений), милости просим на следующий, четвертый, урок под названием Запись и воспроизведение нотного текста.

Источник

Гаммы для фортепиано | Аппликатура гамм

Это было домашним заданием по фортепиано на лето: выучить гаммы с аккордами и арпеджио (читайте об аппликатуре коротких арпеджио). О пальцах в аккордах читайте в статье «Аппликатура аккордов для фортепиано». Мы пока в начале пути. Гаммы сдаваться не собираются, осаду держат знатно. Аппликатура не запоминается, темп не наращивается, света в конце туннеля не видать. Хиляем потихоньку диезные мажоры, в минорах погрязли. Но я верю — прорвемся!

Какими пальцами играть гаммы?

С некоторыми все просто, а вот другие требуют особого подхода. Заинтересовалась я аппликатурой гамм, которые начинаются с черных клавиш, или вот гаммы от фа и си заковыристые, обычная аппликатура к ним не подходит.

Нашла! Вдруг кому-то еще надо. Спешу поделиться на kidside, а то куда не кинься все для гитары, а гаммы для фортепиано не в моде что ли? Аппликатура написана для двух-октавной гаммы, пальцы в скобках приходятся на тонику. Не забудьте, что минор играется двух видов: гармонический (повышается VII-я ступень) и мелодический (в восходящем движении повышаются VI, VII ступени, в обратном движении — натуральный минор).

Расскажу, как учит гаммы наш педагог. В первую очередь это касается большого пальца. У ребенка часто при игре первым пальцем проваливается вниз вся кисть, получается неровность в звуке и темпе. Чтобы этого избежать, проучить гамму поднимая все пальцы, в том числе и большой палец (не класть его, а именно ставить).

В идеале гамма должна играться по четыре, т.е. с акцентом на первую ноту из четверки (как бы шестнадцатыми). К этому приему нужно переходить, когда аппликатура уже выучена, ребенок не зажат и не думает над каждым пальцем. Нам очень помогла заячья считалочка от нашего преподавателя:» раз морковка, два морковка, три морковка, и капуста». Слова могут быть любыми, главное уложиться в четыре слога. Мы придумывали разные и перешли на игру по четыре гораздо легче, чем просто отсчитывая и постоянно сбиваясь. Знаем преподавателя, который считает пуговицами: пу-го-ви-ца, пу-го-ви-ца и т.д.

Аппликатура гамм для фортепиано:

  • До мажор (C-dur), Соль мажор (G-dur), Ре мажор (D-dur), Ля мажор (A-dur), Ми мажор (E-dur)
  • Ля минор (a-moll), Ми минор (e-moll), Ре минор (d-moll), До минор (c-moll), Соль минор (g-moll)

Правая рука : 1 2 3, 1 2 3 4, 1 2 3, 1 2 3 4 (5)

Левая рука: 5 4 3 2 1, 3 2 1, 4 3 2 1, 3 2 1

Аппликатура гаммы Фа мажор (F-dur) и Фа минор (f-moll)

Тональности интересны тем, что гамма заканчивается на четвертом пальце (а не на пятом, как обычно). Это касается правой руки, аппликатура в левой руке обычная.

Правая рука: 1 2 3 4, 1 2 3, 1 2 3 4, 1 2 3 (4)

Левая рука: 5 4 3 2 1, 3 2 1, 4 3 2 1, 3 2 1

Аппликатура гаммы Си мажор(H-dur) и Си минор (h-moll)

В этих тональностях правая рука стандартна, а в левой придется начать с 4-го пальца

Правая рука: 123 1234 123 1234

Левая рука: 4321 4321 321 4321

Аппликатура гаммы Соль диез минор (gis-moll)

Правая рука: 23 123 1234 123 123

Левая рука: 321 4321 321 4321(2)

Аппликатура гаммы Си бемоль мажор (B-dur)

Правая рука: 2123 1234 123 1234

Левая рука: 321 4321 321 4321 (2)

Аппликатура Ми бемоль мажор (Es-dur)

Правая рука: 21 234 123 1234 123

Левая рука: 321 4321 321 432(2)

Аппликатура Ля бемоль мажор (As-dur)

Правая рука: 23 123 1234 123 123

Левая рука: 321 4321 321 4321

Аппликатура Ре бемоль мажор (Des-dur)

Правая рука: 23 1234 123 1234 12

Левая рука: 321 4321 321 4321(2)

Аппликатура Си бемоль минор (b-moll)

Правая рука: 2123 1234 123 1234

Левая рука: 21 321 4321 321 432

Аппликатура гаммы Фа диез мажор (Fis-dur)

Правая рука: 234 123 1234 123 12

Левая рука: 4321 321 4321 321(2)

Аппликатура гаммы Фа диез минор (fis-moll)

Правая рука: 231 231 234 123 123

Левая рука: 4321 321 4321 321(2)

На уроках в музыкальной школе начинать рекомендуют с Шопеновских гамм: Си мажор для правой и Ре бемоль для левой руки, т.к. в них заложена формула Шопена. На них у ученика сразу вырабатывается правильная модель руки: длинные пальцы на черных, короткие на белых клавишах. Такая позиция исключает зажим руки, кисть приобретает естественную форму, находится на середины клавиатуры, не спускается к краям клавиш.

Мы начали не так. Наша отправная точка — гамма До мажор 🙂

Источник

Оцените статью