Как научиться с нотой с домброй

21.06.2018 Учимся играть на домбре: Советы учителя

Сегодня растет число желающих научиться играть на домбре.

Для того, чтобы овладеть этим инструментом нужны, прежде всего, желание и стремление.

Нужно держать спину прямой, плечи расслабить, правую ногу расположить поверх левой, удобно положить инструмент.
Следующий шаг – научиться настраивать домбру. На домбре бывает правая и левая настройка. Для большинства песен и кюев используется правая настройка.
Следующий шаг – освоить различные виды боя. Нижний бой осуществляется при сжатых пальцах, ногтем указательного пальца, движением предплечья вниз.
Следующий шаг – выучить ноты. Учителя игры на домбре говорят, что человек, освоивший бой и знающий ноты, может исполнить любую мелодию.

Популярное

Видео >

Новости «Антикор» от 24 по 28 мая

Назначения за неделю | 30.05.2021

День памяти жертв политических репрессий и голода

Президент Казахстана выступил с видеообращением на закрытии 74-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения

Тәуелсіздіктің 30 жылдығы: Іргесі берік ел

Заседание Правительства РК | 01.06.2021

Духовная столица тюркского мира: Елбасы посетил социально-культурные объекты Туркестана

Вакцинация: Как в столичных ТРЦ работают прививочные пункты

Победители национальной премии «Тұмар-2021»

Возрождение Туркестана: Какими новыми объектами славится город

Алые поля Алматы: Красочными маками покрылась южная столица

О чем молчат стены музейно-мемориального комплекса «АЛЖИР»

Источник

Самоучитель игры на домбре на русском языке

Как играть на домбре?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Калмыцкая домбра чичирдык – это народный инструмент с ярким, необычным звучанием, имеющий богатую историю. Схожие инструменты распространены на территории Казахстана, Узбекистана и других стран Азии. Домбра, конечно, не столь популярна, как гитара, но человек, освоивший искусство игры на ней, не останется без внимания. Поэтому важно понять, как научиться играть на калмыцкой домбре, какие знания для этого потребуются.

Что необходимо для игры?

Начальное освоение инструмента предполагает 4 шага.

Изучение техники игры на калмыцкой домбре проходит проще под руководством учителя, который вовремя обнаружит и исправит ошибки. Однако при достаточном терпении и упорстве можно освоить инструмент по самоучителю или видео урокам.

Как держать домбру?

Игра на этом инструменте производится сидя. Положение спины – строго 90 градусов. Корпус домбры помещается на ногу. Инструмент ставится под углом 45 градусов. При этом головка грифа должна находиться на уровне плеча или чуть выше. Если поднять домбру слишком высоко, это создаст сложности в игре. А более низкое положение шейки инструмента вызовет сутулость спины.

При игре на домбре функции рук четко распределены. Задача левой заключается в зажатии струн на определенных ладах грифа. Она ставится так, чтобы локоть находился на уровне шеи инструмента. Большой палец ставится на верхнюю часть шеи в районе более толстой струны (верхней). Он будет отвечать за зажим этой струны. Причем палец не должен выпирать.

Остальные пальцы ставятся в ряд снизу. Они используются для зажатия тонкой струны. В результате шея домбры оказывается в промежутке между большим и указательным пальцем.

Чтобы зажать струну без фальши, нужно визуально разделить лад на две части. Фиксировать палец со струной следует в той части лада, которая ближе к корпусу домбры. Если зажимать струну строго на металлической перекладине или в части лада, находящейся ближе к голове, звук будет дребезжащим и невнятным, что отразится на общем впечатлении от игры.

Правой рукой осуществляется бой по струнам. Для этого кисть поворачивается к струнам на 20-30 градусов, а пальцы сгибаются в кольца. При этом мизинец, безымянный и средний находятся в одном ряду. Указательный отодвигается чуть ближе, а в получившийся промежуток вкладывается большой палец, образуя подобие сердечка.

Удар по струнам приходится на ноготь. Движение вниз осуществляется указательным пальцем, а возврат наверх приходится на большой. Защип подушечкой пальца приведет к тому, что звук потеряет яркость. Кроме того, ногтями нельзя задевать деку. Иначе музыка дополнится неприятными призвуками. В движениях задействуется только кисть руки. Плечевая и локтевая зона в игре участия не принимает.

Имеет значение, в какой части домбры играть. Рабочая зона для правой руки расположена строго в закрашенной части деки. Игра левее или правее считается ошибкой.

Как настроить?

На домбре всего две струны, которые регулируются ушками, расположенными на голове. Их высота совпадает с нотой «ре» первой октавы (тонкая струна) и «ля» малой октавы (более толстая струна).

Приведем несколько способов настройки для начинающих.

По тюнеру

Приспособление прикрепляется к головке домбры. Дисплей поворачивается под углом, удобным для обзора. Для нижней струны выставляется звук «ре» (латинская буква D). Если при звучании струны индикатор загорелся зелёным цветом, это значит, что настройка верна. Если звучание струны не соответствует ноте, дисплей загорится оранжевым или красным. Верхняя струна настраивается на «ля» (буква А).

По компьютерной программе

Имеется несколько программ для настройки струнных инструментов, в том числе и домбры. Можно взять одну из них, например, Aptuner.

Работа производится по схожей с тюнером схеме, но через микрофон ПК, сидя с инструментом как можно ближе к компьютеру.

По камертону

Его звук должен образовать октаву с верхней струной. Тогда сначала нужно настроить струну «ля», а затем с её помощью подстроить «ре». Инструмент настроен правильно, если верхняя струна, зажатая на пятом ладу, и нижняя открытая образуют унисон.

Нередко для настройки домбры используется другой инструмент, включая пианино или гитару. Такое практикуется при игре в ансамбле.

Более опытные музыканты могут настроить инструмент по слуху, если под рукой нет приборов или других музыкальных инструментов. Но для этого необходима точная память на высоту звуков.

Учим ноты

Изучение нотной грамоты – очень важная ступень в развитии музыканта. Подобно умению читать, знание нот позволяет не ограничиваться определенным набором мелодий, выученных с рук. В зависимости от возраста учащихся применяются разные технологии.

Подобную методику с успехом используют и в обучении детей с ограниченными возможностями.

Начиная со школьного возраста, стоит задуматься об освоении нотной грамоты в традиционном варианте, который включает целый ряд знаний. Перечислим основные из них.

Подведем итоги: домбра чичирдык считается народным калмыцким инструментом, имеющих «родственников» во многих странах и народностях. Искусство игры на ней в последние годы активно возрождается. Поэтому желающих освоить её самостоятельно возросло.

Обучение игры на инструменте немыслимо без правильной посадки, а также понимания основ звукоизвлечения. Важным считается знание строя инструмента, умение самостоятельно произвести настройку на слух, с камертоном или с помощью электронного приспособления. Некоторые музыканты могут сыграть несколько композиций на домбре, освоив их с рук. Но овладеть более обширным репертуаром невозможно без музыкальной грамоты. Способы её изучения зависят от возраста и навыков учащихся. Поэтому следует найти оптимальную методику по своим возможностям и предпочтениям.

О том, как играть на калмыцкой домбре, смотрите в следующем видео.

21.06.2018 Учимся играть на домбре: Советы учителя

Сегодня растет число желающих научиться играть на домбре.

Для того, чтобы овладеть этим инструментом нужны, прежде всего, желание и стремление.

Нужно держать спину прямой, плечи расслабить, правую ногу расположить поверх левой, удобно положить инструмент.
Следующий шаг – научиться настраивать домбру. На домбре бывает правая и левая настройка. Для большинства песен и кюев используется правая настройка.
Следующий шаг – освоить различные виды боя. Нижний бой осуществляется при сжатых пальцах, ногтем указательного пальца, движением предплечья вниз.
Следующий шаг – выучить ноты. Учителя игры на домбре говорят, что человек, освоивший бой и знающий ноты, может исполнить любую мелодию.

Популярное

Видео >

Пленарное заседание Мажилиса под председательством Н.Нигматулина | 04.11.2020

Заседание Правительства РК | 10.11.2020

Открытие в онлайн формате медиа-недели Astana Media Week 2020

Astana Media Week 2020: Мультиплатформенность

Пленарное заседание Мажилиса под председательством Н.Нигматулина | 11.11.2020

Жильцы столичного приюта для бездомных животных «Я живой»

В Алматы открылись кинотеатры

Столица Казахстана оделась в «белое одеянье»

Торжественное открытие галереи картин известных казахстанских художников состоялось в КазАТУ

На западе Турции произошло землетрясение магнитудой 6,6: разрушены жилые здания.

Небо, самолет, девушка с фотоаппаратом: секреты споттинга в Казахстане

Личный опытГлеб Пономарев — о том, как научиться играть на домбре и выучить казахский язык

«Я просто взял ее в руки и начал играть»

Недавно Нурсултан Назарбаев подписал указ о Национальном дне домбры. Теперь праздник популярного музыкального инструмента приходится на первое воскресенье июля. В этом году казахстанцы впервые отметили праздник 1 июля. Мы поговорили с Глебом Пономаревым — автором известных социальных роликов на актуальные темы о языках, музыке и городе. Глебу 31 год, он работает PR-специалистом в банке, изучает казахский язык и умеет играть на домбре.

В 15 лет я решил научиться играть на гитаре. Тогда это было настоящим вызовом. Это сейчас можно открыть YouTube, найти нужный видеоурок и начать играть хоть фламенко, хоть дэткор. А тогда, в 2002 году все, что у меня было — это три аккорда, нарисованные другом на тетрадном листе. В общем, после гитары освоить другой струнный инструмент гораздо проще. Поэтому я просто взял в руки домбру, и мелодия степи будто полилась сама. Пальцы машинально нащупали лады, и затанцевали по грифу.

Мне давно была интересна домбра, ведь при всей схожести с другими струнными инструментами, она имеет принципиальное отличие — это короткий сустейн (длительность звучания струны). Мне кажется, что домбра сочетает в себе не только струнный, но и перкуссионный момент. Прислушайтесь к характерным щелчкам во время игры на домбре. Именно в них вся мощь и чувственность этого инструмента. А какие ритмичные рисунки можно услышать у Курмангазы — это же просто космос. Кстати, пара его композиций всегда есть в моем плейлисте. Кроме домбры и гитары я играю на басу, и немного на губной гармошке. Сейчас осваиваю новый для себя вид музицирования — битмейкинг.

Не знаю плюс это или минус, но я никогда не учился играть на домбре. Я просто взял ее в руки и начал играть. Сначала я делал это в привычном для себя стиле — как на гитаре. Но вскоре понял, что принцип извлечения звука здесь совершенно другой, и стал подбирать. Иногда включаю кюи, внимательно вслушиваюсь и стараюсь повторить. Но «фирменного» звучания я, кажется, так и не достиг. Поэтому я не берусь записывать знаменитые произведения казахских кюйши, а больше экспериментирую с каверами на современные треки.

О казахском языке, переходе на латиницу и трехъязычии

Как человек, увлекающийся лингвистикой и этнографией, я считаю, что, проживая в Евразии, желательно знать хотя бы один тюркский язык. Это откроет целый мир богатой тюркской культуры. Европейцы еще в 14 веке составили знаменитый Codex Cumanicus, в попытке изучить кыпчакский язык (который, к слову, не так уж сильно отличается от современного казахского). Тюркские языки остаются довольно близкими, поэтому, зная казахский, вы автоматически будете в той или иной мере понимать сразу 10-15 родственных языков.

Когда я был студентом первых курсов и имел массу свободного времени, выучил сербский язык. Так вот, сербы одинаково используют как исторически привычную для себя кириллицу, так и латиницу. Ты можешь читать книгу на кириллице, и тут же ответить на деловое письмо на латинице — и все это на одном языке. Поэтому я считаю, что знание двух алфавитов пойдет нам только на пользу.

Сама по себе инициатива трехъязычия весьма привлекательна. А вот готовы ли мы к ее качественной реализации — это другой вопрос. Уроки в стиле «чилдрэн, лэтс ток эбаут аур кэпитал» вряд ли сделают из наших детей гениев. Скорее, запутают. Так что, переход к трехъязычию это постепенный и неторопливый процесс. Язык нужно изучать с азов. Можно читать и слушать сказки на нужном языке. Они всегда написаны простым и понятным языком, благодаря которому детки-носители учат свой собственный язык. Вот и мы, взрослые, можем попробовать учить английский и казахский языки, следуя примеру детей.

Источник

Читайте также:  Как снимать лак с гитары
Оцените статью