Как научиться нотам для домбры

Как играть на домбре?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Калмыцкая домбра чичирдык – это народный инструмент с ярким, необычным звучанием, имеющий богатую историю. Схожие инструменты распространены на территории Казахстана, Узбекистана и других стран Азии. Домбра, конечно, не столь популярна, как гитара, но человек, освоивший искусство игры на ней, не останется без внимания. Поэтому важно понять, как научиться играть на калмыцкой домбре, какие знания для этого потребуются.

Что необходимо для игры?

Начальное освоение инструмента предполагает 4 шага.

  1. Необходимо научиться правильно сидеть с инструментом. Спина должна быть прямая, плечи – расслабленные. Правая нога кладётся на левую, а инструмент удобно располагают сверху. Ошибки в посадке могут отразиться не только на качестве звука, но и на здоровье ученика.
  2. Навыки настройки. Наиболее часто используется квартовая настройка струн, когда между звуками верхней и нижней струны образуется интервал из четырех ступеней (2,5 тона).
  3. Отработка техники боя. Звукоизвлечение производится ногтем указательного пальца, сопровождаемым движением предплечья вниз. Пальцы на руке остаются слегка сжатыми, но только не в кулак.
  4. Освоение нотной грамоты. Знание нот, длительностей, аппликатуры и других тонкостей записи музыки поможет разучивать новые произведения самостоятельно.

Изучение техники игры на калмыцкой домбре проходит проще под руководством учителя, который вовремя обнаружит и исправит ошибки. Однако при достаточном терпении и упорстве можно освоить инструмент по самоучителю или видео урокам.

Как держать домбру?

Игра на этом инструменте производится сидя. Положение спины – строго 90 градусов. Корпус домбры помещается на ногу. Инструмент ставится под углом 45 градусов. При этом головка грифа должна находиться на уровне плеча или чуть выше. Если поднять домбру слишком высоко, это создаст сложности в игре. А более низкое положение шейки инструмента вызовет сутулость спины.

При игре на домбре функции рук четко распределены. Задача левой заключается в зажатии струн на определенных ладах грифа. Она ставится так, чтобы локоть находился на уровне шеи инструмента. Большой палец ставится на верхнюю часть шеи в районе более толстой струны (верхней). Он будет отвечать за зажим этой струны. Причем палец не должен выпирать.

Остальные пальцы ставятся в ряд снизу. Они используются для зажатия тонкой струны. В результате шея домбры оказывается в промежутке между большим и указательным пальцем.

Чтобы зажать струну без фальши, нужно визуально разделить лад на две части. Фиксировать палец со струной следует в той части лада, которая ближе к корпусу домбры. Если зажимать струну строго на металлической перекладине или в части лада, находящейся ближе к голове, звук будет дребезжащим и невнятным, что отразится на общем впечатлении от игры.

Правой рукой осуществляется бой по струнам. Для этого кисть поворачивается к струнам на 20-30 градусов, а пальцы сгибаются в кольца. При этом мизинец, безымянный и средний находятся в одном ряду. Указательный отодвигается чуть ближе, а в получившийся промежуток вкладывается большой палец, образуя подобие сердечка.

Удар по струнам приходится на ноготь. Движение вниз осуществляется указательным пальцем, а возврат наверх приходится на большой. Защип подушечкой пальца приведет к тому, что звук потеряет яркость. Кроме того, ногтями нельзя задевать деку. Иначе музыка дополнится неприятными призвуками. В движениях задействуется только кисть руки. Плечевая и локтевая зона в игре участия не принимает.

Имеет значение, в какой части домбры играть. Рабочая зона для правой руки расположена строго в закрашенной части деки. Игра левее или правее считается ошибкой.

Как настроить?

На домбре всего две струны, которые регулируются ушками, расположенными на голове. Их высота совпадает с нотой «ре» первой октавы (тонкая струна) и «ля» малой октавы (более толстая струна).

Приведем несколько способов настройки для начинающих.

По тюнеру

Приспособление прикрепляется к головке домбры. Дисплей поворачивается под углом, удобным для обзора. Для нижней струны выставляется звук «ре» (латинская буква D). Если при звучании струны индикатор загорелся зелёным цветом, это значит, что настройка верна. Если звучание струны не соответствует ноте, дисплей загорится оранжевым или красным. Верхняя струна настраивается на «ля» (буква А).

По компьютерной программе

Имеется несколько программ для настройки струнных инструментов, в том числе и домбры. Можно взять одну из них, например, Aptuner.

Работа производится по схожей с тюнером схеме, но через микрофон ПК, сидя с инструментом как можно ближе к компьютеру.

По камертону

Его звук должен образовать октаву с верхней струной. Тогда сначала нужно настроить струну «ля», а затем с её помощью подстроить «ре». Инструмент настроен правильно, если верхняя струна, зажатая на пятом ладу, и нижняя открытая образуют унисон.

Нередко для настройки домбры используется другой инструмент, включая пианино или гитару. Такое практикуется при игре в ансамбле.

Более опытные музыканты могут настроить инструмент по слуху, если под рукой нет приборов или других музыкальных инструментов. Но для этого необходима точная память на высоту звуков.

Учим ноты

Изучение нотной грамоты – очень важная ступень в развитии музыканта. Подобно умению читать, знание нот позволяет не ограничиваться определенным набором мелодий, выученных с рук. В зависимости от возраста учащихся применяются разные технологии.

Ребёнку дошкольного возраста, не умеющему читать и писать, объяснять ноты можно, используя цветовые комбинации и геометрические фигуры. Цвета позволяют различать различные по высоте ноты. Под кругом, звездой, полукругом, треугольником и квадратом подразумеваются пальцы. Своя система имеется и для исполнительских техник. Например, спокойное состояние струн обозначают крестиком. А галочка предполагает удар вверх.

Подобную методику с успехом используют и в обучении детей с ограниченными возможностями.

Начиная со школьного возраста, стоит задуматься об освоении нотной грамоты в традиционном варианте, который включает целый ряд знаний. Перечислим основные из них.

  • Нотный стан. Учитывая строй калмыцкой домбры, достаточно освоить ноты скрипичного ключа.
  • Длительности нот и ритмические рисунки. Без этого невозможно грамотное освоение музыки.
  • Метры и размеры. Ощущение чередования сильных и слабых долей важно для восприятия и воспроизведения различных музыкальных жанров.
  • Аппликатура. Исполнение виртуозных композиций напрямую зависит от умения правильно располагать пальцы на инструменте, а также синхронизировать движение рук.
  • Динамические оттенки. У человека, не ощущающего разницу между тихим и громким звуком, исполнение будет отличаться монотонностью и невыразительностью. Это похоже на чтение стихотворения «без выражения».
  • Исполнительские приёмы. Игра на калмыцкой домбре предполагает использование серии техник, свойственных для этого инструмента. Их можно освоить самостоятельно или под руководством опытного педагога.

Подведем итоги: домбра чичирдык считается народным калмыцким инструментом, имеющих «родственников» во многих странах и народностях. Искусство игры на ней в последние годы активно возрождается. Поэтому желающих освоить её самостоятельно возросло.

Обучение игры на инструменте немыслимо без правильной посадки, а также понимания основ звукоизвлечения. Важным считается знание строя инструмента, умение самостоятельно произвести настройку на слух, с камертоном или с помощью электронного приспособления. Некоторые музыканты могут сыграть несколько композиций на домбре, освоив их с рук. Но овладеть более обширным репертуаром невозможно без музыкальной грамоты. Способы её изучения зависят от возраста и навыков учащихся. Поэтому следует найти оптимальную методику по своим возможностям и предпочтениям.

О том, как играть на калмыцкой домбре, смотрите в следующем видео.

Источник

21.06.2018 Учимся играть на домбре: Советы учителя

Сегодня растет число желающих научиться играть на домбре.

Для того, чтобы овладеть этим инструментом нужны, прежде всего, желание и стремление.

Нужно держать спину прямой, плечи расслабить, правую ногу расположить поверх левой, удобно положить инструмент.
Следующий шаг – научиться настраивать домбру. На домбре бывает правая и левая настройка. Для большинства песен и кюев используется правая настройка.
Следующий шаг – освоить различные виды боя. Нижний бой осуществляется при сжатых пальцах, ногтем указательного пальца, движением предплечья вниз.
Следующий шаг – выучить ноты. Учителя игры на домбре говорят, что человек, освоивший бой и знающий ноты, может исполнить любую мелодию.

Популярное

Видео >

Новости «Антикор» от 24 по 28 мая

Президент Казахстана выступил с видеообращением на закрытии 74-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения

День памяти жертв политических репрессий и голода

Заседание Правительства РК | 01.06.2021

Тәуелсіздіктің 30 жылдығы: Іргесі берік ел

Пленарное заседание Мажилиса под председательством Н.Нигматулина | 02.06.2021

Духовная столица тюркского мира: Елбасы посетил социально-культурные объекты Туркестана

Победители национальной премии «Тұмар-2021»

Возрождение Туркестана: Какими новыми объектами славится город

Алые поля Алматы: Красочными маками покрылась южная столица

О чем молчат стены музейно-мемориального комплекса «АЛЖИР»

«Цветы жизни «: Международный день защиты детей отмечается в Казахстане

Источник

5 причин учить ребенка игре на домбре: Айым Эрнст об инструменте и первых шагах

На домбре я играю со второго класса. Началось с того, что папа принес домой домбру и научил меня играть несколько простых мелодий. Чуть позже меня записали на кружок домбры в школьном Доме творчества. Наш преподаватель практиковал такой метод обучения, чтобы с новичками пару часов в неделю занимались более опытные домбристы.

Когда я уже училась в шестом классе, мне поручили позаниматься с моей первой ученицей. Она была глухонемой и не могла говорить. Едва слышала только одним ухом с помощью специального аппарата. На наших занятиях рядом сидела ее мама и жестами помогала нам объясняться друг с другом. Собственно говоря, так и начался мой педагогический путь. За 10 лет я обучила около 20 ребят: от первоклассников до пенсионеров и кандидатов наук. В школьные годы меня как особо одаренного ребенка зачислили в колледж имени Чайковского в Алматы. Я училась со студентами старше на 4-7 лет, но потом я перешла в физико-математический лицей, времени стало не хватать, и я не смогла продолжать обучение.

Сколько себя помню, домбра всегда была со мной. Стала настолько родной, словно часть моего тела, когда не глядя можешь нажать на нужный лад и настроить ее за пять секунд. Вполне логично, что домбра стала одним из моих проектов. В студенческие годы в КазНУ я столкнулась с тем, что практически нет обучающих видео по домбре в интернете. Задача же нашего проекта «Домбыра мектебі» – сделать обучение игре на домбре максимально доступным для всех.

Звук казахской домбры у нас в крови и где-то в подсознании: как дудук для армян, лезгинка для кавказцев, йодль для тирольцев. Сейчас, как и десять лет назад, есть много желающих научиться играть на домбре. Но уже и не так, как раньше было у казахов: когда в каждом доме на почетном месте висела домбра и любой член семьи мог на ней что-то сыграть.

Самый частый вопрос: «Гитара или домбра: на чем легче научиться играть?» Чтобы подыграть себе на гитаре и спеть 90% песен, достаточно выучить 15-20 аккордов и несколько видов боев. На домбре же каждое произведение – уникальное. Для каждого лада – свой определенный удар, и таких позиций в одном произведении может быть очень много. Но если же вы хотите научиться играть на гитаре произведения посложнее, такие как «Фламенко» или «Астурия», то вам надо будет месяцами, а то и годами оттачивать мастерство.

5 причин, чтобы отдать ребенка на домбру и не сомневаться в этом:

1. Домбра – это наше наследие. То, что выделяет казахов среди тысяч других народов.

2. Домбра – это искусство. Я очень люблю точные науки, цифры, формулы, анализ и все больше убеждаюсь, что музыка – это наивысшая степень преломления цифр. В эпоху повсеместной цифровизации, когда технологии совершенствуются, заменяя человека, и много профессий уходят в небытие, человек искусства станет одним из последних, кого сложно, а может, и вовсе невозможно будет заменить.

3. Игра на домбре развивает усидчивость, упорство, чувство ритма, такта и воображение. А как говорил нам Эйнштейн: «Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение – куда угодно».

4. Домбра – это хороший старт, чтобы заработать первые деньги. Пока в мире есть казахи, будет и домбра – часто так шутят. «Нағыз қазақ – қазақ емес, нағыз қазақ – домбыра». В студенческие годы благодаря моему репетиторству я могла позволить себе не только «самсу на остановке», но и полноценный обед в столовой.

5. Домбра – это отдельный мир. Ты можешь сделать этот свой мир большим и ярким, погрузившись туда целиком, чтобы показать его всему Большому миру. Или оставить его маленьким и по-домашнему уютным, когда сможешь во время кюя «Адай» выплеснуть свои эмоции, погрустить под «Көңіл толқыны» либо весело сыграть «Əлқисса». Не важно, какой размах получит твое искусство. Но несомненный факт состоит в том, что с домброй ты начнешь ощущать жизнь совсем по-другому.

Самая главная ошибка родителей – они покупают дешевую, плохую домбру для первых занятий ребенка. Ребенок сам еще плохо играет, а плохой звук усложняет процесс, отбивая желание ребенка научиться играть.

Часто родители и родственники хотят, чтобы их ребенок побыстрее начал играть сложные кюи. Считаю, что нет ничего плохого в том, чтобы для начала он наигрывал простые мелодии – из фильмов и мультфильмов. Мы все начинали читать с «Колобка», а потом перешли к сложным трилогиям и романам.

Цена за хорошую домбру начинается от 25 000 тенге. Детские – от 15 000. Концертные же домбры могут стоить в пределах от одной до трех тысяч долларов. Разница между ними существенная. В арсенал входят запасная подставка, струны, тюнер для новичков, чехол либо футляр.

Домбра не начинается и не заканчивается только кюями. Почему-то многие думают, если ты в детстве не научился играть, то уже никогда не научишься. Это в корне неправильно. Делать инвестиции в себя никогда не поздно.

Попросите ребенка научить вас играть на домбре. Так он научится правильно выстраивать и передавать свои мысли. Такие формы общения, когда вы меняетесь с детьми местами, помогут вам лучше понять друг друга.

И еще. Меня часто спрашивают: «Почему Эрнст?» Это мое отчество. Но я использую его как фамилию. Это привлекает внимание и кратко звучит.

Источник

Оцените статью