Без тюнера! 5 способов подстройки гитары.
Во времена преподавательской деятельности, все занятия я начинал с проверки настройки инструмента учениками. Помимо основной цели — непосредственно настройки, это нужно для того, что бы ученик лучше понимал взаимосвязь нот на грифе, а так же, широту возможностей инструмента.
Чем больше способов настройки вы используете — тем более точно и быстро, сможете настроить ваш инструмент.
Сразу нужно оговориться — речь пойдёт о классическом гитарном строе , шестиструнной гитары, который ещё называется испанским.
Этим строем настраивается большинство современных инструментов — классическая акустическая гитара, акустическая гитара «вестерн» она же -эстрадная акустическая гитара; полуакустическая, электроакустическая и электрогитара.
Для начинающих необходимо сделать ещё оговорку: акустической гитарой называются абсолютно все гитары , не имеющие встроенного звукоснимателя, независимо от их размеров, страны производителя, типа используемых струн и ценовой категории. Многие гитары со звукоснимателем, так же являются акустическими.
Способы настройки в порядке возрастания сложности:
1. Традиционный по пятому ладу
2. По октавам
3. По флажолетам
4. По интервалам
5. На слух по открытым струнам
1. Традиционный способ. (по пятому ладу)
Для начала нужно настроить первую — самую тонкую струну. Вы можете настроить её по камертону, под пианино, или просто по своему желанию. В последнем случае, общая настройка вашей гитары, будет отличаться от настройки других музыкальных инструментов, в том числе — от других гитар.
По первой струне, вы настраиваете последовательно вторую, третью и так далее. Для того, что бы настроить вторую струну, вам нужно зажать её на пятом ладу и вращая её колок, добиться звучания такой же высоты, которую даёт первая открытая струна. Открытая, значит не зажатая ни на одном из ладов.
Когда вторая струна будет настроена, нужно зажать третью струну на четвёртом ладу и вращая её колок, добиться звучания аналогичного звуку открытой второй струны. Нужно учитывать, что тембр у второй и третьей струны, разный. По этому при их сравнении, ориентироваться необходимо именно на высоту тона, а не на звуковую окраску.
Когда третья струна настроена, можно переходить к настройке четвёртой. Её мы настраиваем, зажимая на пятом ладу и сравнивая звук с только что настроенной, третьей струной. Оставшиеся струны — пятая и шестая — настраиваются по такому же принципу — по пятому ладу. По четвёртому ладу, настраивается только третья струна, относительно второй струны.
Более подробную информацию о традиционном способе настройки, о том как зажимать струны и в какую сторону крутить колки, вы сможете без труда найти на просторах интернета. Поскольку об этом и так написано очень много, я расскажу о других способах настройки, к которым мы и переходим далее.
2. Настройка по октавам.
Проще всего начать с самой толстой шестой струны, при условии, что она у вас уже настроена, по камертону, под фортепиано, под другую гитару, по слуху, или просто по силе натяжения.
Нужно извлечь звук из открытой шестой струны и сравнить его со звуком четвёртой струны, зажатой на втором ладу . Вращением колка четвёртой струны, вам нужно добиться, что бы она зазвучала в унисон с открытой шестой. В унисон, значит без явных ритмических биений. Однако, нужно учитывать , что между открытой шестой струной и четвёртой зажатой на втором ладу, у вас будет разница по высоте тона, в одну октаву. То есть при прослушивании по отдельности, одна струна, будет звучать явно ниже другой по тону. Так и должно быть. Пока получается, что в настройке мы пропустили пятую струну, но к ней мы вернёмся.
Когда четвёртая струна настроена, можно начать настраивать под неё вторую струну, аналогично тому, как настраивали четвёртую, относительно шестой.
Обратите внимание — во время настройки второй струны под открытую четвёртую, вторую струну необходимо зажимать на третьем ладу.
Далее, используя традиционный способ настройки описанный в п.1, вам нужно настроить пятую струну, зажав её на пятом ладу сравнивая с открытой четвёртой струной.
Далее настраиваем третью струну, возвращаясь к настройке по октавам. Нужно зажать третью струну на втором ладу и крутить её колок в соответствующую сторону, сравнивая со звучанием открытой пятой струны, до получения звучания этих двух струн, в унисон.
Теперь вам останется настроить первую струну, взяв за звуковой ориентир настроенную третью в открытом виде. Обратите внимание, что для настройки через октаву, вам нужно зажать первую струну на третьем ладу .
Когда гитара настроена, первая и шестая струна, должны звучать в унисон. У них одна и та же нота, только с разницей в две октавы. Используйте это правило для проверки точности настройки гитары.
3. Настройка по флажолетам.
Подходит более продвинутым гитаристам, или по крайней мере тем — кто знает как правильно извлекаются флажолеты.
Я бы посоветовал не откладывать этот приём игры в долгий ящик, а научиться использовать его сразу, как только вы начали заниматься гитарой. Это окажет огромную помощь в освоении музыкального инструмента. О флажолетах, полно информации в интернете, но если будут пожелания, я отдельно напишу и о них.
Извлекаем флажолет на шестой струне, над пятым ладом и пока он звучит, извлекаем ещё один, только на пятой струне над седьмым ладом. Вращаем колок пятой струны так, что бы оба флажолета зазвучали как одна нота, без ощутимых звуковых биений. Аналогичным образом поступаем подстраивая четвёртую струну, под пятую и третью под четвёртую. В силу особенностей классического строя гитары, этим способом мы можем настроить только верхние четыре струны. А так же состроить между собой первую и вторую струну. Для настройки третьей струны, вам понадобится использовать один из способов приведённых выше.
4. Настройка по интервалам.
Предполагается, что вы давно не ученик и предыдущие способы настройки, вами хорошо освоены. Так же предполагается, что ваша гитара в данный момент уже более-менее настроена, но вы хотите настроить её ещё более точно. Лучше всего этот способ подходит для настройки электрогитары с включённым эффектом перегрузки.
Вам необходимо извлечь звук сразу на двух открытых соседних струнах начиная с верхних толстых струн. У вас должен получиться ровный и приятный слуху, жужжащий звук мажорного окраса, соответствующей интервалу кварта. Если в звуке присутствуют биения — крутите колок той струны в точности настройки которой, вы сомневаетесь. Так можно состроить между собой 6 и 5, 5 и 4, 4 и 3 струну. А так же 1 и 2 струну.
5. Настройка на слух по открытым струнам.
(Для крутых профессионалов и не только.)
Для такой настройки вам необходимо иметь очень хорошо развитый музыкальный слух и музыкальную память. Именно опираясь на эти качества, вы сможете подстроить те из струн, звучание которых, по вашему мнению, выходит за рамки нормального строя, просто последовательно извлекая звуки из всех шести открытых струн.
В прочем бывали случаи, когда таким образом настраивали гитару люди, не владеющие даже элементарным способом классической настройки гитар. Дерзайте и всё у вас получится.
ПС: Данный материал рассчитан на людей имеющих базовые знания о том как зажимать струны и крутить колки. Если всё же статья вам покажется неполной или неточной, с радостью размещу дополнения и уточнения по вашим запросам в комментариях .
Три важных момента:
1. Во время продвижения процесса настройки, при усилении натяжения всех струн, первые настроенные вами струны, ослабевают и теряют первоначальную ноту, на которую вы их настроили ранее. По этому настройку, как правило, нужно повторить с самого начала и до конца, два или три раза подряд.
2. В зависимости от качества инструмента, правильности установки струн и их типа, настройка гитары, может потребовать большое количество повторов, но гитара всё равно будет продолжать расстраиваться. На сленге это называется «плывёт строй» . В этом случае, следует обратиться к гитарному мастеру, например ко мне.
3. При стабильности строя, после окончания настройки, некоторые гитары, всё равно не дают правильных нот. Такое происходит если у инструмента нарушена мензура . Эту ситуацию невозможно исправить в домашних условиях, за редким исключением. Только гитарный мастер сможет вам помочь. Чаще всего для этого приходится срезать и по новой приклеивать струнодержатель, со смещением относительно первоначального места склейки.
Что бы избежать подобной проблемы, требуйте проверки точности мензуры в магазине, перед покупкой гитары, после же покупки, это является поводом для возврата гитары по гарантии, как бракованного изделия. Это распространяется только на акустические гитары.
На электрогитарах, мензуру можно отрегулировать самостоятельно в домашних условиях, используя встроенные микрорегуляторы и соответствующие регулировочные инструменты.
Спасибо за прочтение. Не поленитесь подписаться на мой канал, ставьте лайки, это очень важно для меня как для автора. Всем мира, добра, успехов в работе, учёбе и творчестве.
Ваш личный мастер по гитарам, преподаватель и музыкант.
Источник
Как правильно настроить гитару без тюнера на слух | Старый проверенный способ
Жизнь штука забавная и порой, довольно часто, непредсказуемая. И вы это знаете. Вот случись так, ну вот такая фантастика, что вы отдыхаете где-то в далях далёких с гитарой (друзья попросили взять). Взяли аккорд, а вместо приятного звука, такое фу, ну просто слух режет. Инструмент безнадёжно расстроен, а никаких помощников для настройки нет: ни камертона, ни телефона. Что делать?
Конечно, надо настраивать.
Есть три способа настройки без вспомогательных устройств. Понадобятся только ваши руки, голова с ушами и, несомненно гитара. Один из способов я использую как основной, два других вспомогательные, проверочные.
Когда вы освоите этот простой и интуитивно понятный способ настройки, то придёте к выводу, что вы это могли использовать всегда. Я никогда не заморачивался над наличием камертона или чего-то ещё. Есть хорошо. Нет, и так справлюсь.
Выход есть всегда. Надо только его хорошенько поискать. И это касается не только данного вопроса.
Конечно, если необходимо настроить гитару перед концертом, тогда другое дело. Но это уже частный и очень ответственный случай.
Как понимаете, что запас дополнительных возможностей и навыков, никогда не будет лишним. Лучше соломки заранее подстелить. Учитывая, что в то время, когда я начал осваивать гитару, вообще не было ни электронных камертонов, не говоря уже про смартфоны, с богатым выбором всевозможных прикладных программ. Это был единственный способ настроить гитару.
В студенчестве все гитары настраивали на слух. Подбирали строй под голос. Если настроил и петь легко, значит норм. Если нет, то подтягиваешь или ослабляешь струны. Если играли в две, а то и в три инструмента, тогда подстраивали под кого-нибудь одного.
Немного отвлёкся. Перехожу непосредственно к теме.
Итак. Способ первый, он же основной
Начинаю свой рассказ.
Струна первая, она же самая тонкая и если смотреть сверху на гриф, то самая тонкая. Когда она нигде не зажата на ладах, то есть отрыта, то при извлечении звука она должна давать МИ первой октавы. Раньше настраивали по ноте Ля первой октавы. Это когда 1-я струна зажата на V-м ладу.
Продавались в то далёкое время прошлого XX-го века в музыкальных магазинах металлические V-образные камертоны, которые при ударе по нему и издавали эту Ля.
Учитывая, допустим, что мы в лесу, то примерно, на слух подтягиваю первую струну. При постоянной тренировке и опыте, уже примерно слышишь эту самую Ми первой октавы или Ля то же октавы.
Потом себя перепроверял. Частенько даже не приходилось перестраивать.
Для того, чтобы было всё наглядно, для каждого этапа настройки, пострунно, приведены картинки. Красным крестиком обозначена открытая струна. Красным кружочком прижатая струна.
Первую струну настроили. Теперь на очереди вторая.
- Прижимаю 2-ю струну на V-м ладу.
- Извлекаю звук на 1-й струне, затем на 2-й.
- Сравниваю.
- Если слышится, что 2-я ниже, то её подтягиваю
- Если слышится, что 2-я выше строем, то ослабляю
- Добиваюсь унисонного звучания открытой 1-й и зажатой на V-м ладу и 2-й струн.
В идеале это у меня получится нота Ми первой октавы .
Хорошо. Со второй струной разобрался. Перехожу к 3-й.
- Прижимаю 3-ю струну на IV-м ладу.
- Извлекаю звук на открытой 2-й струне, затем на 3-й.
- Сравниваю.
- Если слышится, что 3-я ниже, то её подтягиваю
- Если слышится, что 3-я выше строем, то ослабляю
- Добиваюсь унисонного звучания открытой 2-й и зажатой на IV-м ладу и 3-й струн.
В данном случае должна получиться нотка Си малой октавы .
Чего хотел добился, перехожу к 4-й струне.
- Прижимаю 4-ю струну на V-м ладу.
- Извлекаю звук на открытой 3-й струне, затем на 4-й.
- Сравниваю.
- Если слышится, что 4-я ниже, то её подтягиваю
- Если слышится, что 4-я выше строем, то ослабляю
- Добиваюсь унисонного звучания открытой 3-й и зажатой на V-м ладу 4-й струн.
В этом варианте у меня получается нота Соль малой октавы .
Когда меня всё устроило и с четвёртой струной, перехожу к настройке 5-й .
Здесь немного внимания. Есть небольшой нюанс. При настройке более толстых струн важно знать, что требуется совсем небольшая амплитуда для подтягивания или ослабления. Это для того чтобы уберечь ваши нервы, от лишних хлопот.
- Прижимаю 5-ю струну на V-м ладу.
- Извлекаю звук на открытой 4-й струне, затем на 5-й.
- Сравниваю.
- Если слышится, что 5-я ниже, то её подтягиваю
- Если слышится, что 5-я выше строем, то ослабляю
- Добиваюсь унисонного звучания открытой 4-й и зажатой на V-м ладу и 5-й струн.
Это у меня получилась нотка Ре малой октавы .
То, что я называю где и какая ноты находятся — это так для справки. Вдруг кому то важно и интересно знать. Да, в общем, пригодится на будущее.
Всё идёт по плану мистер Фикс.
Перехожу к настройке 6-й, самой толстенькой струне на гитаре.
- Зажимаю 6-ю струну на V-м ладу.
- Извлекаю звук на открытой 5-й струне, затем на 6-й.
- Сравниваю.
- Если слышится, что 6-я ниже, то её подтягиваю
- Если слышится, что 6-я выше строем, то ослабляю
- Добиваюсь унисонного звучания открытой 5-й и зажатой на V-м ладу 6-й струн.
А это должна получиться нотка Ля большой октавы .
Есть контакт. Готово. Я молодец. Очень надеюсь на то, что вы тоже молодец. А сейчас, чтобы немного убедиться, что я всё сделал хорошо и правильно, маленькая проверка по ходу пьесы.
Одновременно извлекаю звук из 1-й и 6-й струн, открытых. Они должны зазвучать, как говорят «в две октавы», так первая струна — это нота Ми первой октавы, а шестая открытая — это нота Ми (самая низкая нота на гитаре), но только большой октавы. И между ними у нас как раз расстояние в две октавы.
Уф. Хорошо. Слух радует.
А для того, чтобы самопровериться. Вдруг вы решите сразу подобным способом настроить свой музыкальный инструмент, предлагаю небольшое видео с этапами настройки всех струн.
Что вы думаете про такой способ настройки? Считаете ли его анахронизмом? Приглашаю поделиться своим мнением и историями из жизни. Это бывает порой очень поучительно.
P. S. А если вы хотите купить гитару с крепким желанием научиться играть как Паганини или хотя бы как Пако де Люсия, то несколько необходимых советов вас ждут здесь.
На этом всё. Пока, пока. Удачи, терпения и у вас всё получится.
Источник