Как научится понимать ноты для гитары

Содержание
  1. Как научиться читать ноты для гитары
  2. Правила и нюансы игры на гитаре по нотам
  3. Самостоятельное обучение
  4. Обозначения
  5. Учимся играть по нотам
  6. Для чего нужны ноты?
  7. Как появились ноты?
  8. С чего начать?
  9. Из чего состоит нотный стан?
  10. Что такое ноты?
  11. Расположение и добавочные линии
  12. Что такое гамма?
  13. Что обозначает скрипичный ключ?
  14. Что такое тон и полутон?
  15. Знаки альтерации
  16. Нотная грамота для начинающих на гитаре
  17. Это минимум сведений, которые понадобятся Вам для первых уроков.
  18. Теперь разберемся с высотой звука
  19. Теория
  20. Практика Единственное, что надо крепко запомнить, так это следующее:
  21. Гаммы и аккорды
  22. Вся лестница очень длинная. Можно сказать, она бесконечная. Нота есть, а мы ее уже не слышим. Так бывает.
  23. Иногда в гамме ноты идут вверх по одной гребенке, а вниз – по другой.
  24. Аккорды
  25. Построение аккордов
  26. Трезвучия
  27. Септаккорды
  28. Нонаккорды

Как научиться читать ноты для гитары


Чтобы понять, как научиться читать ноты для гитары, недостаточно умения пользоваться арсеналом аккордов. Заученные комбинации не позволят играть любую мелодию, пользуясь нотной книгой. Чтобы научиться играть боле сложные композиции, необходимо проходить обучение поэтапно. Сделать это реально в домашних условиях, без посещения специальных курсов.

Правила и нюансы игры на гитаре по нотам


Не каждый может себе позволить персонального учителя, который позволит определить оптимальный алгоритм игры. Легче освоить это искусство тем, кто уже имеет практику, но можно научиться читать ноты с нуля. Первое, что нужно знать: каждая нота имеет свою высоту и временной период звучания.Все эти позиции отражаются в нотной тетради.

Предусмотрено несколько вариаций нот:

  • целая;
  • ½;
  • ¼;
  • 8-я часть;
  • 16-я;
  • 32-я.

Цельная нота определяется, как единица времени звучания. Какой высоты нота можно понять, увидев, на какой позиции в нотоносце она расположена. Важные нюансы:

  1. Если нотное распределение идет вверх, значит, звучание повышается.
  2. Линии нотного стана и струны гитары это не одно и тоже.
  3. Не стоит сравнивать нотную линейку и гриф, следует обращать внимание на последовательность просто запоминать позиции.
Читайте также:  Рок группы с аккордеоном

Если новичок видит две линии с двумя точками, значит, предусмотрено повторение предыдущего сочетания еще раз. Важно уяснить, что нотная книга читается слева направо и даже если некоторые позиции располагаются друг под другом, они читаются не по очереди: сверху в низ, а потом снизу вверх, а одновременно. Если новичок видит две линии с двумя точками, значит, предусмотрено повторение предыдущего сочетания еще раз. Важно уяснить, что нотная книга читается слева направо и даже если некоторые позиции располагаются друг под другом, они читаются не по очереди: сверху в низ, а потом снизу вверх, а одновременно.

Самостоятельное обучение

Те, кто имеет начальные навыки игры на гитаре, перед тем, как воспроизводить композицию по нотам из тетради, необходимо сопоставить позиции, визуализировать их, начиная со скрипичного ключа, который стоит в начале строки. С этого элемента начинается звуковой ряд, но существуют и другие вариации ключей:

  • альтовый;
  • басовый;
  • дискантовый.

В игре на гитаре применяется только скрипичный знак. Предусмотрено соответствие нотных строк звуковому ряду. Те ноты, которые меньше, чем ¼ могут быть объединены в группы через черту. Этот знак не имеет никакого музыкального значения, как и вертикальный штиль.

Обозначения

Существуют не только общие обозначения, а также позиции, относящиеся к конкретной ноте. Например, цифра в кружочке. Это говорит о том, что ноту следует играть на струне того номера, который взят в круг. Лад обозначается римской цифрой, где одновременно происходит зажатие струны на обозначенном ладу.

Предусмотрено также пальцевое обозначение:

  • p – большой;
  • a – безымянный;
  • m – средний;
  • i – указательный.

ВАЖНО! Те позиции, которые предназначены для левой руки имеют арабское цифровое значение и не берутся в круг. Если в нотной книге есть арабская цифра «0», значит, звучание указанной ноты извлекается на открытой струне.

Источник

Учимся играть по нотам

Добрый день, дорогие читатели! Эта статья для тех, кого ещё мучают сомнения, а также для тех, кто не знает с чего начать. Насколько необходима нотная грамота для гитары музыканту?

Для чего нужны ноты?

Можно всю жизнь сочинять музыку, записывать в студии песни, выступать на сцене, совсем не зная нот. Однако, здесь есть один существенный момент.

К примеру, возьмём иностранный язык. Представим, что человек уехал в другую страну, где говорят на неизвестном ему языке. Сможет ли он адаптироваться, стать полноценным гражданином? Где-то лет через пять будет свободно общаться.

Но, когда понадобится нечто большее – например, написать статью или книгу, то у него возникнут проблемы. Отсутствие знания грамматики, основ культуры речи, жанровой стилистики. Он будет говорить простыми фразами, его словарный запас окажется недостаточным. После первой же публикации станет понятно, что он просто неуч.

Современному музыканту саморазвитие доставляет значительно большее удовольствие, чем сцена или деньги. Знания дают гораздо больше – творческую свободу, неограниченные возможности. Можно общаться с профессиональными музыкантами, обмениваться идеями. А теперь подумайте — необходимо ли знать ноты, если вы хотите стать музыкантом, который способен общаться на языке музыки.

Могу вас уверить, что если этим заниматься, то умение читать ноты приходит очень быстро. Это все равно, что алфавит. Кто вспомнит, как когда-то начинал учить алфавит? Ведь каким-то образом он запомнился.

Нотная грамота для гитары мало чем отличается. Только знаков поменьше. Главное не бояться нот. Если практиковаться, они так или иначе начинают сами запоминаться.

Как появились ноты?

Нотам уже много лет. В неизменном виде как сегодня они существуют примерно с 16 века. Но сначала это были церковные песнопения, Григорианские хоралы Гвидо д’Ареццо. Управляя церковным хором, он столкнулся с проблемой, которая его беспокоила.

Каждый раз, когда приходили новенькие, он помогал им учить вокальные партии. На следующий день всё начиналось с нуля — никто ничего не помнил. Мало кому удавалось с первой репетиции выучить мелодии. В то время запоминали только по слуху.

Гвидо д’Ареццо тратил много времени и сил. Каждый раз приходилось возвращаться, показывать всё заново. Тогда он придумал нотную систему с помощью, которой стало возможным записывать музыку. Теперь каждый участник хора имел при себе ноты. Глядя в них он мог исполнить свою вокальную партию.

История говорит о том, что сам Папа Римский проявил к этому интерес. После того как он познакомился с нотами их стали применять во многих католических храмах.

С чего начать?

Представьте обычные уличные провода, свисающие вежду столбами. Представили? Назовём их линейками. Теперь вообразим, что на проводах сидят птички. Назовём их нотами.

Итак, провода – это неподвижные линейки, а птички, наоборот, всё время перемещаются, издают разные звуки и поют. Переносим это на бумагу.

Из чего состоит нотный стан?

Место, где располагаются ноты, называется нотным станом, состоящим из 5 линеек.

Что такое ноты?

Знаки, с помощью которых музыканты знают, какой звук следует играть и сколько по времени он длится. Внешне они выглядят как точки на линейках.

Расположение и добавочные линии

Положение на нотном стане обозначает высоту звука, а внешний вид показывает время звучания.

Диапазон музыкальных звуков, которые воспринимает наше ухо, невозможно разместить на пяти линейках. К тем, которые выходят за пределы добавляются короткие линии. Их называют добавочными и пишутся они на самой ноте, под ней или над ней.

Что такое гамма?

Что обозначает скрипичный ключ?

Указывает линейку, на которую назначена определенная нота.

Самообучение приносит хорошие плоды, когда теория и практика идут вместе, не отставая друг от друга.

Возьмите нотную тетрадь или лист бумаги. Сначала нарисуйте 5 параллельных линеек, а затем ноты. После этого напишите название каждой.

Повторите это несколько раз.

Назовите вслух все ноты из упражнения №1, как вверх, так и вниз. Потом поднимитесь на одну ступень вверх и подряд назовите от Ре до следующего Ре. Далее от Ми до следующего Ми. Так постепенно поднимаясь, пройдите всю гамму, к самому верхнему звуку До.

Желательно не только проговаривать названия вслух, но и записывать их на бумаге. Когда достигните уверенности в написании, сделайте также, но в обратном порядке.

Что такое тон и полутон?

К семи ступеням прибавились пять производных (черные клавиши), они получают свои названия от повышения или понижения основных.

Знаки альтерации

На грифе гитары

Пожалуй, это самое необходимое для начинающих изучать нотную грамоту. Но только одним чтением не обойтись. Во всем изложенном следует разобраться и выучить.

Продолжение темы в следующей статье. Где мы детально рассмотрим, как это применяется на гитаре.

Пишите отзывы, задавайте вопросы.

Источник

Нотная грамота для начинающих на гитаре

Это минимум сведений, которые понадобятся Вам для первых уроков.

Музыкальные звуки различаются по:
· Высоте
· Длительности
· Силе
· Тембру

Тембр в нотах для гитары указывается редко, например, словами «играть у подставки», что означает более звонкий звук.

Сила звука может быть указана словами или знаками. Вот некоторые:
p – пиано – тихо,
f – фортэ – громко,
> – знак акцента.

Длительность нот обозначается так:

Целая нота звучит столько же времени, сколько два половинные, или четыре четвертные.

Понятно, что восьмая звучит столько же времени, что и две шестнадцатых. Нота с точкой – это длительность ноты плюс половина ее длительности, например, четвертушка с точкой длится три восьмых.

Отсутствие звука называется паузой. Паузы обозначаются так.

Целая, половинная, четвертная, восьмая и т. д. Пауза с точкой – полторы паузы.

Теперь разберемся с высотой звука

Теория

По высоте звуки расположены лесенкой. Величина ступеньки – полтона.
На гитаре это как раз один лад. От Ля первой октавы до Ля второй октавы – октава, 7 нот, 12 полутонов. На этом отрезке лесенки частота звука удваивается. Ля первой октавы 440 Гц, значит, Ля второй октавы это 880 Гц.

Дальше все просто. Есть нотный стан. На нем 5 линий. Ноты пишутся под, на или над линиями. Когда не хватает линий, рисуют добавочные. Если надо повысить ноту на полтона, рисуют диез, понизить – бемоль. Если надо отменить, пишут бекар. Вот До, вот Ля, вот Фа-диез, вот Си-бемоль.

А вот так выглядит весь нотный диапазон гитары.

Практика
Единственное, что надо крепко запомнить, так это следующее:

· между нотами Ми и Фа и между нотами Си и До – полутон (одна ступенька). Между остальными соседними – тон (2 ступеньки).
· В гитаре истинный звук на октаву ниже, чем написано. Просто для удобства записи. Пишется До первой октавы, а реально звучит До малой октавы.

Все остальное учится в процессе. Поглядывайте на ноты, привыкайте.
В упражнениях все ноты снабжены названиями и разъяснениями, и Вы постепенно привыкнете.

Отлично все изложено у Носова в его самоучителе. Подробно и четко. Рекомендую.

Гаммы и аккорды

Музыку сочиняют талантливые люди. Знают они ноты, или нет, никого не касается. Здесь же идет речь не о творчестве, а о записи. Прочитав эту страничку, Вы не научитесь писать музыку или придумывать аккомпанемент. Но Вы по крайней мере будете понимать, как строятся аккорды, из чего они состоят и как записываются. За более глубокими знаниями надо идти на более серьезные сайты.

Вы видите таблицу. На самом деле это не просто таблица, это кусок лестницы. Хроматической лестницы. Вы как бы смотрите на нее сверху. Каждая ступенька – нота. Каждая следующая нота выше предыдущей на полтона. Или ниже следующей на полтона. Поэтому некоторые ноты имеют по два названия.

Пример. Первая ступенька – до, третья – ре. Вторая – выше на полтона, чем до, т.е. до-диез, и ниже на полтона, чем ре, т.е. ре-бемоль.

До-диез и ре-бемоль – одна и та же нота.

У нот несколько названий. Можно сказать До, а можно C. Можно сказать Си, а можно – Н. Американцы вместо H могут написать В. Это их дело.

Вся лестница очень длинная. Можно сказать, она бесконечная. Нота есть, а мы ее уже не слышим. Так бывает.

Вы, наверное, замечали, что музыка каждого народа имеет свои отличия. Как бы на свой лад. Венгры поют не так, как грузины, арабы – не так, как корейцы. У каждого народа свой набор излюбленных, привычных для слуха нот. Этот набор так и называется – лад народной музыки. Если в каждом ладу его ноты поставить по порядку, будет гамма этого лада.

Некоторые лады из народных стали международными, например, мажор или минор. Причем и мажоров, и миноров несколько. Когда–то каждый лад принадлежал какому-то народу, потом пути их разошлись, сошлись, немножко изменились и стали общими.

Итак, гамм, то-есть упорядоченных наборов нот данного лада, довольно много. Гамму каждого лада можно представить как гребенку с частично выломанными зубьями. Иногда оставшихся зубьев семь, иногда пять. И расположены они по-разному.

Иногда в гамме ноты идут вверх по одной гребенке, а вниз – по другой.

Вот гребенка одного из мажорных ладов. Гамма натурального мажора. В отличие от нашей таблицы здесь ступени разные. Причем нумерованные. Первая ступень – тоника. К какой ноте на лестнице эту гребенку единичкой приложишь, так и будет называться и тоника, да и вся гамма. Еще раз прошу заметить, что расстояния между ступенями гаммы разные. И еще раз напоминаю, что никто эту гребенку не изобретал, она сама такой стала. И то не сразу.

Гамма мажорного лада

1 2 3 4 5 6 7

Приложим эту гребенку к нашей лестнице, например, к ноте до. Получим гамму до мажор. Доремифасоль, как говорится. Лестница та же, что и наверху, только в ней меньше ненужной сейчас информации. Итак, прикладываем гребенку мажора:

Гамма мажорного лада

Теперь приложим приложим к ноте фа-диез. Получим гамму фа-диез мажор

Гамма мажорного лада

Обратите внимание: седьмая ступень гребенки попала на ноту фа. Но в данном случае это не фа, а ми-диез. Звучит, впрочем, одинаково. Даю еще несколько гамм для разных ладов. Просто для ознакомления.

Гамма фригийского лада

Вот гребенка гаммы фригийского лада.

Гамма миксолидийского лада

Вот гребенка гаммы миксолидийского лада

Ну, и так далее. Следует помнить, что специальной гребенки для музыкальной рекламы памперсов пока нет. Хотя люди, которым другой музыки не требуется, уже есть.

Сейчас владеть разными ладами престижно. Некоторые успешные рок-музыканты похваляются, что знают все. И все употребляют.

В гамме не все звуки равны. Первый, нижний, – главный. Какой первый звук, такая и гамма. Между остальными звуками тоже есть иерархия. Одни звуки как бы тянутся к другим.

Про гаммы пока все. Играть их надо, но это – для особо продвинутых. Для тех, кто хочет уметь играть на гитаре.

Аккорды

Теоретически аккорд – это одновременное звучание нот, расположенных по терциям. На практике что написано, то и аккорд.

Вот гребенка Вашего первого аккорда, мажорного трезвучия. Первый звук (нижний) – главный. Обратите внимание: расстояния между зубьями гребенки разные. Между первой и третьей ступенью – больше, между третьей и пятой – меньше.

Гребенка мажорного трезвучия жестко связана с мажорной гаммой. В нее входит первый, третий и пятый звуки мажорной гаммы. Тоника, терция и квинта.

Приложим гребенку мажора к нашей большой таблице, например, к ноте соль. Получим соль-мажорный аккорд. Соль-си-ре.

Теперь, прикладывая гребенку к разным ступенькам хроматической лестницы, мы можем построить мажорный аккорд от любой ноты. Вы не поверите, но 50 лет назад некоторые хитрые люди делали такие модели из картона. И в продаже иногда они появлялись. В виде картонных или пластмассовых дисков с вращающимися стрелочками. По такой же схеме вычисляют аккорды современные компьютерные программы.

С мажором разобрались. Займемся минором.

Вот гребенка минорного трезвучия. Первый звук (нижний) – главный. Потом – третья и пятая ступени минорной гаммы. Здесь расстояние между первой и третьей ступенью – три полутона (малая терция), а между третьей и пятой – четыре полутона, большая терция.

Пример: приложили единичкой к ноте D (Ре). Получился ре-минор, или просто Dm. Состоит из Ре, Фа и Ля (Если бы приложили мажор, было бы ре – фа-диез – ля).

Теперь я покажу, как выглядят гребенки некоторых аккордов. Повторяю, это не теория, не учебник, не справочник, это попытка простого объяснения. Те аккорды, которые Вы будете играть на гитаре, Вы не скоро будете создавать по нотам.

Да, вот еще что. Если взять нижнюю ноту в аккорде и перенести ее вверх (заменить той же нотой следующей октавы), получится обращение аккорда. В гитарной практике чаще имеют дело не с классическими, а с обращенными аккордами.

Итак, вперед. Не старайтесь запоминать. Это только пример для понимания. Все аккорды здесь – от ноты до, приложите гребенку к другой ноте – будет аналогичный аккорд от другой ноты. Написано, например, C7, а приложили его гребенку первой нотой к ре – получился D7.

Расстояние между зубьями гребенок музыканты измеряют терциями. Они пишут Б3, большая терция, или М3, малая терция. На всякий случай я добавил расстояние и в полутонах.

Состав
в полутонах

Итак, подведем итог. Есть лестница, где каждая ступенька – это звук. Вся музыка в ней умещается. Разные народы отбирали для себя с этой лестницы наиболее подходящие звуки. Это лады. Мажорный лад, минорный, и т.д. Ноты в каждом ладу образуют гамму этого лада. Гаммы мы представляли в виде гребенок. Из гамм родились и простейшие аккорды. Всех аккордов никто не считал, но записывать их научились. Записать можно что угодно, была бы система. Посмотрим, как строится система записи аккордов.

Если бы классификацию аккордов доверили простому советскому инженеру с окладом 130 руб., он бы сразу смекнул, что раз для каждого аккорда интервалы между звуками отличаются, надо их расположить по интервалам. Тогда мажорное трезвучие получило бы номер”43″, так как первый интервал у него равен 4 полутонам, а второй – трем. Минор стал бы зваться “34”, доминантсептаккорд получил бы номер 433, большой мажорный – 434, малый минорный – 343 и так далее. Где-то через полчаса вся работа была бы закончена, и, сдав отчет начальству, наш инженер отправился бы в курилку рассказывать анекдоты. Но музыкальная жизнь планеты сложилась иначе.

Построение аккордов

Основой для любого аккорда является трезвучие. Оно состоит из первой, третьей и пятой ступени гаммы. Мы уже знаем, что трезвучий всего четыре: мажор, минор, увеличенное и уменьшенное. В нашей таблице все они расписаны и разрисованы. Так что база для построения аккордов у нас есть. Поскольку в аккорде звуки расположены по терциям, добавляем к нашим трезвучиям терцию (три или четыре полутона), т.е. седьмую ступень гаммы, и получаем септаккорд. Затем добавляем еще терцию, получаем нонаккорд. Еще добавляем – ундецимаккорд, потом – терцдецимаккорд. В качестве примера приведены аккорды, построенные от ноты До.

Трезвучия

Мажорное трезвучие, C = первая, третья и пятая ступени мажорной гаммы. До – ми – соль.

Минорное трезвучие, Cm = первая, третья и пятая ступени минорной гаммы. До – ми-бемоль – соль

Мажорное трезвучие с повышенным квинтовым тоном, Увеличенное трезвучие, C + , C +5 = первая, третья и повышенная пятая ступени мажорной гаммы. До – ми- соль-диез.

Минорное трезвучие с пониженным квинтовым тоном, уменьшенное трезвучие, Cm -5 , C -5 = первая, третья и пониженная пятая ступени минорной гаммы. До – ми-бемоль – соль бемоль.

Септаккорды

Большой мажорный септаккорд, C +7 = мажор + большая терция. До – ми – соль – си.

Малый мажорный септаккорд (доминантсептаккорд), C7 = мажор + малая терция. До – ми – соль – си-бемоль.

Большой минорный септаккорд, Cm +7 = минор + большая терция. До – ми-бемоль – соль – си.

Малый минорный септаккорд, Cm 7 = минор + малая терция. До – ми-бемоль – соль – си-бемоль.

Увеличенный септаккорд, C +7+5 = увеличенное трезвучие + малая терция, До – ми – соль-диез – си.

Полууменьшенный (малый вводный) септаккорд, Cm 7-5 = уменьшенное трезвучие + большая терция. До – ми-бемоль – соль-бемоль – си-бемоль.

Уменьшенный (уменьшенный вводный) септаккорд, Cdim = уменьш.трезвучие+малая терция. До – ми-бемоль – соль-бемоль – си-дубльбемоль.

Доминантсептаккорд сам по себе тоже является базой для аккордотворчества:

Доминантсептаккорд с повышенным квинтовым тоном (с повышенной квинтой), C 7+5 , До – ми – соль-диез – си-бемоль.

Доминантсептаккорд с пониженным квинтовым тоном (с пониженной квинтой), C 7-5 , До – ми – соль-бемоль – си-бемоль.

Перебрав все возможные септаккорды, добавляют следующую, девятую ступень гаммы. Получаются нонаккорды.

Нонаккорды

Большой нонаккорд, C 9 = доминантсептаккорд+ большая терция, До – ми – соль – си-бемоль – ре

Малый нонаккорд, C -9 = доминантсептаккорд+ малая терция. До – ми – соль – си-бемоль – ре-бемоль.

Затем можно добавить одиннадцатую, тринадцатую ступень и т.д. Получим ундецим- и терцдецимаккорды.

Ну, принцип понятен. А если надо добавить не терцию, а другой звук?

Добавляя шестую ступень, получим мажорное и минорное трезвучия с секстой

Мажорное трезвучие с секстой, C 6 , До – ми- соль – ля.

Минорное трезвучие с секстой, Cm 6 , До – ми-бемоль – соль – ля.

Ну и наконец, добавляя к любому аккорду любую ноту, получают аккорд с любой добавленной нотой.

Ну, хватит, хотя здесь далеко не все. Повторяю, это не справочник, а попытка объяснения новичкам принципов записи аккорда. Если у Вас появится свой собственный аккорд, и Вы не сможете его записать по этим принципам, распишите его нотами или рисуйте таб.

У меня огромная просьба: если увидите на этой страничке ошибки (а ошибки есть, я уверен), сообщите.

Это сайт – гитарный самоучитель, восстановленный нами из архива. По непонятным причинам сам автор его закрыл и перестал поддерживать, мы решили продолжить жизнь данному проекту, тк он правда полезен людям! Не ругайтесь за рекламу, она приносит копейки на то, чтобы сайт жил и мы стараемся ей не перегружать сайт! Если кто-то хочет помочь или готов использовать сайт в проф деятельности – просим писать в контакты.

Источник

Оцените статью