Как настраивать комбик для акустической гитары

Как настроить усилитель для гитары

Продолжительность урока 4 минуты.

Если вы хотя бы немного уже знакомы с гитарными усилителями (комбиками), должны быть в курсе, как в них много настроек и регуляторов.

Если ранее вы не работали со звуковой техникой, вероятно, не понимаете, на что влияют эти регуляторы.

Шаг 1: Настраиваем усилитель для гитары на базовые настройки

Прежде чем настраивать гитарный усилитель, мы должны произвести следующие манипуляции:

  • Повернуть регуляторы перегруза (Gain), высоких (Treble), средних (Middle) и низких (Bass) частот в среднее положение
  • Отключить все эффекты, если их поддерживает ваш усилитель (например, эффект реверберации, Reverb). Для этого нужно воспользоваться специальной кнопкой, которая называется «Bypass»
  • Выкрутить на полную катушку все регуляторы своей гитары (громкость и тембр)

Это лучшая исходная позиция для настройки хорошего звука гитары.

Рис. 1: Регуляторы усилителя в базовом положении

Шаг 2: Выбор канала усилителя

Твой гитарный усилитель имеет, вероятнее всего, несколько каналов или (например, в случае с усилителем Rolland Micro Cube) несколько моделей усилителей.

В данной статье мы различаем 3 принципиально разных типа каналов:

Чистый канал (Clean)

Этот канал дает нам чистый, неискаженный звук. Даже если вы — самый жесткий металлист на Земле, вы будете время от времени использовать этот канал.

Он замечательно подходит для отдельных кусков роковых произведений, поп- и рок-баллад, а также для вступлений к песням. Многие его используют с сочетании с Overdrive- или Distortion-педалями.

Канал Overdrive

Канал Overdrive характеризуется слегка искаженным гитарным звуком. С помощью этого канала мы получаем необходимый кранч (хруст, Crunch), незаменимый при игре грязных блюзовых ликов, хрустящих фанк-риффов и острых, как нож, рок-ритмов.

Канал Distortion

Этот канал дает такое большое искажение, что мы с легкостью можем его использовать для извлечения жирных роковых и металлических (имеется ввиду направление рока — металл) звуков.

Шаг 3: Настройка искажения/перегруза (Гейна, Gain)

Регулятор Gain влияет на степень искажения/перегруза. Ты также заметишь, что при настройке этого регулятора меняется громкость.

Внимание: Дьявольские соблазны высокоперегруженного звука (High-Gain-Sound)

Очень заманчиво выкрутить этот регулятор на всю катушку, для того, чтобы сделать звук пожирнее. Но это грубая ошибка и ты добьешься противоположного: слишком много усиления испортят твой звук.

Кроме того, высокий уровень гейна сжимает до некоторой степени гитарный сигнал, что может привести к небрежной игре.

Установка оптимального уровня перегруза/гейна/искажения

Мой совет: Поворачивай регулятор гейна до тех пор, пока не получишь нужный тебе звук. А теперь немного проверни регулятор в обратном направлении и попробуй компенсировать потерю перегруза более жестким ударом по струнам (т.е. более жесткой атакой). Это делает твой звук жирнее, а технику лучше.

Шаг 4: Настройка эквалайзера (Treble, Middle, Bass — высокие, средние, басы)

Эквалайзер служит для точной настройки звука. С помощью регуляторов Treble/High (высокие частоты), Middle/Mid (средние частоты) и Bass/Low (басы) ты можешь подчеркнуть те или иные частоты сигнала своей гитары.

Об экстремальных настройках эквалайзера усилителя

Не переусердствуй с настройками эквалайзера. Хотя бас и делает твой звук жирным и теплым, но при этом он становится настолько сырым, что он может потерять всю свою выразительность.

Аналогичная ситуация и с высокими частотами. Применяй регулятор высоких частот для того, чтобы сделать свой звук более определенным. Переборы с накруткой высоких частот определить намного легче — если ты заметил, что звук так сказать жжет, кусает (т.е. если он слишком яркий, резкий), поверни регулятор немного назад.

Источник

Как настраивать комбик для акустической гитары

В процессе написания новой части статьи для начинающих музыкантов, посвященной уже непосредственно саундчеку, вышло так, что родился большой пласт материала, который не связан непосредственно с саундчеком, или концертом, или репетицией, и в то же время связан с ними всеми. Об этом можно было бы сказать в первой части данной статьи, посвященной подготовке, но и это было бы не совсем верно.

О настройке комбиков и эффектов

Позволю себе дать небольшой совет: читайте господа и дамы. Читайте как можно больше. Читайте классическую литературу, читайте хорошие и умные книги и читайте, блин, надписи на комбиках и собственных педальках! О том, что собственный аппарат нужно знать досконально, я уже писал в первой части этой статьи, будь это гитара, примочка, комбик — вы должны знать как они работают, как настраиваются, какие есть способы взаимного подключения, где могут быть слабые места. Будем считать, что с этим проблем у вас нет, но есть аппарат, в который вы включаетесь в клубе и который, возможно, впервые видите. И вот тут очень полезным становится то самое умение читать. По большому счету, все комбики, а точнее, их блоки управления одинаковы, достаточно взглянуть на пометки знать, что каждая из них означает, чтобы выбрать нужный вариант подключения/настройки.

Рассмотрим пример с цепью гитары, как (чаще всего) наиболее сложный. В самом простом исполнении это гитара — примочка перегруза (блок примочек рассматривать не будем, считаем что их используют уже опытные музыканты) — комбик. О шнурах между ними также говорилось в первой части. Самая вариантная часть этой цепи, от которой зависят и остальные настройки — это примочка. Попробуем рассмотреть основные варианты, которые в этом случае могут возникать:

  1. Простой «дисторшн» и ему подобные. Включается в предусилитель (гнездо input) комбика или головы стэка, настраивается совместно с настройками уисилителя.
  2. Преамп. Включается в оконечный усилитель комбика или головы стэка (гнездо «return»/»poweramp input»), частотные настройки комбика при этом уже не действуют, на ряде комбиков и стэков при этом можно регулировать выходную громкость, но не на всех.
  3. Процессор эффектов. Самый сложный в настройке, но при этом, наиболее универсальный прибор. Любой процессор требует тщательной отстройки множества параметров, для чего необходимо хорошо разбираться в предмете и понимать, что вы делаете. Маловероятно, что можно сколько-нибудь успешно использовать заводские пресеты процессора. Процессоры чаще всего можно настроить для работы в том режиме, в каком вам необходимо — можно эмулировать работу дисторшна или преампа, или в нем же настроить эмуляцию оконечного усилителя и кабинета, и вовсе играть «в линию» — все зависит только от ваших потребностей и умения. Без последнего тут, к сожалению, не обойтись. Хотя многие пытаются, с одной стороны, понимая необходимость переработки стандартных пресетов, с другой — слабо представляя, как добиться того, что им нужно. Не раз наблюдал, как выстроенные на процессоре последовательно разогнанный преамп и дисторшн после этого включали в input комбика и почему-то удивлялись тому, что звук хреновый. Некоторые, впрочем, не удивлялись, удивлялся только я, а они, наверное, привыкли.

Итак, кратко о том, какие настройки процессора как влияют на ситуацию в цепи. Стоит заметить, что данные правила аксиомой не являются, по большому счету, каждое утверждение — в некотором роде упрощение действительной картины, однако в таком виде они наиболее доступны и полезны именно начинающим (вы ведь не ограничите свое развитие прочтением одной этой статьи). Собственно правила:

  • на процессоре задействован предусилитель (преамп) — в дисторшне необходимости нет, частотные настройки происходят в настройках преампа или дополнительным эквалайзером, подключается:
    • в оконечный усилитель через возврат (return) разрыва эффектов комбика
    • в линию, если на процессоре используется эмуляция конечного усилителя и кабинета
  • на процессоре задействован дисторшн — преамп не используется, подключается в предусилитель комбика (гнездо Input), или в линию, если на процессоре выставлена комбоэмуляция, частотные настройки производятся на комбике и/или при помощи эквалайзера процессора.

Остальные эффекты также требуют тонких настроек, но охватить их все просто невозможно. Правило тут напрашивается само собой — делай только то, что умеешь. Не понимаешь, за что отвечает тот или иной параметр — не трогай и не включай его. А лучше загугли название эффекта и почитай, какой параметр за что отвечает и какие есть способы его настройки — тогда можно уже и поэкспериментировать. Словом, возвращаемся к названию части и читаем, читаем, читаем. О

днако после есть же еще и комбик, а то и целый стэк, куда вы подключаетесь, а там, в свою очередь, куча «ручек и крутилок». Но бояться их не нужно, скорей наоборот — в большинстве случаев было бы хуже, если бы их не было. Это конечно не относится к тем, кто играет «в линию», но, во-первых, сейчас не о них, а во-вторых, таких меньшинство.

Независимо ни от чего, перед началом работы всегда обязательно следите, чтобы все регуляторы громкости (Volume) находились в минимальном положении, а сам комбик был выключен (ламповые ставят в положение Standby), только после этого можно начинать подключение!

Итак, если вы используете внешний преамп, или эмулируете его с помощью процессора, ваша задача максимально проста — найти гнездо return (редко, но порой имеет иные названия) и НЕ ВКЛЮЧАЯ КОМБИК, воткнуться туда, затем, если устройство комбика позволяет регулировать общую громкость, выстроить ее, а если нет — выстроить нужный уровень на преампе, и все — можно играть.

Если вы используете педаль дисторшна, или эмуляцию оного в процессоре, подключаться стоит в гнездо input, а возможности настройки использовать по максимуму. Кстати, если на площадке стоит хороший усилитель, а у вас — с собой лишь дешевая примочка, стоит задуматься о том, чтобы играть через встроенный перегруз усилителя. Чтобы переключать каналы, нужно поинтересоваться у звукорежиссера/организатора о наличии переключателя (foot switch) от комбика.

Итак, смотрим на усилитель и вновь вспоминаем название данной части. Читаем. Тратим на это столько времени, сколько нужно, чтобы понять, что к чему (но не более, ибо время — ценность на саундчеках). Попробую описать наиболее характерные органы управления усилителей — они, по большому счету все одинаковы.

Чаще всего всего мы имеем дело с двумя каналами: clean (он же normal, rithm, cold — и т.д. — фантазия производителей порой выдает не самые первоассоциативные варианты) — чистый, неперегруженный канал и Drive (он же Overdrive, lead, hot, distortion и т.п.) — перегруженный канал. Стоит отметить для себя, где находятся границы каналов, какие регуляторы к какому каналу относятся, и использовать лишь те из них, что нужны именно вам.

Регуляторы обоих каналов обычно почти или полностью дублируются, потому описывать буду вперемешку.

Gain — усиление. Регулирует уровень предусилителя, «перегруженность». Если гитара сильно заводится, уменьшение уровня гейна может решить эту проблему. Тут стоит остановиться и дать еще один совет по работе с комбиками, который, впрочем, касается и многих других вещей, имеющих органы управления, избегайте по-возможности установки ручек в крайние положения. К гейну это относится в первую очередь. Большинство «суперзвезд» местного масштаба, выворачивая эту ручку до упора вправо, считают, что чем больше гейна они дадут, тем круче и злее будет их звук. Чаще всего это совсем не так. В большинстве случаев после определенного значения дальнейшее увеличение гейна на характер звука сколько-нибудь значительно уже не влияет, вызывая лишь т.н. «заводку» гитары — обратную связь (feedback) с комбиком. Фидбэк конечно можно использовать и в художественных целях, но только когда он управляем и контролируется музыкантом, а не когда гитара начинает истерически свистеть в каждую секндную паузу между аккордами.

Часто рядом с ручкой гейна есть переключатель, именуемый как-нибудь вроде «boost» или «hot» он, как правило увеличивает общий уровень гейна, что называется, для тех, кто любит по горячее, или в качестве усиления, например, на соло.

Еще распространен вариант, когда подобных ручки гейна две (в таком случае между ними обычно ставят переключатель) — чаще всего это означает, что один из них более «слабый», второй — более драйвовый, выбор зависит от ваших потребностей и от того, какого характера музыку вы играете.

Volume (level) — громкость. Чуть ли не самая важная ручка, однако расписывать тут нечего. Главный совет — старайтесь не злоупотреблять громкостью и выставлять уровень не больше необходимого. Также не забывайте выравнивать по громкости чистый и перегруженный каналы. При этом не забывайте, что овердрайв обладает свойством компрессировать, то есть сжимать по динамике, сигнал, чего нет на чистом звуке, потому при особо динамичных партиях канал чистого звука может оказаться сильно завышенным по уровню — всегда обращайте на это внимание, пробуя при отстройке поиграть с максимальной динамикой.

Регуляторы частотной настройки(Bass, middle, treble) — предназначены для отстройки сигнала по частотам. Часто радом с ручкой средних (порой и у других тоже) частот есть отдельный регулятор выбора частоты (frequency, freq) — он позволяет выбрать более точно в каком диапазоне средних частот вы хотите работать. Очень удобная штука. На некоторых усилителях, на большинстве басовых, например, регуляторов частот больше — до 15 и выше. Они обеспечивают более тонкую настройку желаемого звучания. Советов по настройке этого блока управления дать, пожалуй, невозможно — все определяется вашими потребностями. Единственное, о чем можно напомнить, говорилось выше: избегайте крайних положений регуляторов, вполне возможно, можно добиться того же результата, изменив положение других регуляторов и ручки громкости.

UPD from slavuti4 Еще один совет, который можно тут дать: «Лучше убавлять чем прибавлять» Когда не хватает каких-то частот в звуке — не стоит сразу выкручивать ручки вверх. чаще всего приспускание других частот и регулировка общего уровня даёт более удачный и быстрый результат. И не перегружает лишний раз аппарат.

Часто добавляют еще ручку master(master volume) — она определяет общую громкость обоих каналов, чистого и перегруженного, чтобы можно было повышать и понижать ее, не меняя баланса каналов.

Еще порой добавляют эффект или блок эффектов, такие, как реверберация, задержка (delay), хорус и т.д. Их применяют крайне редко в силу негибкости управления (при необходимости, настраивают в процессоре или собирают цепь эффектов), потому стоит лишь проверить, чтобы эффекты комбика были выключены специальным выключателем, или убавлением ручки уровня эффекта на минимум (это один из немногих случаев, когда крайнее положение регулятора скорей необходимо).

Самое главное правило: если вы чего-то не понимаете, столкнулись с незнакомой вам конструкцией — не стройте из себя героя, не тыкайтесь наобум. Попросите звукорежиссера (если дело на концерте), администратора репетиционной базы или прокатчика оборудования помочь вам разобраться. Однако с другой стороны, не стоит их задалбывать по пустякам и без необходимости «просто на всякий случай».

Удачи Вам, на музыкальном поприще. Оставляйте свои комментарии. Увидимся в следующей части статьи.

Источник

Читайте также:  Колыбельная для барби ноты
Оцените статью