GuitarLine.Ru
Почему стоит снимать песни на слух
Опубликовано: 13.01.2010, автор: sMiles
Многие гитаристы, начиная обучение на гитаре, играют песни любимых исполнителей только по табулатурам и видеоурокам. В этом нет ничего плохого, но впоследствии возникает момент, когда начинает казаться, что вы остановились в развитии, и сколько бы вы песен ни учили, вы стоите на месте.
Кажется, что сдвинуться вперед довольно сложно, но есть один действенный метод. Просто отлижите книги с табулатурами в сторону, включите записи любимых исполнителей и начните снимать их на слух. Это не так легко как может показаться на первый взгляд, но если приложить немного усилий, то они окупятся сторицей.
Итак, в чем же плюсы игры песен на слух?
- Это признают многие книжные издатели и известные транскрайберы, их табулатуры не всегда идеальны. И не всегда отражают именно те аппликатурные решения, которые применяются в оригинале композиции. Возможно, что именно ваш вариант снятой песни будет звучать 100% идентично оригиналу.
- Чтобы хорошо научиться снимать, нужно обладать определенным запасом знаний по теории музыки. Так что это будет лишний стимул для занятий теорией. Возьмите пару книг и почитайте перед сном, так будет проще определять последовательности аккордов, а может, удастся и предугадывать модуляции.
- Снимая песни, вы развиваете собственный слух. Музыкант без слуха, то же самое, что переводчик, который не знает языка. Для развития слуха существует множество различных аудиокурсов. Но если у вас не так много времени, вы можете просто начать тренировки слуха, снимая мелодии простых песен.
- Импровизация. Сказать, что способность хорошо импровизировать, необходима современному музыканту, значит не сказать ничего. Чтобы развить собственные навыки импровизации требуется много времени и сил. Одной из составляющих обучения всегда является разбор импровизаций других музыкантов. Не обязательно учить импровизации по табулатурам или нотам. Если вы читали автобиографию Miles Davis, вам обязательно запомнились моменты, в которых Miles рассказывает о своих походах на концерты Charlie Parker и то, как он слушал его игру. В то время не было возможности посмотреть видео с концерта на youtube или записать его на телефон, поэтому молодому Майлсу приходилось запоминать наиболее интересные моменты. Просто представьте, он не просто снимал импровизации на слух, но и запоминал их. Впоследствии они служили отправными точками для собственных импровизаций Miles Davis. Если вам сложно учить импровизации гитаристов, попробуйте переключиться на другие инструменты, например, снимайте партии трубачей или саксофонистов в поп-музыке, обычно они там не сильно усердствуют.
- Аккорды. Это одна из основных составляющих любого курса по обучению игре на гитаре, и один из важнейших навыков гитариста. Знание множества аккордов, поможет свободно играть с листа, или подбирать незнакомые песни. Чтобы начать снимать песни на слух, достаточно знания базовых аккордов, далее только дело практики. Постепенно, вы научитесь снимать не только трезвучия, но и аккорды с 4-мя и более звуками. Еще один из плюсов при подборе аккордов песни на слух, то что вы с их помощью сможете выучить расположение нот на грифе гитары, потому что вам придется изучить различные варианты одного и того же аккорды и его нотный состав. Постоянно пополняя свой словарный запас аккордов, вы сможете по новому исполнять уже знакомые вам песни. В качестве примера, послушайте первые альбомы Van Halen, он играет там простые аккорды, которые знают миллионы гитаристов по всему миру, но в своих партиях Eddie использует обращения(эта тема достойна отдельной статьи).
- Снимая песни на слух, вы учитесь анализировать и распознавать ритмические рисунки самостоятельно, это положительно сказывается на воспитании чувства ритма. Снимая песни, вы сможете пополнить ваш багаж ритмов различных стилей, начиная от рока, заканчивая джазом и латинской музыкой. Когда вы исполняете песни других музыкантов, вы слышите, какой грув содержат их записи, и стараетесь его повторить, это так же помогает вам звучать более ровно.
- Аккорды и ритмы складываются в самую важную составляющую любой песни – аранжировку. Если вы не занимаетесь в музыкальном училище, то почерпнуть знания по аранжировке вам могут помочь только подобные сайты или песни других музыкантов. Это отличный материал для обучения, просто попробуйте после того как сняли партию гитариста, подумать, почему именно этот аккорд он выбрал в последовательности и почему именно это обращение, как и почему песня меняет тональности и как построены модуляции…
Снимая музыку других музыкантов, вы учитесь не только играть их песни, но и готовите себе базу для собственных сочинений. Композиторский талант может быть заложен в вас с самого детства и вам, возможно, достаточно будет взяться за инструмент. Но если вы не попали в те 2-3% талантливых музыкантов, не расстраивайтесь, это означает, что вам просто придется поработать немного больше, но нет недостижимых целей. Поэтому включайте записи, которые вам нравятся, хватайте гитару и вперед!
Источник
Как научиться «снимать» ноты на слух
Многие называют подбором мелодии на слух лишь воспроизведение на инструменте нескольких составляющих эту мелодию звуков. В самом деле, такое занятие очень развивает все музыкальные навыки. Если же тренироваться в этом направлении, то путь от подбора нескольких звуков на музыкальном инструменте начинающего музыканта-любителя до способности «снять» на слух песню с мелодией и гармонией, записать нотами особенности сопровождения любимой песни – может оказаться не слишком длительным, хотя, в некоторых случаях может занять несколько лет обучения.
Вам понадобится обучение в классе сольфеджио и элементарной теории музыки, а также, возможно, так называемый общий курс фортепиано, которые дает начальные навыки игры на фортепиано для всех инструменталистов. Задача развития виртуозных пианистических навыков при этом не ставится.
Для начала попробуйте записать нотами простейшую мелодию, пусть это будет даже детская новогодняя песенка про елочку. Сыграйте на фортепиано то, что у вас получилось, и исправьте ошибки. Записывайте мелодии по возможности каждый день, если времени мало – 2-3 раза в неделю. В классе сольфеджио это называется музыкальный диктант, но мелодии для диктанта предлагаются незнакомые, они проигрываются обычно 8 раз. Структура и характер таких мелодий постепенно усложняется, применяется боле развитый мелодический рисунок, включаются более сложные ритмические структуры. Аудиопособия по музыкальному диктанту можно найти в интернете и упражняться самостоятельно.
Для более продвинутых учеников могут быть предложены двух, трех и даже четырехголосные диктанты. Если вы справляетесь с такими заданиями, у вас отличный слух, и вы можете быть на пути к профессиональному развитию. Параллельно с упражнениями по развитию слуха происходит освоение теоретических знаний, интервалов, аккордов, как в теории – письменно, «на бумаге», так и в игре на инструменте и в определении этих структур на слух. Аккорды, конечно же, отличаются по окраске, но знать их строение музыканту необходимо. Пособия, подобные «Рабочей тетради Калининой по сольфеджио», содержат подсказку на первых страницах и весь необходимый минимум знаний по школьной программе. Заполнение этих тетрадей будет означать, что вы знакомы с основами теории музыки в объеме музыкальной школы.
Если человек справляется и с тембровыми, и с фактурными диктантами, он вполне способен заниматься «снятием» на слух любимых композиций и записывать нотами все особенности, прослушивая аудиозапись. Так вы станете необходимым участником музыкальной группы или рок-ансамбля, а дополнительный курс по аранжировке поможет вам адаптировать любимую композицию под конкретный состав группы или ансамбля.
Источник
Учимся снимать (транскрибировать) музыку
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Продолжаю постить полезные переводы. 🙂 На сайте компании Seventh String Software (разработчика такой полезной софтины, как Transcribe!) есть замечательная статья о подборе музыки на слух, содержащая немало полезных практических советов. Я давно вынашивал мысль перевести ее, и вот, наконец, дошли руки.
1. Что означает «снимать музыку»
Речь пойдет о методе, позволяющем сыграть или записать на бумаге композицию или ее часть, имея на руках лишь запись — например, на CD. Прежде всего мы будем иметь ввиду неклассическую музыку, т.к. ноты для классической музыки гораздо легче найти.
Кроме того, от классических музыкантов вы могли слышать о «транскрибировании (в русском языке для этого есть слово „аранжировка“ — прим. пер.) музыки», как об адаптации композиции, написанной для одного инструмента, под другой. Т.е. когда Джон Уильямс играет сонаты Скарлатти (изначально написанные для фортепиано) на гитаре, это тоже можно назвать «транскрибированием», хотя ему и не приходится самостоятельно разбирать запись — он может просто купить ноты (для фортепиано) в магазине. Неклассические музыканты редко используют это слово в таком смысле, т.к. им все равно постоянно приходиться реаранжирировать музыку под доступные им инструменты.
Сложность снятия музыки сильно зависит от сложности самой музыки, вашего музыкального слуха, и того, насколько детальную транскрипцию вы хотите получить. Если вы всего-навсего хотите записать аккорды для простой песни, тогда, при наличии хорошего слуха, вы можете снять их прямо на ходу, пока проигрывается песня. В противоположном случае, если вы пытаетесь детально транскрибировать сложную композицию, могут уйти часы на подбор одной минуты.
2. Зачем подбирать музыку на слух
Зачастую затем, чтобы сыграть песню, для которой у вас нет нот, а есть только запись. Конечно, можно попытаться хорошенько поискать эти ноты (если речь идет о джазовой композиции, попробуйте Fake Book Index), но если не найдете, что делать тогда? Еще бывает так, что найденные вами ноты могут не подходит к той версии песни, которая вам нравится. Хорошие музыканты могут использовать при игре нюансы, не указанные в обычных опубликованных нотах, поэтому приходится прислушиваться к записи, чтобы понять, что они делают. Я говорю о регармонизации, украшении аккордов, добавленных фигурах и риффах, грамотном движении басовой линии, голосоведении, и т.д.
Джазовые музыканты относятся к подбору музыки, как к важному элементу обучения. В джазе очень важно умение слушать и импровизировать. Транскрибирование импровизированных соло других людей помогает улучшить слух и понять музыкальные идеи, которые они используют.
Существует целый ряд профессиональных «транскрибистов». Например, если вы покупаете нотные листы для популярной песни, то наверняка они были сняты с записи одним из профессионалов, работающих на издателей.
3. Необходимые знания
Для вашей собственной музыкальной карьеры есть только одно необходимое требование — способность определять правильность своей транскрипции и сравнивать ее с оригиналом. От того, насколько хорошо вы сравниваете, зависит количество ошибок в транскрипции. До тех пор, пока вы слышите разницу, вы можете продолжать работать над ней, пока транскрипция не будет звучать правильно. Сколько времени это займет — зависит от вашего слуха. Если вы не можете различить аккорды, тогда, должно быть, они для вас слишком сложны. Но не сдавайтесь. У некоторых людей слух развивается быстро, но, я думаю, большинству нужно много времени и усилий для этого. Я считаю, что очень важно играть на аккордовом инструменте (пианино или гитаре), чтобы научиться понимать аккорды и определять их на слух. Когда я только начинал, мне нравились приятные звонкие аккорды типа 7#9, но я понятия не имел, как их расслышать. После нескольких лет игры на гитаре и использовании подобных аккордов, в голове образовалась ассоциация между игрой 7#9-ми и получающимся особым звучанием. Сейчас, когда я слышу как кто-то играет 7#9-ый, я сразу же узнаю его, как старого друга. Я думаю, почти любой человек может научиться такой легкости в обращении с аккордами, но для большинства из нас это не произойдет как по волшебству, неожиданно, это станет результатом годов игры, практики, прослушивания и, конечно, подбора.
Хорошее знание музыкальных стилей — один из важнейших факторов в умении легко транскрибировать. Если вы кучу времени играли музыку в том же стиле, в котором написана композиция, которую вы снимаете, тогда куда проще получиться понять, что к чему. Вот вам забавная история: когда мне было около 15-ти и я почти ничего не умел, я попытался снять песню Чарльза Мингуса «Jelly Roll» с альбома «Ah Um». Слушая ее сейчас, я отчетливо понимаю, что это блюз (14-ти тактовый, насколько я помню), но тогда я этого не знал. Я напряженно вслушивался в партию пианино, думаю, что это подскажет мне аккорды. Но я не знал, что в этом стиле музыки, пианист играет правой рукой множество разных нот, которые, конечно, не образуют аккорд. Если базовая гармония, скажем, С7, тогда почти любая нота, кроме B, может быть использована для построения гармонии, подходящей под этот стиль. Если этого не знать, то попытка найти аккорды по тому, что играет правая рука пианиста принесет одно расстройство (мне нужно было начать с басовой линии). В итоге я получил правильную мелодию, но обозначения аккордов, которые я взял, были абсолютно неправильны и бесполезны. Я не говорю, что это была пустая трата сил. Вам следует понять, что ваши первые попытки будут сомнительны, но все мы с чего-то начинали, и при должном упорстве результаты будут улучшаться.
Что касается оборудования, то, очевидно, что вам нужно устройство для проигрывания записей, чтобы слушать их. Некоторые способы проще других для целей транскрибирования, и у каждого, занимающего снятием на слух, есть свой любимый метод. Ниже — мое мнение.
Пластинка
Это был лишь способ вернуться в каменный век. Нет возможности зациклить нужную часть, очень сложно установить проигрывание с нужного момента, и нужны свободные руки, чтобы поднимать иглу и опускать ее назад без повреждения записи. Это метод снятия для героев. С другой стороны, если у вас есть проигрыватель со скоростью 16 об/мин, вы можете замедлять музыку, чтобы расслышать сложные кусочки. Некоторые проигрыватели (например, Garrard 401) позволяют тонко контролировать скорость, что полезно при настройке звучания.
Кассета
Я считал это большим шагом вперед и для подбора часто пользовался плеером. Преимущества: портативность, счетчик ленты, несмотря на неточность, хотя бы дает представление, в какой части композиции вы находитесь, легче управление проигрыванием (старт/стоп/перемотка). Можно многократко прослушивать одну и ту же часть, просто нажимая кнопку перемотки во время проигрывания, что очень удобно. Нет замедления, но если бы мне это было очень нужно, я мог бы скопировать фрагмент на катушечный магнитофон и затем обратно на кассету на 1/2-ой скорости, так что на моей кассете было бы две версии, на нормальной скорости и на половинной.
CD/MiniDisc
Наконец-то была открыта (в Перуанских джунглях, на дальнем конце Анд) и приручена «цифра». Эти устройства позволяют точно определить тайминг с первого раза, так что находить нужный момент стало действительно просто. Более дорогие модели имеют зацикливание (луп), а некоторые даже позволяют настраивать звук и скорость. Если вы выбрали правильную модель, она станет отличным инструментом для снятия.
Программы-помощники для транскрибиста
В наше время многие настольные компьютеры способны записывать и проигрывать аудио и существует множество компьютерных программ, способных помочь вам в деле транскрибирования музыки. Вы, может быть, в курсе, что мы (Seventh String Software) продаем одну из них, под названием Transcribe!, а ссылки на другие можно найти здесь.
Возможности, предлагаемые подобными программами ограничены только воображением программного дизайнера (и, конечно же, техническими возможностями). Обычно они способны устанавливать несколько точек лупа, регулировать звук и замедлять музыку без искажения высоты. Transcribe!, кроме того, может анализировать звук и предлагать возможные звучащие ноты, и, конечно, аккорды. В некоторых случаях это может быть очень полезно.
Программы для автоматической транскрипции
Большинство претенциозных программ, действительно пытающихся сделать транскрипцию для вас, обрабатывают аудиофайл и выдают MIDI или музыкальную нотацию. Я восхищаюсь их отважными попытками, но по моему впечатлению они не так уж и полезны. Обрабатывая музыку, в которой несколькими инструментами одновременно играются множество нот (т.е. почти любую музыку!) они совершают столько ошибок, что тяжело понять, чем они вообще могут помочь. Ссылки вы найдете здесь, но мы не будем в дальнейшем обсуждать их.
Эта статья о том, как снимать музыку независимо от того, что вы используете для ее проигрывания.
4. Транскрибирование
Первым делом попробуйте найти готовые ноты! Некоторые люди будут говорить вам, что так поступать не стоит, потому что транскрибирование — «это полезно». Я полностью согласен, что умение снимать музыку это полезно, но если вы вообще хоть сколько-нибудь музыкально активны, то у вас всегда будут на примете вещи, которые хочется сыграть, но нет нот, так что, думаю, стоит поберечь свои силы для них. К тому же, как я заметил выше, если вы вслушиваетесь в музыку, которая вам нравится, то вы заметите, что в нотных листах порой не указаны фишки музыкантов, которые делают записи особенными. Так что в итоге вам все равно придется что-нибудь подбирать, но готовые ноты могут стать отправной точкой.
Определите структуру композиции — куплет, припев, бридж и т.д. Даже если вы не собираетесь подбирать всю песню, наличие полной схемы часто помогает, т.к. если вы не можете расслышать аккорды в какой-то момент, и если вы знаете что подобная структура используется еще где-нибудь в песне, то стоит прислушаться — возможно, тут все тоже самое. Так что, слушая песню, обращайте внимание, что, где и как. Скажем, если вы используете CD-плеер, вы можете расписывать секции на бумаге, указав время начала секции, и потом находить их снова. В Transcribe!, или другом софте с такой возможностью, можно выставлять маркеры.
При необходимости, настройте звучание записи в соответствии с вашим инструментом. Если используемый вами проигрыватель не имеет такой функции, можно поступить наоборот и настроить свой инструмент под произведение. Кстати, некоторые советуют транскрибировать вообще не беря в руки инструмент, используя только уши. Если вы так можете — отлично, но эта статья написана для не столь опытных музыкантов. Я бы посоветовал использовать гитару или клавишные и постоянно проверять вашу транскрипцию, играя ее отдельно от песни и проверяя, правильно ли она звучит.
Итак, начнем. Подбирать музыку — это примерно как складывать пазл. Когда вы собираете пазл, вы начинаете с простых кусочков. Когда они заканчиваются, вы надеетесь, что сложные кусочки сами встанут на свои места. По аналогии, начните вашу транскрипцию с легко разбираемых вещей. Обычно ими становятся любые хорошо слышимые инструменты, играющие по одной ноте (включая вокал). Расслышать составные ноты аккорда обычно тяжело, так что не стоит начинать с этого — начните лучше с мелодии. Зацикливайте по фразе за раз и проигрывайте ее, пока не найдете ноты. Запишите их и двигайтесь дальше. Затем займитесь басовой партией. Если она звучит неясно, нечетко, попробуйте поднять ее высоту — Transcribe! и другие программы позволяют поднимать высоту на октаву, не ускоряя запись. Это придаст разбочивость басовой линии. Бас-партия существенно поможет, когда вы приступите к подбору аккордов, т.к. басисты зачастую играют опорную ноту аккорда, или 3-ю, или 5-ю ступень, так что знание басовой партии может стать ключом к пониманию, какие играются аккорды. И помните — если возникли сложности, попробуйте послушать другие места в композиции, где встречается та же последовательность.
Используя тот же принцип, запишите все остальные четко звучащие риффы и фигуры.
Теперь возьмемся за гармонию. Это самая сложная часть, так что будем разбираться с ней потихоньку, шаг за шагом. Выберите одну любую ноту, которую вы можете расслышать в аккорде — как правило, верхние ноты проще различить, так что запишите любые ноты, которые вы слышите в аккорде. Зачастую в гармонии используется «голосоведение» — это когда вы слышите отчетливую ноту («голос», но не обязательно вокал — это может быть любой инструмент) в гармонии, переходящую в следующую ноту выше или ниже, или остающуюся той же при смене аккорда. Их обычно несложно расслышать, поэтому подберите их и запишите. Когда вы подберете все отдельные ноты, которые сможете, попытайтесь определить аккорды. Тут большую роль сыграет ваш опыт и ваше знание музыкальных стилей. Если вы имеете достаточный опыт в нужном стиле, то вы знаете, какие виды аккордов и аккордовых прогрессий используются чаще других. Басовая линия, мелодия и ведущее звено гармонии, которые вы уже подобрали, ограничат подходящие варианты, и вы можете попробовать сыграть возможные аккорды на вашем инструменты, чтобы посмотреть, подходят ли они. С другой стороны, если это альтерированный доминантаккорд и вы не знаете, что такое альтерированный доминантаккорд, это будет непросто, хотя вы по-прежнему можете найти что-нибудь подходящее, даже если вы не знаете, как это называется. Полезная техника, которая может помочь — играть отдельные ноты на инструменте одновременно слушая аккорд на записи. Попробовали С, подходит? C#? D? Когда вы найдете подходящую ноту, она наверняка будет составлять часть аккорда. Спектральный анализатор Transcribe! может помочь в этом.
Описанный подход предполагает, что ваша транскрипция будет включать обозначения аккордов, но, конечно, иногда вашей целью будет сделать полную транскрипцию произведения, нота в ноту. Тут уже все зависит от вас. По-прежнему полезно будет думать, исходя из аккордов, чтобы разобраться.
Вот совет (от Charles Alexander), который поможет вам определить верную тональность композиции. Это нередко вызывает проблемы, т.к. хотя во многих песнях первый аккорд определяет и тональность, зачастую это не так. Вместо этого стоит взглянуть на окончание композиции. Доиграйте до конца, и затем насвистите финал «shave and a haircut» как указано ниже: (здесь она написана в до мажоре):
Просвистите это в той тональности, которая подходит по звучанию под произведение. Последняя нота окончания «shave and a haircut» и есть нужная вам тональность. Этот способ работает для мажорных тональностей. Для минорных тональностей, обычно начальный аккорд мелодии и есть тональность, если только в названии нет слова «Autumn» (Autumn Leaves, Autumn in New York). Однако, то, что композиция начинается с минорного аккорда, не значит, что она написана в минорной тональности — например, «It don’t mean a thing» начинается с Gm, но написана она в си-бемоль мажоре, что можно узнать с помощь теста «shave and a haircut».
Еще совет для определения ритмического размера быстрых нот. Представьте — кто-то очень быстро сыграл две ноты, «трынь-трынь», и вы спрашиваете себя — это были восьмые? Шестнадцатые? Часть триоли? Узнать ответ можно, настукивая рукой в четвертную пульсацию песни и одновременно спев это «трынь-трынь», но только непрерывно, на одинаковой скорости — «трынь-трынь-трынь-трынь-трынь. » и т.д. И тогда все, что вам нужно сделать — это сосчитать, сколько таких «трынь» умещается в четвертной ноте. Две? Тогда это восьмые. Шесть? Триоль шестнадцатыми. Более сложные фразы придется выучить, чтобы можно было спеть их безошибочно. Спойте их, одновременно отстукивая рукой ритм (без записи, самостоятельно), затем замедлитесь и поделите ритм, хлопая быстрее. Поделив ритм на достаточно маленькие части, вы обнаружите, что каждая нота фразы попадает на одну из долей, и посчитав, сколько долей в отсчитываемой вами четвертной ноте, и какая доля приходится на каждую ноту, вы получите ритм.
Ну, и под конец, еретическое замечание. Если вы составляете транскрипцию для того, чтобы исполнить композицию самостоятельно, то не обязательно, чтобы она была абсолютно точна. Если вы натыкаетесь на что-нибудь настолько сложное, что попросту не можете это разобрать, помните, что можно что-нибудь сымпровизировать в этот момент! Если это будет звучать хорошо — кто станет придираться?
Оригинал статьи.
Перевод: Jediroman.
Отдельная благодарность за помощь в переводе товарищу Ender Faulk.
Как всегда, буду рад отзывам и замечаниям по переводу.
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Источник