- Ноты для детей 3-6 лет: учимся, играя
- Как и когда начинать заниматься музыкой?
- Развитие музыкальных способностей ребенка 3–6 лет
- Знакомство с музыкальными инструментами и пение
- Как рассказать про ноты?
- Как запоминать ноты и их расположение на нотном стане?
- Полезные советы родителям
- Как научить ребенка петь?
- Далее приводятся советы по правильному постановлению и развитию вокальных данных.
- Кое что из советов.
- Методика обучения пению дошкольников
Ноты для детей 3-6 лет: учимся, играя
Решили обучить ребенка музыкальной грамоте, но опасаетесь, что еще рано? Вы правы, если вашему крохе меньше 6 лет. Ноты для малышей дошкольного возраста – пока еще лишний багаж. Но начинать занятия музыкой нужно уже сейчас! Постепенно вы подготовите свое чадо к освоению нотной грамоты.
Как и когда начинать заниматься музыкой?
В 3 года малыш хорошо понимает речь и уже способен сам что-то рассказывать. Однако изучение нот для детей такого возраста может только затормозить их музыкальное развитие. Поэтому с 3 лет рекомендуется начинать такие занятия, которые не связаны с музыкальной грамотой. Они обычно включают в себя различные игры, ориентированные на следующие цели:
- развитие понимания высоты и тембра звуков;
- прослушивание и анализ музыкальных произведений;
- игру на детских музыкальных инструментах;
- пение.
С 4-5 лет, когда ребенок уже узнает буквы, можно начинать освоение нотной грамоты – но не раньше, ведь до этого возраста малыш хорошо чувствует музыку и без нее. Так лучше развивается музыкальный слух, и ребенок сможет освоить намного больше произведений.
Развитие музыкальных способностей ребенка 3–6 лет
Для начала попробуйте разыграть с ребенком сказку (лучше с двумя персонажами), где взрослый будет играть роль героя с низким тембром голоса, а ребенок – с высоким (например, волк и лиса). При этом нужно заранее обговорить с ребенком, какие у действующих лиц будут голоса. Если получится, можно поставить сказку с большим количеством персонажей, привлекая к участию других членов семьи. Также можно озвучивать детские игрушки.
Далее мы пробуем прослушать музыкальную сказку, например, «Петя и волк» Прокофьева:
- Сначала расскажите ребенку сюжет сказки, объясните, какие музыкальные инструменты изображают каждого персонажа, какие они по высоте (например, птичку изображает нежная и мелодичная флейта, дедушку и волка — более низкие инструменты).
- Пусть при прослушивании малыш сам попробует определить персонажа по тембру, а вы поможете ему в случае необходимости.
Очень хорошо не только слушать музыку, но и разговаривать о ней. После прослушивания попросите малыша рассказать, что он услышал в этой музыке, какая она. Обычно дети очень хорошо определяют характер мелодии и находят подходящие прилагательные. Если ребенок испытывает в этом трудности, подскажите ему нужные слова. Тем самым малыш не только глубже начнет чувствовать музыку, но и значительно обогатит свой словарный запас.
Также хорошо попросить малыша нарисовать музыку – это способствует лучшему восприятию произведения.
Знакомство с музыкальными инструментами и пение
Большую роль для общего музыкального развития ребенка играет знакомство с различными музыкальными инструментами. Для начала это могут быть несколько детских инструментов, например:
Перед тем как начать знакомство с гитарой, можно взять две лески: потоньше и потолще, – туго натянуть и дать малышу щипнуть их по очереди. Тонкая леска издаст более высокий звук, а толстая — более низкий. Малышу не должно составить большого труда это определить.
После этого можно дать ему детскую гитару: пусть он по очереди щипнет каждую струну и определит ее высоту. Нужно заострить внимание малыша на том, что чем струна толще, тем ниже звук, и наоборот.
Очень полезны для музыкального развития вокально-игровые упражнения, которые основаны на пении несложных мелодий и гамм:
- Для начала нарисуйте вместе с ребенком на большом листе лесенку, состоящую из семи ступеней вверх и вниз. По этой «лесенке» вы будете петь гамму (7 постепенно повышающихся, а потом и понижающихся нот). Для этого нужно взять небольшую игрушку, которая будет двигаться по этой «лесенке» вместе с вашим голосом.
- Пойте первую ноту (любую), можно на «та-та», «ля-ля» или др. звуки, одновременно ставьте игрушку на 1-ю ступень. Пойте следующую ноту (чуть выше), ставьте игрушку на 2-ю ступень и т. д., а затем, так же по «лесенке», вниз.
Как рассказать про ноты?
Прежде чем познакомить ребенка с нотами, необходимо объяснить ему, что же это такое.
Ноты — это записанные звуки. Как нашу речь мы записываем буквами, так и музыку записывают нотами. Нот существует огромное множество: и высоких, и низких, но все они делятся на 7 основных, которые знают все: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Нотки живут на нотном стане, который состоит из 5 линеек. Нотки могут располагаются либо прямо на этих линейках, либо между ними, могут также быть под и над линейками, и на добавочных линейках, которые мы пририсовываем сверху или снизу.
Нарисуйте нотный стан на большом листе бумаги и на нем напишите ноты подряд (можно раскрасить их разными цветами). Затем вместе с ребенком пропойте их все.
Чтобы ребенок был заинтересован в изучении нот, можно показать ему мультфильм про ноты «До ре ми».
Начало положено – ребенок имеет общее представление о нотах. Только после проявления интереса к нотам можно начинать учить их всерьез (лучше это делать уже в другой день).
Как запоминать ноты и их расположение на нотном стане?
Для начала подготовим все, что нам понадобится:
- нарисуем на листе бумаги большой нотный стан;
- вырежем 7 овальных нот размером с 5-рублевую монету.
Желательно, чтобы ноты были цветными, по цветам радуги: так они лучше запоминаются.
Обучение должно проходить в несколько этапов:
- Сначала учим три ноты, расположенные на первых трех линейках: ми, соль, си.
- Когда ребенок выучит три ноты и сможет определять в разных последовательностях, приступаем к изучению нот, расположенных между линейками: ре, фа, ля.
- Когда ребенок освоит и их и сможет определять и те, и другие вперемежку, учим ноту «до», расположенную на добавочной линейке, и «до» 2-й октавы между третьей и четвертой линейкой.
- После этого попросите ребенка составить гамму из нот, начиная с «до» 1-й октавы и заканчивая «до» 2-й октавы.
- На следующем этапе ребенок выкладывает простые мелодии из нот, выписывает их в альбом и исполняет их на фортепиано. Этот этап ему особенно приятен, ведь он играет по нотам!
- После этого можно смело брать детские нотные сборники и определять ноты там.
Когда ребенок уже хорошо определяет все ноты, можно переходить к постепенному изучению всего остального: ключей, длительности, пауз, октав и т. д.
Полезные советы родителям
Вот некоторые подсказки о том, как заниматься с ребенком музыкой, чтобы ему было интересно:
- использовать во время занятий любимые игры и игрушки ребенка;
- играть в «школу», меняясь ролями «учитель-ученик»;
- устраивать «концерты», выступая на них по очереди;
- в перерывах между занятиями переключать ребенка на другие увлечения, например, почитать ему сказку или порисовать;
- хвалить ребенка — так у него появляются «крылья» и просыпается интерес к занятиям.
Итак, в изучении нот главное – начать не раньше, чем ребенок будет готов к усвоению информации такого рода. Многие ребята одновременно с изучением букв буквально «схватывают на лету» все, что касается нотной грамоты, но при условии, что они уже хорошо знакомы с музыкой по интуитивному восприятию.
Источник
Как научить ребенка петь?
Не так легко и просто объяснить ребенку тот факт, что его голосовые данные не подходят для занятия вокалом. Но если задействовать правильную методику обучения пению, то можно добиться хорошего результата. Развив то, что было так далеко и недосягаемо.
Дети которые занимаются у не очень качественных мастеров могут даже сорвать голос или вообще потерять, особенно это касается того когда у ребенка наступает мутация голоса. Вся методика должна правильно повлиять на голос, а не привести к печальным последствиям. Ну а мамочкам и папочкам, нужно уметь правильно подбирать преподавателя по вокалу своему юному дарованию. Немаловажны и песни для детей, которые можно найти по указанной ссылке.
Далее приводятся советы по правильному постановлению и развитию вокальных данных.
- В детском возрасте, все дети любят буянить, играть, гоняться. Поэтому начинать занятие нужно с физических упражнений, на постановление правильной осанки. Это также поможет ребенку стать дисциплинированным и серьезно подходить к данному процессу.
- Для того чтобы петь и брать высокие ноты, нужно уметь правильно владеть своими легкими. То есть уметь правильно дышать во время пения. Также нужно отрабатывать задания на внятность речи, чтобы четко и правильно произносить текст песни.
- Познакомьте ребенка с уровнями или еще говорят регистрами. Это такое понятие в нотной грамоте, основанное на силе голоса и его звучании. Например, брать тихо и распеваться уже до более высокого диапазона, так называемого фальцета. Даже если голос изначально звучит не очень громко, то пара тройка занятий, и он зазвучит во всю мощь! Главное правильно делать все упражнения.
- Развиваем слух. В этом случае важно научить ребенка различать громкость нот, которые он пытается пропеть. Это конечно приходит не сразу, но все же нужно пробовать. В качестве наглядного примера, можно использовать руку, поднимая ее постоянно все выше и выше. Именно на таком уровне должен звучать голос ребенка. Но все это нужно прорабатывать постепенно, чтобы в голосе появилась сила.
- Знакомимся с гаммами. Всеми нами известные «До», «Ре», «Ми», «Фа», «Соль» Это ноты и то, как они звучат, одна из них звучит, выше другая немножко по ниже, это очень важно во время исполнения песни. Эти гаммы можно применять во время, распевания перед пианино. Так он научится держать высоту нот, и разбираться в низких и высоких нотах.
- Не нужно забывать и про октаву. Двигаясь, постепенно от одной к другой это еще называют таким, словом как сольфеджио. Во время каждой октавы нужно применять не большую паузу.
- Очень важно правильно произносить гласные звуки, так как они являются звонкими и должны звучат внятно и громко. Если имеются, проблемы с произношением обратитесь, к логопеду.
- Учимся петь во все горло. При этом имитировать звуки, как при хрипоте, так и при более хорошем расположении голоса. Чтобы кончик языка был в небе, и при этом наблюдалась вибрация. Также необходимо поработать над тоном и его произношением, как бы ребенок не открывал бы рот.
- Теперь собственно притупим к разучиванию песни. Важно в этот промежуток времени научится правильно не читать! А петь слова песни, чтобы они не были похожи на стихотворение произнесенное вслух. Гласные звуки нужно произносить громко и внятно. От сюда можно плавно переходить к сольфеджио. Главное уметь держать ноты и пользоваться ими во время исполнения песни. Чтобы у вас все не было поставлено на высокие ноты.
- Приобщайте своего ребенка к публичным выступлениям. Чтобы он не испытывал неприятных ощущений во время пения. Так как он поет перед преподавателем и не знает, как расценят его талан другие люди. Насколько им понравится его голос. И правильно подобранная песня. Устраивайте маленькие выступления, становясь его слушателем. В кругу родных и близких, это всегда будет служить для него опорой и верой в свои силы.
Кое что из советов.
У детей такое восприятие всего происходящего вокруг них. Что они именно этому и подражают. Ему будет легче начать петь, если кто-то из родных станет для него учителем, который покажет, как это делается правильно. Здесь важным аспектом является тот факт, что ребенка нужно направить в это русло по правильному ориентиру. Чтобы он видел поистине важный и хороший пример. А не учился от друзей или вообще через интернет. Разучивайте поистине те песни, которые ему нравятся так он сможет, исправить или доработать все нюансы, так как песня любимая. И желание ее спеть красиво еще больше.
Заинтересовать ребенка очень легко, но, а задержать тот самый его интерес не так-то уж и просто. Поэтому вводите в каждый урок что-то особенное. Все занятия должны быть веселыми и не долгими, чтобы не утомить детей. Так как они очень активные и жизнерадостные и хотят поглощать в себя все самое интересное. Проводите все упражнения в виде веселой интеллектуальной игры, которая поможет запеть и взять те самые ноты, которые вы добивались от него. Заинтересуйте его покажите ему на собственном примере, что если он будет этого хотеть, то поистине сможет стать хорошим певцом в будущем. Желательно начинать занятия с раннего возраста, чтобы правильно развить и усилить его голос. А также научить ребенка всем тем азам, которые ему навряд ли будут интересны в подростковом возрасте.
Источник
Методика обучения пению дошкольников
Екатерина Белоглазова
Методика обучения пению дошкольников
«Запоют дети – запоет народ», – писал К. Д. Ушинский. А будут любить пение дети или нет, во многом зависит от взрослых.
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой, следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, ребенок укрепляет своё здоровье.
Охрана детского голоса предусматривает правильное поставленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала –репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей.
Правильному выбору репертуара помогает изучение диапазона звучания детского голоса.
Певческий диапазон- это обьем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.
Пение- сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, т. е. взаимодействие певческой интонации (неформального звучания) и слухового, мышечного ощущения.
Слух совершенствуется, если обучение поставлено правильно.
Песня-яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности.
Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и порой убеждает его сильнее, чем полученная другим путем информация.
Процесс обучения пению требует от ребенка большой активности и умственного напряжения. Он учится сравнивать свое пение с пением других, прислушиваться к исполнению мелодии на фортепиано, сопоставлять различный характер музыкальных фраз, предложений, оценивать качество исполнения.
В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающий мелодический слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности, поют интервалы, попевки. Слух ребенка все время контролирует правильность звучания.
Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата.
В процессе обучения пениюособенно активно развиваются основным музыкальные способности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.
В методике обучения пению важна предварительная подготовка педагога. Он анализирует песню, определяет ее художественные качества, обдумывает приемы разучивания и последовательность учебных заданий.
Педагог должен заинтересовывать содержанием песни —как ее литературным текстом, так и музыкальным оформлением, вызывать желание спеть ее.
Процесс разучивания в свою очередь имеет два этапа: первоначальное ознакомление детей с песней и последующее разучивание, когда проводится основная работа по обучению певческим навыкам. —
Следует помнить, что выученная песня требует также неоднократного ее повторения, закрепления выразительного исполнения, а главное, умения самостоятельно применить в практике.
Разучиванию песни способствуют следующие приемы —
выразительное исполнение песни, показ отдельных певческих моментов (как петь протяжно, отрывисто, как точно воспроизвести нужную интонацию и т. д. ,
словесные указания — образный рассказ о содержании произведения, разъяснение заданий, указания к исполнению и т. д. Немаловажное значение имеют мимика, ясная артикуляция и дирижерский жест педагога. Этим общим приемам неизменно помогают мастерство и умение каждого воспитателя.
Основные певческие навыки
На сегодняшний день в детских садах этому вопросу не уделяется должного внимания, и, несмотря на несколько лет занятий пением, дети, приходя в школу, так и не умеют управлять собственным голосом.
Методика обучения детей дошкольного возраста пению должна формировать у малышей основные певческие навыки,к которым относятся:
хоровые навыки (ансамбль и строй);
вокальные навыки (дыхание, дикция и звукообразование).
По мере взросления ребенка и усвоения им навыков, они усложняются.
В первый год занятий в возрасте трех лет, ребенок должен петь в сопровождении взрослого и для разучивания берутся самые простые песни. Уже ближе к школе дети, систематически занимающиеся пением, должны исполнять песни и самостоятельно, и коллективно. При этом песни поются напевно, выразительно, слова произносятся ими четко и звуки передаются правильно.
Особенности обучения пению детей дошкольного возраста
При обучении пению маленьких детей обязательно должны учитываться физиологические особенности. Так, голосовые связки у них тонкие и короткие, размер гортани в три раза меньше, чем у взрослого, меньше и объем легких. Благодаря этому звуки, издаваемые детьми легкие и высокие, но слабые.
При обучении маленьких детей лучше всего использовать игру. Именно через нее они намного легче усваивают весь материал и навыки, к тому же, не теряют интереса к самим занятиям.
Родителям, не имеющим музыкального образования, заниматься с детьми пением самостоятельно не рекомендуется. Это лучше доверить профессионалам. До 6 – 7 лет все занятия пением для детей носят игровую форму и длятся недолго, всего по 30 минут. Родителям необходимо запомнить, что для успешного обучения ребенка мало выбрать ему опытного педагога и методику, намного важнее его желание заниматься пением. Если его нет, то все занятия превратятся для чада в пытку.
Игровая методика обучения детей пению
Перед тем как перейти с ребенком непосредственно к пению, необходимо предоставить ему возможность услышать собственный голос.
Для этого подойдут игры, в которых ребенку необходимо будет воспроизвести отдельные интонации, например, радости и печали. Так как в обыденной жизни эти нотки в голосе ребенку уже знакомы, его будет проще приобщить к музыке, ведь схожие интонации присущи и музыкальным ритмам.
Не менее важно заниматься с ребенком постановкой речи и дикции, поскольку при пении нужно правильно и четко воспроизводить звуки. Хорошим подспорьем в этом является артикуляционная гимнастика. Она помогает ребенку разогреть мышцы челюсти, языка и щек.
Эта основная артикуляционная игра для малышей. Игра заключается в том, что язычок «путешествует» по рту ребенка и тем самым разогревает все необходимые мышцы. Во время игры детям рассказывается стишок и они должны повторять за ведущим все движения.
«Влево (протыкаем языком щеку слева,
вправо (теперь щеку справа,
Раз (опять слева,
два (опять справа).
Вверх (протыкаем языком верхнюю губу).
Вверх — вниз (еще по разу верхнюю и нижнюю губу).
Язычок, не ленись!
Губы, просыпайтесь (вибрируем губами!
Ротик, открывайся (очень широко открываем рот!
Язычок, покажись (кусаем кончик своего языка,
и зубов не страшись (высовываем язык вперед и убираем его назад, при этом покусывая всю поверхность языка!
А зубы-то, а зубы
кусают даже губы (кусаем нижнюю губу).
Кусаются, кусаются (кусаем верхнюю губу)
А губы то хохочут (в улыбке открываем верхние зубы,
то сильно обижаются (выворачиваем нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение).
То весело хохочут (в улыбке открыть верхние зубы,
то снова обижаются (выворачиваем нижнюю губу).
Зубам надоело кусать —
стали язык жевать (жуем язык боковыми зубами).
Язычок — не лист капустный,
он совсем, совсем не вкусный!
Зубки, зубки, успокойтесь,
хорошенечко умойтесь (проводим языком между верхней губой и зубами).
Не сердитесь, не кусайтесь (проводим языком между нижней губой и зубами,
а вместе с нами улыбайтесь (улыбаемся!
Не менее важным пунктом обучения ребенка пению является постановка дыхания. Правильное дыхание ребенку необходимо для того, чтобы научиться регулировать силу воспроизводимого звука. Сделать это можно при помощи упражнений, в которых ребенку дается задание надуть как можно больше живот, задуть свечу, дуя при этом на нее как можно дольше, и прочее. Благодаря таким занятиям задействуются нижние отделы легких, которые необходимы при пении.
Рассмотрим использование основных приемов в ходе разучивания песен.
Первое знакомство с песней должно строиться на ярком, образном, выразительном исполнении, чтобы взволновать детей и увлечь их. Интересно отметить, что трудные мелодические интонации усваиваются быстрее, если они выразительны и понравились детям.
Первоначальное исполнение всегда требует сосредоточенного внимания слушателей. Рассмотрим несколько удачных педагогических приемов. Например, педагог, стоя перед детьми,говорит: «Посмотрю я на вас и сразу узнаю, все ли внимательно меня слушают». Часто используется прием косвенного замечания. «Все сядем прямо, будем слушать новую песню, и Оля тоже послушает»,— говорит педагог, глядя на разговаривающую с подружкой девочку, и тем самым привлекает ее внимание.
Нередко педагогу помогает обращенное к песне слово — краткое, яркое, образное. Это может быть небольшая цитата из текста или отрывок из какого-либо стихотворения, подчеркивающие основное содержание песни. Так, перед исполнением украинской народной песни «Веснянка»читают:
Идет весна желанная,
Все ожило кругом,
Мы песенку веселую
Приемы развития певческих навыков
Разучивание песни, овладение певческими навыками— следующий наиболее продолжительный период. Песни различны по степени сложности: одни путем их повторения усваиваются легко и быстро, другие — благодаря упражнениям, помогающим справиться с трудным мелодиче-ским оборотом, постепенно. При этом надо стремиться поддерживать эмоциональные переживания детей, создавать атмосферу дружных коллективных устремлений, трудового настроя, чтобы учебный процесс проходил активно, увлеченно.
Целесообразность применения тех или иных приемов диктуется особенностями каждой песни. В этом процессе певческим навыкам (правильному звукообразованию, равномерному расходованию дыхания, четкой дикции, чистоте интонации, слитности пения) соответствуют свои приемы.
Работая над звукообразованием, надо учить детей петь естественно — легко, звонко и напевно, т. е. тянуть звук. Напевность достигается за счет протяжного пения гласных звуков: а, о, у, э, и.
Например, в русской народной песне «Котенька-коток» этому помогает следующий прием.Детям говорят: «Давайте так позовем котика, чтобы он услышал»:
Последний звук этой музыкальной фразы исполняется фермато, т. е. произвольно увеличивается его протяженность.
Для овладения навыком легкого, подвижного пения может использоваться показ, игровой прием («споем на дудочке: ду-ду-ду», «покажем,как звенит колокольчик: динь-динь-динь» и т. д.). Таким образом у детей (особенно старших) развивается умение произвольно менять характер звучания.
В работе над звукообразованием важно укреплять и развивать певческий диапазон детей. Однако делать это следует очень осторожно.
Сначала проверяется объем голоса каждого ребенка, выясняется, кому из детей трудно петь, а затем продумываются разнообразные приемы, например правильное рассаживание детей (имеющих ограниченный диапазон и неправильно поющих сажают в первом ряду). Педагог имеет возможность наблюдать за ними и своевременно прийти на помощь. Кроме того, сидящие впереди слышат, как поют другие дети.
Развитию диапазона во многом способствуют небольшие упражнения — попевки, которые каждый раз следует петь в более высокой тональности, т. е.транспонируя их:
В некоторых случаях помогает такой прием: детям, поющим в низком диапазоне, предлагают сразу спеть высоко,звонко:
В работе над певческим дыханием применяется главным образом указание: не «разрывать» слово. Систематический показ правильного исполнения, напоминание помогают детям справиться с заданием.
Обучая детей дикции, педагог прежде всего привлекает внимание к выразительным речевым интонациям в соответствии с музыкальными. Важно при этом выделить, подчеркнуть, например, обращение («Эй, с дороги сторонись!» в песне «Зимняя песенка» М. Красева, вопрос («Где ж мои ребятки, серые котятки?» в песне «Кошечка» В. Витлина) или указание характерных признаков образа («трусишка зайка серенький», «сердитый волк»).
Хорошему произношению часто мешает непонимание смысла слова. Так, в тексте украинской народной песни «Зайчик» — «У лесной опушки сидит зайчик» — слово «опушка» некоторые ребята понимают как «пушки» или «ушки» и соответственно так поют. В работе над дикцией необходимо обращать внимание на артикуляцию губ, подвижность нижней челюсти. Удачный прием — произнесение шепотом или голосом текста в ритме этой песни. Например, можно так прочитать текст песни Т. Попатенко «Песенка о песенке»:
Различными приемами добивается педагог слаженности детского пения — ансамбля. Следует, однако,предостеречь от использования прямых указаний: «пойте громче, тише. быстрее и т. д.». Важно раскрывать смысловое значение этих оттенков, нюансов, подчеркивающих содержание песни. В песне «Дед Мороз» В. Витлина педагог подчеркивает доброе отношение детей к главному персонажу, поет,делая небольшое усиление и ослабление звука:
Дети, понимая назначение этих динамичных оттенков, естественно, воспроизводят нужную интонацию.
Строй (правильность и чистота мелодической интонации) — одно из самых важных хоровых певческих умений. Все приемы должны подчеркивать взаимосвязь нефальшивого пения и активной деятельности слуха, развивать у детей слуховое внимание, слуховой самоконтроль. Вот некоторые приемы. Перед началом песни педагог тихо напевает,как бы настраивая детей:
Затем он с этой же ноты начинает петь с детьми разучиваемую песню или предлагает детям протяжно петь один звук и говорит: «Поем все как один,будто одна дудочка играет: ду-ду!»
Некоторые песни имеют в мелодии «трудные» места, на которых сосредоточивается внимание детей. Сложно, например, правильно спеть две одинаковые музыкальные фразы, имеющие различные окончания. Проследите за этим в песне «Гуси-гусенята» Ан.Александрова:
Поэтому целесообразно поупражнять детей —несколько раз пропеть сначала один мелодический оборот:
Здесь возможен и такой прием: дети с более низкими голосами поют мелодию первой и второй фраз,а дети с более высокими голосами поют только заключительные слова: «га-га-га».
Голос и слух ребенка формируются не только во время разучивания песен, но и путем специальных приемов-упражнений, развивающих звуковысотный слух, певческий голос, координацию голоса и слуха.
К первому типу упражнений можно отнести следующие:
определить, когда закончилось звучание последнего звука мелодии (держать его на педали);
услышать различные окончания двух почти одинаковых музыкальных фраз;
различать высокие и низкие звуки;
различать направление движения мелодии вверх-вниз;
отмечать правильно и неправильно поющих.
Ко второму типу упражнений относятся различные распевания с определенными заданиями:
петь малую терцию вниз («ку-ку») в разных тональностях (после показа педагога);
петь звукоряд из пяти нот в нисходящем движении,транспонируя его:
петь малую терцию вниз (дети зовут: «Коля», затем малую терцию и квинту вниз — мажорное трезвучие (отвечает один ребенок: «Я иду»):
петь народные попевки и отрывки из них:
К третьему типу упражнений относятся такие:
уметь «настраиваться» по заданному звуку;
произвольно по заданию педагога и с его помощью повышать или понижать звучание мелодии в нужной тональности;
«подравнивать» высоту и характер звучания к голосам других детей, исполняющих мелодию по указанию воспитателя;
точно начинать песню после музыкального вступления и каждую музыкальную фразу отдельно.
Особенности методических приемов
Многие упражнения представлены в «Музыкальном букваре» и могут быть использованы в работе с детьми 4—7 лет. В процессе обучения детей младших групп широко используются игровые приемы, игрушки, показ педагога.
Задания в форме игры заинтересовывают и легче осознаются детьми. Игровые приемы многообразны. Иногда это игра, вытекающая из содержания произведения. Разучивая русскую народную попевку «Петушок», педагог выбирает «Ваню» (который спит, пока ребята поют) и «Петушка» (по окончании песни кричит: «Ку-ка-ре-ку!» — и будит «Ваню»).
Иногда игровые приемы связаны с указаниями педагога, помогающими обучению певческим навыкам. В той же песне «Петушок» детям предлагают позвать петушка и ласково, протяжно спеть последний слог. Словесные указания почти всегда связаны с показом. Так, в песне В. Карасевой «Зима»дети часто неправильно произносят слова: «Вот зима, кругом бело, много снега намело» — вместо «бело» поют «мило». Объяснив смысл этого слова (снег белый, кругом бело, педагог поет эту фразу.
Широко используются игрушки, особенно при разучивании песен, где этому помогает литературный текст. Детям весело и интересно исполнить песенку о сидящем перед ними зайчике, мишке, петушке. Они с удовольствием машут флажками или звенят погремушками, отмечая тем самым музыкальное вступление или заключение песни.
Во всех возрастных группах необходим индивидуальный подход к детям. Следует проверять певческие возможности каждого ребенка несколько раз в году.С этой целью на занятиях используют различные приемы: каждому ребенку предлагают спеть куплет песни; один поет запев, другой — припев, все поют поочередно по одной музыкальной фразе. Для проверки берется только хорошо выученная и легкая песня. С детьми, имеющими ограниченный диапазон (2—3 звука, поющими неправильно, необходимо заниматься индивидуально, а на занятиях помогать им, предлагая петь различные упражнения.
Методика обучения пениюдолжна способствовать развитию у ребенка самостоятельных действий: исправить неточную интонацию в пении, своевременно начать петь после музыкального вступления, уметь исполнять песню без сопровождения.
Научить петь без сопровождения очень трудно, но крайне важно. Разучивая песни, лучше всего предлагать детям сначала петь в сопровождении фортепиано (чуть Подыгрывая мелодию, затем без него, но с помощью воспитателя и, наконец, самостоятельно исполнить песню без сопровождения.
При обучении пению детям предлагают небольшие творческие задания. Малышей 3—4 лет можно попросить спеть свою колыбельную. Ребенок держит на коленях куклу, поет по-своему «баю-баю», а затем пляшет, подпевая «ля-ля».
Для формирования песенного творчества у детей 5—7 лет разработана специальная методика, композиторами и поэтами созданы образцы песен. Например, ребенку говорят, что надо послушать эту веселую песенку, а потом придумать свою с этими же словами.
Но, разумеется, в постановке творческих заданий всегда соблюдается определенная последовательность.
На первом этапе предлагается такая импровизация: спеть свое имя. Каждый ребенок, отвечая педагогу,поет по-своему:
Предлагается также импровизировать мелодию без слов. Но чтобы ребенок привыкал петь в определенном ладу, созданы попевки, которые помогают ему в этом. Например, песня-образец «Играй, сверчок» Т. Ломовой сначала исполняется взрослым, затем проигрывается музыкальное вступление,и педагог поет без сопровождения:
Ребенок поет в этой же тональности на слоги «ля-ля» свою сочиненную мелодию.
На втором этапе детям предлагают так называемые музыкальные вопросы и ответы. Им напоминают, что в разговорной речи на вопрос получают ответ,например: «Ты куда идешь?» — «Домой». Это можно сделать и в пении. Исполняя песни-образцы, обращают внимание на характер вопроса и ответа, которые звучат по-разному (например, в песнях М. Скребковой «Зайка, зайка, где бывал?», Г. Зингера «Что ты хочешь, кошечка?»).
На третьем этапе внимание детей обращается на то, что музыка может выражать различные чувства, быть то веселой то грустной. Дети понимают задание и, прослушав два контрастных образца песен («Весной» и «Осенью» Г. Зингера или «Колыбельная» В. Агафонникова и «Плясовая» Т. Ломовой, импровизируют веселую, оживленную мелодию на текст А. Шибицкой «Весенний день звенит! Встречай, скворец летит!»и находят грустные интонации в передаче контрастного настроения: «Улетают птицы вдаль, расставаться с ними жаль». Методиказдесь видоизменяется: дети после фортепианного вступления должны самостоятельно сочинить (спеть) мелодию на заданный текст, после чего проигрывается музыкальное заключение песни.
Методические приемы обучения пению обусловливаются общими. воспитательными задачами, особенностями коллективного и индиви-дуального пения дошкольников. Педагогические приемы связаны с последовательным разучиванием песен и обучением детей певческим навыкам в различных возрастных группах. Используются самые раз-нообразные упражнения, развивающие слух, голос и их координацию. Формирование песенного творчества проводится в тесной связи с обу-чением. Комплекс всех методов и приемов обеспечивает становление певческой деятельности.
Методикамузыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова и др. ; Под ред. Н. А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1989. – 270 с. : нот.
Консультация «Методика обучения связной речи» План семинара 1. Значение, задачи и содержание обучения связной речи. 2. Обучение диалогической речи. 3. Пересказ литературных произведений.
Инновационные подходы и методы в обучении дошкольников хоровому пению Инновационные подходы и методы при обучении дошкольников хоровому пению. «Запоют дети – запоёт народ» — К. Д. Ушинский. Содержание: 1. Вступительная.
Методический материал «Теория и методика обучения детей дошкольного возраста взаимодействию и сотрудничеству» МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 378» г. Перми Воспитатель: Балабанова Л. А. Методический материал «Теория и методика обучения.
Методика обучения чтению Н. А. Зайцева «Кубики Зайцева» 1 слайд Зайцев Н. А. (1939 г. р.) — российский педагог-новатор, профессор, академик Академии творческой педагогики, создатель и руководитель.
Методика обучения пению детей младшего дошкольного возраста Методика обучения пению детей младшего дошкольного возраста На третьем году жизни певческий голос ребенка начинает формироваться — певческого.
Методика обучения рассказыванию по игрушкам Вступление 3 Глава 1. Виды занятий по обучению рассказыванию по игрушкам и предметам 4 Глава 2. Методика проведения занятий по обучению.
Методика обучения счету и основам математики детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Методика обучения счету и основам математики детей дошкольного возраста через игровую деятельность. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее.
Основы игрового обучения пению Основы игрового обучения пению. К урокам музыки Каждый ребенок с самого раннего возраста обладает волшебным инструментом — голосом. Это.
Основы игрового обучения пению Традиционно в отечественной системе музыкального воспитания певческая деятельность занимает ведущее место. Это объясняют М. С. Осеннева,.
Синквейн в работе с дошкольниками: цели обучения, методика составления Компьютеры, телевизоры, планшеты прочно вошли в жизнь современных дошкольников. Просмотр мультфильмов вытеснил бабушкины сказки, мамины.
Источник