Как найти трезвучия среди разных аккордов

Аккорды

АККОРД, ТРЕЗВУЧИЕ, ВИДЫ ТРЕЗВУЧИЙ.
КОНСОНИРУЮЩИЕ И ДИССОНИРУЮЩИЕ ТРЕЗВУЧИЯ.
ОБРАЩЕНИЯ ТРЕЗВУЧИЙ.

Аккордом называется одновременное сочетание трех или более звуков, которые расположены (или могут быть расположены) по терциям.

Аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям, называется трезвучием.

Аккорд (в своем исходном виде) строится от нижнего звука вверх.

От того, какие терции участвуют в образовании трезвучия и каков порядок их расположения, зависит вид трезвучия.

Из больших и малых терций образуются четыре вида трезвучий:

1. Мажорное или большое трезвучие состоит из большой терции внизу и малой — вверху, между крайними звуками образуется интервал чистой квинты.
2. Минорное или малое трезвучие состоит из малой терции внизу и большой — вверху, между крайними звуками также чистая квинта.
3. Увеличенное трезвучие состоит из двух больших терций, поэтому между крайними звуками образуется интервал увеличенной квинты.
4. Уменьшенное трезвучие состоит из двух малых терций, между крайними звуками образуется уменьшенная квинта.

Все интервалы, составляющие мажорное и минорное трезвучия, являются консонирующими (благозвучными) интервалами. В число интервалов, составляющих увеличенное и уменьшенное трезвучия, входят диссонирующие (неблагозвучные) интервалы (ув.5 и ум.5).

Поскольку присутствие хотя бы одного диссонанса в аккорде оказывает влияние на его окраску в целом, мажорное и минорное трезвучия являются консонирующими, а увеличенное и уменьшенное — диссонирующими.

Основной вид трезвучия подразумевает, что его звуки расположены по терциям, как показано на рисунке выше.

Звуки аккорда имеют названия в его контексте. Эти названия образуются из интервалов между каждой нотой аккорда и его основным тоном. А именно: основной тон (звук), от которого Вы начинали построение аккорда, называется примой этого аккорда; второй звук, терцией выше примы — терция этого аккорда, и так далее. Эти названия, пока речь идет о данном аккорде, присущи нотам независимо от их взаимного расположения. Например, если некое трезвучие в исходном виде оказалось состоящим из нот «фа», «ля» и «до», то в контексте этого аккорда можно (и нужно) заменять названия нот: «фа» называть «примой» данного аккорда, «ля» — терцией, и «до» — квинтой. Эти названия остаются законными для каждой из трех нот, независимо от того, как эти ноты будут взяты на инструменте. Мы можем, например, взять «фа» нижним звуком аккорда, затем, выше него — «до», и на самом верху — «ля» в другой октаве. Несмотря на изменение порядка звуков в аккорде, их имена остаются прежними: «фа» — прима, «ля» — терция, и «до» — квинта:

Следует понимать, что ни эмоциональная окраска, ни гармоническая функция аккорда никак не изменяется при таких перестановках, поэтому такой аккорд продолжает оставаться трезвучием, и имена его отдельных звуков сохраняются. И это действует до тех пор, пока звучит данный аккорд. Разумеется, окажись нота «фа» в составе такого терзвучия:

она должна будет называться уже не «примой», а «терцией». Эти названия отражают не столько высоту ноты, сколько ее смысловую роль в аккорде. В дальнейших занятиях Вы убедитесь, что это сделано разумно.

Если взять аккорд в его основном виде и переместить его нижний звук на октаву вверх, то получившееся созвучие будет обращением исходного — так же, как мы это делали с интервалами. Если снова взять нижний звук нового аккорда (это будет уже его терция) и тоже переместить на октаву вверх, — еще одно обращение. Если проделать это еще раз (теперь двигаться будет квинтовый тон), то в итоге получится снова исходное трезвучие, но октавой выше. И разумеется, чем больше нот в составе исходного созвучия, тем больше обращений оно может иметь. Иными словами, «обращение» — это способ расположения звуков аккорда по высоте таким образом, что в роли его нижнего звука выступает какой-либо другой звук, кроме примы. Здесь имеет значение именно нижний звук — от расположения остальных звуков обращение не зависит. Обращения трезвучий тоже имеют собственные имена: первое обращение называется секстаккордом и обозначается добавлением цифры 6 к имени трезвучия, второе — квартсекстаккордом — обозначается двумя цифрами 6 и 4 (или 4 и 6).
Просьба не путать с буквенно-цифровыми обозначениями для гитары.

Ниже на рисунке приведены обращения в До-мажоре.

Цифры около нотных головок напоминают Вам имена этих нот в аккорде.

Названия обращений образуются от интервалов между крайними звуками и между нижним звуком и примой аккорда. Секстаккорд обозначается цифрой «шесть», так как в нем интервал сексты образуется между нижним звуком и примой (да и между крайними звуками тоже). Квартсекстаккорд обозначается цифрами «4/6» или «6/4», так как от нижнего голоса до примы в нем интервал кварты, а между крайними звуками — сексты.

Для того, чтобы построить тонический секстаккорд или квартсекстаккорд в определенной тональности, необходимо исходить из основного вида трезвучия, и затем при помощи обращения находить требуемый аккорд.

Например, требуется построить тонический секстаккорд в Ре-мажоре или квартсекстаккорд в Си-миноре:

Для того чтобы уметь быстро строить обращения мажорного и минорного трезвучий от любого звука и определять их тональности, рекомендуется знать: 1) какие интервалы образуются между соседними звуками аккорда и 2) что в секстаккорде нижним звуком выступает терцовый тон, а в квартсекстаккорде — квинтовый.

Таблица интервального строения обращений мажорного и минорного трезвучий.

мажорный секстаккорд
минорный секстаккорд
мажорный квартсекстаккорд
минорный квартсекстаккорд
м. 3 + ч. 4
б. 3 + ч. 4
ч. 4 + б. 3
ч. 4 + м. 3

Зная интервальное строение обращений мажорного и минорного трезвучий и положение в них основного звука, легко построить заданный аккорд.

Например, требуется построить от звука ре мажорный секстаккорд

получили секстаккорд Си-бемоль мажора.

Требуется от звука ре построить минорный квартсекстаккорд:

получили квартсекстаккорд соль минора и т.п.

Другая технология, возможно, помедленнее, но основывается не на вызубривании таблицы выше, а на полном понимании происходящего. Если Вы заставите себя следовать ей с самого начала, то в последствии будете намного легче ориентироваться в сложной гармонии. Эта технология пошаговая.На этом же примере (построение мажорного секстаккорда от ноты «ре») шаги будут такие:
1. Если «ре» — нижний звук искомого секстаккорда, то «ре» — его терция;
2. Если «ре» — терция, то прима того же аккорда находится большой терцией ниже (большая — потому что требуется мажор). Следовательно, прима будущего аккорда — нота «си-бемоль»;
3. Прима и терция нам уже известны, находим тон квинты: то есть, отмеряем чистую квинту вверх от примы. Получаем ноту «фа»;
4. Полученные три ноты — «си-бемоль», «ре» и «фа» располагаем на линейках в любом порядке, только чтобы нота «ре» была самой нижней в аккорде. секстаккорд построен. Повторим, эта технология поначалу выполняется медленнее — сначала мы находим ноты, из которых аккорд должен состоять, а только потом эти ноты располагаем на линейках в нужном порядке. Но при этом мы полагаемся не на заученную таблицу (которую нетрудно и забыть!), а на полное понимание сути. Это надежнее, и в итоге — все равно эффективнее, поверьте!

Главные трезвучия в мажоре и миноре. Соединения главных трезвучий.

На всех ступенях мажора и минора можно построить трезвучия. Если построить эти трезвучия на всех ступенях гаммы натурального мажора и используя ТОЛЬКО ноты этой гаммы, мы видим, что три из них (на главных ступенях I, IV и V) — окажутся мажорными трезвучия. Каждое трезвучие имеет самостоятельное название (происходящее от названия ступени, на которой оно построено).

Трезвучие I ступени называется тоническим,
трезвучие IV ступени — субдоминантовым,
трезвучие V ступени — доминантовым.

Эти трезвучия ярче всех других выражают ладовые функции (то есть взаимоотношения устойчивых и неустойчивых звуков), поэтому они называются главными трезвучиями и обозначаются так же, как и главные ступени, T, S, D:

Построив трезвучия на всех ступенях натурального минора, мы видим, что в противоположность мажору, главными трезвучиями минора оказываются минорные трезвучия. Они обозначаются как и главные трезвучия мажора, но малыми буквами t, s, d:

Как видим, мажорное или минорное наклонение трех главных трезвучий ладу СОВПАДАЮТ с наклонением самого лада.

Строение главных трезвучий в гармонических видах мажора и минора отличается от натуральных видов. В мажоре от понижения VI ступени образуется минорное субдоминантовое трезвучие, придающее гармоническому мажору более мягкий характер, а в миноре от повышения VII ступени образуется мажорное доминантовое трезвучие, приносящее собою в минор некоторые черты мажорного лада:

Вследствие того, что главные трезвучия являются гармонической основой лада, они широко применяются в музыке, поэтому необходимо знать их простейшие соединения.

Соединением аккордов называется последовательность их при плавном движении голосов (голосоведении). Под «голосом» мы подразумеваем один звук аккорда. При восприятии музыки любой человек подсознательно отслеживает горизонтальные связи между этими голосами. То есть, оценивает, как соединяется верхний звук одного аккорда с верхним — другого; средний — со средним и т.д. То есть, музыка рефлекторно воспринимается как подобие некоего хора, где каждый голос исполняется живым человеком. Так вот, «голосоведением» называется манера композитора в обращении с каждым голосом в отдельности. При хорошем голосоведении ВЫ можете прямо-таки извлечь любой голос из недр аккорда и исполнить его как самостоятельную мелодию. Если голосоведение было продумано хорошо, то любой голос звучит гладко, поется легко, не содержит резких скачков.

Последовательность, образованная несколькими аккордами, называтся гармоническим оборотом.

Рассмотрим примеры простейших соединений главных трезвучий и их обращений:

Здесь показано соединение аккордов лишь в их простейшем, «лабораторном» виде. В реальной музыке, конечно, композитор имеет дело чаще всего с намного большим числом голосов, но принцип соединения все-таки продолжает работать и здесь. Сколько бы голосов ни участвовало в аккорде, при соединении следует стремиться к плавному, без скачков, движению КАЖДОГО голоса в отдельности.

Позже мы познакомимся с побочными трезвучиями мажора и минора.

Источник

Аккорды на гитаре, трезвучия

Аккорды используются для игры аккомпанемента, а их тоны являются опорными звуками, которые помогают гармонично строить сольные партии. Нередко гитаристы ограничиваются разучиванием нескольких простых для игры аккордов в открытой позиции и останавливаются на этом. Заучивать десятки табулатур одного и того же аккорда кажется не нужной тратой времени и сил. На этом занятии мы рассмотрим трезвучия, благодаря чему появится возможность систематизировать аккорды для их легкого запоминания и построения по зрительному шаблону и интервальному составу.

Чаще всего разучивание аккордов начинается с их игрой в открытой позиции — позиции открытых струн. Это позволяет легко и быстро запомнить аккорды и перейти к игре аккомпанемента к популярным песням, что является очевидным достоинством такого подхода. Однако, игра аккордов только в открытой позиции может привести к большим трудностям в будущем. Во-первых, открытая позиция даёт больше свободы пальцам. Игра базовых аккордов только в этой позиции недостаточно хорошо развивает пальцы, что необходимо для игры в закрытых позициях. Во-вторых, при игре в открытой позиции явно не видны шаблоны, на основе которых строятся аккорды, по причине чего последние воспринимаются как некоторые обособленные построения, которые нужно просто заучить. В-третьих, чисто зрительное запоминание большого количества позиций аккордов является непростым занятием. Многие аккорды и шаблоны визуально очень похожи друг на друга. Со временем редко использующиеся забываются, и гитарист безуспешно пытается вспомнить то, как зажать тот или иной аккорд или правильно ли он зажат. Это касается не только сложных аккордов. Часто путаница возникает при игре простых мажорных и минорных трезвучий. Слух, конечно, помогает “нащупать” нужный аккорд, но на практике музыкант может слышать что-то не то, но не быть в состоянии исправить это без посторонней помощи.

Для устранения указанных минусов необходимо дополнительно к зрительным шаблонам подключить знания из теории, благодаря которым можно будет построить их и проверить. Изучение аккордов также помогает лучше ориентироваться на грифе.

Аккорд — это созвучие из трёх и более музыкальных звуков разной высоты. Существуют аккорды терцового и нетерцового строения. Наиболее распространены аккорды терцового строения.

Самыми простыми аккордами терцового строения являются трезвучия.

Трезвучие — это аккорд, состоящий из трёх звуков, расположенных по терциям.

Данное определение является строгим и подходит при трёхголосном изложении трезвучия. При многоголосном изложении аккордов, что имеет место быть и при игре на гитаре, будет дана более полная его формулировка, к пониманию которой мы скоро придём.

Если вы привыкли к трёхголосному изложению трезвучий, которое используется в учебниках по элементарной теории музыки, сольфеджио и подобных материалая, то понимание многоголосного изложения трезвучий может казаться сложным и непонятным. Это пройдёт после небольшой практики.

В разговоре и ситуациях, когда важна количественная, а не качественная характеристика аккорда, под трезвучием понимают аккорд, состоящий из трёх звуков. Соответственно, септаккорд — аккорд из четырёх звуков, нонаккорд — аккорд из пяти звуков. Например, гитариста могут попросить играть трезвучиями для того, чтобы убрать ”блюзовость” из аккомпанемента, который он играет исключительно септаккордами.

Для чего изучать трезвучия, если на гитаре играются аккорды на четырёх, пяти и шести струнах? Трезвучие — это не только самый простой аккорд терцового строения, это фундаментальный аккорд, рассмотрение свойств которого позволит понять особенности терцовых построений в музыке. Терцовый принцип строения является основополагающим в музыке.

Существует четыре вида трезвучий с разным интервальным строением:

  • Мажорное — большая терция + малая терция (б.3 + м.3)
  • Минорное — малая терция + большая терция (м.3 + б.3)
  • Увеличенное — большая терция + большая терция (б.3 + б.3)
  • Уменьшенное — малая терция + малая терция (м.3 + м.3)

Все виды трезвучий показаны на рис. 1.

Рис. 1. Виды трезвучий.

Здесь и далее лады читаются слева направо, утолщенная вертикальная линия показывает верхний порожек, струны показаны сверху вниз (первая самая тонкая струна — верхняя горизонтальная линия сетки).

Каждый тон трезвучия имеет собственное название: нижний тон — прима, средний тон — терция, верхний тон — квинта. Тоны в трезвучии следует воспринимать как функциональные тоны, а не как интервалы или последовательность первый, второй и третий или нижний, средний и верхний. Функциональность примы состоит в том, что это основной тон (не путать с нижним звуком!) трезвучия, с которым по частоте взаимодействуют два оставшихся тона — терция и квинта, в результате чего трезвучие воспринимается мажорного или минорного наклонения или, проще говоря, мажорным или минорным.

Для определения наклонения трезвучия можно воспользоваться правилом первой терции от примы:

если между примой и терцией трезвучия образуется интервал большой терции, то трезвучие имеет мажорное наклонение, если малая — минорное.

Сыграйте попеременно мажорное и минорное трезвучия, показанные на рис. 2.

Рис. 2. Трезвучия.

Аппликатура пальцев левой руки: 1 — указательный, 2 — средний, 3 — безымянный, 4 — мизинец.

На рисунке показано место, которое нужно зрительно запомнить: тоны по диагонали рядом — большая терция, через лад — малая. Зрительное запоминание относительного положения тонов пригодится при любых построениях на грифе.

Буквенно-цифровое обозначение шаблонов трезвучий следующее:

X — мажорное трезвучие
Xm — минорное трезвучие
X+ — увеличенное трезвучие
Xdim — уменьшенное трезвучие

Вместо X нужно подставить обозначение звука, от которого нужно сыграть трезвучие: С — до-мажорное трезвучие, Am — ля-минорное трезвучие, G#+ — увеличенное трезвучие от ноты соль-диез и т.п.

Увеличенное и уменьшенное трезвучия звучат более напряженно по сравнению с мажорным и минорным. Они используются как проходящие аккорды или вспомогательные:

C —> C+ —> F (из тоники в субдоминанту, для тех, кто знает теорию)

Xm —> Xdim —>Xm —> Xdim

В отличие от трезвучия интервал не имеет собственные названия тонов. Нижний звук интервала называется основанием, верхний — вершиной. В интервале тоны не обладают функциональностью, как в трезвучии. Разница между интервалом и трезвучием показана на рис. 3.

Рис. 3. Интервал и трезвучие.

При обращении интервала (нижний звук переносится на октаву вверх) его вершина и основание меняются местами. Меняется и восприятие интервала: звучание исходного интервала имеет мажорное наклонение, а его обращение — минорное. При обращении трезвучия его наклонение не меняется: исходное трезвучие мажорное и его обращения также мажорные, несмотря на то, что между нижним и средним тоном первого обращения находится интервал малой терции, который звучит минорно, если его сыграть отдельно! Более того, между нижним и верхним звуком первого обращения интервал малой сексты, который тоже имеет минорное наклонение. Между средним и верхним тоном обращения чистая кварта — нейтральный по отношению к мажору и минору интервал. Почему аккорд, состоящий из минорно и нейтрально звучащих по отдельности интервалов, звучит мажорно? Это тема отдельного исследования, касающееся отношения частот и эмоционального восприятия сочетания звуков, но коротко можно сказать так: трезвучия — это не просто совокупность интервалов, а более сложные построения, имеющие свойства и функциональность, которой нет в интервалах.

Из сказанного выше следует то, что названия (и функциональность) тонов не зависит от порядка их следования. Октавные повторы тонов трезвучия также не меняют его сути. На этом как раз и основывается многоголосное изложении трезвучия при игре на гитаре:

для игры трезвучия с использованием четырёх, пяти или шести струн некоторые его тоны удваиваются через октаву

Влияет ли порядок следования тонов на функциональность самого трезвучия? Да, если при этом меняется нижний звук трезвучия. В первом обращении трезвучия нижним звуком является терция, во втором обращении — трезвучия. Трезвучие и его обращения — разные по функциональности аккорды!

Если нижний звук совпадает с примой, то трезвучие находится в основном виде, в противном случае трезвучие находится в обращённом виде.

Обращения необходимы для более плавного развития гармонической линии и плавного голосоведения. При игре только трезвучиями в основном виде возникают скачки.

Иногда в таблицах аккордов можно встретить подобное: над табулатурой написано C, а в табулатуре аккорд показан от ноты E. С — это некорректная запись табулатуры. Если нужно указать аккорд, в котором басовый (нижний) звук не является примой аккорда, то этот басовый звук пишется через дробь. В нашем примере обозначение аккорда должно быть таким: C/E — до-мажорное трезвучие с басовым звуком ми. Это секстаккорд, который является обращением трезвучия, а не трезвучием.

Важность и роль нижнего звука (баса) в аккорде наглядно можно услышать на таком примере. Сыграйте мажорное трезвучие С. Оно звучит мажорно. Теперь сыграйте это мажорное трезвучие, но дополните его басовой нотой ля (A). Что получилось? Малый минорный септаккорд! Изменение басового звука изменяет аккорд: в одних случаях может измениться только оттенок аккорда, а в другом случае аккорд изменится кардинально. Поэтому гармонические построения часто осуществляют от нижнего звука, а в обозначении аккорда первая заглавная буква указывает на нижний звук.

Если нижний звук не меняется, то порядок следования оставшихся звуков, включая и их октавные удвоения, не меняет сути аккорда.

На рис. 4 показано несколько из возможных табулатур ля-мажорного трезвучия A.

Рис. 4. Мелодическое положение аккорда.

Все эти аккорды являются трезвучиями, так как нижним звуком является прима, и имеют одинаковое буквенно-цифровое обозначение, которое является упрощенной записью аккорда в музыкальном аккомпанементе. Один и тот же аккорд с разным нотным составом имеет одинаковое обозначение. Для точного нотного обозначения аккорда рядом с ним необходимо показать табулатуру, что мы и сделали.

Аккорды на рис. 4 различаются по нотному составу (3, 4 и 6 нот в шаблонах, соответственно) и мелодическому положению аккорда, которое определяется по верхнему звуку аккорда. С нотным составом понятно. Чем больше звуков, тем богаче звучание, которое также зависит от того, как по регистрам распределены ноты.

Мелодическое положение аккорда совместно с расположением аккорда, которое сейчас мы рассмотрим, используется в гармонии для правильного голосоведения и исключения перекрещивания голосов. Подробности можно узнать из теории гармонии, а кратко это выглядит так. При изучении гармонии используется наиболее удобный четырехголосный склад с основными партиями сопрано, альт, тенор и бас, соответствующим четырем естественным певческим голосам. Каждый певческий голос имеет свой диапазон. При перекрещивании голосов один голос залезает в диапазон другого, например, тенор ниже баса. Это означает, грубо говоря, что тенора заставляют петь басом, а певец с басовым голосом должен петь как тенор. Логики в этом нет совсем, да и гармонии тоже. Для правильного и гармоничного голосоведения, собственно, и существует огромное количество табулатур одного и того же аккорда! На начальном этапе знакомства с игрой на гитаре гитарист выбирает позицию аккорда, исходя из возможности её легкого зажатия, а на более высоком уровне своего музыкального развития он выбирает её и с учетом гармоничности звучания аккорда в том или ином случае. Многообразие табулатур также обусловлено возможностью их игры тем или иным способом: боем, перебором, чередованием баса и аккорда, одновременной игрой баса и аккорда. Какие-то из табулатур можно сыграть всеми перечисленными способами, а какие-то только некоторыми.

Расположения аккорда показаны на рис. 5

Рис. 5. Расположение аккорда.

Тесным называется такое расположение, при котором соседние звуки аккорда (положение баса не учитывается) находятся на расстоянии не большем интервала кварты, широким — при котором соседние тоны находятся на расстоянии больше кварты. Пропуск одного тона — частный случай широкого расположения. На рисунке справа между квинтой и терцией пропущен звук октавного повтора примы.

Расположение аккорда позволяет улучшить гармонию и обогатить её. Если все аккорды брать только в тесном расположении, возможно перекрещивание голосов или для одной композиции это подойдет, а в другой будет звучать “узко и мелко”. Если в нижнем регистре (где музыкальные звуки расположены значительно ближе друг к другу по частоте, чем в среднем и верхнем регистрах) сыграть аккорд в тесном расположении, то получится неразборчивое и громыхающее звучание, а при взятии его в широком расположении будет гармоничное и читаемое созвучие. На гитаре аккорд можно зажать в пределах двух октав и расположение аккорда не столь существенно, как при игре на фортепиано, но знать об этом полезно.

Теперь мы готовы дать полное определение трезвучия в многоголосном изложении:

Трезвучие — это аккорд, в котором после удаления октавных дублей звуков, не затрагивающего нижний звук аккорда, остаётся три звука, которые можно привести к расположению по терциям путем их октавных перемещений.

Указание относительно невозможности удаления нижнего звука существенно, так как при незнании того, что нижний звук является основой аккорда, его можно принять за октавный повтор чего-нибудь и в результате может получиться обращение трезвучия, что в строгом смысле слова трезвучием не является. Проще говоря, нижний звук не трогаем, удаляем октавные повторы звуков (если они есть) и оставшиеся два звука пытаемся привести к терциям относительно нижнего звука. Получилось? Перед нами трезвучие. Не получилось? Тогда это нетерцовое созвучие — аккорд с задержанием sus2 или sus4, квартаккорд, квинтаккорд или что-то ещё.

На следующем занятии мы перейдем к аккордам и увидим, как трезвучия помогают разобраться с построением и запоминанием более сложных аккордов. Успехов!

Источник

Читайте также:  Ноты миленький ты мой возьми меня с собой
Оцените статью