Основы вокала: первые шаги, первые упражнения
Люди поют с самых древних времен. И как тогда, так и сейчас пение – это особый способ выразить свои чувства, эмоции, настроение. И кто бы ни хотел научиться делать это красиво? Я думаю, многие. Конечно, подготовка профессионального певца занимает довольно большой период времени, но если начать с малого, то вас увлечет сам процесс, и вы будете замечать положительное влияние тех упражнений, которые я хотела бы вам предложить: петь вам станет легче и приятней. Дело в том, что физиологически мы все способны петь: у нас есть голосовые связки, гортань и собственно наше тело, но когда речь идёт об обучении вокалу, речь на самом деле идёт о том, как научиться управлять процессами, рождающимися в нашем теле и голосовом аппарате.
Вокал, который вы слышите в песнях или на концертах – это то, к чему пришёл певец, освоив дыхательную технику, научившись попадать в ноты (интонирование); он научился использовать резонаторы и обладает своим собственным тембром (по которому вы кстати всегда его узнаете); певец не чеканит слова, а поёт согласно вокальной орфоэпии (есть например своя специфика в произношении при исполнении песни на английском или любом другом иностранном языке и она не всегда совпадает с нормами языка разговорного). И чтобы научиться петь красиво и профессионально важно освоить вышеперечисленные «пункты».
Я собрала здесь упражнения, которые не должны показаться вам сложными, но которые помогут вам сделать шаг вперед на пути к мастерству.
Дыхание
Постановка правильного дыхания – это то, с чего начинается путь любого вокалиста. Почему так важно научиться правильно дышать? Дело в том, что неправильный вдох, недостаточный вдох или вообще его отсутствие ведёт к зажимам, при которых вы вместо пения переходите на крик, поёте «на связках», а это нередко приводит к травмам голосового аппарата. У всех, наверное, был опыт пения в компаниях, после которого «садился» голос. Меж тем, от дыхания зависит сила голоса, его свобода, тембр, выносливость и выразительность исполнения.
На что нужно обращать внимание при выполнении дыхательных упражнений: следить, чтобы при вдохе не возникало перенапряжения, зажимов; не поднимались плечи; при вдохе мышцы гортани расслабляются, поэтому надо стараться сохранить ощущение вдоха и «перенести» эту же позицию на выдох. Вдох должен быть активным, более интенсивным, чем наш бытовой вдох, но при этом не жадный и не напряженный. Выдох должен быть экономным, но одновременно с этим свободным.
Конечно, полезно знать анатомию человека, ведь мы работаем с таким «музыкальным инструментом» как тело человека. Для начала найдите диафрагму (брюшную диафрагму). Это широкая мышца, разделяющая грудную и брюшную полости. Её граница условно проходит по нижнему краю рёбер. Если вдох произведен верно, он задействует эту главную дыхательную мышцу.
- Спокойный равномерный вдох без рывка, без задержки. Выдыхая, расслабляйтесь.
- Короткий вдох, длинный спокойный выдох. Следите за тем, чтобы не отпускать весь набранный воздух сразу. Равномерный выдох.
- «Кш». Вдох, затем выдох со звуком «кш», как будто прогоняете кошку или птицу. Это упражнение включает в работу мышцы, отвечающие за выдох. Упражнение следует делать уверенно, но не «нагло», не агрессивно, следите за шеей – она не должна напрягаться.
Интонирование
Чистое интонирование – это попадание в ноты. Чаще всего проблемы возникают из-за отсутствия синхронизации между слухом и голосом. Почему так важно чисто петь? Любая нота обладает своей частотой, может быть, вы это помните еще из курса школьной физики. Так вот когда человек не попадает в ноту – он не попадает в конкретную частоту, и излучает, можно сказать, частоту, находящуюся рядом, вследствие этого возникает диссонанс и то, что мы слышим, улавливается нашим ухом как что-то неправильное, негармоничное. Научиться попадать в ноты нам поможет любимое еще из детства занятие (кто в детстве посещал музыкальную школу) – это сольфеджио. В данном случае мы развиваем разные грани своего музыкального слуха: слышать и распознавать, слышать и воспроизводить, запоминать и воспроизводить ноты. Для тех, кто не знаком с теорией музыки (которая имеет прямое отношение к практике) рекомендация такая: петь интервалы. Например, всем известная «В лесу родилась ёлочка» — на словах «в лесу» поётся интервал под названием «большая секста», а первые 2 ноты нашего гимна (который «Россия священная наша держава…») – это интервал «кварта». При этом всём любая песня – это последовательность интервалов, как бы прозаично это не звучало. И любая фальшь возникает именно тогда, когда вы тот или иной интервал берёте неверно – занижая или завышая ноту.
Упражнения на интонирование
- Поём восходящую гамму (до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до)
- Поём нисходящую гамму (до-си-ля-соль-фа-ми-ре-до)
- Поём гамму от тоники поступенно (до-ре, до-ми, до-фа, до-соль, до-ля, до-си, до-до).
Тоника – это первая ступень лада. Вы можете сыграть до-мажорную гамму по белым клавишам фортепиано от ноты «До». Гамма Ля минор так же играется по белым клавишам от ноты «Ля». Это самые простые (условно, конечно же) гаммы, которые вы можете сыграть даже без знаний особенностей строения минорного и мажорного лада.
Если у вас дома есть инструмент — поупражняйтесь таким образом:
- Не глядя на клавиатуру фортепиано, нажмите одновременно 2 ноты (которые образуют интервал) и воспроизведите их сначала по отдельности, затем попробуйте соединить – перейдите от нижней ноты к верхней и обратно. Это вырабатывает у вас «чувство тональности»: вы запоминаете интервалы, включается не только наша обычная память, но и мышечная память.
Резонаторы
Звук резонирует в полостях нашего певческого аппарата. Это придает ему силу и формирует тембр. А тембр – это важнейшая составляющая, тембр – это индивидуальная особенность певца, тембры могут быть похожи, но каждый певец обладает своим собственным тембром, по которому его можно отличить от всех других.
Грудной резонатор – вибрации верхнеключичного отдела, нижнереберного, спины, грудной клетки, трахеи, и даже крупных бронх. При этом рождаются низкие обертоны голоса.
Головной резонатор – вибрации в голове, в черепе вплоть до затылка, сюда же входят зубы и темя. Здесь рождаются высокочастотные обертоны.
Смешанный резонатор – это одновременные вибрации в головном и грудном отделах, иногда в лопатках и спине.
Голос, его ровность звучания на всех регистрах зависит от способности пользоваться резонаторами автоматически.
Стоит еще добавить, что внутри грудного резонаторного пространства звучание основано на релаксации.
Упражнения для резонаторов
- Чтобы задействовать головной регистр, чтобы его почувствовать попробуйте крикнуть долгое «Хээээй», без напряжения, как будто хотите докричаться до кого-то вдалеке. Челюсть при этом должна быть расслаблена, язык и гортань тоже расслаблены.
- Лягте на пол, на спину, освободите все мышцы, затем свободно в потолок крикните Эээй.
- Перевернитесь на живот, прикасаясь лбом к рукам, выдохните спокойно несколько раз. Крикните в этом положении Эээй. В состоянии лёжа на животе вам будет легко ощутить напряжение в задней части шеи и в челюсти, прочувствовать мышцы, участвующие в процессе и постепенно научиться контролировать их.
Упражнения для развития мышц лица
- Поднимите и опустите поочередно левую и правую бровь
- Поднимите и опустите правую щеку, затем левую
- Поднимите и опустите сначала верхнюю, потом нижнюю губу
- Оттяните и опустить в сторону правый угол рта, затем левый
- Сморщите переносицу, двигайте ею вверх, потом вниз.
Все вышеперечисленные упражнения на дыхание, интонирование и развитие резонаторов – это очень важный начальный этап. Конечно, хочется как можно скорее начать петь и распевки и песни, и всё это обязательно будет. Главное – в самом начале заложить фундамент, и постепенно наращивать свои навыки.
Автор: Александра Селиванова
Источник
Как научиться попадать в ноты?
Я уже писала статью о том, что такое музыкальный слух и развеяла миф об отсутствии музыкального слуха у любого слышащего человека и рассказала, каким же он, музыкальный слух, бывает на самом деле. Рекомендую почитать эту статью.
Теперь давайте разбираться что со всем этим делать и как научиться попадать в ноты, если с рождения матушка-природа не наделила такой супер способностью.
Первое, Вы должны для себя уяснить и понять, что попадание в ноты (интонирование) — это навык. Такой же, как и любой другой, который можно и нужно развивать и тренировать, несмотря на Ваш изначальный уровень подготовки.
Второе, будем использовать инструменты для этого, такие как: самостоятельные занятия сольфеджио и вокалом, либо уроки с педагогом. Существуют так же мобильные приложения, с помощью которых тоже можно развивать вокальный слух, например Perfect Ear.
Третье – тренируйтесь! Как можно чаще и внимательнее. А главное – регулярно. Чем больше будет таких тренировок, тем быстрее Ваша цель будет достигнута и вы начнете попадать в ноты, радовать себя и окружающих чистым пением..
Научиться отличному интонированию Вам поможет пропевание интервалов, гамм, глиссандо от низких звуков к высоким и обратно, пение распевок, как с инструментом/приложением, так и без него, разучивание простых мелодий и т.д. Лучшие распевки для тренировки слуха собраны в моем вокальном видео курсе «Новичок. Голос. Слух. Ритм» , пройдя этот курс Вы значительно улучшите свой музыкальный слух, чтобы начать заниматься ЖМИ СЮДА.
И ещё, Вы должны понимать то, что этот процесс может оказаться далеко не быстрым. Иногда на это уходят месяцы, а то и полгода-год. Поэтому, очень важно иметь рядом хотя бы одного близкого человека или педагога по вокалу (в идеале, конечно и то и другое), который Вас в этом будет поддерживать и мотивировать не сдаваться, а двигаться только вперёд.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что залог успеха — это занятия сольфеджио, регулярность, пение разнообразных распевок, мотивация и поддержка. В следующий раз более подробно остановимся на сольфеджио, Вы узнаете, что это такое и зачем нужно им заниматься.
Верьте в себя, трудитесь усердно и у Вас обязательно все получится!Мечты сбываются, это проверено!;)
А прямо сейчас предлагаю Вам посмотреть мой видео урок и сделать первое упражнение на развитие музыкального слуха.
Улучшить ГОЛОС и научиться петь Вам помогут мои видеокурсы по вокалу, подробнее ЗДЕСЬ.
Если понравилась статья ставьте палец ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой канал Вокальный Дзен , впереди много всего интересного!
Источник
Как научиться петь в домашних условиях, без помощи учителя по вокалу?
Голос , определенно, есть у всех. Но не каждому от рождения дано петь красиво и по нотам. Вокал — это такой же навык, как катание на коньках. В начале не обойдется без «падений», зато позже все пойдет как по маслу. Главное — запустить «стартовый механизм».
Хочется научиться петь , а возможности посещать учителя по вокалу нет? Интернет-уроки так и не объясняют, с чего начинать, а все ресурсы советуют начинать с упражнений по дыханию, а к «вокальной составляющей» так и не переходят? Тогда эта статья для вас!
Главная ошибка в том, что стремление и желание научиться петь у ученика, буквально, убивают скучной теорией. Да, она важна, но не в том количестве, которым «закармливают» любого ученика музыкальной школы. Процесс должен доставлять удовольствие, и не отбивать желание научиться. И так, с чего же начать?
Основа любой песни — ноты . Если вы совершенно не умеете в них попадать — возьмите музыкальный инструмент, который имеется в наличии, и аккомпанируйте. Если инструмента нет — прекрасно поможет виртуальное пианино . Если сразу не получается — не беда. На все требуется время и практика. Пение гаммы не только помогает научиться попадать в ноты, но и » разогревает » голос.
Не спешите петь песни любимых исполнителей на свой лад, для обучения нужно найти более простые в исполнении, переходя от легких песен к более сложному исполнению. Подберите исполнителя, чей голос напоминает ваш , это поможет в дальнейшем.
Когда вы полностью попадаете в нужную ноту — ваш голос и голос исполнителя » резонируют «. Ощущается как слияние двух голосов в единое целое, с легкой вибрацией. Пример из личного опыта: когда я училась петь, то выжимала из одной песни, буквально, все доступное. Пела ее до момента, пока исполнение не становилось идеальным.
Когда вы мало-мальски научились петь, как раз стоит задуматься о дыхании и опоре . Здесь нам пригодятся интернет-уроки, коих великое множество.
Одни песни даются лучше, другие хуже. Дело в том, что у каждого исполнителя имеется свой » певческий голос «, с определенным диапазоном звучания. Для определения диапазона певческих голосов нам поможет, опять же, интернет. Конечно, точно поможет определить ваш тип голоса только учитель, но самостоятельно попытаться определить стоит, для того чтобы развиваться в правильном направлении. Все просто: открываете виртуальное пианино , и начинаете петь гамму. Затем берете ноты выше и ниже. Крайние ноты ограничивают ваш диапазон . Сверьте свои ноты с голосовыми диапазонами, и определите, какой тип голоса вам соответствует. На данном этапе можно искать исполнителей с таким же голосом, и учиться петь с помощью них.
Далеко не все имеют музыкальное образование и разбираются в названиях вокальных приемов. Видеоуроки, опять же, не дают понятного объяснения, как научиться их выполнять. Но это не беда, главное — желание. Включите песню, в которой исполнитель делает прием, который вам нравится. Пытайтесь его повторить . Конечно, с первого раза не получится, но старание всегда приносит свои плоды. Попробуйте представить, как данный музыкальный прием производится, попробуйте объяснить принцип его работы , опираясь на собственные ощущения , и исходя из них же, попробуйте воспроизвести.
В заключение хочется добавить, что главное в вокале — эксперименты . Со временем обучения слух разовьется достаточно для того, чтобы слышать малейшие изменения в вокале исполнителя. Попробуйте их повторить, понять механизм их действия, смешивайте » головной » и » грудной » звук, добавляйте в вокал опору и дыхание , и петь вы будете даже лучше тех, с помощью чьих песен научились.
1) Записывайте на диктофон все, что вы поете. Если у вас сохранится пара старых записей — вы будете приятно удивлены, услышав разницу.
2) Если вы чувствуете, что голос стал хуже, стал более сиплый или «скрипучий» — стоит сделать перерыв , или даже возобновить занятия через день-другой.
3) Не стоит заниматься вокалом сразу, как проснулись. Петь можно спустя 2 часа после пробуждения.
4) Не забывайте про воду , она помогает при пении. Желательно не пить молоко, соки и алкогольные напитки во время занятий. Также не стоит курить во время обучения, так как это сильно сушит связки, и голос «утомится» куда быстрее.
5) Не нужно петь строго с исполнителем, используйте минусовки , или подыгрывайте самостоятельно. Вы можете привыкнуть к исполнению со «вторым голосом», и результат одиночного пения может быть не самым лучшим. Иногда бывает, что человек слишком часто аккомпанирует себе на инструментах, и в итоге, не может спеть в полную силу без них. Все должно быть в меру.
6) Смотрите концертные видео, наблюдайте за поведением вокалиста , буквально за тем, как он стоит и открывает рот. Это важно.
7) Учиться петь лучше всего стоя , так создается меньше давления на диафрагму.
8) Пробуйте петь на разных языках . Известно, что акустика при произношении английских слов отличается от русского языка, поэтому, многим он дается куда легче для исполнения.
Источник