Как найти ноты по виолончели
Автор: Г. Преображенская
Год: 1987
Издательство: Музыка
Страниц: 47
Формат: PDF
Размер: 2,7 МВ
Язык: русский
Вашему вниманию предлагается нотное издание: «Г. Преображенская. Вокальные произведения русских композиторов для низкого голоса в сопровождении виолончели и фортепиано».
Автор: М. Цыбченко
Год: 2019
Издательство: Красноярск: КНУЦ
Страниц: 84
Формат: PDF
Размер: 4,0 МВ
Язык: русский
Сборник предназначен для средних и старших классов детских музыкальных школ. Автором-составителем является преподаватель Красноярской ДМШ №3 им. Б.Г. Кривошея Марина Валерьяновна Цыбченко. Это уже вторая работа автора, первый сборник вышел в 2013 году.
М.В. Цыбченко – яркий пример преподавателя, которого волнует проблема репертуара для струнно-смычкового отделения ДМШ. Она создаёт сборник, в который включает популярные пьесы, хорошо звучащие на струнных инструментах. Здесь можно найти произведения и современных композиторов, и примеры фольклорной и старинной музыки. Произведения разной стилистической направленности позволят ученикам почувствовать различия эпох – с точки зрения интонации, гармонии и формы.
Творческая задача, которую ставит перед собой М.В. Цыбченко, – сделать обработки и аранжировки произведений доступными для исполнения учащимися детских музыкальных школ, что очень важно для развития их познавательного интереса.
Автор: А. Висков
Год: 2010
Издательство: Композитор
Страниц: 48
Формат: PDF
Размер: 3,0 МВ
Язык: русский
Вашему вниманию предлагается нотное издание: «Антон Висков. Из старинных тетрадей. Пять лирических пьес для виолончели (или скрипки) и фортепиано».
Автор: Г. Банщиков
Год: 1997
Издательство: Композитор
Страниц: 16
Формат: PDF
Размер: 17,6 МВ
Язык: русский
Геннадий Иванович Банщиков (р. 1942) — один из самых значительных композиторов современной России. О нем пишут, его исполняют во многих странах мира. Успех его музыки — в тонком, вызывающем сочувствие психологизме, не тускнеющем с годами. Наиболее представительна камерная музыка Г. Банщикова: сонаты для фортепиано, для кларнета и фортепиано, для флейты и фортепиано, для баяна; квартеты, кантаты для голоса и оркестра. Наряду с этим он автор опер и симфоний.
«Мимолетности» для виолончели и фортепиано были отобраны жюри во главе с Ростроповичем в качестве обязательного сочинения для Третьего конкурса имени Чайковского в 1966 году.
Автор: Д. Поппер
Год: 1958
Издательство: Музгиз
Страниц: 18
Формат: PDF
Размер: 2,1 МВ
Язык: русский
Вашему вниманию предлагается нотное издание: «Д. Поппер. Танец эльфов для виолончели и фортепьяно. Соч. 39».
Автор: В. Симон, С. Голощапов
Год: 1988
Издательство: Музыка
Страниц: 160
Формат: PDF
Размер: 9,2 МВ
Язык: русский
Предлагаемый сборник предназначен для студентов музыкальных училищ и консерваторий. Его задача — оказать практическую помощь молодым виолончелистам, начинающим постигать искусство оркестровой игры.
В сборнике представлены фрагменты виолончельных партий наиболее популярных произведений мировой симфонической музыки, ставящие перед исполнителем разнообразные художественные и технические задачи. Комментарии к фрагментам раскрывают особенности того или иного эпизода, традиции исполнения, принятые в концертной практике, предлагают аппликатурные и штриховые варианты.
Перед исполнением помещенных в сборнике фрагментов необходимо предварительное ознакомление с партитурой, прослушивание грамзаписи произведения.
Умение читать с листа — один из очень важных элементов профессионального мастерства музыканта, обязательная часть программы оркестрового конкурса. Разумеется, чем выше уровень владения инструментом, тем легче сосредоточиться на нотном тексте, научиться, играя данный такт, видеть последующие.
Автор: Ж. Дюпор
Год: 1960
Издательство: Музгиз
Страниц: 44
Формат: PDF
Размер: 3,7 МВ
Язык: русский
Вашему вниманию предлагается нотное издание: «Ж.Л. Дюпор. Концерт Ми минор для виолончели с оркестром. Издание для виолончели с фортепьяно». Переложение для виолончели с фортепьяно Ф. Грюцмахера.
Автор: Дж. Валентини
Год: 1931
Издательство: Музгиз
Страниц: 18
Формат: PDF
Размер: 1,8 МВ
Язык: русский
Вашему вниманию предлагается нотное издание: «Джузеппе Валентини. Соната (E) для виолончели с фортепиано».
Автор: С. Монюшко
Год: 1936
Издательство: Музгиз
Страниц: 6
Формат: PDF
Размер: 0,5 МВ
Язык: русский
В издание вошли две песни С. Монюшко «Вечер» и «Пряха» в переложении для виолончели с фортепиано К. Давыдова.
Автор: Ж. Бреваль
Год: 1957
Издательство: Музгиз
Страниц: 23
Формат: PDF
Размер: 2,8 МВ
Язык: русский
Вашему вниманию предлагается нотное издание: «Ж. Бреваль. Соната (До мажор). Для виолончели и фортепьяно». Адресовано учащимся 3-4 классов детских музыкальных школ.
Автор: Ю. Симакин
Год: 1977
Издательство: Советский композитор
Страниц: 14
Формат: PDF
Размер: 1,4 МВ
Язык: русский
Вашему вниманию предлагается нотное издание: «Юрий Симакин. Соната для виолончели-соло». Исполнительская редакция А. Задкова.
Автор: Р. Шуман
Год: 2007
Издательство: Классика-XXI
Страниц: 48
Формат: PDF
Размер: 2,2 МВ
Язык: русский
В «Жизненных правилах для музыкантов» Роберт Шуман писал: «Никогда не упускай возможности участвовать в совместной игре — в дуэтах, трио и т. д. Это придаст твоей игре свободу, живость…» Публикуемый сборник впервые предоставляет юным музыкантам возможность в ансамбле исполнить отдельные пьесы из наиболее популярного шумановского цикла.
С приложением партий. Для младших и средних классов.
Автор: Д. Капырин
Год: 2001
Издательство: —
Страниц: 14
Формат: PDF
Размер: 0,3 МВ
Язык: русский
Вашему вниманию предлагается нотное издание: «Дмитрий Капырин. Три каприса для виолончели и фортепиано».
Автор: Р. Глиэр
Год: 1977
Издательство: Советский композитор
Страниц: 48
Формат: PDF
Размер: 2,9 МВ
Язык: русский
Вашему вниманию предлагается нотное издание: «Рейнгольд Морицевич Глиэр. Пьесы для виолончели и фортепиано». Редактор-составитель Ю. Челкаускас.
Автор: не указан
Год: 1994
Издательство: Музыка
Страниц: 64
Формат: PDF
Размер: 2,1 МВ
Язык: русский
Вашему вниманию предлагается нотное издание: «Прекрасный вечер. Альбом популярных пьес для виолончели и фортепиано».
Автор: не указан
Год: 1939, 1941
Издательство: Музгиз
Страниц: 82 + 128
Формат: PDF
Размер: 19,2 МВ
Язык: русский
В серии «Классические сонаты для виолончели и фортепиано» представлены лучшие образцы сонат для исполнения на виолончели с аккомпанементом на фортепиано.
Автор: П. Гавинье
Год: 1938
Издательство: Искусство
Страниц: 10
Формат: PDF
Размер: 1,3 МВ
Язык: русский
Вашему вниманию предлагается нотное издание: «Пьер Гавинье. Адажио и Аллегро. Op. 1». Обработка для виолончели и фортепиано Григория Пеккера.
Автор: Л. Григорян
Год: 1978
Издательство: Советский композитор
Страниц: 72
Формат: PDF
Размер: 5,5 МВ
Язык: русский
Создание данных этюдов обусловлено возросшей потребностью в современной музыкально-педагогической литературе. В предлагаемом пособии автор стремился: чтобы оно отвечало требованиям единства музыкального и технического развития учащихся; к образности, доступной и близкой их восприятию, используя нередко тематику детских и народных песен; к систематизации широкого комплекса элементов начальной виолончельной техники; к последовательности в усложнении различных исполнительских приемов; к лаконичности формы этюдов в целях быстрого, целостного охвата их содержания; к максимальной мобилизации внимания учащегося в работе над каждым этюдом. Распределение этюдов по классам условно и зависит от подвинутости и успеваемости ученика. Более сложные этюды (№№ 81-90) рассчитаны на педагогическую практику в музыкальных училищах и старших классах специальных детских музыкальных школ. Лучшему усвоению материала будет способствовать предварительное проигрывание этюдов (с видоизменением темпа, метра и ритма, динамики, штрихов и т.д.), повторение отдельных элементов. В комментариях внимание педагога акцентируется на главном.
Автор: Е. Дернова
Год: 2001
Издательство: Композитор
Страниц: 72 + 80 + 80
Формат: PDF
Размер: 17,0 МВ
Язык: русский
Предлагаемый сборник для ансамбля виолончелей составлен композитором Н.Н.Карш, содержит сделанные ею переложения (аранжировки и свободные транскрипции), а также собственные произведения. Вся эта музыка расширяет кругозор учеников, воспитывает их музыкальный вкус.
Надо отметить, что фактура пьес предполагает любой состав — от 2-3 до 12-16 человек. Как правило, педагогу необходимо выбрать учеников по голосам. Первые голоса нужно отдавать учащимся 6-7 классов или хорошо продвинутым, знающим верхние позиции и обладающим красивым звуком, хорошей интонацией. Что касается вторых голосов, менее технически сложных, — их могут исполнять ученики 4-5 классов. Очень важно воспитывать умение слушать голоса, переходы фраз от голоса к голосу, уважение друг к другу. Ансамбль предполагает улучшение слуховых навыков, дети очень любят играть вместе. Иногда можно заниматься по голосам, а иногда полезно собирать разные голоса (2-3 человека), чтобы в индивидуальных занятиях отшлифовать ритм и интонационную точность. Что касается штрихов и аппликатуры, то составитель предлагает педагогам корректировать их по составу ансамбля, по возможностям детей в звуковом, техническом и ансамблевом отношениях. Можно пользоваться и открытыми струнами, предварительно хорошо настроив ансамбль. Еще раз хочется подчеркнуть, что штрихи, аппликатура — это приемы чисто индивидуальные и возможны многочисленные варианты. Естественно, штрихи должны быть скорректированы между голосами. Надо прививать детям ансамблевые ритмические навыки — вместе вступать, вместе снимать смычки и т. д. Педагог, который занимается с ансамблем, должен понимать сложность и многоплановость этой работы, которая в результате приносит радость и детям и самому руководителю.
Источник
Урок 2 (нотная грамота, ритм и метр)
Нотная грамота.
Нотным письмом называется исторически установившаяся система записи звуков особыми знаками – нотами (нота, латинское слово, в переводе означает знак).
Нотный знак представляет собой кружок — пустой или затушеванный.
Для обозначения различных длительностей звуков к кружкам прибавляются вертикальные палочки, которые называются «штилями», «хвосты» и «ребра» — прямые линии для связывания коротких длительностей в группы.
Для определения высоты звука ноты размещаются на нотном стане (нотоносце). состоящем из пяти параллельных линий, представляющих вместе одну нотную строку. Счет линиям ведется снизу. В начале нотного стана ставится вертикальная нотная черта, соединяющая все пять линий. Она называется начальной чертой, при однострочной записи начальная черта может не ставиться.
Ноты пишутся на нотном стане — на линиях и между линиями, то есть в промежутках:
над и под линейками, а также (когда ноты слишком высоки или низки) — на коротких добавочных линейках, которые пририсовываются снизу или сверху к нотному стану.
Счет добавочных линеек ведется: верхних — вверх от первой добавочной линии, а нижних — вниз.
Длительности звуков.
Целая нота — незаштрихованный кружочек (овал), половинная — то же самое, но добавлен штиль, четвертная — как и половинная, но овал уже заштрихован, восьмая — как предыдущая, с добавлением хвостика или ребра (если ноты сгруппированы), шестнадцатая — та же восьмая, но ее хвостик (или ребро) изображается сдвоенным. Далее, по тому же принципу, пишутся более мелкие длительности: тридцатьвторые, шестьдесятчетвертые… см. рисунок.
Ребра имеют тот же смысл, что и хвостики, и применяются для смыслового и логического объединения коротких нот в группы, чтобы не загромождать запись многочисленными закорючками и облегчить беглое чтение нот.
Ключи.
За каждой линией нотного стана условно закрепляется определенная высота звука. Но поскольку в мире много разных инструментов, которые играют слишком разных высотных областях, то в музыке употребляются несколько различных «точек отсчета» высоты. Это делается с помощью условного знака, который называется ключом.
Ключ ставится в начале нотного стана так, чтобы линия, от которой ведется отсчет в этом ключе, пересекала ключ в его узловой точке.
Ключ закрепляет за нотой, стоящей на этой линии, совершенно точную высоту (частоту звука и его название), от которой можно получить высоты и названия всех остальных звуков на нотном стане.
Исторически имело распространение около десятка разных ключей, из-за чего освоение нотной грамоты было довольно трудоемким делом. В настоящее время употребляются только два различных ключа; и еще два — только в специфических ситуациях.
Скрипичный (ключ Соль). Он обозначает на второй линии высоту звука соль первой октавы. Узловая точка ключа находится в центре его спирали, то есть, он должен как бы «наматываться» на вторую линию нотоносца.
Басовый (ключ Фа). Обозначает на четвертой линии высоту звука фа малой октавы. Две жирных точки, входящие в его изображение, должны охватывать четвертую линию.
Это и есть два наиболее употребительных ключа. Для написания нот для некоторых инструментов в применении остаются еще два ключа, вернее, один, но в двух вариантах.
Ключ До двух видов: альтовый и теноровый:
Теноровый ключ обозначает высоту звука до первой октавы на четвертой линии.
Альтовый ключ применяется для альта и тромбона. Теноровый ключ — для виолончели, фагота и тромбона. Его узловая точка прекрасно видна — это центр его симметрии.
На виолончели исполняют произведения в трех ключах: в басовом, теноровом и скрипичном.
Знаки альтерации.
Повышение и понижение основных нот называется альтерацией. Знаков альтерации пять: диез, дубль-диез, бемоль, дубль-бемоль и бекар. Они пишутся следующим образом:
Действие знаков альтерации на высоту нот такое:
Диез — повышает высоту ноты на полтона.
Бемоль — понижает на столько же.
Дубль-диез — повышает на целый тон.
Дубль-бемоль — понижает на столько же.
Бекар — отменяет действие предыдущего знака на той же линейке. Нота становится чистой.
Кроме основных длительностей, с которыми мы уже знакомились, в нотном письме применяются еще знаки, увеличивающие длительности.
К ним относятся:
а) Точка, увеличивающая данную длительность на ее половину; она ставится справа у головки ноты:
б) Лига, дугообразная линия, связывающая стоящие рядом нотные длительности одинаковой высоты:
(продолжительность данных длительностей будет равна их сумме)
в) Фермата, знак, обозначающий неопределенно сильное увеличение длительности. Почему-то многие улыбаются, при знакомстве с этим знаком. Да, действительно, длительность нот надо увеличивать, но все это делается в разумных пределах. А то ведь можно и так увеличить: «…а дальше я завтра сыграю». Фермата представляет собой небольшой полукруг с точкой в середине изгиба:
Паузы.
Перерыв в звучании называется паузой. Продолжительность пауз измеряется такими же длительностями, как и ноты:
Для увеличения длительностей пауз применяются точки и ферматы, так же как для нот. Значение их в этом случае такое же. Только вот лиги для пауз не применяются. Если есть необходимость, Вы можете ставить подряд несколько пауз, и больше ни о чем не заботиться.
Тактовая черта. Такт.
Тактовая черта — это небольшая вертикальная черточка, которая пишется поперек нотоносца. Нота, следующая за тактовой чертой, обычно имеет ударение.
Запись музыкального произведения, заключенная между двумя соседними тактовыми чертами, называется тактом. Такты делят музыкальные произведения на равные по времени и распределению ударений отрезки. Это облегчает чтение нот н исполнение музыкальных произведений.
Счет. Единица счета, или доля такта.
Чтобы правильно исполнить ноты или выдержать паузы различных длительностей, пользуются счетом.
Счет (музыкальный размер) обозначается двумя цифрами, которые пишутся после ключа в начале музыкального произведения: верхняя цифра — число нотных длительностей в такте, принятых за единицу измерения времени (счета); нижняя цифра — название этих длительностей (целая, половинная, четвертная, восьмая). Например:
Ритм.
Ритмом называется соотношение длительностей звуков в их последовательности.
Не слишком заумно? Попробуем проще. В музыке происходит чередование длительностей. Одна нота звучит столько, допустим, времени, а другая дольше (меньше). Вследствие этого между ними создаются различные временные соотношения. Объединяясь в различных вариациях, длительности звуков образуют ритмические группы (фигуры), из которых, в свою очередь, складывается общий ритмический рисунок музыкального произведения.
В музыке применяются длительности: 1) основные (четного деления), о них мы уже знаем, это — целые, половинные, четверти, восьмые и т.д. и 2) длительности, образующиеся от произвольного (условного) деления основных длительностей на любое количество равных частей. К числу их относятся:
а) Триоль, образующаяся от деления основной длительности на три равных части вместо двух.
б) Квинтоль — на пять частей.
в) Секстоль — на шесть частей.
г) Септоль — на семь частей.
То есть, три восьмых в триольной группе в сумме занимают то же время, как одна четверть, так же квинтоль и т.д. Конечно, ноты могут быть не обязательно той же высоты, как в данном примере.
Существует несложный прибор, помогающий музыканту выдержать правильный темп на этапе разучивания новой пьесы. Называется этот прибор «метрономом». Это несложный механизм из двух-трех шестеренок, пружины и длинного маятника с подвижным грузиком, но за последние десятилетия распространились столь же несложные варианты на электронном принципе: два-три транзистора, розетка и ручка-регулятор. Все, что умеет этот прибор — издавать четкие громкие щелчки с очень точно выдерживаемой частотой. Передвигая гирьку на маятнике или поворачивая регулятор, получаем нужную частоту — и метроном щелкает «до посинения», удерживая темп и не позволяя Вам расслабляться во время игры на инструменте. Эти щелчки — это и есть «метр». Иными словами, «метр» — это сам ход времени. Но не следует уподоблять его самим щелчкам метронома. Когда Вы закончите работу над произведением, то вы уберете метроном и пойдете на сцену без него. И тем не менее, во время исполнения произведения пульсация метра продолжает существовать. То есть, метр — это пульсация времени, но пульсация абстрактная, которая может и не выражаться никак в звуках. Ритм может состоять из восьмых, из триолей, из пауз, точек и лиг, он может поминутно изменяться в течение одного произведения, он может дробить длительности на 2, на 3 и так далее. Он может даже переплетаться в несколько слоев одновременно. А вот метр — это всегда одинаковый пульс, он не дробится, он безразличен к звучащей музыке, он неумолим. Его нельзя услышать, но ему подчиняются все звуки до единого.
Использованная литература:
2. А. Илюхин «Самоучитель игры на балалайке»
3. Р. Сапожников «Школа игры на виолончели для начинающих»
Источник