Как научиться импровизации фортепиано

Урок игры на фортепиано № 1 (2 ступень)

Импровизация на черных клавишах

I. Основной раздел

Как всегда играть «правильные» ноты, произвольно, без партитур и выучивания заранее? В музыке существует немало «загадочных вещей», которые делаются почти всеми музыкантами, но редко ими поясняются, особенно «на пальцах». Импровизация – один из самых таинственных музыкальных процессов, и именно ему и будет посвящен наш первый урок второй ступени обучения игре на фортепиано.

На первом уроке мы познакомимся с основами импровизации и рассмотрим наиболее простой вариант импровизации — с использованием черных клавиш пианино.

II. Сопутствующие уроку сведения

Импровизация (фр. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. improvisus — неожиданный, внезапный) — произведение искусства, которое создаётся во время процесса исполнения, либо собственно это и есть процесс его создания. Импровизации создаются во многих видах художественного творчества: в поэзии, музыке, танце, театре и др. К импровизации относят жанр экспромта. Истоками импровизации является народное творчество.

Музыкальная импровизация — исторически наиболее древний тип музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит непосредственно во время её исполнения.

В основе рассматриваемой импровизации лежит пентатонический звукоряд (когда используются только чёрные клавиши фортепиано).

Пентатоника — звукоряд, содержащий 5 различных по высоте звуков в пределах октавы (от греческого pente — пять).

1. Гармонические основы для левой руки:

1) чередование арпеджио по первым 3-м обертонам (см. урок 2 первой ступени обучения) от нот Фа-диез и Ре-диез;

2) чередование арпеджио по первым 4-м обертонам (см. урок 2 первой ступени обучения) от нот Фа-диез и Ре-диез;

3) используем последовательность из 5 арпеджио: от нот Фа-диез, Ре-диез, Си, Ля-диез и До-диез;

4) играем произвольную последовательность арпеджио, начиная с ноты Фа-диез (тоники) и заканчивая на ней.

Поиграйте гармонические последовательности несколько раз (чтобы привыкнуть), а потом, аккомпанируя левой рукой, правой начинайте свободно импровизировать – играйте, что хотите и как хотите, но только по черным клавишам (в дальнейшем при импровизации правой рукой можно наряду с черными клавишами использовать клавишу Си). У вас начнут рождаться какие-то неповторимые мелодии. Одни – красивые, другие – не очень. Не важно – главное – ни одна нота не прозвучит фальшиво, а значит – не нужно бояться ошибиться – это просто невозможно!

Это хоть и достаточно примитивное, но очень увлекательное упражнение, хорошо развивающее фантазию.

Наверняка, во время импровизации у вас появятся свои навыки и приемы. Однако существуют приемы, которые наработаны многими поколениями музыкантов и им можно научиться прямо сейчас:

2. Фразы и приемы для правой руки

1) Играем произвольную одноголосную мелодию
Играем произвольные ноты под нашу гармоническую основу, используем различные длительности нот.

2) Движения вверх и вниз по гамме, меняя длительности нот
Можно не задумываясь играть все ноты подряд (движение по клавишам вверх или вниз) под нашу гармоническую основу, произвольно меняя длительности нот. Главное чтобы полученная мелодия соответствовала музыкальному размеру и стилю.

3) Движения вверх и вниз по гамме, произвольно меняя длительности и пропуская ноты
Этот способ импровизации почти не отличается от второго, но дает больше простора фантазии. Можно играть подряд, а можно «перепрыгивать» через одну или несколько нот, менять направление гаммы от любой ноты.

4) Тянучки
Пожалуй, самый просто способ. Просто «зависаем» на одной ноте, меняя аккорды на ее фоне.

5) Опевание нот
Этот способ импровизации похож на «тянучки», но значительно разнообразнее. Суть его в том, что выбрав ноту для «тянучки», мы играем не только ее, но и две-четыре соседние в произвольном порядке и произвольно меняя длительность. Со временем произвольность перерастет в осмысленность.

6) Ступеньки вверх и вниз
Ступеньки вверх — мы последовательно играем две или три ноты, каждый раз смещаясь на одну клавишу вверх. Ступеньки вниз играются аналогично, но смещение происходит на одну клавишу вниз.

7) Прыжки
Способ основывается на «прыжках» примерно через октаву (можно чуть больше или чуть меньше) с первого пальца на пятый, либо обратно. Можно сдвигать вверх и вниз оба пальца, а можно «нижний» палец «заморозить», смещая только «верхний», можно наоборот.

8) Узкие и широкие интервалы
Используем в импровизации узкие и широкие интервалы.

9) Форшлаг
Мы можем украшать нашу импровизацию форшлагами. Стараемся использовать их умеренно, чтобы «не пересолить».

Форшла́г (нем. Vorschlag, от vor — «перед» и Schlag — «удар») — мелодическое украшение, состоящее из одного или нескольких звуков, предшествующих какому-либо звуку мелодии, и исполняющееся за счёт длительности последующего звука (как правило).

3. Общие рекомендации

1) Импровизация накладывается н а ритмическую, гармоническую основу композиции, левая рука играет ритмично (не запаздывает и не спешит);

2) Импровизация строится из заготовленных фрагментов, музыкальных фраз, приемов, клише, характерных для данного стиля;

3) Фразы, приемы могут применяться как отдельно «вкраплениями», так и «цепочками»;

4) Используйте повторения – повторяйте мелодические фразы в вашей импровизации.

5) Используйте в импровизации различные динамические оттенки. Варьируйте громкость звучания вашей импровизации. Ведь музыка передает эмоции, образы, настроение.

6) Варьируйте музыкальный темп. В вашей импровизации могут быть как более спокойные, так и более оживленные фрагменты.

III. Домашнее задание

1. Научиться играть гармонические основы левой рукой (см. 1 пункт II раздела).

2. Играйте одноголосную мелодию правой рукой, используя гармонические основы для левой руки. Постепенно начинайте применять другие рассмотренные фразы и приемы для правой руки.

3. Переходите к свободной импровизации на черных клавишах. Придумайте свои гармонические основы.

Источник

Как научиться импровизировать на фортепиано: приёмы импровизации

Доброго тебе настроения, дорогой читатель. В этом небольшом посте мы будем разговаривать о том, как научиться импровизировать: обсудим какие-то общие моменты и посмотрим основные приёмы импровизации применительно к фортепиано.

Вообще, импровизация является, пожалуй, одним из самых загадочных и таинственных процессов в музыке. Как вы знаете, этим словом называют сочинение музыки прямо во время её игры, иначе говоря, одновременное исполнение и сочинение.

Техникой импровизации владеет, конечно, не каждый музыкант (сейчас, главным образом, это умеют джазовые музыканты, композиторы и те, кто аккомпанирует певцам), дело это доступно каждому, кто за него берётся. Какие-то приёмы импровизации вырабатываются и закрепляются незаметно, вместе с накоплением опыта.

Что важно для импровизации?

Тут буквально перечислим: тема, гармония, ритм, фактура, форма, жанр и стиль. Теперь чуть подробнее развернём то, что мы хотели бы до вас донести:

  1. Наличие темы или гармонической сетки, на которую будет создаваться фортепианная импровизация – это необязательно, но желательно (для смысла), в эпоху старинной музыки (например, в барокко) тему для импровизации давал исполнителю посторонний человек – учёный композитор, исполнитель или неучёный слушатель.
  2. Необходимость музыку формовать , то есть придавать ей какую-либо из музыкальных форм – можно, конечно, импровизировать бесконечно, но слушатели ваши начнут уставать, равно как и фантазия – по три раза примерно одно и то же никому слушать не хочется и играть неприятно (разумеется, если вы не импровизируете в форме куплетов или в форме рондо).
  3. Выбор жанра – то есть такого вида музыкального произведения, на который вы будете ориентироваться. Можно импровизировать в жанре вальса, а можно в жанре марша, можно, играя, придумать мазурку, а можно оперную арию. Суть одна – вальс должен быть вальсом, марш должен быть похож на марш, а мазурка обязана быть супер-мазуркой со всеми теми особенностями, какие ей полагаются (тут и вопрос формы, и гармонии, и ритма).
  4. Выбор стиля – тоже важное определение. Стиль – это музыкальный язык. Скажем Вальс Чайковского и вальс Шопена – это не одно и то же, и музыкальный момент Шуберта с музыкальным моментом Рахманинова трудно перепутать (это тут мы поминали разные композиторские стили). Вам и тут нужно избрать ориентир – импровизировать в манере какого-либо известного музыканта, композитора (только не нужно пародировать – это другое, хотя тоже весёлое занятие), или какого-либо рода музыки (сравните – импровизации в стиле джаз или в академической манере, в духе романтической баллады Брамса или в духе гротескового скерцо Шостаковича).
  5. Ритмическая организация – вот это то, что серьёзно помогает начинающим. Чувствуй ритм, и всё у тебя будет хорошо! На деле – во-первых, музыкальный размер – в какой метр (пульс) ты будешь укладывать свою музыку, во-вторых, темп – определись: медленно или быстро , в-третьих, что будет внутри твоих тактов, какой ритмический рисунок – движение мелких длительностей – шестнадцатых или триолей, или какая-нибудь сложная ритмика, а может быть куча синкоп?
  6. Фактура , если по-простому, то это способ изложения музыки. Что у тебя будет? Или строгие аккорды, или вальсовый бас-аккорд в левой руке и мелодия в правой, или парящая мелодия наверху, а под ней какое угодно свободное сопровождение, или одни общие формы движения – гаммы, арпеджио, или ты вообще устроишь между руками спор-разговор и получится полифоническое произведение? Это надо решать сразу, а потом уж придерживаться своего решения до конца, так отклоняться от него – нехорошо (эклектики быть не должно).

Высшая задача и цель импровизатора – НАУЧИТЬСЯ ИМПРОВИЗИРОВАТЬ ТАК, ЧТОБЫ СЛУШАТЕЛЬ ДАЖЕ И НЕ ДОГАДЫВАЛСЯ О ТОМ, ЧТО ТЫ ИМПРОВИЗИРУЕШЬ.

Как научиться импровизировать: немного из личного опыта

Следует отметить, что у каждого музыканта, безусловно, имеется свой опыт в освоении искусства импровизации, а также какие-то свои секреты. Лично я всем желающим обучиться этому ремеслу посоветовала бы для начала, как можно больше играть не по нотам, а самостоятельно подбирать понравившиеся вам мелодии . Это даёт творческую свободу.

Из своего опыта могу сказать, что мне сильно помогло огромное желание подбирать различные мелодии, а также сочинять свои собственные. Мне это было крайне интересно, с самого детства, до такой степени, что, скажу вам по секрету, я этим занималась гораздо больше, чем разучиванием заданных педагогом музыкальных произведений. Результат был налицо – я приходила на урок и играла произведение, что называется, «с листа». Педагог хвалил меня за хорошую подготовку к уроку, хотя, я видела ноты первый раз в жизни, потому как дома даже не открывала учебник, в чем, естественно, не могла признаться педагогу.

Итак, спросите меня, как импровизировать на фортепиано? Я вам повторю: нужно как можно больше играть «произвольные» мелодии, подбирать и ещё раз подбирать! Только практика позволяет добиться хороших результатов. А если у вас еще и талант от Бога, то только одному Богу известно в какого монстра-музыканта, мастера импровизации вы превратитесь со временем.

Ещё одна рекомендация – брать ноты произведений и анализировать их – рассматривая всё, что вы там видите. Видите необычайно красивую или волшебную гармонию – анализируйте гармонию, потом пригодится, видите интересную фактуру – тоже берите на заметку, что можно так играть, видите выразительные ритмические фигуры или мелодические обороты – заимствуйте. В старину композиторы учились, переписывая ноты других композиторов.

Ну и, пожалуй, самое главное… Нужно развивать технику владения инструментом . Без этого не выйдет ничего, поэтому не ленитесь ежедневно играть гаммы, арпеджио, упражнения и этюды. Это и приятно, и полезно.

Основные методы или приёмы импровизации

Когда меня спрашивают, как научиться импровизировать, я отвечаю, что надо пробовать применять разные методы развития музыкального материала.

Только не нужно запихивать их все сразу в первую же вашу импровизацию. Последовательно попробуйте сначала один, наиболее понятный, затем второй, третий – сначала научитесь, подкопите опыт, а потому уж будете сочетать все методы вместе

Итак, вот некоторые приёмы импровизации:

Гармонический – тут много разных аспектов, это и усложнение гармонии, и придание ей современной пряности (сделайте её острой), или, наоборот, придание ей чистоты и прозрачности. Этот метод не простой, наиболее доступные, но очень выразительные приёмы для новичков:

  • поменять лад (например, был мажор – оминорьте, проведите то же самое в миноре);
  • перегармонизовать мелодию – то есть подобрать к ней новое сопровождение, «новое освещение», с новым аккомпанементом мелодия будет звучать по-другому;
  • поменять гармонический стиль (тоже метод раскраски) – скажем, возьмите сонату Моцарта и все классические гармонии в ней замените джазовыми, сами удивитесь, что может получиться.

Мелодический способ импровизации подразумевает работу с мелодией, её изменение или создание (если она отсутствует). Здесь можно:

  • Сделать зеркальное обращение мелодии, теоретически это очень просто – просто заменить движение вверх движением вниз и наоборот (используя технику обращения интервалов), но практически нужно полагаться на чувство меры и опыт (будет ли это хорошо звучать?), и может быть применять этот приём импровизации только эпизодически.
  • Разукрасить мелодию мелизмами: форшлагами, трелями, группетто и мордентами – сплести такое вот своеобразное мелодическое кружево.
  • Если в мелодии есть скачки на широкие интервалы (сексту, септиму, октаву), их можно заполнить быстрыми пассажами; если в мелодии есть длинные ноты, их можно раздробить на более мелкие с целью: а) репетиции (повторения несколько раз), б) опевания (окружить соседними нотами основной звук, тем самым выделяя его).
  • Сочинить новую мелодию-ответ к той, что звучала ранее. Здесь требуется проявить себя по-настоящему творчески.
  • Мелодию можно разделить на фразы так, как будто это не мелодия, а разговор двух персонажей. Репликами (вопрос-ответ) персонажей можно музыкально поиграться полифонически, перенося их в разные регистры.
  • Кроме всех прочих изменений, которые касаются именно интонационного уровня, можно просто заменить штрихи на противоположные (легато на стаккато и наоборот), от этого изменится и характер музыки!

Ритмический способ изменений в музыке также играет не последнюю роль и требует от исполнителя, в первую очередь, очень хорошего чувства ритма, так как в противном случае, просто не удержаться в заданной гармонической форме. Начинающим неплохо для этих целей применять метроном, который всегда будет держать нас в рамках.

Изменять ритмически можно как мелодию, так и любой другой слой музыкальной ткани – например аккомпанемент. Скажем в каждой новой вариации делать новый тип аккомпанемента: то аккордовый, то чисто басово-мелодический, то разложить аккорды на арпеджио, то организовать весь аккомпанемент в каком-нибудь интересном ритмическом движении (например, в испанском ритме, или по типу польки и т.д.).

Живой пример импровизации: Денис Мацуев – известный пианист импровизирует на тему песенки “В лесу родилась ёлочка”!

В заключение хочется отметить – для того, чтобы научиться импровизировать, необходимо… ИМПРОВИЗИРОВАТЬ, ну и, конечно, иметь огромное желание овладеть этим искусством, а также не бояться неудач. Больше раскованности и творческой свободы, и у вас все получится!

Источник

Читайте также:  Лучшие ароматы с нотами ванили
Оцените статью