Как настроить метрономом для фортепиано

Метроном — для чего он нужен

Как им пользоваться

«Чистота исполнения» произведения, отработка его техничности, является одним из главных условий при изучении новых произведений. На начальных этапах обучения игре на фортепиано, когда разобраться с темпом и ритмом исполнения произведения самостоятельно достаточно сложно, хорошим подспорьем станет метроном. С его помощью можно определить нужный темп игры, а также отработать его на практике.

Метроном поможет выявить неточности исполнения в заданном ритме.

Чтобы прочувствовать мелодию и понять где присутствует «грязь» в исполнении, нужно выставить темп биения метронома в более замедленном режиме. Проиграйте мелодию несколько раз под удары метронома, пока не услышите, что ваша игра полностью совпадает с его ритмом, потом немного увеличите скорость ударов. Постепенно ускоряйтесь, и так, пока не дойдете до темпа исполнения, рекомендуемого композитором.

На практике следите, чтобы каждое прикосновение к клавишам было четким, не смазанным, тогда результат не заставит себя ждать.

После этого смело выключайте метроном, и приступайте к самостоятельной игре. При этом слепо подчинятся метрономическому темпу тоже не стоит, иначе исполняемая музыка станет звучать сухо и безжизненно. Доверьтесь своему слуху, немного ускорьте, где вам хочется, или замедлите темп, не сильно отклоняясь от первоначального.

Читайте также:  Защитники отечества россии верные сыны ноты для фортепиано

Лучше не использовать метроном на занятиях постоянно, вы можете легко привыкнуть к такому скрытому контролю, и потом будет сложно отвыкать. Лучше всего пользоваться метрономом исключительно для самоконтроля, вырабатывать чувство ритма лучше пытаться самому.

Источник

Метроном для фортепиано и как им пользоваться

В музыке существует тридцать темпов или скоростей воспроизведения — каждый со своим названием. На практике некоторые из них едва различимы на слух. Даже самые опытные музыканты не могут играть в идеальном темпе — они то ускоряются, то замедляются. На серьезных концертах, когда нужно отыграть произведение с максимальной точностью к эталонному звучанию, не обойтись без метронома — инструмента, который задает ритм. Также устройство незаменимо на репетициях — оно дисциплинирует и приучает музыканта держать заданный темп.

Из истории изобретения метронома

В начале XIX века механик из Амстердама, Дитрих Винкель, изобрел прототип будущего метронома. Исследуя работу маятников, он пришел к выводу, что расположенные с противоположных сторон оси грузики маятника дают повторяющиеся колебания через равные интервалы времени. Немецкий пианист-изобретатель Иоганн Непомук Мельцель улучшил прибор, добавив к нему измерительную шкалу и доработав форму. В 1816 году он запатентовал устройство и начал его серийный выпуск.

Первые метрономы были дорогими и недоступными для простых музыкантов. Людвиг ван Бетховен, друг Мельцеля, популяризовал метроном, нанося на свои произведения обозначения ритма — они используются и сегодня. Массовый выпуск метрономов начался только на рубеже XIX—XX веков. Немец Густав Виттнер основал заводик по производству высокоточных метрономов Taktell — за свое качество они были признаны во всем мире. Марка Wittner и сейчас остается самым крупным и авторитетным производителем метрономов.

Разновидности метрономов

Механический . Принцип действия этого устройства принципиально не изменился со времен Винкеля. У классического маятникового метронома пирамидальный деревянный корпус, однако в продаже встречаются модели с пластиковым и металлическим корпусом. Форма тоже может быть иной — полуовальной, прямоугольной и даже в виде фигурок животных.

Внутри корпуса расположен пружинный механизм — он приводится в действие вращением заводной головки. Для механических метрономов не нужны батарейки. На лицевой стороне устройства находится маятниковая шкала. У самого маятника есть подвижный грузик — его устанавливают в соответствии с определенной отметкой шкалы. Чем выше поднят грузик, тем меньше колебания маятника и ниже темп. Механические метрономы воспроизводят диапазон темпов от Grave до Prestissimo. У некоторых моделей есть звоночек — он делает акцент на сильные доли. Маятниковые инструменты просты, наглядны и привлекательны.

Электронный . Выглядит как небольшая пластиковая коробочка с экранчиком и кнопками. У цифровых метрономов шире диапазон воспроизводимых темпов. Они поддерживают настройку звука удара. Некоторые модели выводят на экран повторяющиеся рисунки — их тоже можно подобрать по вкусу и даже создавать собственные. Есть и такие, что сочетают в себе функции тюнера, секундомера, таймера или камертона.

Как пользоваться метрономом для игры на фортепиано

Выставите темп биения метронома в более замедленном режиме, чем звучит композиция. Играйте мелодию под метроном до тех пор, пока не поймете, что ваша игра совпадает с его ритмом. Затем увеличьте скорость ударов. Постепенно ускоряясь, вы дойдете до рекомендуемого композитором темпа исполнения. Следите за четкостью прикосновений к клавишам — тогда успех будет очевиден.

Когда нужный темп набран, выключьте метроном и пробуйте играть без него. Остерегайтесь слепого следования ритму метронома — это приведет к тому, что музыка будет сухой и безжизненной. Доверяйте своему слуху, немного ускоряясь или замедляясь в местах, где считаете это нужным, при этом не сильно отклоняясь от первоначального темпа.

Метроном не нужен на всех занятиях — это приведет к привыканию и сложностям в дальнейшем обучении. Старайтесь самостоятельно вырабатывать чувство ритма, а инструмент используйте для самоконтроля.

Источник

Маховик времени или как правильно заниматься с метрономом

Ты занимаешься с метрономом? А ты уверен, что ты занимаешься правильно и получаешь максимум пользы от занятий? Правильные упражнения научат тебя чувствовать время и управлять им — играть с грувом. Интересно? Тогда читай дальше!

Простые упражнения для решения сложных задач

В предыдущей статье я писал, что грув – это способность музыканта управлять временем и пространством вокруг себя. Теперь давай поговорим об упражнениях, которые научат тебя искусству грува.

Разделим упражнения на два типа. Про первый говорят все, но не все ими занимаются. Они относительно простые. Давай их рассмотрим:

  • для начала просто привыкни играть в метроном;
  • занимайся с метрономом в разных темпах, не пренебрегай медленными темпами;
  • начни играть под метроном, который отстукивает 16-е ноты;
  • переводи метроном на восьмые, а потом на четверти;
  • поставь метроном на половинные длительности, а потом на целые.

Сложно? Нет – мы только начали. Теперь переведи метроном на слабую долю:

  • играй под четверти метронома так, чтобы метроном приходился на «И»;
  • включи метроном только на счет «два» и «четыре»;
  • играй под слабую восьмую – метроном начнет стучать четвертями между счетом «раз» и счетом «и».

Такой комплекс упражнений займет уже больше времени. Никто не обещал, что будет легко. Ты же хочешь играть «in the groove» — управлять временем и движением толпы.

Новый уровень

Самые классные упражнения тебя ждут впереди. Я подсмотрел их у Шона Дрисколла, знаменитого музыканта. Советую брать не больше двух упражнений в неделю. Отработай идеально сначала одно, а потом переходи к следующему.

Делай упражнения при игре гамм, повторении старого материала или отработке нового. Не нужно выделять на них отдельное время – просто работай над ними параллельно с ежедневными задачами. Учишь новый пассаж – играй его, как предложено в упражнении.

Большинство заданий не получится сыграть с обычным метрономом. Советую использовать приложение Tempo или Time Guru . Приложения можно скачать по ссылке.

Все упражнения я расположил от наиболее простых к сложным:

1. Упражнение «Метроном на 2 и 4» — увеличит твое чувство времени
Выбери удобный темп для начала, например, 100 ударов в минуту. На обычном метрономе установи темп 50 ударов в минуту, ведь ты будешь слышать только второй и четвертый удар в такте 4/4. Конечно, лучше сразу скачать метроном, где можно сделать удары 1 и 3 без звука – например, приложение Time Guru.
Запусти метроном – сначала ты будешь слышать щелчки как первый и третий. Чтобы начать «программировать» себя, каждый раз, когда происходит щелчок, произноси вслух «два», пока не привыкнешь. Потом к слову «два» добавь при следующем щелчке «четыре». Продолжай делать это снова и снова, пока не почувствуешь себя комфортно. Потом добавь на «беззвучные» удары метронома слова «раз» и «три». Начинай играть.

2. Упражнение Бена Мондера
Поставь метроном в темп 20, в голове заполняй промежутки между ударами 16-ми, а играй четверти. Ты научишься внутренне разделять удары и лучше чувствовать время и темп. Отрабатывай упражнение на гамме или отдельной фразе из твоего материала. Когда начнет получаться, то попробуй уже проиграть 16-е ноты в темпе 20.

3. Упражнение «Four On – Four Off»
Метроном стучит четыре доли четвертями, а потом 4 доли молчит. Такую функцию ты найдешь в приложении «Time Guru». Упражнение подойдет для отработки новых фраз или отработки старого материала. Еще используй его для импровизации двухтактовыми фразами в размере 4/4. Задача: уловить сильную долю первого такта после игры во время молчания метронома.

4. Упражнение «One, one and done»
Метроном дает только сильную долю первого и второго такта, а потом два такта молчит. Задача: развить чувство внутреннего метронома. Когда получится сделать такое упражнение, то смести удар метронома на вторую долю первого и второго такта.

5. Упражнение «Синкопирование»
Метроном стучит первый так четвертями, а потом три такта отстукивает только слабую 16-ю перед второй и четвертой долей. Играй ноты только на удары метронома, а потом попробуй сыграть мелодию, опираясь на слабую 16-ю. Во время игры мысленно заполняй так 16-ми. После этого упражнения ты сможешь легко чувствовать 16-ые ноты и без труда играть синкопы. Как и другие упражнения, это упражнение поможет развить внутренний метроном и чувство времени.

6. Упражнение «Монстр грува»
Начинай им заниматься, когда остальные начали получаться. Здесь нужно в первых четырех тактах включить метроном только на первую долю, потом пойдут четыре такта, где метроном будет только на первую долю первого такта – дальше тишина, затем все повторяется.

Перед упражнениями я советую настраиваться на темп метронома. Поставь клик на все доли и поиграй в удобном темпе. Можно отхлопать удары метронома до того, как ты возьмешь в руки инструмент. Не забывай – считать в слух полезнее, чем в уме.

Учись вырабатывать чувства ритма, играй с дыханием и тренируйся каждый день. Понадобится много времени и терпения, но оно того стоит. Если играешь в группе, то вводи упражнения на развитие чувства ритма в план репетиций.

Если понравилась статья, то ставь лайк. Есть вопросы? Пиши в комментариях. 😉

И не забудь подписаться на канал – впереди много полезной информации.

Источник

Как настроить метроном для фортепиано

Что такое метроном и как им пользоваться?

В этой статье мы расскажем вам о таком важном в музыкальном мире устройстве, как метроном. Метроном (от греч. metron — мера и nomos — закон) представляет собой особый прибор, используемый для определения темпа. Темп в музыке играет очень важную роль, организуя ее во времени, придавая определенный характер, настроение тому или иному произведению. Но, что есть музыкальный темп? Очень часто понятие темпа заменяют понятием ритма. Делать этого не стоит, поскольку речь идет о совсем разных вещах. В то время, как ритм определяет последовательность длительностей звуков в том или ином музыкальном произведении, темп означает скорость, с помощью которой данное произведение исполняется. Но почему же такую важность приобретает определение скорости исполнения? Дело в том, что в музыке существует более 30 видов темпа, каждый из которых имеет свое название. Некоторые виды темпа на слух едва отличаются друг от друга. Так, к примеру, советский композитор Лео Исаакович Мальтер писал о том, что темп andante con moto («непринужденно, не спеша») быстрее andante con troppo («небыстрым шагом») всего лишь на 4-6 ударов в минуту. Мало кто сможет различить эти два вида без подручных средств. А в тех случаях, когда требования к четкому определению скорости исполнения высоки, на помощь исполнителю как раз и приходит метроном. Кроме всего прочего, метроном позволяет музыканту не сбиваться с указанного темпа. Даже если исполнитель достаточно опытен и хорошо чувствует музыку, он никогда не сможет быть точен настолько же, насколько специально созданный для этого прибор. Человек – не машина, и в определенный момент может начать ускоряться или замедляться. Именно поэтому даже многие профессиональные музыканты стараются пользоваться метрономом во время репетиций. Метроном во многом выполняет дисциплинирующий характер, приучая музыканта к четкому и ровному исполнению. Таким образом, это именно тот инструмент, который может помочь не только определить темп, но и наиболее точно организовать музыку во времени. Но как же было изобретено это чудо-устройство?

Немного истории

История создания метронома доказывает, что славу часто получает не тот, кто ее заслужил, а тот, кому просто представился удобный шанс. История эта началась в Амстердаме, где в начале 19 века жил и работал механик немецкого происхождения Дитрих Николаус Винкель (Dietrich Nikolaus Winkel). Значительную часть своего времени Винкель посвящал популярным в то время исследованиям маятников и часовых механизмов. В ходе экспериментов он выяснил, что, если расположить грузики на противоположных сторонах стержня маятника, он будет давать колебания, повторяющиеся через равные промежутки времени, то есть держать идеально ровный темп. Это открытие и легло в основу создания метронома. Однако, будучи по натуре человеком скромным, Винкель не спешил запатентовать свое изобретение.

Зато о нем прознал другой ученый — немецкий механик и пианист Иоганн Непомук Мельцель (Johann Nepomuk Mälzel). Предприимчивый Мельцель не преминул воспользоваться данной ситуацией: он усовершенствовал внешний вид метронома (доработал форму и добавил измерительную шкалу), а в 1816 году оформил на него патент и организовал производство под своим собственным именем. Первые поступившие в продажу метрономы были дорогостоящими, и не каждый мог позволить себе его приобретение. Тем не менее, устройство, благодаря своей уникальности, быстро обрело популярность в музыкальных кругах. В итоге сам Мельцель снискал большую славу, а Дитрих Николаус Винкель остался почти в безызвестности. С тех пор метроном так и называют «метрономом Мельцеля», а не Винкеля. Примечателен также тот факт, что Мельцель состоял в крепкой дружбе с Людвигом ван Бетховеном, для которого он смастерил слуховой аппарат. Так вот Бетховен тоже внес свою лепту в популяризации метронома. Он первым из композиторов стал указывать в нотах своих музыкальных произведений темп с помощью буквенных обозначений ММ (например, 50мм означает 50 ударов в минуту по метроному Мельцеля). Такими обозначениями принято пользоваться и сегодня.

Что касается массового производства метрономов, то по-настоящему оно было налажено лишь в конце 19 – начале 20 века. Так в 1895 году немецким предпринимателем Гюставом Виттнером (Gustav Wittner) был основано небольшое предприятие по производству высокоточных механических метрономов, которое позже при его сыне Рудольфе получило статус промышленного. Первоначально компания занималась изготовлением исключительно классических моделей метрономов Мельцеля, но затем она начала выпуск еще более точных метрономов, которые были зарегистрированы под торговой маркой «Taktell». Эти метрономы обозначили новый стандарт качества и завоевали признание по всему миру. По сей день компания WITTNER остается крупнейшей и самой известной компанией по производству метрономов.

Что такое метроном и как им пользоваться?

Сегодня на рынке представлено огромное количество самых разных метрономов. Но, в целом, существует две их разновидности:

1. Механический метроном

Это тот самый метроном, который был придуман Винкелем и усовершенствован Мельцелем. В своем классическом варианте он имеет пирамидальный корпус и традиционно изготавливается из дерева. Однако сегодня выбор механических метрономов настолько велик, что можно встретить и пластиковые, и металлические метрономы. Многие производители экспериментируют также с формой метронома. К примеру, компания Wittner выпускает метрономы и в прямоугольном, и в полуовальном корпусе, и даже в виде самых различных животных. Внутри корпуса метронома находится пружинный механизм, который приводится в действие путем вращения заводной головки, расположенной на боковой стороне устройства. Таким образом, для работы такого метронома не нужны батарейки. На передней открытой стороне корпуса располагается шкала с маятником. Маятник в свою очередь снабжен передвижным грузиком, который следует устанавливать в соответствие с определенным делением шкалы. Чем выше расположен грузик, тем ниже частота колебания маятника и, соответственно, тем ниже темп, и наоборот. Большая часть механических метрономов воспроизводит все классические виды темпа, начиная от grave (очень медленно — 40 ударов в минуту) и заканчивая prestissimo (очень быстро — 208 ударов в минуту). Некоторые модели метрономов снабжены также специальным звоночком, делающим акцент на сильные доли. Хороший пример такого метронома – модель Cherub WSM-330 или FLIGHT FMM-10 BLACK.

Механические метрономы могут быть полезны музыкантам разных специальностей и разного уровня профессионализма. Его несомненными плюсами можно назвать наглядность и простоту в обращении, а классическая пирамидальная модель в элегантном деревянном корпусе может стать также красивым аксессуаром и украсит любое помещение.

2. Электронный метроном

Современные технологии позволили создать электронный метроном, обладающий рядом существенных преимуществ перед механическим аналогом. Одним из таких преимуществ является его размер. Чаще всего такой метроном изготавливают в виде небольшой пластиковой коробочки с дисплеем и множеством кнопок, а значит такое устройство не занимает много места и его очень удобно перевозить. Еще одним плюсом электронных устройств является более широкий диапазон воспроизводимых темпов: от 30 до 280 ударов в минуту. Помимо этого, такой метроном обычно мультифункционален. Так, в некоторых моделях можно настраивать звуки воспроизводимых ударов. Например, если вам надоел стук электронного метронома, его можно заменить на писк или щелчки. Кстати говоря, некоторые электронные метрономы имитируют звук классического механического метронома, например, модель KORG KDM-2. В электронные устройства также встраиваются и разнообразные ритмические рисунки, которые можно идеально подобрать под исполняемое музыкальное произведение. Более того, некоторые из метрономов снабжены функцией создания собственных ритмических рисунков. Такие рисунки можно сохранять в памяти устройства, зацикливать и воспроизводить в течение необходимого времени. И, конечно, многие метрономы часто сочетают в себе и другие необходимые для музыканта устройства, такие как тюнер, камертон, секундомер или таймер.

В отдельную категорию можно отнести электронные метрономы для барабанщиков. Известно, что в музыкальных группах ударные инструменты сами по себе являются метрономом для остальных членов группы. Но любой барабанщик, даже опытный, не всегда может самостоятельно держать идеально ровный темп. Поэтому для данной категории музыкантов метроном приобретает особое значение. Особенностью данного устройства является возможность воспроизведения сложных ритмических рисунков и для рук, и для ног, поскольку, как известно, барабанщики используют при исполнении и то и другое. Такие устройства обязательно снабжаются выходом для подключения наушников, а некоторые и выходами для подключения гитары, электронного пэда или футсвича («педали»). Хорошим примером здесь является профессиональный метроном Boss DB-90. Ну и, конечно, у таких устройств обычно очень много различных специфических функций, таких как запись пресетов, возможность переключения между ними и прочие.

В целом, это все, что мы хотели рассказать вам о метрономах. Выбор того или иного метронома зависит лишь от ваших вкусов и ожиданий. Мы в свою очередь желаем вам успехов в творчестве и удачных покупок!

Метроном для фортепиано и как им пользоваться

В музыке существует тридцать темпов или скоростей воспроизведения — каждый со своим названием. На практике некоторые из них едва различимы на слух. Даже самые опытные музыканты не могут играть в идеальном темпе — они то ускоряются, то замедляются. На серьезных концертах, когда нужно отыграть произведение с максимальной точностью к эталонному звучанию, не обойтись без метронома — инструмента, который задает ритм. Также устройство незаменимо на репетициях — оно дисциплинирует и приучает музыканта держать заданный темп.

Из истории изобретения метронома

В начале XIX века механик из Амстердама, Дитрих Винкель, изобрел прототип будущего метронома. Исследуя работу маятников, он пришел к выводу, что расположенные с противоположных сторон оси грузики маятника дают повторяющиеся колебания через равные интервалы времени. Немецкий пианист-изобретатель Иоганн Непомук Мельцель улучшил прибор, добавив к нему измерительную шкалу и доработав форму. В 1816 году он запатентовал устройство и начал его серийный выпуск.

Первые метрономы были дорогими и недоступными для простых музыкантов. Людвиг ван Бетховен, друг Мельцеля, популяризовал метроном, нанося на свои произведения обозначения ритма — они используются и сегодня. Массовый выпуск метрономов начался только на рубеже XIX—XX веков. Немец Густав Виттнер основал заводик по производству высокоточных метрономов Taktell — за свое качество они были признаны во всем мире. Марка Wittner и сейчас остается самым крупным и авторитетным производителем метрономов.

Разновидности метрономов

Механический . Принцип действия этого устройства принципиально не изменился со времен Винкеля. У классического маятникового метронома пирамидальный деревянный корпус, однако в продаже встречаются модели с пластиковым и металлическим корпусом. Форма тоже может быть иной — полуовальной, прямоугольной и даже в виде фигурок животных.

Внутри корпуса расположен пружинный механизм — он приводится в действие вращением заводной головки. Для механических метрономов не нужны батарейки. На лицевой стороне устройства находится маятниковая шкала. У самого маятника есть подвижный грузик — его устанавливают в соответствии с определенной отметкой шкалы. Чем выше поднят грузик, тем меньше колебания маятника и ниже темп. Механические метрономы воспроизводят диапазон темпов от Grave до Prestissimo. У некоторых моделей есть звоночек — он делает акцент на сильные доли. Маятниковые инструменты просты, наглядны и привлекательны.

Электронный . Выглядит как небольшая пластиковая коробочка с экранчиком и кнопками. У цифровых метрономов шире диапазон воспроизводимых темпов. Они поддерживают настройку звука удара. Некоторые модели выводят на экран повторяющиеся рисунки — их тоже можно подобрать по вкусу и даже создавать собственные. Есть и такие, что сочетают в себе функции тюнера, секундомера, таймера или камертона.

Как пользоваться метрономом для игры на фортепиано

Выставите темп биения метронома в более замедленном режиме, чем звучит композиция. Играйте мелодию под метроном до тех пор, пока не поймете, что ваша игра совпадает с его ритмом. Затем увеличьте скорость ударов. Постепенно ускоряясь, вы дойдете до рекомендуемого композитором темпа исполнения. Следите за четкостью прикосновений к клавишам — тогда успех будет очевиден.

Когда нужный темп набран, выключьте метроном и пробуйте играть без него. Остерегайтесь слепого следования ритму метронома — это приведет к тому, что музыка будет сухой и безжизненной. Доверяйте своему слуху, немного ускоряясь или замедляясь в местах, где считаете это нужным, при этом не сильно отклоняясь от первоначального темпа.

Метроном не нужен на всех занятиях — это приведет к привыканию и сложностям в дальнейшем обучении. Старайтесь самостоятельно вырабатывать чувство ритма, а инструмент используйте для самоконтроля.

Метроном — для чего он нужен

Как им пользоваться

«Чистота исполнения» произведения, отработка его техничности, является одним из главных условий при изучении новых произведений. На начальных этапах обучения игре на фортепиано, когда разобраться с темпом и ритмом исполнения произведения самостоятельно достаточно сложно, хорошим подспорьем станет метроном. С его помощью можно определить нужный темп игры, а также отработать его на практике.

Метроном поможет выявить неточности исполнения в заданном ритме.

Чтобы прочувствовать мелодию и понять где присутствует «грязь» в исполнении, нужно выставить темп биения метронома в более замедленном режиме. Проиграйте мелодию несколько раз под удары метронома, пока не услышите, что ваша игра полностью совпадает с его ритмом, потом немного увеличите скорость ударов. Постепенно ускоряйтесь, и так, пока не дойдете до темпа исполнения, рекомендуемого композитором.

На практике следите, чтобы каждое прикосновение к клавишам было четким, не смазанным, тогда результат не заставит себя ждать.

После этого смело выключайте метроном, и приступайте к самостоятельной игре. При этом слепо подчинятся метрономическому темпу тоже не стоит, иначе исполняемая музыка станет звучать сухо и безжизненно. Доверьтесь своему слуху, немного ускорьте, где вам хочется, или замедлите темп, не сильно отклоняясь от первоначального.

Лучше не использовать метроном на занятиях постоянно, вы можете легко привыкнуть к такому скрытому контролю, и потом будет сложно отвыкать. Лучше всего пользоваться метрономом исключительно для самоконтроля, вырабатывать чувство ритма лучше пытаться самому.

(13) Метроном

Метроном — один из самых надежных учителей. Начав пользоваться метрономом, вы никогда об этом не пожалеете. Возьмите использование метронома за правило, и ваша игра станет гораздо лучше; метроном должен быть у каждого, кто настроен учиться серьезно. Представление ученика о темпе постоянно меняется и зависит от того, что именно он сейчас играет и как он себя чувствует на данный момент. Метроном в точности покажет, где и какие имеются ошибки. Играя каждой рукой отдельно, можно считать более точно, чем при игре двумя руками. Используйте метроном, чтобы проверить темп и точность ритма. Я сам постоянно удивляюсь совершаемым мной ошибкам, которые обнаруживаются даже после того, как я «выучил» пьесу. Например, мне свойственно снижать темп в трудных местах и ускоряться в легких, даже хотя мне казалось, что я делаю прямо противоположное, когда играю без метронома. Большинство учителей проверяют с помощью метронома темп, в котором играют ученики. Как только ученик «поймал» темп и счет, выключите метроном.

Не стоит злоупотреблять метрономом. Длительная практика с метрономом приведет к очень серьезным и очень распространенным ошибкам. Чрезмерное использование метронома приводит к немузыкальной игре. Когда метрономом пользуются более 10 минут непрерывно, наше сознание начинает сопротивляться этому навязанному повторению и обязательно сыграет с вами злую шутку: вы потеряете чувство точности счета. Например, если метроном считает щелчками, через некоторое время ваш мозг начнет придумывать «анти-щелчки», которые «отменят» щелчки метронома, так что вы либо перестанете слышать метроном, либо будете слышать его неправильно. Именно поэтому большинство современных электронных метрономов могут работать в режиме легкого пульсирования. Визуальный сигнал менее подвержен «играм разума» и не так мешает музыкальной игре. Еще одно ошибочное применение метронома — использовать его для увеличения темпа. Это пагубно отражается и на ученике, и на музыке, и на технике — более подробное объяснение вы найдете в разделе (26) Темп, Ритм, Динамика. Метроном нужно использовать для установления нужного темпа и проверки точности игры; метроном не научит вас музыкальности. Как только ваш темп выбран и выверен, выключайте метроном — теперь ваша очередь играть в нужном темпе.

Электронные метрономы лучше механических, хотя многие предпочитают старые модели из-за их декоративности. Электронные метрономы точнее, у них разные звуки или визуальные сигналы, настраиваемая громкость; кроме того, они дешевле, легче, у них есть функция памяти, и т.д. А еще механическим метрономам может понадобиться перемотка в самый неподходящий момент.

Использование метронома – Инструкция по эксплуатации Casio px-720

Страница 12

Нажмите кнопку «METRONOME».

• Метроном начнет звучать.

• Индикаторная лампа над кнопкой «SONG

будет мигать в соответствии со звучанием долей
метронома.

Для изменения ритма нажмите кнопку «TONE/SET-
TING»
и, удерживая ее нажатой, нажмите одну из
клавиш «METRONOME BEAT» [Ритм метронома] для
выбора установки ритма.

Нажмите кнопку «METRONOME» или кнопку
«SONG

», чтобы выключить метроном.

• Для возврата первоначальной установки темпа вы-

бранной в данный момент мелодии из музыкальной
библиотеки одновременно нажмите клавиши + и – в
пункте 3. Одновременное нажатие клавиш + и – во
время записи вернет установку темпа 120.

Регулировка громкости метронома

• Вы можете выполнить следующую процедуру в лю-

бое время независимо от того, звучит метроном или
нет.

Удерживая нажатой кнопку «TONE/SETTING», на-
жимайте клавиши «METRONOME VOLUME» [Гром-
кость метронома] для задания установки громкости
в диапазоне от 0 до 42.

• Для получения подробной информации об ис-

пользовании клавиш клавиатуры для настройки
параметров смотрите подраздел «Клавиши кла-
виатуры, используемые для настройки» на стр.
19.

• При каждом нажатии клавиши или уста-

новка громкости метронома увеличивается или
уменьшается на 1.

• Для возврата первоначальной установки громкости

метронома одновременно нажмите клавиши и .

Игра с использованием различных тембров

• Вы можете задать в качестве установки ритма ко-

личество долей в такте, равное 0, 2, 3, 4 или 6. При
задании установки «0» на все доли звучит щелчок
(без звука колокольчика). Эта установка позволяет
вам практиковаться в игре при ровном ритме, не
обращая внимания на количество долей в такте.

Удерживая нажатой кнопку «TONE/SETTING»,
нажимайте клавиши «TEMPO» [Темп] для задания
установки темпа в диапазоне от 20 до 255 долей в
минуту.

• При каждом нажатии клавиши + или – значение

темпа увеличивается или уменьшается на 1.

• Вы можете использовать клавиши ввода значе-

ний (от 0 до 9) для ввода определенного значения.
Вводить необходимо все три цифры.

Пример: Для ввода значения «96» нажмите клави-

Источник

Оцените статью