Как найти преподавателя гитаре

Есть ли у вас возможность с самого начала учиться играть на гитаре с толковым педагогом? Если да, то ни в коем случае не упускайте её.

  • Начните поиск преподавателя гитары с чёткого определения своих желаний и целей.
  • Выберите лучшего учителя из всех отвечающих вашим потребностям вариантов.
  • О формах обучения с педагогом и как не нарваться на шарлатанов поговорим далее.

Зачем начинающему гитаристу преподаватель

Заниматься на гитаре с преподавателем выйдет в разы эффективнее, чем самому, особенно на начальном этапе. А именно в этот период закладывается фундамент всего вашего дальнейшего обучения.

В чём разница между одним и тем же часом занятия с педагогом и самостоятельно? Очевидно, что в затратах времени и сил на подготовку к этому занятию. Без учителя вам, как минимум, нужно самим предварительно:

  • составить план занятий;
  • подобрать учебный репертуар;
  • найти информацию о технике исполнения того или иного приёма.

У новичка на это уйдёт больше времени, чем на само практическое занятие. Либо оно по факту составит 15 минут из часового урока.

Читайте также:  Нот абсолют боттега венета

Нет нужды объяснять, что и оценить свой прогресс на гитаре без помощи опытного педагога сложнее. Не говоря уже о том, что представление о качественном звуке может так и не оформиться.

Я долго шёл к пониманию, как нужно искать частного педагога для взрослого начинающего гитариста. В самом начале у меня был опыт занятий с явно не подходящим для меня наставником. Иногда по случаю удавались единичные консультации с профессиональными музыкантами и учителями из ДМШ.

В итоге, сейчас я занимаюсь на гитаре сам, но этот опыт был собран по крупицам. И на него ушло много времени, которое я предпочёл бы изначально потратить более продуктивно.

Когда-то давно в детстве я учился в музыкальной школе, хотя и не по классу гитары. То есть имею представление о музыке вообще и нотной грамоте в частности. Да, я уже сам разобрался во многих базовых вещах. И опыт, пробитый своей головой, у меня уже никто не отнимет. Но если бы я сразу знал, как выбрать педагога, то предпочёл бы сэкономить силы и время.

С другой стороны, именно этим опытом я теперь могу поделиться с другими самоучками на гитаре. И зная, насколько труден путь без наставника, с удовольствием расскажу, как найти подходящего именно вам.

Шаг 1 — Определите свои желания и цели обучения

Чтобы не попасть впросак, нужно понимать, что научиться играть на гитаре — это очень растяжимое понятие. Лично моя первая цель — уровень хорошего выпускника ДМШ. Кто-то хочет уметь играть в конкретном стиле, джаз, рок, импровизация, фламенко и т.п. Многие мечтают просто научиться играть боем на гитаре аккорды 3-5 своих любимых песен.

Это разные уровни и найти преподавателя можно под любой из них. Проблема в том, что в самом начале мало кто представляет себе все варианты и тонкости. Поэтому промахнуться с выбором педагога и направления очень легко.

Причём ошибиться можно в любую сторону. Желающий разучить несколько аккордов может попасть туда, где будет страдать, что спрашивают, как в ВУЗе. И наоборот, как это получилось у меня. Когда прошло три обещанных месяца, я не мог понять, где же ожидаемое «научись играть».

Дело в том, что мои цели не были изначально ясными. Я любил красивую музыку вообще. То есть абстрактно хотел научиться играть на гитаре. Этот опыт стоил мне нескольких месяцев времени и некоторой суммы денег.

С удовольствием передаю его вам бесплатно. Оформите свои желания, что именно вы хотите уметь играть на гитаре.

Шаг 2 — Выберите для себя лучшую форму занятий

Очные индивидуальные уроки с частным педагогом

Рабочий вариант для городов, где есть музыкальные училища, а тем более — консерватория. Студенты и выпускники этих заведений охотно дают частные уроки гитары. Их легко найти через сайты репетиторов. И там же узнать о дипломах, ценах и отзывах.

В местах, где такого выбора нет, но есть ДМШ, можно обратиться в неё. Предложите учителю работать с вами частным образом.

Есть ещё районные дома культуры с самодеятельными ансамблями. Играют в них, как правило, энтузиасты с музыкальным образованием. Кстати, регулярно выступающие на городских и областных конкурсах, то есть увлечённые своим делом. Вполне возможно, что кто-то найдёт своего первого педагога по гитаре именно в местном ДК.

Индивидуальные занятия с частным педагогом по скайпу

Это всё более популярный способ, решающий многие традиционные проблемы. Среди явных плюсов — экономия времени, комфортные условия и широкий выбор учителей. Чего стоит возможность сохранить видеозапись урока. Отпуска, командировки, больничные и другие отлучки больше не срывают график занятий.

Однако есть и не для всех очевидные ограничения. Дело в том, что музыка — это, прежде всего, красивый звук. А если связь лагает, даже очень опытный преподаватель не услышит всех огрехов, скрытых за помехами. Начинающий гитарист тем более не оценит звук из дешёвых колонок.

То есть, как минимум, у преподавателя должны быть качественные микрофон, звуковая карта и т.п. На стороне ученика нужна хотя бы хорошая веб-камера и скоростной доступ в интернет. Педагог может говорить, что он профессионал и услышит и увидит всё, что надо. Ничего он не увидит, когда кисть сливается в размытое пятно. И не услышит, когда звук идёт рывками и не стыкуется с видео.

Уроки гитары по skype

Почти все новички выворачивают кисти рук как попало. Чтобы ученик своим умом дошёл до понимания, как и зачем надо держать руки, требуется время. До тех пор педагог может смозолить язык, повторяя пустые для ученика слова. Через пару тактов руки снова будут стоять криво. И ученик успеет наработать стойкую неправильную привычку.

Преподаватель не может физически подержать руку ученика в правильном положении по скайпу. Как не может и поправить спину, посадку, положение гитары.

К счастью, современный интернет позволяет не только удобно учиться играть на гитаре. Но и кишит видео с примерами ужасных результатов такого обучения. Принимая решение об этом способе обучения игре на гитаре, не поленитесь ознакомиться с подобными шедеврами.

Также следует не забывать о том, что доступность технологий открывает дорогу шарлатанам. Кто угодно может давать уроки гитары по скайпу, фактически воруя у вас время и деньги. Поэтому искать онлайн педагога надёжнее не в интернете вообще, а на специализированных ресурсах с проверкой.

Занятия с педагогом в частной музыкальной школе

В общем, ничем не отличается от частных занятий с преподавателем, кроме посредничества школы. Расходы на рекламу, помещение и оборудование за педагога несёт школа. Но и он преподаёт с учётом коммерческих интересов школы.

Это, прежде всего, бизнес. И преподаватель вынужден не срывать регулярные поступления платежей от радостных учеников. То есть, нет гарантий, что вас будут хорошо учить, а не просто облизывать за деньги.

Скажите пару раз, что не готовы к уроку. Если, несмотря на оплату, получите втык — это хороший сигнал. Если же вам с милой улыбкой скажут, что не страшно — делайте выводы.

Также школы могут сильно отличаться по уровню учителей. В одних могут быть выпускники музыкальных училищ и консерваторий. В других же набирают кого попало, лишь бы умели взять три аккорда. Причины просты, но выходят за рамки этой статьи. Сейчас же отметим, что и о тех и о других в интернете будут восторженные отзывы.

Групповые занятия в частной музыкальной школе

По большому счёту, это просто способ заработать больше денег за ту же единицу времени. Занятие для каждого ученика в группе будет дешевле, чем индивидуальное. Школа же получит меньше с каждого, зато больше с группы.

Вам расскажут, что работа в коллективе единомышленников мотивирует. Что занятия в группе помогут снять психологические зажимы и перестать стесняться выступлений на публике. И много ещё чего. Но по факту, если вы занимаетесь с нуля, вам требуется полное внимание только к себе.

Групповые занятия на онлайн курсах гитары

Хотя коммерческий смысл такого способа аналогичен предыдущему, иной масштаб диктует иной подход к методу обучения. Если в помещении возможна только мини-группа, то в интернете можно собрать действительно толпу. Преподаватель при всём желании не может заниматься персонально с каждым. Поэтому всё это часто приобретает форму стандартных видео уроков с разбором заданий на вебинарах.

Проще говоря, каждый сам смотрит урок в записи и разбирает задание. Потом выкладывает в интернет видео с выполненным заданием. На вебинаре автор курса смотрит подряд видео всех учеников и выдаёт по каждому минутный комментарий.

Как правило, на таких курсах обучают гитарному аккомпанементу для песен простым боем или перебором. Для серьёзного освоения инструментальной гитарной музыки эта форма занятий, на мой взгляд, не подходит. Судя по тому, что не особенно и встречается, видимо, не только на мой.

Кстати, характерная черта таких курсов — периодическая массовая тусовка в оффлайне. Вероятно, традиция, перешедшая из КСП, обусловленная любовью множества людей к одним и тем же песням.

Шаг 3 — Сделайте свой лучший обдуманный выбор

Рекламные уловки, которые должны вас насторожить

Прежде всего, отбросьте очевидную рекламную шелуху и манипуляции. Подумайте, хотите ли вы учиться у людей, которые изначально считают вас идиотами?

Вам обещают любой уровень, все стили и направления. Такое вполне реально, если в школе десяток преподавателей гитары. Каждый при этом — профессионал в своём направлении и состоявшийся концертирующий музыкант. Если обещание исходит от одного преподавателя — это рекламная уловка для полных чайников.

Вам обещают результат на первом же занятии. Результат — это что-то измеримое. Обещать вам измеримое, не зная ваших размеров — это очень голословно. На подмене этого понятия и вау-эффектах мы остановимся ниже.

Вам обещают экономию нескольких лет за пару месяцев. И через два месяца вы будете уверенно играть свои любимые композиции. Дальше идёт сказка про уникальную авторскую программу, в которой есть только нужное. И обязательно про выпускников ДМШ, которые так и не научились играть на гитаре. А всё потому, что семь лет занимались нудной теорией, а не увлекательной практикой. Это ключевой показатель вранья.

Во-первых, ваши композиции за два месяца и семилетний репертуар ДМШ — вещи по объёму не сопоставимые. Их просто нельзя сравнивать. Во-вторых, посмотрим на победителей крупнейшего конкурса классической гитары «Guitar Foundation of America». Почему у них у всех за плечами консерватория? Как они туда попали, не научившись играть в музыкальной школе?

Победители «Guitar Foundation of America»

Далее — восторженные отзывы, что чуткий педагог не придирается и не ругает за невыполненное домашнее задание. Комментарии излишни, смотрите выше о коммерческих интересах школы. Если ваша цель — потусить на досуге с гитарой за деньги, смело идите. Если всё-таки хотите учиться играть на гитаре, лучше поискать ещё.

Вам обещают, что за месяц вы станете душой кампании и поразите всех друзей во дворе. В общем, уровнем двора ваше мастерство и ограничится. Вам сразу определяют узкую аудиторию, которая и так вас любит. А с гитарой — тем более. Научились ли вы играть на гитаре — дело десятое.

Вариаций ещё много, но суть, думаю, ясна.

Вау-эффекты и подмена понятий

Мы касались выше темы результата на первом же занятии. Суть манипуляции — банальная иллюзия и вызванная ею эйфория.

Например, во многих учебных пособиях для ДМШ есть раздел лёгких дуэтов с педагогом. Учитель играет аккорды, ученик дёргает простые ноты, часто на открытых струнах. Смысл — погружение ученика в музыкальную фактуру и развитие чувства ритма.

Добросовестный педагог таким образом кропотливо вводит ученика в учебный процесс. Прохиндей же говорит: «вот видишь, ты уже играешь сам на первом же уроке». Ученик в восторге даже не понимает, что играет не он, а учитель. Его разум переполнен причастием к красивому музыкальному действу. И открыт для любых манипуляций.

Таких способов довольно много, но основа одна — вау-эффект. Защита, кстати, тоже не сложная. Испытав оргазм восторг на уроке, придите в себя и попробуйте повторить эффект наедине с собой без учителя. Не получилось? Задумайтесь, что это было.

Пыль в глаза или всего лишь приятный бонус

Если педагог ещё и состоявшийся концертирующий музыкант — это отлично. Ещё лучше, когда преподаватель сам сочиняет музыку. Или регулярно занимает призовые места в гитарных конкурсах. Упор на это тоже можно часто встретить в рекламе.

Но вы идёте не на концерт, а учиться играть на гитаре. Вам нужен не тот, кто круто играет сам. А тот, кто научит круто играть вас.

Здорово, когда все эти качества сходятся в одном человеке. А если надо выбирать? Между неизвестным педагогом по призванию и гитаристом популярной группы, который на досуге преподаёт, выбор очевиден.

Ваш окончательный выбор преподавателя

Отделив зёрна от плевел, настала пора озвучить свои цели. Это одно из основных отличий взрослого начинающего гитариста от шестилетки в ДМШ. Чему, как и сколько учиться, решает он сам, а не родители или школа.

На этом этапе вы уже делаете выбор не между плохим и хорошим педагогом. Сейчас вы выбираете между хорошими, но преподающими в разных стилях и для разных целевых аудиторий.

Одни хотят разучить аккорды трёх любимых песен. Другие мечтают свободно играть классический репертуар. Третьим нужна драйвовая тусовка в толпе гитаристов. Это просто разные аудитории и вам нужно их не перепутать.

Добавить комментарий Отменить ответ

Гитара по-взрослому для самоучек

С 2016 года я самостоятельно учусь играть на гитаре. Это стало моей страстью. На моём сайте для таких же самоучек я с удовольствием делюсь тем, чему уже сумел научиться.

Источник

Как найти преподавателя гитаре

Автор: Tom Hess
Перевод с английского: Антон Ивлев

Технические возможности игры на электрогитаре давно переросли то время, когда можно было овладеть этим инструментом самостоятельно. Если вы по-настоящему хотите стать компетентным музыкантом на уровне мирового класса, вам необходим знающий преподаватель. Даже если ваши цели намного скромнее, вы все равно сможете достичь их быстрее, легче и эффективнее при поддержке хорошего учителя. Огромное количество учебного материала о гитаре (и музыке в целом) доступно в настоящее время из многих источников: книги, видеошколы, компакт-диски и, конечно, интернет. Но большой объем не означает качество. Среди всех вышеназванных источников очень много незавершенной, неверной, да и вообще вредной информации, особенно в интернете. С помощью хорошего преподавателя вы сможете лучше понять и правильно применить полезную информацию. Занимаясь с учителем, вы обезопасите себя от разочарований и обманутых надежд. Не стоит забывать, что книги, видеошколы и интернет не могут удовлетворить ваши индивидуальные запросы. Они не могут послушать, как вы выполняете упражнения, не могут указать на ошибки и неточности в вашей игре. Есть очень хорошие книги, но без помощи хорошего наставника вы все равно не сможете развить свои способности и музыкальность правильно и эффективно.

Хорошие учителя преподносят и дозируют новый материал, объясняя его назначение и важность. Учитель поправляет, если вы делаете ошибку, и подбадривает, когда у вас все получается правильно. Хороший учитель расскажет, как лучше организовать практические занятия и правильно распределить время (это чрезвычайно важно в учении!). Хороший учитель заставит вас поверить в себя (даже если вы этого явно не осознаете) и поможет вам уверенно себя чувствовать при исполнении трудных технических приемов. Хороший преподаватель делает акцент на творчестве (сочинение и импровизация) и подаче произведения. Он следит за тем, чтобы вы полностью понимали изучаемый материал, и что наиболее важно, показывает вам, как применять изученный материал. Хороший учитель поощряет ученика не стесняться задавать вопросы и воспринимает ваш музыкальный рост и развитие, как свою личную цель. Опытный и компетентный преподаватель обучит вас такому, чему вы никогда бы не смогли научиться самостоятельно.

К сожалению, не существует такой организации, которая бы выдавала лицензии преподавателя гитары и следила бы за качеством преподавания. Любой может заявить о себе, как о хорошем учителе, и таких много. Число же по-настоящему компетентных педагогов ограничено, и поэтому мы поговорим о нашей теме: как будущий ученик может выбрать и правильно оценить способности учителя игры на гитаре.

Вот несколько вопросов, которые вы должны задать любому преподавателю, перед тем как начать с ним заниматься. Я также добавил к ним некоторые свои комментарии:

Не могли бы вы рассказать о своем опыте работы преподавателем? Сколько лет вы преподаете и примерно сколько учеников занималось у вас за все время?

По крайней мере 3-5 лет преподавательской деятельности предпочтительны и уж точно не менее года. Очень важно, чтобы число учеников было большим. Любой навык, и работа преподавателем не исключение, требует для адекватного овладения им времени и опыта. Поэтому первые ученики для начинающего преподавателя — это подопытные кролики. На них методом проб и ошибок учитель отрабатывает навыки своей деятельности. Разумеется, в начале своей карьеры таких ошибок очень много, и вы, конечно, не хотите попасть в число тех первых 30-50 учеников. Пусть начинающий преподаватель учиться на ком-то другом, а не на вас.

Даете ли вы частные или групповые занятия?

Вам необходимы частные занятия один-на-один, если только вы не начинаете абсолютно с нуля. Такие занятия намного эффективней.

Какому стилю музыку вы обучаете лучше?

Обязательно(!) задайте этот вопрос до того, как вы скажете, какой стиль вы хотите изучать. Многие преподаватели уверяют, что они могут обучить любому музыкальному стилю. Опасайтесь этого и не давайте себя ввести в заблуждение. Чтобы стать рок-гитаристом, ищите преподавателя рок-музыки, а не блюза или кантри. Если же вам хочется познать разные стили, которые не совсем похожи друг на друга (например, кантри, классическая гитара и хэви-метал), то заниматься следует у разных преподавателей, специализирующихся на этих стилях. Если вы не начинаете заниматься абсолютно с нуля, не стоит идти к «мастеру на все руки».

Какова стоимость занятий?

Стоимость занятий зависит от квалификации преподавателя, но очень разнится от региона к региону. Постарайтесь собрать больше информации об этом в вашем городе и сравнить. (доп. переводчика)

Не могли бы вы рассказать, как проходят ваши занятия?

Это, наверное, самый важный вопрос. Ответ на него действительно позволит вам определить компетентность потенциального преподавателя или разоблачит его, потому что вопрос этот с подковыркой. Любой может сказать, что он уже сто лет преподает и подготовил тысячи учеников, и что он лучший преподаватель всех времен, но недостаточно опытный учитель не сможет обмануть вас, отвечая на этот вопрос (разве что только он знаком с этой статьей).

Итак, если предполагаемый учитель, который не знает вас, ваших теоретических знаний, ваших целей, исполнительского уровня игры на инструменте, ваших музыкальных вкусов и т.д. и т.п., пытается объяснить вам, как он будет вас обучать, то тогда этот преподаватель некомпетентен. Даже самый выдающийся педагог на планете не сможет ответить на этот вопрос, ничего не зная о вас. Что же тогда должен ответить на этот вопрос опытный и компетентный преподаватель? Вот как я бы ответил на такой вопрос. Я бы объяснил, что не могу составить план обучения, пока не узнаю больше о самом ученике, уровне его/ее подготовки, музыкальных пристрастиях, знании теории, целей, который он/она преследует. Я бы сначала задал все эти вопросы и послушал бы игру своего будущего ученика. Только после этого мне (или любому другой преподавателю) удастся понять, как будет проходить обучение. Совершенно очевидно, что 13-летнего мальчика, ни разу в жизни не державшего в руках гитары и желающего научиться играть альтернативный рок, нужно обучать совсем не так, как 27-летнего молодого человека с шестнадцатилетним стажем игры, алчущего достичь виртуозности Стива Вая или Ингви Малмстина.

В дополнение к упомянутым выше вопросам хочу обратить ваше внимание еще вот на что:

Когда ученики отрабатывают определенный технический прием и спрашивают, как нужно правильно держать медиатор, глушить струны, и прочее, некоторые учителя советуют просто: «Делай так, как тебе удобно». Однако, иногда так, как вы считаете для себя удобным держать, например, левую руку не означает держать ее правильно. Поэтому в задачу наставника входит и знание таких моментов. Преподаватель, то есть, должен преподавать, а не позволять делать то, что вам удобно. Гитару можно осваивать правильным и неправильным путем, и лучше с самого начала делать все как следует.

Некоторые учителя сваливают на ученика материал из разных источников, а потом оставляют его разгребаться во всех этих знаниях и выбирать, что ему больше подходит. Откуда же ученику знать, какая аппликатура лучше подходит к данному конкретной гамме? Обычно, ученики не в состоянии сами найти правильный путь. Поэтому, собственно, и нужен преподаватель, это его работа, и за это вы ему платите!

Не следует думать, что если гитарист сам великолепно владеет инструментом, то он может преподавать. Это не так! Я знаю множество замечательных гитаристов, и даже с учеными степенями, которые не являются хорошими учителями.

Следующие критерии не обязательны для хорошего преподавателя, но, вне всякого сомнения, желательно бы вам найти такого учителя, который помимо теории и гитары смог бы помочь разобраться в этих вопросах:

  • Методика преподавания. Это о том, как следует обучать игре на гитаре. Если одна из ваших целей — стать учителем музыки, то несомненно было бы полезно, чтобы преподаватель научил вас, как нужно преподносить ученику различные виды техник, теорию музыки, сольфеджио, композиторское искусство, импровизацию и т.д. Вам также потребуется знать, как правильно вести себя с различными типами характеров своих учеников. Каждый ученик индивидуален в способностях и методах понимания новой информации. Преподавателю важно это знать и правильно подходить к каждому ученику. Вам, как будущему учителю, следует владеть техникой объяснения одной и той же информации различными способами, чтобы вы смогли хорошо обучать всех своих учеников.
  • Звукозапись. Чем больше вы развиваетесь как музыкант, тем больше вам будет хотеться записывать свою музыку. Если у вас мало опыта в данном вопросе, то помощь учителя будет весьма кстати.
  • Музыкальная карьера. Возможно, вы планируете сейчас или в будущем сочинять и выпускать собственные альбомы, продавать свои компакт-диски. По этой теме существует огромное количество знаний во всех аспектах: от психологических до экономических. Если вы хотите зарабатывать музыкой деньги, вам будет необходимо все это изучить. Некоторые преподаватели, которые уже сами выпускают и продают собственные альбомы, могут оказать неоценимую помощь для вашего становления. Вы, например, сможете узнать, как организовать концерт для своей группы, или как заставить прессу написать о вас.

После 11 лет работы учителем музыки я могу вам с уверенностью сказать, что, следуя советам в этой статье, вы со знанием дела найдете себе опытного преподавателя. Плохой учитель может серьезно помешать развитию ваших способностей и навыков игры на гитаре. Если вы тратите много времени на занятия, но медленно прогрессируете, найдите другого преподавателя.

Источник

Оцените статью