Как научится считать ноты

Как научиться читать ноты для фортепиано

Фортепиано — очень популярный музыкальный инструмент и многие люди хотят играть на нем. Особенно когда по радио звучит приятная мелодия, и сразу возникает мысль: «А как бы круто было сыграть эту мелодию самому на фортепиано», но потом вспоминаешь, что не умеешь читать ноты и думаешь, что скоро этим уже займешься. Знание основ как читать ноты поможет добиться успехов в разучивании понравившихся песен и является неотъемлемой частью в обучении игры на пианино.

Простыми словами, музыка – это мысли писателя, а ноты — буквы, слова, фразы и предложения. Символы, которые вы увидите на страницах нотных сборников, существуют более 100 лет и представляют собой тон, длительность и ритм, а также выражение и технические приемы, используемые музыкантами для исполнения. Умение читать ноты и знания нотной грамоты может открыть перед вами новый мир!

Начинаем осваивать нотную грамоту

Следуя представленной ниже пошаговой инструкции, уже к концу статьи вы сможете сыграть свою первую мелодию.

Шаг 1: выучить основные символы нотации.
Музыка складывается из разнообразных символов и для того, чтобы научиться читать ноты, прежде всего, необходимо ознакомится с основными компонентами, а именно:
— Нотный стан состоит из пяти линий и четырех промежутков, каждая со своим порядковым номером (отсчет ведется снизу вверх). На них последовательно располагаются ноты, например «соль» на 2 линии, «ля» на 2 промежутке.

Читайте также:  Ноты магомаева будь со мной

Скрипичный ключ находится в левой части нотного стана и обозначается декоративной красивой загогуленкой. Это высокий регистр музыки с нотами ми-соль-си-ре-фа на линиях и фа-ля-до-ми в промежутках.

А вот как выглядит скрипичный ключ и ноты (посмотрите как и где они расположены и выучите как они называются, таким образом: называние ноты-расположение):

Басовый ключ – это нижний регистр с названием, взятым от готской буквы «F» плюс две точки на 3 и 4 промежутке. Пребывает он также как скрипичный на левой стороне, но ноты прописываются другие (на линиях соль-си-ре-фа-ля, в промежутках ля-до-ми-соль).

— Каждая нота имеет черную (закрашенную) или белую (пустая внутри) головку, которая, по сути, показывает, какую клавишу следует нажать и может располагаться вне линий (выше/ниже). За ней следует штиль – тонкая линия, простирающаяся вверх (справа) или вниз (слева).

Направление не влияет на длительность, а лишь служит для удобства написания. Как правило, все ноты выше «си» пишутся с опущенным штилем, у тех которые ниже он поднят. Некоторые содержат флажок, он всегда стоит справа и его цель рассказать вам, как долго держать клавишу. Их может быть несколько, чем больше, тем короче длительность.

Шаг 2: понять ритм
Совокупность всех трех элементов, рассмотренных в предыдущей главе, или одного из них обозначает длительность, выраженной в ритме или метре. Итак, пустой кружок или буква «о» – это целая нота со счетом 1-и 2-и 3-и 4-и, добавляем к ней штиль, и получается половинная нота– 1-и 2-и. Закрашиваем головку, и она уже называется четвертная нота, счет сокращается до 1-и. Далее, прибавив флажок, получается восьмая нота, два – шестнадцатая нота, 3 – 32. При этом чем дальше, тем нота звучит по времени меньше и меньше.

На нотном стане метр представлен в виде дроби слева, где верхнее число показывает, сколько долей в такте, а длительность каждой демонстрирует нижнее.

А чтобы легче было понять, приведем пример, вы слушаете популярную музыку (большинство из них имею тактовый размер 4/4) и ваша нога непроизвольно двигается, отсчитывая 1-2-3-4, а если вы включите вальс, то заметите ровный ритм 1-2-3, размер такта в этом случае изменится на 3/4.

Чтобы до конца разобраться в ритме, нужно определиться с понятием темп в музыке, другими словами, количество ударов в минуту. Обычно он пишется в самом начале нотного стана и говорит, с какой скоростью играть, быстро или медленно. Например, 60 ВРМ означает, что в минуту нужно сыграть 60 нот или одну в секунду, темп 120 удваивает скорость на две в секунду. Помимо этого, на глаза будут попадаться итальянские слова, такие как Largo (медленно), Allegro (весело, подвижно), Presto (быстро) и другие – они обозначают общий темп всего произведения. На начальном этапе держать правильный темп поможет метроном.

Шаг 3: проигрывание мелодии
Поздравляем, вы почти готовы к чтению! Но для начала необходимо выучить до-мажорный звукоряд. Он считается основным и все остальные происходят от него. Состоит он из восьми последовательных нот, расположенных на белых клавишах, которые образуют тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.

Знаки альтерации

Черная клавиша рядом с белой также является полутоном, но значение ее может быть разным. Если звук повышается, то она будет диезом, а при понижении – бемолем. На нотном стане они-знаки альтерации обозначаются символами (#) и (бемоль — в виде полусердия с палочкой), есть еще бекар — который отменяет увеличение ноты на полтона или ее уменьшение:

Существует большое количество разных нюансов, тонкостей и сложностей с которыми придется столкнуться, но постоянно занимаясь, в скором времени все трудности покажутся ерундой. Начните с проигрывания простых гамм и обязательно проговаривайте или пойте написанную ноту. Купите нотный сборник с любимыми песнями и, слушая музыку, читайте. Не забывайте про сольфеджио, оно развивает слух и помогает слышать звуки. Кроме того, полезным будет выучить наизусть весь список ключевых знаков. Сейчас на просторах интернета можно найти огромное число партитур с записями исполнения, где можно слушать и одновременно читать ноты.

Еще из интересного:

Если все таки не поняли до конца, то вот еще есть мнение профессионала — как правильно выбирать цифровое фортепиано

Также возможно вам будет интересно почитать:

Источник

Как научиться играть по нотам

Для того чтобы сохранить музыкальное произведение на века, были изобретены ноты. Неподготовленный музыкант не сумеет воспроизвести его, не понимая, как читать ноты. В то время как профессионал без труда воспроизведет любую музыку, лишь заглянув в нотную тетрадь. Все дело в наличии навыка и опыта. С помощью знаний, можно с легкостью играть музыку, складывая ноты как во время прочтения книги.

Краткая историческая справка

Для успешного понимания сути нотной грамоты нужно обратиться к истокам.

Раньше музыка передавалась из уст в уста, как и литературные произведения. Но люди понимали, что ее необходимо сохранять, а соответственно – научиться систематизировать и записывать особым образом. Попытки сделать это были разнообразны.

В III в. н. э. Древнегреческий теоретик музыки Алипий из греческих букв составил список символов, каждый из которых интерпретировал звук конкретной высоты. Римляне также воспользовались данным способом, заменив греческие буквы на латинские.

В Средневековье для фиксации нот использовали невменную нотацию. Особенно часто к данному способу прибегали для фиксации направления движения мелодии при воспевании католических псалмов. Однако данная техника не была совершенной. С помощью нее певцы псалмов могли только вспомнить уже ранее разученную мелодию. Такая система не передавала высоту звука точно.

Решением данной проблемы теоретики музыки занимались долго. В результате, было решено ввести определенный ориентир – линию для звука fa. От нее вели счет остальных звуков вверх и вниз. Позже для звука do была введена еще одна линия.

Педагог Гвидо Аретинский ввел четыре параллельных линии, на которых стали изображать невмы, каждая из которых обозначала определенную высоту звука. Так в истории музыки появился нотный стан. Отличие современного нотного стана от невменной системы той поры лишь в том, что линий стало пять, а невмы заменили нотами.

Основная информация

Современная нотная грамота, знание которой необходимо для написания музыки и ее воспроизведения, основывается на базовых элементах. Музыканту необходимо выучить азы нотного звукоряда, разобраться в интервалах и октавах.

Нотный звукоряд

Музыкальная система вмещает в себя ряд звуков. Они размещены в порядке возрастания. Всего таких звуков 88. Их основная составляющая – ноты. Это своеобразные буквы музыки, которые отражают высоту звука, а также его длительность.

Современная музыкальная система состоит из семи хорошо известных всем звуковых обозначений. Они расположены в определенной последовательности:

Их повторение определенное количество раз и образует в конечном итоге звукоряд из 88 звуков.

Понятие интервалов

Каждая нота обозначает определенную высоту звука. Соответственно, каждая определенная нота выше, чем предыдущая, записанная перед ней.

Для того чтобы правильно читать ноты, необходимо запомнить суть обозначений интервала. Это отношение между одновременно и последовательно взятыми звуками. Существует два вида интервалов:

  • Гармонический (при одновременном звучании);
  • Мелодический (при последовательном звучании).

Интервал вмещает в себя вершину и основание. Между ними есть расстояние, которое в музыкальной грамоте измеряется количеством тонов или ступенями. Интервалы принято обозначать арабской цифрой. А их названия происходят от латинских числительных.

Основные характеристики интервала:

  1. Прима – указывает на расстояние между одной и той же нотой. Как правило, это минимальное или нулевое значение, поэтому прима является формальным интервалом.
  2. Секунда – расстояние, измеряемое в две ступени.
  3. Терция – расстояние, измеряемое в три ступени.
  4. Кварта – расстояние, измеряемое в четыре ступени.
  5. Квинта – расстояние, измеряемое в пять ступеней.
  6. Секста – расстояние, измеряемое в шесть ступеней.
  7. Септима – расстояние, измеряемое в семь ступеней.
  8. Октава – расстояние, измеряемое в восемь ступеней.

Октавы

Согласно пределам возможностей, голос или инструмент может звучать определенно низко или высоко. Расстояние между этими значениями называется диапазоном. В музыке диапазон измеряется октавами. Она выбрана мерой измерения потому что охватывает весь звукоряд из семи нот. Всего в музыке девять октав.

Удобнее всего понять суть нюансов, связанных с октавами на примере фортепиано. Его клавиатура содержит две неполных и 7 полных октав.

Считать их принято в музыке от ноты До. Поэтому первое, чему учат в любой музыкальной школе – находить на пианино именно эту ноту. Для этого необходимо найти группу из двух черных клавиш. Нота До будет слева.

Расположенные правее клавиши звучат выше, те что левее звучат ниже.

Эти правила позволяют нажать нужную ноту в случае необходимости. В том случае, если необходимо просто нажать ноту До, можно нажать любую клавишу, обозначающую эту ноту. Однако если нужно нажать ноту До в определенной октаве, музыкант коснется конкретной клавиши.

Расположение нот на стане

Музыкальные инструменты способны звучать в различном диапазоне. Туба может извлекать звуки контроктавы, а флейта звучит вплоть до пятой октавы. На фортепиано расположено 88 клавиш, и она способна звучать как на пятой октаве, так и на контроктаве.

Современный нотный стан содержит в себе только пять параллельных линий. Вопрос в том, как разместить на них ноты, которые способные обозначить такую разность звуков. Для этого используются скрипичный и басовый ключи.

Скрипичный ключ

Скрипичный ключ в музыкальной грамоте иначе обозначается как ключ Соль из-за того, что рядом с ним расположена нота Соль.

Этот ключ используется для записи высоких нот и подходит не для каждого инструмента. Если записать в этом ключе ноты для фортепиано, музыкант будет играть их правой рукой.

ВАЖНО! Данная нота является нотой именно первой октавы.

В этом ключе в основном пишутся ноты для скрипки, гитары или духовых инструментов, так как они способны воспроизвести ноты с малой октавы и выше.

Басовый ключ

Рядом с данным ключом расположена нота Фа, поэтому его иначе обозначают как ключ Фа. Применение басового ключа используется не так часто, как скрипичного. Басовые линии применяются в музыке для воспроизведения звука, который расположен ниже малой октавы.

В основном такой ключ подходит для записи нот для таких инструментов как фагот, бас-гитара или контрабас.

Существует колоссальное отличие в написании нот в скрипичном и басовом ключе и в том, как это выглядит в нотной тетради. На нотном стане у них совершенно разное расположение. Написание нот на басовом ключе требует отдельного запоминания.

Обозначение нот на линейках

Расположение нот в скрипичном ключе имеет принципиальное значение в музыкальной грамоте. Основные правила расположения таковы:

  • До – располагается на первой добавочной линейке.
  • Ре – под первой линейкой.
  • Ми – на первой линии.
  • Фа – между 1 и 2.
  • Соль – на 2.
  • Ля – между 2 и 3.
  • Си – на 3.
  • До2 – между 3 и 4.

Расположение нот в басовом ключе:

  • До – между 2 и 3.
  • Ре – на 3.
  • Ми – между 3 и 4.
  • Фа – на 4
  • Соль – между 4 и 5
  • Ля – на 5
  • Си – над 5.
  • До – на первой верхней добавочной линии.

Как видно, ноты в басовом и скрипично ключе на нотном стане записываются по-разному.

Дополнительные линейки

Для того чтобы написать низкие звуки, удобнее всего использовать именно басовый ключ. Но многие композиторы и музыканты для записи небольшого количества звуков иногда используют дополнительные линейки. К примеру, для записи ноты До первой октавы используется дополнительная линейка.

СПРАВКА! Если записывать ноту в скрипичном ключе, дополнительная линейка будет расположена ниже обычного нотного стана, если же в басовом – выше нотного стана.

Определенные особенности записи нот

Для записи очень высоких или очень низких нот можно использовать не дополнительные линейки, а знак восьмерки.

Знак восьмерки

В случае расположения специального знака восьмерки выше обычного нотного стана, все ноты, расположенные под пунктиром следует играть на октаву выше. Если знак восьмерки расположен ниже нотного стана – ноты играются на октаву ниже.

Длительность нот

Ноты способны отражать не только высоту звука, но и его длительность – протяженность во времени. Самая продолжительная нота называется «целая». Остальные виды протяженности происходят за счет деления целой.

Виды длительности ноты:

  • Целая. Обозначается в виде прозрачного овала. Например, протяженность ее 4 секунды.
  • Половинная. Обозначается в виде прозрачного овала со штилем. Эта нота будет звучать уже 2 секунды.
  • Четвертная. Обозначается в виде закрашенного овала со штилем. Звучит в четыре раза короче, чем целая – 1 секунду.
  • Восьмая. Обозначается также как и четвертная, только штиль на конце имеет специальный флажок в виде хвостика. По длительности занимает всего полсекунды.
  • Шестнадцатая. Имеет два флажка. Для того чтобы заполнить время целой, таких нот нужно будет шестнадцать.
  • Тридцать вторая. Имеет три флажка. Для заполнения времени целой ноты понадобится уже тридцать две таких нот.
  • Шестьдесят четвертая. Имеет четыре флажка. Шестьдесят четыре таких ноты заполняют одну целую.

Ноты могут группироваться между собой, образуя ребро (похоже на букву П). В зависимости от количества флажков объединенных нот формируется и количество ребер.

Ноты с точкой

Использование точки рядом с нотой необходимо для отображения увеличения или уменьшения продолжительности звучания.

Если точка располагается правее от ноты, на половину от ее обычной длительности должна быть увеличена и продолжительность звучания. Также можно увеличить и паузы.

Динамика и музыкальные штрихи

Также как и в человеческой речи, для того чтобы придать музыке эмоциональности, необходимо увеличить или уменьшить силу звука. Это достигается с помощью специальных динамических оттенков.

Еще одним способом придания музыкальной композиции тех или иных оттенков является метод звукоизвлечения, именуемый штрихом. Для каждого музыкального инструмента он индивидуален. Так, для придания оттенка во время игры на фортепиано, внимание обращено на особый образ прикосновения к клавишам. Во время игры на скрипке – на прикосновение смычка. Такие приемы называются «туше».

В музыкальной грамматике используется два основных вида штрихов:

  • Легато. Обозначается в виде нарисованной под нотами дуги. Извлекаемый звук должен быть плавным и перетекаемым;
  • Стаккато. Обозначается в виде точек, расположенных над каждой нотой. Извлекаемый звук должен быть точным, кротким и прерывистым.

Как считать длительность и такт

Для того чтобы «уловить» процесс счета длительности нот, лучше всего представить механические часы. В них секундная стрелка разделяет минуту на определенные отрезки в равных долях. Такие отрезки можно сравнить с сердцебиением. Измерение обычно происходит проверкой пульса.

Музыка тоже имеет свой пульс, который измеряется количеством ударов в минуту. Для измерения необходимо всего лишь знать соотношение этих длительностей.

ВАЖНО! Для того чтобы научиться играть ритмично, музыкант должен придерживаться чувства равномерной пульсации. Равномерность пульса – основа ритмичности в музыке.

Счет по пульсу

Пульс – это определенные сигналы, отражающие течение ритма музыки, временную разницу между тишиной и нотами, составляющими музыкальное произведение.

Для того чтобы произвести счет по пульсу, необходимо всего лишь взять за основу один интервал между ударами. Деление этого интервала на доли будет осуществляться в зависимости от того, какой ритм у музыки – быстрый или медленный.

Зная интервал, можно просчитать, быстрее или медленнее будет пульс в музыкальном произведении на определенном отрезке в сравнении с предыдущим.

Дополнительные знаки в нотной записи

Помимо нот и ключей в музыкальной грамоте используются дополнительные знаки, которые тоже важно знать. Одной из распространенных разновидностей являются знаки сокращения:

  • Реприза (для повторения определенной части музыкального произведения);
  • Вольта (повторения отрезка с другим концом);
  • Повторение такта (обозначается в виде косых палочек);
  • Повышение или понижение на октаву, что отображается уже знакомой нам восьмеркой.

Как самому записать ноты

Для того чтобы записать ноты, необходимо расчертить нотоносец (нотный стан) или приобрести в магазине тетрадь, в которой он уже расчерчен. Не стоит забывать про скрипичный или басовый ключ, на основе которого будут записаны ноты.

Современные технологии также предоставляют возможность записывать ноты в режиме онлайн в различных программах и приложениях.

Нотная грамота – это своеобразный язык, используемый для чтения музыкальных произведений. Научиться читать, понимать и играть ноты достаточно просто. Следует только вникнуть в основные правила, изобретенные уже очень давно, и чаще тренироваться.

Источник

Оцените статью