Как настраивать метроном для фортепиано

Метроном — для чего он нужен

Как им пользоваться

«Чистота исполнения» произведения, отработка его техничности, является одним из главных условий при изучении новых произведений. На начальных этапах обучения игре на фортепиано, когда разобраться с темпом и ритмом исполнения произведения самостоятельно достаточно сложно, хорошим подспорьем станет метроном. С его помощью можно определить нужный темп игры, а также отработать его на практике.

Метроном поможет выявить неточности исполнения в заданном ритме.

Чтобы прочувствовать мелодию и понять где присутствует «грязь» в исполнении, нужно выставить темп биения метронома в более замедленном режиме. Проиграйте мелодию несколько раз под удары метронома, пока не услышите, что ваша игра полностью совпадает с его ритмом, потом немного увеличите скорость ударов. Постепенно ускоряйтесь, и так, пока не дойдете до темпа исполнения, рекомендуемого композитором.

На практике следите, чтобы каждое прикосновение к клавишам было четким, не смазанным, тогда результат не заставит себя ждать.

После этого смело выключайте метроном, и приступайте к самостоятельной игре. При этом слепо подчинятся метрономическому темпу тоже не стоит, иначе исполняемая музыка станет звучать сухо и безжизненно. Доверьтесь своему слуху, немного ускорьте, где вам хочется, или замедлите темп, не сильно отклоняясь от первоначального.

Читайте также:  Женитьба бальзаминова ноты для гитары

Лучше не использовать метроном на занятиях постоянно, вы можете легко привыкнуть к такому скрытому контролю, и потом будет сложно отвыкать. Лучше всего пользоваться метрономом исключительно для самоконтроля, вырабатывать чувство ритма лучше пытаться самому.

Источник

Использование метронома – Инструкция по эксплуатации Casio px-720

Страница 12

Нажмите кнопку «METRONOME».

• Метроном начнет звучать.

• Индикаторная лампа над кнопкой «SONG

будет мигать в соответствии со звучанием долей
метронома.

Для изменения ритма нажмите кнопку «TONE/SET-
TING»
и, удерживая ее нажатой, нажмите одну из
клавиш «METRONOME BEAT» [Ритм метронома] для
выбора установки ритма.

Нажмите кнопку «METRONOME» или кнопку
«SONG

», чтобы выключить метроном.

• Для возврата первоначальной установки темпа вы-

бранной в данный момент мелодии из музыкальной
библиотеки одновременно нажмите клавиши + и – в
пункте 3. Одновременное нажатие клавиш + и – во
время записи вернет установку темпа 120.

Регулировка громкости метронома

• Вы можете выполнить следующую процедуру в лю-

бое время независимо от того, звучит метроном или
нет.

Удерживая нажатой кнопку «TONE/SETTING», на-
жимайте клавиши «METRONOME VOLUME» [Гром-
кость метронома] для задания установки громкости
в диапазоне от 0 до 42.

• Для получения подробной информации об ис-

пользовании клавиш клавиатуры для настройки
параметров смотрите подраздел «Клавиши кла-
виатуры, используемые для настройки» на стр.
19.

• При каждом нажатии клавиши или уста-

новка громкости метронома увеличивается или
уменьшается на 1.

• Для возврата первоначальной установки громкости

метронома одновременно нажмите клавиши и .

Игра с использованием различных тембров

• Вы можете задать в качестве установки ритма ко-

личество долей в такте, равное 0, 2, 3, 4 или 6. При
задании установки «0» на все доли звучит щелчок
(без звука колокольчика). Эта установка позволяет
вам практиковаться в игре при ровном ритме, не
обращая внимания на количество долей в такте.

Удерживая нажатой кнопку «TONE/SETTING»,
нажимайте клавиши «TEMPO» [Темп] для задания
установки темпа в диапазоне от 20 до 255 долей в
минуту.

• При каждом нажатии клавиши + или – значение

темпа увеличивается или уменьшается на 1.

• Вы можете использовать клавиши ввода значе-

ний (от 0 до 9) для ввода определенного значения.
Вводить необходимо все три цифры.

Пример: Для ввода значения «96» нажмите клави-

Источник

Метроном для фортепиано и как им пользоваться

В музыке существует тридцать темпов или скоростей воспроизведения — каждый со своим названием. На практике некоторые из них едва различимы на слух. Даже самые опытные музыканты не могут играть в идеальном темпе — они то ускоряются, то замедляются. На серьезных концертах, когда нужно отыграть произведение с максимальной точностью к эталонному звучанию, не обойтись без метронома — инструмента, который задает ритм. Также устройство незаменимо на репетициях — оно дисциплинирует и приучает музыканта держать заданный темп.

Из истории изобретения метронома

В начале XIX века механик из Амстердама, Дитрих Винкель, изобрел прототип будущего метронома. Исследуя работу маятников, он пришел к выводу, что расположенные с противоположных сторон оси грузики маятника дают повторяющиеся колебания через равные интервалы времени. Немецкий пианист-изобретатель Иоганн Непомук Мельцель улучшил прибор, добавив к нему измерительную шкалу и доработав форму. В 1816 году он запатентовал устройство и начал его серийный выпуск.

Первые метрономы были дорогими и недоступными для простых музыкантов. Людвиг ван Бетховен, друг Мельцеля, популяризовал метроном, нанося на свои произведения обозначения ритма — они используются и сегодня. Массовый выпуск метрономов начался только на рубеже XIX—XX веков. Немец Густав Виттнер основал заводик по производству высокоточных метрономов Taktell — за свое качество они были признаны во всем мире. Марка Wittner и сейчас остается самым крупным и авторитетным производителем метрономов.

Разновидности метрономов

Механический . Принцип действия этого устройства принципиально не изменился со времен Винкеля. У классического маятникового метронома пирамидальный деревянный корпус, однако в продаже встречаются модели с пластиковым и металлическим корпусом. Форма тоже может быть иной — полуовальной, прямоугольной и даже в виде фигурок животных.

Внутри корпуса расположен пружинный механизм — он приводится в действие вращением заводной головки. Для механических метрономов не нужны батарейки. На лицевой стороне устройства находится маятниковая шкала. У самого маятника есть подвижный грузик — его устанавливают в соответствии с определенной отметкой шкалы. Чем выше поднят грузик, тем меньше колебания маятника и ниже темп. Механические метрономы воспроизводят диапазон темпов от Grave до Prestissimo. У некоторых моделей есть звоночек — он делает акцент на сильные доли. Маятниковые инструменты просты, наглядны и привлекательны.

Электронный . Выглядит как небольшая пластиковая коробочка с экранчиком и кнопками. У цифровых метрономов шире диапазон воспроизводимых темпов. Они поддерживают настройку звука удара. Некоторые модели выводят на экран повторяющиеся рисунки — их тоже можно подобрать по вкусу и даже создавать собственные. Есть и такие, что сочетают в себе функции тюнера, секундомера, таймера или камертона.

Как пользоваться метрономом для игры на фортепиано

Выставите темп биения метронома в более замедленном режиме, чем звучит композиция. Играйте мелодию под метроном до тех пор, пока не поймете, что ваша игра совпадает с его ритмом. Затем увеличьте скорость ударов. Постепенно ускоряясь, вы дойдете до рекомендуемого композитором темпа исполнения. Следите за четкостью прикосновений к клавишам — тогда успех будет очевиден.

Когда нужный темп набран, выключьте метроном и пробуйте играть без него. Остерегайтесь слепого следования ритму метронома — это приведет к тому, что музыка будет сухой и безжизненной. Доверяйте своему слуху, немного ускоряясь или замедляясь в местах, где считаете это нужным, при этом не сильно отклоняясь от первоначального темпа.

Метроном не нужен на всех занятиях — это приведет к привыканию и сложностям в дальнейшем обучении. Старайтесь самостоятельно вырабатывать чувство ритма, а инструмент используйте для самоконтроля.

Источник

Использование метронома, Выбор тактовой доли, Настройка темпа – Инструкция по эксплуатации Yamaha YDP-S52

Страница 17: Настройка громкости, Для запуска метронома нажмите кнопку [metronome, Для остановки метронома нажмите кнопку [metronome, Увеличение или уменьшение значения на 1, Увеличение или уменьшение значения на 10, Задание трехзначного значения темпа, Восстановление значения по умолчанию (120)

Игра на фортепиано

YDP-S52 Руководство пользователя

Метроном удобно использовать для упражнений, поскольку он задает
точный темп.

Для запуска метронома нажмите кнопку [METRONOME].

Для остановки метронома нажмите кнопку [METRONOME].

Выбор тактовой доли

Удерживая нажатой кнопку [METRONOME], нажмите одну из клавиш
C3–F3.

Темп метронома можно регулировать в диапазоне от 5 до 280 тактовых
долей в минуту.

• Увеличение или уменьшение значения на 1:

Во время работы метронома нажмите кнопку [+R] для увеличения темпа или
кнопку [–L] для его уменьшения. Также можно, удерживая нажатой кнопку
[METRONOME], нажать клавишу C

♯5 для увеличения темпа или клавишу B4

для его уменьшения.

• Увеличение или уменьшение значения на 10:

Удерживая нажатой кнопку [METRONOME], нажмите клавишу D5 для
увеличения значения или клавишу A

♯4 для его уменьшения.

• Задание трехзначного значения темпа:

Удерживая нажатой кнопку [METRONOME], нажмите по порядку
соответствующие клавиши C4–A4. Например, чтобы задать темп «95»,
нажмите по порядку клавиши C4 (0), A4 (9) и F4 (5).

• Восстановление значения по умолчанию (120)

Удерживая нажатой кнопку [METRONOME], нажмите одновременно
кнопки [+R] и [–L] или нажмите клавишу C5.

Чтобы задать громкость метронома, нажмите одну из клавиш C1 и G2,
удерживая кнопку [METRONOME]. При нажатии клавиши более высокого
регистра громкость увеличивается, более низкого — уменьшается.

Источник

Маховик времени или как правильно заниматься с метрономом

Ты занимаешься с метрономом? А ты уверен, что ты занимаешься правильно и получаешь максимум пользы от занятий? Правильные упражнения научат тебя чувствовать время и управлять им — играть с грувом. Интересно? Тогда читай дальше!

Простые упражнения для решения сложных задач

В предыдущей статье я писал, что грув – это способность музыканта управлять временем и пространством вокруг себя. Теперь давай поговорим об упражнениях, которые научат тебя искусству грува.

Разделим упражнения на два типа. Про первый говорят все, но не все ими занимаются. Они относительно простые. Давай их рассмотрим:

  • для начала просто привыкни играть в метроном;
  • занимайся с метрономом в разных темпах, не пренебрегай медленными темпами;
  • начни играть под метроном, который отстукивает 16-е ноты;
  • переводи метроном на восьмые, а потом на четверти;
  • поставь метроном на половинные длительности, а потом на целые.

Сложно? Нет – мы только начали. Теперь переведи метроном на слабую долю:

  • играй под четверти метронома так, чтобы метроном приходился на «И»;
  • включи метроном только на счет «два» и «четыре»;
  • играй под слабую восьмую – метроном начнет стучать четвертями между счетом «раз» и счетом «и».

Такой комплекс упражнений займет уже больше времени. Никто не обещал, что будет легко. Ты же хочешь играть «in the groove» — управлять временем и движением толпы.

Новый уровень

Самые классные упражнения тебя ждут впереди. Я подсмотрел их у Шона Дрисколла, знаменитого музыканта. Советую брать не больше двух упражнений в неделю. Отработай идеально сначала одно, а потом переходи к следующему.

Делай упражнения при игре гамм, повторении старого материала или отработке нового. Не нужно выделять на них отдельное время – просто работай над ними параллельно с ежедневными задачами. Учишь новый пассаж – играй его, как предложено в упражнении.

Большинство заданий не получится сыграть с обычным метрономом. Советую использовать приложение Tempo или Time Guru . Приложения можно скачать по ссылке.

Все упражнения я расположил от наиболее простых к сложным:

1. Упражнение «Метроном на 2 и 4» — увеличит твое чувство времени
Выбери удобный темп для начала, например, 100 ударов в минуту. На обычном метрономе установи темп 50 ударов в минуту, ведь ты будешь слышать только второй и четвертый удар в такте 4/4. Конечно, лучше сразу скачать метроном, где можно сделать удары 1 и 3 без звука – например, приложение Time Guru.
Запусти метроном – сначала ты будешь слышать щелчки как первый и третий. Чтобы начать «программировать» себя, каждый раз, когда происходит щелчок, произноси вслух «два», пока не привыкнешь. Потом к слову «два» добавь при следующем щелчке «четыре». Продолжай делать это снова и снова, пока не почувствуешь себя комфортно. Потом добавь на «беззвучные» удары метронома слова «раз» и «три». Начинай играть.

2. Упражнение Бена Мондера
Поставь метроном в темп 20, в голове заполняй промежутки между ударами 16-ми, а играй четверти. Ты научишься внутренне разделять удары и лучше чувствовать время и темп. Отрабатывай упражнение на гамме или отдельной фразе из твоего материала. Когда начнет получаться, то попробуй уже проиграть 16-е ноты в темпе 20.

3. Упражнение «Four On – Four Off»
Метроном стучит четыре доли четвертями, а потом 4 доли молчит. Такую функцию ты найдешь в приложении «Time Guru». Упражнение подойдет для отработки новых фраз или отработки старого материала. Еще используй его для импровизации двухтактовыми фразами в размере 4/4. Задача: уловить сильную долю первого такта после игры во время молчания метронома.

4. Упражнение «One, one and done»
Метроном дает только сильную долю первого и второго такта, а потом два такта молчит. Задача: развить чувство внутреннего метронома. Когда получится сделать такое упражнение, то смести удар метронома на вторую долю первого и второго такта.

5. Упражнение «Синкопирование»
Метроном стучит первый так четвертями, а потом три такта отстукивает только слабую 16-ю перед второй и четвертой долей. Играй ноты только на удары метронома, а потом попробуй сыграть мелодию, опираясь на слабую 16-ю. Во время игры мысленно заполняй так 16-ми. После этого упражнения ты сможешь легко чувствовать 16-ые ноты и без труда играть синкопы. Как и другие упражнения, это упражнение поможет развить внутренний метроном и чувство времени.

6. Упражнение «Монстр грува»
Начинай им заниматься, когда остальные начали получаться. Здесь нужно в первых четырех тактах включить метроном только на первую долю, потом пойдут четыре такта, где метроном будет только на первую долю первого такта – дальше тишина, затем все повторяется.

Перед упражнениями я советую настраиваться на темп метронома. Поставь клик на все доли и поиграй в удобном темпе. Можно отхлопать удары метронома до того, как ты возьмешь в руки инструмент. Не забывай – считать в слух полезнее, чем в уме.

Учись вырабатывать чувства ритма, играй с дыханием и тренируйся каждый день. Понадобится много времени и терпения, но оно того стоит. Если играешь в группе, то вводи упражнения на развитие чувства ритма в план репетиций.

Если понравилась статья, то ставь лайк. Есть вопросы? Пиши в комментариях. 😉

И не забудь подписаться на канал – впереди много полезной информации.

Источник

Оцените статью