Как настроить деку классической гитары

О настройке дек

На просторах гитаристских и гитарбилдерских форумов временами возникают вялые дискуссии на тему: «настройка дек – миф или реальная необходимость». Рассуждения ребят, незнакомых даже с азами музакустики, напоминают рисование с повязкой на глазах.

Запомнился аргумент одного хлопца, поведавшего, что Феликс Акопов якобы сказал однажды кому-то: «Поверь, это полная ерунда». Ну-ну.

Думается, вопрос следовало бы поставить шире – надо ли настраивать резонансы вообще, безотносительно, где они возникают. И сразу озадачиться вопросом – а что такое волчок? Волчок – это резкое увеличение громкости одной ноты по сравнению с соседними, в результате совпадения по частоте одной из первых гармоник с основной частотой одного из резонансов опор. Чтобы этого не происходило, очень желательно, чтобы эти основные находились между ступенями хроматической гаммы, т.е. отстояли от них на четверть тона.

Далее – откуда берутся мёртвые ноты? Здесь несколько сложнее, но причина та же – неудачное расположение резонансов. Ну, и конечно, схождения резонансов при попытках создания более богатого, чем на массовой продукции, звука. Как решать все эти вопросы, не отстраивая резонансы по параметрам, лично я не представляю. Если кто знает – поделитесь, клянусь, стану певцом вашего гения. Пока что единственный «вразумительный» совет – надо взять хороший материал, и всё чётко подогнать и склеить. Эх, ребята, знали бы вы, сколько я перевидал дров, выполненных по этому рецепту

Читайте также:  Жанна агузарова звезда ноты для фортепиано

А несколько лет назад на одном предприятии произошёл казус…

И как хорошо всё начиналось: получили заказ от армии на некое электронное устройство, в количестве 5 штук. Устройство очень старое, зачем оно снова понадобилось? Не будем вдаваться. Именно на этом предприятии оно когда-то производилось серийно, осталась документация, остались детали на складах. Начали делать… фейл. Не отвечает техническим требованиям. Протестировали детали – годные. Наладка требуется. Стали инженеры думать да прикидывать, как налаживать, но не получается. Стали искать людей, которые когда-то эти штучки потоком делали… иных уж нет, а те не помнят. Собрав более 20 штук, сумели 3 сдать!

Да, многие и многие изделия требуют в процессе изготовления наладки, причём зачастую она оказывается самым сложным и трудоёмким этапом. А вот что касаемо мастеровых гитар, оказывается, что здесь полный ажур – налаживать ничего не надо, всё само откуда-то возьмётся. И сам собой возникает вопрос – а в чём же тогда мастерство? Иными словами – что делают мастера при изготовлении гитар такого, что не делают на фабриках при изготовлении сериек? Ответ – в России подавляющее большинство называющих себя мастерами – ни-че-го. И каковы результаты?

В программе проходившего в Кирове международного гитарного фестиваля значился конкурс гитарных мастеров. Жюри сделало зрителям подарок – задержалось на час. За этот час все желающие смогли поиграть на конкурсных инструментах и составить представление о них. А я так ещё и успел переговорить с несколькими преподавателями гитары на тему реальной цены этих шедевров. Почти единодушное мнение – 15-20 тыров. Проще говоря, до профессионального уровня как до Луны.

Двумя днями раньше председатель жюри билдерского конкурса прочёл пространную популярную лекцию о гитарном мастерстве. Вся лекция сводилась к одному тезису – надо брать хорошие материалы, и больше ничего не надо. Чёткого понятия о том, что есть хороший материал, он дать не смог – снова пересказ старых закидонов, ничего более. Придётся самостоятельно попытаться подобраться поближе к понятию хорошего материала.

Несколько лет назад один закос под мастера, добровольно взваливший на свои костлявые плечи задачу по моему воспитанию в закидонном духе, на своём форуме эксклюзивно для меня не пожалел букв для пространного объяснения этой непонятки. Всё сводилось к двум словам: дорогой и заморский. Вот они, важнейшие технические параметры! Да будет известно всем стремящимся стать моим наставником и руководителем, что в Южной и Центральной Америке бразильский палисандр является местной породой, а ещё несколько десятилетий назад он там был дёшев. Из него избы строили, им печки топили. А тамошние мастера и не знали главного секрета…Во времена Страдивари и Гварнери волнистый клён в Италии стоил намного дешевле прямослойного. Ах, темнота средневековая, из дешёвки лепили!

Эти тезисы нам не годятся, надо искать другие. И чтобы искать с умом ответим на вопрос – происходит ли в гитаре что либо противоречащее законам физики, какие-нибудь мистические явления? Осмелюсь утверждать, что любой нормальный человек ответит: «нет». А раз так, получается, что верным признаком хорошего материала является соответствие некоему набору физических параметров, причём для разных деталей в разных конструкциях – свои комплекты численных значений. Получается, что фирма, занимающаяся серийным производством, может финансировать исследования по нахождению этих параметров, после чего промерять по ним каждую заготовку, и отсортировывать самые-самые для изготовления сказочно звучных инструментов, а цены на эти элитные инструменты с лихвой окупят затраты и на исследования, и на сортировку. Конечно же, у кустарей такой возможности нет, преимущество фирм очевидно. Гитарбилдер, проповедующий такой взгляд, автоматически помещает себя и всех одиночек, и табуреточников, и подлинных мастеров, во вторую лигу.

А ещё несколько лет назад по одному из центральных телеканалов была передачка об одном «мастере». Так он как нечто концептуальное заявил – «сделать гитару с заданным звуком невозможно». Во как! При этом о себе и своих шедеврах он высочайшего мнения. А я то дурак, всю жизнь думал, что высокое качество изделия есть соответствие неким заданным требованиям. Как же я заблуждался. Оказывается, шикарный звук можно получить не заморачиваясь вопросами, чем он будет обусловлен.

Или он хотел сказать, что хороший звук – дело случая? Тогда в чём мастерство? Снова мы видим явное преимущество крупного производителя. Если условно предположить, что в случайном порядке хороший звук получается у одной гитары из пяти, то, заказывая гитару мастеру, мы ставим на рулетку с пятью цифрами на барабане, а придя в большой магазин можем перебрать и пять и двадцать пять гитар, и выбрать по душе. Однажды мне приносили дредноут подшлифовать лады. Звук – чудо, на упомянутом конкурсе ни одну мастерку рядом не поставишь. Когда я спросил владельца, за сколько он его купил, ответ шокировал – 7 тыров! Поискал в магазине хорошенько, и нашёл. Кстати, ещё один случай опровержения закидона о жёсткой зависимости звука от стоимости материала.

Да, как я уже говорил, меня часто упрекают, что я якобы обсираю якобы мастеров. Но вот мы видим, что эти якобы мастера говорят о себе такое, что по здравому размышлению приходишь к выводу, что заказывать им инструменты нет смысла. И ладно бы отдельно взятый баран говорил за себя – «я не умею…», нет, надо сказать за всех. Один не умеет одно, и говорит за всех, другой – другое, и тоже говорит за всех, так и складывается, что все мы ни хрена не умеем. Вопрос – кто кого обсирает? Если вы что-то не умеете, и не собираетесь этому учиться, говорите за себя, тогда и я против вас ничего не скажу.

А между тем, ряд фирм занимается так называемым мелкосерийным производством. Суть его в том, что чисто изготовительные операции проводятся индустриально, но окончательную доводку проводят мастера. Интересно, что же они делают? У наших мастеров создание шедевра именно этими операциями и ограничивается.

Они делают Звук, приводят его параметры к заданным величинам. Эта работка резко сложнее и квалифицированнее, чем вся столярка, слесарка, покраска вместе взятые. В ней, в принципе, и состоит Мастерство.

Вот и добрались до ответа – настоящим мастером по музыкальным инструментам можно называть только того, кто умеет отстраивать резонансы, в том числе и на деках, и делает это.

Источник

Настройка верхней деки

пост maev » 12 фев 2010, 01:34 » Re: настройка верхней деки

пост maev » 12 фев 2010, 13:23 » Re: настройка верхней деки

Отклик дисканта на бас— обычное явление.
Но если Вы сумели СОЗНАТЕЛЬНО добиться и обратного, ВИДИМОГО отклика открытого баса на дискант , это очень интересно ! 😮

. почти нет информации. —- А что за информация уже есть (. ссылки) ?

И хотелоь бы все подробненько . , с самого начала:
Берете заготовку, строгаете до определенных толщин. Каких ?, на каких участках?, почему . и.т.д.
Может и разберемся . 🙂
Спасибо !

пост бр [забанен] » 14 фев 2010, 13:52 » Re: настройка верхней деки

Спасибо всем участникам форума за подсказки и предоставленные материалы по гитаростроению.
Кажется, я нашёл ответы на интересующие меня вопросы в книге:
Кузнецов Л. Справочник. Акустика музыкальных инструментов.djvu (5.5 Мб),
из раздела «Разного рода видео и чтиво, что касается работы над гитарой.».

Для тех кому интересно, привожу цитату, где на стр.178-183 описывается, что:
“ У щипковых инструментов наблюдается два явно выраженных отдельных резонанса, которые называют основными. Нижний основной резонанс возникает в результате возбуждения резонатора (корпуса), верхний – деки. Разница в частотах двух резонаторов составляет примерно октаву, а иногда и более. Это в значительной мере зависит от связи деки с резонатором. …» и далее рассматривается: «Влияние связи корпуса с декой на акустические параметры щипковых музыкальных инструментов».

Правда, это теоретический материал, но теперь понятно направление для практической работы по данной теме.
Поработать на приличном массиве – мечта, но пока нет возможности, да и опыта мало.
Вопрос к Николаю Руденко:
Вы пишете об использовании высоких пружин на веере, а что означает высокие, какие размеры их сечения?
Спасибо!

Источник

Как настроить классическую гитару?

Не только начинающих, но и довольно опытных гитаристов время от времени мучают чисто технические вопросы: как заменить струну на гитаре, если она испорчена, или как настроить совсем новую гитару, если забыли сделать это прямо в магазине, или если она расстроилась, пару месяцев провалявшись без дела?

С такими проблемами музыканты сталкиваются постоянно, поэтому можно заранее себя к ним подготовить. Сегодня поговорим о том, как настроить классическую гитару различными способами так, чтобы всё с нашим любимым инструментом было окей!

Как правильно заменить гитарные струны?

Перед тем, как заменить струну на гитаре, удостоверьтесь, что метка на пакетике соответствует той струне, которую вы собрались поменять.

  1. Просуньте струну в небольшое отверстие на подставке деки. Закрепите ее, сделав петлю.
  2. Зафиксируйте другой конец струны на соответствующем колке. Просуньте ее кончик в дырку и вращайте колок в том направлении, в котором уже натянуты другие струны. Обратите внимание: струны на грифе или близ колков ни в каком бы то ни было месте не должны накладываться друг на друга.
  3. Настройте гитару. Об этом ещё сейчас поговорим.

Нужно вот о чём сказать: если вы меняете все струны сразу, то делайте это с осторожностью, чтобы не испортить инструмент. Сначала нужно ослабить все старые струны, а затем их по очереди снимать. Натягивать струны по очереди нельзя – устанавливаем все и натягиваем их не сильно, но так, чтобы они стояли ровно, и не перекрещивались с соседними струнами. Затем можно потихоньку равномерно поднимать строй, то есть натягивать струны сильнее: до такой степени, чтобы можно было начать работу по их настройке.

Помните, что новые струны плохо держат строй, и поэтому их необходимо все время подтягивать. Кстати, о том, как правильно выбирать новые гитарные струны можно почитать здесь.

Что и зачем надо крутить на гитаре?

На грифе шестиструнки вы можете увидеть шесть механических колков – их вращение натягивает или опускает струны, изменяя звук в сторону повышения или понижения тона.

Классический строй гитары с первой по шестую струну – это EBGDAE, то есть МИ-СИ-СОЛЬ-РЕ-ЛЯ-МИ. Про буквенные обозначения звуков можно почитать здесь.

Что такое тюнер и как с помощью него можно настроить гитару?

Тюнер – это небольшой прибор или программа, которая позволяет не только настроить новую гитару, но и любой другой музыкальный инструмент. Принцип работы тюнера довольно прост: при звучании струны на дисплее прибора высвечивается буквенное изображение ноты.

Если гитара расстроена, то тюнер покажет, что струна низит или высит. В этом случае следя за индикатором ноты на дисплее, медленно и плавно крутите колок в нужном направлении, при этом регулярно подёргивая настраиваемую струну и проверяя прибором её натяжение.

Если вы решите воспользоваться онлайн-тюнером, то имейте в виду, что необходим микрофон, подключенный к вашему компьютеру. Хотите купить тюнер? Обратите внимание на компактные модели, которые крепятся на головку грифа (туда, где расположены колки). Такая модель позволит настроить гитару даже в процессе игры! Очень удобно!

Как настроить шестиструнку с помощью синтезатора (фортепиано)?

Если вы знаете расположение нот на клавишных инструментах, то настройка гитары пройдет без проблем! Просто возьмите нужную ноту (например, ми) на клавиатуре и сыграйте соответствующую струну (здесь это будет первая). Внимательно вслушайтесь в звук. Есть диссонанс? Настройте инструмент! Только не нужно ориентироваться на фортепиано, которое само с грехом пополам держит строй, лучше уж включить синтезатор.

Самый популярный метод настройки гитары

Еще в те времена, когда не существовало помощников-тюнеров, гитару настраивали по ладам. До сих пор этот способ является одним из самых распространенных.

  1. Настраиваем вторую струну. Прижмите ее на пятом ладу – полученный звук должен звучать в унисон (точно так же) с первой открытой струной.
  2. Настраиваем третью струну. Её зажмите на четвертом ладу и проверьте унисон со второй открытой.
  3. Четвертую – на пятом ладу. Проверяем идентичность звучания с третей.
  4. Пятую тоже прижимаем на пятом ладу, и проверяем верность ее настройки по открытой четвертой.
  5. Шестая прижимается на пятом ладу и сверяется по звуку с пятой открытой.
  6. После этого проверьте правильность настройки инструмента: дёрните вместе первую и шестую струны – они должны звучать идентично с разницей лишь в высоте. Чудеса!

В чём суть настройки по флажолетам?

О том, как настроить классическую гитару по флажолетам знают немногие. Да и вообще, большинство не знают, что такое флажолет. Слегка прикоснитесь пальцем до струны прямо над порожком на пятом, седьмом, двенадцатом или девятнадцатом ладу. Получился мягкий и слегка приглушенный звук? Это и есть флажолет.

  1. Настраиваем вторую струну. Ее флажолет на пятом ладу должен звучать в унисон с флажолетом на пятом ладу первой струны.
  2. Настраиваем четвертую. Сравниваем звучание флажолета на седьмом ладу с первой струной, прижатой на пятом ладу.
  3. Настраиваем третью струну. Флажолет на седьмом ладу идентичен звучанию флажолета на пятом ладу четвертой струны.
  4. Настраиваем пятую. Флажолет на пятом ладу звучит в унисон с флажолетом на седьмом ладу четвертой струны.
  5. И шестая струна. Ее флажолет на пятом ладу звучит идентично флажолету седьмого лада пятой струны.

Можно ли настроить гитару ничего не прижимая, то есть по открытым струнам?

Если вы «слухач», то настроить гитару по открытым струнам для вас не проблема! Приведенный ниже способ подразумевает под собой настройку по чистым интервалам, то есть по звукам, которые слушаются слитно, без призвуков. Если наловчиться, то совсем скоро вы сможете различать колебания вместе взятых струн, и то, как звуковые волны двух разных нот сливаются воедино – это и есть звучание чистого интервала.

  1. Настраиваем шестую струну. Первая и шестая струна – это чистая октава, то есть идентичное звучание с разницей в высоте.
  2. Настраиваем пятую. Пятая и шестая открытая – это чистая кварта, слитное и призывное звучание.
  3. Подстраиваем четвертую. Пятая и четвертая струна – это тоже кварта, а значит, звук должен быть чистым, без диссонансов.
  4. Настраиваем третью. Четвертая и третья струны – это чистая квинта, звучание её ещё более слаженное и просторное по сравнению с квартой, потому что этот консонанс совершеннее.
  5. Настраиваем вторую. Первая и вторая струны – это кварта.

Про кварты, квинты, октавы и другие интервалы вы можете узнать, почитав статью «Музыкальные интервалы».

Как настроить первую струну на гитаре?

Любой способ настройки предусматривает, что хотя бы одна струна гитары уже настроена на верный тон. А как проверить, правильно ли она звучит? Давайте разберёмся. Существует два варианта настройки первой струны:

  1. Классический – по камертону.
  2. Дилетантский – по телефону.

В первом случае нужен специальный приборчик, с виду напоминающий железную вилку с двумя тупыми зубьями – камертон. Его следует слегка ударить и поднести ручкой «вилки» к уху. Вибрирование камертона издает ноту «ля», по которой мы и будем настраивать первую струну: просто прижмите ее на пятом ладу – это и есть нота «ля». Теперь проверяем, совпадает ли звучание ноты «ля» на камертоне и «ля» на гитаре. Если да, то всё хорошо, можно настраивать остальные струны гитары. Если нет, то придётся повозиться с первой.

Во втором, «дилетантском», случае просто поднимите трубку стационарного телефона. Слышите гудок? Это тоже «ля». Настройте гитару по предыдущему примеру.

Автор – Алеся Гладкая

Итак, настроить классическую гитару можно разными способами: по открытым струнам, по пятому ладу, по флажолетам. Можно при этом пользоваться камертоном, тюнером, компьютерными программами или даже обычным стационарным телефонным аппаратом.

Пожалуй, хватит на сегодня теории – отправляйтесь практиковаться! Довольно у вас уже знаний о том, как менять струны, да как настраивать гитару. Пора взять в руки свою «прихворавшую» шестиструнку и подлечить её хорошим «настроением»!

ВСТУПАЙТЕ В НАШУ ГРУППУ В КОНТАКТЕ – http://vk.com/muz_class

Посмотрите видео, в котором наглядно демонстрировано как можно настроить гитару, используя “метод пятого лада”:

Источник

Оцените статью