Как навить струну пианино

Как навить струну пианино

Струны фортепиано иногда рвутся, причём чаще всего либо на участке в непосредственной близости к вирбелю (струнному колку), либо на месте перегиба через штифт на клангштабике или в аграфе. Причины тому две.

Первая — так называемая усталость металла. Любой мальчишка знает, что если проволоку неоднократно сгибать и выпрямлять на одном и том же месте, непременно наступает момент, когда она ломается. Всякую струну для настройки сначала слегка ослабляют, а затем снова натягивают до необходимого. Участки струны в местах перегибов (то есть на витке вокруг вирбеля, на изгибе вокруг штифта или в аграфе) дугообразно изогнуты. При ослаблении струны они слегка смещаются и выпрямляются, а при натяжении вновь возвращаются на прежнее место и опять приобретают дугообразную форму. Такие попеременные изгибания и выпрямления нарушают на указанных участках струны структуру металла, что вызывает образование в нём микротрещин.

Вторая причина — влажность. В воздухе, в том числе внутри фортепиано, всегда растворено некоторое количество водяного пара. При понижении температуры металл охлаждается быстрее других материалов, и пар, преобразуясь в туман, оседает в виде конденсата прежде всего на металлических поверхностях. Со временем конденсат, конечно, испаряется, но в укромных местах соприкосновения струн с деталями опорных конструкций фортепиано это происходит значительно медленнее, чем на открытых поверхностях, а на эти укромные места (то есть на участки, подверженные выпрямлению и изгибанию в процессе настроек) как раз и приходятся контакты струн с вирбелями, штифтами, аграфами. А где влага, там, как известно, металл подвергается коррозии и теряет прочность, что в сочетании с микротрещинами от усталости металла и значительной силой натяжения струн ведёт к их обрывам.

У фортепианных мастеров-настройщиков не всегда имеется под рукой нужный струнный материал, чтобы изготовить новую струну. К тому же в свежеизготовленной струне после её настройки начинается довольно длительный процесс релаксации, связанный с расстройкой тона в сторону понижения и требующий постоянной подстройки. Поэтому, если с момента обрыва струны до изготовления новой и её полной релаксации музыкальный инструмент обязан «работать», настройщики ищут выход в связывании оборванной струны, но не все знают, как это сделать проще и надёжнее. Особенно, если оборвалась обвитая струна, да ещё на изгибе через штифт клангштабика или в аграфе, когда участок керна от места обрыва до начала навивки настолько кóроток, что использовать его для связывания в узел с куском проволоки-надставки представляется задачей чудовищной сложности, практически невыполнимой. Но это сложность мнимая, потому что для тех, кто владеет технологией связывания струнной проволоки особым узлом, для этого достаточно всего лишь 15-20 мм. свободного от навивки конца керна. К тому же вязание такого узла не очень сложно и не требует от мастера никаких особых усилий. Здесь требуются только чрезвычайная аккуратность, отсутствие суеты в действиях и скрупулёзное соблюдение приведённых далее рекомендаций.

Рассмотрим технологический процесс связывания оборванной обвитой струны на самом сложном примере, когда свободный от навивки обрывок струнной проволоки чрезвычайно кóроток или даже вовсе отсутствует (обрыв в аграфе или у штифта на клангштабике).

Главное требование к навивке — плотное прилегание её витков друг к другу и, в особенности, к керну (прочной стальной проволоке, на которую навита другая, медная, латунная или мягкая стальная). Достаточно ослабить навивку хотя бы на один оборот — и струна теряет «кантиленность» (певучесть, мелодичность), звучит глухо, с посторонними сиплыми призвуками и неопределённо по высоте тона. Чтобы избежать «проворота» навивки вокруг керна, струнную проволоку на участках начала и конца навивки слегка расклёпывают на длину 20-30 мм., иногда более, чтобы и сечение керна, и витки приобрели здесь не круглую, а овальную форму.

При недостаточности длины необвитого участка оборванного конца струны (менее 15-20 мм.) следует увеличить его длину, смотав некоторое количество витков навивки с расклёпанного участка керна. Если это делать неправильно, то есть сматывать навивку с предварительно незащищённой струны, струну легко окончательно загубить, а правильно следует делать так:

Если струна оборвалась непосредственно у края навивки и есть опасность освободить от витков почти весь расклёпанный участок, что может вызвать «срыв» овальных витков, предохраняющих от проворота навивки вокруг керна, поможет следующий приём. Не зажатый в тиски конец струны следует сделать подлиннее, на открытом пламени газовой горелки слегка прокалить крайние витки медной проволоки, чтобы не допустить её поломки при сматывании, аккуратно смотать навивочную проволоку «до упора», то есть и с расклёпанного участка, и даже более, затем с помощью молотка и «наковаленки» «дорасклепать» керн на бóльшую длину, затем вручную туго навить часть витков на вновь расклёпанную часть и через неразрушающую прокладку (например, кожаную) с помощью пассатижей плотно обжать витки вокруг граней расклёпанного керна и, наконец, обрéзать остатки медной проволоки, оставив для вязки узла 15-20 мм. Перезажать струну в тиски так, как это показано на рисунке 2.

От фортепианного мастера, особенно если он не имеет опыта и навыков работы со струнной проволокой и слабо знаком с её поведением в особых случаях, дальнейшие действия потребуют большой тщательности и неторопливости.

Для тех, кто вышеописанный приём освоит, связывание струны, оборванной у вирбеля или между клангштабиком (аграфом) и вирбелем, или у концевой петли, надеваемой на штифт металлической рамы, или же вовсе гладкой (без навивки), не должно составить никаких трудностей. Единственное, чего нельзя забыть, это прежде чем связывать обвитую струну, на которой узел должен расположиться между аграфом и вирбелем, её оборванный конец следует продеть в отверстие аграфа (иначе, после вязки узла, это сделать не получится). Во всех этих случаях зажимать струну в тиски уже не потребуется.

Источник

Настройка пианино

Фортепиано, ровно как и рояль, — это акустический музыкальный инструмент. Он представляет собой весьма сложный механизм, который был создан несколько веков назад. Примечательно, что с момента его разработки никаких серьёзных изменений в его строении не возникло. Как определить, что фортепиано настроено? Необходимо, чтобы звук был максимально гармоничный, а все ноты соответствовали конкретному строю.

На струны фортепиано систематически оказывают влияния различные внешние факторы. Сюда можно отнести уровень влажности, состояние крепежей инструмента, а также другие условия окружающей среды. К их числу можно отнести деформацию стержня из металла, который соединяется со струной. Более подробную информацию об этом мы раскроем немного позднее.

Вывод: чтобы качественно и грамотно настроить фортепиано, необходимо обладать опытом и даже некоторой интуицией, а также знанием всех выше перечисленных факторов, которые влияют на состояние струн. Именно эти навыки позволят сделать из плохого настройщика хорошего.

Чтобы оперативно и качественно настроить пианино, необходимо использовать особый инструментарий.

Какие нужны инструменты для настройки фортепиано?

Давайте подробнее познакомимся с этими инструментами, разберём их характерные черты, различия и предназначение.

  1. В первую очередь поговорим о ключе.

Это основополагающий инструмент, который должен быть в руках мастера. С его помощью осуществляется вращение штифта (или, как его называют по-другому, — вирбеля). На эту деталь наматывается струна.

Бытует мнение, что чем большим числом граней обладает этот ключ, тем более простым и эффективным будет процесс настройки пианино. Это обуславливается тем, что точность настройки зависит в том числе и силы, которая воздействует на ключ, а обхватить инструмент с 16-ью гранями куда легче, чем с 4-мя.

Конечно, четырёхгранные ключи имеют много достоинств. Это отличный элемент для проведения ремонтных работ, однако в качестве настроечного он, конечно, уступает «шестнадцатиграннику». Ситуация осложняется также тем, что ключ с 4-мя гранями зачастую оказывается несовместим с некоторыми моделями музыкального инструмента. В частности, это распространяется на пианино с тонкими штифтами. Ярким примером такой модели может служить пианино «Заря», получившее широкую известность и распространение в Советском Союзе.

Ключи с шестью, восемью и шестнадцати гранями принято относить к настроечным. Наиболее привлекательными в этом смысле моделями являются те, что обладают узким отверстием в виде конуса. Такое строение даёт возможность прочно насадить инструмент на любой штифт, невзирая на его текущее состояние.

Теперь поговорим о диаметрах отверстия ключа. Штифты советских музыкальных инструментов обладают диаметром 7 мм, а их европейские «собратья» габаритами в 6,88 мм.

На рынке представлены ключи, в которых головку можно менять. Профессионалы советуют приобретать те инструменты, в которых головка отсоединяется не у основания, а от рукоятки. Это позволит избежать таких неприятных ситуаций, как неконтролируемое раскручивание прямо во время процесса настройки, а также люфт.

Рукоятки ключей имеют разную форму: можно выбрать Т- или Г-образную. Вторая в данном случае считается канонической и наиболее часто используемой, однако некоторые настройщики отдают предпочтение первой. Здесь всё зависит от личных вкусов и удобства.

  1. Во-вторых, это демпферы, которые могут обладать рукояткой или нет. Данный инструмент применяется для того, чтобы заглушить струны, которые в настоящее время не настраиваются. Он представляет собой резиновые клинья. Их как бы продевают между струн, что позволяет предотвратить их колебания. Эти инструменты можно поместить даже в труднодоступные места, для этого их специально насаживают на проволочную ручку.
  2. Обратный пинцет. Данный инструмент применяется для того, чтобы заглушить струны высоких регистров, так как данные элементы в этом месте очень короткие, сюда уже не поместятся классические демпферы. Пинцет позволяет максимально аккуратно поработать со струнами, заглушив два соседних элемент либо два крайних в одном хоре, чтобы оставить нужную струну свободной для процедуры настройки.
  3. Суконная лента. Сюда можно также отнести ленту, использующуюся для темперирования. Этот инструмент также применяется для того, чтобы заглушить струны, которые в данный момент не принимают участие в настройке. По мнению многих настройщиков, лента позволяет провести процедуру намного оперативнее, чем, например, те же клинья.
  4. Камертон. В данном случае можно отдать предпочтение традиционным камертонам или обратить внимание на инновационные технологии и приложения. Однако эти нововведения были приняты настройщиками далеко не сразу. На сегодняшний день наиболее предпочтительной по-прежнему считается настройка классическими инструментами.

Периодичность настройки фортепиано

Как вы, наверное, уже поняли, настройка этого музыкального инструмента – обязательная и регулярная задача. Даже при покупке совершенно нового фабричного пианино или рояля необходимо будет настроить его два раза в течение первого года использования.

Если вы приобретаете б/у фортепиано, в таком случае тем более необходимо обращаться к специалисту для проведения детальной и качественной настройки.

Как проходит настройка пианино?

К сожалению, научиться настраивать фортепиано сразу после прочтения текстовой инструкции нельзя. В данном случае прежде всего требуется практика и насмотренность. Всё это приходит только с течением времени. Более того, инструкции зачастую могут отличаться или даже противоречить друг другу. У каждого специалиста своя уникальная, неповторимая методика.

Важно понимать, что главная задача настройщика – это организация предельно устойчивого строя с правильными соотношениями высот. Необходимо достичь такого результата, когда струна сохраняет исходный уровень натяжения, даже при мощном нажатии на клавиши пианино. Данное свойство имеет свою неповторимую природу, которая отличается, например, от стабильности строя фортепиано в целом. Эта характеристика может изменяться под воздействием различных внешних факторов. Сюда можно отнести температурные колебания, динамику влажности и так далее. В случае высокой стабильности элемент может быть настроен в корне неверно, что спровоцирует деформацию строя буквально после нескольких нажатий на клавишу.

Стабильность струн обуславливается сразу несколькими факторами. Рассмотрим эти детали подробно. Вообще их можно разделить на 3 составляющие:

  1. Это неиспользуемая составляющая детали, которая располагается в пространстве между штифтом и аграфом.
  2. Рабочая составляющая, колебания которой вызывают удары молоточком.
  3. Нерабочая составляющая, которая располагается ниже. А именно – занимает пространство между двумя штифтами: штеговым и чугунной рамы.

Иногда натяжение струны имеет неравномерный характер. Это происходит в момент наматывания на вирбель ввиду трения в тех местах, где происходят отсечки рабочей составляющей детали. Первоначально натяжение «поражает» первую составляющую, которую мы рассмотрели ниже, потом охватывает и вторую, а затем и третью нерабочую часть. Чтобы предотвратить неравномерное распределение натяжения из-за ударов молоточка, необходимо провести ряд действий.

В данном случае поможет лёгкое перетягивание струны, в момент которого вы будете усиленно нажимать на клавиши. Данная манипуляция обеспечит равномерное распределение натяжение по всей струне в целом.

Также в обязательном порядке берите в рассмотрение упругость вирбеля. Как известно, он вбит в основу вирбельбанка, которое создаётся из дерева. В момент процесса настройки тот отрезок вирбеля, который зафиксирован в вирбельбанке, будет вращаться в более медленном темпе в сравнении с его крайним отрезком, который служит основанием для того, чтобы намотать на него струну. Подобная ситуация носит название винотового искривления.

Именно по этой причине тонкая настройка предполагает отсутствие вращения штифта посредством оказывания давления на эту деталь. Кроме того, чтобы струна была предельно стабильной, необходимо обеспечить грамотное конечное расположение вирбеля. Специалисты советуют устанавливать его таким образом, чтобы к концу процедуры настройки деталь была совсем немного наклонена по направлению вниз. Это нужно для того, чтобы она смогла устойчиво сохранять положение даже при очень сильных и мощных нажатиях на клавиши пианино, что в любом случае спровоцировало бы чересчур сильное струнное напряжение.

При настройке штифт можно подвергать вращению, давить на него, а также создавать изгибы. Причём последний из способов рассматривается как весьма спорный. Однако за рубежом настройщики прибегают к нему довольно часто, ведь он считается крайне точным и эффективным. Процесс осуществляется таким образом: необходимо совсем немного отогнуть вирбель, используя для этого специальный ключ, и совершать удары по клавише, прислушиваясь к струнному биению. Процедура должна выполняться с максимальной аккуратностью, так как в противном случае можно нанести урон креплению. Окончательное положение штифта должно быть таким, чтобы была возможность компенсировать струнное натяжение, даря ей изначальное расположение.

Важная деталь: на всех этапах настройки необходимо тщательно прослушивать струну. Если этого не делать, процесс просто потеряет эффективность и не принесёт должного результата.

Каким образом происходит прослушивание струны и с чего необходимо начать

Важно отметить, что звучание подавляющей части нот музыкального инструмента осуществляется благодаря нескольким струнам. Они при этом настроены в унисон. Причём чем выше нота, тем больше струн задействовано. Для басовых, например, требуется максимум одна или две, в то время как для высоких – по три. Последняя комбинация образует так называемый хор, в котором каждую струну обязательно необходимо отстроить относительно других деталей этого хора, а также в интервалах относительно сторонних хоров.

Рассматриваемый нами музыкальный инструмент обладает 280 струнами. Как бы удивительно это ни прозвучало, произвести идеальную настройку каждой из них невозможно. Это обуславливается тем, что чересчур чистая настройка будет провоцировать дисгармонию в звучании. На помощь в этом случае приходит темперирование. Это процедура, которая подразумевает настройку нот при условии, что она будет производиться немного шире идеального чистого звука. Именно это позволяет достичь предельно гармоничного созвучия при игре.

При настройке пианино вы хотя бы раз замечали, что при работе с двумя струнами, звучащими в унисон, появляется эффект вибрато в том случае, если происходит даже самое незначительное отклонение от чистого звучания. Этот процесс имеет своё особое название, а именно – биение. Чем более низкий темп имеют его интервалы, тем более близким становится звучание по отношению объектов друг к другу.

Старт настройки традиционно приходится на ноту «ля», которая принадлежит 1-ой октаве. Перед настройщиком в данном случае стоит задача отыскать ту струну в хоре, которая обладает наименьшим нерабочим и наибольшим рабочим состояниями. Это обуславливается тем, что вероятность деформации такой детали предельно низкая. Настройка в этом случае производится максимально просто. Как правило, в пианино такая струна занимает позицию первой в хоре.

После того, как была выбрана струна для осуществления процедуры настройки, нужно произвести заглушку других деталей в хоре. Чтобы это сделать, необходимо использовать клинки, мы рассмотрели их в статье выше. Эти инструменты нужно расположить между струнами, заглушку которых требуется осуществить. Для предельного комфорта важно также использовать суконную ленту. Она поможет избежать необходимости регулярно перемещать клинки при настройке конкретного интервала.

После того, как лишние струны были заглушены, свободную необходимо настроить по камертону. Также важно учитывать, что в данном случае требуется исключить биение. А его интервал для «ля» 1-ой октавы относительно камертона должен превышать временной отрезок в десять секунд.

Затем необходимо произвести темперирование интервалов в рамках вышеупомянутой 1-ой октавы. Каждый из них будет иметь свой индивидуальный темп биения. После этого необходимо убрать заглушки и отстроить другие детали, расположенные в центральной октаве, создавая звучание в унисон. При завершении данного этапа важно двигаться в настройке вверх, а затем вниз от центра, прорабатывая по октавам все ноты фортепиано.

Самой распространённой схемой темперации является схема равномерно темперированного строя. Если вы в ремесле настройки новичок, лучше освоить именно его. Также при возможности обязательно ознакомьтесь с кварто-квинтовой темперацией. Однако важно учитывать, что есть множество других разнообразных схем.

Исходя из всего вышеперечисленного следует, что настраивать пианино довольно интересно, однако важно учитывать и другую сторону этой процедуры – сложность, необходимость быть предельно аккуратным, внимательным, подкованным. Осуществить предельно качественную настройку пианино, не повредить ни одну его деталь и создать максимально гармоничное звучание под силу только профессионалам с богатым практическим опытом.

Источник

Оцените статью