Регулировка правой педали пианино.
Правая педаль фортепиано используется наиболее активно. Ее качественная работа обеспечивает нормальное функционирование демпферного механизма в целом.
- Что же нужно проверить в первую очередь?
- Правильно ли прилегают демпферы к струнам?
- Имеется ли люфт демпферной штанги?
- Присутствуют ли какие-либо посторонние звуки (стуки, скрипы, звуки трущихся друг о
Ответив на все эти вопросы, можно приступать к регулировке педали.
- Подтягивая (и ослабляя) гайку педального крюка, который крепит педаль к педальной цуге, нужно добиться того, чтобы демпферы двигались при опущенной на 10-15 мм. педали.
- При нажатой педали нажать любую клавишу инструмента. Если при этом демпфер отклоняется сильнее, то педаль нуждается в регулировке.
- Чтобы проверить правильность регулировки, по очереди нажмите все басовые струны: в случае если демпфер прижат к струне и двигается вместе с ней, педаль отрегулирована верно.
Напомним, что прикасаться к струнам руками нежелательно. Чтобы проверить правильность регулировки лучше воспользоваться басовым молотком, насаженным на ручку.
Источник
Пианино и рояли для Вас
дорогие и дешевые
роскошные и строгие
старинные и современные
Поиск
Модернизированное пианино «Sonette»
Рубрики
Регулировка правой педали пианино.
Правая педаль «форте», используется активнее всего. Ее правильная работа обеспечивает функционирование всего демпферного механизма.
Для начала необходимо проверить:
1. Правильно ли к струнам прилегают демпферы
2. Есть ли люфт демпферной штанги
3. Наличие посторонних призвуков (скрипов, стуков, звуков трущихся друг об друга деталей)
После того как все проверено, можно приступать непосредственно к регулировке педали.
Подтягивая или ослабляя гайку педального болта (крюка), крепящего педаль к педальной цуге, необходимо добиться того, чтобы демпферы начинали движение при опущенной на 10 – 15 мм. педали.
Затем с нажатой педалью, необходимо нажать любую клавишу, если демпфер не двигается, тогда все в порядке, если же нажатие на клавишу заставляет демпфер отклоняться еще больше, педаль нужно регулировать.
Проверить правильность регулировки, можно нажав по очереди на все басовые струны, если демпфер остается прижатым к струне и двигается вместе с ней – педаль отрегулирована правильно.
Хотелось бы напомнить, что нежелательно прикасаться к струнам руками, для проверки правильности регулировки я пользуюсь старым басовым молотком, насаженным на ручку.
Статью о регулировке левой педали пианино можно прочитать здесь
В следующих статьях: Немного об интернете и интересный видео ролик.
Источник
Пианино и рояли для Вас
дорогие и дешевые
роскошные и строгие
старинные и современные
Поиск
Модернизированное пианино «Sonette»
Рубрики
Регулировка левой педали.
1.Правильно ли установлена механика на нижних упорах.
2.Как затянуты гайки крепления механики
3.Все ли молоточки лежат на рулейстике (проверить это можно слегка простукивая по очереди все клавиши ближе к креплению пилотов)
Если молоточек двигается вместе с клавишей необходимо отрегулировать пилоты. Если при нажимании клавиш молоточки неподвижно лежат на рулейстике, механика стоит правильно и гайки все затянуты, можно приступать к регулировке.
При ненажатой педали затягиваем или ослабляем гайку педального болта (крюка), крепящего педаль к педальной цуге. Устанавливаем шток таким образом, чтобы он едва касался лапки рулейстика
Затем замеряем штейнунг (расстояние от молоточков до струн) и нажимаем педаль. Молоточки должны сместиться по направлению к струнам на 14 – 15мм. Если смещение молоточков больше, необходимо уменьшить ход педали, приклеив дополнительный кусочек фильца. И наоборот, если смещение меньше, нужно удалить старый фильц и приклеить более тонкий кусок.
Источник
(40) Левая педаль: Настройка молоточков
Рояли: Левая (мягкая) педаль используется для изменения характера (тембр, тональная окраска) звука от ударного до более нежного. Она не предназначена для создания более мягких звуков, о чем многие пианисты даже не знают. Таким образом, сам термин «левая мягкая педаль», очевидно, неточно передает смысл, ведь для того, чтобы играть пианиссимо, вам не нужно ничего, кроме как просто научиться играть мягко. При нажатой левой педали можно воспроизводить звуки столь же громкие, как и без нажатой педали. Ситуация с использованием левой педали осложняется тем, что она (una corda, или более правильно due corde, если говорить о современных роялях) часто вообще не указывается, поэтому решение о ее использовании остается за пианистом. Другая проблема заключается в том, что преподаватели, по большей части, не обучают правильному использованию этой педали.
Играя на рояле, пианист нажимает на левую педаль и сдвигает клавиатуру рояля по отношению к струнам. Благодаря этому молоточки ударяют только по двум из трех струн каждой клавиши. Величина сдвига должна быть равна расстоянию между соседними струнами (если на одну клавишу приходится три струны), чтобы две ударяемые струны попадали в пазы (промежутки) между соседствующими струнами, в противном случае звук будет неровным. Главное требование состоит в том, чтобы неударяемая струна не касалась молоточка.
Неударяемая струна выполняет роль резервуара, в который две другие струны сбрасывают энергию; ударяемые струны вызывают в неударяемой струне колебания. Поскольку неударяемая струна колеблется в противофазе с ударяемыми струнами (пассивная струна всегда находится в противофазе с активной), она сглаживает остроту изначального быстрого звука и в то же время возбуждает больше горизонтальных колебаний, нежели было бы при ударе всех трех струн в унисон. Горизонтальные вибрации передают энергию на деку менее эффективно и создают более мягкий звук с длинным отголоском.
При нажатой левой педали быстрый звук воспроизводят только две струны, но в конечном итоге в формировании отголоска участвуют все три, поскольку они составляют один связанный элемент. Уменьшается атака звука, звук становится менее ударным.
Там же, где струн не три, а пара или всего одна, струны имеют гораздо больший диаметр, поэтому, когда механика сдвигается вбок, струны ударяют в боковые стенки пазов между молоточками, тем самым ударяя их горизонтально и увеличивая отголосок за счет больших колебаний горизонтальной струны. Таким образом, происходящее с тремя струнами похоже на изменение тембра. Удивительный механизм!
Пианисты, не понимающие для чего и как использовать левую педаль рояля, часто нажимают педаль наполовину, при этом уверяя, что звук становится мягче. Это, конечно, правда, но эффект может быть совершенно разным на разных инструментах, и даже индивидуальным для отдельных нот одного и того же инструмента. Настройщик не сможет выровнять молоточки и струны таким точным образом, чтобы неударяемая струна пропускала молоточек каждый раз при одном и том же движении педали на каждые три струны в ноте. Следовательно, при неполном нажатии левой педали мы имеем непредсказуемый и невоспроизводимый повторно результат. Вот почему, нажимая на левую педаль рояля не до конца, исполнитель просто использует ее не по назначению.
Опытным путем можно добиться того, что при неполном нажатии левой педали струны будут сдвигаться наполовину и ударять по мягким «возвышениям» между пазами, создавая очень мягкие звуки. Так можно играть пианиссимо. Так можно играть мягко на ненастроенном пианино. Увеличивая ход педали мы меняем звук от нормального до очень мягкого, слегка мягкого и получаем другой тембр. Все учащиеся должны владеть навыком правильного использования левой педали, который заключается в удержании ее на всем протяжении игры либо в нажатом, либо в полностью отпушенном состоянии. Какой же звук при этом получается? Когда это нужно? Сыграть на рояле мягко можно только при правильной настройке молоточкового механизма.
Ошибка с неполным нажатием левой педали при игре на рояле получила такое широкое распространение потому, что на вертикальных и цифровых пианино неполное нажатие дает совсем иную картину, а для большинства людей знакомство с фортепиано начинается именно с этих инструментов. В большинстве моделей обычных пианино при нажатии левой педали все молоточки придвигаются ближе к струнам, ход молоточков ограничивается, соответственно, уменьшается громкость; в этом случае употребление термина «мягкая педаль» полностью оправдано. В отличие от роялей, на пианино невозможно играть громко при нажатой левой педали. Тембр меняется весьма незначительно. Количество моделей пианино, в которых левая педаль работает также как в роялях, весьма ограничено, и все они относятся к верхней ценовой категории.
Настройка молоточков: Если для того, чтобы сыграть пианиссимо на рояле вам нужно закрыть верхнюю крышку, это явно указывает на то, что молоточковый механизм нуждается в настройке [восстановление первоначальной формы, накалывание иголочками и т. д., [(78) Полирование кабестанов, настройка молоточков]. На рояле играют с открытой крышкой. Поскольку публичное исполнение – это всегда исполнение с открытой крышкой, то и обучаться игре нужно с открытой крышкой – только так можно услышать истинный звук рояля, это касается и пианиссимо с фортиссимо. Отстроенные молоточки дают возможность контролировать мягкость воспроизведения при открытой крышке рояля. Играть пианиссимо изношенными молоточками, утратившими силу удара, невозможно. Очень многим не доводилось играть пианиссимо только потому, что сам инструмент исключал такую возможность.
Уплотненный молоточек передает энергию струнам очень быстро и сразу же отскакивает обратно. Такая высокая эффективность передачи энергии дает ощущение очень легкой механики. Вот почему для извлечения звука из старого рояля очень часто достаточно самого легкого прикосновения. Более мягкие молоточки утяжеляют механику. Это связано с тем, что благодаря более мягкой ударной точке молоточек соприкасается со струной дольше, и струна выталкивается из исходного положения до того, как энергия перейдет с молоточка на струну. Энергия переносится менее эффективно, и пианисту требуется прилагать больше усилий для извлечения звука той же громкости. Таким образом, вес клавиши более эффективно меняется настройкой, а не навешиванием свинцовых грузиков. Настраивая молоточковый механизм, мастер должен соблюсти баланс и сделать молоточки достаточно мягкими, чтобы получить приятный тоновую окраску и возможность для исполнителя играть пианиссимо, но при этом достаточно жесткими, чтобы звук был сильным. У всех пианино (за исключением, разве что, самых «топовых» моделей) баланс при настройке молоточков смещается в сторону жесткости; это дает возможность получить достаточно звука и повысить отзывчивость механики, но, увы, шанс сыграть пианиссимо на таких инструментах весьма невелик. Это, в свою очередь, может «оправдать» использование левой педали в случаях, когда она не указана в нотах. Механизмы большинства учебных фортепиано не отстроены так, как это действительно необходимо, в частности, потому что изначально пианино не выдают звука, который мог бы служить эталоном для настройки, и в отличие от роялей звук у них лучше при закрытой крышке. Настройка молоточков еще больше уменьшит мощность звука.
Также для получения пианиссимо необходимо отрегулировать механику (уменьшить момент свободного отпуска молоточка и т. д., Реблиц, Артур). Те, кто ничего не знает об настройке, часто доставляют немало хлопот настройщикам, потому что часто после того, как все молоточки были отстроены, владельцы инструментов начинают жаловаться на то, что механика стала слишком тугой. На самом деле, человек привык, что его инструмент воспроизводит звук буквально от дуновения ветра и вообще не имеет представления о том, как может получиться великолепный звук, если приложить к его извлечению реальную силу. При игре фортиссимо уплотнившимися молоточками получается резкий, неприятный звук, который может повредить слух [(61) Потеря слуха]. Если вы приглашаете настройщика, спросите, выполнит ли он настройку молоточков, потому что у многих настройщиков это не является стандартной услугой.
То, что прием с неполным нажатием левой педали не следует использовать при игре на рояле, не должно вызывать сомнений, однако часто это происходит, потому что даже некоторые продвинутые пианисты ошибочно полагают, что (1) левая педаль предназначена для создания более мягкого звука и (2) если полное нажатие дает определенный эффект, то неполное нажатие даст половину эффекта. Имеются многочисленные свидетельства того, что игра на рояле с неполным нажатием левой педали – это повсеместное явление. Кто-то может подумать, что воспроизводимый результат можно получить, если нажимать на левую педаль совсем немного, и, что в этом случае все три струны попадут как раз в межмолоточковые пазы, соприкасаясь с их краями. Когда струны просто пропускают паз, звук становится более мягким, потому что этот участок молоточка не уплотнился во время предыдущей игры. Но даже эта схема не работает, потому что эффект достигается только для трех струн, а при переходе с трех на две струны вы услышите раздражающее дребезжание. Кроме того, никто не сможет нажимать ногой на педаль с такой «миллиметровой» точностью.
Таким образом, употребляемый термин «мягкая педаль», очевидно, неточно передает смысл, когда речь идет об игре на рояле. Основное назначение левой «мягкой» педали – менять тембр звука. Если нажимать на педаль и играть при этом громко, то громкость будет точно такой же, как если бы педаль была отжата, поскольку на струны передается примерно столько же энергии. Конечно же, звук изменится, но только потому что изменился тембр. Играть пианиссимо на фортепиано можно без левой педали, для этого нужно только лишь настроить инструмент и выполнить настройку молоточков. Играя с неполным нажатием левой педали вы получите непредсказуемый результат. Неполное нажатие работает на большинстве пианино и на цифровых инструментах, однако, будучи примененным при игре на рояле, этот способ даст неожиданный результат.
Источник