Как настроена гитара у нирваны

Как Курт Кобейн модифицировал свою гитару

Сохранить и прочитать потом —

Недавно я начал слушать группу Nirvana и заметил, что звук гитар в их песнях отличается от того, что обычно можно услышать в современных группах. Это особенно заметно в начале песни «Rape Me».

Я не очень разбираюсь в музыке и буду очень благодарен, если кто-нибудь объяснит, как Курт Кобейн модифицировал свою гитару, чтобы получить такой уникальный звук?

Делали ли другие участники группы, кроме Курта, похожие модификации со своими инструментами для достижения такого эффекта? Если да, то какие?

Мэтью Рассел (Matthew Russell): Для начала стоить отметить, что большую часть своего существования Nirvana была неизвестной и бедной группой. Поэтому они пытались как можно больше сэкономить на покупке оборудования. Их инструменты были хорошими, но не впечатляющего качества и, скорее всего, подержанными.

За свою жизнь Курт пользовался разными гитарами. Его можно было часто заметить с гитарой Stratocaster, выпущенной компанией Fender (на фото выше).

… и самой известной гитарой Jagstang, которая сочетала в себе качества гитар Jaguar и Mustang. Она изображена на рисунке ниже, который сделал Кобейн:

Также он использовал и другие гитары, например, Univox, копию Mosrite. Это доказывает, что любая гитара может звучать как гитара Курта Кобейна, если на ней играет Курт Кобейн. Гитаристы часто говорят, что все зависит только от того, кто играет на гитаре, и в какой-то мере это правда.

Гитары Jaguar и Mustang в то время были не очень популярными, так как все группы пытались подражать таким гигантам, как Van Halen или Guns & Roses, которые использовали совершенно другие марки инструментов. Именно по этой причине поддержанные гитары Fender можно было купить по очень низкой цене.

Основной модификацией, которую Курт производил для своих гитар, была установка хамбакера, вместо стандартных синглов. Звук, полученный с помощью хамбакеров, обычно мощнее, объемнее и обладает выраженным акцентом на средние частоты. Они в два раза больше синглов (сравните размер черного хамбакера на Stratocaster’е с двумя обычными белыми звукоснимателями на картинках выше), поэтому, чтобы поставить хамбакер на гитару, предназначенную для использования синглов, требовалось снять верхнюю защитную часть с деки гитары или даже резать саму деку.

Такая модификация была проделана с Jaguar’ом Курта (на картинке выше), но делал её не он, а предыдущий владелец гитары. Иногда Курт использовал звукосниматели Seymour Duncan Hot Rails – это хамбакеры, уменьшенные до размеров сингла. Их можно было установить на гитары Fender без особых проблем. Он также использовал звукосниматели Seymour Duncan JB, если это позволяла сделать конструкция гитары.

Чтобы получить такой звук, Курт модифицировал не только гитары, но и другое оборудование. Я нашел информацию о том, что Кобейн несерьезно относился к выбору оборудования и использовал очень разные компоненты. Во время туров его стандартным оборудованием были предусилитель Mesa Boogie и раздельные усилители низкой частоты. Эта система доставляла много проблем команде техников, которые отчаялись убеждать Курта использовать что-то более надежное.

Также он использовал BOSS DS-1 и DS-2, педали эффектов Distortion, и chorus-педаль Electro Harmonix Small Clone, выпущенную в 1970 году. С их помощью он добивался «плавающего» звука, как например, в песне «Come As You Are». Педали эффектов Distortion – это ножные переключатели, которые обычно включаются между гитарой и усилителем.

Их используют для резкого перехода от тихого «чистого звука» к громкому агрессивному «грязному звуку», как во вступлении песни «Smells Like Teen Spirit». Также их можно использовать для получения постоянного «грязного звука», вне зависимости от того, к какому усилителю подключена гитара.

Педаль BOSS DS-1 можно заметить на переднем плане фотографии ниже. Я могу объяснить вам, как Курт добился такого гитарного звучания, но я понятия не имею, как он делает эту стойку на голове, одновременно играя на одном из модифицированных Stratocaster’ов.

Различные приемы, используемые во время звукозаписи, тоже играли свою роль. Например, местоположение микрофона в студии, могло повлиять на качество звука. Стив Альбини (Steve Albini), который помогал записать альбом «In Utero», записывал группы одним дублем – они играли в помещении, где стояли несколько микрофонов. Такая методика позволяет получить более «сырой» звук, которого нельзя добиться другими методами, например, когда участников группы записывают по отдельности.

Техника игры Курта, или скорее ее отсутствие, тоже влияла на конечный результат. Это возвращает нас к теории, что все зависит только от самого гитариста. Кобейн был способен на многое, но он не был виртуозным гитаристом. В свою игру он вкладывал больше чувства, чем умения: он сильно бил по струнам, получая уникальный звук. Он не старался играть в одной тональности с другими членами группы или постоянно попадать в ноты – все это отражалось на звуке его гитары.

Кобейн использовал «неправильное» оборудование и играл очень агрессивно. Его вдохновляли такие стили, как панк и альтернатива, а также популярный в то время рок, поэтому он не хотел, чтобы его гитара звучала «чисто», без каких-либо дефектов. Он использовал оборудование, которое не могло воспроизводить звук высокого качества, даже если бы Курт захотел того. Кобейн работал вместе с продюсером, который тоже не был заинтересован в «хорошем» звуке, потому помог музыканту усилить агрессивное звучание гитары, используя различные методы записи.

Леон Левнгтон (Leon Lewington): Вот отличное интервью, в котором Курт объясняет, как он получил такой уникальный звук: «Курт Кобейн об оборудовании и многом другом в его последнем интервью для журнала «Guitar World».

Никто в группе не обращал особого внимания на то, как настроены их инструменты. Все просто подстраивались под гитару Курта. Он тоже не беспокоился по поводу состояния его гитар: о том, как они настроены или в каком состоянии находятся струны.

Дилан Нобуо Литтл (Dylan Nobuo Little): Если говорить вкратце, то такой уникальной его музыку делали несколько факторов. Во-первых, он использовал не предназначенные для такой игры гитары (Курт предпочитал Fender’ы, которые не были созданы для панк-рока и педалей Distortion, а Jaguar, с которым часто ассоциируют Кобейна, создавалась для сёрф-рока).

Во-вторых, уникальный звук создавали тональности, в которых он играл, и более мощные хамбакеры (они лучше принимают средние частоты, и их звук считается более теплым и полным). Также на звук влияло используемое оборудование и стиль игры Курта (которые были очень нетипичны). Теперь перейдем к описанию всех гитар, на которых он играл (в хронологическом порядке), и другого оборудования, которое он использовал.

Курт был левшой, и, несмотря на то, что праворукие гитары дешевле и их легче найти, он старался как можно чаще играть на леворуких гитарах, поскольку они больше подходили для его агрессивного стиля игры. Однако время от времени он использовал модифицированные праворукие гитары с измененным порядком струн, особенно в то время, когда Nirvana еще была гаражной группой, и им было сложно достать необходимое оборудование.

В течение этого периода Курт использовал много разного б/у оборудования (в основном копии Fender и Gibson), в том числе Mosrite Gospel, Epiphone ET-270 и Aria Pro II Cardinal, которые стали его запасными гитарами. Самой известной гитарой этого периода была Univox Hi-Flyer, копия Mosrite Mark IV, обладавшая небольшим весом и уникальной формой деки, которую Курт продолжил использовать, даже когда Nirvana стала популярной группой. За всю свою карьеру он приобрел и модифицировал множество гитар.

Начиная примерно с 1991 года, Курт предпочитал играть на гитарах Fender. После выпуска альбома «Nevermind» он выступал с сильно модифицированной гитарой Fender Jaguar ’65 цвета «санбёрст», которая имела красную пеструю накладку на деку. Сейчас гитары Jaguar, и похожие на них Jazzmaster, стоят очень дорого, но в то время эти американские модели можно было купить по довольно низкой цене. Курт купил свою гитару примерно за $500 в ломбарде LA Recycler.

Она уже была модифицирована предыдущим владельцем (Мартином Дженнером (Martin Jenner) из Cliff Richard и The Everly Brothers). Он поставил на нее двойные хамбакеры Dimarzio (нековый датчик типа PAF и бриджевый Super Distortion), бридж Tune-o-Matic от Schaller, как на гитарах Gibson, и второй регулятор громкости.

Он привык к такому набору элементов и продолжил в таком же ключе модифицировать свои гитары Fender. Потом он заменил стандартный переключатель выбора звукоснимателей (микросхема с тремя переключателями) на кнопочный переключатель с тремя режимами. До этого он заклеивал переключатель изолентой, чтобы случайно не сменить его положение, так как он в основном использовал бриджевый звукосниматель.

Позднее, после записи альбома «In Utero», он заменил хамбакер Super Distortion своим любимым Seymour Duncan JB. Так же стоит отметить, что он никогда не использовал рычаги тремоло и фиксировал их струнодержатели, повышая сустейн и точность настройки гитары. Более того, все его гитары имели крепления для ремня Schaller, а сами ремни фирмы Ernie Ball были черные или белые.

У него под рукой всегда было несколько гитар Fender Stratocaster (в основном они были белого или черного цвета, однако одна была цвета «санбёрст», а другая красного), которые разбивались во время знаменитых концертов группы. Они были собраны либо в Японии, либо в Мексике, и являлись дешевыми альтернативами американских моделей.

На все эти гитары он поставил хамбакер JB. Иногда это был Seymour Duncan ’59 или, когда на деку какого-нибудь Strat’а не помещался большой хамбакер – Hot Rails. После того как Strat’ы разбивали, из их частей собирали новые гитары («Franken-Strat»). Примером такой гитары может служить полностью черная гитара Strat (с черной декой, накладкой, звукоснимателем ’59 и регуляторами, а также наклейкой Feederz) с грифом от Fernandes Strat (оригинальный гриф был сломан).

Этот гриф продержался всего месяц, и его заменили грифом от Kramer (группа постоянно возила их с собой для ремонта). Скорее всего, они нравились Курту больше чем грифы Fernandes (хотя их было легче всего достать). Все остальные грифы его Fender’ов были сделаны из розового дерева, которое ему нравилось больше, чем клен.

Во время тура с альбомом «In Utero» основной гитарой Курта была Fender Mustang. У него было несколько таких гитар: одна цвета «Fiesta Red» с запасной накладкой белого перламутрового цвета и черными звукоснимателями и две другие цвета «Sonic Blue». Они отличались только внешним видом – одна имела красную пеструю накладку и белые звукосниматели, а другая накладку на деку матового красного цвета и белый и черный звукосниматели.

Стандартные бриджи были заменены на Tune-o-Matic от Gotoh, а звукосниматель рядом с ними – на Seymour Duncan JB. Как и в случае с гитарой Jaguar, он не использовал нековые звукосниматели (кроме некоторых студийных записей) и рычаги тремоло. Пружины тремоло были заменены обычными шайбами, а струнодержатель закреплен так, чтобы струны проходили через него напрямую. Такая система более характерна для гитар Gibson.

Курт также начал сотрудничать с компанией Fender для создания гитары Jag-Stang – комбинации гитар Jaguar и Mustang, которая сочетала в себе его любимые качества: бридж Tune-o-Matic, бриджевый хамбакер, небольшую длину (примерно 60 сантиметров) и уникальную форму самой гитары. Однако он использовал эту гитару лишь несколько раз уже ближе к концу своей карьеры – Курт оставался верен гитарам Mustang. Стоит отметить, что вся группа настраивала свои инструменты ниже на полтона.

Для акустических выступлений Курт использовал либо гитару Epiphone Texan со съемным звукоснимателем Bartolini 3AV (ее можно было легко узнать по наклейке «Nixon Now»), либо очень редкую гитару Martin D-18E 1950 года. Ее можно услышать в альбоме «Unplugged In New York», но в качестве электроакустики (со звукоснимателем Bartolini 3AV, но уже встроенным в саму гитару), которую он подключал через педали и микшер, поэтому ее нельзя назвать чисто акустической.

Обе эти гитары являлись модифицированными праворукими моделями с измененным порядком струн. Забавно то, что гитара, на которой он играл во время записи песен «Polly» и «Something In The Way» с альбома «Nevermind», была в очень плохом состоянии, однако он никак не модифицировал ее и даже не менял на ней струны. Это была 12-струнная Stella Harmony, которую он купил за 30 долларов в ломбарде. У нее было только 5 нейлоновых струн, а бридж держался на клею.

Как истинный коллекционер, в основном, старых, необычных и дешевых инструментов, Курт сознательно избегал покупки нового оборудования. Я не упомянул об огромном количестве других гитар, на которых он играл: пара модифицированных гитар Telecaster и другие гитары Mustang (в основном модель ’69, известная по своему появлению в клипе «Smells Like Teen Spirit»). Гитары Mosrite Mark IV и Fender XII (обе уничтожены вместе с домашними записями и дневниками, которые Курт прятал в своей ванной, чтобы уберечь от грабителей – их залило водой).

Источник

Гитара Курта Кобейна.

Рубеж 80-х и 90-х прошлого века принёс миру новую музыку — гранж, и флагманом этого направления была группа Nirvana со своим лидером Куртом Кобейном.

«NIRVANA» MTV Unplugged

Один из лучших альбомов группы был записан в Нью-Йорке в ноябре 1993, а выпущен — через пять месяцев, в 1994, когда
ни группы, ни её основателя уже не было. Запись альбома проходила очень драматично. MTV хотели сделать акустические версии хитов Nirvana . Но Курт и его парни полностью отвергли эту идею. Только один из их радиохитов был сыгран на этом концерте. С ростом популярности Nirvana, они все чаще исполняли кавер-версии песен менее известных групп, которыми восхищались. Они делали это в надежде продвинуть своих друзей. Второй проблемой были приглашенные звезды — MTV хотел, чтобы Nirvana пригласили достаточно знаменитых людей, у Курта же и в мыслях ничего такого не было, и мы можем быть благодарны ему за это. Интересно, услышал ли бы кто-то когда-нибудь о The Meat Puppets, если бы не этот альбом? Треки Plateau и Lake Of Fire приобрели популярность после выхода этого альбома. Братья Крис и Курт Кирквуд из The Meat Puppets были приглашенными звездами для шоу, и три их песни вышли потом на записи.

Запись

Альбом получился достаточно невесёлым (что, собственно, и неудивительно для гранжа). Два трека, упомянутые выше — Lake of Fire и Plateau — являются бодрящим и оптимистичным контрапунктом для остального материала. Курт Кобейн нервничал по поводу этого проекта, так как он никогда раньше не устраивал полностью акустическое шоу, плюс в процессе подготовки в репертуаре появилось много абсолютно нового материала, да и сама спешная и напряженная подготовка отнюдь не способствовала полному спокойствию.

В те годы было принято, чтобы на таких концертах играли на акустических инструментах без подключения через микрофоны. В ситуации с Куртом Кобейном всё было не так, так как он использовал чрезвычайно редкий Martin D-18E 1959 года и играл на нем подключенным. Гитара была не просто подключена прямо к усилителю, он использовал педалборд в цепи. Послушайте, как Nirvana исполняет The Man Who Sold The World Дэвида Боуи, и вы сможете услышать немного искажений в сигнале.

Martin D-18E 1959 года

В мае 1918 года гитара вновь появилась в заголовках музыкальных журналов. Дело в том, что дочь Курта, Фрэнсис Бин Кобейн, в своё время унаследовала гитару. В результате бракоразводного процесса 2018 года Мартин достался её (теперь уже бывшему) спутнику жизни, который при разводе утверждал, что Фрэнсис подарила ему эту гитару, а Фрэнсис отрицала это. В итоге они договорились о том, что Мартин достаётся ему, но за это он очень быстро и полностью освобождает их общий дом в Лос-Анджелесе. Эта гитара стоит миллионы долларов из-за легендарного владельца. Но тут надо отметить, что любой Martin 1959 года, а особенно Martin D-18E является очень ценной гитарой, и этих гитар выпущено всего около трёхсот штук. До этого C.F. Martin & Company никогда не создавали электроакустические гитары. Их сильная сторона всегда была в чистом акустическом пространстве. Несколько слов о технической стороне гитары Курта. Здесь всё также, как и у любой D-18 того времени, за исключением электроники. На нем не один, а два звукоснимателя DeArmond , и есть три регулятора, один для громкости и один для тона каждого звукоснимателя, а ещё есть селекторный трехпозиционный переключатель звукоснимателей. Верхняя дека гитары — ель Адирондак, и это более дорогой сорт ели, чем в большинстве новых D-18 в наши дни. Обычно стоимость повышается от нескольких сотен до тысячи долларов при замене сорта ели с Ситки на Адирондак. Средняя стоимость таких гитар сейчас 19 — 20 тысяч долларов.

Некоторые особенности

Тут надо прояснить некоторые вещи. Поставить звукосниматели, переключатели, регуляторы громкости и тембра на верхнюю деку гитары — ужасная идея. Звук акустической гитары в основном исходит от вибрации верхней деки, а наличие звукоснимателей, проводов, переключателей и ручек может только помешать инструменту звучать настолько хорошо, насколько он должен звучать. Это был 1959 год. Вся эта акустико-электрическая тема тогда была новой идеей. Так зачем Курту Кобейну было иметь такую ​​гитару? Ну, вы посмотрите на него. Посмотрите, как он одевался. Видимо, Курт думал, что такая гитара просто, ну очень крутая, именно потому что она такая странная и необычная. Вероятно, он чувствовал, что она такая же, как и он сам — немного не от мира сего. Конечно же это очень неплохие гитары.

Тогда возникает вопрос — что же они сейчас? Больше музейные экспонаты или коллекционные произведения, или же реальные шестиструнные игрушки? Всё-таки последнее! И они будут играть, и гитара Курта звучит потрясающе, но сейчас и обычный чисто акустический вариант может получить намного лучший звук, чем электроакустический D-18. И ещё — акустической гитаре все равно, левша вы или правша. Что имеет значение или что нужно знать человеку, который хочет играть на правостороннем акустическом инструменте, так как это делал Курт Кобейн, так это то, что на правосторонней гитаре для игры под левую руку надо будет заменить верхний порожек.

Сегодня C.F. Martin & Company выпускает улучшенный D-18E

Акустическое звучание гитары очень впечатляет на альбоме Nirvana MTV Unplugged, но реальные возможности D -18 намного шире — она обеспечивает гораздо больший тональный диапазон, чем тот, что можно слышать на этом альбоме. Поскольку стиль игры Курта был очень спокойным и мягким, он вполне сознательно не использовал все возможности инструмента. Если же покупать подобный инструмент сейчас, то лучший вариант, по-видимому — это купить современную копию D-18E по следующим причинам:

1. Во-первых, стоимость — далеко не каждый сможет выложить 20 тысяч зелёных за инструмент.

2. Даже если есть возможность заплатить такую сумму, найти его в продаже будет нелегко, потому что было произведено только триста штук. И неизвестно, сколько их существует сейчас.

3. Качество звучания у современной модели должно быть на порядок выше, так как верхняя дека не подвергалась таким варварским воздействиям, как на старых инструментах.

Вообще в звучании дредноута из красного дерева есть что-то особенное. Одной из основных причин является скорость звука, производимого красным деревом. Фирма Мартин чрезвычайно гордится своими новыми ретро-гитарами. Несмотря на название, эти гитары на самом деле не настолько уж «ретро». В некотором смысле они совершенно новые, но в них объединены многие классические элементы старой школы Мартина. Например, профиль грифа абсолютно новый, он совсем не ретро, гитары имеют овальный V-профиль. Накладка на грифе сделана из чёрного дерева. Для акустических гитар это явный плюс — перейти с накладки из палисандра на чёрное дерево — это, примерно, как пересесть с Шевроле на Кадиллак.

The Fishman F1 Aura Plus

Ещё одна замечательная вещь на современных D-18E — это электроника. Электроника в 2018 году лучше, чем в 1959 году. Повышение качества не незначительно, а чрезвычайно существенно. На гитары ставится система Fishman F1 Aura Plus. Fishman вообще на текущий момент изготавливает если не лучшую, то одну из лучших начинку для электроакустических гитар. В данном случае нет EQ и регуляторов тембра — вместо них четыре пресета. Примитивно? Отчасти — да, но иногда актуально — чтобы не возиться между песнями с накручиванием ручек и не напрягать глаза в темноте на сцене, чтобы понять, в каких положениях находятся фейдеры. Ещё из опций — тюнер со светодиодным дисплеем на боковой стороне гитары и всё, как обычно, работает от батарейки 9 вольт.

Этой гитаре все равно, если вы перевернете ее и будете играть, как Курт, под левую руку, но для этого вам понадобится новый верхний порожек. Эй, с чего бы это? В данном случае есть версия для левшей!

Источник

Читайте также:  Единственному нежному ноты для фортепиано
Оцените статью