Как научится снимать гитару

GuitarLine.Ru

Почему стоит снимать песни на слух

Опубликовано: 13.01.2010, автор: sMiles

Многие гитаристы, начиная обучение на гитаре, играют песни любимых исполнителей только по табулатурам и видеоурокам. В этом нет ничего плохого, но впоследствии возникает момент, когда начинает казаться, что вы остановились в развитии, и сколько бы вы песен ни учили, вы стоите на месте.

Кажется, что сдвинуться вперед довольно сложно, но есть один действенный метод. Просто отлижите книги с табулатурами в сторону, включите записи любимых исполнителей и начните снимать их на слух. Это не так легко как может показаться на первый взгляд, но если приложить немного усилий, то они окупятся сторицей.

Итак, в чем же плюсы игры песен на слух?

  • Это признают многие книжные издатели и известные транскрайберы, их табулатуры не всегда идеальны. И не всегда отражают именно те аппликатурные решения, которые применяются в оригинале композиции. Возможно, что именно ваш вариант снятой песни будет звучать 100% идентично оригиналу.
  • Чтобы хорошо научиться снимать, нужно обладать определенным запасом знаний по теории музыки. Так что это будет лишний стимул для занятий теорией. Возьмите пару книг и почитайте перед сном, так будет проще определять последовательности аккордов, а может, удастся и предугадывать модуляции.
  • Снимая песни, вы развиваете собственный слух. Музыкант без слуха, то же самое, что переводчик, который не знает языка. Для развития слуха существует множество различных аудиокурсов. Но если у вас не так много времени, вы можете просто начать тренировки слуха, снимая мелодии простых песен.
  • Импровизация. Сказать, что способность хорошо импровизировать, необходима современному музыканту, значит не сказать ничего. Чтобы развить собственные навыки импровизации требуется много времени и сил. Одной из составляющих обучения всегда является разбор импровизаций других музыкантов. Не обязательно учить импровизации по табулатурам или нотам. Если вы читали автобиографию Miles Davis, вам обязательно запомнились моменты, в которых Miles рассказывает о своих походах на концерты Charlie Parker и то, как он слушал его игру. В то время не было возможности посмотреть видео с концерта на youtube или записать его на телефон, поэтому молодому Майлсу приходилось запоминать наиболее интересные моменты. Просто представьте, он не просто снимал импровизации на слух, но и запоминал их. Впоследствии они служили отправными точками для собственных импровизаций Miles Davis. Если вам сложно учить импровизации гитаристов, попробуйте переключиться на другие инструменты, например, снимайте партии трубачей или саксофонистов в поп-музыке, обычно они там не сильно усердствуют.
  • Аккорды. Это одна из основных составляющих любого курса по обучению игре на гитаре, и один из важнейших навыков гитариста. Знание множества аккордов, поможет свободно играть с листа, или подбирать незнакомые песни. Чтобы начать снимать песни на слух, достаточно знания базовых аккордов, далее только дело практики. Постепенно, вы научитесь снимать не только трезвучия, но и аккорды с 4-мя и более звуками. Еще один из плюсов при подборе аккордов песни на слух, то что вы с их помощью сможете выучить расположение нот на грифе гитары, потому что вам придется изучить различные варианты одного и того же аккорды и его нотный состав. Постоянно пополняя свой словарный запас аккордов, вы сможете по новому исполнять уже знакомые вам песни. В качестве примера, послушайте первые альбомы Van Halen, он играет там простые аккорды, которые знают миллионы гитаристов по всему миру, но в своих партиях Eddie использует обращения(эта тема достойна отдельной статьи).
  • Снимая песни на слух, вы учитесь анализировать и распознавать ритмические рисунки самостоятельно, это положительно сказывается на воспитании чувства ритма. Снимая песни, вы сможете пополнить ваш багаж ритмов различных стилей, начиная от рока, заканчивая джазом и латинской музыкой. Когда вы исполняете песни других музыкантов, вы слышите, какой грув содержат их записи, и стараетесь его повторить, это так же помогает вам звучать более ровно.
  • Аккорды и ритмы складываются в самую важную составляющую любой песни – аранжировку. Если вы не занимаетесь в музыкальном училище, то почерпнуть знания по аранжировке вам могут помочь только подобные сайты или песни других музыкантов. Это отличный материал для обучения, просто попробуйте после того как сняли партию гитариста, подумать, почему именно этот аккорд он выбрал в последовательности и почему именно это обращение, как и почему песня меняет тональности и как построены модуляции…
Читайте также:  Пальчиковая гимнастика с нотами

Снимая музыку других музыкантов, вы учитесь не только играть их песни, но и готовите себе базу для собственных сочинений. Композиторский талант может быть заложен в вас с самого детства и вам, возможно, достаточно будет взяться за инструмент. Но если вы не попали в те 2-3% талантливых музыкантов, не расстраивайтесь, это означает, что вам просто придется поработать немного больше, но нет недостижимых целей. Поэтому включайте записи, которые вам нравятся, хватайте гитару и вперед!

Источник

Как научиться «снимать» ноты на слух

Многие называют подбором мелодии на слух лишь воспроизведение на инструменте нескольких составляющих эту мелодию звуков. В самом деле, такое занятие очень развивает все музыкальные навыки. Если же тренироваться в этом направлении, то путь от подбора нескольких звуков на музыкальном инструменте начинающего музыканта-любителя до способности «снять» на слух песню с мелодией и гармонией, записать нотами особенности сопровождения любимой песни – может оказаться не слишком длительным, хотя, в некоторых случаях может занять несколько лет обучения.

Вам понадобится обучение в классе сольфеджио и элементарной теории музыки, а также, возможно, так называемый общий курс фортепиано, которые дает начальные навыки игры на фортепиано для всех инструменталистов. Задача развития виртуозных пианистических навыков при этом не ставится.

Для начала попробуйте записать нотами простейшую мелодию, пусть это будет даже детская новогодняя песенка про елочку. Сыграйте на фортепиано то, что у вас получилось, и исправьте ошибки. Записывайте мелодии по возможности каждый день, если времени мало – 2-3 раза в неделю. В классе сольфеджио это называется музыкальный диктант, но мелодии для диктанта предлагаются незнакомые, они проигрываются обычно 8 раз. Структура и характер таких мелодий постепенно усложняется, применяется боле развитый мелодический рисунок, включаются более сложные ритмические структуры. Аудиопособия по музыкальному диктанту можно найти в интернете и упражняться самостоятельно.

Для более продвинутых учеников могут быть предложены двух, трех и даже четырехголосные диктанты. Если вы справляетесь с такими заданиями, у вас отличный слух, и вы можете быть на пути к профессиональному развитию. Параллельно с упражнениями по развитию слуха происходит освоение теоретических знаний, интервалов, аккордов, как в теории – письменно, «на бумаге», так и в игре на инструменте и в определении этих структур на слух. Аккорды, конечно же, отличаются по окраске, но знать их строение музыканту необходимо. Пособия, подобные «Рабочей тетради Калининой по сольфеджио», содержат подсказку на первых страницах и весь необходимый минимум знаний по школьной программе. Заполнение этих тетрадей будет означать, что вы знакомы с основами теории музыки в объеме музыкальной школы.

Если человек справляется и с тембровыми, и с фактурными диктантами, он вполне способен заниматься «снятием» на слух любимых композиций и записывать нотами все особенности, прослушивая аудиозапись. Так вы станете необходимым участником музыкальной группы или рок-ансамбля, а дополнительный курс по аранжировке поможет вам адаптировать любимую композицию под конкретный состав группы или ансамбля.

Источник

Как записать гитару. Запись акустической, электро и бас-гитары в домашних условиях

Как записать гитару. Общая информация

Рано или поздно каждый гитарист загорается желанием записать свою музыку. Кто-то делает это для себя, кто-то – для того, чтобы выложить в интернет. Кроме того, запись своей игры – очень хороший способ понять свои ошибки и услышать себя со стороны. В данной статье мы подробно расскажем, как записать гитару и полностью опишем особенности, связанные с этой деятельностью.

Специфика процесса

Акустическая гитара

Главная проблема, с которой сталкиваются практически все гитаристы, пытающиеся записать акустическую гитару – это невозможность сделать это в линию. Для записи звука нужен хоть какой-то микрофон или рекордер. Кроме этого, их нужно правильно расположить относительно гитары, а еще лучше – снимать сигнал несколькими микрофонами, расположенными по-особому.

Владельцам электроакустических гитар проще, потому что у них есть вход для шнура, который можно вставить в звуковую карту. Однако таким образом звучание гитары получается плоским и совсем не таким, каким слышит гитарист.

Главное, что здесь нужно – это приобрести хоть какой-то внешний микрофон или рекордер Zoom или любой другой фирмы. Это – минимальный набор, с которым вы сможете записать любой акустический инструмент.

Кроме того, при записи акустической гитары рекомендуется делать несколько даблтреков – когда вы записываете одну и ту же партию несколько раз. Записывать их надо до момента, пока не услышите естественный хорус. Тогда звучание будет наиболее плотным и наполненным гармониками.

Электрогитара

Записать электрогитару на компьютер намного проще, чем акустику. Для этого вам потребуется только звуковая карта – не нужны даже примочки, потому что их вы можете с эмулировать посредством специальных плагинов. Если вы начинающий гитарист – то можете приобрести простенькую звуковую карту с одним-двумя каналами.

Еще один вариант – гитарные процессоры, которые обладают функцией звуковой карты – например, фирмы Line. Как правило, к ним в комплекте идет диск с драйверами, либо их можно скачать с официального сайта. Это решение будет чуть дороже, однако многие цифровые эффекты будут звучать лучше своих аналогов – особенно когда речь идет о дисторшне или овердрайве.

Бас-гитара

Электро бас-гитары записываются точно так же, как и обычные не акустические инструменты – через звуковую карту. Отличие заключается в том что, как правило, вам даже не потребуются специальные драйвера или цифровые примочки – звук баса можно сформировать при помощи плагинов: компрессоров и сатураторов.

Настройка оборудования

При записи любого инструмента следует придерживаться ряда простых правил. Убедитесь, что все дорожки записывают звук, и что в нем нет никаких артефактов – хрипа или посторонних шорохов. Обратите особое внимание на силу сигнала – она не должна пробивать отметку в +0.0 Дб, в идеале настройте с запасом на -10 или -7 Дб. Так вы не столкнетесь с проблемой клипинга.

Как записать гитару на компьютер. Бюджетные способы

В данном разделе мы разбили руководства по тому, как записать гитару, на два руководства – для тех, кто хочет сделать это максимально бюджетно, и для тех, кто хочет полноценно записывать звук прямо у себя дома.

Недорогой микрофон

Для домашней записи подойдет любой отдельный разговорный микрофон. Еще лучше – рекордер фирмы Zoom – на рынке представлено много моделей, и среди них есть хорошие бюджетные варианты. Дополнительно вам не нужно покупать никаких стоек – просто поставьте микрофон или диктофон на стол и начните играть.

При работе через микрофон запись можно проводить через простую программу Audicity. Учтите, что в ней вы не найдете каких-либо способов кардинально поменять звук дорожки, да и с плохой аппаратурой на это придется потратить огромное количество времени. В рекордерах же потребуется докупить карту памяти и потом переносить записи с нее на компьютер. Данный метод подходит для записи самого себя и дальнейшего прослушивания своей музыки на предмет ошибок и самопроверки.

Стоит сказать, что некоторые встроенные в ноутбук микрофоны могут нормально записывать гитару – проверьте свой, используя ту же Audacity. Если же вы слышите явные артефакты – то приобретите себе что-то получше.

Смартфон

Также не стоит забывать, что все современные смартфоны имеют стандартный диктофон, который очень качественно снимает звук. Таким способом можно сделать демо вполне хорошего качества. Диктофоном можно воспользоваться, как для записи отдельных дорожек для дальнейшего их сведения, так и для контрольной оценки своего творчества. К примеру, когда вам нужно сделать демку гитары и вокала.

Какое-то отдельное ПО и девайсы для этих целей не нужны. Можно работать со стандартным приложением. Все что нужно для работы в нем уже есть. Большой плюс этого метода, это доступность и простота. Смартфон всегда есть под рукой и запись можно организовать очень оперативно.

Звуковая карта

Для записи электро или бас-гитары вам в любом случае понадобится купить внешнюю звуковую карту. Их ценник сильно разнится – в зависимости от качества продукта и его свойств. Самые дешевые начинаются в районе 500 рублей – это устройства с USB-выходом, которое вставляется компьютер, и в которое при помощи переходника «джек – миниджек» подключается ваш инструмент. Многого от таких продуктов ждать не стоит, и лучше обратить внимание на более дорогие модели. Например, новичку вполне может подойти Behringer U-Phoria UM2 с двумя каналами. Если говорить о более серьезных вариантах – то рассмотрите покупку моделей фирмы Focusrite или Steinberg. В интернете вы сможете найти обзоры и более подробные рекомендации для данных продуктов. Данный способ называется записью в линию.

Эмуляция сигнала

Если вы начинающий гитарист – то, скорее всего у вас есть только простенькая гитара и комбик с несколькими эффектами. Однако как при записи гитары перенести не только чистый сигнал, но и эффекты? В этом вам поможет цифровая эмуляция.

Сейчас на рынке существуют две самые популярные программы – это Guitar Rig от Native Instruments и Bias FX2 от Positive Grid. Сам автор статьи рекомендует второй вариант из-за более дружелюбного и понятного интерфейса, а также более наглядного отображения цепочек эффектов.

Для взаимодействия с ними вам понадобится DAW – специальная программа для записи и обработки музыки и звуков. Сейчас наиболее популярной и доступной является Reaper – она бесплатна и регулярно обновляется. Помимо этого, есть Samplitude или Adobe Audition – чуть менее удобные, но ничуть не уступающие первой программе.

После записи сигнала откройте Bias FX2 или Guitar Rig на той дорожке, на которой находится ваша запись. Интерфейс представит вам множество кабинетов и гитарных голов, а также цепи эффектов на любой вкус. Кроме этого, таким же способом вы можете настроить нужный вам звук до записи гитары.

Полноценная запись акустической гитары

В этом разделе мы подходим к записи гитары более серьезно. Если раньше мы говорили о максимально бюджетных вариантах, стоимость которых вряд ли выйдет за границу 10 тысяч рублей, то здесь вам придется хорошо потратиться на нормальную аппаратуру.

Сколько микрофонов нужно

Как минимум один, а еще лучше – два. Еще лучше, если вы будете иметь электроакустическую гитару и звуковую карту с двумя или тремя выходами, куда можно подключить микрофон и линию.

Все упирается в то, что акустическая гитара – очень богатый тембрами и частотами инструмент. Кроме того, имея в своем распоряжении несколько микрофонов, вы сможете снять вашу игру с нескольких разных точек и, меняя баланс громкостей, формировать нужный вам звук.

Для записи подобных инструментов лучше всего подходят конденсаторные микрофоны. Вот несколько моделей:

  • MK-220
  • Audio-Technica AT2020
  • Rode K-2
  • AKG C451-B

В интернете вы сможете найти еще больше информации по оборудованию.

Медиатор или пальцы?

Ответ на этот вопрос целиком зависит от того, какого звука вы хотите добиться. Игра пальцами дает менее звонкий, глухой, низастый звук, который очень тяжело сделать острым. Медиатор же обеспечивает атаку и острый, звенящий звук. В любом случае от того, играете ли вы пальцами или медиатором, никак не зависит выбор микрофонов и их расположение. Играйте так, как вам удобно.

Расположение микрофонов

Думая о том, как расположить микрофоны, нужно понимать, какая из областей гитары какой звук дает. Самая распространенная ошибка новичков тут заключается в том, что они располагают микрофон к розетке деки, потому что звук исходит из нее. Это неправильно.

Если расположить микрофон напротив розетки – звук будет наполнен низом и резонансами.

Звук, снимаемый с задней стороны деки богат низкими частотами.

Снимая деку спереди сбоку, вы получите звук, наполненный отзвуками струн.

Можно также снимать звук с головы гитары – тогда вы запишите гармоники и звон струн.

При записи одним микрофоном самое оптимальное положение – напротив 12-го лада. Тогда вы снимите звук струн и общее тело гитары. Однако обратите внимание на то, что тогда в миксе появится много щелчка по струнам от медиатора.

Если подходить к записи акустической гитары более основательно, то стоит использовать два микрофона – один расположить в районе 12го лада, так, чтобы держать гитару было удобно, а вторым снимать звук самой деки. Третьей дорожкой можно снять звук пьезоснимателя, если у вас электроакустика. Тогда вы получите три дорожки, из которых по факту сможете нарулить любой интересующий вас звук. Располагать два микрофона лучше всего под углом в 90 градусов относительно друг друга – чтобы избежать проблем с фазой, на расстоянии примерно 10- 15 сантиметров от инструмента.

Конденсаторный с маленькой диафрагмой

Стереопара из 2 конденсаторных микрофонов

Запись электрогитары

Сколько микрофонов нужно

В целом, в отличие от акустической гитары, вы можете обойтись одним микрофоном. Однако имейте в виду, что за счет различий два разных аппарата будут давать разный звук. Из него вы потом и сможете формировать нужную вам гитарную текстуру.

Избранный фаворит многих профессионалов в плане записи гитар – это Shure SM57, практически универсальный микрофон, подходящий для записи почти любого инструмента. Альтернатива – Sennheiser MD421. Еще несколько хороших вариантов: AKG C414, Sennheiser e609.

Расположение микрофонов

Расположение микрофонов в записи электрогитары точно так же зависит от того, какой звук вы хотите получить на выходе. Чем ближе он будет расположен к динамику, тем более прямым и естественным будет звук. Отдаляя микрофон, вы увеличиваете количество «комнаты» в сигнале, что дает пространства и естественный реверб. Вы можете попробовать использовать один микрофон возле динамика, а вторым записывать сигнал комнаты – это тоже может дать интересный результат. Помните про фазу – если вы снимаете один и тот же сигнал с разных микрофонов, располагайте их на одном расстоянии от динамика. Это не относится к звуку комнаты.

Чем ближе к центру динамика находятся микрофоны, тем более собранным будет звук. Экспериментируйте с расположением, чтобы добиться интересных результатов.

Громкость звука

Электрогитару надо писать громко, независимо от того, какая партия записывается – чистая или с перегрузом. В зависимости от ситуации положение ручки громкости лучше держать хотя бы на двенадцати часах – именно так вы сможете полностью раскрыть звук, как усилителя, так и вашего инструмента.

Настраивать звук тоже лучше непосредственно на самом аппарате. Конечно, это можно сделать позже – уже на этапе сведения, но тогда результат получится заметно хуже, а его достижение будет ощутимо сложнее и затратнее по времени.

DI-сигнал

DI-сигнал – это чистый звук самой гитары без посторонних примесей. Чтобы записать его, вам потребуется специальный прибор, который называется DI-бокс. Как правило, он имеет в себе несколько входов и выходов. DI-сигнал используется для того, чтобы ориентироваться на пики волны при выравнивании партий, например, не очень ровного соло на гитаре. Кроме этого, он полезен, если в записи что-то пойдет не так, и потребуется сформировать звук цифровыми примочками. Подмешивание этого сигнала в микс поможет повысить его читаемость.

Чтобы записать этот сигнал, возьмите DI-бокс и создайте следующую цепь:

  1. Ставьте джек из гитары во вход DI-бокса.
  2. Одним шнуром подключите DI-бокс напрямую в звуковую карту.
  3. Другой шнур из DI-бокса подключите к гитарной голове или комбо-усилителю.
  4. Подключите все микрофоны и настройте входы в DAW.

Если все сделано правильно, то на выходе одна из ваших дорожек будет звучать как чистая сухая гитара, без эффектов и усиления. Это и есть нужный вам сигнал.

Если вы используете педалборд, то подключать его нужно между DI-боксом и гитарной головой.

Запись бас-гитары

Сколько микрофонов нужно

В плане записи, бас-гитара наименее прихотливый инструмент в плане аппарата, но очень требовательный к исполнителю. Для записи баса вам точно так же понадобится один или несколько микрофонов, все это очень схоже с записью гитары. Единственная разница в микрофонах.

Иногда вместо каких-то уникальных моделей используются решения для записи бас-бочки, поскольку диапазон у этих двух инструментов очень схож. В качестве примеров можно привести:

  • Audio-Technica AE 2500. Один из лучших вариантов, но стоит очень дорого.
  • Shure Beta 52
  • AKG D112

Однако в целом в данном случае вы можете обойтись одним только DI-боксом или звуковой картой со встроенным DI-входом. В этом плане бас довольно гибок, и вы можете получить любой звук при помощи плагинов, обойдясь без кабинетов и комбо-усилителей.

Расположение микрофонов

В целом, здесь все то же самое – чем дальше микрофон, тем больше воздуха будет в звуке, чем ближе к центру – тем более собранным будет звук. Поймите, что именно вам требуется от баса, и расположите микрофоны в зависимости от задачи. Снятие звука комнаты тоже практикуется, пусть и чуть реже, чем при записи гитар.

DI-сигнал

Как и в случае с гитарой, вам стоит писать и DI-сигнал, однако он нужен не только для выравнивания баса, но и в целом для обработки. С помощью голого сигнала вы сможете сформировать басу любой звук – нужно только воспользоваться плагинами, вроде компрессора и эквалайзера. Кроме того, подмешивание DI-сигнала в микс может дать дополнительное «тело» инструмента и дополнительные низкие частоты. Не пренебрегайте этим.

Когда ставить эффекты?

В целом, если вы хотите играть на басу через педали, то, как и с гитарами, ставить педалборд нужно между DI-боксом и усилителем. Однако, как уже было сказано выше, бас – очень дружелюбный к обработке инструмент. Вы можете записать чистый звук и модифицировать его при помощи компрессоров и цифровых примочек. Например, при грамотной настройке сатуратора, мы можете добиться лязгающего перегруза или легкого зерна в нижних частотах, а модификация сигнала цифровыми ревербами и дилеями ничем не хуже аналоговых вариантов.

Источник

Оцените статью