Как научится нотам если нет музыкальных инструментов
Метод известный и, по моему мнению, довольно полезный. Можно посмотреть форму, прикинуть динамический, гармонический и темповый план произведения, определить трудности и наметить методы их преодоления, можно учить внутренним слухом, глядя в ноты- в общем, можно сколько угодно его (произведение)теоретически осмысливать, что, безусловно, очень важно. Но этот метод эффективен только вкупе с нормальными занятиями на рояле.
А я бы обратил еще внимание на пользу «прокручивания» в голове уже выученного произведения — по мне, это куда полнезней, нежели часами сидеть и «долбить» клавиши.
Я, я выучивала произведения ездя в троллейбусе.:lol: С 7 по 10 класс такое довольно часто проворачивала.
Все делалось из серии «заниматься не хочу, но на урок приходить совсем неготовой нельзя — маме по голове дадут».:tomato: В общем, приходилось 40 минут туда и 40 минут обратно (особенно хорошо по дороге туда) сидеть и смотреть в ноты. У меня был кризис с преподавателем, я не была вообще уверена, нужна ли мне эта музыка в принципе, но не могла я уж совсем забить на уроки.
В общем, таким образом было выучено Скерцо Шопена, пара сонат Бетховена и несколько прелюдий и фуг Баха. При таких ежедневных занятиях часа зачастую хватало, чтоб все иметь в руках.
Никому такой способ не советую, как единственный, но сейчас зато я где-то довольна, что занималась в таких экстремальных условиях. Пришлось научиться работать с головой.
Есть люди,которые выучивают произведения,например,в маршрутке просто глядя в ноты.Признаться,я им очень завидую,т.к. ездить мне приходится очень много,а времени для занятий на рояле,к сожалению,мало.Недавно решила последовать их примеру.
Если у кого-то есть опыт подобных занятий-пожалуйста,расскажите:как Вы занимались и каков результат?
Здесь, на мой взгляд, нужно еще очень четко разделять где именно и над чем Вы собираетесь работать без инструмента. Ведь, одно дело, в спокойной обстановке смотреть и действительно работать над произведением, и совсем другое учить, пытаясь абстрагироваться от постороннего (хлопающих дверей, мысли о том, что проедешь нужную станцию и проч.).
Конечно, в экстремальных ситуациях можно и к таким методам прибегать, но все же лучше, опять же на мой взгляд, если они будут в качестве, скажем так, дополнения к основным занятиям на инструменте.
Я уже об этом писал где-то . скопирую:
Сначала запоминаю произведение наизусть на слух и с нотами (иногда одновременно), затем в следующий раз слушаю в голове и мысленно проигрываю.
Когда берусь/сажусь за инструмент, то уже хорошо представляю, что от пальцев/голоса/смычка требуется. Начинаю находить и заучивать аппликатуру (без нот). Периодически снова проигрываю разок по нотам.
Когда руки запоминают всё произведение наизусть, то начинаю детально работать над трудными/виртуозными пассажами, иногда проигрываю всё произведение — чтобы пассажи запоминались как неотъемлемые части всего произведения.
Параллельно работаю над фразировкой, динамикой, фактурой и т.д. в тех пассажах, которые выполняются руками уже на полуавтомате — руки запоминают и мелкие нюансы тоже.
Периодически записываю получившееся, и прослушиваю. Сразу выявляются «местные» изъяны, н.п. баланс между левой и правой рукой, штрихи, скачки, темпы, динамика, и т.д.
Импровизирую на произведение, сохраняя в точности кол-во тактов, гармонию и мелодические очертания. Импровизация — хороший показатель того, насколько уже знаю произведение — по-настоящему свободная импровизация получается лишь тогда, когда действительно уже всё произведение под контролем.
Результат: кроме реальных успехов на инструменте, ещё и бешено тренируется музыкальная память. Чем дальше, тем лучше будете слышать то, что видите.
Есть люди,которые выучивают произведения,например,в маршрутке просто глядя в ноты.Признаться,я им очень завидую,т.к. ездить мне приходится очень много,а времени для занятий на рояле,к сожалению,мало.Недавно решила последовать их примеру.
Если у кого-то есть опыт подобных занятий-пожалуйста,расскажите:как Вы занимались и каков результат?
На моей практике это было один -единственный раз, когда девочка перед экзаменом ( где-то за месяц) попала в больницу с аппендицитом. Она взяла ноты и линейку и занималась на этой воображаемой скрипке. За 10 дней мы сделали с ней программу, и сдала на 5.
Я уже об этом писал где-то . скопирую:
Сначала запоминаю произведение наизусть на слух и с нотами (иногда одновременно), затем в следующий раз слушаю в голове и мысленно проигрываю.
Когда берусь/сажусь за инструмент, то уже хорошо представляю, что от пальцев/голоса/смычка требуется. Начинаю находить и заучивать аппликатуру (без нот). Периодически снова проигрываю разок по нотам.
Думаю,такой способ намного лучше разучивания с инструментом,т.к. пальцы наши,чаще всего ленивы-играют,как умеют,как привыкли.Если голова идет за пальцами,трудно бывает сдинуть темп.А,когда знакомишься с произведением без инструмента,пальцы идут за головой и слухом,следовательно виртуозность и возможности пальцев растут.
На моей практике это было один -единственный раз, когда девочка перед экзаменом ( где-то за месяц) попала в больницу с аппендицитом. Она взяла ноты и линейку и занималась на этой воображаемой скрипке. За 10 дней мы сделали с ней программу, и сдала на 5.
Фортепианные вещи полезно просто отстукивать на любой твёрдой поверхности. Очень помогало в своё время!
А на скрипке надо будет попробовать безинструментную технику. Может чего хорошего и получится.
А на скрипке надо будет попробовать безинструментную технику. Может чего хорошего и получится.
Из моего опыта работы с начинающими (опытные ученики делают это самостоятельно):
1 вариант: ученик играет с листа новое произведение, делает ошибки, исправляет и т.д. Со временем он это произведение выучивает играть хорошо.
2 вариант: я помогаю анализировать первую фразу как с музыкальной стороны, так и с технической. Потом ученик играет почти без ошибок.
И так следующую фразу, слудующую. Если для самых маленьких эта фраза — всего 2-4 ноты, то для более продвинутых в несколько раз длиннее.
Результат: при втором варианте ученик выучивает пьесу во много раз быстрее и качественнее. Причина: не тратится время не переучивание ошибок. Ведь руки имеют настолько хорошую память, что первая ошибка без анализа тянется довольно долго, пока не исправится (долго: это от 5 минут, до 5 дней, 5 месяцев, 5 лет)
Из моего опыта работы с начинающими (опытные ученики делают это самостоятельно):
1 вариант: ученик играет с листа новое произведение, делает ошибки, исправляет и т.д. Со временем он это произведение выучивает играть хорошо.
2 вариант: я помогаю анализировать первую фразу как с музыкальной стороны, так и с технической. Потом ученик играет почти без ошибок.
И так следующую фразу, слудующую. Если для самых маленьких эта фраза — всего 2-4 ноты, то для более продвинутых в несколько раз длиннее.
Результат: при втором варианте ученик выучивает пьесу во много раз быстрее и качественнее. Причина: не тратится время не переучивание ошибок. Ведь руки имеют настолько хорошую память, что первая ошибка без анализа тянется довольно долго, пока не исправится (долго: это от 5 минут, до 5 дней, 5 месяцев, 5 лет)
Я так занималась с самых первых уроков. Т.е. разбирать новое произведение, как будто ты его уже знаешь. Ещё легче было, если ученик знал пьесу на слух.
Знание пьесы — бесспорно помогает. Собственно без этого становится на несколько порядков труднее. Особенно если не просто знаешь мелодию, а слышал именно хорошее исполнение. Т.е. кроме текста слышал исполнение всех встречающихся в произведении штрихов. Это не обязательно должно быть исполнение «великих». Приведу пример — «Пчёлка» Фр. Шуберта. Если ты её слышал в исполнении Хейфеца и подстраиваешься под него, то это скорее навредит чем поможет. Да и много таких примеров.
ЗЫ. Я ни в коей мере не наговариваю на Яшу, просто слушать в качестве примера — одно, а профессиональной оценки — совершенно другое!
Источник
Как научится нотам если нет музыкальных инструментов
Учим ноты вместе: несколько способов запоминания нотных знаков. Современные программы
Музыка относится к временному искусству, так как она существует только во время исполнения. Но есть то, что позволяет запечатлеть музыкальный фрагмент или произведение в вечности, это ноты. Умение быстро читать нотный текст для настоящего музыканта, это все равно, что читать книгу. Научиться нотной грамоте может каждый желающий, главное постоянно тренироваться и совершенствоваться. Мы постараемся помочь вам получить столь полезное знание.
Какие существуют музыкальные знаки и как они называются?
Ноты – это музыкальные знаки, точно отображающие высоту звука и его длительность. Можно считать, что это буквы музыки.
В настоящее время существует семь основных звуковых обозначений, располагающихся в данной последовательности:
Упражнение №1
Быстро проговаривайте названия от до до си вверх и вниз, старайтесь не путать их между собой и точно соблюдайте последовательность.
Когда вы запомните основные названия, тогда можно переходить к другому уровню. Как уже говорилось ранее, ноты — это буквы. Существует международный музыкальный алфавит, в котором всем знакомые до, ре, ми, фа, соль, ля, си отображаются латинскими буквами.
Вот как они располагаются на клавиатуре.
Упражнение №2
Играйте на клавиатуре соответствующие звуки, проговаривая их обозначения. Вначале движение должно быть последовательно вверх, затем последовательно вниз. Повторяйте несколько раз, пока не запомните идеально. Далее усложняйте задачу, проговаривайте и играйте звуки через один. Например, до, ми, ре, фа и т.д.
Чтобы было проще соотносить ноты на клавиатуре, можете приклеить разноцветные стикеры в радужной палитре на клавиши. Тогда клавиатура будет выглядеть следующим образом:
Перейдем к изучению непосредственно нотной записи. Для начала необходимо усвоить, что фортепианная клавиатура имеет девять октав, две из них неполные и семь полных. Они располагаются в подобном порядке:
К неполным относятся субконтроктава и 5-ая. В субконтроктаву входит две ноты, а именно ля и си, а в пятую одна – до.
Все начинающие музыканты начинают запоминать нотацию сначала в первой октаве, так как она наиболее часто используется при игре на инструменте. Давайте последуем их примеру и выучим вначале запись в первой октаве, но для начала постигнем все основы музыкального текста.
Основы записи: из чего состоит музыкальный текст
Ноты располагаются на специальном стане. Он представляет собой пять линеек.
Открывает запись специальный ключ. Данный музыкальный элемент является ориентиром, направленным на показ высоты. На сегодняшний день существует несколько видов ключей. Рассмотрим каждый подробно.
Основные ключи
Наиболее распространенными являются скрипичный и басовый ключи.
Скрипичный ключ является основным элементом музыкального языка. Данная система отталкивается от ноты соль. Наиболее удобен для записи в первой, второй октаве.
Басовый ключ также относится к основным музыкальным элементам. Система отталкивается от ноты фа. Наиболее удобен для осуществления записи в малой и большой октавах.
В случае с фортепиано, их нередко объединяют в систему. Выглядит это так:
К более сложным относятся альтовый и теноровый ключи, поэтому в данной статье мы не будем заострять на них внимание.
Расположение нотных знаков соответственно ключу.
Рассмотрим расположение нот в скрипичном ключе:
- До располагается на первой добавочной линейке.
- Ре под первой линейкой.
- Ми на первой линии.
- Фа между 1 и 2.
- Соль на 2.
- Ля между 2 и 3.
- Си на 3.
- До 2 между 3 и 4.
Вначале играйте в строгом порядке, проговаривая названия в слух. Визуально запоминайте расположение. Потом попытайтесь сыграть простой нотный пример 1.
Играйте вдумчиво, не торопитесь. Ответьте, какой ноты не хватает в данном примере. Проверить ответ можно в конце страницы .
Теперь рассмотрим, как располагаются ноты в басовом ключе:
- До между 2 и 3.
- Ре на 3.
- Ми между 3 и 4.
- Фа на 4
- Соль между 4 и 5
- Ля на 5
- Си над 5.
- До на первой верхней добавочной линии.
Точно также играйте в соответствии с их порядком. Помните, что в данном случае играть необходимо не в первой октаве, а в малой.
Если обозначения освоены, то можете попробовать сыграть предложенный нами пример №2.
При игре не торопитесь. Ответьте на вопрос, какой ноты не хватает. (Ответ в конце страницы)
Важно научиться не путать нотацию скрипичного и басового ключей. Чтобы было легче запоминать, мы подготовили специальную таблицу, ускоряющую процесс.
Название ноты | Скрипичный ключ | Басовый ключ | Расположение на клавиатуре |
До (C) | |||
Ре (D) | |||
Ми (E) | |||
Фа (F) | |||
Соль (G) | |||
Ля (A) | |||
Си (H) |
Процесс запоминания является достаточно длительным, поэтому необходимо уделять изучению, как можно больше времени. После того, как начальные знания будут иметь практически автоматический характер можно начинать изучение нот в более высоких или низких октавах.
Давайте рассмотрим звукоряд от самой низкой до самой высокой ноты.
Не пытайтесь объять необъятное сразу. Учите по частям, постоянно закрепляя изученный материал. После изучения теории всегда переключайтесь на практику, чем больше вы играете несложных нотных примеров, тем быстрее вы начнете отличать ноты в разных ключах, регистрах.
При игре на фортепиано можно заметить, что инструмент имеет белые и черные клавиши. Тёмные клавиши являются, либо повышением, либо понижением основных тонов, поэтому для обозначения используются специальные знаки.
Диезы обозначаются на нотном письме #, а бемоли — . Первые знаки повышают ноту на полтона, а вторые соответственно понижают. Пишутся они рядом с основным тоном. Данная тема интересна, но требует более детального обсуждения.
Какие современные программы помогают быстрее выучить нотацию?
На сегодняшний день отличной помощью в освоении музыкальных основ являются компьютерные технологии. Рассмотрим наиболее эффективные и удобные приложения.
GNU Solfege является современной программой, устанавливаемой на компьютер. Программа включает в собственный арсенал множество тренажеров, направленных на улучшение слуха, ритма, а также увеличения скорости чтения нот.
Абсолютный слух представляет собой приложение для смартфона, работающего на платформе Android.
К преимуществам данной программы можно отнести наличие огромного количества упражнений, направленных на всестороннее развитие музыканта. К одному из таких упражнений относится именно «Чтение нот». Человек может сам выбирать охват нот, необходимый ключ и т.д. Не может не радовать достаточно красочный интерфейс. Достаточно интересно тренировать собственные знания в данном приложении. Тем более, когда оно находится в телефоне, можно заниматься вне зависимости от места и времени.
Изучение нотной грамоты – это только первые шаги в удивительный мир музыки, поэтому не останавливайтесь на этом этапе. Открывайте для себя новые и интересные теоретические основы и постигайте правила музыки.
Ответы: В примере №1 не хватало ноты си, в примере №2 не хватало ноты ля.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Источник